Истоки
Монашество, как и само христианство, зародилось на Востоке. Оно быстро распространилось от преподобного Антония Великого в Египте на Восток: в Палестину, Сирию, а оттуда – в Армению и Месопотамию, а также на Запад – в Италию, Галлию и далее к западным островам. Кто же были те люди, которые принесли монашество на Запад?
В 336–337 годах египтянин святитель Афанасий Великий был отправлен в изгнание в Трир, ныне находящийся на территории Германии. Там он, возможно, и написал житие Антония Великого по просьбе западных монахов, которым он посвятил свой труд. В любом случае, версия этого жития была переведена на латынь около 380 года и оказала влияние на развитие монашеской жизни на Западе. Немаловажно, что житие было прочитано позднее и на шотландском острове Айона – недаром преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский изображены на нескольких ирландских «высоких крестах».
Примерно в то же время святой Мартин Турский (ок. 315 – 397) основал первый монастырь в Галлии недалеко от Пуатье, а позднее – ряд других обителей, и прежде всего в Мармутье («монастырь Мартина») рядом с Туром. Один из учеников святого Мартина – святой Виктриций, епископ Руанский, – посещал Британию около 396 года. В Руане в конце IV века уже был монастырь, и святой Виктриций, возможно, заимствовал устав для своих монахов из Трира. Есть большие основания верить тому, что римо-британец святитель Ниниан (ок. 360 – 432) основал монашескую общину на острове Уитхорн бывшего шотландского графства Уигтауншир (ныне графство Дамфрис и Галлоуэй) в 394 году, а также другие обители, по примеру монастырей святого Мартина.
Современник преподобного Иоанна Кассиана святой Гонорат (ок. 350 – 429) основал монастырь на одном из крупнейших Леринских островов (сегодня он носит название Сент-Онора – в честь святого), близ города Канны на юге нынешней Франции. Здесь он и поселился около 410 года, после паломничества в Рим и Грецию. Там также стал монахом святитель Луп Труаский, которому предстояло в 429 году вместе со святым Германом Оксеррским совершить поездку в Британию. Святой Герман находился под немалым влиянием галльского монашества. Вполне вероятно, что некоторое время в Леринском монастыре прожил и святой Патрик, будущий апостол ирландцев.
Святой Патрик основал несколько монашеских общин в Ирландии во второй половине V века. Затем наступила эпоха формирования похожих монастырей в Уэльсе и Корнуолле. Позднее, в 563 году, преподобный Колумба (ок. 521 – 597) и его ученики из Ирландии высадились на острове Айона и принесли ирландское монашество в Шотландию.
Старая ирландская литания святых упоминает семь египетских монахов, погребенных в «Dysert Ulaidh» на западном побережье Ирландии. В житии святителя Иоанна Милостивого мы читаем об одном аристократе из Александрии, который около 600 года совершил путешествие в Британию. Есть даже такое предположение, что ирландские кельтские «колесовидные» кресты берут свое начало из Египта.
Практики
По сей день такие кельи и часовни можно видеть на острове Скеллиг-Майкл на юго-западе от побережья Ирландии. Группы таких келий, которые были обнесены стенами или укреплениями, сохранились на ряде островов к западу от Ирландии, а также в шотландском районе Хайленд и на островах Шотландии. Все они позволяют нам хотя бы частично понять жизнь древних ирландских монахов. На острове Айона игумен жил в отдельном домике на небольшом холме. Кроме келий монахов, монашеский город также включал одну или несколько часовен – очень скромных как по своей конструкции, так и по размерам, – кухню, трапезную, дома для паломников и мастерские. Монастыри были окружены валом и рвом для защиты от нападений. В целом обители весьма напоминали монашеские колонии в пустынях Египта.
Но всё же ирландские монахи, жившие во всех странах северо-западной Европы, считали уединенную жизнь анахоретов более совершенной, нежели в общежительных монастырях, поэтому они всегда старались удаляться в пустынные места. С другой стороны, иногда монахи, прожившие некоторое время пустынниками, возвращались к братьям своей обители. Но немало было именно таких ирландских аскетов, которые начинали свою иноческую жизнь отшельниками и подвизались так всю жизнь, никогда не становясь членами монашеской общины.
Ирландцы, как и подвижники Египта, Палестины и Сирии, всегда делали особый акцент на умерщвление плоти. Количество и качество еды сокращалось до минимума. Время сна тоже ограничивалось. В маленьких часовнях пелись или читались длинные службы. Аскетические практики включали посты, бдения, предание себя в руки стихий (особенно молитва в холодной воде), нагота, ношение вериг и других орудий особых епитимий – всё то, что особенно любили отшельники Нитрийской и других пустынь Египта. Хотя кельтское монашество было в основном общежительное (по примеру монастырей святого Пахомия), в своей внешней форме, отражавшей его живой дух, оно было в значительной степени анахоретским.
Как и в Ирландии, в монашеских поселениях Бретани, Уэльса и Шотландии практиковались следующие формы молитвы: чтение псалмов с внешними формами поклонения и покаяния – земными поклонами, коленопреклонениями, стоянием с разведенными в сторону руками в виде креста («крестные бдения»). Похожим на епитимии, которые возлагали сами на себя пустынники Египта и Палестины, было стояние в море, источнике или пруду на протяжении нескольких часов с чтением Псалтири или других молитв (яркие примеры можно увидеть в житиях святителя Давида Валлийского и англичанина святителя Кутберта Линдисфарнского). Что же касается земных поклонов, в тексте VIII века – уставе монашеского движения кульдов[1] – говорится, что братьям полагалось делать не более 200 земных поклонов в день. Однако есть свидетельство, что один подвижник-анахорет из Клонарда (Ирландия), муж великой добродетели, совершал 700 земных поклонов в день.
Пища ирландских и других кельтских подвижников-монахов состояла из овощей, хлеба, яиц и иногда рыбы. Пили только молоко или воду. Усердные в аскетической жизни могли полностью воздерживаться от еды несколько дней. В холодном сыром климате Ирландии такое измождение плоти требовало героического терпения.
Тем отшельникам и анахоретам, которые предпочитали жить поодиночке на островках или в пещерах материковой части страны, приходилось довольствоваться еще более скудной пищей, чем в братских общинах монастырей. Пост тоже был одной из важнейших составляющих аскезы. Так, в уставе Кормака Мак-Киолионайна (ок. 900) сказано, что монашествующим следует воздерживаться от употребления мяса и вина. Из житий многих кельтских святых, например Самсона Дольского и Колумбы Айонского, мы узнаем, что они стяжали непрестанную молитву и во время молитвы преображались и вокруг них сиял Божественный свет.
Параллели можно увидеть и в других практиках. Так, некоторые ирландские духовные отцы наставляли не только монахов, но и мирян. «Другом души» («anamchara») назывался наставник, помогавший во всех трудностях духовной жизни, а «мудрый друг души» был тот, кто стяжал смирение. Эти духовные руководители использовали пенитенциарии, устанавливавшие норму наказаний (епитимий) за те или иные грехи.
Однако, к сожалению, после Маргариты, вышедшей замуж за короля Малкольма III в 1068–1069 годы, монашеская жизнь в православной ее традиции иссякла, и на ее место пришел римо-католицизм, насильно введенный норманнами.
Во всех кельтских странах сохранились географические названия, напоминающие нам о бесчисленном количестве этих отшельников и странствующих святых. Полулегендарные жития этих святых были записаны гораздо позднее римо-католическими хронистами – обычно за основу брались подлинные события жизни угодников, хотя зачастую это невозможно установить.
В Европе
Ирландские и другие кельтские подвижники поддерживали тесные контакты с Церковью континентальной Европы – особенно с Церковью родственной им Арморики (позднее названной Бретанью), с Галлией, а также северной Испанией. Здесь начиная с VI века существовало поселение переселенцев-бриттов, подобное поселениям в Бретани, со своими епископами и церквями. До наших дней сохранились некоторые географические названия, напоминающие об их присутствии на этой земле.
Во времена блаженного Иеронима бритты также путешествовали к святыням Палестины, а некоторые даже посещали отцов-пустынников в Египте. От блаженного Феодорита Киррского (V в.) мы узнаем, что «бритты» стекались к месту духовного подвига преподобного Симеона Столпника. Дух отшельников и анахоретов египетских пустынь сохранился среди ирландских монахов и был перенесен ими из Ирландии в Галлию, Швейцарию и Италию в течение VI и VII столетий – в основном самими ирландцами.
В скором времени другой монастырь был построен в Люксее – на руинах римской крепости. (Примечательно, что один из духовных преемников святого Колумбана и его учеников – святитель Феликс Бургундец – позднее основал обитель тоже на руинах римской крепости в Восточной Англии.) Монахи – ученики святого Колумбана – жили по очень строгому монашескому правилу, что посрамляло монахов местных франкских общин, придерживавшихся менее строгого устава. Всю жизнь стремившийся к полному уединению, игумен Колумбан взял лишь одного из своих монахов, по имени Галл, в Швейцарию, а оттуда – в Форарльберг в нынешней Австрии. Здесь, на восточном берегу Констанцского (ныне Боденского) озера, они построили несколько хижин и часовню.
Затем Колумбан проследовал пешком через Альпы в Италию, где основал монастырь в Боббио. Независимо от того, где он был, этот типичный кельтский монах имел такое рвение к уединенной жизни, что даже часто уходил и из маленьких монашеских поселений, когда в их жизни нарушался покой. Всё это напоминало жизнь египетских монахов, убегавших вглубь пустынь из Нитрии, надеясь найти полное уединение в далеких Келлии, Ските или на горе Клаймакс. Колумбан желал быть совершенно один даже на смертном одре. Он оставил своих братьев в Боббио и удалился в горную пещеру, где и преставился в 615 году[2].
Как видим, монашеский идеал и практика духовной жизни достигли Британских островов через Галльскую Церковь, путешествовавших через Восток паломников, духовную литературу (житие Антония Великого и творения Иоанна Кассиана, к примеру), а также, возможно, через пилигримов, странствовавших с Востока на Запад, таких как семь египетских монахов, похороненных в Ирландии.