Великая Пятница – день воспоминания о страданиях Господа нашего Иисуса Христа – побуждает нас к размышлениям о значении Животворящего Креста Господня. Подобно тому, как в древности христиане, вначале в Иерусалиме, а затем в Константинополе в этот день благоговейно целовали Животворящее Древо, так и ныне мы призываемся мыслью, сердцам и устами лобызать Всечестный Крест, на нем же Господь Иисус Христос совершил искупление рода человеческого. И прославлять Его непобедимую, непостижимую и Божественную силу и свидетельствовать о ней.
Этот случай рассказал мне в 1987 году насельник Псково-Печерского монастыря иеромонах Феофилакт, в миру Константин Николаевич Белянин, бывший военный врач из Казани. К монашеству его привела смерть его сына Константина. Он собирал известия о чудесах и явлениях святых и записывал их. В машинописи существовал его сборник: «Это случилось в наше время», подписанный псевдонимом Нитсок (измененное Константин Николаевич). Возможно, экземпляр этого сборника и сохранился в библиотеке Псково-Печерского монастыря. А вот какой случай рассказал он мне о силе Животворящего Креста и крестного знамения.
В 1971 году проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором был избран Святейший Патриарх Пимен. К техническому обеспечению Собора и обслуживанию гостей привлекались учащиеся Московской Духовной Семинарии и Академии. Семинарист К. жил в одной келье с другим семинаристом – фотографом, который по благословению снимал сессии Собора, а также его гостей. После съемок он всегда проявлял пленку, и поэтому под койкой у него всегда было две бутылки: одна с проявителем, другая с чистой водой.
Что до К., то он «пекся о столах», то есть обслуживал застолья. После них оставалось много чего вкусного, и начальство дозволяло студентам приобщаться к соборным брашнам. Как-то раз он проснулся утром, собрался идти на послушание, но прежде нужно было умыться и почистить зубы. И когда он уже вышел из кельи в коридор, вдруг услышал возглас соседа: «Отключили воду по всей семинарии». То ли что-то ремонтировали, то ли ЧП, но утром семинаристы остались без воды. А К. после вчерашних острых закусок страшно хотелось пить. Тут он вспомнил, что у соседа всегда в бутылке под койкой есть чистая вода. Он взял бутылку, налил из нее в стакан и, по благочестивой привычке, привитой еще в его семье, перекрестил его. Выпил и спокойно пошел на послушание. Возвратившись, он нашел своего соседа-фотографа в сильнейшем негодовании. Тот потрясал дланьми и вопил на всю келью и весь коридор: «Кто отлил у меня проявителя?». Проявитель был вещью дорогой, и К. побоялся признаться.
А потом его стало мучить любопытство: какими биохимическими свойствами обладает проявитель? И более конкретно: что бы с ним стало, если он бы не перекрестил стакан? К. украдкой обмакнул палец в проявитель и чуть-чуть лизнул его. Как потом он рассказывал, два дня ему жгло язык. Образовалась даже небольшая язвочка. А что с ним было бы, если бы он выпил целый стакан, не перекрестив его?
Подобные примеры были и в древности. Некоторые граждане города Бостры, завидуя тамошнему епископу Юлиану, решили его отравить. Святой Юлиан, духом узнав про заговор, поставил пред собой отравленную чашу и велел позвать к себе всех граждан, участвовавших в злом умысле. Когда они пришли, праведник сказал: «Если хотите смиренного Юлиана умертвить ядом, то пред вами пью чашу эту». Тогда он трижды перекрестил чашу, сказав: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем выпил яд – и остался невредим. Виновные, увидев это, пали ему в ноги, прося о прощении. Но это было в VI в., а случай, рассказанный о. Феофилактом, произошел сорок с небольшим лет назад, почти на наших глазах. Воистину, до Второго Пришествия не будут оскудевать благодать и чудеса в Церкви.
Эта история учит двум вещам. Во-первых, Господь «хранит младенцев». В жизни К. воочию исполнились слова Христа: «И аще что смертное испиют, не вредит им» (Мк. 16:18). И второе: воистину Крест есть «Хранитель всея вселенныя». Наших душ и тел. Нашей жизни – временной и вечной.
Ветеринар сказал, что он не выживет, у него кошачья чумка, понос был страшенный, истощение, но мы его изо всех сил выхаживали, надеялись! Через неделю у котёнка началась огония, судороги, он вытянулся вструнку и... издох. Я в слезах взмолилась Господи, помоги нам! и перекрестила котёнка... котёнок вскочил на лапки, перекувырнулся через голову и ожил...
Сказать, что я не поверила своим глазам, это ничего не сказать! До сих пор я вспоминаю этот случай и думаю, а правда ли это было? не померешилось ли мне? может нет никакой связи между крестным знамением и выздоровлением котёнка? но коту еже пять лет, и я понимаю, что всё было на самом деле. Вот так. И это чистая правда!