«Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3: 1) С этих слов диавол начал обольщение Евы в раю. Чтобы обвинить Господа в обмане, змий сначала заставляет Еву засомневаться в истинности слова Божия. Он дает всяко посмаковать его, пощупать, разложить на слоги и буквы, показать, что и сакральности, собственно, в нем нет никакой, так – звуковая волна. А дальше уже можно врать напропалую: «Неправду сказал Бог, вы не умрете, когда вкусите от древа познания добра и зла, но знает Бог, что тогда откроются ваши глаза, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Ср.: Быт. 3: 2–5).
За тысячи лет человеческой истории кардинально нового лукавый мало что придумал. Лишь бы обмануть. И первое средство для обмана верующего – подорвать авторитет слова Божия. Что там сказал апостол Павел: «Всё Писание богодухновенно» (2 Тим. 3: 16)? Может, и не богодухновенно вовсе, но знает апостол, что в день, когда вы поймете это, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги…
Что значит – богодухновенно? Значит – изрекается от Бога через святых людей. Эту мысль повторяет и апостол Петр: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1: 21). Слово Божие истинно и не может солгать. В этом ключе нужно читать Библию.
Помню свои метания в юности во время поисков Бога. Иногда казалось, что идешь через духовный бурелом. Анализируя сейчас те события, понимаю, что Бог всегда был рядом, оберегал меня от крайности, направлял к пути спасения. В какой-то момент духовного тупика появилась мысль впервые прочитать Библию. И я начал не с Евангелия, а с Ветхого Завета. С муторными мыслями и опустошенной душой я открыл слово Божие и начал чтение. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1). Я прочитал эту строку – и почувствовал дыхание Божие, исходящее от слов. Вот, еще секунду назад я верил во что-то высшее, в силу, в абсолют, в неземной разум. Но в этом бардаке и хаосе моя душа упрямо искала свет Христов – и нашла его в этих незатейливых первых семи словах самой главной книги. Секунду назад я еще не знал, что есть Бог Любовь, – но когда прочитал эти слова сердцем – опытно убедился в Его существовании. С тех пор для меня книга Бытия с ее неземной лаконичностью и пророчественностью – одна из самых дорогих.
Пророк Моисей
Моисей – пророк. Почему? Ведь пророки предсказывают то, что произойдет в будущем. А что предсказал Моисей?
Бытие – книга, написанная пророком Моисеем. Вы никогда не задумывались, почему Моисей – пророк? Ведь пророки предсказывают то, что произойдет в будущем. Вот, например, Исаия – дал поразительные по силе описания страждущего Мессии. А Иоанн Богослов – откровение конца мира. Что же предсказал Моисей? Явление Мессии, – ответите вы: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» (Втор. 18: 18). Но не только это заставило святых отцов назвать Моисея пророком. Послушайте, что говорит о нем святитель Иоанн Златоуст: «Все другие пророки говорили или о том, что имело быть спустя долгое время, или о том, что надлежало случиться тогда же, а он, блаженный (Моисей), живший спустя уже много поколений (после сотворения мира), удостоился водительством вышней Десницы изречь то, что сотворено Господом всего – еще до его рождения»[1]. Итак, пророческий взгляд других пророков Божиих направлен вперед, а взгляд Моисея – назад, в глубь веков. Только так относясь к пятикнижию, можно понять в полноте его богодухновенность. И как мы не можем умом постигнуть всех словес книги Откровения, точно так невозможно постичь всей глубины Бытия – не только из-за удаления от нас во времени, но и из-за исчезновения реалий того мира. «С великою благодарностью будем принимать сказанное (Моисеем), не выступая из своих границ и не испытуя того, что выше нас, как поступили враги истины, которые захотели всё постигнуть своим умом, не подумав, что природа человеческая не может постигнуть творения Божия», – говорит святитель Иоанн Златоуст.
Сотворение мира и грехопадение
Итак, Бытие – книга пророческая. И рассматривать ее слова можно только вооружившись молитвой, а совершенно не микроскопом. А поскольку в наше время всё меньше людей принимает на вооружение молитву и пост, то всё больше голосов выступает как в церковной среде, так и в среде неверующих против буквального понимания книги Бытия. Ну, понятно, чего ищут люди неверующие: дескать, глаза протрите, посмотрите на достижения науки, во что вы там верите? А когда протрете глаза и они у вас откроются, – ну точно вам говорим, – станете, как боги. Как мы. Неверующие. И христиане начинают робко обороняться: это следует понимать так, а это – эдак, да и вообще наша христианская вера не зависит от книги Бытия и не пошатнется, если наука докажет обратное. И что же хотят сказать этим люди верующие? Что слово Божие – что дышло?
Если можно символически понять сотворение мира, то почему нельзя символически понять и грехопадение? А если это только миф, то ради чего пришел Христос?
М-да. Вера во Христа, может, и не пошатнется. А вот вера в истинность слова Божия? Ведь если можно символически понять сотворение мира, то почему нельзя символически понять и грехопадение? А если это только миф, то ради чего пришел Христос? Или, может быть, и рождество и воскресение Господа нашего Иисуса Христа тоже изволите понимать символически? Ну, некоторые христиане так уже и понимают. И даже так проповедуют. Неспроста преподобный Ефрем Сирин предупреждает читателей Бытия: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание»[2].
Уже, наверное, известно всем, что в церковной среде весь сыр-бор насчет толкования сотворения мира крутится вокруг слова «йом», которым в еврейском тексте Бытия обозначены дни творения. Обычно оно означает «сутки», но также в его семантическое гнездо входит и понятие «период времени», который может продолжаться сколько угодно. На этом делают акцент христианские эволюционисты, когда пытаются втиснуть в шестоднев миллионы лет эволюции. Дескать, неважно: за шесть суток сотворил Бог мир или за миллионы лет, сотворил всё сразу или путем эволюции.
Во-первых, можно сказать, что все попытки растянуть дни творения связаны только с попыткой «помочь» Богу сотворить мир не мгновенно, а постепенно. Это было бы даже смешно, если бы не иллюстрировало современное маловерие. Почему Богу «легче» сотворить вселенную за миллионы лет, чем за шесть дней? Может, потому что нам так легче верить? Или наоборот – так легче не верить в Его всемогущество? Нам сложно за шесть дней построить храм. Легче растянуть лет на шесть. Вот и мыслим в таких же человеческих категориях о Божестве. Где там за шесть дней сотворить – хотя бы уж за 600 миллионов лет. А то, может, за такую толщу лет оно и того – само?.. Где уж разглядеть действия Божии в шестистах миллионах лет! Наверное, поэтому Бог и сжал сотворение мира в неделю – чтобы наш взгляд концентрированно выбирал главные для себя истины.
Очень много литературы написано против «фактов» теории эволюции, и желающий может легко найти соответствующие книги. Меня же более интересует не научный, а богословский аспект проблемы. Да и вообще рассуждать о шестодневе с точки зрения науки – неправильно, поскольку в шестодневе описаны реалии, не имеющие современных аналогов. Весьма подробно об этом говорит выдающийся подвижник XX века иеромонах Серафим (Роуз) в книге «Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди». Я же позаимствую оттуда только некоторые тезисы.
Наука не может приблизиться к реалиям первозданного мира, потому что он был разрушен грехопадением.
Почему наука не может приблизиться к реалиям первозданного мира? Потому что он был разрушен грехопадением. Как говорят все святые отцы, с грехопадением вселенная изменилась. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5: 12), – говорит апостол Павел. То есть до грехопадения в мире не было ни смерти, ни болезни. Мы многократно читаем об этом, но как-то не делаем должных выводов из этого. Каких же? В мире не было ни хищников, ни жертв, ни боли, ни страданий. Комар не пил кровь, тигр не ел косулю, касатка не бросалась на дельфина. Все это – результат грехопадения. Ибо, как говорит тот же апостол: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8: 19–22). Вся тварь совокупно стенает и мучается, – говорит. То есть повреждено и искажено всё творение Божие – а это даже не просто человек и животные, это еще земля, вода, воздух – вся Вселенная. Но и не только это. Поскольку живое и неживое во Вселенной движется и приходит в упадок по законам природы, то дерзнем сказать, что известные нам законы этого мира – не есть истинные и непреложные, но падшие и искаженные законы мира первозданного.
Известные нам законы этого мира – не есть истинные и непреложные, но падшие и искаженные законы мира первозданного.
Что было в том мире – до грехопадения? Преподобный Григорий Синаит говорит: «Эдем – место, в коем Богом насаждены всякого рода благовонные растения. Он ни совершенно нетленен, ни совсем тленен. Поставленный посреде тления и нетления, он всегда и обилен плодами, и цветущь цветами – и зрелыми, и незрелыми. Падающие дерева и плоды зрелые превращаются в землю благовонную, не издающую запаха тления, как дерева мира сего. Это – от изобилия благодати освящения, всегда там разливающейся»[3]. И не только рай был таким, но и вся земля: «Всё это творение вначале было нетленным и было создано Богом подобным раю. Но позднее оно было подчинено Богом тлению», – говорит преподобный Симеон Новый Богослов[4]. По какому закону природы плоды зрелые превращаются в землю благовонную, не издавая запаха тления? По какому закону природы были сотворены сначала свет, а потом светила; сначала травы, использующие энергию Солнца, а потом само Солнце? До грехопадения Эдем и весь мир – страна нам неизвестная. И законы, действующие там, нам не станут известны прежде нашего попадания туда (чего всем желаю). И если наука говорит, что челюсти льва или белой акулы идеально подходят для пищи животного происхождения, это говорит не о том, что лев и белая акула всегда были плотоядными. Как бы тогда они питались травой, по слову Господа: «Всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду], пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу» (Быт. 1: 30)? Их строение говорит о том, какие величайшие изменения претерпел мир с грехопадением. Не только смерть и болезнь проникли к нам, но изменился и сам вид земли, фауны и флоры. Земля произвела «терния и волчцы» (Быт. 3: 18), утратила плодородность («проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» – Быт. 3: 17), образ животных исказился, а вместе с тем – несомненно подверглись порче и самые основы жизни на земле – законы природы, которые – также творение Господа. Если до грехопадения не было терния, колючек, а продолжая мысль, скажем: и ядовитых растений и животных, – значит всё смертоносное в фауне и флоре – результат преступления человека. Уже из этого можно понять, какие грандиозные изменения испытал первозданный мир за грех Адама.
Взгляд науки падшего мира на первозданную историю – это попытка муравья отгадать по обломкам самолета его устройство
Поэтому взгляд науки падшего мира на первозданную историю – это попытка муравья отгадать по обломкам самолета его устройство. И несколько забавно читать о научных способах датировки Вселенной или Земли. Часть из них основаны на данных о периодах распада радиоактивных элементов (например углерода-14, урана-238 и т.д.). Логика ученых такова: поскольку известна скорость распада этих элементов, то по остаточным долям изотопов в образце можно рассчитать возраст самого образца. Однако для этого нужно предположить, сколько изотопов было вначале, а также что скорость распада этих элементов не меняется тысячелетиями. Второй популярный метод – астрономический – основан на идее постоянства скорости света: чтобы свет от дальних звезд дошел до нас, нужно до 20 млрд световых лет – значит, Вселенной столько и лет.
Что на это сказать? Мы живем в падшем мире, где плотское – отражение духовного. Энтропия и раздробленность сознания человека проявляется в энтропии физической, социальной и даже природной. Человек распадается на части: сердце хочет одного, ум – другого, тело – третьего; материя распадается, и Вселенная – расширяется, разлетается в разные стороны – следовательно, тоже распадается на части. Но с чего вы взяли, что так было всегда? Если до грехопадения лев не ел косулю, яблоко не тлело, а человек имел силу и могущество прозреть суть каждого животного и дать ему соответствующее имя, то почему бы урану-238 тоже не вести себя по-другому в том мире? Распад – механизм тления – то есть механизм падшего мира. Поэтому узнать, каковы были физические и астрономические законы мира, а в частности – как вел себя уран-238 в условиях отсутствия тления, не представляется возможным. Может, он и не распадался вовсе? И не излучал смертоносную радиацию? И какие изменения он претерпел во время грехопадения – как узнать?
Неверующий человек строит свои теории, представляя, что Бога нет. Но Бог силен сотворить мир так, что свет звезд сразу виден с земли, и поистине это для Него не труднее, чем сотворить саму звезду.
Отцы говорят, что образ человеческого размножения был бы иным, если бы не катастрофа грехопадения; что Адам не имел телесных нужд, не испытывал ни голода, ни холода, то есть, по сути, мог бы и не есть, а если и ел, то не имел нужды опустошать чрево. В какой лаборатории можно воссоздать эти условия бытия, чтобы провести научный эксперимент?
Эволюционно-религиозная модель развития жизни не только выпадает из библейской картины мира, но и полностью противоречит ей. Согласно теории «христианского эволюционизма», человек появился в результате управляемой Богом эволюции. В 2004 году тысячи представителей христианского духовенства выступили в поддержку изучения эволюционизма. Между прочим, они заявили следующее: «Мы, нижеподписавшиеся, христианское духовенство из множества различных традиций, верим, что вечные истины Библии и открытия современной науки могут комфортно сосуществовать. Мы верим, что теория эволюции является основополагающей научной истиной, покоящейся на строгих исследованиях, в подтверждение которой существует много человеческих познаний и достижений. Мы верим, что человеческий разум, могущий критически мыслить, находится в числе божественных благих даров и что отказ от полного использования этого дара есть уклонение от воли нашего Создателя»[5]. К 2010 году под этим проектом уже было собрано 13 000 подписей.
На какой эволюционной ступени находились Адам и Ева? Они были неандертальцами или кроманьонцами?
Я тоже считаю, что человеческий разум, могущий критически мыслить, – это очень хорошо. И поэтому мне непонятно, как могла осуществляться управляемая Божеством эволюция в мире, где не было болезни и смерти. На какой эволюционной ступени находились Адам и Ева? Они были неандертальцами или кроманьонцами? В какой момент они осознали себя детьми Божиими? Как в контексте эволюционной модели рассматривается сотворение Евы из ребра Адама? И самое главное: если Адам и Ева – плод эволюции, и до их рождения в мире царили, наперекор всем святым и апостолам, смерть и страдание («естественный отбор»), то в чем заключаются последствия грехопадения? В чем его трагедия, если качественно жизнь на земле никак не изменилась: жили как скоты раньше, так же живем и сейчас? Все эти вопросы неизбежно ведут к искусственным аллегорическим толкованиям текста Бытия, от чего предостерегает преподобный Ефрем Сирин, к расшатыванию авторитета слова Божия, и в перспективе – к умалению подвига Спасителя. Христос пришел обновить Адама, восстановить «падший древле» образ. Какой же образ – в контексте эволюции: орангутанга с палкой? Унижение крестного подвига Христа, обессмысливание Его воплощения – вот конечная цель эволюционного мудрования. И еще одна цель – отодвинуть Творца от сотворения, – ведь эволюция может совершаться и «сама».
Мы можем прекратить свое падение и подняться на Небеса только во Христе! Эволюция же утверждает, что мы и так, без Бога, подымаемся туда. Каков обман!
Мы здесь сталкиваемся с глобальным противоречием: и теория эволюции, и христианское вероучение имеют вертикальный исторический вектор. Но теория эволюции начинает с амебы и заканчивает богом на земле – как обещал змей. Христианство говорит, что мы начали с почти божественных условий существования, но через грехопадение опустились в нижеестественное состояние и теперь всё время катимся вниз. И это падение завершится на дне адовой пропасти во время царствования антихриста – и так наступит конец. Векторы этих двух учений ведут в разные стороны. И суть христианского благовестия в том, что через Христа Спасителя мы можем вернуться из этой современной скотоподобности к первозданному блаженному состоянию. Мы можем прекратить свое падение и подняться на Небеса только во Христе! Эволюция же утверждает, что мы и так, без Бога, подымаемся туда. Каков обман!
Итак, теория эволюции только на первый взгляд имеет мало общего с богословием. На деле она порождена, конечно, умом не научным, а духовным – правда, антихристианским.
Однако это еще не все идеи, которые нам дарит при пристальном прочтении книга Бытия.
Потоп
Грехопадение – не единственная пропасть, которая отделяет нас от первозданного мира. Есть еще одна – всемирный потоп. О грандиозности явления можно судить по его последствиям. Мы видим из текста Бытия, что допотопные люди жили намного дольше нас: Адам прожил 930 лет, Сиф – 912, Енос – 905 и т.д. Однако после потопа продолжительность жизни людей резко сокращается до почти современных мерок. Авраам прожил уже 175 лет, Исаак – 180, Иаков – 147, Моисей – 120. Пророк Давид уже пишет, что жизнь человека – 70–80 лет (см.: Пс. 89: 10). С чем это связано? В первую очередь, вероятно, с глобальным изменением климата. Из строк Бытия (см.: Быт. 7: 11) можно понять, что потоп был вызван не только огромным количеством осадков, но и небывалыми катаклизмами: всемирными землетрясениями, извержениями вулканов и подземных источников и проч. Интересно рассуждает в этом контексте иеромонах Серафим (Роуз). Он исходит из слов Бытия «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью… И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1: 7–8) и что до времени Ноя в Писании не упоминается ни о каком дожде: «Господь Бог не посылал дождя на землю… но пар поднимался с земли и орошал всё лице земли» (Быт. 2: 5–6). Он предполагает следующее. «Вода над твердью» – это в некотором роде естественная перегородка, «атмосферный кондиционер», поддерживающий постоянно в воздухе массы воды. Этот облачный слой оберегал землю от космической радиации и позволял по всей планете сохраняться влажному теплому климату. Этот «парниковый эффект» объясняет находки в арктическом льду тропических растений и животных. После потопа, когда вся эта масса пролилась на землю, климат изменился до того, который мы знаем сейчас. Многое сразу становится понятным. Например, слова Господа Ною о радуге: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею» (Быт. 9: 13). Без дождя не было до этого и радуги. «Как могла бы быть радуга знамением, – спрашивает отец Серафим, – если бы она, как думают некоторые, существовала веками до потопа? Очевидно, что тогда радуга появилась впервые»[6]. Ухудшение климата и увеличение количества космической радиации обусловило сокращение жизни людей и вымирание некоторых видов животных. Зная об ухудшении климата и плодоносности земли в послепотопное время, Господь и разрешил людям вкушать мясо (см.: Быт. 9: 3–4), в то время как до потопа благословлял принимать исключительно растительную пищу, – предполагает отец Серафим.
В этом контексте и слова Бытия: «В то время были на земле исполины… это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6: 4) – могут пролить свет на некоторые величественные памятники древней архитектуры – мегалиты, которые в изобилии находятся в разных местах нашей планеты (например в Перу). Ученые недоумевают: как первобытные люди, не имеющие ни знаний, ни орудий труда, могли так совершенно уложить в стену без раствора огромные каменные тесаные глыбы, что в кладку невозможно просунуть даже травинку? Поэтому рождаются всевозможные дикие версии об инопланетянах.
Допотопные люди были совсем не дикарями с палками, а ближайшими потомками Адама, который имел всю полноту ведения и разума.
Однако Библия дает понимание, что допотопные люди были совсем не дикарями с палками, а ближайшими потомками Адама, который имел всю полноту ведения и разума. И если развитие греха удаляет от Бога и помрачает богодарованный разум, то можно думать, что допотопные люди были намного умнее нас с вами. А библейское именование «исполины» довершает характеристику этого народа, который вполне мог создать множество таких архитектурных памятников на едином тогда материке. Однако это уже гипотезы. Но что только послепотопная Земля – планета, известная нам, – это факт библейской истории.
***
Что можно сказать в заключение? Повторю слова апостола Павла: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4: 12). В нем есть все ответы на волнующие нас вопросы как личного, так и вселенского масштаба. Чтобы извлечь их из Священного Писания, нужно иметь очищенное сердце и несомненную веру в Бога. Если нам тяжело бывает доискаться до сокровенного смысла библейского текста – значит, нужно с молитвой поискать его у святых отцов – и при помощи Божией ответ найдется. Однако все подобные усилия – это духовный труд, который совершать нам бывает лень. И тогда мы начинаем фантазировать и мечтать – это совсем нетрудно, а даже занятно. Или принимаем на веру чужие фантазии. Однако к таковым мечтателям сурово обращается апостол: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 6–8). Аминь.
https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/6
Мне же ближе позиция прот. Василия Зеньковского.
Христианскую эволюцию стали пропагандировать с одной лишь целью - чтобы не быть осмеянными наукой. Хоть как правило в вопросах, когда наука противостояла вере, в итоге она оказывалась осмеянной.
Я может быть плохо понял идею эволюции, но как представляю выглядит так: Бог создал всё с потенцией саморазвития. Но это означает постепенность. Но как тогда это увязать со словами "Бог сказал и стало"? "И сказал Бог да произведёт..." Если творение уже само по себе наделено способностью развития, то зачем тогда вмешательство Бога для появления чего-то, что и так должно было появиться, по замыслу христианских эволюционистов? Зачем Богу тогда вмешиваться и повелевать земле произвести животных? Богу что, надоела длительность Им же запущенного процесса эволюции в творении и Он периодически подстёгивает процесс? Зачем вообще тогда всё это количество слов о днях творения и о том, что в эти дни было сотворено? Моисею что, нужно было уложиться в обязательный минимум слов в защите докторской степени? Ведь можно же было первые главы Библии свести к нескольким предложениям о сотворении некоего первоначального вещества с потенциалом развития и когда в многочисленной цепи эволюция появилось двуногое прямоходящее животное, Бог решил облагородить его разумом и так появился человек. Всё, даже в одним предложением заменить первую главу Бытия. Как бы это упростило жизнь и науке и христианским эволюционистам.
2014-07-29
10:18:
Вы путаете процессы полураспада радио активных элементов и управляемой цепной реакции.
подробней про датировки по радиоактивным элементам можно почитать тут.
http://antropogenez.ru/interview/692/
Святителю отче Василие, Григорие, Иоанне, Амвросие, преподобне отче Ефреме, Симеоне и все святии, молите Бога о нас.
Царствие Небесное отцу Серафиму Роузу.
У одного из исследователей проблемы григорианского календаря было интересное замечание, касающееся одного важного заблуждения папских ученых и схоластиков, а именно придания исключительности солнцу в деле измерения времени, хотя в первых же словах Книги Бытия читаем:
"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвертый."
А еще: "Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой." (Пс. 103)
И по аналогии со скоростью распада изотопа, ведь Вам не известна скорость вращения земли вокруг солнца до грехопадения, не так ли? Какая была продолжительность дня в переводе на современный хронометраж?
А до четвертого дня чем мерили дни (да и зачем Богу их мерить, то?
"И сказал Бог: да произрастит земля траву..... далее : да произведет вода пресмыкающихся....." и т.д.
Вроде как дана некоторая "самостоятельность" Земле - в "производстве" видов растений, и души живой, Воде - в "разработке" рыб и гадов морских.
Как мне кажется, Бог любит давать свободу тварям своим (включая нас с Вами) вот и Земле и Воде дал свободу творчества. Соответственно для воплощения творческого замысла, нам, тварям нужен инструмент. Почему эволюция - не инструмент творчества Земли и Воды?
Полностья соглашаясь с Вашим доводом, что все законы природы "приложны" по воле Божьей, и возможно были иными во времена сотворения мира, не вижу беды пытаться осознать подобные вещи. Не ради того, чтоб подвергнуть сомнению Слово Божие, но пытливым сыновьим умом желая понять дела Отца. Типа "как это сделано".
С уважением, Константин
Каждый ищет разгадку тайн Божиих своим путем, одни через мертвые кости и расщепленные частицы, другие через чтение Писания, но разгадку узнаем там, у Бога, если окажемся достойными.
В бесконечном споре о днях творения как-то не замечается один факт: все святые отцы, включая тех, кого Церковь называет великими, примерно века до 19, были уверены, что солнце вращается вокруг земли, а не наоборот. То есть, дав им великие откровения о себе, о тайнах человеческой души, Господь не сообщил им об окружающем мире даже такой малости, о которой сегодня знает каждый ребенок! Полагаю, что если бы мы вполне осознали этот факт, то прекратили бы всякие споры о подобных вещах.
Получил большую пользу!!!
Алексей.
В науку верят те, кто с ней не сталкивался близко, везде там хвосты торчат, ограничения на применимость выводов, допущения, да много всего. В Бога верят те, кто с ним сталкивался.
Теорий Большого Начала Всего было вагон, и еще столько же будет. По каждой есть как доказательства, так и ни в какие ворота не лезущие опровергающие факты, на которые обычно закрывают глаза, чтобы не мешали. Физику вообще обсуждать нужно не здесь, в комментах на православном сайте.
Статья вообще не про науку и физику в частности, она про верность. Надо быть верным, это правильно.
Люди, получившие благодать Святаго Духа, знают и будущее, и прошедшее. Они и предсказыват, и знают, что было. Они приобщились этого Божиего Существа, в котором все события известны, уже существуют, а в материальном мире - только совершаются.
Мы не можем этого постигнуть человеческим умом. Я, например, никак не представлю пересечения параллельных прямых. И многого другого. Так и наша история сопоставима с историей творения, как с геном человеческий род.
Какие-то наркоманы допустим в 20 лет выглядят на 60, а многие Святые Отцы в 70 ходят без морщин. Возможно слово йом неспроста стоит в описании творения? А именно потому что оно растяжимо и предполагает разные значения, так же как и время? Для одного наблюдателя могло пройти 14 млдр. лет, для Другого всё было мгновенно. Я думаю что люди слишком слабо себе представляют, что такое время, чтобы мыслить столь категорично относительно него. Ну так что писать статью а ль нет? Это только кусочек, дальше интереснее)
Мне кажется современная теория большого взрыва, прямо-таки объясняет шестоднев. Я хотел бы написать статью на эту тему и отправить её на Ваш сайт. Возможно ли это сделать? В частности в статье я хотел бы попытаться ответить на известный вопрос Смердякова: "Откуда же в первый день появился свет, если звёзды только в четвёртый появились?" Читал одну статейку на эту же тему на вашем сайте, но она не выдерживает критики на мой взгляд. Слишком уж там всё притянуто за уши.
Но в современном русском языке произошло искажение смысла термина пророк. Пророк - это не гадатель-предсказатель, как принято считать в современной русско-язычной среде, а тот, через которого Бог прорекает, произрекает, т.е. через кого Он говорит своим людям.
Так что пророк божий не обязан выдавать какие-то там "предсказания". Через него Творец сообщает Свою волю.
Так уже сложилось, что при отсутствии Откровения по определенным вопросам бытия, мы можем либо перестать думать над этим (значит это не нужно для спасения), либо использовать научный метод.
Критиковать науку бессмысленно, т.к. она сама устроена так, что критикует себя. Теория может называться научной только если ее можно опровергнуть. То есть всегда должны быть аргументы для опровержения научной теории. Это и делает ее научной, а не предметом веры. Но используя эти аргументы для обоснования своей позиции, мы просто выдвигаем иную теорию, которая подтверждается гораздо меньшим числом фактов, чем общепринятая. Да, можно предположить(!), что углерод распадался с разной скоростью. Но это имеет, скажем, 1% фактов к 99%, что скорость не менялась.
Еще Ломоносов сказал, что "Библия учит как взойти на небо, а не как устроено небо", но почему-то никак нельзя на этом остановиться.
хотел только внести маленькую коррективу, чтобы ошибочные "факты" не распространялись дальше. Дарвин никогда не оспаривал боежественное сотворение мира, и был по-настоящему верующим человеком. Как ученый он сделал много полезного для биологии и познании творения Божия. Не его беда, что его учение об изменчивости видов было использовано социалистами в своих целях...
Будем уважать этого человека.
С любовью о Господе
Недостойный р.Б. Дионисий
В отношении «шестоднева», не будет ли излишней дерзостью попытаться объяснить его на примере компьютерной игры? Допустим, мы начинаем играть в компьютерную игру, где разработчиками этой игры персонажам дана определенная история (геймплэй), которую мы выясняем в процессе игры. Может это история какого-нибудь королевства, которое развивалось по своим законам на протяжении множества лет или сотен лет. Короли сменялись королями, у каждого своя история, которая отражается на «настоящем» игровом моменте. Однако, мы же понимаем, что этих лет и сотен лет в реальности не существовало, творцу (здесь – с маленькой буквы) игры понадобился значительно меньший период времени (ну сколько делается компьютерная игра – год/два), чтобы создать в игре иллюзорную (виртуальную) реальность столетней истории. Почему тогда Всемогущий Творец не может создать за шесть дней историю в миллиард лет?
"Логика ученых такова: поскольку известна скорость распада этих элементов, то по остаточным долям изотопов в образце можно рассчитать возраст самого образца."
Причем , чтобы следовать этой логике, надо сначала полностью отбить себе мозг и забыть, что принцип действия ядерного реактора заключается именно в том, что путем механического изменения условий регулируется скорость полураспада. Примерно в миллиарды раз. От медленного горения до мгновенного ядерного взрыва.