Протоиерей Алексий Лисняк о русской деревне и некультяпистой дребедени

Протоиерей Алексий Лисняк с 1999 г. и по сей день является настоятелем Богоявленского храма села Орлово Новоусманского района Воронежской области. Прозаик. Печатался в журналах: «Наш современник», «Фома», «Образ жизни», в церковной и светской периодике. Автор книг: «Праздник жизни», «Зимнее тепло», «Бананы на березе». Член Союза писателей и Союза журналистов России. Член секции писателей «ПРОФИ» — профессионалы против профанации. В 2014 году в издательстве московского Сретенского монастыря вышла книга отца Алексия «“Сашина философия” и другие рассказы».

Протоиерей Алексий Лисняк Протоиерей Алексий Лисняк
    

«В нашем селе всё не так “соломенно”»

– Батюшка, расскажите немного о том, где вы служите и где находятся места, о которых вы пишете.

– Село, в котором я служу, расположено рядом с Воронежем, добраться туда просто: через каждые десять минут из города маршрутка. Воронежская область, Новоусманский район, село Орлово. Это даже не село, скорее – пригородный поселок.

А вот где находится то, о чем я пишу… Можно ответить так: там же, где платоновский город Градов, где гоголевское Заколдованное место, где лесковское Протозаново, где течет шишковская Угрюм-река… На карте этих мест не найти, и маршрутками туда никак не добраться. Если воспринимать художественную литературу как репортерство, то после прочтения моих рассказов может сложиться впечатление, что я служу в глухой деревне, где ни цивилизации, ни электричества и люди ездят до сих пор на лошадях…

– К литературе мы еще вернемся. Нам, горожанам, интересно услышать из первых уст, какова сейчас жизнь на селе.

– Я бы сказал, что в последнее время сёла стали сильно отличаться друг от друга. По-прежнему существуют такие, куда не ведут асфальтовые дороги, где люди живут (точнее – доживают) натуральным хозяйством. Эти умирающие деревни, как правило, вдали от крупных городов, в глуши, их не видно. Можно найти даже соломенные крыши – конечно, придется поискать. Если смотреть на нашу российскую динамику, то ясно, что последующие поколения о таких глухих сёлах будут знать или по слухам, или по литературе. Хорошо ли это, плохо ли, я не знаю.

На сезон на комбайны и трактора нанимаются молдаване, таджики. Растят для нас Русские нивы. Местные на такую работу не идут

В нашем селе всё не так «соломенно», близость к городу сказывается. Можно даже найти себе работу: сельхозпредприятие есть одно, крупное. Но вот задача: в селе проживают, по данным сельсовета, 4500 человек, а на работах сельхозпредприятия из местных заняты человек 150, не больше. На сезон на комбайны и трактора нанимаются молдаване, таджики. Растят для нас Русские нивы. Местные на такую работу не идут.

Богоявленский храм села Орлово Новоусманского района Воронежской области. Фото: Артем Меньшиков / Соборы.Ru Богоявленский храм села Орлово Новоусманского района Воронежской области. Фото: Артем Меньшиков / Соборы.Ru
– Почему не идут? Мало денег, считают?

– Не знаю. Молдаванам и таджикам с их оравами детей вполне хватает. Я было спрашивал местных: мол, почему? Только ничего вразумительного в ответ не услышал. Так, не престижно, мол. И потом, телефонами-то в переходе торговать легче. Когда мы наш храм восстанавливали из руин, местных нанять тоже было невозможно: у нас узбеки работали на восстановлении храма – можете себе такое представить?! Причем интересные ребята те узбеки. Они называли свой труд – «мечеть работа». Усядутся перед руинами с утра и, намаз – не намаз, затянут что-то такое свое: «Алла-а-а-а» – и давай трудиться. Гордились своим послушанием. Хвалились перед другими узбеками: «Вы где работаете?» – «Да мы где-то сортир строим или на вокзале работаем». – «А мы мечеть работаем!» Молодцы узбеки. Не Русские нивы растят, так Русские храмы ремонтируют. Что делать, когда у русских на это времени нет!

– Как у Шипова в рассказе «Мусульманин»?

– Возможно, да. Но ради справедливости скажу, что таких благочестивых мусульман я видел два раза в жизни: первый раз – на ремонте православного храма, и второй – в рассказе отца Ярослава Шипова. Что еще по поводу работы? Те селяне, что работают, они в городе в основном трудятся. От нас близко, маршруткой 30–40 минут – и вот тебе город с его подземными переходами. А другие, дальние районы у нас в области весьма и весьма сельскохозяйственные. Есть и у нас священники, которые живут в основном за счет огородов, за счет того, что скотину держат сами. Выживают люди. И таких немало.

– А как на деревне в плане пьянства?

Да вымерли уже все, кто пил

– Да вымерли уже все, кто пил. Когда я приехал в село, 15 лет назад, тут было много алкашей. И воровали. И церковное пропивали. Привезешь, бывало, стройматериал, положишь его рядом с храмом (забора же не было, руины церковные) – поутру приходишь: то досок нет, то цемента. Того-сего.

– Как вас приняли, когда вы только приехали? Тоже в диковинку, наверное, было в те годы – священник?

Живой священник был не просто диковинкой, он был дикостью

– Честно говоря, я уже и не помню подробностей, это давно было. Помню, что впечатлений было много – потому что живой священник был не просто диковинкой, он был дикостью.

– Ну, а сейчас?

– Слава Богу, люди со временем привыкли. Нужно жить одной жизнью с людьми, только тогда люди и привыкают. Сразу после приезда мы набрали воскресную школу: четыре пацаненка было десятилетних – сейчас им уже по 25. Один в городе работает, в магазине телефонами торгует, другой выучился в семинарии, уже священник. Еще один уже офицер, не скажу, где служит, – военная тайна…

Село Орлово Село Орлово
    

– Все-таки – есть будущее у села или нет? Один замечательный сельский батюшка говорил, что когда по телевизору вещают, как «хорошо иметь домик в деревне», ему хочется взять кирпич и кинуть в телевизор.

Я не знаю, есть будущее у села или нет, это одному Господу известно

– Подчеркиваю: никто из наших выросших «воскресничков» в селе не остался. Даже в таком, пригородном. Я не знаю, есть будущее у села или нет, это одному Господу известно. У меня в рассказе «На всю жизнь» звучит такой вопрос: «Хотя сёла будут ли? А Русь?» И потом звучит ответ: «Всего у нашего Господа вдосталь… И хромые ходят, и слепые видят. Мертвые и те воскресают», так что всё может быть, чудеса случаются вопреки всякой логике. Может, и наше Русское будущее случится.

– Зачем же вы тогда перевелись в село?

– А кто меня спрашивал? И если возвращаться к этому вопросу про село, можно ли наш поселок деревней называть? Когда я туда приехал, там, на нашей улице, было 20 коров, целое стадо – 20 коров! Сейчас – ни одной, уж лет пять ни одной. В этой деревне не слышно ни петуха, чтоб кукарекал, ни курица не закудахчет, ни собака не забрешет.

Дачный поселок?

– Я бы не сказал, что дачный. Он, наверное, жилой всё-таки, как «спальный район» – ближе вот к этому определению. Вот такие дела.

– Пьянство в деревне не возобновляется?

Прежние-то алкаши были колоритные

– На мой взгляд, нет. Думаю, что и не возобновится. Традициям ведь нужны хранители и носители. Прежние-то алкаши были колоритные, со своими прибаутками, со своими историями веселыми, со своей биографией. Со своей какой-никакой алкашеской философией. А теперь если пьют, то как пьют? Горько, грустно, пусто, черно, страшно, ни песню спеть, ни сплясать – ничего! Украсть даже не могут. Украсть не могут! Я на полном серьезе говорю.

– Народ вырождается: ни пить не могут, ни красть?

– Зато народ умеет обращаться с компьютером! Вы не в курсе, что за компьютером – будущее? Не в курсе, что, «чем шляться по подворотням, пусть лучше за компьютером сидит»? Вот и сидит. А таджики наши с компьютером не дружат. И узбеки – не очень…

– То есть эта зараза проникла во все углы…

– Может быть… Это вместо алкоголизма.

– Понятно. Ну, а национальные вопросы?

– Да какие в деревне национальные вопросы! Только те, о которых я уже рассказал.

Воронежская область Воронежская область
    

– В Воронежской области, насколько я помню, всегда было молоко.

– Всегда было. Потому что коровы всегда были. По-другому, без коров – ну никак, хоть тресни. А прогресс-то не дремлет… У нас на баннерах при въезде в область сказано: «Воронежская область – территория промышленного взлета». Промышленность, стало быть, еще взлетает. А животноводство уже давным-давно взлетело. Дети моих односельчан корову только на картинке и видели. Это, наверное, не только у нас так…

– А что вы можете сказать о воцерковлении села?

– Мне по душе, когда к священнику привыкают. Когда он появляется на улице и на него не смотрят как на экспонат, не шарахаются от него, а воспринимают его естественно: дерево растет, священник идет, машина едет… В моем селе, слава Богу, теперь так. И я этим очень доволен. Это идеальный, по-моему, вариант, когда народ привыкает, привыкает к тому, что есть священник в селе, в городе, в природе. Это значит, что когда священника вдруг не станет – такое ведь может всегда повториться, кто от этого застрахован? – то люди будут испытывать дискомфорт. И я считаю, что это правильно.

– Может быть, это и от области зависит? Потому как есть знакомые священники, к которым, по их словам, до сих пор очень дистанцированное, отчужденное отношение у местных жителей.

Все рано или поздно к священнику за чем-нибудь да обратятся.

Или причастить родственника, или отпеть, или денег занять

– Да, есть всякое. И от личности священника немало зависит: зачем обращать внимание на тех, кто сам дистанцируется? Со временем, если не два и не три года на приходе жить, а лет пятнадцать когда прожил, полтора поколения сменилось, все рано или поздно за чем-нибудь да обратятся. Или причастить родственника, или отпеть, или денег занять. А пообщавшись раз, другой, третий, люди уже видят, что священник – это не обезьяна вовсе и не людоед, что это нормальный человек, что с ним можно и «вопросы решать, и дела делать».

Священник Виктор Салтыков с помощником Священник Виктор Салтыков с помощником
Вы смотрели, наверное, фильм про отца Виктора Салтыкова «Русский заповедник»? Батюшка служит в «самой бедной деревне», на лошади ездит, косит, пашет и т.д. Не смотрели такой фильм? Вот там показана не жизнь, а экзотика. Батюшка рассказывает, как некий москвич приезжал со своей женой, а жена просилась обратно в город: «Увези, – говорит, – меня из этого открытого космоса!» – боится она там находиться. Такие дела. Такая экзотика… А жить-то как? Жизнь – не «Клуб путешественников», не «В мире животных» и не канал «Discovery». В глуши ли, в городе ли священник просто обязан перестать быть экзотическим явлением, а храм – открытым космосом. Я искренне так считаю.

– А каково было вашей семье переехать в деревню? Дети еще маленькие были?

– Когда мы приехали в деревню, старшему было полтора года. Он здесь вырос, поэтому к нему относятся как к своему.

– Эдакий деревенский малый?

– Я бы сказал: полноценный член общества, без этих экзотических уточнений. В мединститут вот собирается поступать, музыкой увлекается.

Я подозреваю, что вы имеете в виду… У людей стереотип, воспитанный не без помощи советской идеологической литературы. Если поповская семья – то и сын у батюшки должен быть непременно как в рассказе Шолохова «Нахаленок». Там поповский сын показан, каким должен быть сын классового врага – с золотушными ушами. Я в своей стране, слава Богу, не классовый враг, поверьте. Со всеми вытекающими из этого заявления последствиями.

– А матушка?

– В школе трудится, химию преподает.

– Не роптала?

– Нет, всё слава Богу.

– У вас в книжке есть рассказ о том, как семинарист по дороге на приход представляет, как паства встречает его с хлебом-солью да цветами. Прибывает он на вокзал – а там никого. Храма нет. Денег нет. Безнадега полная… Но, как я понял, вас Бог миловал?

И уголь приходилось грузить, и штукатурить, и кирпич разгружать, предварительно где-то его раздобыв. И вода замерзала в храме, и вино

– Рассказ «Настойка и грезы»? Бог действительно миловал – всё это было. Это рассказ, срисованный с натуры. Разумеется, с добавлением авторского видения. Вот так же, в городских условиях воспитывается будущий сельский пастырь. Воспитывается теми, кто о селе не имеет никаких представлений, за исключением того, что сам в детстве, в Брежневскую эпоху, когда-то отдыхал на подмосковной даче. Да, сейчас я рассуждаю о том, что и народ к батюшке привык, и службы, слава Богу, проходят не в пустом храме. Но не всегда ведь так было. Я ведь начинал именно так, как в рассказе! И не я один. Жить – негде, служить – негде. Народ косится, плюется при виде рясы. Всё это было. И уголь приходилось грузить, и штукатурить, и кирпич разгружать, предварительно где-то его раздобыв. И вода замерзала в храме, и вино. Первые службы совершали в алтарике из ДВП, на столике, опертом на кирпичи. Антиминс раскладываю и – вперед. Храм пустой, а мы с пономарем знай служим, молимся. Вот Господь нас и услышал. Тут главное – в самом начале не сломаться, не засомневаться… Господь чудеса творит, и это не фигура речи. Близость Христа, Божия рука, Божий Промысл очень чувствуются в такой ситуации.

Я почему говорю, что сейчас впечатления ослабли, – потому что когда у человека спокойная жизнь, то человек рискует духовно расслабиться. Даже если государственную историю рассматривать. Когда начинаются войны? Когда народ попов начинает вешать? Когда всё хорошо, когда люди сыты, быт налажен. А если начинаются катаклизмы – скажем, Великая Отечественная война, – тогда про Церковь опять вспоминают, к Богу обращаются. Так же, наверное, и со священником: когда его присылают на проблемный приход – у-у-у! – чувствуется Божий Промысл, Божия рука постоянно.

Богоявленский храм села Орлово Новоусманского района Воронежской области Богоявленский храм села Орлово Новоусманского района Воронежской области
    

Вот, например, как один уважаемый батюшка учил меня. Заходит в ту еще, руиноподобную церковь: «Ого, какой огромный храм! Его делать надо». Я ему: «Как делать-то, батюшка, на какие средства? Он же 25 метров в высоту! Квадратный метр штукатурки, я-то уже знаю, сколько стоит, а тут не метры – гектары считать надо». Он мне: «Делай-делай. Бери, начинай и делай, а Господь всё управит». Ну и действительно, так и получалось. Утро, штукатурам нужен раствор. Сейчас нужен, а денег нет. Заказываю. Как же без раствора? Машина приходит через час, и через час же у меня в руках сумма для оплаты раствора. Это удивительно всё, очень удивительно. Действительно, как говорится: «Кто в атаку не ходил – тот Богу не молился». По крайней мере, очень похоже.

– То есть главное – трудиться честно на своем месте, и всё?

Благословили тебя делать, так бери и делай, не сомневайся

– Главное – выполнять свое послушание. Благословили тебя делать, так бери и делай, не сомневайся. Или вот еще иллюстрация: очередной этап храмового ремонта закончился в тот самый год, когда шарахнул кризис. Рабочие приходят за зарплатой, а спонсоры обанкротились. Что делать! Я собрался отдать рабочим свою машину в счет долга. Они уже и покупателя на нее нашли, да что-то немного замешкались. Тут уж один батюшка выручил. «Сам, – говорит, – будешь на палке скакать, когда без машины останешься?» Научил, как и кому молиться, сам обратился за помощью к своим чадам. Буквально через три дня у меня в руках была такая сумма, что на всё ее хватило, даже кое-что на будущий сезон закупили. Рабочие приезжают за моей машиной, а у меня в руках вся их зарплата. Иногда, знаете, делается жутковато от такого близкого Божиего дыхания. Вот такая она, сельская жизнь.


«Есть литература и есть не- литература,
как есть живопись и есть профанация»

Протоиерей Алексий Лисняк. «Сашина философия» и другие рассказы. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 288 c.: ил. Протоиерей Алексий Лисняк. «Сашина философия» и другие рассказы. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 288 c.: ил.
– От разговора о деревне давайте перейдем к разговору о творчестве. Скажите, есть ли вообще православная литература, или это такой оксюморон?

– Не принимаю такой градации совершенно! На мой взгляд, есть литература и есть не- литература, как есть живопись и есть фикция, профанация. Я вообще часто литературу сравниваю с живописью – для наглядности. Что такое православная живопись? Та ли, где изображены храмы? И пусть всё будет криво, косо, не гармонично, но ведь – храмы же: православная живопись?! Ведь нет! Если картина дрянная, не профессиональная, то пусть на ней будет хоть храм, хоть монах, хоть схимник с архангелами – эта картина преступление против искусства. Эта картина не гармонична, не отражает красоты Божиего мира. Следовательно – не православна. Я так считаю. И искренне не понимаю, почему на этом примере нельзя рассматривать вопрос о православности в литературе. Здесь, наверное, нужно оговориться: речь о художественной литературе. Только в этом направлении понятен пример с живописью.

– В качестве примера гармоничного сочетания православности и художественности можно, вероятно, привести книги «Зелёной серии» Сретенского монастыря, которую открыли «Несвятые святые» отца Тихона. Серия эта смогла прорваться и в светские магазины.

– Отец Тихон со своей книгой – это вообще феноменальное явление современности, я считаю. Пожалуй, это и есть Православная литература. Именно с большой буквы. Пример того, как автор подходит к творчеству. В книге отца Тихона описываются реальные люди. Но как описываются! Автор – настоящий профессиональный, наблюдательнейший художник-портретист. Добавим сюда его профессиональное кинематографическое образование. Доскональную компетентность, православный взгляд на мир, личный опыт. Словом, все качества, которыми должен обладать настоящий художник. Я вот думал, насколько книга отца Тихона может считаться книгой художественной, а не документальной, но до сих пор на этот вопрос себе не ответил. Ну, и опять же, насколько художественна книга Гончарова «Фрегат “Паллада”»? Тут множество образов возникает в голове для наглядности, один из них – художник в экспедиции, на пленере. В любом случае, «художник» здесь ключевое слово.

– Но есть же хорошая, но неправославная литература…

– Например?

– Скажем, тот же Венечка Ерофеев. Потому что его «Москва–Петушки» – это талантливейшая ода пьянству, причем на уровне уже каких-то мистических вещей. Многие люди, которые эту книжку читали, свидетельствовали об этом.

– Мне кажется, это временное явление. Мало ли авторов Золотого или Серебряного веков слыли мастерами мадригала! Где они? В истории остается другое.

– На нашем сайте была опубликована статья Людмилы Селенской «О советском кинематографе и современном Православии». Автор писала о том, что иное «православное творчество» просто стыдно детям показывать, настолько оно неумело. Зато каждый раз, когда она, жена священника, мама троих мальчишек, ставит диск с фильмом «17 мгновений весны», старший сын, который уже видел это раз десять, присаживается и смотрит, потому что фильм сделан здорово, качественно. Так, вероятно, и с литературой: надо сначала научиться хорошо писать, а потом уже ярлыки наклеивать.

За грифом «православное творчество» легко спрятать любую некультяпистую дребедень

– Совершенно согласен. Всегда об этом говорю, при первой же возможности. За грифом «православное творчество» легко спрятать любую некультяпистую дребедень. Прибавьте сюда то, что в последние 20 лет воспитанием в гражданах художественного вкуса не занимается никто. Что получается? Отсутствие грамотных, ценящих художественное слово читателей подкрепляется отсутствием новой качественной литературы. Круг замыкается. И заметьте, Православию в этом замкнутом круге просто нет места. Почему? Потому что Православие – пища для духа. Православие было и будет, независимо от наших временных трудностей. А искусства, литература, эстетика – пища для души. Вот как привязать эстетику к Православию? Никак. Она от Православия зависит совсем не в данной сфере. Хорошо, что вы помянули фильм «17 мгновений весны», хорошая иллюстрация к сказанному. Но зато искусства, в свою очередь, могут развить в человеке чувство гармонии. А это как раз то чувство, которое откликается в человеке на Божие слово, на Божие дыхание, на Богослужение. Недаром я вспоминаю наших теперешних иерархов. На каких фильмах, на какой литературе они возрастали? На православной? Нет. На качественной!!! На книгах Катаева, Носова, Драгунского, Линдгрен, Беляева, Жюля Верна и т.д. Но такие книги не носят гриф «православная литература», следовательно, они не популяризируются в православной среде. Несмотря на то, что на этих книгах росли не только современные архиереи, но и космонавты, и ученые, и прочие значимые подвижники.

Протоиерей Алексий Лисняк Протоиерей Алексий Лисняк
    

– А какие детские поэты...

– О, если говорить о поэтах, тем более детских… Маршак, Михалков, Барто, Кузьмин… Их много. И я считаю, что если одно из массы православных издательств решит вдруг совершить подвиг, то пусть оно издаст нормальным тиражом с нормальной рекламой того же Льва Кузьмина – вместо одного из тысяч «православных» современных поэтов, рифмующих «покаянье-воздаянье» и «вновь-любовь». И пусть на этих книгах не будет ярлыка «православная литература». Но польза православному развитию личности ребенка будет очевидна. А кто может вырасти, воспитываясь на кривой, косой, бездарной и безграмотной, но «православной» литературе? Некто кривобокий, косоухий, с кривым представлением о Божием мире…

– И что же делать?

Некоторые «православные» поэты не знают, кто такой Рубцов!

– Что делать… Если речь об авторах, то трудиться, повышать свой собственный уровень, учиться у маститых литераторов, нормальные хорошие книжки читать, без ярлыков, без всего такого. Популяризировать классику нашу дорогую, ни в коем случае не писать до той поры, пока не изучишь предмет творчества. Некоторые «православные» поэты не знают, кто такой Рубцов! Про Кузнецова не слышали! Гумилева только в школе и проходили! О какой поэзии может вообще идти речь?!

– Ну, чукча, как известно, не читатель, чукча – писатель. И всё же из современных писателей кого бы вы отметили?

– Из современных? Вот тут-то и беда! Я знаю, что они есть. Не так много, но есть. Они редко издаются. Но если посчастливится найти, то… Детские стихи Михаила Гусарова. Его книги «Колоколики» и «Праздничные загадалки». Дети – в восторге, и взрослые счастливы. Что же касается «творчества на церковные темы» для старших, тут я бы посоветовал всем, особенно любящим поэзию, познакомиться со стихами молодой воронежской поэтессы Веры Часовских. Если не испытаете восторга, то не пожалеете, это точно. Ну, а вообще читайте Заболоцкого, Кедрина, Жигулина, Мелехина, Прасолова, Рубцова, Кузнецова… Твардовского, наконец. Искать в поэзии новые имена, когда мы почти не знаем перечисленных авторов, когда мимо нас прошел целый сонм поэтов эпохи заката Советской империи: Анищенко, Брагин, Чашечников, Николюкин…

– А прозаики?

– Знаете, я сам до сих пор не могу полностью прочесть ни Куприна, ни Шишкова… Их столько, настоящих. Евгений Носов, Константин Воробьев, Абрамов, Соболев, Люфанов, Астафьев, Распутин, Шукшин. Их бы и советовал читать. А еще классику Золотого и Серебряного веков. Из художественной литературы православнее этого пока ничего не написано и не издано.

– Да, ту же «Капитанскую дочку» можно перечитывать бесконечно: каждый раз находишь новый повод не только восхититься пушкинским слогом, но и призадуматься над христианнейшим смыслом. Однако есть и другой – рейтинговый – подход к литературе: когда что-нибудь в социальную сеть выложил, получил 1000 «лайков» и думаешь – пора издаваться!

– Рейтинг? Попробуйте выложить в сеть какой-нибудь рассказ Пришвина. Думаете, он соберет 1000 «лайков»? Как говорил о рейтингах Михаил Задорнов: самый высокий в мире рейтинг у кокаина и автомата Калашникова. Поэтому лучше о дешевой популярности не говорить вовсе. Ведь если вдруг внезапно является такая сетевая популярность, а ты до сих пор не автомат, значит ты – кокаин. Предметы настоящего искусства суть товар штучный, всё равно как ювелирные изделия…

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Сашина философия» и другие рассказы «Сашина философия» и другие рассказы
Свящ. Алексий Лисняк
«Сашина философия» и другие рассказы «Сашина философия» и другие рассказы
Священник Алексий Лисняк
Созданные о. Алексием Лисняком образы просты и безыскусны, лишены какой-либо фальши. Этим они и подкупают. Автор любит людей. Он смотрит вокруг взыскательным, но очень добрым взглядом...
Про великие мучения Про великие мучения
Свящ. Алексий Лисняк
Про великие мучения Про великие мучения
Священник Алексий Лисняк
«Мой ангел – великомученик? – он задумался и прослезился. – Прямо как я. Я ведь тоже великомученик. Всю жизнь мучаюсь. Гоняюсь за счастьем, а что-то никак не догоню…»
Глубинка промеряет глубину Глубинка промеряет глубину
М. Бирюкова
Глубинка промеряет глубину Глубинка промеряет глубину
О том, как служится батюшкам на селе
Марина Бирюкова
Наши мальчики-семинаристы идут на эту жизнь сознательно и добровольно. Они знают, что их ждет, и не питают иллюзий.
ВРЛ ВРЛ
Прот. Андрей Ткачев
ВРЛ ВРЛ
Протоиерей Андрей Ткачев
Великая литература в России это незаконнорожденный плод молчащего духовенства. Если бы не появилась литература (та самая – Великая Русская), то очевидно пришлось бы камням завопить. Или – народу умереть от немоты и неестественности. Третьего не вижу. То, что уже сказано, тянет на предисловие к диссертации.
25 лет на сельском приходе. Ч.2. Брейтово 25 лет на сельском приходе. Ч.2. Брейтово
Прот. Анатолий Денисов
25 лет на сельском приходе. Ч.2. Брейтово 25 лет на сельском приходе
Часть 2. Брейтово
Протоиерей Анатолий Денисов
Однажды отец Павел (Груздев) здорово меня отругал: «Ты никогда не дели людей – это Бог будет делить, а ты ко всем одинаково относись, верующий он или неверующий. Какое ты имеешь право, а? Это – человек. Ты его люби, какой он есть!»
25 лет на сельском приходе. Ч.1. Спас-Водога 25 лет на сельском приходе. Ч.1. Спас-Водога
Прот. Анатолий Денисов
25 лет на сельском приходе. Ч.1. Спас-Водога 25 лет на сельском приходе
Часть 1. Спас-Водога
Протоиерей Анатолий Денисов
И пошло дело. Гробы колотим, на день рождения подарок – гроб. А что? Грибы-ягоды заготавливаем. А грибы-ягоды – это не игрушки.
Комментарии
Елена 5 мая 2016, 13:02

Господи Всещедрый!! храни наших пастырей! это - лучшие представители народа!!!
ТАМАРА 7 декабря 2015, 22:30
Батюшка ,спаси вас Бог за такие ваши рассказы. они бесподобны. кстати,очень в повествовании есть много похожего с Владыкой Тихоном( уже так.) читаются так легко,тепло и с таким юмором...... дай вам Бог всего хорошего . пишите,а мы с огромным удовольствием будем их читать. я прочитала один рассказ,потом--другой..... а теперь очень хочется найти и купить вашу книгу.Многая и долгая вам лета.
Мария Травкина17 мая 2015, 09:52
Спасибо огромное за такие прекрасные рассказы" Батюшка, пишите ещё!
Сергей22 марта 2015, 02:19
Побольше таких людей, может и села тогда возродятся....мир светлее станет.
Елена23 ноября 2014, 23:18
Первый раз услышала об этом замечательном человеке только 22 ноября 2014 по Воронежскому радио.. Поразила правильная, четкая. умная, красивая речь. Захотелось увидеть этого человека. Помог интернет.
Красивое интеллигентное лицо, худощавая стройная фигура.
Увидела фотографию прихода, где он служит.Светлый и красивый храм, который своим видом, как и хозяин, притягивает к себе.
Уверена, у храма светлое будущее. Алексею желаю профессионального роста и новых творческих идей.

Елена11 июля 2014, 07:58
Доброго дня.Скажите как задать вам вопрос
Толик 4 июля 2014, 21:13
"Если смотреть на нашу российскую динамику, то ясно, что последующие поколения о таких глухих сёлах будут знать или по слухам, или по литературе. Хорошо ли это, плохо ли, я не знаю."
Села загибаются. Люди, кто может, сваливают. Поля бурьяном зарастают. А хорошо это или плохо никто не знает... Нда, уж...
максим 4 июля 2014, 01:19
интересно почему до сих пор не снесли враждебное оккультное здание которое стоит в самом сердце россии-Москве да ещё на Красной площади.
Любовь 1 июля 2014, 14:53
Я живу в деревне, здесь и родилась. Батюшка у меня вопрос к вам.За все время что вы находились в деревне вы только приучали к себе народ и все что ли?
Арм 1 июля 2014, 01:04
Без борьбы не будет победы. Воины Христа свое дело знают. Землю надо отдавать тем которые любят ее и будут заботиться о ней. И земля отблагодарит тех кто понимает ее ценность . А пока таджики и узбеки помогут.
Георгий30 июня 2014, 17:53
Интервью замечательное! Уже рассказ. Причем, слог автора очень понятен в силу простоты, ибо говорит он правду и идет она от сердца. Точная характеристика дана книге архимандрита Тихона (сразу прочитал по выходе в свет). Остается найти упомянутую книгу "Сашина философия" и посмотреть к/ф про о.Виктора "Русский заповедник". В целом, повествование грустное, однако, звучат и ноты надежды на возрождение России; оно должно начаться именно с глубинки, подобно тому, как великме реки зарождаются в глухих местах-вся надежда наша на них, людей с чистой совестью, хранящих веру православную.
Игорь Владимирович Буров.30 июня 2014, 16:40
Реставрацию кирпичной кладки на колокольне Богоявленского храма в селе Орлово выполняли воронежцы, отделку интерьеров храмовой части воронежцы, кровлю храмовой части волгодонцы, кровлю на колокольне опять воронежцы. Русские.Аминь.
Буров Игорь Владимирович.
Евгений Сорокин30 июня 2014, 11:21
Спасибо, отец Алексий! Вашу книгу "Сашина философия" я прочел с большим интересом, мне мне она очень понравилась.
Валерий Ивкин30 июня 2014, 09:17
К слову, периодически читаю, правда в основном публицистику, в журналах "Наш современник" и "Москва". Удивительно русский слог и обаяние Руси. Всем советую. И что ценно - все есть в электронном виде, с небольшой задержкой по сравнению с бумажным вариантом. Бесплатно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×