Человек умрет. Это понятно. Пока ему ничего конкретно не угрожает, он может писать стихи о том, как он умрет и что будет после. Посреди самого смертного страха стихи не пишутся. Такова их природа. Как у Толстого в «Смерти Ивана Ильича» главный герой с омерзением вспоминает силлогизм из учебника логики некоего Кизеветтера. «Кай человек. Люди смертны. Следовательно Кай смертен». Иван Ильич, уже со вкусом смерти во рту, возмущается. «При чем здесь Кай? Пусть он смертен, но ведь я не Кай! Я тут при чем? Пусть Кай умирает.» Вот такие «стихи» пишутся, когда реальная смерть приближается к человеку-теоретику. Ну, а пока все более-менее, можно насыщать поэзию предметами, далекими от смертного ужаса, идеологическими.
Тарас Григорьевич умудрился связать свой загробный покой с потоками крови, текущей в «синее море». Зачем оно ему надо? Зачем этой крови должно быть столько, чтобы ее заметно несли в себе днепровские потоки? Что это вообще за желание? Ведь кровь сама в таком количесвте не льется. Нужно для этого кому-то резать горло, вены вскрывать или современными средствами уничтожения превращать живых людей в неживое мясо. При чем здесь поэзия? «Поэт в России больше чем поэт», – сказал ныне живущий классик, имея в виду, очевидно, то, что слово поэта превращается в дело его потомками или даже современниками. Современник Шевченко – Пушкин в завещании говорил, что «чувства добрые он лирой пробуждал». А еще «милость к падшим призывал». Только 20-й век услышит из уст поэта про «окровавленные тушки лабазников», про «ваше время, товарищ-Маузер», и проч. Но то уже было иное время, и иные небеса простирались над человечеством, свинцовые. Над Шевченко же небо все еще было «старорежимным», голубым с облачками. По ночам – звездным. О нем по-украински традиционно пели «Нiч така мiсячна, зоряна, ясная. Видно, хоч голки збирай». Это ночью. А днем: «Дивлюсь я на небо, тай думку гадаю – Чому я не сокiл, чому не лiтаю?». Тарас же Григорьевич смотрел вниз, на днепровские воды и ждал, когда они понесут в синее море вражью кровь. Странно.
Еще более странно, что после того, как кровь таки польется, он устремится к Самому Богу молиться (?). А до этого, говорит, «я не знаю Бога». Это что за молитва такая, что за вера такая, чтобы воспламениться желанием предстать перед Господом только после вида текущей крови? И что Сам Господь, не желающий смерти грешника, заменивший кровь Исаака кровью ягненка, должен делать с такими молитвенниками? Много ли Всевышнему радости от таких богомольцев? Даже если бы человек после смерти имел дерзновение душой то возноситься к Высокому Престолу, то опять ниспадать к полям и речным кручам, не думаю, что нужен был бы Господу такой молитвенный предстоятель, ставящий свою молитву в зависимость от массовых насильственных смертей.
Да будет воля Твоя... Эти слова молитвы Господней известны широко. Делай, то есть, Владыко, как Ты знаешь. Вручаю себя Тебе и доверяю Твоей обо мне заботе. Противоположность этим словам – делай так, как я хочу. Иначе я Тебя не знаю. Довольно безумная угроза, поскольку Бог без меня обойдется, а вот я без Него – нет. Но допустим Он просил: А чего ты хочешь? – Хочу, чтобы кровь ручьями потекла в море, вражья кровь. Иначе я Тебя не знаю. Возможно, будет еще один вопрос: А кто твои враги? А возможно ничего больше не будет. И так все ясно. Не ясно только одно: как можно восторгаться сказанным или не замечать смысла сказанного? Ведь одно из двух: либо никто не вдумался, либо вдумались и согласились...
Стихотворение махонькое. Его при желании можно было бы и затерять. Все-таки Шевченко писал и прозу, и поэмы. Можно было бы не концентрировать на нем особого внимания. Оно и написано в 45-м году, за 16 лет до смерти. Мало ли мы знаем случаев, когда поэты и писатели сами стыдились написанного когда-то, и рады были бы от многого отказаться. Но, написаное пером действительно не вырубишь топором. И видимо отбор «Заповита» в число избранных произведений совершился помимо прямой воли Шевченко. Сам народ припал на короткие призывы к крови и «не знаю Бога». Да и времена такие были. Вторая половина 19-го века. Социализм, потом терроризм, потом революции. «Я не знаю Бога», – это уже модный массовый клич был, а не богоборство одиночки. Потом был сумасшедший 20-й век. Ему тоже такой стих ко двору. В общем плоды случайного двусмысленного откровения очень многим пришлись со временем по душе. И учили их, и цитировали в разные времена, аж пока не доцитировались. Можно относительно бездумно звать кровь, когда крови нет. Но когда она полилась и не хочет останавливаться, пора пересматривать культурную сокровищницу. Уж не находится ли там,хотя бы частично, причина начавшихся кровопролитий?
Находится. «Вражею злою кровью волю окропите». Волю Украина получила без крови. Но призыв «окропить» повторяла долгие годы, как одержимая. Вот, нате. Впредь будьте внимательнее с текстами. Сказано же, что если винтовка висит-висит, то потом непременно стрельнет. Что если говорить человеку, что он – паровоз, то он гудеть начнет. Что вообще имя вещи недалеко от самой вещи. Скажешь «кровь», будет кровь. Сказал бы «каюсь», глядишь, и покаялся бы. В споре номиналистов с реалистами украинская история доказывает правоту идеалистов. Вот что говорил об этом А.Ф. Лосев: «Слово о вещи есть слава вещи… Имя вещи есть свет вещи, испускаемые ею лучи, посылаемая ею весть о себе, красноречивое раскрытие тайны в ней…»
Таким образом, многократно повторенное, как заклинание, слово о крови, есть со временем сама кровь, вызванная к жизни неправильным отношением к жизни и к слову. Поэт на вершине сознания не имеет права посылать подобные месседжи будущим поколениям. Иначе кровь взыщется и от его рук, как это изобразил Крылов в известной басне о «Разбойнике и сочинителе». Там в Аду писатель оказался наказан сильнее злодея и возроптал. Он сослался на то, что «славою наполнил целый свет», что «не думал быть разбойника грешнее» и т.д. На это получил ответ Мегеры:
Он (разбойник) вреден был,
Пока лишь жил;
А ты... уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед...
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век-от-веку лютеет.
И далее:
Не ты ли величал безверье просвещеньем?
Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облёк
И страсти и порок?
И вон опоена твоим ученьем,
Там целая страна
Полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами
И до погибели доведена тобой!
В ней каждой капли слез и крови — ты виной.
Желающих отсылаем к первоисточнику. Басня стоит того, чтобы быть выученной наизусть и тщательно разбираемой в школах на уроке литературы. Она касается ответственности писателя вообще, а не того или иного отдельного писателя. И вина писателя, пустившего в свет опасную идею, не снимает вины с тех, кому эта идея пришлась по душе, кто превратил ее в руководство к действию. Виноваты в конечном итоге все, полюбившие ложь и поднявшие ее, как знамя. Далее можно лишь додумать, как в Аду с опозданием прозревшие деятели будут тыкать пальцами в своего бывшего кумира и вопить: «Это ты нас соблазнил! Это твоим призывам мы поверили!». А он (они) среди того же огня ответит: «Отцепитесь от меня! Самим нужно было думать! Я просто скрипел пером по бумаге во время меланхолических приступов, и писал, что в голову взбредет!»
Неизвестно только перекроет ли этот крик препирательства звук гудящего пламени, или пламя покроет крики. И ладно. И не надо этого знать. Никому не надо этого знать. Надо только быть умнее и внимательнее и не слизывать убийственный яд, покрытый сладкой поэтической оболочкой.
Посмотрите в Википедии: "пан" (обращение), там есть информация о его происхождении. Никакого отношения к сатане оно не имеет. Откуда вы это взяли?
Шевченко не читал, поэтому не могу ничего сказать о его творчестве, равно как и согласиться или не согласиться с отцом Андреем.
"Не обостряйте ситуацию подобными статьями,зачем это делаете?"
Поддерживаю мнение Батюшки. Не время для литературоведения.
Но ведь не в нём дело, и не о нём, по большому счёту, статья. Мало ли кто каких стихов когда написал. Но не мало, если произведение, злое по сути своей, преподносится как квинтэссенция народного духа и выражение национальных чаяний. Если большой "плюс" ставят там, где не то что "минус", а стыдливое умолчание - самое адекватная оценка.
И странно сравнение в комментариях "Заповита" и Псалмов. Псалмы, как и Ветхий завет в целом, следует воспринимать через Новый, через святоотеческие толкования. А творчество Шевченко - разве Святое Писание? Какая же тут аналогия?
Видимо вера и церковь. Ведь, например, Лаврентий Черниговский говорил держаться Московского патриархата.
Но, правда, это только духовная сторона.
Менталитет русских и жителей Украины, которые величают себя украинцами, отличается и всегда отличался. Это стало очень заметно по последним событиям на Украине.
Так все-таки ответьте на вопрос: Ради чего мы должны держаться вместе? Что нас объединяет? Я немцев привела именно в данном контексте, что можно назвать такого общего между народами, что заставит эти народы держаться вместе.
но тем не менее прошлое у наших народов тесно связано и общие корни
и ментальность украинцев и русских будет ближе чем немцев или англичан
Почему спросила? Потому,что почувствовала какое-то пренебрежение в комментарии(08-07-2014).Одна и та же "пилюля" может по-разному восприниматься.
…..ведь русские, белорусы и украинци вместе хоть и Русь, но народ то мы не один, а три и каждый чем то отличается и назвать нас всех просто русские нельзя, и разве кто-нибудь говорил, что нам всем надо жыть в одной стране? Хотя и правда надо держаться вместе
Я смотрю Украина появилась, судя по ошибкам в словах и по рассуждениям.
Дмитрий, Вы противоречите сами себе, утверждая сначала, что мы три разных народа, а потом говоря о том, что мы должны держаться вместе. Зачем нам держаться вместе? Ради чего?
С таким успехом можно сказать, что русские и немцы должны держаться вместе, хоть мы и разные народы.
да, о. Андрей крестил и венчал меня, когда мне было 48, в 1995г. Он казался мне очень молодым, симпатичным и современным молодым человеком. Но удивило, что вокруг него кучковалось множество вполне зрелого народа. Тогда и не снилось, что в нём раскроется такой дивный писательский дар.
В нулевые годы о.Андрей попал в автокатастрофу, долго залечивал тяжелейшие травмы, все наши прихожане во Львове за него молились.
А потом пошли его публичные лекции, потом - выступления по ТВ, потом - книги. которые у нас ходят по рукам. Его рассказы можно буквально разбирать на цитаты.
Помогай Вам, Господи, о. Андрей!
Нельзя делать культ, как это уже давно произошло, но надо относиться с умом к прочтенному. А призывы к крови это призывы к освобождению. В Украине тогда было не сладко и в составе Российкой империи и на западе в Австрийской.
Поэт призивает к свободе, но не надо все воспринимать полностью буквально.
В комментариях было написано, мол от кого нас освобождать, но ведь русские, белорусы и украинци вместе хоть и Русь, но народ то мы не один, а три и каждый чем то отличается и назвать нас всех просто русские нельзя, и разве кто-нибудь говорил, что нам всем надо жыть в одной стране?
Хотя и правда надо держаться вместе
Мне не хочется особо его защищать, но все же Шевченко был великим человеком.
Да он и правда любил выпить, он влюблялся во многих женщин, у его стихах есть хула на Бога и с этим нельзя не щитаться.
Шевченка можна назвать протестантом, изучая его жизнь и творчество нельзя сказать, что он не верил в Бога.
У него есть стихи которые мне откровенно не нравятся и их нельзя принять, но много есть и хороших, например, поэма "Неофити" очень сильная. Во многих его стихах столько любви к Украине и боли ее судьбе, много стихов и о любви человеческой, которые сложно назвать плохими или безнравственными.
И как уже было написано в комментариях надо брать во внимание время, Украина и правда была не свободной и он призывает с освободительной борьбе (а в многих стихах он осуждает современников за то, что они спят - и власть и обычных людей).
И уж совсем по-простому: "За базар надо отвечать". Кто сделал чужой "базар" своим, тот и ответит.
Ваша крестница Ирина.
Так учат святые отцы желающих спастись.
Пока в человеке действую страсти-"ворожа кров", он не может всецело быть преданным Богу и молиться Ему.
Куда же нужно отдать эту кровь?
В море-"море житейских попечений", где обитает адский левиафан. А самому человеку устремиться("полынуть") к Богу, порвать "кайданы" страстей и окропить(очистить) "злою кровью" свою волю-как в древности израильский первосвященник окроплял народ Божий кровью жертвенных животных.
Вячеслав:
Последние строки 136-го псалма-ужасны, если вырвать их из контекста и быть готовым принять как руководство к действию.Думаю,что нужен подготовленный" читатель", готовый устроить резню после штудирования Кобзаря.
Правильно думаете! Только разница есть: Псалмы сочинял Давид под воздействием любви к Богу. А Шевченко действительно штудируют в украинских школах с молодых ногтей, совсем под другим воздействием, как руководство к действию. На Украине идеология всегда была,(и идеалы!) только мы этого замечать не хотели.
Успокойтесь, ругатели о. Андрея.
Неприятие злости Т.Г. Шевченко , пусть и праведной,
у о. Андрея всегда было и в роли национального светоча
он предпочитал видеть Н.В. Гоголя. Это факт.
Лично мне, наблюдая истерию в СМИ и жуть происходящего на Донбассе, невыносимо жаль, что, вероятно, никто в Украине не желает быть наречен "сынами Божиими" и "блаженными миротворцами"...
Два маленьких примера сегодня: слышу , как женщина спрашивает , где поблизости банк ? Не получив ответа , побежала дальше , лихорадочно разглядывая вывески...
Спрашиваю ту , к которой она обращалась : '' она банк ищет ? ''. - Да!
Окликаю ее и уточнив - какой - показала на соседний дом.
Второй : пошла на базар за мятой....думаю , докуплю еще мяты , другого вида , и обращаюсь к торгующей женщине : ''у вас другой сорт , вы не скажите как мой - называется?"
- Я не знаю , как ваш называется , я знаю - чем я торгую...
То есть : не стало у людей элементарной доброжелательности !
Где наша ''хваленая'' православная Украина ? Если моя знакомая говорит , что слышала в Церкви , как одна подвижница сказала : ''уже все равно в какую церковь ходить , лишь бы не было войны...''
Господи , если еще можно , не наказывай нас - Помилуй!
Призывы к освободительной войне? Извините, а Вы не подскажите с кем должны были сражаться малороссы за свободу Украины? Как говорится сказали «А» так говорите «Б». Русофобством творчество Т. Шевченко Вам не попахивает? Или свое не пахнет?
P.S. Что бы Вы меня не отправляли читать Т. Шевченко, хочу сказать, что я его читала и изучала, как говорится и в школе и после школы.
Кайдани (оковы,цепи) порвіте
І вражою злою кров’ю
Волю окропіте. То что поэт призывает к борьбе, так ведь это не грех,борьба освободительная, а не захватническая.
Для меня эти слова в стихах Шевченка о крови врагов подобны этим словам из Св. Писания, потому что сказаны они были из глубины души, чутко переживавшей земную несправедливость. И это не по отношению к себе, а по отношению к другим, к своим братьям. И если бы это было не так, то люди бы не хранили и не переводили на разные языки, и не пели и не помнили бы эти стихи.
"Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением. Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи, яко лукавство в жилищах их, посреде их."
Так, может быть, все-таки, не в крови дело или "снитии во ад живыми", а в естественном стремлении человека к свободе, справедливости и правде?.. И не об этом ли обличает Христос книжников и фарисеев, что они оставили важнейшее в законе: "суд, милось и веру"? И потом еще к обличениям прибавляет: "Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?"
и хорошим.
И пастырь это всегда пример для прихожан.
К сожалению,за последнее время Ваши статьи
продиктованы злостью к Украине и нелюбовью
к ее народу,как бы умны они не были.
Зачем Вы так отец Андрей
А многие ли, ознакомившиеся с текстом одиозного стихотворения здесь и сейчас, поинтересуются и соотнесут его с биографическими данными, а еще более, с поздними, предсмертными произведениями, или же с литературоведческими трактовками оригинала, а не текста, заредактированного еще в давние времена с точностью до наоборот? Шевченко - это не один только "Заповіт", равно как и Пушкин не только "лира, пробудившая чувства добрые", но и "обломки самовластья" etc (простите, но "Гаврилиаду" не Шевченко написал). Да и про кровь - у поэтов-декабристов есть, много, задолго до злобного кобзаря.
Шевченко был шафером на свадьбе Карла Брюллова, ближайшим другом Михаила Щепкина, свою первую поэму он посвятил Василию Андреевичу Жуковскому, через всю свою жизнь пронесла любовь к поэту княжна Варвара Репнина. Если вспоминать о покойном, то добрым словом, не так ли? Тем более, он и сам об этом просил...
Может, лучше бы "Слово о полку Игореве" вспомнить и примерить на день сегодняшний? Куда как более злободневно.