О крещении без веры

«Те, которые приступают к крещению небрежно и без приготовления, не обеспечивают искупления навыком в добре».
Святитель Григорий Богослов

    

Таинство крещения по сравнению с другими таинствами и обрядами Церкви имеет наибольшие популярность и спрос среди россиян, хоть как-то соотносящих себя с православной традицией. Даже во времена государственного атеизма отрицательное отношение властей к участию людей в церковных отправлениях только увеличивало желание людей вкусить запретный плод. Многие партийные люди, независимо от своего статуса, от колхозника до чиновника, тайком крестили своих детей, не задумываясь о том, что этот их поступок как-то противоречит их мировоззрению или политическим взглядам.

В большинстве своем, в те недавние еще времена, священники не требовали от людей какой-то подготовки перед совершением Таинства крещения. Может быть, само их желание принять для себя или своих детей церковное Таинство в непростое для веры православной время, священники считали некой доблестью, подвигом, что уже со своей стороны не хотели людям чинить препятствия, требуя от них предварительной подготовки. С другой стороны, во избежание огласки, надо было сделать все максимально быстро, какое уж там оглашение.

Советская власть пала, но в отношении людей к Таинству крещения ничего не изменилось. Большинство из них считает, что для принятия крещения достаточно одного их желания. Незаметно для церковного народа это таинство вышло за пределы Церкви и уже стало неким обязательным атрибутом в жизни людей нецерковных. Даже люди, враждебно относящиеся к Православной Церкви, считают, что крещение это нечто из сферы религиозного сервиса, которым Церковь обязана оделять всех желающих.

Но насколько оправданно таковое отношение нашего общества к этому великому Божьему дару? Можно говорить все, что угодно, но «всякое дерево познается по плодам своим». По статистике, в России крещеных в православной вере людей от 80 до 85 % от всего населения страны. Вообще-то такое количество людей, призванных к чистой жизни великим таинством, предполагает увидеть в России просто какое-то совершенное общество или что-то на него похожее. Ведь принятие Таинства крещения человеком означает, что он теперь с этого момента становится воином Христовым, врагом греха.

Но мы видим совершенно обратное. Из всего количества крещеных россиян хорошо, если регулярно ходят в храм и участвуют в Таинстве Евхаристии около 3 % людей. Это то малое стадо Христово, которое свою жизнь подчиняет руководству Его Церкви. Остальное же большинство избегает в той или иной степени храма, все делает для того, чтобы Церковь никак не влияла на их жизнь. Получается, что они обманули Бога, предав те обещания верности Его заповедям, которые давали за себя и своих детей во время принятия Таинства крещения.

Хотя подавляющее большинство людей в России крещены, верующими во Христа их назвать трудно

Поэтому и неудивительно, что у нас крещеные люди, ничтоже сумняшеся, делают аборты, блудят и убивают, воруют и вымогают взятки, торгуют наркотиками и алкоголем, клевещут и лгут, в общем, живут бессовестно. Действительно, хотя подавляющее большинство людей в России крещены, верующими во Христа их назвать трудно. Таковое явление есть одно из самых чудовищных и грозных знамений нашего времени, причина многих бед и скорбей. В этом есть вина и нас, многих представителей духовенства, что к этому великому таинству проторена такая легкая, да и незаконная, дорожка. Могут приводить в ответ различные оправдания, но голос совести не дает им никакой силы.

Не раз приходилось слышать от священников, что они всякий раз испытывали угрызения совести после совершения Таинства крещения над людьми, не настроенными связывать свою жизнь с Церковью. А ведь таких людей, требующих крещения, подавляющее большинство. Многие из них считают, что своим желанием креститься они делают некое одолжение Церкви, и, когда в ответ на свою просьбу покреститься они слышат от священника требование подготовиться или даже отказ, то воспринимают это как некий произвол и самоуправство.

Принципиальным священникам нередко приходится слышать в свой адрес много нелицеприятного от подобных людей. Помнится, как одна дама возмущенно недоумевала из-за того, что священник не разрешил быть ей восприемницей (крестной) по причине ее блудного сожительства (для солидности говорят, что живут в «гражданском браке»). К сожалению, боясь вот такой негативной реакции людей, мы, священники, часто опасаемся что-то от них требовать или просто отказывать им по причине их безнравственного образа жизни («не хотим связываться»).

Люди должны понять, что существуют препятствия, прежде всего, духовно-нравственного характера, не позволяющие священнику преподавать Таинство крещения каждому желающему. Но мы чаще всего не хотим замечать никаких препятствий, поэтому великое Таинство низвели на уровень обычной требы.

Какое главное требование Церкви от желающего принять крещение? Отвечает Сам Господь Иисус Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Главное требование – это вера, которая «без дел мертва» (Иак 2: 26). Будем осуждены, и крещение не поможет, если не будем веровать в Господа Иисуса Христа и исполнять Его повеления.

Но в том-то вся и беда, что многие идут креститься и крестить своих детей не по велению своей веры или убеждений, а часто по причине каких-то суеверий, неосмысленной традиции или просто, чтобы быть как все – «на всякий случай». Для большинства людей крещение всего лишь красивый традиционный обряд, порой даже просто средство против порчи и сглаза или некий залог здоровья ребенка.

По своему равнодушию и лени (с такими ли душевными качествами надо просить у Церкви крещения?) люди даже не хотят предварительно узнать, что такое крещение и, почему и как Его надо принимать. Когда священник предлагает им хоть немного узнать об этом Таинстве, побеседовать, подготовиться, нередко приходится слышать возмущенные жалобы о том, что «мы не за это платим деньги!». Отсюда выходит, что люди возмущаются заповедью Самого Господа: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28: 19-20). Как будто давая деньги за принятие Таинства (сейчас принято говорить – «пожертвовать за крещение»), люди откупаются от следования этой заповеди.

Поэтому и приходится наблюдать, что люди ведут себя в храме как в продуктовом магазине – они просто покупают возможность покреститься. Но даже в обычном магазине прежде, чем отдать деньги за продукты, люди изучают товар на содержание, свежесть, качество и прочее. «Покупая» же крещение, они при этом не хотят знать, что они «покупают», для чего оно нужно и как его использовать. Парадокс, присущий такого рода явлениям, когда совершается попытка совместить несовместимые вещи – свет и тьму, праведность и беззаконие, Христа и Велиара (2 Кор 6: 14-15).

Если бы люди представляли себе всю ту ответственность, которую они берут на себя, дерзая креститься бездумно и без соответствующей подготовки, то много раз подумали бы прежде, чем это сделать. Но этому мешает отсутствие у них сознательной веры в Иисуса Христа. В наше время мало кто задумывается, что повсюду происходит нечто кощунственное – крещение еще не встретившихся со Христом и не верующих в Него людей! Ведь крещение без веры – это как человек без сердца. Поэтому священник просто обязан ограждать это великое церковное Таинство от легкомысленного к нему отношения со стороны людей.

Примеры из церковной истории показывают, что наше время во многом неправо в своем отношении к Таинству крещения. С первых веков существования Церкви Христовой среди христиан царило строгое и благоговейное отношение к Таинству крещения, всякого желающего к нему просто так не подпускали. Имела место традиция принимать крещение в зрелом возрасте; так христиане себя готовили к принятию Таинства, чтобы креститься в самом своем лучшем духовно-нравственном состоянии, чтобы никакой нечистотой не оскорбить святыню Таинства.

Святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий Святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий
    

Известно, что святители Григорий Богослов и Василий Великий прежде крещения, будучи зрелыми молодыми людьми, уже жили в высшей степени благочестиво, по сути, были некрещенными христианами. Сравним это с нашим временем, когда ко крещению подходят люди, не желающие менять своего неправедного образа жизни. Подходят они, находясь в состоянии блуда, или алкогольной зависимости, даже будучи нераскаянными убийцами или разбойниками! И что самое страшное, их в таком вот состоянии крестят. И как были они до крещения в скверне, так и после крещения продолжают жить скверно.

Молодая Церковь с тех, уже далеких от нас времен, установила соответствующие правила в отношении желающих креститься. Прежде крещения такой человек должен был пройти оглашение, то есть его наставляли в истинах веры, он изучал Священное Писание, участвовал в собраниях христиан и богослужениях. Все это занимало определенное время, как минимум, до 40-ка дней. Также проверялась твердость его веры, его решимость последовать за Христом. Затем непосредственно перед крещением устраивался экзамен, который нередко возглавлял епископ. Человека проверяли на знание вероучения и Священного Писания, узнавали, как он это все понимает. Затем приводили в собрание двух свидетелей, близко знающих этого человека, которые могли бы подтвердить его добрую нравственность.

Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961) рассказывал, как однажды он экзаменовал двух евреев, пожелавших принять крещение. Первый еврей его удивил своей сознательной верой, знанием и правильным пониманием христианского вероучения. Поэтому владыка с радостью ему дал разрешение на крещение. А второму еврею он отказал, так как тот не знал даже Евангелия, а христианство представлял себе по учению Толстого, да и креститься хотел по политическим мотивам. Владыка Вениамин также вспоминает русскую девушку из советской нерелигиозной семьи, пришедшую к вере, уже изучавшую христианское вероучение и периодически посещавшую храм. Та пришла к нему за разрешением принять крещение. Владыка, побеседовав с ней, поручил ее подготовку к Таинству монахине. И только подготовив девушку, ее затем окрестили. Она стала усердной и верной христианкой.

Все эти строгости перед принятием Таинства крещения просто необходимы для того, чтобы не появлялись скрытые иуды, чтобы не было такого явления, которое выражается известными словами: «Они вышли от нас, но не были наши» (1Ин 2: 19). Крещение должен принимать только тот человек, который желает через покаяние в прежде содеянных грехах изменить свою дальнейшую жизнь по правде Божией.

Смысл и значение Таинства крещения Господь выразил в таких словах: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3: 5). Поэтому крещение – это духовное рождение, рождение в новую благодатную жизнь. Духовно рождаясь через принятие этого Таинства, человек усыновляется Богу, становится чадом Церкви Христовой. Через трехкратное погружение в воду человек смывает всю свою греховную скверну, получает прощение грехов. Затем через помазание Святым Миром он получает благодать Святого Духа для полноценного участия в жизни Церкви и ее Таинствах. Это тот самый залог благодати Божией, семя новой жизни. Задача человека – развить и усовершенствовать этот дар, чтобы семя стало большим деревом, исполненным различных даров Святого Духа.

«Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись», – поет Церковь. Этим песнопением она указывает нам на то самое главное и важное, что дает человеку великое Таинство. Человек крещеный (или по-другому – новопросвещенный) должен, насколько это возможно, уподобиться нравственно, по благодати, Самому Христу. Через благодать крещения человек прививается, как дикая ветвь культурному дереву, Телу Христову, которое есть Его Церковь. В него вливаются соки новой благодатной жизни. Итог земной жизни человека должен быть таким, чтобы эта новая жизнь заполнила всего человека, сделала его родным Богу. Чтобы перейдя из этой жизни в вечность, человек был уже подготовлен к жизни у Бога. Если же человек не будет приуготовлен, то останется чужим для Творца.

Крещение нужно тем, кто решил умереть для греха, но ожить для Бога

Господь даровал это Таинство тем, кто увидел душу свою, недугующую от греховных страстей, и затем истинно осознал и поверил в то, что исцеление может найти только у истинного Врача – Иисуса Христа. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9: 12-13). Крещение нужно тем, кто решил умереть для греха, но ожить для Бога. Апостол Павел так и называет крещение смертью греху (Рим 6: 2-4).

Сущность правильного отношения к Таинству крещения состоит в коренном перевороте, совершаемом в душе человека, в изменении всей его жизни. Человек был рабом греха и врагом Божиим, исполнял волю диавола. Теперь же он исполнен решимости отвергнуть грех и быть в общении со Святым Господом.

Одна из главных идей Таинства крещения, как писал Патриарх Сергий (Страгородский), в «пресечении непрерывности зла», и «если человек этого пресечения не делает, тогда зачем принимать крещение?» Поэтому священники должны встречать людей, изъявляющих желание принять крещение для себя и для своих детей, вопросом: «Зачем и для чего вам это нужно?» Они должны объяснять им, что сама просьба о крещении у многих людей может быть просто неуместной.

Как рассказывает один священник, однажды к нему пришла креститься молодая семья (муж, жена и ребенок). На их просьбу о крещении он их спросил: «А для чего вам это нужно?» Сам этот вопрос привел людей в недоумение. Они-то думали, что их просьба обычная и вполне законная. Их ответ священника не удовлетворил, так как свидетельствовал о том, что этих людей ни Сам Бог, ни Церковь с ее требованиями вовсе не интересовали. В итоге, священник отказал этим людям. Свой отказ он объяснил так: «Вы не понимаете, чего просите. Зачем вам креститься, если вы не собираетесь быть христианами? Вы не хотите соблюдать посты церковные, посещать богослужения, вам не интересно знать, что такое Евангелие, вам безразлична разница между грехом и правдой. Детей своих, судя по всему, воспитывать в вере вы не собираетесь. Ваше бездумное желание креститься – это просто баловство!»

Зачем вам креститься, если вы не собираетесь быть христианами?

Все вышесказанное касается и крещения детей. Крестить детей без восприемников нельзя, так как дети, особенно маленькие, еще не могут вполне исповедовать свою веру. Поэтому детей должны представлять восприемники (крестные) и родители. Священник должен увидеть, кто воспитывает ребенка, кто будет сопровождать его по жизни. И так как требовать с маленького ребенка подготовки перед крещением неразумно, то все эти обязательства накладываются на крестных и родителей. Их образ жизни, степень веры, то, как они готовились к крещению ребенка должны разъяснить, кому вручает священник святыню Божию. И должен ли он это вообще делать, если видит, что эти люди не сумеют правильно распорядиться крещением ребенка, будучи не настроены воспитывать его в церковном благочестии.

Ведь в наше время крестные, в большинстве своем, напоминают человека с оружием в руках, совершенно не знающего, что с ним делать. Это те люди, которые крестившись, неважно в каком возрасте, так и не стали христианами. В них не произошло того благодатного изменения, которое предполагает дать человеку Таинство крещения. Все это потому, что в их крещение не было вложено сознательной веры во Христа. Тогда не является ли профанацией крещение таких людей?

Мы должны прямо взглянуть правде в глаза, что Таинство, предназначенное собирать отборную пшеницу в закрома Церкви Христовой, а плевелы отвергать, давно перестало соответствовать этому своему предназначению. Надо честно сказать, что мы, по большей части, крестим людей, не настроенных жить по заповедям Христовым, не планирующих оставаться в Его Церкви. Даже недавнее требование священноначалия обязательного оглашения, предварительной подготовки людей перед крещением не меняет положения. Люди формально что-то почитав, побывав на собеседованиях, пользуясь снисходительностью большинства священников, уже довольных хотя бы этим, крестятся и потом о храме сразу забывают. А некоторые, чтобы избежать не нужных для них трудов, ищут священников, которые крестят сразу, по требованию.

Для таких людей крещение есть самоцель, а Христос, ради приобретения Которого и должен человек креститься, есть нечто лишнее и ненужное. Налицо какое-то языческое, потребительское отношение к дарам Церкви. Так можно ли таковые крещения, вообще, считать действительными? Пример из церковной истории средних веков заставляет в этом усомниться.

В XII веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они – христиане. «Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?» – спросили их. Они отвечали, что у них, у турок, «существует обычай крестить своих детей у православных священников», потому что, по их мнению, «во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и смердит, как собака», пока ребенок не получит христианского крещения.

Синод не признал такого крещения, потому что они искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое «телесное лекарство и чародейство» (Епископ Никодим Милаш). К тому же, те турки продолжали воспитывать своих детей в магометанской вере, их тоже Иисус Христос, как таковой, не интересовал. Какое сходство между XII и XXI веками в отношении Истины!

Может, хватит святыню церковную подвергать поруганию?

Не пора ли поставить шлагбаум перед неразумным отношением к Таинству крещения? Может быть, надо вспомнить первые века христианства, и использовать Таинство крещения только внутри церковного сообщества? Во всяком случае, это будет более соответствовать правде Божией. Может, хватит святыню церковную подвергать поруганию? Не надо обольщаться – крещеный человек еще не означает христианина. Не постигнет ли нас за эту несуразицу праведный гнев Божий?

Но для того, чтобы исправить это положение, церковный народ должен повысить по отношению к себе духовно-нравственные требования. Ибо только наше снисходительное отношение к собственным немощам и позволило совершиться этой нелепице, когда великое Таинство Церкви стало настолько доступным, что на него претендуют порой просто нераскаянные грешники. Деньги и крещение должны стать взаимоисключающими явлениями. Надо сделать известный выбор – между Богом и маммоной (Мф 6: 24).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О крещении, имяславии и печати антихриста О крещении, имяславии и печати антихриста
Андрей Горбачев
О крещении, имяславии и печати антихриста Учение Церкви о крещении в связи с идеями имяславия и вопросом о печати антихриста
Андрей Горбачев
Спасение человека, его духовное возрождение, начинающееся в крещении, не является плодом только человеческих усилий или действием одного Божественного могущества, но – синергией, содействием, со-работничеством человека и Бога. Бессознательное отношение к возрождению в таинстве крещения оборачивается боязнью столь же бессознательной гибели от печати антихриста.
Рассуждения об оглашении Рассуждения об оглашении
Игум. Нектарий (Морозов)
Рассуждения об оглашении Рассуждения об оглашении
Игумен Нектарий (Морозов)
«Я был крещен двенадцати лет от роду по настоянию родителей. Сейчас я требую, чтобы крещение это было аннулировано, признано не совершившимся…»
Безответственное крещение Безответственное крещение
Об огласительных беседах и не только
Безответственное крещение Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Александра Боровик
Допускаю, что кому-то неинтересно слушать огласительные беседы, но потерпеть их ради таинства вступления в Церковь люди, выходит, тоже не готовы. А ведь это не самая большая жертва. Возникает вопрос: насколько мы вообще ценим таинство вступления в Церковь?
Комментарии
Владислав Терещенко 2 декабря 2019, 08:19
Здравствуйте! я крестился без веры в Христа в 27 лет,в2006 году.Но я верил в загробную жизнь по язычески.и в существование какого-то неведомого Бога! является ли моё крещение действительным? я последний раз был на Литургии 7 января 2019 года,а на исповеди был последний раз 9 ноября 2019 года! сейчас я верю в воздушные мытарства из жития преп.Василия Нового. и очень боюсь этого! Что мне надо сделать в жизни моей грешной,чтобы моё Крещение стало бы действительным? Перед моим крещением у меня была всего одна огласительная беседа на которой батюшка нам рассказал,что в крещении каждый человек получает от Бога Ангела-Хранителя!
Екатерина 6 сентября 2018, 12:21
Огромное спасибо за написание этого текста!Как бы хотелось,чтобы было больше таких разумных священников! Возможно бы тогда в мои 13 лет меня бы не крестили.Никто беседы со мной не проводил,никто не наставлял.Даже на исповеди за меня говорил священник,но никак не раскаявшийся грешник.
"Спасибо" вам батюшка,который меня крестил, что не объяснили всю важность того,что я дала обещание Богу быть христианкой.Что вы лишили меня осознанного желания быть с Богом. Когда сейчас я пришла к вере,вы не представляете всю горечь в моем сердце,что я обманывала Бога последующие 14 лет,живя неправедно.
Если кто-то из батюшек это читает,не делайте так!!!Объясняйте важность этого шага!
раба Божия Тамара19 февраля 2017, 20:12
Очень серьезный вопрос, по которому трудно найти ответ..."и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий" (Деян 8:36,37). Здесь говориться о вере...А если вера есть, а знаний церковных - нет? «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9: 12-13).Крещение нужно тем, кто решил умереть для греха, но ожить для Бога."- обратите внимание -решил - а не сделал! Если бы к Крещению приходили все безгрешные, то и церковь была бы полна праведников..А тут только подойди: бабушки тебя обсмотрят, раскритикуют.
Серафим Шлосер13 февраля 2017, 10:44
Александр, увы и ах Таинство не имеет срока давности.
Александр16 января 2017, 00:42
Добрый день. Хотел бы получить ответ на свой вопрос. В детстве в возрасте 5 лет меня крестили в православной церкви, а точнее побрызгали сверху водой, ударили раза два лбом об икону, что-то пошептали, взяв при этом неплохую денежку с родителей (но не в этом дело) и все. С тех пор прошло почти сорок лет. Православие не стало моей верой и никогда ей не будет. Я тысячу раз ходил мимо той церкви, но ни разу не испытал ни малейшего желания туда зайти даже из любопытства. Но вопрос не в этом. Мне просто интересно чисто формально я считаюсь православным или нет. Обряд то совершен, но он для меня ничего не значил в силу возраста, а в дальнейшем правлславте я не исповедую и не буду. Может по прошествии времени это крещение уже не действительно. Интересно компетентное мнение.


Эдуард 4 апреля 2016, 22:22
Таинство крещения суть быть записанным в ИИСУСОВУ КНИГУ ЖИЗНИ. Может ли запись эта быть изглаженной? Может! По грехам не покаянным - которые чаще бывают от формального понимания ( точнее - полного не понимания) православия. Я крестился чисто из понимания поддержания традиции - казак должен быть крещёным.Но даже? такой в общем то формальный подход через таинство крещения гарантирует вписывание в ГОСПОДНЮЮ КНИГУ ЖИЗНИ. Младенец прошедший таинство крещения так же вписан в Книгу Жизни - за него,совсем не смышлёного,уже сделали первый шаг к ГОСПОДУ.Главное чтобы в последствии,когда ребёнок подрастёт,он узнал о важности своего крещении. Вот моя супруга точно не знает крестили её или нет - хотя крёстные как бы и были? возможно это всё как раз от формального понимания столь важного поступка как крещение. Но и времена тогда были советские. Моё формальное крещение в угоду казачьим традициям впоследствии сыграло со мной невероятно злую шутку, которая однако в последствии мне сильно помогло вырваться из формального понимания Православной веры.
Фаина19 января 2016, 11:56
Доброго времени суток!
Меня зовут Фаина и я не крещеная. Папа и мама разной религии, поэтому в детстве не покрестили и не дали мусульманство.
Я хочу принять христианство. Что для этого нужно иметь, знать, сделать? Хотелось поподробнее узнать про таинство крещения.
Спасибо!
мила18 августа 2015, 21:25
Elena Vasili.Как я с вами согласна, Елена! Я тоже в свое время крестилась ничего не понимая в вере, в православии, что называется "без Царя в голове". Как я об этом жалею! Потому как никто мне не объяснил всю важность,ответственность. Ну и пустилась во все тяжкие после крещения.. Теперь вот замаливаю свои грехи, которых бы не сделала бы, если бы со мной поговорил духовный человек... Слава Богу за все! Хоть не отринул меня Господь совсем, хотя и заслуживаю...
Статья очень нужная, чтобы там не говорили и писали. И поклон батюшке, что он поднял эту тему!
Иерей Олег19 февраля 2015, 01:48
Ангелине - 4) Повторюсь, Церковь признает Ваше крещение действительным, выбора другого нет у нее. Ведь наследие безбожного времени советского это запущенное духовно-нравственное состояние нашего общества, на уровне деградации.
И такие крещения есть следствие этого запущенного состояния, которое не позволит изменить ситуацию так, как того требует полнота Закона Божьего.
5)И поэтому Собор епископов не будет отменять эти крещения, тем более, что я говорил не только об отмене, как бывшем уже в истории прецеденте, но и другом решении, компромиссном.
6)Крещение дается раз в жизни; Господь знает, что нет Вашей вины в профанации крещения. Ему не впервой страдать от человеческих заблуждений, (чего стоит только Его крестная жертва) и Он готов терпеть ради нашего спасения и такие издевательства над Его таинствами.
Поэтому Ваша задача - выкопать талант Вашего крещения из земли забвения и умножить его любовью к Церкви Христовой, подтверждая ее постоянством в церковной жизни. Тогда дар крещения будет в Вас плодоносить многими добродетелями христианскими.
Иерей Олег19 февраля 2015, 00:56
Ангелине - Ангелина, отвечаю на Ваши вопросы сразу, как только я их увидел. Опираюсь на учение Святых Отцов, частное мнение в такой ситуации неуместно.
1)Истина это учение Иисуса Христа, Божественный Закон.Крещеным человеком себя считаю, хотя и крещен с неверующими крестными и родителями. В статье это объясняется.Церковь находилась под прессом гонителей. И духовная власть, взяв на себя ответственность, благословила крестить людей без оглашения, уважая их желание как проявление веры.
2)Для нецерковного человека крещение мертво, как закопанный талант, поэтому Св. Отцы говорят, что этот дар нужно восстанавливать покаянием, т.е. церковной жизнью. Судите сами, что даже если и благословляет церковная власть признавать Ваше и мое и подобные им крещения, снисходя к немощи людей, в нецерковном человеке крещение недейственно, его как бы нет.
3)А Ваше воцерковление будет той самой реализацией обетов крещения в жизни, вы талант выкопаете из земли и пустите его в оборот. Как Господь смотрит на людей крестившихся, но живущих нецерковно, узнаем из Его отношения к рабу, закопавшему талант (притча евангельская).
Ангелина18 февраля 2015, 00:20
Извините,батюшка Олег,почему Вы не отвели на мои вопросы.Ведь для меня это на самом деле важно?
Ангелина17 февраля 2015, 05:34
Спасибо батюшка за ответ.-2015.02.15. Прошу проясните еще мне ,то что вы написали.
1.Вы пишите,что с точки зрения Истины,даже Ваше Таинство Крещения нельзя призвать действительным. А Истины это кто,что? И считаете Вы себя крещенным человеком?
2.Вы написали,что Господь забудет о недостатках моего Таинства Крещения ,если я стану церковным человеком.А если я таким не была и не стала-выходит и Таинство крещения мое недействительно?
3.А когда стану церковным человеком,то Господь автоматически признает мое Таинство Крещения действительным?
4.Как,что церковь признает Таинство Крещения,как мое с формальной точки зрения?
Так признает его церковь действительным или нет-не пойму?
5.Вы пишите,что надо отменить официально такие Таинства крещения,как мое,решением Собора,епископа..если это произойдет,то,что тогда я останусь некрещенной,т.е. мое крещение будет недействительным?
6.И,что мне теперь делать-заново принять Таинство Крещения,если мое крещение недействительно и жить церковной жизнью?
Простите,батюшка,читала в ваших ответах к другим комментариям,что вы пишите не отсебятину,а на мои вопросы,вы отвечаете, с позиции церки или это ваше частное мнение?
Очень буду благодарна,если Вы ответите по пунктам на все мои вопросы,потому что для меня крещение на самом деле не простая формальность,и я ведь не виновата,что меня крестили в детстве ,и такие были родители и крестные.
Иерей Олег15 февраля 2015, 22:56
Ангелине - Ангелина, с точки зрения Истины, конечно, Ваше крещение, как и многие ему подобные крещения, даже мое крещение, нельзя признавать действительными. Но Господь видит, что такое положение с массовым крещением детей у неверующих родителей и восприемников сложилось в советское безбожное время, в исключительных обстоятельствах, и перешло в наши дни, и его сразу не исправить.
Поэтому Церковь Божия снисходит ради того, что дети не виноваты в грехах взрослых и терпит Она, ожидая от людей вразумления и исправления. Поэтому пока и признает все эти крещения с формальной точки зрения.Для того, чтобы отменить официально все эти крещения или найти какой-нибудь другой выход, необходимо решение Собора епископов, пример которого уже в истории был, о чем в статье было рассказано.
Надо помнить, что мы живем в падшем мире, который пытается войти и в Церковь.Так что не беспокойтесь о своем крещении, Господь забудет о его недостатках, если Вы станете церковным человеком.
Ангелина15 февраля 2015, 20:03
Спасибо,батюшка Олег за статью.Проясните мне пожалуйста,у маленько ребенка нет веры,крестят его по вере родителей и крестных. меня крестили младенцем,в церкви,если родители и крестная мои были неверующими, то по чьей вере совершалось мое Таинство Крещения?
И действительно ли оно тогда?
римма22 января 2015, 17:01
Господи Иисусе Христе, прости меня грешную, что плохо читаю молитвы, редко хожу в храм Божий, не воспитала в вере своих детей, не сумела сохранить семью, грешу ежечасно, прости меня Господи, но не остави меня в беде. Огради меня и мою семью от всякого зла, даруй нам здравие душевное и телесное, помоги моим детям идти правильным путем по жизни, ниспошли нам грешным и недостойным счастье и любовь.
Екатерина 9 августа 2014, 11:08
Господь и о некрещеных заботится, знаю по себе, и не переубедите никогда в обратном. Божия благодать там, где ее ищут.
Крещение - это не пропуск к Богу, это новая ступень ответственности, а толку, если люди не готовы брать ответственность? Я очень поддерживаю, когда батюшки не соглашаются сразу крестить таких людей, а дают время готовиться, беседуют, рекомендуют литературу (это ведь не отказ в Таинстве). Если вознегодует и обидится человек - так простите, верующим много в чем придется себя ограничивать.
Мы все неготовыми и недостойными крестимся, но нужно хотеть исправления и приближения к Богу.
Наталья 8 августа 2014, 09:57
Для меня крещение ребенка - 1) спасение его души 2) первое зернышко, заложенное Господом в его сердце

Но самое главное - дети верят сильнее и чище, чем любой взрослый! Кто-то скажет, а во что верят? В Бога! при чем без лишних вопросов. Они верят в то, что его создал Бог и Он же защитит в любую минуту. А вот, конечно, если человек вырос и решил креститься, то тут не может быть никакой формальности, а должен быть отчет о действии и осознание его! Меня крестили в 4 года. И слава Богу! Я отчасти помню этот момент. Помню тепло в крещальни, таинственный свет от свечей и обстановку. Спустя 5-6 лет случайно проезжала мимо этого Храма и ощутила вновь тягу и тоску по тому, что когда-то пережила, почувствовала. Еще спустя 2-3 года надела себе крестик и не снимала его, стала искать, искать. Искать именно истину и нашла. Пришла в Храм уже осознано спустя 15 лет после крещения и там осталась. И Слава Богу! Для меня крещение было соединением с Богом! Вот зачем у иудеев делают обрезание? Ведь ребенок только-только родился.. Вся жизнь впереди! А посмотрите на взрослых людей, крещенных в старшем возрасте - сколько искушений на них сыпется. Ну и на других не меньше, но нельзя говорить, что ребенку креститься рано или нельзя! Нет! Он верит больше взрослого! А взрослый, даже, если крестится в 30 лет, то не факт, что в 31 он останется в Церкви! Вся наша жизнь - борьба и падения. А крещение - это первый шаг к Богу на встречу!
Арор Миртскритч 2 августа 2014, 20:55
Мир вам в душе!м.Людмила!Мне спать "не жестко" потому,что обсуждая любую тему я не держусь за свою правду.Для меня,как и для каждого православного христианина,единственная правда та,которая исходит от Бога.Имея опытного духовного наставника я не "прячусь"за его духовным опытом,но и без него моя вера и свой личный опыт не мог бы найти дорогу к познанию свойств энергий Бога.Мы не имеем ДУХОВНЫХ ЗНАНИЙ и это нужно твердо усвоить!Наше сознание не в силах его удержать и лишь ВЕРА своим подобием замещает его.В стяжении Святого Духа и обожение своей личности видится духовная работа не только исихастов,но каждого христианина.Это,если хотите ДОЛГ каждого христианина.Не забывая при этом СВЯТУЮ ЦЕРКОВЬ и наставников наших.Господи Иисусе Христе,Сыне Божий,помилуй мя грешного.
Арор Миртскритч 2 августа 2014, 01:47
м.Людмила!Бог не наказывает за Крещение(у православных)каким бы неприглядным ОНО не показалось с точки зрения человека.За ненадлежащие исповедь и причастие-да.За последующее невыполнение христианского долга по отношению к крестнику(це)-да.Так Бог сделал для ВХОДЯЩИХ.Но кто сказал,что хоть один ТАМ остался И НЕ ВЫХОДИЛ,после того,как ЗАШЕЛ?Такова наша жизнь.Я двумя руками "за"новозаветный опыт крещения,но наше время-ОНО ДРУГОЕ.А убивают те в ком нет любви и кто приемлет тьму.Толк в Крещении Самим Богом усмотрен,а мы,если хотим спастись,должны трудиться(ЖИТЬ ПО ДУХУ):ВЕРИТЬ,НЕПРЕСТАННО МОЛИТЬСЯ,НАДЕЯТЬСЯ НА СПАСЕНИЕ,А ГЛАВНОЕ ЛЮБИТЬ БЛИЖНИХ И БОГА.Господи помилуй нас грешных.
Иерей Олег20 июля 2014, 22:14
НН - И Вас Спаси Господь! С праздником преп. Сергия! Всякого Вам благополучия от Господа!
НН18 июля 2014, 18:06
Батюшка, Спаси Вас Господь за ответ!
Со всероссийским праздником!
Помощи и заступничества Преподобного отца нашего Сергия!
Здравия, спасения и во всём благое поспешание!
м.Людмила18 июля 2014, 01:23
Арору -И Вам мир. Вы мягко стелете, да потом будет жестко спать. Бог не священников наказывает, он всех нас наказывает за такие крещения. Вон крещеные на украине друг друга убивают.Толку что их крестили.
Иерей Олег18 июля 2014, 01:17
НН - Желание креститься может возникнуть и от дурной воли. Священники могут рассказать, как приходят люди креститься по требованию цыганки-гадалки, или деда-колдуна (им, оказывается, с крещеными легче колдуется) , или просто, чтобы не жениться не крещеным.
Но что-то редко увидишь тех, у кого возникает желание жить церковной жизнью. Окрестить недолго, только вот жить по вере у людей особого желания не наблюдается. А именно этого и хочет Бог от человека - горячей веры. Избранным человека делает его вера, а не формальное и мертвое принятие крещения.
С чего Вы взяли, что благоговейное отношение к святыне крещения есть законничество? Это как раз есть проявление любви к Богу. Законничество есть следование букве, убивающей дух, внешнему, у которого внутреннее часто гнило. И этим как раз страдают все, которые крестятся формально, без веры, и детей своих также крестят. Вот они и есть законники, не имеющие любви.
А наши строгости перед крещением, которые так многих возмутили, направлены на то, чтобы люди как раз сознательно стремились к вере и любви Божией.
Иерей Олег18 июля 2014, 00:51
НН - К детям невинным претензий нет никаких. Но ведь их крестить без крестных нельзя. Крестный от имени ребенка должен читать "Символ веры", давать обеты верности Богу, отрекаться от сатаны и прочее. Но как быть с крестными, которые даже "Символа веры" прочитать не могут, которые не знают, что такое молитва? Знаю священников, которые отказывались иметь дело с подобными крестными, и крещения не было.
Крестить детей с такими крестными, то же самое что вообще крестить ребенка без крестных - все одно грех, нарушение церковных канонов.
У Вас (как и у Арора-исихаста) какой-то магический ( языческий)подход к таинству. Неважно, что за человек, благодать сама все сделает. Это как люди ходят к колдунам, дают мзду за снадобье, которое, как они надеются, решит все их проблемы. Главное не надо в душе копаться, как-то над собой работать. Получается, что люди принимают благодать крещения за подобное снадобье. Но статистика крещеных язычников, так и не узнавших церковной жизни, не на Вашей стороне.
Арор Миртскритч15 июля 2014, 19:29
Мир вам!Крещение-духовный,мистический процесс восстановления СВЯЗИ с БОГОМ!Что собой представляла эта связь до ПАДЕНИЯ?Человечество,в лице Адама и Евы,постоянно находилось под благодатью Бога:имея материальное тело,по своей природе требующее восстановления,-они могли питаться лишь для наслаждения,не испытывая голода;Адам и Ева не могли болеть,стареть и умереть. Дети,с рождения имеют-на короткое время-особенное сознание,дающее возможность адаптироваться в нашем ущербном мире,но разве не лучше было бы помочь ребенку включить,так сказать "защиту" для души новорожденного,которое в последствии могло бы вырасти до уровня жизни по духу?Безусловно,Спасение-СИНЕРГИЯ и без участия человека Бог нас не Спасет,но Крещение будет хорошим началом восстановления в СЕМЬЕ БОЖЬЕЙ куда нас Господь давно зовет.И не важно,что ребенок из"нецерковной семьи",ведь Христос пришел Спасти Весь Материальный Мир,а не один народ!Спаси и сохрани!
Арор Миртскритч15 июля 2014, 17:29
Мир вам!м.Людмила,почему же я должен быть не согласен со святыми и церковной традицией?В согласии и познается ПРАВИЛЬНОСТЬ исповедования Господа нашего Иисуса Христа!Различное мнение-нехристианский подход к решению духовных вопросов,так как воцерковленный человек,должен стараться им,вообще,не пользоваться.Для этого есть МНЕНИЕ ЦЕРКВИ и постановления В.СОБОРОВ,д.опыт СВЯТЫХ ОТЦОВ основанных на СВЯТЫХ ПРЕДАНИЯХ И ПИСАНИЯХ!Строгость же подхода-это не закон.Любовь,как мы знаем,выше всякого закона,вот только наша любовь несовершенна,потому в нашем мире ВЕРА,пока,будет главнее.ВЕРА же АПОСТОЛОВ и первых христиан-не чета нашей нынешней вере,за редкими исключениями.Излагая познание д.опыта,-лишь объясняю действия того,что фактически следует за тем,что не всегда открыто для нашего понимания-Божией Волей.Как я могу быть не согласен с Господом,вторя Ему-по вере и делам?!Почему Христос не наказывает тех СВЯЩЕННИКОВ,которые воцерковляют людей неподготовленных к Таинству Крещения?Слава Богу за Его милосердие!!!Я лишь частично,потому недостойно объяснил то,что всегда происходит,но не всегда доступно для нашего сознания.СПАСИБО за вопрос.Господи,спаси и сохрани!
НН14 июля 2014, 11:39
Иерей Олег:
"Said Lensk - Ваш комментарий в очередной раз подтверждает, насколько неуважительно наше общество относится к таинству крещения. Люди больше ориентируются на свои желания, а не на волю Божию и церковные законы".

Батюшка, благословите!
Простите меня, безтолковую, но хотелось бы получить ответ однозначный: младенцев из нецерковный семей крестить или нет?
Действительно, много случаев, когда рассуждают так: мои дедушка и бабушка, родители да и сами мы крещены - пусть и мои дети тоже будут крещены.
Если у человека ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ КРЕСТИТЬСЯ - откуда-то оно появилось? И надо ли считать однозначно, что появилось оно без воли Божией?
Можно ли считать, что Господь позвал человека и человек пришел, но избранным не стал?(А есть ли уверенность, что все, кто ходит в храм - обязательно избранные?).
Простите, но что-то меня настораживает... Наверное, люди даже и на уровне подсознания чувствуют, что Церковь стоит не только на ЗАКОНАХ, но и, в первую очередь, на ЛЮБВИ. (Только не надо понимать Любовь как сюсюканье и человекоугодничество). На мой взгляд, Пастыри должны быть СТРОГИМИ, но не ЗАКОННИКАМИ. (Разве могли бы мы причащаться, опираясь исключительно на одни законы? Ведь мы ВСЕГДА недостойны...). Боже меня упаси, я никого не обвиняю и не осуждаю, а только высказываю свои сомнения. ПРОСТИТЕ!
Иерей Олег14 июля 2014, 01:08
Said Lensk - Ваш комментарий в очередной раз подтверждает, насколько неуважительно наше общество относится к таинству крещения. Люди больше ориентируются на свои желания, а не на волю Божию и церковные законы.
И если бы Вы читали статью внимательнее, то увидели бы, что в ней достаточно говорится и о вине священников.
По поводу любви и осуждения - Вы считаете, что любовь к ближнему возможна без любви к Истине? "Платон мне друг, но истина дороже", - даже язычники это понимали. Ибо оскорбление Истины всегда чревато последствиями для тех же ближних наших.
Иерей Олег14 июля 2014, 00:30
Said Lensk - Приобрести веру во Христа только по своему желанию не получится. Появление истинной веры, влекущей человека ко Христу, в сердце человека это явление таинственное, дар Божий.
И не всякому человеку Бог этот дар дает. Дает Он этот дар, касаясь сердца,человеку искреннему, совестливому, ищущему Истину, желающему осознать свое истинное предназначение, человеку, который не будет торговаться с Богом, искать компромиссы, служа и Богу и маммоне.
Бог ищет в сердце человека хоть сколько-то чистоты, серьезности, ибо дар Божий приходит только на чистое место. И человек не должен ждать, чтоб кто-то ему начал говорить о вере. Вера, рождаясь в сердце, сама начинает побуждать человека искать предмет ее - полноту Истины. Как показывает жизнь, человек такой естественным образом сам начинает интересоваться духовными предметами, просвещаться и крещение такого человека для священника только в радость. Крещение закономерно венчает духовные искания этого человека.
Иерей Олег13 июля 2014, 22:08
НН - Я могу Вам тоже немало привести подобных историй. Это и неудивительно, ведь мы делаем выводы задним числом. Круг нашего общения - это церковные, в основном, люди. И многие пришли в Церковь от безбожия.
Ведь кто-то из массово крещеных должен был все-таки придти когда-то в Храм, хоть и росли они, чаще всего, в неверующих семьях. Этот тот самый мизер, который и наполняет сейчас наши храмы.
Все это только доказывает правоту святоотеческого взгляда на таинство крещения, приведенного в статье.
Ведь человек, приступающий ко Крещению, должен быть уже в чем - то церковным, подготовленным и настроенным на жизнь в Церкви. И Церковь не обязана и не должна крестить , по сути, язычников, не желающих становиться христианами.
Катехизатор11 июля 2014, 12:40
На практике человеку, проводящему огласительные беседы, приходится проявлять недюжинные дипломатические способности. Абсолютное большинство восприемников не могут даже сформулировать, в Кого они верят и Кто это - Бог Троица, причем это их просто ни капельки не интересует и не смущает. Поэтому беседа становится в проповедью. Бывает такое, что восприемники, которым справедливо отказали в крещении, обращаются с письменной жалобой к священноначалию, и тогда могут быть неприятные последствия...
НН 9 июля 2014, 23:52
Батюшка, спасибо, что ответили.

..."Получается, что Вы обвиняете Церковь в ненависти к людям, не желая знать да и понять ее взгляд на проблему, который приведен в статье"...
Я писала ТОЛЬКО о младенцах. История про неверующих родителей и верующую бабушку монаха - правда. И, думаю, она не единственная. Достоверно знаю ещё одну, когда бабушка отказывалась сидеть с некрещенными внуками, родителям пришлось их волей-неволей покрестить... Сейчас один из братьев - иеромонах в московском монастыре, втрой, многодетный отец семейства - трудится в том же монастыре... И родители иеромонаха в храм ходят. Третья история свелась к тому, что внук комдива-коммуниста и некрещенных родителей - наместник монастыря в одной из епархий. Родители покрестились и повенчались... Покойный дед не понял, зачем внуку надо было в монахи уходить, но тем не менее принял его выбор.
Во фразе "Лучше ошибиться в любви чем в ненависти" слово НЕНАВИСТЬ употреблена НЕ в прямом смысле, напр., м.б. недоверие и др.
Церковь нашу и священство я люблю и всегда, если Господь даст, защищать буду. Простите, что ввела Вас в заблуждение.
Иерей Олег 9 июля 2014, 17:49
НН - Как говорят Святые Отцы: "Бог нас без нас не спасает". Господь в Евангелии часто спрашивал о вере у людей перед совершением чуда. Поэтому крещение совершается согласием двух воль - Божией и человеческой. Почитайте Евангелие - Господь часто гневается на людей за их неверие.
Когда человек покушается на дар Божий, не желая со своей стороны ответить взаимностью Богу через дела веры, то это обычный цинизм.
Получается, что Вы обвиняете Церковь в ненависти к людям, не желая знать да и понять ее взгляд на проблему, который приведен в статье.
Все почему-то хлопочут о любви к людям ( да и любовь ли это - крестить людей в осуждение и священнику и крещаемому?, а о любви к Богу (к Его святыням, к которым относится и таинство крещения) никто не задумывается.

м. Людмила 9 июля 2014, 17:16
Инне - Инна,кто вам сказал что у некрещеных нет грехов. Есть да еще и какие и отвечать они за них будут. И перед крещением они должны грехи оставить и в них покаяться, тогда и толк будет в их крещении.
вы сами как-то по-фарисейски рассуждаете, на веру смотрите формально. Веровать надо не как хочется, а как Церковь велит - истинно. Ваши мнения как-то против церковного учения.
Вы просто себя оправдываете.
Иерей Олег 9 июля 2014, 17:01
Евгению - Евгений, речь идет о младенцах из христианских семей.Именно христианских, живущих церковно. У них не было проблем ни с восприемниками, ни с верой восприемников. Такого не было тогда, что человек крещен, а Церкви знать не желает. Простые люди в харчевнях постоянно устраивали в те времена богословские диспуты. Вот был уровень воцерковленности общества.
А наши сегодняшние семьи, формально крещеные, но живущие безбожно, чем они лучше тех крещеных турок, крещение которых Синод аннулировал в 12-м веке?
Я смотрю, Вы за крещение при любых условиях, значит Вас не устраивает строгая позиция Церкви по этому поводу.Ведь я в статье неотсебятину написал, а привел святоотеческий взгляд на эту тему.
Желаю Вам познать Истину.
И еще: "Овцы не пасите своих пастырей" (свт. Григорий Богослов).
м. Людмила 9 июля 2014, 16:17
Арору - Арор, значит вы не согласны со святыми и церковной традицией. Господь говорит, что будет осужден, а вы с Господом не согласны. Зачем тогда так строго относились уважаемые люди к желающим креститься?
Иерей Олег 9 июля 2014, 16:10
Сергею - Сергей, невоцерковленный человек - это еще не вполне христианин, он себе, чаще всего, льстит, что он христианин. Он потому такой, что не все, что есть в Церкви, принимает. Он верит больше по своим понятиям, он еще не просвещен Истиной.
А Святой Дух отходит от всякого человека, по словам Отцов, который смертно согрешает, хоть он и крещен. Недаром, на исповеди священник просит Бога опять воссоединить кающегося с Церковью Своею.
Иерей Олег 9 июля 2014, 15:27
Наталье - Бог Вас благословит, Наталья! Как показывает жизнь - очень мизерный процент из крещеных людей становится церковными людьми, ведь крестят всех подряд, кто-то да и придет в храм. Вы лучше посмотрите на то большинство, которое, покрестившись, потом глумится своим безнравственным образом жизни над принятой святыней крещения.
Да и не нам корректировать правила церковные в отношении крещения.
НН 8 июля 2014, 00:28
Иерей Олег:
"Евгению - Вот вопрос - младенец,из-за возраста своего и немощи, не может веровать, а его восприемник (крестный) и родители тоже не веруют, далекие от Церкви люди. За счет чего тогда будет действительно крещение этого ребенка?"

- Не понняла. Всю жизнь думала, что таинство крещения совершается Духом Святым, а не восприемниками... Прошу пояснить. А потом уж восприемники и родители будут отвечать перед Богом, как они выполняли свой долг... Даже если и никак не выполняли, то, может быть, у младенца есть верующая бабушка, которая может и будет молиться за крещённого в храме, подавая за него записки на проскомидию и молебны. Откуда нам знать, услышит или нет её молитвы Господь? И вырастит у неверующих родителей будущий монах, который отмолит и восприемников, и родителей, и крестившего его священника и ещё несколько колен в своём роду...
"Господь и намерения целует"... А мы сразу печать им - НЕ достойны. Мы же не знаем, что будет завтра... Сегодня сказали, что в храм ходить не будут, а через неделю Господь призовёт - и прибегут как миленькие. За крещённых кто-то помолился - и Господь услышал. "Лучше ощибиться в любви чем в ненависти". Простите.

Инна 7 июля 2014, 13:37
Где находятся души не крещеных после земной жизни? Разве после крещения душа не становится бессмертной? Если человк крещеный, то его душу можно спасти молитвами за него.
В "Символе Веры'' ничего не сказано про воцерквленных или достойных, но верующих. Пусть все принимают крещение, кто хочет и в Бога нашего Иисуса Христа верует. Господь сам знает какую овцу и когда привести в свое стадо. Не будем же уподобляться фарисеям и книжникам. Христианин верующий по-настоящему или нет предстанет перед лицем Божием все-равно. И только Господь Бог будет судить эту душу. Вера как и красота, талант есть дар Божий. Не всем Господь открывает двери духовного просвещения. Но это не значит, что не просвещенный хуже просвещенного. Наоборот, с духовного человека спрос больше! Христианская вера - единственная вера предлагающая человеу добровольный выбор. Господь не заставляет, не принуждает, ОН нас любит, все прощает и ждет когда мы придем и скажем ''Господи, прости нас ГРЕШНЫХ!"
инна 7 июля 2014, 13:24
Я крестилась в 28 лет с мужем и пятилетней дочерью. Просто верила, что Бог есть. Как часть стремится к целому. И бабушка покойная хотела. Про воцерквление даже и не думала. С тех пор прошло много лет, и с каждым годом в Бога я верила все бодьше и жизнь свою без Него уже я не представляю. И дочери своей, уже 24 летней говорю, что когда меня не станет, то ты не сирота. У тебя есть Отец наш небесный и Матерь Божия. А пока я за дочь, свою, крещеную молиться могу и Господу Богу и Божьей Матери и всем святым. И даже на причастие со мной она иногда ходит. Это ничего что иногда. Может вымолю у Боженьки и со временем и она изменится. А еще помолится могу, за крещенную маму бедную мою почившую, чтоб Господь простил ей грехи и за всех христиан.
И перед крещением не исповедовали, т.к. у не крещеных грехов быть не может. А вот после крещения за каждый грех предется держать ответ перед Господом. Причем ответ придется держать в любом случае, независимо верит будущий христианин в это или нет. Вот об этом и надо говорить желающему креститься. У многих такое желание пропадет сразу.
Евгений 7 июля 2014, 00:08
Иерею Олегу. Отче! Если говорить о правилах церковных, то 124 правило Карфагенского собора, (который по 2 правилу Трулльского собора является общеобязательным для всех православных) говорит: 'Определено также: кто
отвергает нужду
Крещения малых и
новорожденных от
матерней утробы детей (...)
тот
да будет анафема. (...)' То есть канонические церковные правила указывают нужду (необходимость) крещения младенцев. Совершенно не уточняя наличие восприемников и степень их воцерковлености. Крещенный человек имеет приимущество перед не крещенным. Но это не значит, что крещенный обязательно спасается. Вы, как священник, принимающий исповеди знаете, что и регулярно посещающие храм люди, верующие люди, тоже согрешают иногда, а может и часто. И что Господь пришел в мир грешные спасти. И если крещенный в детстве человек согрешает и даже пусть в тюрьме сидит - но он может покаятся и исповедаться и к Св. Тайнам приступить и Господь простит его. Так же как и нас с Вами регулярно прощает. Как меня прощает - а ведь во мне даже самой крошечной веры нет, по евангельскому определению, ведь я не могу горы двигать, что позволяет самая малейшая вера... А вот не крещенный лишен возможности участвовать в таинствах. Таинство крещения на то и таинство, что его действенность, по определению понятия 'ТАИНСТВО' св. равноапостольного Николая Японского, не зависит от субъективной веры принимающего его, а только от Господа, который в действительности совершает его.
Иерей Олег 6 июля 2014, 16:49
Евгению - Вот вопрос - младенец,из-за возраста своего и немощи, не может веровать, а его восприемник (крестный) и родители тоже не веруют, далекие от Церкви люди. За счет чего тогда будет действительно крещение этого ребенка? Ведь Господь сказал, что "если не будет веровать, осужден будет".
А жестоки те люди, которые крестя детей, не дают проявиться этому таинству в ребенке, так как лишают его храма и других таинств церковных.
Много приходится видеть таких детей, они выросли без храма, Бога знать не хотят: блудят, пьянствуют, совершают преступления, сидят по тюрьмам. Имело ли смысл их крещение?
Может их судьба такова, что их крестили в осуждение, в нарушение правил церковных.
Иерей Олег 6 июля 2014, 16:30
Евгению - Евгений,а Вам нестрашно возводить напраслину на священников? Вы смотрите на проблему очень поверхностно.Убийца бессмертной души тот, кто позволяет этой душе принимать святыню таинства крещения в осуждение, когда человек покушается на Божий дар, не имея при этом веры во Христа, живя по стихиям мира сего.
Разве драгоценное миро наливают в нечистый сосуд? Ведь смерть души наступает не от того, что человек не крещен ( у нас много святых, которые не имели возможности принять традиционное крещение), а от того, что человек не живет во Христе, не принимает в свою жизнь Его заповеди.
м. Людмила 6 июля 2014, 16:05
Евгению - А в статье про Иоанна Златоустого ничего не сказано, он здесь при чем.В статье ничего против крещения младенцев не говорится, только, что неверие крестных для детей создает проблемы.
Иерей Олег 6 июля 2014, 15:57
Олегу Беликову - Уважаемый Олег, и Вам здравствовать! Крещение ребенка имеет тогда смысл, когда его будут воспитывать христианином. Тогда, действительно, он войдет в Царствие Небесное. Какие у нас ассоциации, в связи со входом в Царствие Небесное, с такими персонажами как Сталин, Ленин, Киров, Савинков, Желябов, Хрущев и им подобными? А ведь все они были крещены во младенчестве.Крещение без веры ни на йоту не приближает человека к Царствию Небесному.
Иерей Олег 6 июля 2014, 15:39
Иерею Вячеславу - Отец Вячеслав, Ваш комментарий не согласуется с церковными правилами и учением Святых Отцов. А они учили, что святыню Божию нельзя оскорблять неверием и неблагоговейным, небрежным отношением к ней.Неужели в статье недостаточно убедительных примеров из церковной истории? Сеять надо слово Божие, чтобы в людях пробуждать веру, но не разбрасываться святыней, влагая ее в худые сосуды.
Или Вас не убеждают слова Самого Господа: "Кто будет веровать и креститься..."?
Людмила 6 июля 2014, 15:21
Марчуку А.А.- Куда уж шире открывать двери храма, или вы только родились. И никто не выгоняет из храма людей без крестиков.Большинство крещеных сами несерьезно относятся к Церкви, трудно их вразумить.
Андрей 6 июля 2014, 14:26
Если бы люди знали, что такое Крещение и что такое быть христианином, и что такое есть сей славный подвиг отречения от самого себя во имя Господа нашего и последования за Ним, полный скорбей, слез, но упования, надежды на обновление и очищение, терпения и ежеминутной борьбы - многие сначала подумали, прежде чем вступить на этот нелегкий путь...
У христиан есть только одна Жертва, второй уже не будет. Одна Жертва,одно Крещение.. Когда задумываешься над этим - становится страшно...любой грех становится настоящим предательством Спасителя..Спаси Господи и прости нас..
Зоя Харитонова 6 июля 2014, 01:07
Мир вам батюшка. Так то оно так,но ведь пути Господни не неисповедимы....Как я сейчас понимаю (принимала я крещение взрослая),веры у меня не было ,даже не веры,а понятия что это такое.Ни молитвы я не знала,ни Евангелие не читала(правда хотела)спрашивала где можно его приобрести,но ни кто из тех кто был рядом не знал,а к священнику не то чтобы боялась подойти,а считала что это не прилично.И знаю достаточное количество людей которые принимали Таинство крещения без сознательно.Сейчас они прихожане православного храма и я с Божьей помощью тоже.Есть даже случае пострига,хотя знаю один случай.и наоборот,есть семьи которые приводили своих детей с младенчества в храм,дети воцерковлены,но в определенном возрасте перестали жить в православной вере.Конечно все правильно что вы сказали,но мне думается в каждом конкретном случае надо подходить индивидуально,может кто то из ближних уговорил принять крещение и будет молиться о них и они уверуют.Можно конечно молиться и за не крещенного,но сами понимаете это гораздо сложнее.простите меня грешную,может я и не права.р.Б.Зоя.
раба Божия Тамара 6 июля 2014, 00:58
Очень хорошо объяснил исихаст Арор (2014-07-03
23:37 Арор Миртскритч), священник должен исполнить, а человек сам будет отвечать! Скажу о себе - пришла к вере сама, шаг за шагом в атеистическом Союзе, а жила в мусульманской республике; перебрались жить в Москву после распада СССР, там окончательно утвердилась в вере, прочитала все четыре Евангелия и была потрясена силой живого Слова! Иногда заходила в соседний с офисом храм. И решила там покреститься. Подошла к священнику, спросил - верую, Да! Назначил дату. После Святого Крещения будто силы и разум прибавились. Хотела пойти в воскресную школу - только для малышей! Ходила на службы и так на практике все познавала. Очень рада, что крестилась, так как через год уехала из страны и теперь уже - храмы далеко! Но есть Молитвослов и сайт Православие! Слава Богу за все!
сергей 5 июля 2014, 22:39
Во многом согласен с автором статьи, но есть общеизвестный парадокс: сейчас православные христиане делятся на воцерковленных и не воцерковлекнных - это что?, как это понимать? То есть есть христиане верующие и не верующие - не скажешь. Если христианин, то вера подразумевается в принципе. Дело в том, что в наше время осознание всей серьезности смысла крещения доступно именно воцерковленным христианам, которые уже крещены.
А что касается Святого духа, благодать которого снисходит на крестившегося, то неужели из верующих людей кто-то может подумать, что она исчезает. Благодать Святого духа всегда незримо присутствует с любым крещёным, но проявиться может в каких либо особенных случаях и ситуациях. Ведь полно случаев, когда крещёные люди, в жизни далёкие от церкви и праведной жизни, не предавали веру христианскую даже под страхом смерти. Поэтому священнику не надо переживать о нужности таинства крещения для конкретного человека. Так как осознание этим человеком, что он крещен, изначально относит его к социальной группе православных ( конечно если нет в его душе прямого отречения), что является определённым потенциалом, а когда проявится? Известно лишь Господу Богу. Поэтому, как написал один из комментаторов, надо сеять и ждать всходы.
Наталья Богоявленская 5 июля 2014, 21:30
У меня перед глазами дети многих моих знакомых, крещённые во младенчестве, и вот теперь ни этим детям, ни их родителям, ни их крёстным (!) совершенно неведомо, что такое церковь, никакого дела им нет до Христа, за свою жизнь не прочитали они ни единой строчки из Евангелия, ни единой молитвы. Ну и зачем такое крещение?
По поводу комментария Виктории, ссылающейся на "Деяния Апостолов", где описывается, как люди тысячами крестились якобы без всякого оглашения. Да нет, крестились они как раз после огласительных слов Петра и других апостолов, чья пламенная проповедь была настолько убедительна, что люди приходили к вере во Христа, и после крещения они не расходились по домам ради прежней жизни, а становились настоящими христианами. Именно тогда и именно так зарождалась Церковь Христова.
И ещё на один комментарий хотелось бы ответить -- без имени, подписанный каким-то нелепым двоеточием. Уважаемое Двоеточие! Ваш глумливый вопрос совершенно неуместен, уверяю вас. Здесь поднята серьёзная тема, идёт серьёзное её обсуждение, и если вам нечего сказать, то лучше промолчите.
Николаевна 5 июля 2014, 06:29
Согласна с иереем Вячеславом,с Евгением.Господь не спросит со священника ,если зерно упадет на каменистую почву ,или терние заглушит,а вот отказываться крестить ребенка за грехи родителей ,или крестных ,или за то, что не смогли четко сформулировать зачем крещение? И что -то все чаще раздаются голоса ,чтобы не крестить во младенчестве ,как у сектантов .А огласительные беседы хорошо .Нас правда не готовили и отчета не требовали ,почему крестимся А пришло время ,мы пришли в церковь и остались .Слава Богу!
Наталия 5 июля 2014, 02:01
Сейчас в храмах перед Крещением ведутся огласительные беседы. Батюшка благословил меня вести эти беседы. Каждый раз я сталкиваюсь с одной и той же проблемой: идут крестить детей для того, чтобы не болели или мы же крещены и детей надо тоже крестить. Покрестят и всё. Очень редко приходят в храм. Конечно есть и результат: некоторые носят на причастие деток каждое воскресенье. Смотришь: вся семья приходит, потом начинают исповедоваться и причащаться.Очень радостно за таких людей. Но в основном полная пассивность и не желание, что-то изменить в своей жизни. Многие во время крестин ведут себя как на базаре: шум, разговоры. Батюшка у нас очень деликатный, старается не обидеть людей и всё терпит. А я в ужасе от всего этого.Очень переживаю, жалко людей и их детей.Да и на беседах многие сидят, зевают, глаза пустые, им не интересно, особенно мужчины так себя ведут. Очень трудно беседовать с такими людьми. И я всегда радуюсь, когда всё же кто-то меня слышит и подходит. Интересуется, как поисповедоваться и причаститься.И я согласна, что Церковь не цирк. И помоги Господь всем это понять принимать решение креститься или крестить детей со знанием, что это самое главное в жизни здесь на земле, без этого нет спасения и будущей жизни там с Богом. Помоги всем Господь! Простите меня грешную.
Максим 4 июля 2014, 21:23
Я за оглашение перед Крещением,но только надо чтобы, это было на уровне епархии. Например оглашение проводит епархия, а затем получив разрешение креститься, идут по тем храмам, в которых хотят и крестятся в удобное для них время.
Толик 4 июля 2014, 19:34
Вот, думаю, может, лучше Евангелие, Псалтирь и Молитвослов читать вместо чтения статей и комментов?
Простите.
Священник Константин 4 июля 2014, 19:25
я сам свяшенник и тоже сталкиваюсь с этими проблемами я из Молдавии, у нас очень тяжело объяснить людям что крестить формально нельзя,они думают что церковь должна,обязана, мы заплатили и все,вы должны. Батюшка Олег прав.И не путаите здесь политику пожалуста. помогай Господь тебе батюшка.
Валерия 4 июля 2014, 18:16
Наталия, Вы правы. Я тоже читала такое в житиях святых.

Что касается статьи, то во-первых, в Деяниях Апостолов очень много примеров, когда люди и их домочадцы крестились, и явно им там никто экзаменов не устраивал. В житиях много примеров того, когда крестились, видя чудеса. В Евангелии мы видим, что люди верили и исцелялись. Опять же, без затяжных оглашений и экзаменов.

Второе, не каждый человек - сердцевед и прозорливец. Нельзя с точностью утверждать, что кто-то жить по вере не будет. Не забывайте, что благодать Святого Духа даруется с крещением, т.е. человеку даются духовные силы и святые покровители помочь противостоять греху. Судить по некрещеному, каков он будет христианин это всё равно, что по младенцу каков из него выйдет ученый. Господь всем даёт шанс спастись, не стоит уподобляться тому пророку, что хотел гибели нечестивым городам и сокрушался, что Бог их не погубил. Да, и защита. А что плохого в том, что дитя будут защищать Бог и святые?

Кроме того, не каждый человек готов перед кем-то малознакомым раскрывать внутренние движения души и мотивы своих действий. Эта статья мне напомнила случай из моего отрочества, когда у дедушки случился инсульт, а скорая не приняла мой вызов. Решили, что балуюсь, потому как я не могла им достаточно убедительно доказать, что нет. А через телефон не видно им было, что у меня по лицу слёзы беспрерывно текут и я вообще слова с трудом произношу.

В общем, не судите и не судимы будете.

Козьма Л. 4 июля 2014, 17:08
Спаси Господи батюшка за статью...всё так и есть ,может действительно когда что-то очень всем доступно--того не ценят ,а как только начнут запрещать тем, кто бессмысленно смотрит на Великое Таинство,--тогда может и начнут интересоваться и меняться в совести люди, видя в тех ,кто стремился облечься во Христа,правду и жизнь и достиг этого с Его помощью, и самим станет совестно и понятно на живых примерах что такое христианство в действии...
наталия 4 июля 2014, 15:37
иерею Олегу: Благословите-отец Олег!Простите меня,Христа ради,я ни чуть не думаю,что церковные правила не согласны с волей Божией.Просто полагаю,что "неподготовленного"мало осознающего,но крещенного раба Божия Господь может просветить своею благодатью и привести в храм,пусть со временем.А вера,если я правильно понимаю,как и любовь-есть дар Бога,который Бог подает тогда,когда и человек способен будет его воспринять.ПРОСТИТЕ.прошу Ваших молитв.
Лариса Гундорова 4 июля 2014, 14:52
Прочитала статью и конечно в целом согласна о предварительном оглашении людей желающих покреститься. Все таки какое то представление будут иметь о православной вере. Я крестилась в 1991 году. Мы жили в то время в Грузии , никто ничего не рассказал и не объяснил. Единственное ,что я понимала, что надо начать новую жизнь без тех грехов какие уже сполна были совершены к 31 году на момент крещения. Потом в конце этого же года ,после рождения сына,мы перебралась на Камчатку( муж был военным) и мое воцерковление растянулось на почти десять лет. Познание Бога было очень долгим и не простым.но все время испытывала потребность узнать побольше о вере. Поверьте это было очень не просто в то время . Церквей было мало, литературы почти никакой. Но по крупицам появлялись какие то познания, очень хотелось бывать на службах. Сам Господь уже вел меня по жизни и это очень ощущалось. Поэтому даже не знаю, будут ли влиять так огласите -льные беседы , чтобы взять сразу и преобразить человека. На это должны уйти годы. найдутся ли в наше время люди стать верующими за две три беседы?Вряд ли...Господи,приведи всех людей к познанию истины!
Светлана 4 июля 2014, 14:03
Андрею
Крым здесь вообще не к месту.Проголосовали за отделение потому что не хотят правителей пришедших к власти путем пролития крови и разгула правосеков.На людях крестятся ,а своих же людей убивают.Была революция 1917г ,а опять богатые и бедные.Наверное менять нужно что то другое.
А статья очень актуальная.Очень хорошо что священники пишут такие статьи.
Лев 4 июля 2014, 13:09
Не понятно почему Церковь должна стесняться применять хотя бы несколько огласительных бесед в обязательном порядке? Это такая же необходимость как пост перед причастием,просто пост,исповедь...Может и это скоро отменим? Но справедливости ради стоит сказать что абсолютное большинство из всех кто сейчас является христианами,крестились либо не совсем осознанно,либо не осознанно совсем и ничего ..все теперь уверены что занимаем свое место в Церкви..Мы похожи на маму которая родила в 16 лет,а теперь свою дочку отчитывает за это же.. На счет денег..это таинство за которое не стоит устанавливать ценник,даже рекомендуемую сумму..Даром получили-даром давайте..Крестится человек один раз,а свечи ставит и в ящик жертвует регулярно,на чем приход и держится..
Василий 4 июля 2014, 11:59
Все правильно написано в статье, но в современных условиях это почти невозможно, ибо доходы храма, а значит и священника, значительно упадут после введения реальной, а не формальной процедуры оглашения.
Ирина 4 июля 2014, 10:36
В статье написано все правильно. Но меня крестили в младенчестве в советское время, что такое христианство я не знала и не интересовалась, просто знала, что я крещеная. И пришло время уже после 35 лет, когда Бог проявил свою милость ко мне, и я потихоньку стала воцерковляться. Таинство не прошло даром!!! Благодарю своих родителей за то, что они меня крестили. Спаси нас Бог!
Евгений 4 июля 2014, 06:54
Вот, совершенно случайно, попалась цитата в тему. Св. Владимир (Богоявленский) митр. Киевский в своей книге 'об Анафеме, или церковном отлучении' пишет, что: "Оно (отлучение Е.) отнимает у него те блага и преимущества, которые приобретены им в Таинстве святого Крещения. Оно совсем отсекает его от церковного организма. Для отлученного (читай - не крещеного Е.) чужды и недействительны уже заслуги и ходатайства святых, молитвы и добрые дела верующих... Он исключительно предоставлен самому себе и, лишенный благодатных средств, всегда присущих Церкви, без опоры, без помощи, без защиты и обороны, предан во власть лукавого." Можно ли быть после таких слов настолько бессердечным и жестоким человеком, чтобы отказать в крещении младенцу?
Евгений 4 июля 2014, 05:50
Насчет Иоанна Златоуста могу сказать что абсолютно напрасно спикулируют тем фактом, что он крестился во взрослом возрасте. Тогда, в 4 в. была традиция не столько взрослых крестить, сколько крестить на Пасху, да еще при участии епископа. Но в детстве и юности св. Иоанна православие подвергалось гонениям от еритичествующих императоров-арианцев, от язычника Юлиана Отступника... И фактически 20 лет в одном городе не соединялись три фактора - наличие православного епископа, прибывание Иоанна в городе и праздник Пасхи. Т.е Иоанн крестился бы раньше - но не мог! Отцы каподокийцы - старшие его современники тоже призывали не откладывать крещение, поскольку это грозит вечной гибелью. Младший его современк св. Августин Иппонский горько сожалел, что его не крестили в детстве (отец был против), и призывал крестить всех младенцев. Понимаете, если крестились в смерть Христову, то искуплены Христовой смертью. Искупление Христом человечества факт. А в факт можно верить, можно не верить, это факту все равно, он состоялся. Если Христос умер за нас - мы, крещенные, искуплены. Можем конечно погибнуть - согрешив, но у нас есть ВОЗМОЖНОСТЬ спастись. Её нам дал Бог. И если священник кого-то отказывается крестить - он отнимает у этого человека возможность спасения. Фактически становится человекоубийцей, и даже больше - убийцей бессмертной души человека, которая дороже всего мира. Не страшно ли?
Олег Беликов 3 июля 2014, 23:54
Здравствуйте отец Олег! Почти во всем согласен с Вами! Но как быть со словами Спасителя, что если кто не родится от воды и Духа Святаго, не войдет в Царствие Небесное. Именно вера в это и подгоняет родителей поскорее крестить свое чадо, ведь Таинство Крещения снимает с новорожденного прародительский грех. Любовь родительская хочет максимально ,с самых первых ,дней очистить ребеночка и привить ему искру жизни, т.к. Христос и есть настоящая жизнь в самых ее лучших проявлениях . Как быть с этим?
Эдуард 3 июля 2014, 23:47
Вот Наталия (13:29) вы более точно выразили, что я хотел сказать. Совершенно соглашусь.



Арор Миртскритч 3 июля 2014, 23:37
Мир вам!Довольно много правильного в этой,такой насущной статье-о Великом Таинстве Крещения,-что не смог промолчать о двух упущенных,но немаловажных вещах:нельзя не думать о том,что чувствует священник,когда-как он замечает-крещение принимает не осознавший всю глубину такого величайшего события,а по сути попросту не подготовленный к христианской жизни,-человек!Правильно!Он должен не после Таинства испытывать угрызения своей совести,так как никогда не поздно подготовить и наставить-для этого он и призван Богом!И,конечно,неплохо было бы вернуть новозаветный опыт Крещения.Но оскудение любви в людях и их следование собственным страстям написаны в Новом Завете.ПРАВИЛЬНО ЛИ БУДЕТ ДОПУСКАТЬ К ТАИНСТВУ ТАКИХ ЛЮДЕЙ?НЕ ПРЕСТУПАЕТ ЛИ ПЕРЕД БОГОМ СЛУЖИТЕЛЬ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ?Как это не будет удивительно услышать,но наш Господь Иисус Христос за совершение Таинства Крещения над желающими стать членами Христовой Церкви,НО НЕОСОЗНАВШИМИ ДО КОНЦА СВОЕГО ВЫБОРА,-СВЯЩЕННИКА НЕ СУДИТ даже,если он не подготовил приступающих к крещению.ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ никогда не будет переоценено,но очевидно ЕГО недооценили-КРЕЩЕНИЕ МЕНЯЕТ СТАТУС ДУШИ,а это нельзя упустить священнику иначе вот за это Бог,как раз и спросит.СВЯЩЕННИКУ ЖЕ НЕ ПОВРЕДИТ ДУМАТЬ,что он что-то НЕДОДЕЛАЛ,а ЧЕЛОВЕКУ дальше-ПО ВЕРЕ И ДЕЛАМ!Спасения вам во Христе Иисусе.Исихаст АРОР
Алексей 3 июля 2014, 22:52
Спасибо!!!Богу достаточно одного человека,принимающего НЕОБХОДИМОЕ НАМ ВСЕМ ВРАЗУМЛЕНИЕ,чтоб вразумит всех!!!
Алексей.
Марина 3 июля 2014, 22:17
Согласна с отцом Вячеславом и Наталией. Спаси Господи!
Надо давать людям шанс,понимаете? Меня крестили в 2-х месячном
возрасте, бабушка водила в храм, а потом -школа,советская
идеология,но вера проявилась потом.
Лиза 3 июля 2014, 21:52
У нас была похожая ситуация. Сестра хотела крестить первую дочь и меня попросила стать крестной. А я как раз тогда активно воцерковлялась и была очень радикальной во всем. Поставила ей условие, хотя в душе не верила, что это поможет, что буду крестной, только если сестра будет регулярно причащаться дочь. Как ни странно, с этого началось воцерковление сестры. Сама крестилась в 17 лет, вдруг захотелось, потом нагрешила много, а когда дошла до "ручки", именно в храме Господь подал мне Свою Благодать. Слава тебе, Господи!
Людмила 3 июля 2014, 21:01
Да,действительно в недавние еще времена, священники не требовали от людей какой-то подготовки перед совершением Таинства крещения.Сама таким образом приняла Таинство Крещения-из за суеверия какого то ,страха уже в довольно взрослом состоянии...Хотя нисколько об этом не жалею,а благодарю Бога,что принял меня.Через несколько лет я сама изучила многие вопросы о Вере,Православии .Сейчас, я могу сказать о себе ,что являюсь воцерковленной православной христианкой.Думаю ,Бог Сам приводит людей в церковь.
Слава Богу за все!
р.Б. Максим 3 июля 2014, 20:20
Спаси Господи.Здравая и вразумительная статья по моему мнению.
Elena Vasili 3 июля 2014, 18:31
Да, Таинство крещения нужно принимать только тем, кто обрел веру и только после собеседования со священником, проверено на
себе. Сама крестилась 15 лет назад, без веры, без подготовки, подход был абсолютно формальный, - тогда я делала диплом и мне нужны были чертежи одного храма, а взять их могла только у владыки, педагог мне сказал, что он будет спрашивать крещена я ли нет, на мой вопрос, - а разве могу я креститься, если я атеистка, ответ был (воцерквлённого человека!) - ну, значит время пришло. Конечно, можно было и солгать владыке, но чтобы не лгать, пошла и крестилась......и началось! Дня на три я впала в настоящую депрессию, у меня было состояние настолько тягостное, раздраженное, было ощущение, что с меня хотят содрать кожу. И я очень пожалела что приняла это Таинство крещения, жалею до сих пор. Конечно, господь милостив, и спустя много лет Он привел меня в свой храм, но вы не представляете, как я жалею, что такое великое событие произошло без веры в Бога, и без разговора с духовным лицом.
Харламов Александр 3 июля 2014, 18:17
Очень важная статья, потому что очень важна проблема. Крестя людей, не желающих связывать свою жизнь со Христом и Его Церковью, священники оказывают людям медвежью услугу. Они думают, что с Богом у них "все схвачено", а на самом деле... Вот и прибывают они всю жизнь с мыслью - я крещеный! Ну и что? Духа-то Христова в себе не имеют, и даже не знают, что это такое. По моему личному мнению, чем строже мы будем относиться к такого рода обрядоверам, тем лучше для них. Хотя бы призадумаются, что крещение и Церковь - не цирк, а священник не клоун, обязанный исполнить свою роль за оплаченное представление. Протоиерей Александр Харламов
Юлия 3 июля 2014, 17:28
Спаси Господи!Благодарю за содержательную статью и вразумление.Дети покрестили внучку,на этом и ограничились.Не могу им пояснить о церковной жизни,плачу и ничего поделать не могу,молюсь за них.



Иерей Вячеслав 3 июля 2014, 16:46

Думаю, что сейчас надо сеять! В наше технологическое время практически везде почва - каменистая. Надо сеять в надежде, что какое-нибудь семя взойдет и будет радость на небе и об одном грешнике кающемся. А какое семя взойдет и на каком кусочке земли - нам неизвестно.
Иерей Олег 3 июля 2014, 15:34
Наталье - Наталья, у Вас совершенно неверные представления на эту тему. Или Вы ничего не поняли в статье, так как она Вас не убедила, или Вы невнимательно ее читали.Не надо Бога делать соучастником наших преступлений.
Или Вы считаете, что церковные правила не согласны с волей Божией?
Алексей Анатольевич Марчук 3 июля 2014, 15:09
Мне кажется если необходимо сделать так, чтобы люди принимали таинство Крещения более серьёзно то для этого надо шире открыть двери Храмов для некрещённых людей. Принимать за некрещённых записки, молиться за них, не выгонять из Храмов людей без нательных крестиков.
Петя 3 июля 2014, 14:04
Ув. Автор! Существует какой-то % верующих, посещающих Храм не реже раза в неделю. Давайте вычтем из этого количества тех, кто получает храмовую зарплату – останутся те, кто не имеет в храме непосредственных регулярных обязанностей…
Именно их нужно количественно сравнивать с внехрамовыми христианами… Верно?
А отсюда общеизвестный вывод – «Каков поп – таков и» процент!
А проблему Таинства – если хотите, можно обсудить по аналогии с Таинством св. Причастия…
наталия 3 июля 2014, 13:29
А я как то читала,что дети во время игры окрестили некрещеных детей и Таинство крещения священнством было признано действительным,только после помазали миром,дабы запечатлеть печатью Святаго Духа.И еще,что Таинство крещения Господь осуществляет не зависимо от достоинства крещающихся и крестителя.И крещенный ,даже через много лет может обратиться к Богу,к вере,к покаянию.Господь каждого ведет своим и наикратчайшим путем.Во всем всегда действует промысел Божий.И если Бог попускает совершаться так называемому,"неправильному" крещению, то и на это Воля Божия,всеблагая и всесовершенная.И из такого крещения Господь в силах сотворить благо.Где мы были бы,если бы Господь не исправлял наши ошибки?
Любовь 3 июля 2014, 13:22
мне тоже печально смотреть как уже взрослые люди крестившись и выслушав огласительные беседы не собираются ни храм посещать ,ни в таинствах учавствовать
Артём 3 июля 2014, 12:28
Поискав, нашёл, что это картина современного российского художника Юрия Орлова, и называется она "Крещение" (написана в 1997 году).
Ольга 3 июля 2014, 10:47
скажите пожалуйста--- кто автор картины?
Татьяна 3 июля 2014, 09:16
Отец Олег, большое спасибо! Читаю все Ваши статьи, они вразумляют нас и оставляют яркие впечатления.
Андрей 3 июля 2014, 08:19
Как долго Господь будет нас терпеть из-за 3% бабушек, регулярно посещающих Его храмы? Пока терпит - даже Крым подарил. Неужели из-за 3%? Из-за одного праведника Господь вроде как тысячу грешников терпит. Может, всё-таки больше праведников в земле нашей? Или будет больше, когда на нас весь мир навалится уже напрямую - танками и ракетами? Хотелось бы, чтобы мы пораньше спохватились. Только как? В телевизоре наши женщины поют, что у них замечательная попа, которой вся Европа должна завидовать, а им подтанцовывают крепкие молодые мужчины(?) в красных шортиках и колпаках. Как людей разбудить? Неужели только танками и ракетами? Боже упаси. Мы это уже проходили. Как и евреи. Уже Господь говорит, что их бить то некуда - все изранены, а всё стоят на своём. И мы также себя ведём. Совсем недавно была страшная война, да и сейчас сколько горя и несчастий - а мы всё про попы поём и в шортиках танцуем. Господи, помилуй, умоляю Тебя.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×