«Те, которые приступают к крещению небрежно и
без приготовления, не обеспечивают искупления навыком в
добре».
Святитель Григорий Богослов
Таинство крещения по сравнению с другими таинствами и обрядами Церкви имеет наибольшие популярность и спрос среди россиян, хоть как-то соотносящих себя с православной традицией. Даже во времена государственного атеизма отрицательное отношение властей к участию людей в церковных отправлениях только увеличивало желание людей вкусить запретный плод. Многие партийные люди, независимо от своего статуса, от колхозника до чиновника, тайком крестили своих детей, не задумываясь о том, что этот их поступок как-то противоречит их мировоззрению или политическим взглядам.
В большинстве своем, в те недавние еще времена, священники не требовали от людей какой-то подготовки перед совершением Таинства крещения. Может быть, само их желание принять для себя или своих детей церковное Таинство в непростое для веры православной время, священники считали некой доблестью, подвигом, что уже со своей стороны не хотели людям чинить препятствия, требуя от них предварительной подготовки. С другой стороны, во избежание огласки, надо было сделать все максимально быстро, какое уж там оглашение.
Советская власть пала, но в отношении людей к Таинству крещения ничего не изменилось. Большинство из них считает, что для принятия крещения достаточно одного их желания. Незаметно для церковного народа это таинство вышло за пределы Церкви и уже стало неким обязательным атрибутом в жизни людей нецерковных. Даже люди, враждебно относящиеся к Православной Церкви, считают, что крещение это нечто из сферы религиозного сервиса, которым Церковь обязана оделять всех желающих.
Но насколько оправданно таковое отношение нашего общества к этому великому Божьему дару? Можно говорить все, что угодно, но «всякое дерево познается по плодам своим». По статистике, в России крещеных в православной вере людей от 80 до 85 % от всего населения страны. Вообще-то такое количество людей, призванных к чистой жизни великим таинством, предполагает увидеть в России просто какое-то совершенное общество или что-то на него похожее. Ведь принятие Таинства крещения человеком означает, что он теперь с этого момента становится воином Христовым, врагом греха.
Но мы видим совершенно обратное. Из всего количества крещеных россиян хорошо, если регулярно ходят в храм и участвуют в Таинстве Евхаристии около 3 % людей. Это то малое стадо Христово, которое свою жизнь подчиняет руководству Его Церкви. Остальное же большинство избегает в той или иной степени храма, все делает для того, чтобы Церковь никак не влияла на их жизнь. Получается, что они обманули Бога, предав те обещания верности Его заповедям, которые давали за себя и своих детей во время принятия Таинства крещения.
Хотя подавляющее большинство людей в России крещены, верующими во Христа их назвать трудно
Поэтому и неудивительно, что у нас крещеные люди, ничтоже сумняшеся, делают аборты, блудят и убивают, воруют и вымогают взятки, торгуют наркотиками и алкоголем, клевещут и лгут, в общем, живут бессовестно. Действительно, хотя подавляющее большинство людей в России крещены, верующими во Христа их назвать трудно. Таковое явление есть одно из самых чудовищных и грозных знамений нашего времени, причина многих бед и скорбей. В этом есть вина и нас, многих представителей духовенства, что к этому великому таинству проторена такая легкая, да и незаконная, дорожка. Могут приводить в ответ различные оправдания, но голос совести не дает им никакой силы.
Не раз приходилось слышать от священников, что они всякий раз испытывали угрызения совести после совершения Таинства крещения над людьми, не настроенными связывать свою жизнь с Церковью. А ведь таких людей, требующих крещения, подавляющее большинство. Многие из них считают, что своим желанием креститься они делают некое одолжение Церкви, и, когда в ответ на свою просьбу покреститься они слышат от священника требование подготовиться или даже отказ, то воспринимают это как некий произвол и самоуправство.
Принципиальным священникам нередко приходится слышать в свой адрес много нелицеприятного от подобных людей. Помнится, как одна дама возмущенно недоумевала из-за того, что священник не разрешил быть ей восприемницей (крестной) по причине ее блудного сожительства (для солидности говорят, что живут в «гражданском браке»). К сожалению, боясь вот такой негативной реакции людей, мы, священники, часто опасаемся что-то от них требовать или просто отказывать им по причине их безнравственного образа жизни («не хотим связываться»).
Люди должны понять, что существуют препятствия, прежде всего, духовно-нравственного характера, не позволяющие священнику преподавать Таинство крещения каждому желающему. Но мы чаще всего не хотим замечать никаких препятствий, поэтому великое Таинство низвели на уровень обычной требы.
Какое главное требование Церкви от желающего принять крещение? Отвечает Сам Господь Иисус Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Главное требование – это вера, которая «без дел мертва» (Иак 2: 26). Будем осуждены, и крещение не поможет, если не будем веровать в Господа Иисуса Христа и исполнять Его повеления.
Но в том-то вся и беда, что многие идут креститься и крестить своих детей не по велению своей веры или убеждений, а часто по причине каких-то суеверий, неосмысленной традиции или просто, чтобы быть как все – «на всякий случай». Для большинства людей крещение всего лишь красивый традиционный обряд, порой даже просто средство против порчи и сглаза или некий залог здоровья ребенка.
По своему равнодушию и лени (с такими ли душевными качествами надо просить у Церкви крещения?) люди даже не хотят предварительно узнать, что такое крещение и, почему и как Его надо принимать. Когда священник предлагает им хоть немного узнать об этом Таинстве, побеседовать, подготовиться, нередко приходится слышать возмущенные жалобы о том, что «мы не за это платим деньги!». Отсюда выходит, что люди возмущаются заповедью Самого Господа: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28: 19-20). Как будто давая деньги за принятие Таинства (сейчас принято говорить – «пожертвовать за крещение»), люди откупаются от следования этой заповеди.
Поэтому и приходится наблюдать, что люди ведут себя в храме как в продуктовом магазине – они просто покупают возможность покреститься. Но даже в обычном магазине прежде, чем отдать деньги за продукты, люди изучают товар на содержание, свежесть, качество и прочее. «Покупая» же крещение, они при этом не хотят знать, что они «покупают», для чего оно нужно и как его использовать. Парадокс, присущий такого рода явлениям, когда совершается попытка совместить несовместимые вещи – свет и тьму, праведность и беззаконие, Христа и Велиара (2 Кор 6: 14-15).
Если бы люди представляли себе всю ту ответственность, которую они берут на себя, дерзая креститься бездумно и без соответствующей подготовки, то много раз подумали бы прежде, чем это сделать. Но этому мешает отсутствие у них сознательной веры в Иисуса Христа. В наше время мало кто задумывается, что повсюду происходит нечто кощунственное – крещение еще не встретившихся со Христом и не верующих в Него людей! Ведь крещение без веры – это как человек без сердца. Поэтому священник просто обязан ограждать это великое церковное Таинство от легкомысленного к нему отношения со стороны людей.
Примеры из церковной истории показывают, что наше время во многом неправо в своем отношении к Таинству крещения. С первых веков существования Церкви Христовой среди христиан царило строгое и благоговейное отношение к Таинству крещения, всякого желающего к нему просто так не подпускали. Имела место традиция принимать крещение в зрелом возрасте; так христиане себя готовили к принятию Таинства, чтобы креститься в самом своем лучшем духовно-нравственном состоянии, чтобы никакой нечистотой не оскорбить святыню Таинства.
Известно, что святители Григорий Богослов и Василий Великий прежде крещения, будучи зрелыми молодыми людьми, уже жили в высшей степени благочестиво, по сути, были некрещенными христианами. Сравним это с нашим временем, когда ко крещению подходят люди, не желающие менять своего неправедного образа жизни. Подходят они, находясь в состоянии блуда, или алкогольной зависимости, даже будучи нераскаянными убийцами или разбойниками! И что самое страшное, их в таком вот состоянии крестят. И как были они до крещения в скверне, так и после крещения продолжают жить скверно.
Молодая Церковь с тех, уже далеких от нас времен, установила соответствующие правила в отношении желающих креститься. Прежде крещения такой человек должен был пройти оглашение, то есть его наставляли в истинах веры, он изучал Священное Писание, участвовал в собраниях христиан и богослужениях. Все это занимало определенное время, как минимум, до 40-ка дней. Также проверялась твердость его веры, его решимость последовать за Христом. Затем непосредственно перед крещением устраивался экзамен, который нередко возглавлял епископ. Человека проверяли на знание вероучения и Священного Писания, узнавали, как он это все понимает. Затем приводили в собрание двух свидетелей, близко знающих этого человека, которые могли бы подтвердить его добрую нравственность.
Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961) рассказывал, как однажды он экзаменовал двух евреев, пожелавших принять крещение. Первый еврей его удивил своей сознательной верой, знанием и правильным пониманием христианского вероучения. Поэтому владыка с радостью ему дал разрешение на крещение. А второму еврею он отказал, так как тот не знал даже Евангелия, а христианство представлял себе по учению Толстого, да и креститься хотел по политическим мотивам. Владыка Вениамин также вспоминает русскую девушку из советской нерелигиозной семьи, пришедшую к вере, уже изучавшую христианское вероучение и периодически посещавшую храм. Та пришла к нему за разрешением принять крещение. Владыка, побеседовав с ней, поручил ее подготовку к Таинству монахине. И только подготовив девушку, ее затем окрестили. Она стала усердной и верной христианкой.
Все эти строгости перед принятием Таинства крещения просто необходимы для того, чтобы не появлялись скрытые иуды, чтобы не было такого явления, которое выражается известными словами: «Они вышли от нас, но не были наши» (1Ин 2: 19). Крещение должен принимать только тот человек, который желает через покаяние в прежде содеянных грехах изменить свою дальнейшую жизнь по правде Божией.
Смысл и значение Таинства крещения Господь выразил в таких словах: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3: 5). Поэтому крещение – это духовное рождение, рождение в новую благодатную жизнь. Духовно рождаясь через принятие этого Таинства, человек усыновляется Богу, становится чадом Церкви Христовой. Через трехкратное погружение в воду человек смывает всю свою греховную скверну, получает прощение грехов. Затем через помазание Святым Миром он получает благодать Святого Духа для полноценного участия в жизни Церкви и ее Таинствах. Это тот самый залог благодати Божией, семя новой жизни. Задача человека – развить и усовершенствовать этот дар, чтобы семя стало большим деревом, исполненным различных даров Святого Духа.
«Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись», – поет Церковь. Этим песнопением она указывает нам на то самое главное и важное, что дает человеку великое Таинство. Человек крещеный (или по-другому – новопросвещенный) должен, насколько это возможно, уподобиться нравственно, по благодати, Самому Христу. Через благодать крещения человек прививается, как дикая ветвь культурному дереву, Телу Христову, которое есть Его Церковь. В него вливаются соки новой благодатной жизни. Итог земной жизни человека должен быть таким, чтобы эта новая жизнь заполнила всего человека, сделала его родным Богу. Чтобы перейдя из этой жизни в вечность, человек был уже подготовлен к жизни у Бога. Если же человек не будет приуготовлен, то останется чужим для Творца.
Крещение нужно тем, кто решил умереть для греха, но ожить для Бога
Господь даровал это Таинство тем, кто увидел душу свою, недугующую от греховных страстей, и затем истинно осознал и поверил в то, что исцеление может найти только у истинного Врача – Иисуса Христа. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9: 12-13). Крещение нужно тем, кто решил умереть для греха, но ожить для Бога. Апостол Павел так и называет крещение смертью греху (Рим 6: 2-4).
Сущность правильного отношения к Таинству крещения состоит в коренном перевороте, совершаемом в душе человека, в изменении всей его жизни. Человек был рабом греха и врагом Божиим, исполнял волю диавола. Теперь же он исполнен решимости отвергнуть грех и быть в общении со Святым Господом.
Одна из главных идей Таинства крещения, как писал Патриарх Сергий (Страгородский), в «пресечении непрерывности зла», и «если человек этого пресечения не делает, тогда зачем принимать крещение?» Поэтому священники должны встречать людей, изъявляющих желание принять крещение для себя и для своих детей, вопросом: «Зачем и для чего вам это нужно?» Они должны объяснять им, что сама просьба о крещении у многих людей может быть просто неуместной.
Как рассказывает один священник, однажды к нему пришла креститься молодая семья (муж, жена и ребенок). На их просьбу о крещении он их спросил: «А для чего вам это нужно?» Сам этот вопрос привел людей в недоумение. Они-то думали, что их просьба обычная и вполне законная. Их ответ священника не удовлетворил, так как свидетельствовал о том, что этих людей ни Сам Бог, ни Церковь с ее требованиями вовсе не интересовали. В итоге, священник отказал этим людям. Свой отказ он объяснил так: «Вы не понимаете, чего просите. Зачем вам креститься, если вы не собираетесь быть христианами? Вы не хотите соблюдать посты церковные, посещать богослужения, вам не интересно знать, что такое Евангелие, вам безразлична разница между грехом и правдой. Детей своих, судя по всему, воспитывать в вере вы не собираетесь. Ваше бездумное желание креститься – это просто баловство!»
Зачем вам креститься, если вы не собираетесь быть христианами?
Все вышесказанное касается и крещения детей. Крестить детей без восприемников нельзя, так как дети, особенно маленькие, еще не могут вполне исповедовать свою веру. Поэтому детей должны представлять восприемники (крестные) и родители. Священник должен увидеть, кто воспитывает ребенка, кто будет сопровождать его по жизни. И так как требовать с маленького ребенка подготовки перед крещением неразумно, то все эти обязательства накладываются на крестных и родителей. Их образ жизни, степень веры, то, как они готовились к крещению ребенка должны разъяснить, кому вручает священник святыню Божию. И должен ли он это вообще делать, если видит, что эти люди не сумеют правильно распорядиться крещением ребенка, будучи не настроены воспитывать его в церковном благочестии.
Ведь в наше время крестные, в большинстве своем, напоминают человека с оружием в руках, совершенно не знающего, что с ним делать. Это те люди, которые крестившись, неважно в каком возрасте, так и не стали христианами. В них не произошло того благодатного изменения, которое предполагает дать человеку Таинство крещения. Все это потому, что в их крещение не было вложено сознательной веры во Христа. Тогда не является ли профанацией крещение таких людей?
Мы должны прямо взглянуть правде в глаза, что Таинство, предназначенное собирать отборную пшеницу в закрома Церкви Христовой, а плевелы отвергать, давно перестало соответствовать этому своему предназначению. Надо честно сказать, что мы, по большей части, крестим людей, не настроенных жить по заповедям Христовым, не планирующих оставаться в Его Церкви. Даже недавнее требование священноначалия обязательного оглашения, предварительной подготовки людей перед крещением не меняет положения. Люди формально что-то почитав, побывав на собеседованиях, пользуясь снисходительностью большинства священников, уже довольных хотя бы этим, крестятся и потом о храме сразу забывают. А некоторые, чтобы избежать не нужных для них трудов, ищут священников, которые крестят сразу, по требованию.
Для таких людей крещение есть самоцель, а Христос, ради приобретения Которого и должен человек креститься, есть нечто лишнее и ненужное. Налицо какое-то языческое, потребительское отношение к дарам Церкви. Так можно ли таковые крещения, вообще, считать действительными? Пример из церковной истории средних веков заставляет в этом усомниться.
В XII веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они – христиане. «Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?» – спросили их. Они отвечали, что у них, у турок, «существует обычай крестить своих детей у православных священников», потому что, по их мнению, «во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и смердит, как собака», пока ребенок не получит христианского крещения.
Синод не признал такого крещения, потому что они искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое «телесное лекарство и чародейство» (Епископ Никодим Милаш). К тому же, те турки продолжали воспитывать своих детей в магометанской вере, их тоже Иисус Христос, как таковой, не интересовал. Какое сходство между XII и XXI веками в отношении Истины!
Может, хватит святыню церковную подвергать поруганию?
Не пора ли поставить шлагбаум перед неразумным отношением к Таинству крещения? Может быть, надо вспомнить первые века христианства, и использовать Таинство крещения только внутри церковного сообщества? Во всяком случае, это будет более соответствовать правде Божией. Может, хватит святыню церковную подвергать поруганию? Не надо обольщаться – крещеный человек еще не означает христианина. Не постигнет ли нас за эту несуразицу праведный гнев Божий?
Но для того, чтобы исправить это положение, церковный народ должен повысить по отношению к себе духовно-нравственные требования. Ибо только наше снисходительное отношение к собственным немощам и позволило совершиться этой нелепице, когда великое Таинство Церкви стало настолько доступным, что на него претендуют порой просто нераскаянные грешники. Деньги и крещение должны стать взаимоисключающими явлениями. Надо сделать известный выбор – между Богом и маммоной (Мф 6: 24).
"Спасибо" вам батюшка,который меня крестил, что не объяснили всю важность того,что я дала обещание Богу быть христианкой.Что вы лишили меня осознанного желания быть с Богом. Когда сейчас я пришла к вере,вы не представляете всю горечь в моем сердце,что я обманывала Бога последующие 14 лет,живя неправедно.
Если кто-то из батюшек это читает,не делайте так!!!Объясняйте важность этого шага!
Меня зовут Фаина и я не крещеная. Папа и мама разной религии, поэтому в детстве не покрестили и не дали мусульманство.
Я хочу принять христианство. Что для этого нужно иметь, знать, сделать? Хотелось поподробнее узнать про таинство крещения.
Спасибо!
Статья очень нужная, чтобы там не говорили и писали. И поклон батюшке, что он поднял эту тему!
И такие крещения есть следствие этого запущенного состояния, которое не позволит изменить ситуацию так, как того требует полнота Закона Божьего.
5)И поэтому Собор епископов не будет отменять эти крещения, тем более, что я говорил не только об отмене, как бывшем уже в истории прецеденте, но и другом решении, компромиссном.
6)Крещение дается раз в жизни; Господь знает, что нет Вашей вины в профанации крещения. Ему не впервой страдать от человеческих заблуждений, (чего стоит только Его крестная жертва) и Он готов терпеть ради нашего спасения и такие издевательства над Его таинствами.
Поэтому Ваша задача - выкопать талант Вашего крещения из земли забвения и умножить его любовью к Церкви Христовой, подтверждая ее постоянством в церковной жизни. Тогда дар крещения будет в Вас плодоносить многими добродетелями христианскими.
1)Истина это учение Иисуса Христа, Божественный Закон.Крещеным человеком себя считаю, хотя и крещен с неверующими крестными и родителями. В статье это объясняется.Церковь находилась под прессом гонителей. И духовная власть, взяв на себя ответственность, благословила крестить людей без оглашения, уважая их желание как проявление веры.
2)Для нецерковного человека крещение мертво, как закопанный талант, поэтому Св. Отцы говорят, что этот дар нужно восстанавливать покаянием, т.е. церковной жизнью. Судите сами, что даже если и благословляет церковная власть признавать Ваше и мое и подобные им крещения, снисходя к немощи людей, в нецерковном человеке крещение недейственно, его как бы нет.
3)А Ваше воцерковление будет той самой реализацией обетов крещения в жизни, вы талант выкопаете из земли и пустите его в оборот. Как Господь смотрит на людей крестившихся, но живущих нецерковно, узнаем из Его отношения к рабу, закопавшему талант (притча евангельская).
1.Вы пишите,что с точки зрения Истины,даже Ваше Таинство Крещения нельзя призвать действительным. А Истины это кто,что? И считаете Вы себя крещенным человеком?
2.Вы написали,что Господь забудет о недостатках моего Таинства Крещения ,если я стану церковным человеком.А если я таким не была и не стала-выходит и Таинство крещения мое недействительно?
3.А когда стану церковным человеком,то Господь автоматически признает мое Таинство Крещения действительным?
4.Как,что церковь признает Таинство Крещения,как мое с формальной точки зрения?
Так признает его церковь действительным или нет-не пойму?
5.Вы пишите,что надо отменить официально такие Таинства крещения,как мое,решением Собора,епископа..если это произойдет,то,что тогда я останусь некрещенной,т.е. мое крещение будет недействительным?
6.И,что мне теперь делать-заново принять Таинство Крещения,если мое крещение недействительно и жить церковной жизнью?
Простите,батюшка,читала в ваших ответах к другим комментариям,что вы пишите не отсебятину,а на мои вопросы,вы отвечаете, с позиции церки или это ваше частное мнение?
Очень буду благодарна,если Вы ответите по пунктам на все мои вопросы,потому что для меня крещение на самом деле не простая формальность,и я ведь не виновата,что меня крестили в детстве ,и такие были родители и крестные.
Поэтому Церковь Божия снисходит ради того, что дети не виноваты в грехах взрослых и терпит Она, ожидая от людей вразумления и исправления. Поэтому пока и признает все эти крещения с формальной точки зрения.Для того, чтобы отменить официально все эти крещения или найти какой-нибудь другой выход, необходимо решение Собора епископов, пример которого уже в истории был, о чем в статье было рассказано.
Надо помнить, что мы живем в падшем мире, который пытается войти и в Церковь.Так что не беспокойтесь о своем крещении, Господь забудет о его недостатках, если Вы станете церковным человеком.
И действительно ли оно тогда?
Крещение - это не пропуск к Богу, это новая ступень ответственности, а толку, если люди не готовы брать ответственность? Я очень поддерживаю, когда батюшки не соглашаются сразу крестить таких людей, а дают время готовиться, беседуют, рекомендуют литературу (это ведь не отказ в Таинстве). Если вознегодует и обидится человек - так простите, верующим много в чем придется себя ограничивать.
Мы все неготовыми и недостойными крестимся, но нужно хотеть исправления и приближения к Богу.
Но самое главное - дети верят сильнее и чище, чем любой взрослый! Кто-то скажет, а во что верят? В Бога! при чем без лишних вопросов. Они верят в то, что его создал Бог и Он же защитит в любую минуту. А вот, конечно, если человек вырос и решил креститься, то тут не может быть никакой формальности, а должен быть отчет о действии и осознание его! Меня крестили в 4 года. И слава Богу! Я отчасти помню этот момент. Помню тепло в крещальни, таинственный свет от свечей и обстановку. Спустя 5-6 лет случайно проезжала мимо этого Храма и ощутила вновь тягу и тоску по тому, что когда-то пережила, почувствовала. Еще спустя 2-3 года надела себе крестик и не снимала его, стала искать, искать. Искать именно истину и нашла. Пришла в Храм уже осознано спустя 15 лет после крещения и там осталась. И Слава Богу! Для меня крещение было соединением с Богом! Вот зачем у иудеев делают обрезание? Ведь ребенок только-только родился.. Вся жизнь впереди! А посмотрите на взрослых людей, крещенных в старшем возрасте - сколько искушений на них сыпется. Ну и на других не меньше, но нельзя говорить, что ребенку креститься рано или нельзя! Нет! Он верит больше взрослого! А взрослый, даже, если крестится в 30 лет, то не факт, что в 31 он останется в Церкви! Вся наша жизнь - борьба и падения. А крещение - это первый шаг к Богу на встречу!
Со всероссийским праздником!
Помощи и заступничества Преподобного отца нашего Сергия!
Здравия, спасения и во всём благое поспешание!
Но что-то редко увидишь тех, у кого возникает желание жить церковной жизнью. Окрестить недолго, только вот жить по вере у людей особого желания не наблюдается. А именно этого и хочет Бог от человека - горячей веры. Избранным человека делает его вера, а не формальное и мертвое принятие крещения.
С чего Вы взяли, что благоговейное отношение к святыне крещения есть законничество? Это как раз есть проявление любви к Богу. Законничество есть следование букве, убивающей дух, внешнему, у которого внутреннее часто гнило. И этим как раз страдают все, которые крестятся формально, без веры, и детей своих также крестят. Вот они и есть законники, не имеющие любви.
А наши строгости перед крещением, которые так многих возмутили, направлены на то, чтобы люди как раз сознательно стремились к вере и любви Божией.
Крестить детей с такими крестными, то же самое что вообще крестить ребенка без крестных - все одно грех, нарушение церковных канонов.
У Вас (как и у Арора-исихаста) какой-то магический ( языческий)подход к таинству. Неважно, что за человек, благодать сама все сделает. Это как люди ходят к колдунам, дают мзду за снадобье, которое, как они надеются, решит все их проблемы. Главное не надо в душе копаться, как-то над собой работать. Получается, что люди принимают благодать крещения за подобное снадобье. Но статистика крещеных язычников, так и не узнавших церковной жизни, не на Вашей стороне.
"Said Lensk - Ваш комментарий в очередной раз подтверждает, насколько неуважительно наше общество относится к таинству крещения. Люди больше ориентируются на свои желания, а не на волю Божию и церковные законы".
Батюшка, благословите!
Простите меня, безтолковую, но хотелось бы получить ответ однозначный: младенцев из нецерковный семей крестить или нет?
Действительно, много случаев, когда рассуждают так: мои дедушка и бабушка, родители да и сами мы крещены - пусть и мои дети тоже будут крещены.
Если у человека ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ КРЕСТИТЬСЯ - откуда-то оно появилось? И надо ли считать однозначно, что появилось оно без воли Божией?
Можно ли считать, что Господь позвал человека и человек пришел, но избранным не стал?(А есть ли уверенность, что все, кто ходит в храм - обязательно избранные?).
Простите, но что-то меня настораживает... Наверное, люди даже и на уровне подсознания чувствуют, что Церковь стоит не только на ЗАКОНАХ, но и, в первую очередь, на ЛЮБВИ. (Только не надо понимать Любовь как сюсюканье и человекоугодничество). На мой взгляд, Пастыри должны быть СТРОГИМИ, но не ЗАКОННИКАМИ. (Разве могли бы мы причащаться, опираясь исключительно на одни законы? Ведь мы ВСЕГДА недостойны...). Боже меня упаси, я никого не обвиняю и не осуждаю, а только высказываю свои сомнения. ПРОСТИТЕ!
И если бы Вы читали статью внимательнее, то увидели бы, что в ней достаточно говорится и о вине священников.
По поводу любви и осуждения - Вы считаете, что любовь к ближнему возможна без любви к Истине? "Платон мне друг, но истина дороже", - даже язычники это понимали. Ибо оскорбление Истины всегда чревато последствиями для тех же ближних наших.
И не всякому человеку Бог этот дар дает. Дает Он этот дар, касаясь сердца,человеку искреннему, совестливому, ищущему Истину, желающему осознать свое истинное предназначение, человеку, который не будет торговаться с Богом, искать компромиссы, служа и Богу и маммоне.
Бог ищет в сердце человека хоть сколько-то чистоты, серьезности, ибо дар Божий приходит только на чистое место. И человек не должен ждать, чтоб кто-то ему начал говорить о вере. Вера, рождаясь в сердце, сама начинает побуждать человека искать предмет ее - полноту Истины. Как показывает жизнь, человек такой естественным образом сам начинает интересоваться духовными предметами, просвещаться и крещение такого человека для священника только в радость. Крещение закономерно венчает духовные искания этого человека.
Ведь кто-то из массово крещеных должен был все-таки придти когда-то в Храм, хоть и росли они, чаще всего, в неверующих семьях. Этот тот самый мизер, который и наполняет сейчас наши храмы.
Все это только доказывает правоту святоотеческого взгляда на таинство крещения, приведенного в статье.
Ведь человек, приступающий ко Крещению, должен быть уже в чем - то церковным, подготовленным и настроенным на жизнь в Церкви. И Церковь не обязана и не должна крестить , по сути, язычников, не желающих становиться христианами.
..."Получается, что Вы обвиняете Церковь в ненависти к людям, не желая знать да и понять ее взгляд на проблему, который приведен в статье"...
Я писала ТОЛЬКО о младенцах. История про неверующих родителей и верующую бабушку монаха - правда. И, думаю, она не единственная. Достоверно знаю ещё одну, когда бабушка отказывалась сидеть с некрещенными внуками, родителям пришлось их волей-неволей покрестить... Сейчас один из братьев - иеромонах в московском монастыре, втрой, многодетный отец семейства - трудится в том же монастыре... И родители иеромонаха в храм ходят. Третья история свелась к тому, что внук комдива-коммуниста и некрещенных родителей - наместник монастыря в одной из епархий. Родители покрестились и повенчались... Покойный дед не понял, зачем внуку надо было в монахи уходить, но тем не менее принял его выбор.
Во фразе "Лучше ошибиться в любви чем в ненависти" слово НЕНАВИСТЬ употреблена НЕ в прямом смысле, напр., м.б. недоверие и др.
Церковь нашу и священство я люблю и всегда, если Господь даст, защищать буду. Простите, что ввела Вас в заблуждение.
Когда человек покушается на дар Божий, не желая со своей стороны ответить взаимностью Богу через дела веры, то это обычный цинизм.
Получается, что Вы обвиняете Церковь в ненависти к людям, не желая знать да и понять ее взгляд на проблему, который приведен в статье.
Все почему-то хлопочут о любви к людям ( да и любовь ли это - крестить людей в осуждение и священнику и крещаемому?, а о любви к Богу (к Его святыням, к которым относится и таинство крещения) никто не задумывается.
вы сами как-то по-фарисейски рассуждаете, на веру смотрите формально. Веровать надо не как хочется, а как Церковь велит - истинно. Ваши мнения как-то против церковного учения.
Вы просто себя оправдываете.
А наши сегодняшние семьи, формально крещеные, но живущие безбожно, чем они лучше тех крещеных турок, крещение которых Синод аннулировал в 12-м веке?
Я смотрю, Вы за крещение при любых условиях, значит Вас не устраивает строгая позиция Церкви по этому поводу.Ведь я в статье неотсебятину написал, а привел святоотеческий взгляд на эту тему.
Желаю Вам познать Истину.
И еще: "Овцы не пасите своих пастырей" (свт. Григорий Богослов).
А Святой Дух отходит от всякого человека, по словам Отцов, который смертно согрешает, хоть он и крещен. Недаром, на исповеди священник просит Бога опять воссоединить кающегося с Церковью Своею.
Да и не нам корректировать правила церковные в отношении крещения.
"Евгению - Вот вопрос - младенец,из-за возраста своего и немощи, не может веровать, а его восприемник (крестный) и родители тоже не веруют, далекие от Церкви люди. За счет чего тогда будет действительно крещение этого ребенка?"
- Не понняла. Всю жизнь думала, что таинство крещения совершается Духом Святым, а не восприемниками... Прошу пояснить. А потом уж восприемники и родители будут отвечать перед Богом, как они выполняли свой долг... Даже если и никак не выполняли, то, может быть, у младенца есть верующая бабушка, которая может и будет молиться за крещённого в храме, подавая за него записки на проскомидию и молебны. Откуда нам знать, услышит или нет её молитвы Господь? И вырастит у неверующих родителей будущий монах, который отмолит и восприемников, и родителей, и крестившего его священника и ещё несколько колен в своём роду...
"Господь и намерения целует"... А мы сразу печать им - НЕ достойны. Мы же не знаем, что будет завтра... Сегодня сказали, что в храм ходить не будут, а через неделю Господь призовёт - и прибегут как миленькие. За крещённых кто-то помолился - и Господь услышал. "Лучше ощибиться в любви чем в ненависти". Простите.
В "Символе Веры'' ничего не сказано про воцерквленных или достойных, но верующих. Пусть все принимают крещение, кто хочет и в Бога нашего Иисуса Христа верует. Господь сам знает какую овцу и когда привести в свое стадо. Не будем же уподобляться фарисеям и книжникам. Христианин верующий по-настоящему или нет предстанет перед лицем Божием все-равно. И только Господь Бог будет судить эту душу. Вера как и красота, талант есть дар Божий. Не всем Господь открывает двери духовного просвещения. Но это не значит, что не просвещенный хуже просвещенного. Наоборот, с духовного человека спрос больше! Христианская вера - единственная вера предлагающая человеу добровольный выбор. Господь не заставляет, не принуждает, ОН нас любит, все прощает и ждет когда мы придем и скажем ''Господи, прости нас ГРЕШНЫХ!"
И перед крещением не исповедовали, т.к. у не крещеных грехов быть не может. А вот после крещения за каждый грех предется держать ответ перед Господом. Причем ответ придется держать в любом случае, независимо верит будущий христианин в это или нет. Вот об этом и надо говорить желающему креститься. У многих такое желание пропадет сразу.
отвергает нужду
Крещения малых и
новорожденных от
матерней утробы детей (...)
тот
да будет анафема. (...)' То есть канонические церковные правила указывают нужду (необходимость) крещения младенцев. Совершенно не уточняя наличие восприемников и степень их воцерковлености. Крещенный человек имеет приимущество перед не крещенным. Но это не значит, что крещенный обязательно спасается. Вы, как священник, принимающий исповеди знаете, что и регулярно посещающие храм люди, верующие люди, тоже согрешают иногда, а может и часто. И что Господь пришел в мир грешные спасти. И если крещенный в детстве человек согрешает и даже пусть в тюрьме сидит - но он может покаятся и исповедаться и к Св. Тайнам приступить и Господь простит его. Так же как и нас с Вами регулярно прощает. Как меня прощает - а ведь во мне даже самой крошечной веры нет, по евангельскому определению, ведь я не могу горы двигать, что позволяет самая малейшая вера... А вот не крещенный лишен возможности участвовать в таинствах. Таинство крещения на то и таинство, что его действенность, по определению понятия 'ТАИНСТВО' св. равноапостольного Николая Японского, не зависит от субъективной веры принимающего его, а только от Господа, который в действительности совершает его.
А жестоки те люди, которые крестя детей, не дают проявиться этому таинству в ребенке, так как лишают его храма и других таинств церковных.
Много приходится видеть таких детей, они выросли без храма, Бога знать не хотят: блудят, пьянствуют, совершают преступления, сидят по тюрьмам. Имело ли смысл их крещение?
Может их судьба такова, что их крестили в осуждение, в нарушение правил церковных.
Разве драгоценное миро наливают в нечистый сосуд? Ведь смерть души наступает не от того, что человек не крещен ( у нас много святых, которые не имели возможности принять традиционное крещение), а от того, что человек не живет во Христе, не принимает в свою жизнь Его заповеди.
Или Вас не убеждают слова Самого Господа: "Кто будет веровать и креститься..."?
У христиан есть только одна Жертва, второй уже не будет. Одна Жертва,одно Крещение.. Когда задумываешься над этим - становится страшно...любой грех становится настоящим предательством Спасителя..Спаси Господи и прости нас..
23:37 Арор Миртскритч), священник должен исполнить, а человек сам будет отвечать! Скажу о себе - пришла к вере сама, шаг за шагом в атеистическом Союзе, а жила в мусульманской республике; перебрались жить в Москву после распада СССР, там окончательно утвердилась в вере, прочитала все четыре Евангелия и была потрясена силой живого Слова! Иногда заходила в соседний с офисом храм. И решила там покреститься. Подошла к священнику, спросил - верую, Да! Назначил дату. После Святого Крещения будто силы и разум прибавились. Хотела пойти в воскресную школу - только для малышей! Ходила на службы и так на практике все познавала. Очень рада, что крестилась, так как через год уехала из страны и теперь уже - храмы далеко! Но есть Молитвослов и сайт Православие! Слава Богу за все!
А что касается Святого духа, благодать которого снисходит на крестившегося, то неужели из верующих людей кто-то может подумать, что она исчезает. Благодать Святого духа всегда незримо присутствует с любым крещёным, но проявиться может в каких либо особенных случаях и ситуациях. Ведь полно случаев, когда крещёные люди, в жизни далёкие от церкви и праведной жизни, не предавали веру христианскую даже под страхом смерти. Поэтому священнику не надо переживать о нужности таинства крещения для конкретного человека. Так как осознание этим человеком, что он крещен, изначально относит его к социальной группе православных ( конечно если нет в его душе прямого отречения), что является определённым потенциалом, а когда проявится? Известно лишь Господу Богу. Поэтому, как написал один из комментаторов, надо сеять и ждать всходы.
По поводу комментария Виктории, ссылающейся на "Деяния Апостолов", где описывается, как люди тысячами крестились якобы без всякого оглашения. Да нет, крестились они как раз после огласительных слов Петра и других апостолов, чья пламенная проповедь была настолько убедительна, что люди приходили к вере во Христа, и после крещения они не расходились по домам ради прежней жизни, а становились настоящими христианами. Именно тогда и именно так зарождалась Церковь Христова.
И ещё на один комментарий хотелось бы ответить -- без имени, подписанный каким-то нелепым двоеточием. Уважаемое Двоеточие! Ваш глумливый вопрос совершенно неуместен, уверяю вас. Здесь поднята серьёзная тема, идёт серьёзное её обсуждение, и если вам нечего сказать, то лучше промолчите.
Простите.
Что касается статьи, то во-первых, в Деяниях Апостолов очень много примеров, когда люди и их домочадцы крестились, и явно им там никто экзаменов не устраивал. В житиях много примеров того, когда крестились, видя чудеса. В Евангелии мы видим, что люди верили и исцелялись. Опять же, без затяжных оглашений и экзаменов.
Второе, не каждый человек - сердцевед и прозорливец. Нельзя с точностью утверждать, что кто-то жить по вере не будет. Не забывайте, что благодать Святого Духа даруется с крещением, т.е. человеку даются духовные силы и святые покровители помочь противостоять греху. Судить по некрещеному, каков он будет христианин это всё равно, что по младенцу каков из него выйдет ученый. Господь всем даёт шанс спастись, не стоит уподобляться тому пророку, что хотел гибели нечестивым городам и сокрушался, что Бог их не погубил. Да, и защита. А что плохого в том, что дитя будут защищать Бог и святые?
Кроме того, не каждый человек готов перед кем-то малознакомым раскрывать внутренние движения души и мотивы своих действий. Эта статья мне напомнила случай из моего отрочества, когда у дедушки случился инсульт, а скорая не приняла мой вызов. Решили, что балуюсь, потому как я не могла им достаточно убедительно доказать, что нет. А через телефон не видно им было, что у меня по лицу слёзы беспрерывно текут и я вообще слова с трудом произношу.
В общем, не судите и не судимы будете.
Крым здесь вообще не к месту.Проголосовали за отделение потому что не хотят правителей пришедших к власти путем пролития крови и разгула правосеков.На людях крестятся ,а своих же людей убивают.Была революция 1917г ,а опять богатые и бедные.Наверное менять нужно что то другое.
А статья очень актуальная.Очень хорошо что священники пишут такие статьи.
Алексей.
Надо давать людям шанс,понимаете? Меня крестили в 2-х месячном
возрасте, бабушка водила в храм, а потом -школа,советская
идеология,но вера проявилась потом.
Слава Богу за все!
себе. Сама крестилась 15 лет назад, без веры, без подготовки, подход был абсолютно формальный, - тогда я делала диплом и мне нужны были чертежи одного храма, а взять их могла только у владыки, педагог мне сказал, что он будет спрашивать крещена я ли нет, на мой вопрос, - а разве могу я креститься, если я атеистка, ответ был (воцерквлённого человека!) - ну, значит время пришло. Конечно, можно было и солгать владыке, но чтобы не лгать, пошла и крестилась......и началось! Дня на три я впала в настоящую депрессию, у меня было состояние настолько тягостное, раздраженное, было ощущение, что с меня хотят содрать кожу. И я очень пожалела что приняла это Таинство крещения, жалею до сих пор. Конечно, господь милостив, и спустя много лет Он привел меня в свой храм, но вы не представляете, как я жалею, что такое великое событие произошло без веры в Бога, и без разговора с духовным лицом.
Думаю, что сейчас надо сеять! В наше технологическое время практически везде почва - каменистая. Надо сеять в надежде, что какое-нибудь семя взойдет и будет радость на небе и об одном грешнике кающемся. А какое семя взойдет и на каком кусочке земли - нам неизвестно.
Или Вы считаете, что церковные правила не согласны с волей Божией?
Именно их нужно количественно сравнивать с внехрамовыми христианами… Верно?
А отсюда общеизвестный вывод – «Каков поп – таков и» процент!
А проблему Таинства – если хотите, можно обсудить по аналогии с Таинством св. Причастия…