17 июля, в день памяти святых царственных страстотерпцев, завершился многодневный крестный ход из Саратова в Вавилов Дол. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Церкви Русской и насельников пещерного монастыря Вавилова Дола, убиенных в годы советской власти. Этому крестному ходу — уже 14 лет, протяженность его — более 500 километров. Наш корреспондент Светлана Попенко присоединилась к крестоходцам за несколько дней до конечного пункта и выяснила, кто сопровождал паломников в их пути…
Многодневный и протяженный крестный ход — это чудо и огромный труд. На время крестного хода все его участники становятся единой семьей, сообща претерпевают трудности, сообща радуются победам. В каждом человеке происходит борьба — и с самим собой, и с внешними трудностями. Поэтому крестный ход обязательно всегда сопровождает священник.
«Горсточка» молитвы
Я, в отличие от мальчишек, немного унывала. За первые пять часов пути очень устала и поняла со всей ясностью, что даже минимальный труд во славу Божию перенести не могу. Но после общения с отцом Александром немного воспряла духом.
— Очень важно молиться во время пути, — сказал мне батюшка. — Суть крестного хода — молитва, нужно идти и просить у Господа прощения и милости. Когда многие километры пути непрестанно твердишь Иисусову молитву, не замечаешь всех тягот, ни усталости, ни «вара дневного». Конечно, правильная и крепкая молитва — это наука, которой надо учиться всю жизнь. Может быть, сейчас у вас мысли рассеиваются, но отчаиваться не нужно!..
Отец Александр рассказал такую историю. Однажды во время одного перехода крестный ход набрел на поляну земляники. Сделали привал — каждый крестоходец за время отдыха набрал по горсточке на общую трапезу, а когда все ягоды соединили — получилось два огромных пакета.
— Меня, да и не только меня, очень удивил объем, — делится батюшка. — Мы решили, что так же происходит с молитвой в крестном ходе: не у всех и не всегда получается молиться искренне, всем сердцем, но хоть какую-то «горсточку» молитвы ко Господу надо принести. И когда молитвы всех молящихся соединяются вместе, то получается совсем не так уж и мало. В этом — большая сила крестного хода: в его общности.
От отца Александра я узнала, что сугубой молитвой, постом, трудностями пути отличается крестный ход от обычной паломнической поездки. Крестоходец прибывает в пункт назначения, духовно к этому подготовленный. В старину так и было — люди собирались и шли пешком, не было автобусов, экскурсоводов и комфорта. Самое важное — путь, а не точка прибытия. Современные крестоходцы идут налегке, их вещи везут машины, к местам отдыха подвозят воду, готовят пищу, путников сопровождает карета скорой помощи.
— Ошибочно полагать, что ты, став крестоходцем, совершаешь подвиг, — предостерегает батюшка. — От такого внутреннего настроя недалеко и до прелести, которая случается от гордости, а наша задача — смирить сердце. Мы идем в крестный ход не для того, чтобы доказать себе и другим — вот, мол, как я могу!.. Я еще в семинарии услышал замечательные слова: у христианина нет добрых дел, потому как все добрые дела естественны для православного человека. Все хорошее, что мы делаем, — это наша обязанность. Мы делаем это во имя Господа, ради спасения — своего и ближних, за которых молимся.
…Оставшуюся часть пути в тот день я старалась собирать свои расползающиеся как тараканы мысли и молиться, не переставая. И быстро дошла… до Большой Таволожки.
Как узнать, что носишь в сердце
Когда я расправилась со своими делами и подошла к походному храму, служба уже шла. Храм был заполнен, и у входа на улице стояли, сидели и даже лежали люди, кто как мог — по силам. Службу было прекрасно слышно и за брезентовыми стенами палатки. Заняв очередь на исповедь, я недолго думая тоже растянулась на травке и стала стараться внимать словам богослужения. Однако на ум пришла одна история, рассказанная митрополитом Питиримом (Нечаевым) и опубликованная в книге его воспоминаний «Русь уходящая». Он как-то поздно вечером зашел в храм, где был настоятелем, а там, на пороге, спал пьяный сторож. Владыка тихонько хотел его обойти, но тот проснулся и завопил: «Владыко, прости меня, грешного, зде лежащего и повсюду православного!»… Вот и я, лежу тут, «повсюду православная» — с какой стороны ни глянь, а ведь в крестном ходе — первый день, могла бы и постоять. Увы, голос совести не поднял меня на ноги. А священники стояли и исповедовали — даже после окончания службы…
Второй день пути показался мне тяжелее первого. Болела каждая клеточка тела, ныла каждая косточка. Крестоходцы идут довольно быстро — у меня сбивалось дыхание, кололо под ребрами и двоилось в глазах. Периодически накатывало отчаяние. Хотелось рухнуть в придорожную траву, замереть, как ящерка на солнце, не двигаться и не думать ни о чем. Спасала только молитва, причем сама я произносила ее через раз — больше воспринимала внешним и внутренним слухом. Молитва, как плотный кокон, окутывала весь строй крестного хода — опытные паломники поют ее не останавливаясь. Каждый свой шаг крестоходец обращает к Иисусу Христу, к Божией Матери, ко святым. Каждый шаг — как поклон…
Клирик Свято-Троицкого храма села Ивантеевки (Покровская и Николаевская епархия) священник Алексий Мушников, также сопровождающий крестный ход, рассказал мне, что один его знакомый, впервые съездивший на заработки на север страны, был удивлен, как в экстремальных условиях люди раскрываются. Все дурные качества характера, которые раньше были не видны, вдруг проявляются.
— В крестном ходе так же, — говорит отец Алексий, — все страсти обостряются и становятся заметны. Порой и сам человек не подозревает, что он носит в сердце. Одна из задач крестного хода — увидеть в себе эти страсти и попросить у Господа сил на борьбу с ними. Люди молятся о разном, и Господь скоро откликается на молитвы. Смотришь, те, кто молятся о том, чтобы обрести вторую половину, — обретают ее и на следующий год участвуют в крестном ходе вдвоем. Бездетным посылает Бог ребенка, кто-то — исцеление от болезней получает. Чудес много происходит… А еще крестный ход — это горячая проповедь нашей веры, проповедь не на словах, а в действии.
И хочется бежать назад
До Вавилова Дола от Ивантеевки — двенадцать километров. Мы шли очень скорым шагом, почти не останавливаясь. Для меня этот отрезок пути прошел как в тумане, и то, что я вдруг оказалась в Вавиловом Доле, что дошла, стало каким-то чудом.
Священник Павел Усов, клирик вольского кафедрального Свято-Троицкого собора, присоединился к крестному ходу там же, где и я, — в селе Монастырское Пугачевского района. Он поделился своими впечатлениями:
— Только уже в конце пути понимаешь, что дошел не своими силами, — говорит отец Павел. — Я, хоть и шел всего два дня, но понял, что крестный ход — это большая битва за молитву, за общение с Богом. Раньше я всегда думал, что для хорошей молитвы нужно подготовиться внешне, свечку зажечь, удобную одежду надеть, чтобы температура комфортная была… А теперь понимаю, что Господь лучше слышит тех, кто молится, невзирая на внешние обстоятельства.
…Когда я вернулась в Саратов, мне сразу вспомнились слова отца Александра Степовика о контрасте, который возникает между обычной жизнью и атмосферой крестного хода:
— Тут, в крестном ходе, мы находимся в постоянной молитве, слышим пение птиц, вдыхаем ароматы трав и обращаем свои сердца только к Богу. А когда возвращаешься в город, на тебя обрушивается целая какофония забытых звуков: гудящие клаксоны машин, музыка, играющая в киосках, разговоры прохожих. Ты задыхаешься от городской обстановки и бытовых проблем, скопившихся за время твоего отсутствия. И хочется — бежать. Вернуться туда, откуда только что пришел…
Фото Ольги Сигаревой
Газета «Православная вера», № 14 (514)