Есть войны ужасно обыденные, как смена времен года. Бесконечная вереница войн тянется от дней древних. Все соседние народы друг с другом повоевали. Прибавим к этому вороху войн еще и внутренние усобицы. Про эти обыденные войны население быстро забывает, только профессиональная память историков их фиксирует надолго.
И есть войны особенные, судьбоносные. От них приключаются такие значительные перемены в жизни народов, что любой образованный человек обязан эти войны знать. Не только лишь историки, а любой думающий человек. Первая мировая война из их числа. Отдаленные последствия ее до сих пор сказываются.
Есть исторические выкладки, согласно которым страшнейшая Вторая мировая война – это неизбежная «вторая часть» Первой. Германия по итогам Первой мировой войны осталась в незавидном положении. По прошествии «межвоенного периода» Гитлер решил взять реванш и стал строить новую тысячелетнюю империю. И ведь могло у Германии получиться, да Россия помешала. Она помешала, несмотря на то, что после Первой мировой Россия была сама ввергнута в пучину революционных событий с последующей гражданской войной, коллективизацией, политическими репрессиями…
***
Что в Первой мировой такого особенного, кроме большого количества воюющих сторон? Она шокировала европейские народы принципиально новым подходом к боевым столкновениям. Грянул на весь белый свет скандал: в цивилизованной Европе было разработано и успешно опробовано химическое оружие.
Мужественного боя между героями не потребовалось, его успешно заменило отравление газом.
Не знали еще люди оружия массового поражения. Классическая европейская война – это сражение между армиями, со стрелковым оружием, саблями и конницей, с гремучей артиллерией. А тут противник просто тихо выпустил ядовитый газ при нужном направлении ветра и со спокойной душой потравил врагов без разбору, целыми батальонами. Мужественного боя между героями не потребовалось, его успешно заменило бытовое отравление. Газовые атаки Первой мировой войны были восприняты просвещенными людьми как демонстрация жестокости, не достойной цивилизованного человека, европейца, носителя гуманистических идеалов.
До этого войны шли по другому, «более гуманному» пути, даже если ставка в войне была велика. Наполеон тоже ведь претендовал на мировое господство. Но и в наполеоновских войнах сохранялся элемент рыцарских отношений, хотя Наполеон был насквозь прагматичный политик и особым благородством не блистал. Рыцарство, как пережиток из далекого Средневековья, исчезает именно в XX веке. Во многих своих моментах Первая мировая война напоминает отнюдь не рыцарский турнир, а скотобойню. Военные действия были поставлены на прочную промышленную основу: воинские подразделения – это не люди, движимые любовью к Родине, а части хорошо отлаженной высокодоходной машины войны.
Когда я говорю о европейском рыцарстве, поверьте, я не улетаю в мир романтических грез. Рыцарей не идеализирую. Известно, как проходили крестовые походы, как неподобающе вели освободители Гроба Господня в православной Византии. И все-таки одно дело, когда рыцарь оказывается недостойным своего задекларированного звания, другое – когда о рыцарстве речи нет. А еще хуже, когда речь есть, а сам рыцарский дух уже исчез. Слово осталось, однако наполнение у него другое. Звезда английской эстрады Элтон Джон был пожалован титулом рыцаря. Вот нам светская хроника сообщает о событии: рыцарь Элтон отправляется на званый ужин со своим… «мужем». В другой раз рыцарь Элтон делает заявления для прессы о коллеге по цеху (женщине), используя… непечатные слова.
Ушло рыцарство. Уходит и европейский аристократизм. День свадьбы английского принца Уильяма был объявлен в Великобритании государственным праздником. Его невеста оказалась простолюдинкой, что абсолютно нормально для кого угодно, только не для его королевского высочества. Перед самым венчанием братья-принцы стояли без малейшего почтения к моменту. До сих пор неприятно вспоминать, как они у алтаря «прикалывались» друг с другом, будто Бивис и Баттхед из американского комического мультфильма. У них впереди намечалась «вечерина», а не еще один шаг на пути высокого служения Британской монархии. Что стало с европейскими монархиями после Первой мировой войны? Иных уж нет, а те далече?
***
Сами европейцы замечают коренные перемены в своей жизни. Часто эти перемены выражаются словами с префиксом «пост». Пишут о постаристократической культуре Европы, даже о постхристианстве Европы. Европа с легкостью отказывается от всего, что веками было для нее основополагающим: от религиозных основ, от устоев политической жизни, от традиционных семейных ценностей. Печально смотреть на эту постевропейскую Европу.
Отказ от себя не даст Европе живительного обновления, он чреват лишь внутренним опустошением, упадком сил.
Отказ от своего, отказ от себя не даст Европе живительного обновления, он чреват лишь внутренним опустошением, упадком сил. Отказ от своего шаг за шагом ведет Европу к вынужденному принятию чужого. И это чужое не будет на пользу европейцам.
Конечно, помимо мировых войн и крушения основ на просторах Европы была еще и мирная созидательная жизнь. Помимо болезнетворных процессов оставались в Европе и здоровые силы. Только вот мы наблюдаем, как здравомыслящие европейцы не могут преодолеть натиск содомского движения, как они проигрывают в борьбе против радикалов-исламистов.
Нужны рыцари – нужны те, кто будет отстаивать интересы родины и цивилизации, свои убеждения любой ценой, не жалея себя.
Нынешняя Европа слишком ценит комфортную жизнь. Она изобретательна в производстве самых разнообразных продуктов и услуг для более комфортной жизни. И забывает, что эпоха комфортной жизни не способна продолжаться всегда. Для сохранения всех радующих глаз социальных достижений нужны не только переговорщики, промышленники и «силовики», работающие по контракту. Нужны еще и рыцари. Настоящие рыцари, пусть мало похожие на свои средневековые аналоги. Пусть и название у них будет совсем другое. Нужны те, кто будет отстаивать интересы родины и цивилизации, отстаивать свои убеждения любой ценой, не жалея себя. С этим попробуй не посчитайся…
Авраам для нового Израиля был фактором перемены всего жизненного уклада. Затем Моисей и тд. и тп. Про Христа и говорить не стоит! Он и вовсе преобразил все человеческое бытие.
Императоры Византии, в свою очередь, практически уничтожили эллинистическое наследие Греции.
Хочу лишь сказать что, не стоит ужасаться перемен, в мире нет ничего постоянного. Мы должны традиций, но и в переменах не стоит видеть лишь вред и зло.
Вспомни историю человечество до Христа, вспомним 2000 лет самого Христианства! Сколько новизны и прогресса, сколько перемен в людях и целых государствах.
Какое безумие со стороны традиционалистов порой мы слышим! "Война!" - говорят они! Кто из Вас ее видел! Не уж-то такое зло мы теперь приветствуем как друга в доме!