Недавно назначенный настоятель храма святителя Николая в Котельниках архимандрит Серафим (Шемятовский) о ремонте и дипломатии, благочестии и скамейках в храме, а также о том, что поможет укрепить семью.
Колокольный перезвон плывет над Москвой-рекой. Его не заглушает ни отбойный молоток на соседней стройке, ни шум машин, едущих по Котельнической набережной. Пассажиры речных трамвайчиков оборачиваются, чтобы рассмотреть старинный храм, стоящий на берегу реки, – это с его колокольни раздается звон.
Храм святителя Николая в Котельниках построен в 1824 году по проекту архитектора Осипа Бове на месте семейной церкви Строгановых, считавшихся самыми богатыми людьми в России; он же стал и усыпальницей Строгановых, ранее покоившихся на кладбище рядом с церковью. Строительство храма заказал потомок Строгановых – его сиятельство князь Сергей Михайлович Голицын.
Последние 15 лет храм святителя Николая в Котельниках является подворьем Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве.
Архимандрит Серафим (Шемятовский) мастерски управляет зазвонными колоколами: 20 лет назад он, среди прочих послушаний, нес и послушание звонаря в Свято-Даниловом монастыре. Сейчас на колокольню поднимается гораздо реже: нет времени. Три месяца назад отца Серафима назначили настоятелем храма святителя Николая в Котельниках. И не только настоятелем. В первую очередь он – дипломат, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве.
Хотя как тут решить, что в первую, а что во вторую очередь?
Перед отцом Серафимом стоит непростая задача: необходимо обустроить жизнь храма и его прихода – и совместить всё это с дипломатической миссией: успеть организовать поездки, визиты, мероприятия, совместные проекты с посольствами, встречи и службы на высшем уровне.
– Дипломатическая работа идет в основном в кабинете, – говорит отец Серафим. – Здесь проходят встречи, очень много приходится писать отчетных документов. А жизнь прихода – она в храме, вокруг храма. Службы, требы, общение с прихожанами – которое порой длится до позднего вечера. А сейчас очень много времени занимают хлопоты, связанные с ремонтом храма.
Ремонт, действительно, самая большая головная боль настоятеля. Через три месяца будет отмечаться 15-летие основания Подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве. Единственный ремонт за последние лет восемьдесят был здесь в начале 1990-х, когда храм восстанавливали из небытия, обустраивали подручными средствами. В советское время в здании располагалась Московская гидро-геологическая экспедиция. Помещение было разделено на кабинеты, в алтаре находилась лаборатория. Стены снаружи были завалены землей – остатками проб, привезенных для исследований.
Когда храм был передан Церкви в 1991 году, от него оставались только стены да купол над ними. Первый настоятель храма отец Михаил Жуков с командой сподвижников восстанавливал Никольскую церковь. Но с тех пор прошло уже 22 года. Из-за «усталости» здания одна за одной посыпались «болячки». С наружных стен начала отваливаться штукатурка, из-за просчетов с укладкой кровли стены напитались водой, начал отслаиваться красочный слой росписей.
Сейчас на счету каждый день: через два месяца пойдут холода, до этого времени нужно успеть отреставрировать настенные росписи. С самого утра отец Серафим как на поле битвы: настоятелю нужно успеть найти леса и туры для ремонта, транспорт для стройматериалов, хороших специалистов и – самое главное – деньги на ремонт и реставрацию храма, а деньги нужны немалые.
Архимандрит Серафим – искусный иконописец, ученик архимандрита Зинона (Теодора). Писанные им иконы хранятся во многих храмах по всему миру.
Впору самому браться за кисти, ведь архимандрит Серафим – искусный иконописец, ученик архимандрита Зинона (Теодора). Иконы, созданные настоятелем Никольской церкви в Котельниках, хранятся в храмах России, Чехии, США, Швеции, Великобритании, Ирландии, Швейцарии. Он расписывал и руководил росписью храмов в России, Чехии и Словакии.
Но если настоятель храма возьмет в руки кисти, все остальные дела и занятия придется отложить. К тому же, одному всё равно не справиться.
Сегодня архимандрит Серафим вздыхает с облегчением: удалось договориться с реставраторами. Дай Бог, к сроку должны успеть.
Архимандрит Серафим (Шемятовский) был пострижен в монашество в 1991 году. Нес послушание в Свято-Даниловом монастыре, в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре.
В 2000 году по приглашению Архиепископа Пражского и Чешских земель Христофора организовал Пражскую иконописную студию для обучения иконописи православных Чехии и Словакии. Расписывал и руководил росписью православных храмов в Чехии и Словакии.
С 2010 по 2014 годы был клириком кафедрального собора во имя святых Кирилла и Мефодия города Михаловце (Словакия) и личным секретарем архиепископа Михаловско-Кошицкого Георгия. Имеет степень магистра богословия. Владеет английским, чешским и словацким языками.
В 2014 году поступил в докторантуру богословского факультета Прешовского университета (Словакия).
27 марта 2014 года решением Священного Синода Православной Церкви Чешских земель и Словакии назначен представителем Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси.
«Супружеские пары, вместе посещающие воскресные службы, становятся крепче»
По данным специалистов Института социологии РАН, в 2013 году 79% россиян называли себя православными и при этом только 4% регулярно посещали службы в храме. Многие и рады бы прийти в церковь, да только боятся это сделать. Годы борьбы против религии в Советском Союзе наложили свой отпечаток на общество. Большинство из тех, кто называет себя православным в России, попросту не знают, что в храме делать.
– Как привлечь людей в храм? – задумывается отец Серафим. – Только своим примером. Очень многое зависит от того, как примут человека в храме. Ну не развешивать же рекламные баннеры на церковной ограде: «Приходите молиться к нам». Да и не поможет это. Тоньше нужно действовать. Я уверен, что привлечь, расположить к вере людей можно только своим личным примером. Вера. Терпение. Добро. Я давно заметил, что супружеские пары, которые посещают вместе воскресные службы, гораздо крепче, чем обычные, среднестатистические пары. Сами посудите: муж, жена, дети готовятся к службе, вместе проводят день, они переживают похожие эмоции, у них общие интересы, да и понимают они друг друга лучше.
Сейчас, по словам отца Серафима, в России основную часть постоянных прихожан составляют одинокие женщины. Хотя ситуация потихоньку меняется. Даже за те месяцы, что архимандрит Серафим служит в Никольской церкви в Котельниках, на службы стали чаще приходить молодые люди и супружеские пары.
– В Словакии, – говорит отец Серафим, – обычно семья собирается в воскресенье вместе и обязательно идет в церковь. У большинства это семейная традиция, которая скрепляет отцов и детей. Все прихожане вместе с певчими или, что нередко, вместо певчих поют песнопения во время службы.
Дело в том, что в Словакии Церковь не отделена от государства. Православная Церковь, как и остальные религиозные организации, входит в состав Министерства культуры Словакии. Мы, священники, являемся госслужащими и зарплату (правда, очень скромную) получаем от государства. Закон Божий для детей – обязательный предмет в общеобразовательных школах. Тексты основных молитв учат с младших классов наизусть.
«Мы и так в жизни слишком много сидим – перед телевизором, на работе, в театре… Уж на службе в храме и постоять можно…»
Все православные храмы оборудованы скамейками. То есть прихожане во время службы сидят. Но, знаете, нередко прихожане сидят вальяжно, кто-то спит во время службы, кто-то сидит нога на ногу. Я считаю, что мы все и так в жизни слишком много сидим – перед телевизором, на работе, в театре в конце концов. Уж на службе в храме постоять можно. Поэтому, когда меня спрашивают, можно ли установить скамейки в российских храмах, считаю, что этого не нужно делать. У нас в храме есть сидения для тех, кто устал, уже физически не может стоять. Да и прихожане введение скамеек не одобрят. Российские православные отличаются особым благочестием, рвением к вере, для них вера – не просто традиция, а веление души и сердца. Русских паломников за границей видно сразу: они хорошо знают церковный этикет, одеты подобающе, уважают церковный уклад. Всё это как раз включает в себя понятие «благочестие».
В ближайшие годы в Словакии запланирована реформа по отделению Церкви от государства. Верующие не привыкли делать пожертвования. Они привыкли к тому, что платят налог на Церковь. Что станет с храмами, монастырями, которые лишатся пусть мизерных, но регулярных дотаций? Пока ответа на этот вопрос у священнослужителей нет.
Раз в год – 29 сентября (16 сентября по ст. ст.), в храме святителя Николая в Котельниках собираются сотни женщин. Большинство из них носят одно и то же имя – Людмила.
Церковь в Котельниках – единственный храм в Москве, в котором хранятся мощи мученицы Людмилы.
29 сентября отмечается память мученицы Людмилы – святой покровительницы Чехии. Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве – единственный храм в городе, в котором хранятся мощи этой святой.
Святая мученица Людмила была супругой первого чешского князя-христианина Борживоя I. Княжескую чету крестил сам епископ Мефодий Моравский, вместе с братом Кириллом создавший славянскую азбуку.
Святая Людмила правила страной вместе с мужем на рубеже IX–X веков. При жизни святая Людмила была благочестивой христианкой, воспитала в христианских традициях своего внука Вячеслава, впоследствии ставшего правителем Чехии и также канонизированного. Благочестие княгини не пришлось по нраву ее невестке Драгомире, которая организовала убийство свекрови. По приказу Драгомиры княгиню Людмилу задушили ночью в ее собственных покоях.
Княгиню канонизировали в XII веке. От ее мощей были зафиксированы множественные исцеления и чудеса. Святая Людмила почитается как покровительница Чехии. Считается, что она помогает девушкам и женщинам в семейных неурядицах.
Кроме мощей святой Людмилы Чешской в храме хранятся мощи патрона Чехии святого Вячеслава Чешского, святителя Николай Чудотворца, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, чудотворцев, великомученика Георгия Победоносца.
Отец Серафим мечтает привезти в Москву из Словакии реликвии, которые он собирал всю жизнь: это мощи святого великомученика Пантелеимона, святителя Григория Двоеслова, папы Римского; святого мученика Виктора, святого Венедикта Нурсийского, первомученика архидиакона Стефана, мощи святых мучеников-монахов с острова Превлака (Черногория), священноисповедника Алексия Товта, священномученика Максима Горлицкого и многих других. Настоятель надеется, что ему в ближайшие годы удастся обустроить при храме реликварий – место, где верующие могли бы поклониться мощам этих великих святых.
Под переливы колоколов перед глазами встает образ старой Москвы: лет 300 назад жители Таганской слободы: купцы, котельники, таганщики, кузнецы, швеи – надевали самую нарядную одежду и шли на воскресную службу в храм, который построили богатейшие люди России купцы Строгановы. Ходить на службы сюда означало принадлежать к сословию торговых людей, быть успешным и деловым человеком.
Место действительно оказалось удачным для торговых людей. Неспроста в ста метрах от храма святителя Николая в Котельниках находится здание Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации.
Современные купцы и промышленники, продолжатели дела Строгановых, пока не слишком часто заглядывают в легендарный храм своих предшественников. Но отец Серафим уверен: обязательно придут.
Жаль, что о. Серафим от нас уехал, лет 6-7 назад)). Но расписанный им иконостас стоит.
Помощи и милости Божией Вам, отец Серафим!