В Саратовской епархии, как, впрочем, и в любой другой, немало сел, в которых в годы гонений были уничтожены храмы и репрессированы священнослужители. Случай села Самодуровка Хвалынского района Саратовской области несколько особенный даже для той эпохи: служивший здесь священник Иаков Логинов был расстрелян в 1938 году за то, что совершил Таинство Крещения[1]. Этого оказалось достаточно для вынесения смертного приговора. Покровский храм в Самодуровке тоже уничтожили.
С 1999 года началось возрождение церковной жизни в этих краях: при помощи депутата Государственной думы (ныне первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ) В. В. Володина был выстроен новый храм в честь Покрова Божией Матери. Новый храм красив, виден издалека и даже своей цветовой гаммой как-то удивительно соответствует и окружающему зимнему пейзажу, и новому названию села, которое именуется теперь Белогорное и входит в состав Вольского района. К сожалению, с 1999 года здесь поменялось несколько священников. Как живется нынешнему настоятелю белогорновского храма отцу Димитрию Пенькевичу?
Прихожан в храме пока немного: по воскресеньям, когда приезжают люди из окрестных деревень, собирается 20–25 человек. Дело в том, что основанное старообрядцами село номинально старообрядческим и осталось, православные здесь в меньшинстве. Но настоящих старообрядцев на самом деле тоже не очень много, большинство сельчан просто пребывает в расцерковленном состоянии. Как горько шутит отец Димитрий, раньше для старообрядца было нормой не брить бороду, не курить табака и не ходить в храм; нынешний старообрядец бороду бреет, табак курит и только в храм по-прежнему ни ногой. Впрочем, в последнее время стало больше и белогорновских прихожан.
Батюшка здесь недавно, всего четыре месяца. В 2010 году окончил Саратовскую православную духовную семинарию, служил в Саратове, потом перевели сюда. Спрашиваю, не трудно ли было ему, городскому жителю, образно говоря, съехать с асфальта и привыкать к совсем другим условиям? На трудности молодой священник не жалуется.
— Конечно, поначалу было страшновато ехать с семьей в совсем незнакомое место, — говорит отец Димитрий. — Но постепенно привыкли.
Много помогали друзья, особенно семья крестного маленького сына Пенькевичей, Илюши, поддерживали однокашники по семинарии, прихожане саратовского храма во имя святого Георгия Победоносца, где прежде служил отец Димитрий: не забывали, звонили, некоторые приезжали в гости. Все-таки Белогорное не край света, до Вольска час езды, до Саратова — примерно три. Да и наличие рядом с храмом просторного, благоустроенного дома для священника немало значит.
— Знаю случай, — говорит отец Димитрий, — когда священника с семьей среди зимы отправили в село, а там — дом без крыши, пришлось срочно перекрывать. Это, правда, не в нашей епархии было…
Но и в нашей епархии проблемы с жильем для сельских батюшек и их семей решаются совсем непросто. В Белогорном ктиторы храма позаботились и о том, кто будет в этом храме служить, — это очень добрый пример.
— Это настолько ее — музыка, работа с детьми… Трудно ей без работы, тяжело.
Заниматься с местными ребятами матушке понравилось. По сравнению с городскими они гораздо менее избалованны, у них меньше развлечений и, соответственно, впечатлений, которыми городские дети уже просто пресыщены.
Какие еще впечатления от жизни в глубинке?
— Есть свои плюсы и минусы, — говорит Лена. — Воздух здесь, конечно, гораздо чище. Люди более непосредственные: что думают, то и говорят, скрывать не станут.
Да, бывало на первых порах и такое. Тем не менее батюшка убежден, что люди в Белогорном замечательные, независимо от того, какую веру исповедуют, — очень открытые, душевные, добрые.
Главная проблема для матушки — отсутствие детской поликлиники. Взрослой, впрочем, нет тоже, но отсутствие детской ощущается особенно остро: у сына Пенькевичей, полуторагодовалого Илюши, проблемы со здоровьем, ему требуется электрофорез, массаж и еще много такого, о чем в глубинке можно только мечтать. Из-за болезненности малыша матушка пока не может работать. Когда будет возможность устроить Илью в детский сад, найдется куда приложить силы: музыканты нужны и в местной школе-интернате, и в детском саду, и в Доме культуры. Да и регент нужен, надо ведь хор создавать — пока на клиросе поет одна пожилая прихожанка. У отца Димитрия есть замысел со временем устроить в храме знаменное пение.
— Для партесного нужно большое количество певчих, а знаменное хорошо подойдет для маленького храма и звучать будет красиво. Может, так и старообрядцев удастся к храму привлечь, ведь знаменное крюковое пение — это их достояние.
Еще план: когда сойдет снег, проехать по окрестным селам и поговорить с руководством на местах, чтобы давали автобус хотя бы раз в неделю привозить желающих на службу, а самому изыскать средства на бензин. Но главная забота батюшки — чтобы свои, белогорновские, ходили в храм — он ведь строился для них, для их детей и внуков.
В сельской местности, считает батюшка, главная опасность для молодого священника — это решить, что развиваться здесь некуда и незачем, для бабушек сойдет и абы какая проповедь. Так постепенно впадают в теплохладность. Нет, рост и духовный, и общекультурный должен быть везде, независимо от места проживания и служения. Сейчас, в пост, отец Димитрий читает в основном святоотеческую литературу, а в обычное время, когда есть досуг, любит перечитывать русскую классику, особенно Чехова.
Пока основной контингент прихожан, как, наверное, в большинстве сел, — те самые бабушки. Но есть уже и представители местной интеллигенции — учительница, медработники. Бывают в храме и воспитанники школы-интерната. У батюшки есть постоянные алтарники — трое мальчишек по 11–12 лет. Ребятам очень интересно не просто присутствовать на богослужении, а участвовать в нем. («У них глаза прямо светятся», — говорит о своих алтарниках отец Димитрий). Познакомились со священником случайно, просто зашли освятить крестик. Теперь сразу после школы бегут в храм и своих друзей сюда тянут, да и родителей тоже.
С администрацией школы у священника сложились самые теплые отношения. Сразу по приезде батюшка пришел знакомиться. Встретили хорошо, дали возможность провести беседу с детьми. Ребята задавали много вопросов, причем серьезных: в чем смысл веры, почему нужно ходить в храм, как правильно строить отношения с противоположным полом… Кто-то постеснялся спрашивать при всех, приходил потом в храм отдельно.
Спрашиваю отца Димитрия, готов ли он к тому, что его сыну предстоит учиться в сельской школе. В городе ведь родители самое большое внимание уделяют выбору учебного заведения, готовы платить, лишь бы школа была самая лучшая, — а Илье придется учиться в той, какая есть. Но отец Димитрий не видит здесь проблемы: школа в Белогорном оборудована не хуже, чем в городе, учителя сильные.
Бывает батюшка и в местном интернате для престарелых: встречается со стариками, исповедует и причащает, соборует, отпевает.
— Там есть пожилые люди, очень много пережившие, со страшными судьбами. У некоторых — живые дети, а они вот — здесь…
Пора идти к вечерней службе. Перед храмом уже собираются люди. Знакомлюсь с прихожанами, прошу сказать несколько слов о приходе, о священнике.
— Очень внимательный батюшка, отзывчивый, — говорит пожилая женщина, назвавшаяся просто Людмилой. — Очень культурный, эрудированный. Все у нас его полюбили. Такая хорошая молодая семья.
Людмила как раз из интерната для престарелых. В Вольске у нее есть племянник, но живет она в Белогорном — так уж получилось.
Подходит совсем юный прихожанин — одиннадцатилетний Ваня Макаров. Он один из алтарников, помогает отцу Димитрию и своей жизни без храма уже не мыслит.
Батюшка, однако, уже думает, что можно здесь, в селе, сделать для увековечения памяти человека, по сути принявшего мученическую смерть за Христа. Если будет на то благословение Владыки, можно установить Поклонный крест. И, конечно, рассказывать о его судьбе односельчанам — и детям, и взрослым.
Группой подходят интернатские ребята — десятиклассница Анжелика, ученики 4–6‑х классов. Батюшка уходит звонить в колокол. Ребята сообщают мне, что Ваня Мухин, который сегодня не смог прийти, учится звонить и со временем будет звонарем у отца Димитрия. Читают ли они детскую Библию? Говорят, что читают, и молитвословы у всех есть.
Нам с фотографом пора отправляться в Саратов. С дороги оглядываюсь на Белогорное — обычное село из русской глубинки, с обычной для ХХ века трагедией в прошлом и добрыми надеждами в настоящем. Время собирать камни (Еккл. 3, 5).
Фото Юлии Ракиной
Журнал «Православие и современность» №29 (45)