Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнее воскресенье мы вспоминаем притчу Господа о злых виноградарях. Эта притча имеет два уровня толкования. С одной стороны, это некий образ смерти Сына, Который был убит злыми пастырями-виноградарями за оградой виноградника. С другой стороны, эта притча – о душе каждого человека, от которой Бог ожидает духовных плодов.
Весь рассказ притчи построен на деталях повседневного быта древних иудеев. В каждом винограднике был свой пресс, точило, в котором из виноградных гроздьев выдавливали сок, была сторожевая башня для охраны от воров и была изгородь, которая защищала от диких зверей и непрошеных гостей. Хозяева виноградников нередко сдавали их в аренду наемным управляющим, получая свою прибыль в виде денежной ренты или определенной части урожая. Все детали притчи взяты из общеизвестных фактов, которые не имели никаких вторых смыслов для тех, кто не читал Священного Писания.
Однако не таковыми были слушатели, окружавшие Иисуса Христа. Начитанные в Законе первосвященники и старейшины (см.: Мф. 21: 23), конечно, догадались, что в данной притче следует искать иносказание. Образ виноградника был очень известным пророческим символом. Исаия прямо говорил, что «виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев» (Ис. 5: 7). Раз Хозяин виноградника – Бог, то виноградари – это религиозные руководители Израиля, на которых Бог возложил ответственность за благо народа. Слуги, которые были посланы один за другим, – это пророки, которых правители Израиля отвергли и убили. Сын, пришедший последним, – Сам Иисус Христос, Которого убили за стенами Иерусалима. Такое толкование образов не было изобретено Иоанном Златоустом или Феофилактом Болгарским. Евангелист Матфей пишет, что поняли эту притчу именно так первосвященники и фарисеи, притча о злых виноградарях была рассказана Господом для них (см.: Мф. 21: 45).
И, как видно из текста Евангелия, они пришли в ярость не только из-за того, что причиной убийства прямо названа зависть по отношению к Сыну Человеческому («Пойдем, убьем его и завладеем наследством его». – Мф. 21: 38), но и то, что Христа им не одолеть. Он – краеугольный камень (см.: Мф. 21: 42). «Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Лк. 20: 18).
Образ камня, утвержденного на горе Синай, был известен иудеям из Псалтири, пророчеств Исаии и Даниила (см.: Пс. 117: 22–23; Ис. 8: 13–15; 28: 16; Дан. 2: 34; 44: 45). Однако иудеи применяли его не к Мессии, а к себе, надеясь, что другие народы преткнутся об Израиль, поскольку он – избранный народ Божий.
Христос опровергнул их надежды. Не народ, а Мессия – это краеугольный камень. И, более того, отнимется от иудеев Царство Божие «и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21: 43).
В простейшей на первый взгляд притче о виноградарях Господь не только раскрывает древние пророчества и Сам пророчествует о Своей смерти, но и намекает на причинно-следственную связь: почему у избранных Богом людей может быть отнято Царство и вручено другим народам.
Виноградари получили в управление подготовленный до них виноградник. Они знали, что от них в свое время потребуют плоды. Но когда им стали об этом напоминать, они бесчестили, били и убивали посланных от Хозяина. Наконец, совсем потеряв стыд, они убили Сына, желая насовсем изгладить память и о Хозяине виноградника.
Эта притча не только о древних иудеях. Она обращена и к тем христианам, кто задумывается о месте Бога в своем сердце. Виноградник – это жизнь, которую дает Бог на время человеку. Он ограждает жизнь от смерти заповедями как надежной оградой, водружает в качестве сторожевой башни совесть и дает в качестве живительного сока Пречистую «Кровь Агнца Божия, заклавшегося за нас» (святой Иоанн Кронштадтский). Бог ожидает от человеческой души духовных плодов: покаяния (см.: Мф. 3: 8), благости, праведности, истины (см.: Еф. 5: 9), любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости и воздержания (см.: Гал. 5: 22–23). Но вместо этого мы нередко остаемся такими же бесплодными, сухими деревьями, какими и были до крещения.
Многие говорят, что Евангелие требует невозможного, и, не пытаясь его исполнить хотя бы в малом, живут совершенно вопреки Евангелию, извиняют себя слабостью природы, усталостью, отсутствием свободного времени или просто оправдывают свои грехи, не делая различия между своими прихотями и действительными потребностями.
Наиболее искусным самооправданием является ссылка на апостола Павла: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7: 15). Мол, я хотел бы или хотела бы поступить правильно, но что-то меня не пускает, уводит в сторону, создает какие-то препятствия, всё как-то происходит помимо моей воли. «Желание добра есть во мне, – скажет кто-то вслед за апостолом Павлом, – но чтобы сделать оное, того не нахожу… по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» (Рим. 7: 18, 22–23).
Эти загадочные слова апостола как нельзя лучше характеризуют современного человека, который умом понимает, что благо происходит от труда, от исполнения закона Божия, но воля его ведется за похотью плоти, за ленью и удовольствиями, спотыкается о те страсти и привычки, которые стали для тела уже законом. В таком состоянии человек нередко оправдывает себя, называя свои прихоти своими потребностями, и вместо слов «я хотел бы» произносит «мне необходимо». Причина такой подмены, причина плена той или иной страстью, причина зачерствения и засыхания души – в самооправдании.
Самооправдание – это снятие с себя вины в своих собственных глазах, это действия, направленные на доказательства своей невиновности, непричастности к проступку или предъявление его в более благоприятном и благопристойном виде. Самооправдание снижает муки совести и самокритичность, притупляет ощущение греха, самоуспокаивает и, напротив, развивает самоуверенность и самонадеянность. Оно позволяет переложить вину на других и видеть в них причины своих бед. Последствия самооправдания – лукавство и ложь, осуждение других, духовная слепота.
При этом духовная слепота не приходит внезапно, у нее есть свои стадии эволюции. Так, по сегодняшней притче, злые виноградари сначала отказались хозяину давать часть плодов, затем стали издеваться над слугами. Становясь всё более жестокими, они бесчестили, били и убивали рабов хозяина. Наконец, потеряв всякое рассуждение о тяжести последствий греха, через убийство сына они увидели личное благо – возможность получить наследство сына. Ослепшие виноградари потеряли чутье, что за сыном стоит отец, который воздаст им по их преступлениям.
По отношению к душе каждого из нас, Бог, как Хозяин виноградника, Хозяин душ, не хочет, чтобы человек закостенел в грехе и погиб. Он посылает пророков и апостолов, которые через Священное Писание напоминают нам о необходимости принести плод и пробуждают совесть. Он готов посылать разных слуг, в том числе и ангелов, навевающих уму благородные мысли. Но если при этом человек будет отталкивать прописные библейские истины, закрывать глаза на чудеса Божии и отмахиваться от тех добрых помыслов, которые навевают уму ангелы, тогда Бог пошлет Сына Своего, Иисуса Христа. Если человек примет Его и покается, то спасется. Если же нет, то подвергнется одной участи со злыми виноградарями.
Как видно из этой притчи, Бог, как Хозяин виноградника, благ. Он долго терпит, посылая разных вестников. Он готов отдать возлюбленного Сына, чтобы пробудить в человеке стыд и совесть. И поэтому нам не стоит оправдывать себя в той или иной немощи. Господь дал нам здоровье, способности и время, чтобы мы принесли духовный плод. Он так или иначе постоянно напоминает о Себе, желая пробудить голос совести.
Не будем же предавать нашу волю в плен лени и удовольствий, не будем называть прихоти потребностями. Доколе Господь дает нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, будем тщательно смотреть за теми добрыми мыслями, которые посещают наш ум. Попытаемся принести Богу плоды добрых дел. И если с этого пути нас пытаются сдуть ветры различных искушений, ухватимся за Христа, как за якорь, за камень твердый, непоколебимый. Ибо только на Христе – краеугольном камне – строится такой дом человеческой души, которому не страшны ни дождь, ни наводнения, ни сильные порывы ветра (см.: Мф. 7: 24–27).
Аминь.
"Но вместо этого мы нередко остаемся такими же бесплодными, сухими деревьями, какими и были до крещения" - имется, наверное, ввиду, что мы обуриваемы, пронизаны, "дышим", и в какой-то степени только им, - это страстями
Совесть съел на этой неделе, оправдывая свой некрасивый проступок:(
Господь сподобил сегодня утром вникнуть в притчу о священниках-виноградарях, сподобил сегодня покаяться в своем мшелоимстве.
В назидание, вечером Он открыл мне второе дно этой великолепной притчи, в которой наши поступки - это злые виноградари, плюющие в Бога и оправдывающие себя "правом на заслуженные плоды"
ГОСПОДИ! Помилуй меня грешного и недостойного Твоей милости и снисхождения! Как Ты все это терпишь от созданного по Твоему подобию?! В каждый день я обнажен, наг и немощен, каждый день служу Твоему врагу(
Прости меня за это