Публикуем фрагменты недавно вышедшей книги «Сообщения из распятого Косово» – сборника документов, отчетов и сообщений Патриарха Сербского Павла в годы его епископского служения в Рашско-Призренской епархии (1957–1990) Святейшему Архиерейскому Синоду. Эти документы свидетельствуют о крайне тяжелом положении сербского народа и Церкви в Косово и Метохии на протяжении многих десятилетий – с тех пор как началось массовое заселение Косова албанцами.
***
Православный епископ епархии Рашско-Призренской
<Без номера>
7 мая 1969 года
Призрен
За последний год принял постриг и рукоположен один студент богословского факультета, больше никого не было ни в женских, ни в мужских монастырях… Возведен в сан архимандрита настоятель монастыря Дечаны. Умерла монахиня в монастыре Девич. Внешних тягот у монастырей много. До ноябрьских демонстраций 1968 года в Приштине и других местах албанцы избили монахиню из монастыря Бинча за то, что защищала монастырские земли. Этой весной албанец жестоко избил игумению монастыря Девич, а цыган-мусульманин топором ранил послушника монастыря Дечаны в монастырском лесу. Духовник монастыря Гориоч ранен камнем, который был брошен из албанского двора и попал ему в голову.
***
№ 112
17 мая 1973 года
Призрен
Общие недостатки и трудности
Наряду с иными тяготами, которые связаны с постоянным выселением наших верующих из всех областей епархии, в прошлом году были и другие проблемы. Во многих селах епархии албанское население оскверняет наши могилы, уничтожает памятники, не говоря уже о временных деревянных крестах (Сербовац, Шиполе, Велика Хоча, Ретимлье, Оптеруша, Ораховац, Жегра и др.). В Шиполе у Косовской Митровицы молодые албанцы, распевая оскорбительные для сербов песни, разрушили 20 могил.
Журналист, который написал об этом в «Единстве» от 27 июля 1972 года, в конце статьи напоминает, что в прошлом году 17-летний серб разрушал развалины мечети в Баньской и был осужден с формулировкой: «за то, что, несмотря на небольшой ущерб объекту, как и его непригодность, акт совершен с намерением вызвать межнациональную нетерпимость и религиозную ненависть, приговорен к году тюремного заключения». Сообщение заканчивается словами: «Будет ли вынесен такой приговор в этот раз? – справедливо спрашивают граждане». Конечно, в этот раз решение было иным.
На могиле Сима Игуманова, большого благотворителя Призренской семинарии, полностью разбита мраморная плита с надписью. Разгромлена старая церковь в селе Винарац у Косовской Митровицы. Неизвестные преступники сначала разобрали кровлю и набросали вниз отбросов. Верующие очистили церковь, поправили кровлю и укрепили двери, но тогда преступники разбили и унесли двери, в церкви перебили всю утварь. Священник жаловался милиции, но безуспешно…
В монастыре святого Марка близ Призрена жители села Кабаш, албанцы, еще в Первую мировую войну полностью разгромили монастырские конаки, в церкви уничтожили иконостас и древнюю живопись и тогда уже не пощадили могилу Сима Игуманова, разбив плиту, а роту изголодавшихся сербских солдат обманом разоружили, убили и бросили с обрыва в коришскую реку. В восстановленном монастыре во время Второй мировой войны вновь до основания уничтожили конаки, крышу церкви и внутреннее ее убранство. После этой войны была восстановлена только церковь, покрыта бетоном. А на второй день Рождества, когда несколько верующих из Кориша пошли молиться, они нашли разбитые двери, внутри церкви три костра, на которых сожжены облачения, занавеси и книги, иконостас и врата обгорели, икона Спасителя в иконостасе повреждена топором, как и Евангелие. Мы направили жалобу скупщине муниципалитета Призрен и комиссии по религиозным делам. Приезжала комиссия Института по защите памятников культуры и установила, какой нанесен ущерб. Ко мне приходили два чиновника из Управления внутренних дел, обещали сделать всё, чтобы найти виновных, но безрезультатно.
***
№ 33
23 апреля 1977 года
Призрен
Общие недостатки и трудности
Выселение наших людей продолжается; когда я прибыл в епархию 20 лет назад, в Подуево было два священника, два прихода и около 1000 домов. Шесть лет назад, когда на приход прибыл нынешний священник, осталось 610 домов, сейчас их уже 350. Приход на периферии епархии, в сторону Нишской епархии, в 30 километрах от Приштины, так что из Приштины его окормлять очень трудно, а в самом приходе священнику выжить невозможно.
Особенно серьезно то, что существует организованное давление на наше население со стороны определенного числа молодых граждан албанской национальности: нападения, избиения, использование самых разных средств с целью создания атмосферы нестабильности и неизбежного выселения, о чем заявляется совершенно открыто: «Уезжайте, тут вам не Сербия!»
Обычное явление, когда подростки и молодые люди выкрикивают оскорбительные непристойные слова, даже когда идет похоронная процессия; людей забрасывают камнями, плюются и так далее. Каждый день это приходится испытывать и мне. Прошлым летом по дороге в монастырь Девич я встретил двух албанских подростков, которые пошли со мной. Из разговора узнал, что старший закончил 7-й, а младший – 4-й класс восьмилетки. Они остановились, о чем-то договариваясь, потом младший подошел ко мне и говорит: «Дай нам 10 динар». Спрашиваю: «Зачем?» Он шел за мной, упорно требуя денег. Я отказал. Старший что-то ему сказал, младший поднял камень и показал мне. Я шел дальше, не дав ему денег, тот отстал, и оба стали кидать в меня камни – не попали. Недалеко оказались какие-то молодые люди, я спросил у них: «Это дети из Войводича?» Они ответили, что они из семьи Ватала, и только тогда те подростки, матерно ругаясь, перестали бросать камни.
Я пожаловался руководству общины Србица и Религиозной комиссии в Приштине, потому что такое происходит по отношению ко многим паломникам монастыря Девич и самим монахиням, на которых часто нападают албанские пастухи; загоняют скот на их посевы, ломают садовые деревья, разоряют огороды. Секретарь общины ответил, что обратится к судье с жалобой на родителей этих подростков, но этот поступок не может рассматриваться как шовинизм, так как речь идет о несовершеннолетних.
Меня догнал молодой человек лет 16–17 и с криком: “Эй, поп!” – схватил за бороду…
Еще более неприятный случай произошел со мной в канун дня святого Саввы, 25 января этого года. Около половины шестого я пошел на почту отправить бандероль. На тротуаре перед гостиницей «Теранде» меня догнал молодой человек лет 16–17 и с криком: «Эй, поп!» – схватил за бороду. Я оттолкнул его, он убежал, а я пошел дальше; когда входил в здание почты, кто-то сзади сильно ударил меня по голове, – я обернулся и увидел того же подростка, который снова убежал.
После этого я письменно пожаловался председателю общины Призрен, Религиозной комиссии области и Религиозной комиссии Сербии. У председателя общины Призрен я был лично, приходили и представители Управления внутренних дел, спрашивали, что случилось. Спустя некоторое время позвали меня для опознания, так как задержали молодых людей по подозрению в нападении. Но я не мог с уверенностью сказать, что это сделал один из четырех задержанных, тем более что моя ошибка могла иметь фатальные последствия для будущего этого мальчика. Я сказал, что даже если это он, я готов простить его, если он исправится и поймет, что такие поступки не принесут пользы ни ему, ни народу, ни религиозной общине. Те четверо молодых людей совершали и другие, более тяжкие преступления, в масках нападая на местных сербов, но мне объяснили, что речь не идет о шовинизме и что это не направлено ни против сербов, ни против священства.
***
№ 86
5 апреля 1983 года
Призрен
Трудности с албанцами продолжаются. В ноябре 1982 года в монастыре Девич подожгли шесть стогов сена и один стог соломы, пришлось потратить 800 000 динар на закупку корма скоту. Спасибо народу, который пришел на помощь и помог кормом для скота и денежными пожертвованиями. Произошло и другое несчастье: подверглась нападению 73-летняя монахиня Анна. Игумен Савва отправился в Исток на базар. Преступник ворвался в кухню, набросил ей на голову старый плащ, который попался под руку, повалил на пол и стал рвать одежду. Она сопротивлялась, просила: «Сынок, Бог с тобой, я тебе в матери и в бабушки гожусь!» Сообщник насильника дал знак, что к монастырю идут люди, тот бежал; человек из села Синай видел двух мужчин, убегающих в лес. Я был в этом монастыре, говорил с монахиней и отцом Саввой, насильник до сих пор не найден.
Из села Петровац, чисто сербского села со времен турецкого ига и до последней войны, сегодня уехала последняя сербская семья
Выселение наших людей не прекращается. Из села Петровац в районе Гнилана, чисто сербского села со времен турецкого ига и до последней войны, сегодня уехала последняя сербская семья. В церкви разбиты окна и черепица на крыше, крыша протекает, необходимо вынести иконы из иконостаса, чтобы они не погибли. Беда, что такое не только в Петроваце.
Люди, избавьтесь от душевной и физической лени, от жадности и равнодушия или же будет то же самое и в России.
Богородица Дева Мария, прости нас грешных и умоли Господа Иисуса Христа дать Мир и Благоденствие стране Россия, Украина, Белоруссия, Сербия, Греция, Грузия, Армения, Молдова, Румыния, Болгария, Словения, Словакия, Черногория, Македония, Палестина, Еретрия, Эфиопия, Сирия, Палестина, Нигерия.
Силы небесные, Силы Святые, молите Господа простить нас грешных. Дивен ты Господи во Святых твоих. Аминь.