Гений виновен во всем

А.С. Пушкин, художник П.Ф. Соколов А.С. Пушкин, художник П.Ф. Соколов
Величие человеческого гения имеет порою проявления неожиданные. Кто сомневается в том, что Пушкин великий поэт? Никто. При том, что подлинная, то есть зрячая и знающая, любовь к Пушкину есть не у такого уж большого числа людей. Так привыкли с детства «Пушкин, Пушкин». Там он – сказка, здесь он – шутка, всюду легок, ненавязчив. Повзрослеешь, он тебя в мир двусмысленных и жгучих удовольствий проводит, впрочем, только до порога. Философствовать начнешь, и тут он рядом. Сентенции, по-римски отточенные и через сердце пропущенные, легкие на звук, но благородные по смыслу предложит тебе тот, кого иначе, как ветреником никто почти при жизни не считал. Это и есть талант, не погубленный, но реализованный. Избыток личностной яркости заставляет видеть в раскрытом таланте вызов, эпатаж, ребячество, не соответствующее возрасту, дерзость. Да что угодно. И ненавидеть гения вблизи так же легко, как и любить его на историческом расстоянии. Гений трудно оценить по достоинству, но невозможно не заметить. А когда гений замечен, но неверно оценен, то «чтут» его специфически, вплоть до насмешки, ругани и анекдота. Тут впору повторить предложение первое: Величие человеческого гения имеет порою проявления неожиданные.

Пушкин еще при жизни стал персонажем множества анекдотов, слухов, сплетен. Как тоска бегала за Онегиным, что в Петербурге, что в деревне, так бегала за поэтом молва: «И бегала за ним она \ Как тень, иль верная жена». Мы с вами не живем в ту эпоху, когда анекдоты эти были на всяк день свежи. А если бы и жили, то не факт, что слышали бы их. Для этого надо было бы принадлежать к обществу дворянскому, образованному. Кучер, пекарь и дровосек смеялись по другим поводам. А ведь не факт, что родись мы до эпохи всеобщего избирательного права, быть нам непременно в графьях и князьях. Но сила гения и обаяние личности таковы, что даже в поздние лета, уже украшенные блудливой кличкой «народовластия», Пушкин жил одной жизнью в книжках своих, а другой – в фольклоре.

- А ну, закрой форточку. Сейчас сквозняк ударит и стекло выбьет. Кто потом вставлять будет, Пушкин что ли? (Это техничка в школе моего детства)

- Обувь, товарищи солдаты, нужно чистить не для старшины. Не только спереди, но и сзади, каблук и пятку. А то вот Погребняк носки надраил, а сзади кто чистить будет? Пушкин? (Это командир взвода)

Историй таких множество и у меня, и у вас. У меня даже есть история с товарищем, фамилия которого реально была та же, что у поэта. Родителям же его (вот шутники) вздумалось назвать сына Александром, при том, что папа его был Сергей. И этот полный тезка того, кто «наше все», обладая нравом неусидчивым и хулиганистым, по малолетству часто попадал в милицию. Милиционер в отделении: «Фамилия». Парень: «Пушкин». Милиционер, напрягаясь: «Имя». Парень: «Александр». Милиционер, багровея и растягивая звуки: «О-о-отчество?» В ответ звучит роковое «Сергеевич» и тут же крик: «Я тебе дам, Пушкин!» с соответствующим продолжением. Попробуйте сказать, что товарищ мой не был жертвой великой популярности творца «Евгения Онегина».

Если о тебе говорят те, кто книжек не читает, если приплетают имя твое к месту и не к месту, то это странные плоды настоящей популярности. Тут можно и в третий раз повторить фразу, сказанную в начале. Величие человеческого гения имеет порою проявления неожиданные.

Тут бы и поставить точку в кратком эссе на вольную тему. Если бы не одно но… Настало время, когда к делу и не к делу поминая фамилию известного человека, многие люди говорят не Пу-шкин, а Пу-тин. Запад воет, Украина плачет, местный Смердяков гитару бросил и куплеты не поет. На всякое происшествие многочисленные люди особого психологического настроя реагируют одинаково: «Путин». Расовые волнения в Америке, наводнение в Европе, кровавая грызня шакалов за власть в некогда братской стране по соседству – Путин виноват. Люди смеются, кто с умом не рассорился: «Кошка бросила котят – это Путин виноват». Но те, кто с умом рассорился, тем не до смеха. Они причину всех бед нашли, они причину всех поражений персонифицировали, они теперь типа –«белые рыцари», обязанные бороться с мировым злом в лице одного человека. Но вместо борьбы лишь подчеркивают ежедневно свою бездарность, сваливая собственные неудачи на якобы всесильные якобы происки якобы Путина. Стыдоба. Я вот думаю даже, какую молитву почитать, чтоб прозрели они и поняли, что ума у них не больше, чем у гульки носа. Но совесть говорит мне, что нет таких молитв, и оглавление Требника это подтверждает.

Впрочем, настало время в четвертый раз повторить фразу, сказанную в начале. Величие человеческого гения имеет порою проявления неожиданные. Нужно быть действительно человеком незаурядным, чтобы вызывать на себя шквальный огонь со стороны такого количества разнокалиберных ничтожеств? Понимают ли люди, ненавидящие Путина (и не читавшие Пушкина), что чем больше они вопят о Президенте Российской Федерации, тем больше подчеркивают масштаб этой исторической личности, осмысленно действующей в нужное время и в нужном месте? Они не понимают, конечно. Понимали бы, замолкли б, но сам крик знаменателен. Проклятие низкого человека равно благословению.

Пушкин не свят, но велик. И польза от него до Страшного Суда, как вода из ручья, течь не перестанет. А то, что лепят его имя куда не попадя, так это ж люди. У них язык без костей. Им с величием трудно разобраться. Одним зависть глаза слепит, другие в силу масштаба, понять ничего не могут. И правда, как комару о горном утесе суждение вынести? И все это справедливо для ныне действующего Президента РФ, которому не дают возгордиться, которого смиряют хриплым лаем разномастные враги, начиная от врагов Истины, заканчивая врагами обычного здравого смысла. Все это на пользу. Все это фон величия и условия успеха. В конце концов, Господь сказал, что горе тем, о ком все говорят хорошо. Последнее - верный признак лжепророка.

История не созерцается и не пассивно переживается-терпится. История творится, и творится личностями. Личность, направляющая и корректирующая исторический процесс, никогда не делает то, что хочет, но сама чувствует на своем плече руку Промысла. Эта личность в высокой степени одинока, и понять ее может только разве монах-отшельник, всю жизнь говорящий с Богом. Поэтому цари часто уходили в пустыню побеседовать со святыми, или звали святых к себе. Впрочем, я отвлекся. Русский корабль плывет. Не куда попало плывет, а согласуясь с картой глубин, прогнозом погоды и конечной целью. На мостике серьезный человек. Пара стареющих пьянчуг в баре, склонившись над стаканами его ругают. Две спутницы пьянчуг, немолодые и тоже окосевшие, сидят рядом и поддакивают кавалерам. Бармен смотрит на них с ухмылкой и трет стаканы. На скорость корабля события в баре никак не влияют.   

P.S.

Что касается украинских злопыхателей, то некто недавно верно сказал: «Они просто завидуют, что у них нет своего Путина». Это верно. Поэтическому гению Пушкина в России соответствует политический, полководческий, философский гений многих других людей. Будь Украина внимательней к Пушкину, был бы у нее и свой Путин. Ну, а раз вы, братья, Тараса выбрали, ничем не довольного и к крови зовущего, то и в политике довольствуйтесь его угрюмыми и бездарными клонами.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

17 сентября 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна13 ноября 2014, 02:58
Cпасибо, Отец Андрей, за Ваши труды. Подавай Вам Бог сил и здоровья!
Город Черкассы, Украина
Алевтина Викторовна13 ноября 2014, 00:08
"Запад воет, Украина плачет, местный Смердяков гитару бросил и куплеты не поет".
Вот ведь как врагам нашим плохо от того, что у нас нормальная жизнь в России. А в этоми и правда Путин виноват. Храни его Господь. Отец Андрей, спасибо Вам за статью.
Павел28 октября 2014, 17:38
Хорошая статья, только про "...сваливая собственные неудачи..." зря. Успех никогда не был критерием порядочности и чистоты нравов, неуспех критерием непорядочности - тоже. Здесь всё зависит от конкретного случая.
Для меня вот как с 14 лет было вокруг всё плохо, так и есть. Таковы условия существования человека на земле. Не все наши неудачи происходят только от наших же грехов, наши грехи есть, но окружающие и в первую очередь власть имущие не должны усиливать их последствия и грешить всемеро больше теми же самыми грехами, их должны останавливать совесть и ответственность, а в России уже 25 лет повсюду происходит наоборот - по принципу "сам виноват, я за чужие грехи не отвечаю". По сути, атрибутом власти становится хамство, и выхода не видно (Путин в этом отношении лучше многих, но он внешне один и далеко не идеален, как не может быть с этой точки зрения идеален никакой мастер спортивной борьбы). Остается только Богу молиться, это единственный выход для того ничтожного и слабого существа, которое человек называется. Пишу о власти потому, что я из семьи советского руководителя среднего звена. Сам видел, как мой дед руководил и как регулярно прикрывал и спасал оступившихся. Я подобного вокруг 25 лет почти не вижу.
татьяна тихова 5 октября 2014, 13:38
Спаси вас Господи!Слава Богу,что есть ещё истинные (не трусливые) пастыри!Любим и помним вас ещё со Львова.Поклон вам от Марии Павловны с Пекарской.
Лариса К.23 сентября 2014, 14:34
Вопрос о.Андрею - а вот еще всегда во всех бедах часто винят Ельцина, Америку, массонов и жидов, сейчас вот еще и Макаревича - как с этим быть, можно ли их тоже отнести к гениям или гениальным сообществам.
Лариса К.23 сентября 2014, 14:21
Василию Н.:
По поводу алчных чиновников и про козла отпущения в лице оппозиции и охоте на ведьм согласна.
Только мысли у меня такие:
Еще с 1917 года одними из обещанием революционеров были - кто был ничем - тот станет всем, вот наши властьимущие ими и стали, но только физически, а не нравственно и не умственно. А те, кто был кем-то(Помещиком, Крестьянином, Рабочим, Мещанином, Царем и т.д.) стали соответственно никем, или вообще их физически уничтожили. Вот мы теперь живет и боимся чиновников и их помощников, как таракана (про которого К. Чуковский писал), а начать умом думать и становиться опять Кем-то боимся, да и ругать Путина, Ельцина, оппозицию, Америку и т.д. всегда проще же.
Не думаю, что все чиновники и судьи работают под диктовку Путина, да и не надо это Путину свой народ кошмарить, с другой стороны не может же он им всем голову поменять. Да и их много, алчность непомерная, чуть против них пойдет - целые орды соберутся, а тут еще орды орков со всего мира ополчилиcь.
Так что все-таки надо отдать должное Путину, что не смотря ни на что войны у нас нет, еда и крыша над головой с теплом есть и ладно, а во остальном только на Бога уповать.
Виктор 22 сентября 2014, 21:27
Мариамна!
Смердяков -это персонаж из Карамазовых!
Павел Смердяков — один из персонажей романа Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» (1878—1880), слуга помещика Фёдора Павловича Карамазова, по слухам его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей.
Под Макаревича в самый раз.
Марина Кинёва21 сентября 2014, 20:50
Храни Господи отца Андрея Ткачева!
НН20 сентября 2014, 21:27
КАТЯ,
Спасибо Вам за ответ. Он обнадёживает. Телевизор не смотрю с 3октября 1993г. В политике мало кто разбирается, а вот в происходящих событиях ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС - не помешало бы... А иногда - необходимо. И думать! В частности, о том, КОМУ ВЫГОДНО, чтобы Украину рассорить с Россией.
Вы хотите жить в единой и неделимой Украине и в ЕС - имеете на это право! А 7млн. народа Донбасса - не хотят в ЕС, они просчитали, что для них это будет ОЧЕНЬ ПЛОХО, и не хотят в ЕС. И живут, между прочим, как и Вы, на своей, родной земле. Нет у них другой! Они имеют право не хотеть в ЕС? Так чтоже вы на них так злитесь и за что ненавидете? Думать, что эти люди захотят теперь жить в ВАШЕЙ Украине - идиотизм.
Война, судя по всему, долго не закончится (США не для того эту кашу заварили), так что у вас будет достаточно времени подумать, как научиться уж если не любить, так хоть не ненавидеть своих граждан. Помощи Божией!

..." Не помню кто из святых сказал, что если человек сам не захочет себе навредить, то ему и дьявол ничего не сделает ( не говоря уже о США, ЕС, массонах и т.д.)"...
---Согласна, только США, ЕС и масоны - не согласны, поэтому вредят другим, как толко могут.
Катя, Киев20 сентября 2014, 13:26
НН:"ответте ЧЕСТНО на вопрос: Вы согласны с решением вашей нынешней власти, что протоиерей Андрей Ткачев - ПОСОБНИК ТЕРРОРИСТОВ?"
Я лично была на службах у о. Андрея и пособником террористов его не считаю и Вам советую не слишком доверять тому что показывают по ТВ и вообще я в политике не разбираюсь. То что сейчас происходит это результат безбожной жизни, когда 80% населения считают себя верующими а причащается от силы 5%. Не помню кто из святых сказал, что если человек сам не захочет себе навредить, то ему и дьявол ничего не сделает ( не говоря уже о США, ЕС, массонах и т.д.)Но война когда нибуть закончится, а надо уже думать что делать с ненавистью и злобой.
Мариамна, г. Киев20 сентября 2014, 09:25
Батюшка! Простите меня за этот отзыв. Я сама Макаревича никогда не любила (как исполнителя и тем более телеведущего). Но писать о нем священнику такое: "...местный Смердяков гитару бросил и куплеты не поет"! Я даже расстроилась - не из-за Макаревича, - из-за Вас!
Простите ещё раз.
Галина, Донецк19 сентября 2014, 16:42
Спасибо огромное, о.Андрей!!! Вы так красиво и точно выразили словами мои мысли! Спаси Господи Вас и Путина!!!
Василий Н.19 сентября 2014, 13:31
Отец Андрей, я всегда с интересом читал ваши статьи. И, признаться, данная статья стала для мена неожиданностью.
Прошу понять меня правильно. Поверьте, отец Андрей, меня не интересует, что там говорят о Путине на Украине и на Западе. Просто я считаю, что никакие события текущего года, связанные с Украиной, Крымом и т.д. не искупают создания системы, при которой чиновники могут безнаказанно грабить страну, суды решают так, как им скажут сверху, а простой народ держат за скот (теперь вдобавок еще и хотят лишить пенсионных накоплений). Нередко приходится слышать, что это, мол, пережитки 90-х. Не согласен: во-первых, прошло уже почти 15 лет, во-вторых, многие проблемы появились уже в новом тысячелетии.
А теперь нашли козла отпущения в лице пресловутой оппозиции, и уже видно, что начинается охота на ведьм.
Закручивание гаек уже доходит до абсурда (пример: http://www.vedomosti.ru/politics/news/33610271/suverennyj-internet?full#cut).
И мы должны все это поддерживать и верить, что это для нашего блага?
Простите.
НН19 сентября 2014, 12:49
Катя, Киев:

..." а что будет с униатами и с раскольниками я вообще боюсь представить. Просто уже все кому не лень говорят о том "КТО ВИНОВАТ?" может пора вести дискусии о том "ЧТО ДЕЛАТЬ?"

Вопрос, конечно, интересный... Тлоько вот незадача: Вы, Катя , нарисовали себе эту кошмарную картинку мысленно, а народ юго-востока уже живёт так: под бомбёжками, холодные, голодные, униженные... при вашем, между прочем, согласии, и даже не молчаливом. Это не говоря о беженцах (лично знаю Марию из Славянска, которая с двумя детьми 12 и 14 лет прибежала в Россию с ОДНОЙ СУМОЧКОЙ! Это ЧТО надо было пережить и испытать, чтобы решиться на такое?!).
ЧТО ВАМ ДЕЛАТЬ - решает Америка и ЕС, ВЫ и лично Вы. И уже РЕШИЛИ (какие там дискусии!) воевать, убивать своё население, поддерживать существующую власть. Но это значит, что и ответственность за всё сейчас происходящее ПРИДЁТСЯ брать не только власти, но и ВСЕМ, и лично Вам. Ну а коли несогласные из Донбасса дойдут до Киева - решать будут они, а ВАМ только надеяться, что они ВАС бомбить, расстреливать и пытать не будут, а отпустят по-добру - по-здорову в ЕС. (Не волнуйтесь, Януковичу от ополченцев ничего хорошего не светит, хоть его деяния по сравнению с нынешними преступлениями вашей власти - детские проделки). Молитесь! Катя, ответте ЧЕСТНО на вопрос: Вы согласны с решением вашей нынешней власти, что протоиерей Андрей Ткачев - ПОСОБНИК ТЕРРОРИСТОВ? Только честно! Помоги ВАМ Господи. ПРОСТИТЕ!
Елена Киев19 сентября 2014, 12:02
Жестоко,отец Андрей и безжалостно. Да, это правда, но она тогда была нужна,когда Вы ее говорили здесь в Украине, тогда она с любовью. А говорить это россиянам, чтобы они покивали головами и еще раз превознеслись в своем мнение о себе? Есть ли в этом польза? Хотя, не мне судить. Ведь Бог попустил нам это горе , не потому что мы более грешны... Дальше каждый домыслит сам, настолько , насколько он читал Писание. Молиться в слезах и просить Господа пал ниц о прекращении кровопролития , о том, чтобы Господь помиловал нас и в этот раз... Искать пути выхода. И это мы должны найти мужество и смирение в себе сказать: "достойно по делам нашим приемлем". А не вы ,россияне,говорить безжалостно: "сами виноваты". Потому что мир держится любовью , и с плачущими надо плакать...
И о своих грехах помнить, а не в чужих копаться. Но за правду , отец Андрей, Вам поклон. Спаси Вас Бог!
Мария19 сентября 2014, 11:43
"...а раз вы, братья, Тараса выбрали, ничем не довольного и к крови зовущего,...! YES! Вот всегда что-то меня в Шевченко смущало. Недавно поняла, что именно. Он ругал руку, которая ему дала свободу. Не купи Екатерина тот портрет, так и остался бы Тарасик у пана Энгельгарда мальчиком на посылках (кто знает, может душе его от этого польза была бы? - не "Фельдфебеля-царя" критиковал бы, а расписывал бы храмы в своей волости, может, стал бы украинским Рублевым, как знать?) а что теперь? Дети учат его стихи вроде "я не знаю Бога" (цитата из "Заповіта") или "И вражеской злою кровью Волю окропите" (там же) - это же язычество какое-то. Вот и получаем что выпрашиваем - ищем врагов требуем их крови, не задумываясь о том, что и наша кровь прольется. Почему-то при всей своей любви к Пушкину народ русский за ориентир берет поучения святых, (хотя, не помню, чтобы Пушкин призывал к чему-то подобному тому, о чем писал Шевченко - во всяком случае, я не читала)а украинский - кровавые призывы Кобзаря. Какая страна, такие и герои, увы. Может, еще не поздно сменить героев и взять за ориентир Хмельницкого, а не Мазепу? Раннего Сковороду, а не Шевченко?
Margarita Marutyan18 сентября 2014, 21:05
Великолепная, мудрая статья! Низкий Вам поклон, отец Андрей! Храни Вас Господь, Путина и Россию!
Юлия18 сентября 2014, 20:15
Очень точная мысль и изумительный слог. Спаси, Господи, отец Андрей!
Георгий18 сентября 2014, 19:52
Все верно,болезнь под названием прелесть, но это только диагноз украинской нации нужно сказать куда пластырь приложить, чтобы вылечить укронациональное недоразумение. И думаю, нужно четко разделить украинскую нацию и украинский народ обманутый этой нацией. "Все было бы так смешно если бы не было так печально". Бунин.
Катя, Киев18 сентября 2014, 12:46
С тем что Украине не хватает лидера который мог бы взять на себя ответственность за страну я согласна. Что касается всей статьи то воссоздание Российской империи в границах 1913 г.(формат может быть любой) безусловно великая миссия.Но есть вопрос, предположим что т.н. ополченцы (при помощи заблудившихся солдат РФ, сами они не дойдут, это не реально ведь уже в украинской армии сформировалось ядро, а это уже десятки тысяч жертв) дошли до Киева, вернули на трон Януковича и всю честную компанию, Украина вступила в Таможенный союз вместо ЕС... Что тогда нужно сделать со всеми несогласными? (в т.ч. со мной),кто хочет жить в Украине а не в разных народных республиках? ведь с 1991 г. выросло целое поколение? что создать новые ГУЛАГи где их будут перевоспитывать? или лучше сразу привязать мешок с песком и в карьер или шахту как это практиковалось на Донбасе в 90-е во время бандитских разборок? а что будет с униатами и с раскольниками я вообще боюсь представить. Просто уже все кому не лень говорят о том "КТО ВИНОВАТ?" может пора вести дискусии о том "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
Елена18 сентября 2014, 12:13
Большое спасибо вам отец Андрей! Очень метко!
Елена18 сентября 2014, 11:43
Спасибо за статью!Мира всем и любви!
Алена Звонарь18 сентября 2014, 01:52
Замечательная мудрая статья и очень своевременная, много объясняющая верным сравнением гениальных личностей
Sergey Attf18 сентября 2014, 01:32
лучше и не скажешь
Анастасия18 сентября 2014, 01:05
Спасибо за разумномыслие
Наталья17 сентября 2014, 23:21
Да так и есть. Все правильно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×