От плача о даровании детей до идеологии «childfree»

Размышления в день святых Иоакима и Анны

Сегодня Православная Церковь отмечает день памяти святых праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. До глубокой старости они не имели детей, но продолжали молиться и плакать, прося Господа послать им ребенка и тем самым снять «поношение безчадства». Почему же теперь поносят именно многодетных родителей, в норму жизни вошло детоубийство, а ещё одна идеология — childfree — становится всё более популярной? На эти и другие вопросы корреспондента портала Православие.Ru отвечают многодетные священники Олег Булычев и Филипп Ильяшенко, а также матушка Елена Фетисова.

Святые Иоаким и Анна с Марией Святые Иоаким и Анна с Марией

***

«Безумие в наше время стало нормой»

Священник Олег Булычев Священник Олег Булычев
Священник Олег Булычев, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Бетлица (Калужская митрополия):

— Богоотцы Иоаким и Анна — идеальный пример для подражания всем семейным парам. Свое Дитя они вымолили и выстрадали, вложили все свое благочестие, силы и душу в его воспитание. По детям можно судить и об их родителях. Их дочь стала Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов. Поэтому свв. Иоаким и Анна в совершенстве исполнили предназначение каждого родителя — воспитать дитя для Бога, для вечной жизни.

Дети как были благословением Божиим в древности, таким благословением они остаются и в наше время. И не важно, как смотрит на это суетный мир. Ведь союз мужчины и женщины — это Божественное установление. Также «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28) есть Божия заповедь и благословение. Отсюда вывод, что чем больше детей в семье, тем больше Господь этой семье благоволит и о ней заботится. Хотя главное в отношении детей — это не количество, а качество воспитания. Можно иметь много детей, но сделать из них безбожников, людей порочных — тому немало примеров в истории. А Иоаким и Анна угодили Богу, вымолив и воспитав единственную Дочь, Которая стала Заступницей пред Богом за весь род человеческий.

Спасается женщина через деторождение, если этих детей приобщает к нравам христианским

По слову апостола Павла, жена «спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим., 2:15). Рожают многие и даже помногу, но многие ли пребывают в вере? Спасается женщина через деторождение, если этих детей приучает к почитанию Закона Божия и приобщает к нравам христианским. Таковых матерей в наше время совсем немного.

Вырождение такого явления как семья в наше время напрямую связано с отступлением от законов Творца, с забвением Самого Бога. Бог есть учредитель семьи. А значит, во главе семьи, как малой церкви, должен стоять Христос. Если в семье не знают Его, не руководствуются Его заповедями, эта семья неполноценна и не имеет Божьего благословения. Таковой союз мужчины и женщины можно сравнить с домом, построенным на песке (Мф., 7:26), или с сухой веткой. Как показывает действительность, подобные семьи зачастую не выдерживают и первого небольшого испытания. Мы видим, с какой легкостью люди в наше время сходятся и расходятся.

Понятие о ценности крепких брачных узах у большинства людей отсутствует. Мало кто связывает идею семьи с Богом. Отсюда у людей так мало ответственности и серьезности в момент принятия важного решения о создании семьи. А уж истину о том, что брак по природе нерасторжим, и вовсе высмеивают. Как правило, в подобных семьях многодетность презирается и категорически не приемлется. Семьи эти частенько напоминают вертеп разбойников, в котором находит себе прибежище любая гнусность и преступление: детоубийства во чреве, взаимные измены, побои детей и т.п.

Большая часть человечества обольщена демонами. Пожелания плоти превознесены на пьедестал

Если люди не хотят знать Бога, то к ним приходят демоны, которые приносят с собой ложь и всякое обольщение. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что в последние времена человечество увлечется необычайным вещественным развитием. Наше поколение его предсказание может наблюдать воочию. Большая часть человечества обольщена демонами. Пожелания плоти превознесены на пьедестал. На союз мужчины и женщины смотрят только как на источник удовольствия. Поэтому даже дети стали помехой для таких псевдосемей. Во многих странах появляются целые движения и организации, пропагандирующие семейную жизнь без детей.

Оно и понятно. Ведь настоящая семья есть лекарство от эгоизма. Через воспитание детей мы легко обнаруживаем в себе многие душевные язвы. Настоящая семья, как правило, многодетна и требует ежедневного тяжелого самоотверженного труда. Такая семья, семья во Христе, чужда современному миру, она им отвергается как ненормальная.

Смеясь над безумием многодетных пар, мир не замечает, что безумием как раз болен он сам. Диагноз произнес ему в свое время еще пророк Давид: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”« (Пс. 52:2). Над Ноем тоже смеялись как над безумцем, но в итоге житейский плотской прагматизм, прогневавший Бога, погиб в водах потопа. Только сойдя во ад, смеявшиеся над праведником поняли, кто на самом деле был безумен.

Безумие и в наше время стало нормой, к нему постепенно привыкают. Ведь отношение большинства современных людей к абортам, блуду и содомии, с одной стороны, а также к Богу и Его Церкви, с другой, — настоящее безумие по меркам наших предков, живших ещё 150 лет назад. Деградирует не только институт семьи, но и весь мир.

Мир же, для которого истинная норма, т.е. жизнь во Христе, является безумием, долго не продержится. И пока он пропагандирует пространный широкий путь, путь без скорбей и помех, путь доступных и легких удовольствий, путь, ведущий в погибель (Мф., 7:13), задача здравомыслящих людей защитить и сохранить нравственно здоровую семью. Ибо только совестливые отец и мать могут научить ребенка умению жертвовать собой ради ближнего, терпеть скорби, сделают его способным выбрать «узкий путь, ведущий в жизнь» (Мф., 7:14).

***

«Для верующего человека появление ребенка
— это осязаемое действие Бога в его жизни»

Матушка Елена Фетисова, колумнист портала Православие.Ru, многодетная мать:

— С практической точки зрения время многодетных действительно прошло. Мы не монаршие особы, которым нужно много наследников мужского пола, мы не купцы и не крестьяне, которым нужны рабочие руки, помощники по хозяйству и опора в старости. Наши дети теперь не столько помощники, сколько основная «статья расходов». И даже «инвестировать» в детей не слишком-то удается: кто знает, кем еще они в итоге вырастут, чем «отплатят» своим родителям. В общем, это все широко известные аргументы.

Ни одно время не было столь комфортным и изобретательным на новые и новые «гаджеты», облегчающие материнство

Смешным было бы утверждение, что много детей поднять на ноги стало труднее — ни одно время не было столь комфортным и изобретательным на новые и новые «гаджеты», облегчающие материнство. Разве что мы лишены в городах такого блага, как безопасная придомовая территория, на которой дети могли бы резвиться, дышать свежим воздухом, общаться и высвобождать таким образом часть родительского времени. Хотя и этот вопрос во многих городских кварталах уже бывает неплохо решен. Мы не имеем реального повода сказать, что рожать детей в наше время стало труднее — это именно что просто невыгодно.

Остаются умозрительные, идеальные причины. Думаю, большинство современных многодетных семей руководствуется именно «идеальными» мотивами. Такие мотивы были и раньше, а сейчас остались только они. Кстати, я думаю, что число таких «сознательных» многодетных не слишком отличается от того, что было «давеча». Нам привычно сравнивать «наше время» с былым, сетуя, что тогда и трава была зеленее, а люди благочестивее… Все-таки по существу человек не слишком меняется, и немощи его не новы. Ещё Толстой в «Крейцеровой сонате» описывал, как уже в «те времена» в образованной среде появилась мода меньше рожать. Теперь многодетность окончательно перестала быть выгодной, изменился фактор общественного мнения (раньше не родить было делом постыдным, и потому рожали даже те, кого дети не слишком-то сами по себе и интересовали) — и вот изменилась численность семьи, остались многодетными лишь те, для кого важны не только выгода и общественное одобрение.

Часть современных многодетных семей — это семьи религиозные, но есть и те, кто просто любит детей и искренне радуется возможности жить большой и шумной семьей. Когда мы говорим про религиозное обоснование деторождения, у людей со стороны как-то сразу возникает желание пожалеть нас, «бедненьких» за наше «примитивное» богословие. Почему-то многие считают, что многодетность зиждется лишь на повелении Бога Адаму и Еве: «плодитесь и размножайтесь». И всегда находятся те, кто скажет: «Ребята, да мы же тоже не против этой заповеди — просто вы «плодитесь» только количественно, а мы — качественно. У нас в семье есть только один Петенька, зато какой всесторонне развитый мальчик!»

Мы воспринимаем многодетность как проявление веры

Но в том-то и дело, что религиозное сознание вовсе не так узко воспринимает многодетность: надо скорее родить, и чтобы было всех побольше! Для верующего человека появление ребенка — это непосредственное, очень конкретное и осязаемое действие Бога в его жизни, новый поворот, новая задача, новое чудо. Именно поэтому мы воспринимаем многодетность как проявление веры — ведь в этом действительно выражается вера, доверие Богу, готовность принять из его рук новое послушание в надежде на дальнейшую помощь Божию в исполнении этого послушания.

Вот здесь, наверное, можно немного попричитать про «теперича не то, что давеча». Все-таки именно принимать, доверять, отдавать главенство в собственной жизни Кому-то, кроме себя, современный человек умеет хуже своих предков. Предки жили, окруженные смертью. Даже в переписке августейших особ невероятно часты упоминания о безвременных смертях в кругу родственников. Умирали от родов, простуды, кори, пореза на пальце, легкого огнестрельного ранения — от всего того, что теперь в 99% случаев успешно лечится и в захолустной районной больнице. Это смиряло. Иллюзий о том, что ты можешь все-все в своей жизни распланировать на годы вперед, было меньше… Было легче принять вмешательство Промысла в жизнь. Дитя — так дитя. Еще двое? Ну, еще двое. Еще? И слава Богу! Сейчас людям кажется, что у них в руках ключи от всех вариантов счастья, и они вольны построить свой вариант исключительно по собственному проекту….

Доверие как основа чадородия должно быть не только к Богу, но и к спутнику жизни

А еще доверие как основа чадородия должно быть не только к Богу, но и к спутнику жизни. Понятно, что, не доверяя даже Богу, современный человек тем более не может доверить свою жизнь «какому-то там мужу». Кто его, скажут, знает: сегодня муж есть, а завтра к другой уйдет — и что мне делать с пятью детьми? На это можно отвечать долго, но хочется сказать лишь одно. Трудно, наверное, жить с человеком и, простите, делить с ним ложе, считая его в глубине души потенциальным предателем, потенциально чужим. Это грех против любви — и прививка против счастья, какими бы красивыми иллюзиями ни тешила себя та женщина, которая не желает вынуть камень из-за пазухи.

***

«Дети — это награда семейной жизни»

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, отец 9 детей:

— Древние представители израильского народа считали, что спасется тот, кто доживет до прихода Мессии. Но жизнь человека конечна, и древние верили в то, что их жизнь можно продолжить в детях. Люди, не имевшие детей, считались недостойными благодати Божией. Соответственно цель всякого человека в те времена была одна — вступить в брак с целью рождения детей. Но не нужно думать, что цель брака — это рождение детей, потому что дети — это награда семейной жизни.

Надо сказать, что в современном обществе христианское представление о браке фактически отошло в прошлое. В современно мире люди, даже если любят друг друга, не стремятся рано создавать семьи. В лучше случае они считают, что сначала надо найти хорошую работу, получить большую зарплату, объездить весь мир и только потом, когда пришло пресыщение этой жизнью, когда человеку стало скучно и хочется семейного тепла и спокойствия, только тогда они задумываются о детях. В худшем случае люди будут придерживаться идеологии чайлдфри, которая говорит: «зачем тебе обуза, когда ты спокойно и в достатке можешь прожить всю жизнь?» Парадокс заключается в том, что, когда людям предлагают материальную помощь, чтобы они дали жизнь своему ребенку, люди от этой помощи отказываются и просто губят и своих детей и свои души.

Если основная ценность нашей жизни — это деньги, достижение материального и бытового комфорта, то в этом случае дети всегда будут преградой на пути к получению неких удовольствий. В современном мире дети стоят, может быть, и не на последнем, но на весьма удаленном месте в «списке» радостей жизни современного человека. И это удручающий показатель ценностной шкалы нашего общества.

В молодых людях нужно воспитывать принципиально иное отношение к браку

Поэтому, на мой взгляд, в молодых людях нужно воспитывать принципиально иное отношение к браку, к семье, а также к любви как к высшему чувству. Молодым людям нужно учиться любить. А это значит, не ждать счастья для себя, а пытаться его дать другим: мужу, жене, своему ребенку, родителям, тогда счастливыми будут не только родные, но и сам человек.

Подготовила Анна Ерахтина

22 сентября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«1 ребенок — эгоизм, 2 — антагонизм, 3 — начало нормальной семьи» «1 ребенок — эгоизм, 2 — антагонизм, 3 — начало нормальной семьи»
Свящ. Филипп Ильяшенко, отец 9 детей
«1 ребенок — эгоизм, 2 — антагонизм, 3 — начало нормальной семьи» «Один ребенок — эгоизм, два — антагонизм, три — начало нормальной семьи»
Беседа о семье и воспитании детей со священником Филиппом Ильяшенко, отцом 9 детей
Священник Филипп Ильяшенко всегда знал, что если останется один, то станет монахом, а если найдет человека, с которым будет несложно пройти путь длиною в жизнь, создаст крепкую большую семью. Сейчас в семье отца Филиппа 9 детей.
Диктатура бездетных Диктатура бездетных
Дмитрий Соколов-Митрич
Диктатура бездетных Диктатура бездетных
Дмитрий Соколов-Митрич
«Работа прежде всего» — сегодня это почти то же самое, что тридцать лет назад «дело Ленина живет и побеждает». Вся жизнь сосредоточена здесь и сейчас, а семья — это так, хобби, досуг, факультативные занятия по самосовершенствованию типа йоги.
Исайе, ликуй! История с продолжением Исайе, ликуй! История с продолжением
Анна Ромашко
Исайе, ликуй! История с продолжением Исайе, ликуй! История с продолжением
Анна Ромашко
Разрозненные и неверующие, мы все обрели цельность и радость в Православии. Заповедь о том, что «не зайдет солнце во гневе вашем», потребность душ в покаянии и благодати давала каждому из нас силы и терпение чужих немощей. Слава Богу!
Комментарии
Наталия 9 ноября 2019, 22:28
Прочитала статью и стало обидно за людей, которые не могут иметь детей по медицинским причинам (предугадывая осуждающие комментарии, хочу отметить, ранее абортов не было), а таких много среди так называемых Вами "чайдфри". Просто для многих людей сочувствие в глазах окружающих вызывает такую душевную боль, что им проще говорить о себе как о "чайлдфри". Лучше уж пусть осуждают моралисты. А понятие "чайлфри" в социальном контексте - это временное молодежное течение, членами которого молодые люди перестают быть, когда встречают свою вторую половинку. У меня много знакомых, но я вживую ни разу не видела человека, который бы относил бы себя к чайдфри. Уважаемые авторы, смотрите глубже.
Мария24 декабря 2015, 01:02
Это в большей степени о тех, кто имеет или "готовится иметь" не одного ребенка. Как показывает окружающая практика, сейчас часто жена готова к этому, а не муж. И первых очень жаль.

Но для тех, о ком первая часть названия статьи, ничего не нашла. Только подтверждение, что наличие ребенка - это дар и посещение. А отсутствие? Нам многие священники говорили, что к нему нельзя относиться как к наказанию, что это тоже посещение, особое промышление.
Можно ли попросить статей и для таких как мы?
Как относиться к годам тщетных усилий, как не потерять веру, глядя на бессмысленность своих действий, как не завидовать в глубине сердца (а не внешне) появлению второго/третьего у всех друзей, как перестать задаваться вопросом "почему"? Даже возможность принятия чужого ребенка не отменяет все эти вопросы, если чувствуешь себя ущербным.
О чем молить: до последнего надеяться как святые праведные Иоаким и Анна или перестать требовать своей воли и просить умерщвления сердца, утолщения корки, чтобы не мечтать, чтобы не завидовать, чтобы не рвать душу каждый день? Где искать силы, если всегда повторяющиеся слова на сердце уже не действуют?
Как с этим жить, если не хочешь убивать и замораживать в эко, если не можешь найти согласия в семье, если стояние на своем отталкивает обе стороны, если должен и семью сохранить, и мужа слушаться, и вере не изменять, и причем одновременно.
Вот на такие вопросы нет статей для тех кто в "плаче о детях". Это "сложно" и "зависит от обстоятельств". Простите за эгоизм.
Марианна Пронина16 апреля 2015, 15:11
Всегда ходили всей семьей на ночную службу, и с одним ребенком, и с двумя и с тремя теперь уже. С двухмесячной дочкой ходили. Никогда даже сомнений не было, чтобы сделать что-то по-другому. И дети счастливы! Поспят в храме где-нибудь в уголочке от крестного хода до Причастия. А дома разговление, подарки, а потом -спать все вместе.
Людмила 8 марта 2015, 17:06
Только одна сторона проблемы исследована в этой статье. Нежелание иметь много детей и вообще иметь детей. Очень часто читая рассказы многодетных матерей, мне видится в них некое возвеличивание, гордыня. Вот и сейчас, матушка Елена говорит о появлении ребенка как о действии Бога в ее жизни, о внимании Бога к ее семье, об истинности веры, плодом которой и является ребенок, о ребенке как о послушании. А ведь есть миллионы женщин, которые, как и св.Анна, молят Господа о ребенке. И для них много детей - мечта.И поверьте,матушка Елена, такое послушание может быть гораздо тяжелее, чем забота о пяти детках.А женщины, которые болеют, и даже выйти замуж для них - неисполнимая мечта, потому что больных замуж не берут. Что уж говорить, о детях. Каждая из таких считает, что женщина, имеющая здоровье, возможность жить без боли, да и еще много детей - где в этом тяжесть, где послушание?Одна награда.
Наталья Комарова14 декабря 2014, 15:02
Все люди по-разному живут. По мегаполисным меркам не все существуют. У многих зарплата мизер, спасение огород, печка с дровами и колодец. Сама так живу. Правда, детей шесть. Но это потому,что когда беременела,просто жалко было деток,вот и родила и воспитала уже троих. Но это трудно. Советовать всем быть многодетными не могу. Материально это очень трудно.
Андрей27 сентября 2014, 14:59
Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его и это все (жены, мужья, дети, внуки, квартиры, зарплаты, карьеры, президентские кресла и автомобили) - приложатся вам... Все просто ))) Спасибо за поддержку...
Т.24 сентября 2014, 13:18
матушка Елена конечно права, но забывает об одном факторе- женщина включена в экономический процесс, чего никогда раньше не было. Я бы хотела второго ребенка, но попробуйте совместить его с ипотекой, няней (ребенок часто болеет), да еще и безобразными садиками в которые не хочется водить и водим в частный.
Основное конечно квартирный вопрос и болезни ребенка.

Да и возраст уже у меня под 40.
А так конечно очень жалко, что ребенок у нас один, просит сестричку :))) увы. Муж один не тянет нашу кормежку с ипотекой. Может не за того замуж вышла конечно, может и мудры те девы, которые смотрят на кошелек, хоть наше общество их и осуждает, а я сейчас вот думаю- а за что? Ну хочет человек заниматься своими детьми, а не передавать государству в виде садика или няням с частными садами, что тут плохого...
Елена24 сентября 2014, 01:49
Да.... Могу сказать уверенно - если женщина ХОЧЕТ родить ребёнка, ей ничто не помешает - ни муж какой-никакой, ни то, что жить негде, ни то, что она даже может умереть. Просто не хотят менять благополучно сложившиеся обстоятельства. А я скажу, что у меня два раза было в жизни счастье, когда врач сказал, что будет второй ребёнок, и ещё. когда я вела их зимним утром в детский сад, а они цеплялись за мои руки своими синичкиными пальчиками. И за всё Слава Богу!
Нина23 сентября 2014, 13:34
Елена Фетисова, спасибо, что так искренне написали. Редакторам спасибо, что спросили у такой умной многодетной матери. Ведь только женщина порой может понять женщин. Правильно сказала про доверие к мужу. В этом причина многих, которые боятся или не хотят рожать. И про недоверие к Богу, как первопричина, тоже правда. Мало, мало, ничтожно мало. А еще заедает суета и желание быть как все. Тут мебель, там дом, здесь платье красивое... Отдохнуть сьездить. Да. Нищие мы духом.
Григорий23 сентября 2014, 07:45
Во времена Иисуса Христа в Римской империи тоже наблюдался кризис семьи, разврат достиг невероятных размеров. Вспомните хотя бы историю с Нероном. Но всё же победило христианство. Так было задумано Богом, ведь Он неведомым для нас образом творит историю, будущее принадлежит только Ему и никому более. Поэтому нужно держаться Его Слова, Его Завета о любви, милосердии и сострадании, воспитывать в своих сердцах эти качества, без которых невозможно обрести Царствия Небесного. В каких бы мы не находились условиях, нам нужно быть с Богом и жизнью, и поступками, и в молитвах, верить и доверять Ему, что бы ни происходило.
Р.Б Ольга22 сентября 2014, 13:52
Полностью согласна с авторами статьи.
Также могу согласиться с N-a, в плане того, что дети учатся лишь на примере родителей.
И насчет распространенного предрассудка - единственный ребенок в семье-не обязательно должен быть эгоистом, и уж тем более материалистом!
Все зависит от воспитания родителей(личный пример), и от того, как ребенок воспринимает воспитание(если воспринимает).
Так что вот так вот!
:)
Хорошего всем дня!
N-a22 сентября 2014, 11:20
хочется добавить, что учить любить детей и семью нужно на своем собственном примере.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×