Этим летом, 19 июня, митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию (Якобсу) исполнилось 90 лет. Дата впечатляющая: владыка Корнилий, старейший из митрополитов Русской Православной Церкви, не находится на покое, а продолжает управлять вверенной ему Церковью, сохраняя в ней мир и согласие, несмотря на серьезные вызовы извне. Вся жизнь митрополита была посвящена служению Христу и Его Церкви. На этом пути всегда есть трудности и беды – владыка Корнилий познакомился с ними с детства.
Недавно таллинский режиссер Олег Беседин снял фильм «Дорога к Богу», рассказывающий о жизни митрополита Корнилия. Мы беседуем с Олегом Александровичем как о фильме, так и – по большей части – о его главном герое.
90-летняя молодость
– Олег, чем именно владыка Корнилий так привлек твое внимание, светского вообще-то режиссера?
– Ну, «светский» – это не обязательно «советский» или «атеистический». Этот фильм я начал снимать еще три года назад. Сначала мы хотели рассказать историю митрополита Корнилия, просто записывая его интервью. Записали много: получилось больше 20 часов интервью с владыкой. Рассказывая о своей жизни, митрополит рассказал и об истории Православия в Прибалтике, обо всех архиереях, с которыми он был знаком, служил с ними вместе, о довоенной и военной жизни в Эстонии, о советском периоде, о тех гонениях, которые были в хрущевское время, о своем заключении в лагере, о том, как он попал туда из Вологды, о преследованиях христиан, об издевательствах над ними, о возрождении церковной жизни и многом другом.
И когда владыке Корнилию исполнилось 90 лет, мы посчитали, что будет совершенно справедливым, если мы сделаем полноценный фильм о самом старшем в Русской Православной Церкви митрополите, который возглавляет Эстонскую Церковь. Владыка Корнилий – это человек удивительной судьбы, человек, который всю свою жизнь был с Богом. С младенчества он воспитывался в Православии – его родители уделяли этому, пожалуй, главное внимание. Владыка Корнилий обладает прекрасным чувством юмора: беседуя с ним, понимаешь, что молодость он ничуть не утратил в свои девяносто. Интересно получается: человеку 90 лет, а он молодой. Хотя молодой по-особому все-таки: его слово метко и веско, он столько пережил, что иначе и быть не может.
«Нормальные христианские чудеса»
– Владыка Корнилий рассказывал о своем детстве в Эстонии?
– Да, конечно. Еще мальчиком Вячеслав Якобс (мирское имя владыки) с отцом Михаилом Ридигером, батюшкой будущего Патриарха Алексия II, ходил по концентрационным лагерям, находившимся в Эстонии, и помогал нашим военнопленным. Отец Михаил Ридигер исповедовал, причащал русских солдат, всячески помогал им. Вообще о том, как православные священники в Эстонии спасали пленных русских солдат, можно сделать отдельный фильм.
Таких случаев – я бы назвал их «нормальными чудесами, естественными для христианства», – в жизни владыки Корнилия много.
На Александро-Невском кладбище был храм, в один из дней 1944 года там шла служба, там же находился и отец Вячеслав, будущий митрополит. Неожиданно ему передали, что ему необходимо срочно пойти к такому-то человеку – нужно было, кажется, исповедовать больного прихожанина. Отец Вячеслав быстро собрался и пошел к больному, и через несколько минут Таллин подвергся бомбардировке, в которой кладбищенский храм был разрушен, и все находившиеся там люди погибли. А только священников там было 14 человек… Потом на пепелище церкви была найдена икона святого благоверного князя Александра Невского, абсолютно не пострадавшая, – отец Вячеслав сохранил ее, сейчас она находится в таллинской Казанской церкви. Таких случаев – я бы назвал их «нормальными чудесами, естественными для христианства», – в жизни владыки Корнилия много, и они свидетельствуют, на мой взгляд, о благом Промысле Божием – не только в жизни владыки, но и в возглавляемой им сейчас Эстонской Церкви.
«У них Православие в крови»
– С 1951 по 1957 год отец Вячеслав Якобс служил в Вологодской епархии. Служение в северных российских пределах закончилось для него новым испытанием – заключением. Об этом в фильме тоже рассказывается?
– Судьба владыки складывалась так, что он служил и здесь, в Эстонии, потом, в 1950-х годах, переехал служить в Вологду – с этим городом у него связаны, пожалуй, одни из самых ярких и добрых воспоминаний. Он много рассказывал о том, какие замечательные люди там жили, он называл Православие органичным для северных русских людей. Рассказывал и о том, как ему приходилось пешком ходить по деревням и селам Вологодчины, совершать требы, иногда и тайно крестить, об их гостеприимстве и истовости в христианстве.
Судьба была к нему довольно жестокой: за веру он попал в заключение. Причем сначала ему дали максимум по «его» статье: 15 лет. Но адвокатам удалось сократить срок заключения до 10 лет, а потом, в результате изменений в советском государстве и смягчения гонений на христиан, он вышел на свободу через три года. Выйдя из лагеря, он вернулся в Таллин.
«Компенсация» не по адресу
– В фильме дочь владыки рассказывает о забавном эпизоде: отец Вячеслав подал телеграмму о своем приезде, и на вокзале встречать его собрался узкий круг людей. Оказалось, что в одном с ним поезде ехал и какой-то крупный советский чин – того встречали с цветами и оркестром на перроне. Священник выходит из вагона – за плечами лагерь, следствие – и слышит торжественную музыку, приветствия радостной толпы, видит цветы, плакаты. Невесело смеясь, посчитали это своеобразной «компенсацией» от советской власти за «некоторые бытовые неудобства» в жизни и уехали поскорее домой.
Спокойное эстонское чудо
– Недавно в Таллине был построен новый православный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Почему именно такое посвящение?
Антиквар сказал, что у него есть нечто интересное, и показал… спасенную из храма подворья Пюхтицкого монастыря икону Божией Матери «Скоропослушница».
– Во время хрущевских гонений в Таллине был разрушен дивный храм подворья Пюхтицкого монастыря. И тут было еще одно «естественное чудо»: отец Вячеслав, зайдя просто так, из интереса, в антикварную лавку в Тарту, разговорился с продавцом-эстонцем. Тот ему сказал, что у него есть что-то, что, может быть, заинтересует священника, и показал ему спасенную из этого храма икону Божией Матери «Скоропослушница». Священник обомлел. Взяв символическую цену за икону, эстонец тщательно упаковал ее, чтобы все думали, что это картина, и отдал отцу Вячеславу. Долгое время икона хранилась дома в семье Якобсов; опасаясь очередных гонений, ее тщательно скрывали. Но раз в неделю перед иконой проходили частные молебны, на которых были только близкие друзья и родственники. С этой иконой связано и возведение в таллинском районе Ласнамяэ нового храма – владыка передал ее в этот храм, освященный в прошлом году Святейшим Патриархом Кириллом. А сам храм и построен в честь иконы Богородицы «Скоропослушница» – десятки тысяч православных со всей Эстонии приходят, приезжают сюда.
Верность
Эстонские власти обещали митрополиту многое, если он возглавит отделенную от Москвы церковь, но владыка Корнилий остался верен Московскому Патриархату.
– О заслугах митрополита Корнилия можно говорить долго, но, во-первых, это действительно займет много времени, а во-вторых, он сам очень не любит, когда звучат такие хвалебные речи.
– Тем не менее, и тут уж пусть владыка потерпит, нужно сказать, что одной из самых главных его заслуг можно смело назвать его верность Русской Православной Церкви. Несмотря на все эти политические, экономические изменения, приведшие к распаду большой страны, он остался верен матери-Церкви, Московскому Патриархату. Когда пришла бумага из Москвы, что епископ Корнилий становится митрополитом, то к владыке немедленно пришли из правительства Эстонии с предложением возглавить Эстонскую Православную Церковь, но не подчиняющуюся Москве. То есть ту, что сегодня подчиняется Константинопольскому Патриархату. В этом случае обещали всякое содействие: и материальную поддержку от государства, и передачу в собственность всех храмов (сейчас Православная Церковь их арендует), естественно, и моральную поддержку от правительства, что очень существенно в такой стране, как Эстония. Знающий эстонские традиции, владеющий эстонским языком, пользующийся доверием, влиянием и уважением в обществе, митрополит Корнилий остался верен Московскому Патриархату. Избежав того страшного раскола, который произошел на Украине после «перестройки» и после неугодных Филарету Денисенко выборов Патриарха Московского и всея Руси. А владыка не побоялся неизбежных трудностей – материальных и психологических – и сохранил лучшие традиции Русской Церкви в Эстонии. Эти традиции, кстати, как замечают многие приезжающие из России, были бы очень полезны, если бы на них обращали больше внимания и в самой России. Митрополит, повторюсь, очень скромный человек, непритязательный. Ну, например, он живет не в каких-нибудь там архиерейских хоромах-резиденциях, а в двухкомнатной квартире в Ласнамяэ. Кстати, райончик этот в Таллине особым почетом не пользуется – что-то вроде Бирюлево в Москве.
«Недостойный митрополит»
– Еще пример. Не могу сказать, что фильм наш – мировой шедевр, да и делался-то он по просьбе владыки скромным, но, тем не менее, когда закончилась его премьера, митрополит обратился к зрителям: «Братья и сестры, имейте в виду: я этого фильма недостоин!» Дал просто понять, что все достижения, заслуги и т.п. – это вопрос твоего доверия Богу, даже тогда, когда на тебя обрушиваются страдания и испытания. А таких испытаний у него было много – будь то в личной жизни, будь то в церковной. Ну, и вот – когда митрополит говорит о своем недостоинстве, ничуть не «смиренничая» при этом, говорит честно, глядя тебе в глаза, то получается даже такая проповедь, к которой невозможно не прислушаться, и хочется ей следовать, вот и всё.
Русский язык владыки просто завораживает: настоящий русский язык, который, увы, забыт многими за годы советской власти и нынешнего разброда
– А тяжело было снимать фильм?
– Скорее, монтировать. Мы хотели сначала вообще сделать только беседу, монолог владыки – его русский язык просто завораживает: настоящий русский язык, который, увы, забыт многими за годы советской власти и нынешнего разброда. Но все-таки решили сделать фильм более подвижным: современный зритель очень сильно и быстро утомляется, когда видит одного человека, пусть и интересно рассказывающего, пусть и снятого несколькими камерами, в разных ракурсах. Так что мы сделали закадровый голос, попросили поучаствовать в фильме младшую дочь владыки (старшая умерла, и это было одним из самых тяжких испытаний), его школьного друга – рассказать о нем. А школьный друг очень помогал владыке: он слал ему в лагерь посылки, причем такие, которые были самыми нужными там, – он сам сидел, поэтому прекрасно знал, что требуется в заключении в первую очередь.
Каждому времени – свой подвиг
– Работа над фильмом была для тебя привычной, или же ты открыл что-то новое, важное?
– Знакомясь с жизнью нашего митрополита, ты просто понимаешь, через что люди проходят, чтобы сохранить верность Христу. Понимаешь, что наша жизнь – это скопище соблазнов, так называемых «благ» всевозможных, и требуется способность к самоотречению, чтобы устоять перед ними. Заодно задумаешься: что сложнее – пойти за веру в тюрьму, в лагерь или же выстоять перед соблазнами сегодня, в век совершенно религиозного культа комфорта и консюмеризма. Мне кажется, что соблазны становятся более опасными, чем даже тюрьма. Там всё было четко и ясно: ты знаешь и видишь, где враг, где горе, где радость, где измена, где верность. Здесь же всё, по-моему, хитрее: с одной стороны, действительно нужно заботиться о материальном достатке, с другой же стороны, не возводить его в культ, прикрываясь благовидными измышлениями. Но, ближе познакомившись с жизнью митрополита Корнилия, все-таки приходишь к выводу: для каждого времени свойственны свои соблазны, все они из одного, очень мутного, источника, точнее – тихого омута. И победить эти соблазны в одиночку человек не может – только опираясь на руку Христа.
Часто диву даешься: как это митрополит Корнилий шутит, улыбается, иногда и иронизирует? Наверное, просто потому, что за руку Христа он держится крепко. Надеюсь, в своем фильме мы смогли об этом рассказать.