Святыни в плену

Фото: Анна Исакова / ИЗВЕСТИЯ Фото: Анна Исакова / ИЗВЕСТИЯ
    

«Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его...
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества».

А. С. Пушкин

Каждый народ имеет свои святыни, которые являются некими опорами, позволяющими ему сохранить свою индивидуальность, не терять связь с ушедшими поколениями, заботиться о своей исторической и культурной памяти. Происхождение святынь обусловливается религиозной природой самого человека, неважно даже насколько религиозно сознание конкретно того или иного человека (в этом-то и безумие падшего мира – отсутствие согласия, даже вражда, между природой человека и его сознанием). Наличие святынь в жизни народов как раз и доказывает религиозную природу человека, его душевную деятельность, которая не может не опираться на те или иные идеалы или святыни. В святынях отображаются самые важные проявления исторической жизнедеятельности того или иного народа, или даже конкретного человека.

В святынях отображаются самые важные проявления исторической жизнедеятельности того или иного народа

Наш мир сотворен Истиной, поэтому святыни необходимо различать на истинные и ложные. В собственном смысле слова, святыни должны иметь происхождение от истинно Святого, и тогда в нашем почитании их мы не обманемся. Хоть и замусолено в нашем обществе слово «святой», и применяют его люди часто не к месту, но истинная святость возможна только там, где дышит Дух Святой, Утешитель, сошедший в мир освятить всякого истинно верующего в Иисуса Христа. Ибо Он есть источник святости. Плоды деятельности Духа Святого – это святые. Русская Православная Церковь жива и свята, ибо явила миру свою святость через многих своих чад, просиявших святым подвигом веры. Она имеет Духа Святого. А значит и святыни ее, напитанные благодатью Духа, достойны поклонения.

По предметам почитания можно судить о степени духовно-нравственного совершенства или деградации того или иного человеческого общества

Конечно, свои святыни, если можно называть так то, чего не касался Святой Дух, есть и у народов, не ведающих Истины. Они возымели нужду в своих кумирах в силу той же религиозности природы человека. Но запросы этой природы оказались достаточно примитивными, поэтому эти народы оказались не способны принять Премудрость Божию. Отсюда, по предметам почитания можно судить о степени духовно-нравственного совершенства или деградации того или иного человеческого общества.

Испокон века и до наших дней люди не перестают творить себе кумиров и идолов. Этим занимаются даже, казалось бы, совершенно безрелигиозные люди. Ведь природу не обманешь, она нуждается в почитании Творца своего. Только предлагают ей люди вместо Бога суррогаты нижайшего качества. Своими идолами (коими можно считать артистов, певцов, спортсменов, политических деятелей и их мавзолеи, различные страсти, даже детей и женщин, и все атрибуты, происходящие от этих объектов преклонения) они отгораживаются от Неба. Ведь идолопоклонство ни к чему не обязывает, а почитание Истинного Бога требует изменения всей прежней жизни до самоотречения, непростого духовного труда. Знали бы несчастные нигилисты, что их нигилизм по природе тоже религиозен, свидетельствовавший, правда, лишь об их духовно-нравственной деградации.

Чтобы не впустую прожить земную жизнь и избежать в будущем Страшного Суда собственной совести, человек должен выбрать главное и единственно верное. К этому выбору он должен подойти со всей ответственностью и тщательностью, не растрачивая впустую жизненные энергии и не отвлекаясь на предлагаемые суетным миром подделки и миражи. И могут помочь ему сделать верный выбор святыни вочеловечившейся Истины – Иисуса Христа. Святыни, которые помогают человеку поддерживать связь со своим Творцом, не забывать о Нем.

Церковь Христова есть сокровищница святынь Божиих, она сияет их небесной красотой. Счастлив тот человек, который получает от Бога доступ к ним. Всякий православный христианин должен знать, что истинная церковная жизнь зиждется на самой главной святыне, великом даре Божием, на Жертве Христовой, Коей являются Его Тело и Кровь, преподаваемые верным на каждой Литургии. Без этой святыни не было бы и Самой Церкви, и у наших предков не было бы стимула возводить многие великолепные храмы.

А Священное Писание, которое является Божественным Откровением для всего человечества, раскрывающим ему тайны Промысла Божия о мире, тайны Царствия Божия!? Читая Евангелие, человек, по слову святителя Тихона Задонского, ходит по райскому саду и беседует с Самим Господом. Люди, покидающие этот мир, и так и не вкусившие сладости этой евангельской беседы, не пожелавшие открыть для себя эту святую книгу, самые несчастные люди на свете, впустую прожившие свою земную жизнь.

Имена Божии, наши святые молитвы, удивительные церковные песнопения, Божественные службы и церковные Таинства, мощи и раки святых, храмы и монастыри, писания святых Отцов – богата святынями Церковь Христова! Эти духовные богатства только лишний раз доказывают непосредственное участие Промысла Божия в истории человечества, свидетельствуют о неизреченной любви Божией к людям: «…вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф, 28: 20).

Русский православный человек всегда любил свои святыни. Наши благоверные князья и святители из разных стран привозили на Русь святыни, среди которых мощи святых и чудотворные иконы. У наших православных предков была ярко выраженная любовь к духовной красоте. Какие удивительные по красоте храмы они возводили, как заботливо и благоговейно они их украшали! Подтверждением этому служит то великое наследство, которое мы от них получили. Все-таки было, за что называть Русь Святой.

После многих лет владычества в нашем Отечестве князя мира сего, когда власти пытались уничтожить все, что могло напомнить о Боге, когда уничтожались храмы и монастыри, некрополи, погосты и мощи святых, в России сохранилось еще немало от удивительного духовного наследия наших предков. Но еще больше было безвозвратно погублено. Хотя и сохранившееся позволяет представить масштаб духовного величия прежней России, от которого потом большинство русских людей отреклось, поменяв даже имя своей Родины, из русских обратившись в советских.

Советская власть в те времена совершенно не думала об иностранных туристах будущего, которые почему-то чаще всего предпочитают посещать в России неуничтоженные безбожниками храмы и монастыри старой России. Они, восхищаясь духовной красотой ушедшей Руси, еще больше начинают презирать эстетический выбор советского общества. Да что говорить об иностранцах, когда во многих районах Центральной России молодым поколениям нечего показать из духовного и культурного наследия прошлого! Присутствуют только памятники советской эпохи, поэтому молодежь нередко делает вывод, что история их малой родины ведет начало от появления в их местах советской власти. Знали бы эти молодые люди, что когда-то их родные места славились своими храмами, коих было не один десяток, и от которых со временем не оставили камня на камне.

Удивительно, как при той целеустремленной адской ненависти ко всему Божьему, силы зла выдохлись, не смогли справиться с поставленной задачей – уничтожить всякое присутствие Русской Церкви перед глазами советских людей! Воистину, сбылись слова Христовы: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф, 16: 18).

Многие святыни Православия продолжают оставаться в плену у безбожия и нецерковности, где подвергаются глумлению и оскорблениям

Извлекло ли современное российское общество какие-нибудь уроки из событий недавнего прошлого? Действительно, небольшая часть народа русского обратилась к своим истокам, смягчила свои сердца для Бога. Отношение же подавляющего большинства остального народа к наследию предков оставляет желать лучшего. Многие люди не знают своих святынь, не почитают их, равнодушны к их судьбе. Мало того, многие святыни Православия продолжают оставаться в плену у безбожия и нецерковности, где подвергаются глумлению и оскорблениям.

Московский Кремль – сердце России, хранилище многих древних святынь, любезных сердцу каждого настоящего русского человека. Без преувеличения можно сказать, что Кремль есть самый главный памятник русской истории, ведь именно в Кремле эта история творилась. Мало найдется людей, которые бы не считали своим долгом посетить Московский Кремль, поэтому он является, наверное, самым посещаемым местом в России.

Но после посещения святынь Кремля, его святых соборов, душа переживает не только чувства радости и утешения. К сожалению, после увиденного в соборах Кремля, в душе также остается осадок горечи, досады и разочарования. Напрашивается вывод, что только православные христиане умеют правильно относиться к святыням, да и, вообще, воспринимать святыни как, именно, святыни, требующие к себе благоговейного отношения. Святыни Кремля выставлены, в буквальном смысле, на позор! Они являются объектом беззастенчивого зрелища, предметом потребительского отношения и наживы, в соборы запускают людей, которых и близко к храмам нельзя подпускать по причине их порочного образа жизни. И все это возможно потому, что святыни находятся в чужих руках, не Церковь-Мать заботится о своем достоянии, не она хозяйка своих святынь.

Успенский собор Московского Кремля Успенский собор Московского Кремля
    

Зайдя вместе с обычной экскурсией в Успенский собор, что можно увидеть и почувствовать? Неприятно становится уже от того, что среди всех посетителей, переступивших порог собора, ты один совершаешь крестное знамение с поклонами, при этом еще обращаешь на себя удивленное внимание остальных – как будто это не Дом Божий! Для них, наверное, это, действительно, не Дом Божий. Поэтому и ведут себя многие в соборе слишком вольно, особенно иностранцы (с нескольких мужчин приходится чуть ли не сдергивать их головные уборы). Они громко шумят, разговаривают, размахивают руками, сидя нога за ногу на лавочках посередине собора, прямо напротив рак с мощами святителей, истинных хозяев собора. Жаль, что никто не видит слез святителей, скорбящих о безумии этих людей. Некоторые иностранцы в шортах и майках, им можно, ведь они приносят доход в кассу, да и, вообще, они иностранцы – им все можно. Их встречают на входе с ободряющей улыбкой женщины-вахтеры, которые сами своим внешним видом наносят досаду православному человеку. Они в штанах, без платков, сидя, равнодушно взирают на происходящее. А вот, вышел полуголый человек из алтаря, позвал другого сотрудника. Тот, не снимая шляпы, вошел в алтарь южной боковой дверью, изнутри послышалось скверное бранное слово.

И все это происходит в Успенском Патриаршем соборе, занимающем особое место в истории Русской Церкви. Этот собор называли первопрестольным, в него свозили древние чтимые святыни со всей Руси. Здесь находилась дорогая для каждого православного святыня России – Владимирская икона Божией Матери. С этим собором связаны величайшие события церковной и общественной жизни Русского государства. Здесь венчались на царство наши цари, здесь избирали первосвятителей – митрополитов, а затем и Патриархов всея Руси. Успенский собор имеет значение национального масштаба. И вот такое поругание каждый день, пошлое и глумливое отношение! Это то же самое, как если бы надругались над флагом и гербом России. Куда смотрит наше государство?

Как посмотрят на человека, который пришел на кладбище полуголым, если он при этом еще и сквернословит, смеется, нарушает всякие приличия?

А ничего, что Успенский собор – это еще и усыпальница великих святителей, многие из которых прославлены Церковью в лике святых?! В такие места приходят только поклониться и помолиться, а не удовлетворить свое любопытство, да еще и в оскорбительной форме! Как посмотрят на человека, который пришел на кладбище полуголым, если он при этом еще и сквернословит, шумит, смеется, нарушает всякие приличия?

При посещении Архангельского собора сразу обращает на себя внимание холодность и неуютность интерьера, какая-то мертвость, как будто у собора отняли душу. Приходится объяснять это тем, что собор используется не по назначению. Он, прежде всего, музей, молитвы и церковные песнопения в нем нечастое явление. Но где как не в нем должны совершаться ежедневно заупокойные богослужения! Ведь этот собор – усыпальница десятков самых известных представителей истории России, творцов ее, великих князей и царей. Лежат и ждут наших молитв в этом храме собиратели русских земель, основатели Русского государства, унижаемые и оскорбляемые ежедневно толпами туристов.

А иностранцы не церемонятся с любезными сердцу нашему гробами. Они весело что-то обсуждают, смеются и тычут пальцами в гробницы. А государственные мужи лежат и ждут защиты от своих русских потомков. Дождутся ли? Или придется вспомнить красноречивые слова Тараса Шевченко: «Великих предков поганые внуки!» Ведь вероломно было попрано последнее желание этих предков – лежать под ежедневным молитвенным покровом в специально предназначенном для этого храме.

И такая же тоска возникает при посещении других соборов Кремля, храма Василия Блаженного, где опять приходится требовать от мужчин, чтобы они снимали в храме головные уборы, многих других храмов России, заброшенных и бесприютных. Что уж говорить о том, что богослужебные сосуды, которых не должна касаться рука мирянина, напрестольные Евангелия и кресты, облачения и прочая церковная утварь, некогда отнятые у Церкви, так и не были возвращены ей. Они тоже теперь просто экспонаты, услаждающие взор людей, далеких от понимания их духовной ценности.

Православные люди будут всегда благодарны ученым-историкам, археологам, искусствоведам, антропологам, сотрудникам Музеев Кремля за спасение святынь, за их труд по сохранению наследия наших предков. Но этого недостаточно, ведь святыни имеют свое назначение – участвовать в спасении душ людей, стимулировать их духовную жизнь, воспитывать в них высокие чувства. Святыни же эти лишены такой возможности, так как к ним относятся как к явлениям материальной культуры. Оно и понятно, ведь даже академик с плотским мудрованием «не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор, 2: 14).

Отсюда святыни часто остаются недоступны для поклонения, богослужения в соборах совершаются редко (благодать совершенной Литургии быстро выстывает после посещения собора неблагоговейной толпой туристов). Святыни наши являются частью туриндустрии, коммерческого проекта. Поэтому и неудивительно, что в соборах Кремля так холодно душе, отсутствует молитвенный уют, который обычен для действующих намоленных храмов.

Многие наши святыни являются частью туриндустрии. Такой ли судьбы хотели для них, бережно собранных и переданных нам в наследство, наши православные предки?

Такой ли судьбы хотели для своих святынь, бережно собранных и переданных нам в наследство, наши православные предки, среди которых были многие известные и великие люди, цари, великие князья и святители? Что бы они сказали сейчас нашему современному обществу, будь такая возможность? А они сказали бы вот что: «Мы строили храмы, собирали святыни, делали вклады и пожертвования ради величия нашей Матери – Русской Православной Церкви, это все ее достояние! Как вы дерзнули положить руку на собственность церковную и распоряжаться ею по своему усмотрению, не умея при этом обращаться со святынями! Верните церковное Церкви, чтобы не постиг вас гнев Божий как кощунников и хищников!»

По тому, как люди относятся к своим святыням можно судить о духовно-нравственном здоровье народа. У здорового человека святыня вызывает чувство благоговения и трепет, желание прославить Бога. Такие люди не боятся исповедовать Господа своего, ведут себя по отношению к святыне искренне и по-детски непосредственно. «Будьте как дети» (Мф, 18: 3), – призывает Иисус Христос. А почитание святынь Божиих как раз и воспитывает в душе человека самые лучшие детские качества, которые так любезны Господу. «Душа бывает светла и радостна, когда работает Господу Богу своему в веселии сердца своего, с надеждою и упованием на милость и благость Божию» (преп. Георгий Затворник). Но много ли в России таких, здоровых душою, людей?

Не постигнет ли нас печальная судьба тех народов, которые пренебрегали своим священным достоянием, вместо благоговения и почитания проявляя к нему бесчувствие и холодное равнодушие, доходящие до прямого оскорбления. Подобные явления рождаются от забвения Бога. Вспомним ветхозаветных иудеев, также иудеев – современников Иисуса Христа, вспомним и гибель Российской империи в 1917 году.

«Не давайте святыни псам» (Мф, 7: 6), – так говорит Господь про неприемлемое отношение к Божиему достоянию. Да не послужат эти слова Его приговором нашему обществу! Ведь все еще можно исправить. Православные, освободите свои святыни из плена и верните достойное для них применение!

Священник Олег Булычев

3 октября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Не бросайте святыню птицам! Не бросайте святыню птицам!
Диак. Павел Сержантов
Не бросайте святыню птицам! Не бросайте святыню птицам!
Диакон Павел Сержантов
На крыше лежат просфорки. Точь-в-точь такие, как у нас в храме на службах. Твердые уже, будто каменные. Сильно плесенью подернулись. Вот в чем дело!
Оптинские старцы о святынях Оптинские старцы о святынях Оптинские старцы о святынях Почитание святынь
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Преподобный Амвросий учил ограждать себя крестным знамением как можно чаще, предупреждая, что иначе люди легко делаются «игралищем» врага нашего спасения.
Не может ли почитание святынь увести от Бога в идолопоклонство? Не может ли почитание святынь увести от Бога в идолопоклонство?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Прочитал Ваш ответ по поводу протестантизма. Несомненно, М. Лютер отверг множество очевидных истин Писания. Но, все-таки, стоит ли такое внимание уделять святыням, какое существует в Православной Церкви? Не может ли увести это от Бога в идолопоклонство?
Комментарии
григорий 3 мая 2015, 11:08
спасибо Вам, батюшка, за эту статью. Увы, есть такая проблема.
и сам вспоминаю, как когда-то неприятно поразили меня иностранные туристы в Петропавловском соборе одноимённой крепости на Неве. Весёлые, громко говорящие, смеющиеся... Возле саркофагов Петра Великого, Екатерины Великой, других наших императоров и императриц... Не знают они... и не понимают. Зато через несколько лет порадовался, когда повезло попасть на утреннюю службу в этом соборе. Бесплатно, как верующий русский человек, а не как турист. Так что хоть какие то подвижки, но уже есть. И Смольный собор, эту жемчужину русского барокко, наконец-то вернули Церкви.
Но вот Архангельский Собор, другие храмы Московского Кремля...
Я помню как сам проходил по истёртым ступеням Василия Блаженного. Толкучка, вавилонский гомон голосов... Ничего духовного, тонкого не ощутить. В отличие от того же, скажем, Казанского Собора...
Господи, спаси и сохрани Россию!
Мария 6 февраля 2015, 00:30
Проблема с иностранцами в нас самих, в нашем незнании. Этим летом была в Угличе с теплоходом, круиз был с иностранцами. В Углич пришли вечером 11 июля, под праздник, экскурсия по кремлю, собор- передан церкви, служба. И вот девушка гид, чуть помоложе меня, пытается нас завести в храм, а там всеношное, служат литию. Духовенство стоит в притворе. И наши гиды растерялись, что делать. Они даже не знали что за служба, что за праздник, почему священники вышли к входным дверям храма. Я тихонько сказала нашей сопровождающей, что это праздничная служба и через сколько примерно минут можно будет тихонько зайти в храм. Мы вошли вмести с бельгийской группой с нашего теплохода, какие же у них были лица, когда они увидели Наш храм и услышали живое богослужение!!!
Но ведь им некому было рассказать, о том что там происходит, да и само расписание экскурсии разве нельзя было скорректировать, пусть и с учётом жёсткого графика теплоходного рейса. О каком благоговейном отношении к святыням можно говорить, коль сами не знаем и не хотим знать.
А ещё претензии к иностранцам предъявляем, как мы их принимаем так они себя и ведут, а если бы им всё правильно рассказали да объяснили при входе в храм и головные уборы бы сняли и плечи голые прикрыли, они очень на самом деле воспитанные люди. Этим летом убедилась.
Василий Н.20 января 2015, 20:47
Анна, поддерживаю.
м. Людмила 7 октября 2014, 01:24
Инне - В больших церковных календарях есть все контакты различных отделов по разным направлениям Московской патриархии. Можно звонить, писать на эл. почту, на обычные адреса. Писать можно в произвольном виде, от себя, так как думаешь и чувствуешь. Главное писать и напоминать об этой беде нашей Церкви.
м. Людмила 7 октября 2014, 01:17
Анне - Анна, Вы статью не поняли. Причем здесь отдали или не отдали.Если бы не стали отдавать, то может быть и России уже и не было бы. Невежество и необразованность не освобождают от ответственности. Машина собьет любого, кто пошел на красный свет, знает он правила ДД или не знает. А неблагоговейное отношение к святыне , пренебрежение к ней - это человек идет на красный свет.
Видите ли их благодать коснулась, она коснулась и того, что в алтаре матюкался? Либеральный у Вас подход к проблеме, готовы перед западом расстелиться, все свои святыни попрать, лишь бы быть для иностранцев угодными и приятными. Из-за этой мягкотелости всю Россию чуть не продали.Такое попустительство никого не научит правильно вести себя в храме или почитать святыни.
У мусульман и буддистов нам стоит научиться как свои святыни отстаивать.
Мария 5 октября 2014, 18:12
А есть ли какие - нибудь петиции за передачу святынь РПЦ?
Александр Калашников 5 октября 2014, 02:58
Пока все храмы не вернутся Церкви нашей - пока Господу не вернут его земное Жилище, пока не уберутся все памятники приспешникам диавола - пока не низвергнем всех идолов, пока не уберется кладбище с главной Площади Страны - пока не перестанем мы кощунствовать над прахом усопших, пока не уберется с этой же главной Площади сатанинское капище - быть нам в грязи и поругании у всего мира.
Анна 5 октября 2014, 00:35
Во-первых, значительное число храмов, в которых раньше находились музеи уже были возвращены или возвращают Церкви.
Во-вторых, в некоторых храмах, которые сейчас являются музеями, по субботам и воскресениям проводятся службы.
В-третьих, дорогие братья и сестры, давайте не будем забывать, что многие наши святыни ввиду их древности нуждаются в особом хранении (соблюдение температурного режима и проч.)

И вы не задумывались о том, что, быть может, те люди, которые пришли в храм "в пляжном виде" - вообще в первый раз в него пришли? Придти в храм во время службы они могли бы и не решиться, а здесь, на этом святом месте благодать в первый раз коснулась их сердца. Да, нам всем очень повезло родиться в России и быть православными, но Церковь Христова открыта для всех, вне зависимости от национальности. Будем же милосердными к тем, кто ещё не познал Единого Истинного Бога и будем молиться об обращении их, а не раздражаться. Как можно требовать от ребёнка решения задач для высшей школы? Как можно требовать от людей, которые, возможно, ничего не знают о православии, соблюдения всех наших благочестивых правил? И не чудо ли, что Господь привёл их к Себе? К тому же, братья и сестры, многое зависит и от нас..."О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою"(Иоан. гл. 13, ст. 35).
Татьяна Михайлова 4 октября 2014, 21:44
Спасибо за то, что глаза раскрыли и заставили задуматься.
Юлия Ковалёва 4 октября 2014, 14:49
Спаси Вас Господь, дорогой отец Олег! Вы выразили то, что тревожит меня уже несколько лет. Я сталкивалась с таким безобразием и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, и в нашем Кремле, а недавно вот в Новодевичьем монастыре. Я москвичка в шестом поколении, православная христианка, прежде всего. Но я не могу войти в свой родной православный храм, а католики, протестанты, буддисты и прочие народы могут. В Лавре прекрасная Литургия в Трапезном храме, на стенах которого написано: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея!". Начинается Причастие, и тут врывается эта толпа тех, кого многие из нас, русских, считают намного выше по развитию, и начинается... Никто их не останавливает. Они тыкают своими пальцами везде, рвутся подняться на амвон и чуть ли не в Алтарь! Стоишь и молишься, потому что сердце трепещет перед чудным Ликом, а они смотрят, как на недоразвитое существо. Пусть смотрят. "С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!". Но всё равно как больно и тягостно от этого. Меня не пустили в мой родной храм Новодевичьего монастыря, где крестили мою маму. Будем молиться, не взирая на них. Прости, Господи, нас!
Trololo 4 октября 2014, 11:24
Спасибо за статью,взволновала , обидно за наши святыни.
Александр Калашников 4 октября 2014, 01:54
Очень больно.

Прости нас,Господи...

Алевтина Викторовна 3 октября 2014, 23:27
Андрей:" Помолимся, пожалуйста, за возвращение церкви её святынь."
Вот и ответ на вопрос - что делать? Молиться с дерзновением, как только духу хватает! По реакции эападной Европы и США можно судить, что в России просыпаются православные. Очень уж они окрысились на Россию. Помоги нам Господи!
Екатерина 3 октября 2014, 22:46
Когда-то давно была в Италии с туристической поездкой. В программе поездки было посещение собора Святого Петра в Риме. Перед этой экскурсией нас строго предупредили о необходимости правильно одеться - никакого пляжного вида не должно быть ни у мужчин, ни у женщин. И это касается всех посетителей такой великой святыни. Почему же мы не можем требовать такого же уважения к своим святыням от иностранцев? Особенно поражает крайнее неуважение к православным храмам в туристических центрах Москвы и Петербурга. Летом часто бываю в Питере. Когда прихожу на службу в Александро-Невскую Лавру или в Никольский морской собор просто диву даюсь, насколько бесцеремонно ведут себя туристы, заходя прямо во время службы и перемещаясь между прихожанами. Если мы сами себя не будем уважать, то никто нас уважать не будет.
инна 3 октября 2014, 19:32

Может письма писать дружно нужно?Кто знает,подскажите с чего начать.
миша 3 октября 2014, 19:31
Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся!
Елена, Петербург 3 октября 2014, 15:10
Отец Олег, СПАСИБО за статью! С ИМЕНИНАМИ! Православные, давайте что-то делать. Просто так музей не отдаст такой лакомый кусок в руки Матери- Церкви. Пример тому - Исаакиевский собор, на котором крупными буквами написано: ХРАМ МОЙ ХРАМОМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ. И это с православным губернатором Полтавченко. А рака АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО - В ЭРМИТАЖЕ! Мощи в Лавре, накрыты мощевиком-собранием великих святых со всего мира как крышкой. В Эрмитаже видела своими глазами крест с частицами мощей - подписаны на латинском - чьих! При этом экспонат не был подписан - на вопрос служительницы покивали головами - да, дескать, мы уже сказали руководству, что нет надписи, уже давно нет. То есть руководство музея даже не следит за подписью такого экспоната - и не отдаёт церкви.
Елена, Петербург 3 октября 2014, 15:05
Православные! Давайте что-то делать!!! Наш президент решил восстановить монастыри и церковь Кремля, ПУСТЬ ПЕРЕДАЧА СОБОРОВ МОСКОВСКОГО КРЕМСЯ - МАТЕРИ ЦЕРКВИ БУДЕТ ПЕРВЫМ ШАГОМ! 25 мая, в день памяти Священномученника Емогена, еду в Успенский собор...точнее, музей Успенского собора,метро, кассы, входной билет. Иду и с ужасом думаю - можно ли будет приложиться? цветы - можно будет куда-то поставить? много ли цветов от благодарных потомков у Ермогена - смертью и воззванием сохранившему нам страну? Прихожу - УЖАС. Да, памятник ему теперь стоит. Но святитель - по-прежнему в заточении, решётка закрыта. Доступа нет. У раки -один большой букет, видимо, от предстоятеля нашей церкви (патриарх служит в дни памяти святых рано-рано, перед приходом толп туристов). Накрашенные с непокрытыми головами смотрительницы в штанах не понимают, где находятся...Туристы тоже. Вот, один! мужчина все-таки перекрестился. Слава Богу - я не видела это зимой - туристы видимо шапок не снимают!!! Плакать хочется!!! Господь утешил - подошла женщина в длинной юбке, пропели (я - со слезами) тропарь великому молитвеннику о земле русской в день его святой памяти. Вазы в алтаре. Алтарь закрыт на сигнализацию.
Галина 3 октября 2014, 13:28
В январе приезжали в Москву из Уфы с паломнической поездкой поклонится Дарам Волхвов, затем проехали на Красную площадь, хотели пройти в Храм Василия Блаженного, бесплатно не пустили, после ходатайства нашего руководителя разрешили только пройти к мощам бл. Василия Блаженного, и быстренько выпроводили нашу группу. Да налицо коммерческий интерес, такое впечатление, что все эти Храмы выкуплены и на них зарабатывают деньги.
Денис 3 октября 2014, 12:10
Отличная статья, похожее чуство возмущения испытал посетив в Санкт-Петербурге Петропавловскую крепость. Какие-то хамовитые европейцы постоянно громко смеются, ходят как по восточному базару, усыпальницы для них как пеньки в лесу - еще не много и посидеть отдохнуть расположаться. Отвратительно!!! Я думаю, что РПЦ просто обязана на государственном уровне поставить вопрос о передаче храмов и запрете подобного использования. Это не кабак, не музей и не потеха для дегенератов. Самовосхваление европы и представление себя как образца культуры, воспитания и вкуса ничего не стоят уже лет триста. Нельзя позволять делать из России и Православия такую же нравственную помойку, как это произошло с Европой и Америкой.
Маргарита 3 октября 2014, 11:43
была в Кремле в августе. Хотелось рыдать именно от тех чувств, что описал батющка. Спасибо за статью. Хочется что-то сделать, чтобы вернуть Кремль церкви - но что?
Андрей 3 октября 2014, 11:12
Жуть! Даже не подозревал! Читал статью, и вспоминал Ветхий Завет, Иерусалимский храм. Вот как раз закончил читать 1-ю Маккавейскую - евреи всегда старались освободить и очистить свой храм. Это же очень важно! Пытается ли у нас кто-то это сделать? Помолимся, пожалуйста, за возвращение церкви её святынь.
Татьяна 3 октября 2014, 10:35
Спасибо, отец Олег! Как замечательно Вы пишете!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×