21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме в честь этого праздника в Горловке. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Мы привыкли к тому, что с самого раннего детства у нас день сменяется ночью, а ночь сменяется утром и днём. И нам себе трудно представить, что было бы, если бы вдруг ночь наступила, а утра бы не было. Когда наступает ночь, какой бы она ни была тёмной, мы всегда знаем, что пройдёт совсем немного времени, и наступит утро, и снова будет день.
Есть на земле такие места, такие широты, где ночь длится не одни сутки. Но эти условия люди называют экстремальными, ненормальными. И если бы нам вдруг кто-то сказал, что нам придётся жить всё время ночью, во тьме — конечно, мы бы жили, потому что жить надо. Но, наверное, никто бы из нас этому не обрадовался, потому что все мы любим, когда наступает утро и встаёт солнце.
Те, кому приходилось проводить ночь на природе, знают, как перед рассветом бывает темно и холодно, и с какой радостью человек видит, что горизонт начинает сереть, а потом вдруг появляется солнце, и всё вокруг расцветает, становится тепло.
Человек создан был Богом для того, чтобы пребывать в радости, тепле и свете. Человек жил в раю. Первые люди, Адам и Ева, кроме того, что они были в прекрасном месте и ничего не боялись, им ничего не угрожало, имели ещё и радость общения с Богом. Бог к ним приходил, они могли быть с Ним, когда они захотят, и это общение наполняло их жизнь. Они были счастливы. Отпав от Бога, они вдруг поняли, что жизнь без Бога — это совсем не то же самое, что жизнь с Ним. Они ощутили это вполне на своих плечах, на своём опыте.
Есть вещи, которые невозможно понять, пока их не переживёшь. Когда у нас был мир, мы его не ценили — точнее, думали, что так и должно быть. Мы праздновали 9 Мая, ещё со школьных лет говорили, что мир — это самое главное, но мы не понимали, что такое мир, потому что он у нас был всегда, с самого рождения, и никто у нас его не забирал. Сегодня, когда мира нет, мы понимаем, какими мы были счастливыми тогда, когда он у нас был.
У нас не было всё хорошо, были проблемы, были трудности, были разные недостатки нашей жизни — и личные, и общественные. Но было самое главное: люди друг друга не убивали. Сегодня, когда этого нет, мы снова хотим, чтобы оно было. Мы молимся: Господи, пошли нам мир, а мы уже дальше как-то будем и строиться, и окна вставлять, и жить нормально научимся — лишь бы мир был, лишь бы войны не было.
Представьте, как люди ждали, чтобы в мир пришёл Спаситель. До грехопадения они не знали, как это — жить без Бога. А когда они Бога потеряли, когда их из Рая выгнали, когда они увидели, что вокруг не всё так просто — и бури бывают, и животные дикие есть, и вражда между людьми появилась, и прочие «прелести» жизни без Бога, из-за которых люди теряют ориентиры и смысл жизни — им очень хотелось, чтобы кто-нибудь смог вернуть всё обратно.
У них было такое обещание, Господь им сказал, что наступит время, когда от жены родится Тот, Кто вернёт всё обратно — «Семя Жены сотрёт главу змия». И вся история Ветхого Завета с его пророками, Законом, необычными событиями — это история того, как люди ждали исполнения этого обещания, как они ждали рассвета, как ждали появления солнца, как они ждали того, что вновь будет тепло. И предвестником этого рассвета стало рождение Девы Марии. Пока Её не было, не было и возможности Боговоплощения. Нужно было, чтобы на земле появился человек, который так мог себя Богу доверить, такое смирение имел, такую любовь, чтобы от этого человека в мир мог прийти Сын Божий. И таким человеком стала Пресвятая Дева Мария.
О том, как Она родилась, как Она пришла в мир, рассказывает Предание церковное. Есть удивительная история о Её родителях, праведных Иоакиме и Анне, которые непонятно за что получили тяжелейшее испытание в своей жизни.
Не будучи грешниками, людьми, которые совершали какое-то беззаконие или неправду, они вдруг вынуждены были испытать то, что не каждый человек сможет выдержать. Их начали унижать их родные и близкие, их соплеменники, те, с кем они жили на одной земле, их братья. Им начали говорить: «Вы недостойны жить среди нас». Было даже такое, что они принесли положенную жертву в храм, а священник её не принял, посчитав, что они — какой-то «низший сорт», не те люди, от которых можно принять жертву в храм.
Обидно им было? Ещё и как. Конечно, больно было и душе, и сердцу. Больно оттого, что люди подозревают их в каких-то тайных тяжких грехах, а они ведь перед Богом не согрешили, жили праведно, по всем Его законам. И они сами себя спрашивали и Богу молились: «Господи, ну почему так? Ведь мы же не хуже других людей. Но Ты нам попускаешь для чего-то, чтобы мы это переживали».
Это был не ропот на Бога. Это была просьба, молитва к Нему. Они продолжали жить по заповедям Господним и делать то, что нужно было делать. Но им трудно было понять, почему Бог это допустил. Нам сегодня, когда мы об этой истории вспоминаем, понятно, почему.
Всему своё время. В молодости люди бывают не такими мудрыми, как в старости, чего-то не понимают. Когда молодые люди, жених и невеста, только поженились, на следующий день после свадьбы они ссорятся. Потому что они ещё имеют свои представления о жизни, друг друга любить по-настоящему не умеют. Влюбиться каждый может, а любовь — это готовность себя приносить в жертву. Умеет ли в двадцать лет человек себя в жертву принести ради другого? В очень редких и исключительных случаях. А в основном человек рассуждает: «Ты мне должен, а не я тебе». Из-за этого люди ссорятся. Поженились, и потом через неделю развелись. Почему? Не сошлись характерами. Вот так мы и живём.
И даже люди, которые это всё понимают, — проходят годы прежде, чем они научатся уступать, смиряться, терпеть, прощать и жалеть друг друга, друг друга понимать и друг другу помогать. Не так часто встретишь семью, где всё это есть с самого начала. Зачастую это приобретается через какие-то годы совместной жизни, через терпение, через молитву, через смирение и любовь. А дети — это кость от кости и плоть от плоти своих родителей. Всё, что нам в наших детях не нравится, — это наши собственные черты характера, которые не с неба взялись, а появились от нас.
Ребёнок ещё младенец, а его уже спрашивают: «На кого ты больше похож — на маму или на папу? Носик у тебя папин, глазки мамины». Но ведь не только «носик и глазки». А характер чей? А привычки чьи? А чьи наклонности? И мамины, и папины, а ещё и своё — то, что рождается от воспитания или от недостатка воспитания.
И вот на земле должна была появиться Пресвятая Дева. Господь Иоакима и Анну провёл через тяжелейшее испытание, научив их и смирению, и любви, и терпению. И когда Дева от них появилась, Она была уже похожа на своих родителей в чём-то, Она уже имела черты их характера. Мы сегодня это можем понять. А в то время Иоакиму и Анне было тяжелее. Но они всё это вынесли, всё это вытерпели. И в благодарность, в награду за их терпение Господь послал им такое дитя. И когда мы празднуем Рождество Матери Божией, мы воспеваем: «И чтим святых Твоих родителей», потому что их подвиг — это подвиг для того, чтобы на земле появилась Дева Мария, чтобы Она пришла в мир, и от Неё родился Сын Божий.
Мы тоже очень многого хотим в своей жизни. Хотим, чтобы у нас был мир, чтобы у нас было всё хорошо, чтобы нас никто не обижал, чтобы семья наша была счастлива, чтобы дети наши были добрыми. Но только хотеть — это неправильно. Мы должны ещё что-то для этого делать и отдавать. И начинать нужно всегда в первую очередь с самого себя.
Ведь мы зачастую ждём, что кто-то для нас сделает что-то в этой жизни. Дети говорят родителям: «Вот, вы не дали мне того, не сделали этого, не помогли в этом». Чаще всего даже речь идёт о вещах материальных. Родители предъявляют претензии к детям: «Вот, ты меня не слушаешься», или: «Ты обо мне не заботишься», или: «Ты мне редко звонишь или приезжаешь». Муж предъявляет претензии к жене. Ему не нравится, как она ухаживает за домом, за семьёй, следит за бытом. Жена предъявляет претензии к мужу и говорит ему: «Ты мало денег зарабатываешь», или: «Не на той работе работаешь», или: «Не так о семье заботишься».
И если посмотришь на род человеческий — у всех сплошные претензии друг к другу. У начальников — к подчинённым, у подчинённых — к начальникам. И апостол говорил христианам: «Поэтому у вас и распри, что вы только друг у друга что-то хотите требовать». А у христиан должно быть наоборот. Любое движение вперёд, любое исправление начинается с самого себя. Ты не с другого требуй — с себя потребуй. На себя посмотри. Задай себе вопрос: «Я всё так делаю? Я всё делаю правильно?»
Если бы сегодня те люди, которые враждуют друг с другом и готовы друг друга убивать, не обвиняли друг друга, а спросили каждый себя: «Я всё делаю правильно? Я никаких ошибок не сделал?» — наверное, они бы остановились. Потому что это единственный путь к миру. Это единственный путь к примирению и взаимной любви — осознание своих собственных ошибок и своих собственных недостатков.
А если идти по пути взаимного обвинения друг друга и поиска недостатков в другом, мы никуда не придём — распри будут продолжаться вечно, без конца. И не только между людьми чужими, но даже и между родными — между братьями. Никогда никто не слышал, как братья между собой ссорятся и друг с другом не разговаривают? Как родные сёстры друг к другу не приезжают? Как родители с детьми не общаются?
Мы сегодня удивляемся, что война идёт. А отчего мы не удивляемся, что в доме престарелых старики находятся? Что, в доме детей места не нашлось для своих родителей, что они в доме престарелых оказались? Это что, грех меньший войны — когда дети своих родителей в дом престарелых отдают, когда им некогда за ними ухаживать? От мамы или от папы воняет, и он не хочет, чтобы они в доме находились. А аборты делают? Это не убийство, это не война, когда мама думает или о карьере, или о деньгах, или о том, чтобы ей на новый мобильный телефон денег хватило, идёт и своё дитя убивает? Это не грех? Это не убийство, это не война? Но мы же к этому спокойно относились. Дома престарелых — на здоровье. Аборты — сколько угодно. Жить не по закону Божию — тоже ничего страшного, у нас свои есть законы, которые мы сами себе придумали.
Чем это заканчивается — мы видим. Страшными страданиями. И страдают в первую очередь самые слабые. Те, кто посильнее — выживают. Поэтому мы должны с вами помнить, что в жизни любой путь к добру, к миру, счастью начинается с самого себя, со своей собственной жизни, со своего сердца, со своей души, с вопроса к себе: «Я всё правильно делаю? Я правильно поступаю?» В первую очередь — по отношению к своим родным и близким. К семье, братьям, сёстрам, родителям, бабушкам, дедушкам, дядям, тётям. К своим друзьям, крёстным, сослуживцам, соседям. А потом этот круг можно расширять и дальше.
Можно было бы нас понять, если бы у нас не было того света, который мы имеем. Но у нас есть закон Божий. И Дева Мария родилась. И Сын Божий от Неё родился, и на Кресте пострадал, и воскрес из мертвых. Чего же нам не хватает? Почему мы продолжаем находиться во тьме, как будто бы не было рассвета? Потому что сами не хотим в своей жизни ничего менять. И при этом готовы менять всё в жизни другого человека. Другим советы даём, подсказываем, что они неправильно делают, осуждаем людей за их недостатки, за их ошибки, себя считаем лучше. Но ведь от этого ничего не меняется. Меняется только тогда, когда сам в себе начнёшь менять.
А давайте попробуем хотя бы раз что-то в себе изменить в лучшую сторону, для того чтобы жить не по своей воле, а по заповедям Божиим. И мы узнаем, что это не так просто, что это трудно. И когда мы поймём, что мы сами в себе без помощи Божией ничего изменить не можем, у нас отпадёт желание начать других воспитывать, говорить: «Давайте, вы меняйтесь, а я буду таким, каким я хочу быть». Мы начнём Богу молиться: «Господи, помоги мне!» Не так-то просто изменить в себе что-то. Мы начнём смотреть: а как святые в себе что-то меняли? Как они святыми стали? У нас появится необходимость в чтении святых отцов. У нас появится необходимость в исповеди, в причастии, в молитве, в помощи духовной, которую мы получаем через это. И жизнь наша тоже будет становиться духовной.
Дай Бог, чтобы, празднуя Рождество Пресвятой Богородицы, мы понимали, что Она родилась в мир для того, чтобы пришёл Спаситель, чтобы в нашей жизни что-то поменялось, чтобы мы не жили во тьме, чтобы мы согрелись в лучах Его Света. Но произойдёт это только в том случае, если мы начнём что-то менять в своей собственной жизни, сами потрудимся для этого. А Она будет нам в этом помогать и будет о нас молиться, как и молится Она в сегодняшний день. Дай Бог, чтобы мы об этом не забывали. И тогда не будет среди нас распрей, войн и нестроений, и мы будем жить в мире и любви. Пусть Матерь Божия всем нам в этом поможет.
С праздником вас поздравляю! С Рождеством Пресвятой Богородицы!
Что-то я теряюсь... Братья и сестры, помолитесь обо мне... Фотиния