Зачем использовать мультимедийные средства на уроках ОПК? Почему недостаточно простого рассказа? Как сделать эти уроки более живыми и интересными? Своим опытом делится протоиерей Владимир Янгичер, настоятель храма Рождества Христова села Иудино Сергиево-Посадского района Московской области, преподаватель Московской православной духовной академии и курсов повышения квалификации для учителей «Основ православной культуры», автор комплекта учебно-методических материалов для уроков ОПК «Мультимедийный конструктор».
АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОБРАЗЫ
Я вспоминаю свой первый урок по православной культуре, который провел около 25 лет назад: мое первое занятие потерпело полное фиаско, я ушел с урока с красными щеками и ушами. Старшеклассники начали смеяться через десять минут после начала урока, всячески показывали, что им неинтересно. А мне казалось, что я представлял великую русскую культуру, и меня задело за живое, что я не могу адекватно донести ее до молодежи, как будто они марсиане какие-то — хотя, конечно, кое в чем они марсиане! Со временем я понял, что им надо показывать изображения, образы, и постепенно начал использовать мультимедийные средства. Это на самом деле очень простые технологии, ими давно уже пользуются — компьютер (или ноутбук) и проектор (или большой экран). Для сопровождения уроков я создаю слайд-презентации в программе PowerPoint.
Православную культуру необходимо преподавать только с активным использованием изображений, иначе не получится наглядно ее показать. Ведь русская культура очень образная. Она берет свое начало в Византии, но за века развития на нашей земле она сильно изменилась.
Сейчас в России не найти тех простых форм, которые
присутствуют в византийских храмах — у нас церкви
многоглавые, куда более пышные. Византийская мозаика
примерно одинакова на протяжении веков, а вот, например,
иконопись на Руси поразительно разная — вспомним
северное, московское, киевское письмо.
Кроме того, когда ты просто говоришь слова, они могут
запутать. Словами можно почти ко всему найти
контраргументы, практически такие же убедительные. Но
когда ты используешь образы, то показать, что черное, а
что белое, становится проще. И пока еще наши дети
откликаются на это.
ВЫБИРАЙТЕ СЛАЙДЫ
Между слайд-показом и видео есть большая разница, хотя формально речь идет об одном и том же экране. Психологи выявили, что только около 20 процентов видеоряда осмысливается, усваивается в сознании. Видеоформат отнимает у нас важные впечатления, и я бы рекомендовал вместо него использовать слайды. Слайд – это культура всматривания, вслушивания, вдумывания — то, чего зачастую лишает нас массовая культура, ее мелькание и клиповое сознание, но в чем мы по-прежнему испытываем потребность.
ПУСТЬ НА УРОКАХ ЗВУЧИТ МУЗЫКА!
Стоит ставить музыку, которая раскрывает душу к восприятию красоты — это может быть классическая или народная музыка. Что касается церковной музыки, то ее лучше использовать очень ограниченно и с оговоркой. Дело в том, что естественное место для церковной музыки, как и иконы, — в храме. А часто ставить церковное пение, которое предназначено для звучания в храме, вне храма будет не совсем правильно. У меня есть урок о Рождестве, где я говорю и о Святой земле — он идет под музыку Генделя, Моцарта или Рахманинова. Зачастую все это выстраивается интуитивно. Вот я, к примеру, готовлюпрезентацию и начинаю думать над темой, которая мне кажется близкой и интересной. Перед глазами появляются образы, которые вызывают последующую логику — ведь у образов есть своя несловесная логика. И образы, и музыка — это фон. И только очень редко на уроках мы прослушиваем церковные песнопения полностью — например, «Плач Адама» на лекции про церковное пение. И параллельно на экране идет их текст.
ПОПРОБУЙТЕ СДЕЛАТЬ ФОТОФИЛЬМ
Фотофильм — это картинки, «сплавленные»
с музыкой и текстом. Такой фильм может сделать каждый.
Берутся изображения природы, шедевров мировой
художественной культуры и духовные образы. Например, когда
мы говорим о Рождестве Христовом, тут уместно показать
кадры Вифлеема — изнутри и снаружи храма, кадры
Вифлеемской пещерки, а также картины русских и зарубежных
художников на эту тему (с комментариями), и конечно, иконы
и мозаики. Как фон должна идти музыка, а на экране —
титры, причем желательно двойные, русские и славянские.
Когда читается Евангелие, текст более-менее понятен, но к
тропарям, стихирам и величаниям нужен сопровождающий
текст.
У меня есть фотофильм «Страсти по Матфею» на
музыку митрополита Илариона (Алфеева). Там вставлены
небольшие, в несколько секунд, видеофрагменты, но это
именно фотофильм на основе фресок, мозаик, икон, видов
Святой земли. Все изображения анимированные — не с
мультипликацией, а с движениями, масштабированием,
панорамированием, с наложением. И каждый из фрагментов
имеет смысловую нагрузку — например, стихира о
Тайной вечере, поход Иуды к фарисеям или плач Матери над
могилой Сына. На экране наряду с образами даны слова из
Евангелия и церковных песнопений.
Медленно чередующиеся кадры фотофильма обеспечивают все
уровни восприятия, и ребенку легче погрузиться в тему,
которую проходим на уроке, она для него становится намного
более близкой и понятной.
ДОПОЛНЯЙТЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТАКТИЛЬНЫМ
Если есть возможность, для лучшего усвоения информации зрительное и слуховое восприятие хорошо бы дополнить тактильным. На урок о Святой Троице, например, я приношу кусочек Мамврийского дуба, который мне подарили во время паломничества, и пускаю по классу потрогать его. Я также показываю детям фотографию этого древнейшего дуба, икону Святой Троицы, на которой дерево присутствует.