Не так давно мне довелось побывать в Чехии – в Праге и других городах страны. В старой советской песне поется: «Любимая Прага, красавица Прага, тебя золотою недаром зовут». Действительно, Прага – удивительно красивый город. Старинные средневековые башни, костёлы, дворцы, мосты, парки создают неповторимое очарование этому городу.
Центр Праги кишел народом. Но если на улицах, площадях, людей было не счесть, то в католических костелах молящихся было крайне мало – всего по десятку-полтора человек. Это вполне объяснимо: по данным статистики, около 60% граждан Чехии не относят себя к какой-либо религии и церкви; остальные – в основном католики и протестанты. Некоторые комментаторы, объясняя такое безбожие чехов, ссылаются на 40 с лишним лет социализма, которые, мол, вытравили из чехов религиозный дух. Но почему тогда соседи чехов поляки, несмотря на столько же лет социализма, продолжают в большинстве своем оставаться ревностными католиками? Очевидно, дело тут в особом менталитете чешского народа, которому католицизм в средние века был навязан силой.
И тут есть один важный аспект: если в костелах молящихся было считанные единицы, то в православном храме Кирилла и Мефодия на Рессловой улице, недалеко от набережной реки Влтавы, прихожан было много.
Несколько слов об истории этого храма. Его тоже запросто можно принять за костел – лишь православный крест над ним говорит о том, что здесь ведутся православные службы. Дело в том, что в начале XVIII века храм и строился как католический костел. Однако службы в нем велись лишь около 50 лет. Затем церковь закрылась, и в ней квартировали различные учреждения, никакого отношения к служению Богу не имевшие. Лишь в 1934 году, после долгих мытарств, храм был передан Чешской Православной Церкви.
Поистине трагическая судьба ожидала храм Кирилла и Мефодия в годы немецко-фашистской оккупации Чехословакии. Напомню, осенью 1938 года по преступному Мюнхенскому соглашению между Англией и Францией с одной стороны и фашистскими Германией и Италией с другой Чехословакия потеряла Судетскую область, которая была присоединена к Германии. А уже в марте 1939 года Гитлер занял и всю Чехословакию, превратив оставшиеся чешские земли в «Протекторат Богемии и Моравии», полностью зависимый от Германии.
Конечно, в Чехословакии, как и в других оккупированных Германией странах, было движение сопротивления, однако довольно слабое. На чешских заводах (а Чехословакия, точнее – ее чешская часть, до войны имела развитую промышленность) чешскими рабочими производились орудия, автомобили, танки и другое оружие, которое потом поступало и на Западный, и на Восточный фронт. Недовольные руководители союзных держав пригрозили чехословацкому эмигрантскому правительству в Лондоне, что, если сопротивление останется таким слабым, после победы над Германией на Чехословакию могут быть наложены санкции как на пособника гитлеровцев. Получив такое предупреждение, чтобы активизировать чешское сопротивление, эмигрантское правительство Эдуарда Бенеша в сотрудничестве с британской разведкой решило организовать теракт против одного из высших гитлеровских сановников.
Выбор пал на Рейнхарда Гейдриха – «протектора Богемии и Моравии» и по совместительству шефа Имперского управления безопасности. Для выполнения акции с прилетевшего из Англии самолета были сброшены два парашютиста – чех и словак. 27 мая 1942 года им удалось тяжело ранить Гейдриха, через неделю он умер.
Патриоты укрылись именно в церкви Кирилла и Мефодия. Однако предатель указал немецким властям их местонахождение.
Исполнители акции возмездия укрылись именно в церкви Кирилла и Мефодия. Однако предатель указал немецким властям их местонахождение. Отряд вооруженных до зубов гитлеровцев окружил храм. В неравном бою герои погибли, укрывавший их священник был расстрелян, а Чехословацкую Православную Церковь оккупанты объявили вне закона. Лишь после победы над гитлеровской Германией она смогла возобновить свою деятельность.
Во всей этой истории знаменателен тот факт, что ни один римско-католический или протестантский священник не захотел помочь бойцам сопротивления, лишь священники немногочисленной в ту пору в Чехословакии Православной Церкви показали себя настоящими патриотами.
Если говорить о Православии в Чехии и Словакии в целом, то оно пришло на территорию тогдашнего Великоморавского княжества еще в 863 году трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Однако после смерти Солунских братьев инициатива перешла к сторонникам латинского обряда. Долгие столетия Православие если и находило приверженцев, то лишь в восточной Словакии. И только с развитием национального самосознания чехов в XIX веке у них, как у славянского народа, вновь стал пробуждаться интерес к Православию. Вспомним о так называемых «волынских чехах», во второй половине XIX века переселившихся на Украину, на Волынь, и в большинстве своем принявших там православную веру. По разным данным, переселилось около 50–60 тысяч человек. После войны большинство этнических чехов с Украины реэмигрировало на историческую Родину. Из оставшихся многие спешно уехали в Чехословакию после Чернобыльской аварии в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Однако и сейчас на Западе Украины живут около 10 (по другим данным – 20) тысяч чехов, которые в связи с последними событиями на Украине выражают горячее желание вернуться на историческую родину.
Во многом именно эти волынские чехи-реэмигранты и стали проповедниками Православия в тогда еще единой Чехословакии. А вообще послевоенная судьба Чехословацкой Православной Церкви складывалась по-разному. Авторитет СССР, а точнее – России, после победы над фашизмом был как никогда велик. Вслед за волынскими чехами, или «волыняками», и другие чехи, и так раньше бывшие «русофилами», потянулись к Православию. Ранее зависимая от Сербской Православной Церкви Чехословацкая Церковь перешла под юрисдикцию Московского Патриархата, а в 1951 году получила автокефалию.
Однако ввод советских войск в Чехословакию в 1968 году, к сожалению, резко изменил отношение чехов и словаков к России и к русским в обратную сторону – и часть православных чехов стали греко-католиками (униатами).
Но времена меняются: с 1990-х годов в Чехии и Словакии отмечается рост числа православных: если в 1999 году их насчитывалось около 53 тысяч, то сейчас – около 100 тысяч. Как видим, рост почти в два раза. В настоящее время Православие является единственной в Чехии религией, число последователей которой увеличивается. Правда, в основном это результат иммиграции в Чехию православных украинцев, белорусов и русских. Но братья славяне подают пример и чехам – свет православной веры непременно проникнет и им в души…
Чехи совсем не религиозны, у них и католиков по пальцам можно пересчитать. Что касается буддистов и мусульман, то их совсем мало. Я вот только изредка вижу арабов. Католических храмов действительно много, но они в массе своей пусты. В Праге это особенно заметно, столица все-таки, тут религиозным быть не принято. А вот где-нибудь в деревне, на востоке страны, католиков ощутимо больше. И Православие тоже сильнее именно там, на востоке. Менталитет у них другой, у восточных чехов.
Я понимаю, что имел в виду тот батюшка, который говорил о том, что с Православием в Чехии "не все хорошо". Речь о церковной верхушке. Там постоянно кто-то что-то делит. Что и зачем - я не знаю, да и не мое это дело. Но факт остается фактом - не все у нас спокойно в этом смысле.
1) Число мусульман и буддистов не увеличивается?
2) Да, православные храмы заполнены. Это не за счет того, что католических храмов много, и люди по ним распределены небольшими группами, а православных храмов по одному-два в европейских городах, и поэтому они заполнены?
Буду рад, если вы развеете мои сомнения с помощью ссылок на статистику и конкретных примеров.