Когда мы вселились в нынешнюю нашу квартиру, прямо напротив балкона, в двадцати метрах от нас, обнаружился удивительный артефакт, так называемый дольмен – сооружение древнее и загадочное. В Крыму найдено несколько таких дольменов, но в Симферополе оказался только один и, надо же такому случиться, именно во дворе нашего дома. Для справки: дольмен – это доисторическое, предположительно еще эпохи бронзы, мегалитическое сооружение, о предназначении которого ученые до сих пор спорят. Внешне он похож на ящик, сложенный из массивных каменных плит. Одни полагают, что это склеп, где хранили кости и черепа жителей местной общины, другие же считают, что дольмены – это культовые объекты, об истинном назначении которых мы можем только догадываться в силу почти полной утраты представления о традициях и обрядах народов, которые жили в те стародавние времена.
Заинтересовавшись этим вопросом, я прочитал о мегалитах много любопытного, но в основном все это напоминало жанр «фэнтези». Например, что древние люди, уходя в дольмены, погружались в вечную медитацию. При этом их эфирные тела отделялись и, путешествуя по разным уровням бытия, познавали истину. Там же, в дольменах, эти люди каким-то образом оставляли для потомков информационный след своих знаний. Узнал я и о том, что разрушать дольмены ни в коем случае нельзя, но не потому, что нехорошо разрушать памятники истории и культуры, а потому, что неодолимая сила непременно отмстит за такой вандализм. К этому предостережению прилагалась история о том, что когда-то (по всей видимости, в конце XIX – начале XX века) где-то в России построили церковь из плит 44 дольменов. А в 1917 году большевики зверски замучили именно 44 священнослужителя, которые участвовали в постройке храма… А еще у нашего Симферопольского дольмена некий раб Божий Иван спросил однажды, почему в Крыму слабо развивается движение органического земледелия. И, представьте себе, он-таки получил ответ…
В наше время дольмены стали для многих неким «местом силы», объектом магического притяжения
Так или иначе, но в наше время особой предрасположенности широких слоев населения к мистике, «магическая» версия происхождения мегалитов стала преобладать, и дольмены стали для многих неким «местом силы», объектом магического притяжения. И я уже не удивлялся, когда время от времени замечал возле ограды нашего дольмена странных людей, которые совершали некие загадочные действия явно «мистического» характера.
Я не стану рассуждать обо всех предполагаемых «священных» свойствах дольменов, но одно могу сказать точно – функцию «оберега» наш, Симферопольский дольмен выполнил на все сто процентов. Причем выполнил он эту функцию, если можно так сказать, непогрешительно. Как это произошло, я расскажу позже, а сейчас, горестно вздохнув из глубины души, хочу поговорить о том, с чего и начал – о повальном увлечении русских людей магией, оккультизмом и эзотерикой, причем даже не в углубленном, а в бытовом, но оттого не менее опасном отношении.
Речь пойдет о тех, кто использует в своей жизни всевозможные магические фетиши, надеясь, что они принесут удачу, прибыль, защиту, обеспечат духовное просветление, а также карьерный рост, материальное благополучие и достаток… Я, может быть, и не стал бы об этом говорить, если бы речь шла об убежденных язычниках. Мало ли во что верит современный, лишенный «предрассудков» человек, всей душой устремленный в объятия аборигенов Африки, Океании и Амазонии… Каких только безумств и ахиней, нелепиц и несуразиц не увидишь и не услышишь в наше время! Что тут сказать – свобода, знаете ли, и каждый волен верить во что угодно.
Лягушки с монетами в зубах, магические колокольчики, африканские маски, пугающе веселые «домовенки»… Чего только не встретишь в местах обитания братьев и сестер наших православных!
Но я хочу поговорить о людях крещеных, в домах, автомобилях, офисах, на груди, одежде и аксессуарах которых красуются всевозможные фетиши, символы, знаки, амулеты и обереги магического, эзотерического и оккультного содержания. Всевозможные «глазки», лягушки с монетами в зубах, магические колокольчики с таинственными письменами, каббалистические, даосские знаки, папирусы, африканские обрядовые маски, египетские заклинания, «счастливые» веники и пугающе веселые «домовенки»… Чего только не встретишь с изумлением в местах обитания братьев и сестер наших православных! И ведь никто из них, похоже, не сомневается в нормальности подобного антуража, не задумывается о том, что негоже в православном доме держать всякую нечисть. Более того, многие и не считают всю эту атрибутику нечистью и даже охотно готовы рассказать, какой фетиш от какой напасти хранит и для какого именно «фарта» предназначена та или иная вещица. Верите ли, мне ничтоже сумняшеся подносили, и не раз, в парчовой коробочке золотые булавки «от сглаза» для освящения…
Словом, есть повод в который раз поговорить о простом, но важном: об отношении православных к магическим предметам.
Сама идея использования потусторонних сил для решения своих бытовых и житейских проблем есть магия чистой воды и не совместима с Православием. Кстати, и отношение к требам как к каким-то магическим ритуалам – это тоже отношение кощунственное и магическое. А такое отношение встречается на каждом шагу. То есть люди наивно (но и преступно ведь) надеются «использовать» Бога для своих нужд, не собираясь при этом сами меняться ни на йоту. Просят священника совершить какой-нибудь ритуал «потаинственнее» со всеми атрибутами: чтением «заклинаний» (молитв), каждением фимиамом, кроплением водой и так далее… Чаще всего «заказывают» освящение дома, но под этим действием подразумевают чуть ли не «очищение ауры» или «исправление кармы», только не всегда говорят об этом прямо.
Приходится объяснять, что все, что делает Церковь, она делает с единственной целью – освящения и спасения человека. А это вовсе не равно его, человека, беспечному благополучию и фартовому житию. Больше того, молясь Богу, мы просим Его «вмешаться» в нашу жизнь и даровать нам то, что полезно для нашего спасения и вечной жизни. И это могут быть вещи прямо противоположные ожидаемым…
Распространенная среди крещеных людей привычка использовать магические фетиши и ритуалы есть не что иное, как попрание собственной веры и вражда против Бога
Но вернемся к теме нашего разговора, к распространенной среди крещеных людей привычке использовать всевозможные магические фетиши и ритуалы, полагая, что все это может уживаться с Православием. Так вот: такая практика есть не что иное, как попрание собственной веры и вражда против Бога, как ни страшно это звучит. Бог призывает нас к вере и верности, к благочестию и постоянству в доброделании, к тому, чтобы, трудясь в этой жизни, мы все упование наше возлагали на Бога и с благодарностью принимали бы все, что Он нам подает. Это и есть модель христианской жизни и христианского благоденствия, возможность которого не отвергается, но которое должно быть следствием доброй жизни в согласии с Богом. Магия тем и опасна, что человек, пренебрегая законами духовной жизни, надеется на каких-то истуканов и идолов. А ведь за идолами скрываются бесы, об этом много раз говорится в Писании. Вот почему использование «невинных» фетишей для вроде бы невинного «везения» может быть не только признаком маловерия, но и (надо говорить прямо) идолопоклонства. Что в Православии считается тягчайшим грехом.
Бывает, что говорят: «Да это так, просто… Я и не знаю толком, что это такое. Подарили знакомые… зять привез… дочка купила… Подумала, пусть себе будет…» Получается, что сам человек как будто и не имеет к магическому предмету никакого отношения. Но это не значит, что присутствие таких предметов не влияет на жизнь самого человека. Предметы служат воплощением, материальным выражением тех или иных идей, мировоззрений, тех или иных энергий. В отношении же предметов ритуальных – это утверждение верно на сто процентов. Следовательно, даже если человек не понимает, что означает та или иная надпись, тот или иной знак или предмет, он все равно привлекает в жизнь человека определенные энергии, связанные с функционированием этих предметов, написаний и знаков, а в случае с предметами магическими эти энергии – однозначно бесовские. Так что лучше не искушать Господа и не держать дома даже сомнительных с точки зрения магического употребления вещей и символов, не говоря уже о предметах, прямо и очевидно предназначенных для подобного употребления.
Так что если фетиши «не работают», не помогают – это можно считать добрым знаком Божьей милости. Это означает, что Господь не попускает бесам действовать, не дает вступить в силу закону причинно-следственных отношений между демонами и человеком. Закону, согласно которому человек, пользуясь от нечистых духов теми или иными «благами», все более попадает от них в пагубную зависимость, не замечая порой своего гибельного положения. И это бессознательное пребывание в плену у бесов может продолжаться даже до самой смерти, когда обнаружится во всей ужасающей полноте история чудовищного обмана и катастрофы, которую уже невозможно будет исправить.
Так что давайте, дорогие братья и сестры, с благочестивой настороженностью относиться ко всяким магическим фетишам, к этим «помощникам» и «защитникам», отвергая их как происки злонамеренных демонов. Будем освящать свою жизнь и жизнь своего дома призыванием имени Божьего и исполнением Его заповедей, жизнью в согласии с Ним.
Ну и в конце, как обещал, я раскрою секрет нашего Симферопольского дольмена. Объясню, почему я считаю его действительным, настоящим и даже в некотором смысле непогрешительным «оберегом», исключением из общего правила, о котором шла речь.
Итак, недавно я познакомился со старожилом нашего дома, благодушно словоохотливым стариком. И вот что он рассказал:
– Я эту пятиэтажку сам строил и живу здесь вот уже сорок два года. А напротив, в двадцати метрах, собирались еще один дом строить, притом девятиэтажку, четырехподъездную. Получалось так, что она нам совершенно перекрывала бы солнечный свет. Никто, естественно, этого не хотел, и начальник нашего кооператива, человек с красноречивой фамилией Фридман, предпринял блестящую авантюру.
В цокольном этаже нашего дома располагался тогда филиал краеведческого музея. И Фридман, уж не знаю каким образом, договорился с работниками музея, чтобы к нам во двор из Керчи привезли в разобранном виде настоящий дольмен. Его-таки привезли, да еще и костей каких-то доисторических насыпали внутрь. Но главное – дольмен обнесли оградой, а рядом поставили столбик с чугунной табличкой, на которой было начертано, что сей дольмен – памятник археологии и охраняется государством. Естественно, проектировщики и строители спорить с государством не стали (все-таки это был еще Советский Союз) и у нас перед домом осталось, как видишь, свободное пространство… И солнышко теперь нас радует по утрам!
Вот, собственно, и вся история.
В одной из Своих проповедей Господь похвалил человека сметливого в житейском смысле и сказал, что и в духовной жизни мы должны проявлять смекалку и догадливость в достижении главной цели жизни – Царствия Небесного (Лк. 16: 1-9). Тот человек, плотской, делал добрые дела для того, чтобы в трудные времена не лишиться доброго к себе отношения и приобрести выгоду, а нам надлежит творить добро, чтобы быть причастниками Благого и Всесовершенного Бога.
Господь многое дал человеку: и свободу, и разум, и волю. И если мы будем, храня свою совесть, проявлять смекалку и настойчивость, трудолюбие и постоянство, Господь обязательно подаст нам все потребное для жизни. И вовсе не нужны нам для этого никакие амулеты, тотемы, пенаты и фетиши… Более того, все это лишает нас помощи Божией, а без Бога мы уж точно ничего доброго в жизни сделать и добиться не сможем.
Тем паче и в духовной жизни нам нужно прилагать усилия, добрую ревность, благочестивое попечение со смирением, чтобы стать причастниками Божественного света, сподобиться лицезрения Солнца правды, Христа Бога нашего. И пусть в этом добром стремлении нашем опыт предприимчивого «сына века сего» послужит примером и назиданием.
Огромное количество людей совершенно не знают земли на которой живут. Отсюда и и вырастают эти мистические "заскоки" и оккультные бредни. К сожалению не хватает хорошо популяризированных знаний о различных природных объектах и в частность о дольменах или мегалитах, представляющих собой значительный пласт древней дольменной культуры. Конечно подобные знания для жителей Центральной России - это редкое явление, но жители Кавказа и Крыма тесно связаны с дольменной культурой даже территориально и просвещение в этой области необходимо. Иначе возникают разные крайности! С одной стороны языческое почитание, а с другой - вандализм.
Очень рекомендую интересующихся познакомиться с интересным материалом о дольменах.
Помоги нам Господь не быть лицемерными!
Аминь.
Ответ Иоанну.
Что-то Вы сложное излагаете и - с подвохом как будто... А зачем - непонятно. Текст-то о другом был. О том, чтобы жить по-христиански и "отгребаться" идолов. Вот и всё. Мир Вам.
« Важен не сам пояс, а отношение к нему.» Вот, что и является главным – это отношение к предмету. Если знакомые после поездок привозят сувениры, то к ним так и нужно относиться, как к сувенирам. В Евангелии, что сказано про еду, которой нас угощают – не исследуйте ее. И только в случаи, если вам говорят, что она – идоложертвенная, то тогда не ешьте ее.
Ну, а сувениры, чем отличаются по своей сути? Вы ему не поклоняетесь, ни служите, вот и пусть пылится до поры, до времени, когда его аккуратненько можно будет выбросить.
Мне вот например знакомые из Иерусалима везут свечи, крестики, елей, и многое другое. И, что вы думаете, они знают зачем – просто сделать мне приятное…
Не знаю, но у меня всегда слова, что в доме не должно быть даже календарей с изображением животных, которые в определенный год в д р у г становятся символом года вызывают только улыбку…
Вот именно, люди не верят в Бога, в его всемогущество и благой Промысел. Даже православные, даже воцерковленные. Но хочу немного объяснить это явление.
Во-первых, степень веры в Бога бывает разная, вспомните Евангелие: от "помоги моему неверию" до веры, которая и горы переставляет. Т.е. вера способна увеличиваться или уменьшаться. На каком-то этапе она вытесняет суеверные мысли, и человек способен сказать "Буди воля Божия". Но это, конечно, если есть поступательное движение, развитие религиозного сознания.
Во-вторых, как бы много батюшки ни говорили о суевериях, они не исчезают. Почему? У человека есть два мощных инстинкта, размножения и самосохранения. Вот этот последний инстинкт заставляет человека неверующего или слабоверующего принимать магические фетиши. Нужно усилие, иногда довольно значительное, чтобы подавить восстающий инстинкт и обратиться к вере в Бога.
Ирине: посмотрите комментарий Елены, отношение к поясу явно как к оберегу, и это "работает" - у кого повернется язык сказать, что это от беса? Если настаивать, что отношение в сердце было именно как память о Божественном присутствии в нашей жизни, тогда то же самое можно говорить и про денежное дерево, например, типа "глядя на деревце, я вспоминаю, что Бог создал все и через свои энергии, посредством этого деревца /любой другой предикат/, может дать мне и моим ближним много денег, а именно это я и прошу." Что очевидно неверно, согласны?
Для Иоанна хочу написать: в 30-е гг. прошлого века у нас в Мордовии, в Рузаевке, якобы забрали одного парня то-ли комсомольца, то-ли молодого партработника. Сидел в Рузаевской тюрьме, а дальше никуда не попал - ему смогли передать освященный пояс с 90-м псаломом напечатанным. "Живые помощи", как говорят в народе. Сначала не выпускали, а потом ему смогли сказать, чтобы одел на голое тело - подпоясался, и его вскоре выпустили без последствий и больше не забирали. Это мне бабонька моя рассказывала.
Если прочитает этот коммент какой-либо священник, может быть, прокомментирует?
С уважением и благодарностью к создателям сайта и читателям и авторам. Спаси Вас Господи!
есть "православные обереги" - иконки в машину, молитвословы типа "защити дом от зла", ремни с молитвой, знакомо, правда?
Вот к этому как относиться? особенно когда "работает". Жена хочет надеть на сына такой ремень, чтобы хорошо учился и не болел, а он говорит, что ремень носить не хочет, а молитва это когда читаешь и в сердце, а не когда написана и надета - оба правы, вроде, а вроде и оба чего-то не понимают... Вопрос не про них, а про отношение автора статьи к православным оберегам, в лавке, где служит о.Димитрий такие продаются?