Окунаться ли в крещенскую прорубь?

Мнения священников

В последнее время для многих стало традицией в ночь на 19 января — накануне православного праздника Крещения Господня — окунаться в прорубь. Нужно ли христианину непременно это делать и может ли быть от этого духовная польза, рассуждают священники Дионисий Каменщиков, Валерий Духанин, Филипп Пономарев и Владимир Гамарис.

    

***

«Окунаться в прорубь — русская благочестивая традиция,
не имеющая сакраментального значения»

диакон Филипп Пономарев диакон Филипп Пономарев
Священник Филипп Пономарев:

— Окунаться в прорубь на праздник Крещения Богоявления — русская благочестивая традиция, не имеющая сакраментального значения, и Церковь никого не обязывает строго ее соблюдать. Собственно, об этом написано уже довольно много. Все зависит от желания человека. Но для многих верующих эта традиция имеет очень важное значение.

Например, в Москве, где я родился и вырос, традиция освящать вырубленную во льду купель массово возобновилась в девяностые годы. На Подворье Оптиной Пустыни в Останкине, которое сейчас является Подворьем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в праздник Крещения непременно служилась ночная служба, по уставу очень долгая, а утром, когда едва-едва брезжил рассвет, вокруг Останкинского пруда шел Крестный ход, после которого настоятель освящал специально вырубленную во льду купель. А потом окунались в освященной проруби старики, женщины, дети, конечно же, и взрослые мужчины — все, кто хотел. Было, однако, принято до купания подойти к священнику и взять на это благословение.

В этом смысле вопрос о том, что в ночь на Крещение необходимо идти под душ, выглядит довольно странным. Ведь если традиция «идти на иордань» восходит к Священной Евангельской истории, когда Спаситель принял Иоанново крещение в водах Иордана, то какое значение может иметь необходимость принятие душа в крещенскую ночь? Скорее это выглядит неким суеверием или заблуждением.

Действительно, масса людей на Крещение, не заходя в храм Божией и не задумываясь о глубочайшем смысле праздника — Богоявления Господня, стремятся окунуться троекратно в проруби просто потому, что им хочется прочувствовать какую-то экстремальную ситуацию в жизни, или, может быть, поднять душевный настрой, или просто «за компанию». В их жизни, конечно, это ничего не изменит: «Даст Бог — на будущий год еще искупаемся», — и все. Но я знаю по крайней мере один случай, когда человек, приехавший «на купания» с шумной компанией, после зашел в близстоящий храм, где ему кто-то доходчиво и аккуратно объяснил смысл того, зачем он только что окунался в ледяную воду. Юноша стал ходить в храм, на богослужения, потом исповедоваться и причащаться. Здесь, наверное, многое зависит от нас — людей, которые должны объяснять другим смысл и значение того или иного церковного действия, традиций, и делать это корректно и на доступном языке.

Я полагаю, что главной пользой через символическое окунание в «иордани» после богослужения для христианина может быть большее приобщение к реальности праздника Крещения — Богоявления Господня. Недавно мы праздновали Рождество Христово, славословили вместе с ангелами и пастухами Воплощение в мире «нашего ради спасения» Иисуса Христа. В праздник Крещения Господня Святая Церковь напоминает нам о великой тайне Бога Троицы, явленной всему миру более 2000 лет назад в водах реки Иордан. Это реальность, которой живет Церковь, и в которую призывается войти каждый христианин.

***

«Купание в проруби никакого отношения
к духовной жизни не имеет»

Священник Дионисий Каменщиков Священник Дионисий Каменщиков
Священник Дионисий Каменщиков, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:

— По моему мнению, купание в проруби никакого отношения к духовной жизни не имеет. Это одна из традиций, которая, к сожалению, переросла в суеверие. Нужно подходить с рассуждением к подобным процедурам, беречь свое здоровье и не рисковать им. Людям, которые не ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, на мой взгляд, никакой духовной пользы от купания в проруби не будет. Многие из тех, кто традиционно погружается в прорубь на Крещение Господне, говорят потом, что по выходе из холодной воды они испытали облегчение и эйфорию: «Будто заново родился, все грехи в проруби оставил». Этому состоянию есть медицинское объяснение. Погружение в ледяную воду — большой стресс для организма. А при стрессе в кровь выбрасывается гормон адреналин, под воздействием которого и возникают подобные ощущения. Ничего общего с духовностью это состояние не имеет.

Люди считают, что, придя раз в год на Крещение к проруби, они тем самым ведут христианскую жизнь. Это глубокое заблуждение. Не нужно этим убаюкивать свою христианскую совесть. Также бытует мнение, что если человек окунется в проруби три раза, Господь тут же отпустит все его грехи. Это тоже неправда, потому что грехи отпускаются человеку в Таинстве Исповеди, и то при глубоком, сокрушенном и покаянном чувстве, когда человек изо всех сил покаялся перед Богом и начал вести борьбу с грехом. Именно тогда Господь, видя эти труды, и отпускает человеку грехи — опять же в Таинстве Исповеди, а не в проруби. Не бывает такого, что человек грешит весь год, потом приходит к проруби, окунается в ней три раза и освобождается от греха. Люди не понимают, что как жили они во грехе, так и будут жить, если не обратятся к истинному и глубокому покаянию и не приступят к исповеди.

***

«В крещенской воде нельзя не только купаться,
но даже нельзя крестить детей»

Протоиерей Владимир Гамарис Протоиерей Владимир Гамарис
Протоиерей Владимир Гамарис, настоятель Борисо-Глебского храма г. Раменское, Раменский район Московской области:

— На праздник Крещения Господня и накануне — в Крещенский сочельник — совершается великое освящение воды в память Богоявления на реке Иордан. Это святая вода великой агиасмы, великой святыни. В последнее десятилетие повсеместно стали распространяться купания в святой воде. К сожалению, зачастую люди и без молитвы, и в нетрезвом состоянии, и даже с нецензурными криками погружаются в ледяную воду. Не вспоминая о Господе Иисусе Христе, великий церковный праздник превратили в развлечение и повод для греха. Многие не знают, что в крещенской воде не только нельзя купаться, но даже нельзя крестить детей. Крещенскую воду, как великую святыню, следует раздавать для освящения домов, для благоговейного кропления. Её можно пить с молитвой и благоговением. Обычно пьют её натощак, но в особых случаях можно пить святую воду и поевши: при чрезвычайных обстоятельствах, при страшных искушениях, а также по традиции в самый день праздника.

Вот что читаем в настольной книге священнослужителя, изданной в конце XX века:

«Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим Таинством. О важности этих молитв говорит то, что даже в сокращенном чине Крещения «страха ради смертнаго», где опускается чин запрещения злых духов и Символ веры, молитва на освящение воды сохраняется.

Именно вода открывает нам значение Крещения. В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны Таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основных стороны этой символики. Во-первых, вода — первичная космическая стихия. В начале творения «... Дух Божий носился над водой» (Быт. 1:2). Одновременно она — символ разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и основа смерти, разрушительная сила: таков двойственный образ воды в христианском богословии. И наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все Священное Писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Мы встречаем воду в самом начале книги Бытия, где она знаменýет само творение, Космос. Когда же «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...» (Быт. 6:5), Он обрушил праведный гнев Свой на человеков и омыл грехи их в водах всемирного потопа. Господь повелел Моисею установить умывальницу в скинии и наполнить ее водой для омовения рук и ног первосвященника перед совершением жертвоприношений Богу. Как знамение завершения Ветхого Завета и начала Нового, святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана. И Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию, приняв Крещение от Иоанна...

Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще святой воды, допускается только в тех случаях, когда разрешается употребление даже неосвященной воды, то есть при Крещении младенцев мирянами страха ради смертного».

То есть даже для Крещения младенцев воду великой агиасмы нельзя применять кроме случаев самых чрезвычайных, когда нельзя освятить обычную воду для Таинства Крещения. Младенца нельзя в ней крестить, а пьяным дядькам можно в ней купаться?!

По вере вашей будет вам. Но и испытывать, искушать Господа Бога своего нельзя. Нельзя рисковать здоровьем детей и собственным здоровьем в надежде, что Бог сохранит нас, если мы поступаем безумно. Сколько людей получили инфаркты от резкого погружения в ледяную воду, сколько детей получили воспаления лёгких из-за переохлаждения! Враг рода человеческого диавол старается из всего доброго, церковного, святого вынуть внутреннюю духовную спасительную сущность, заменив внешним, пустым, не имеющим связи с Господом Иисусом Христом и вечным спасением души. Вроде бы Пасху отпраздновали, поехав на кладбище и выпив там водки, — а по сути только нагрешили и о Христе Воскресшем даже и не вспомнили. Вроде бы Крещение отпраздновали, с гиками и криками окунувшись в ледяную воду, — а по сути и не вспомнили об очищении души от греха и без всякого благоговения отнеслись к святой воде великой святыни. Вроде бы новый год радостно встретили — да не вспомнили, что Новый год от Рождества Христова, что не изменению цифры в календаре своего гаджета надо радоваться, а Воплощению Сына Божьего, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес...

***

«Если человек погружается в крещенскую прорубь,
пусть это будет для него символом обновления»

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин
Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

— В нашей русской традиции вообще очень распространено погружение в святые источники, причем в любое время года. А ключевая вода — всегда холодная, круглый год там температура около 4 градусов. Это такой своего рода народный аскетизм, когда русский православный человек, посещая святое место, непременно окунается в источнике — он старается соприкоснуться со святыней как можно теснее. В день Богоявления мы вспоминаем Крещение Самого Господа Иисуса Христа, и кто-то тоже погружается в только что освященную прорубь, чтобы по образу Спасителя полностью окунуться.

Конечно, купание в проруби не является непременной принадлежностью праздника Крещения. Церковный устав этого специально не предписывает. Это сложившийся благочестивый обычай, так что не надо упрекать тех, кто не привык к моржеванию и боится погрузиться в ледяную воду. Ведь главное назначение святой воды — пить ее понемногу, окроплять свое жилье, святая вода должна содействовать нашей духовной жизни. Принеся из храма святую воду, надо покропить ею все комнаты, а потом по утрам с молитвой пить натощак и принимать как благословение Божие. Вот это важно, а не принятие душа в день Крещения или непременное погружение в ледяную прорубь.

Надо учесть особенности здоровья разных людей. Ведь Христос принял Крещение не в зимней российской проруби, а в более теплом Иордане. Как же быть? Если в прорубь погружается христианин со слабым здоровьем, например, с больным сердцем, для которого само погружение в ледяную прорубь является не очень полезным стрессом, то к этому мое личное отношение будет, пожалуй, двояким. Либо, как говорится, «по вере вашей да будет вам» — и за веру погружающегося Господь убережет его от нежелательных проявлений болезни, а может быть, даже и исцелит. Либо, если нет у тебя крепкой веры, то, как говорится, «не искушай Господа Бога твоего», не бери на себя подвиги, которые не соответствуют твоим силам.

Есть люди, которые нечасто ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, но на Крещение обязательно погружаются в прорубь. Иногда они говорят, что такое погружение смывает с человека все грехи. Нужно помнить, что все грехи с человека смываются только в двух случаях — в таинстве Крещения, когда человек вступает в Церковь и крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и при таинстве Исповеди, которое, кстати, называется вторым крещением. Впрочем, хорошо уже то, что невоцерковленные люди чтут церковный праздник хотя бы таким образом. Может быть, это служит какой-то предварительной ступенью на пути к серьезной церковной жизни, и пока они ограничиваются такой ощутимой внешней формой приобщения к празднику Крещения Господня через погружение в прорубь.

Если человек погружается в прорубь в день Крещения, то пусть это будет для него символом обновления, чтобы после этого стараться вести жизнь так, как заповедал Христос, чтобы принятое погружение стало новым стимулом следовать за Спасителем на всех путях своей жизни. И как ты не боишься погружаться в ледяную прорубь, так же не бойся менять свою жизнь от греха к добродетели, не бойся придти в храм, исповедать свои тайные грехи, воздерживаться от того, что оскверняет нашу душу — и тогда ты примешь от Господа Иисуса Христа подлинное обновление и радость жизни.

Подготовила Анна Ерахтина

18 января 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Происхождение чина великого освящения воды на Богоявление Происхождение чина великого освящения воды на Богоявление
Свящ. Михаил Желтов
Происхождение чина великого освящения воды на Богоявление Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления
Священник Михаил Желтов
«Днесь Иорданския воды в цельбу претворяются Господним пришествием…». В статье священника Михаила Желтова разбирается история возникновения чина богоявленского освящения воды и содержание молитв этого чина.
Богоявление в Сербии Богоявление в Сербии
ФОТОРЕПОРТАЖ
Богоявление в Сербии Богоявление в Сербии
ФОТОРЕПОРТАЖ
Наталья Батраева
В Сербии праздник Богоявления не менее любим и почитаем, чем в России. Есть у южных славян и свои традиции, непривычные нам, жителям более суровых широт.
Почему я против крещенских купаний Почему я против крещенских купаний
Еп. Домодедовский Евтихий
Почему я против крещенских купаний Почему я против крещенских купаний
Епископ Домодедовский Евтихий
Сколько людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.
Комментарии
Андрейка18 января 2021, 12:27
Из всего прочитанного можно сделать вывод: даже церковнослужители не могут прийти к единому мнению, что же можно решить обычному человеку.
Сергей16 января 2019, 23:21
Не знаю можно или нет, но вспоминаю Кавказ, ездили по святым местам, и там где то под мин водами на ручье стоит храмик и купальня, так вода там 14 градусов, чистая причистая, как и самом ручье. Это конечно не прорубь где 1-3 градуса, но смысл слов монахини такой же, что как вы верите, такая температура вас и ожидает. Ну или как уже говорили "по вере вашей - да будет вам".
AlesArtisanova 7 февраля 2017, 22:22
Купаться в ледяной воде полезно для организма. Есть документальный фильм "Холод". А можно просто взять и начать купаться. Можно это делать весело и с пользой.
Слава19 января 2017, 18:16
"В праздник Крещения Господня блаженная имела обыкновение ходить с крестным ходом, совершаемым из Серпуховского собора на реку Нару и погружаться в Иордань. Тотчас по окончании молебна она в своем сером суконном балахончике, не обращая внимания ни на какой мороз, опускалась в освященную воду и, выходя из нее, говорила окружающим: «Идите ребята, горячая баня, ступайте, мойтесь!» Балахончик на ней, разумеется, сейчас же замерзал, а она в этом мерзлом капотике, босая, шла, бывало, не спеша в свою убогую келию". Из жития блж. старицы Евфросинии Колюпановской (†1855).
По сообщению МЧС России, в 2017 в крещенских купаниях приняли участие более 1,8 миллиона человек, "НИКАКИХ ПРОИСШЕСТВИЙ НЕ БЫЛО".
Александр26 января 2016, 03:09
Странное дело! Некоторые священники говорят, что купаться нельзя, другие говорят что можно, так кто же прав?.. При этом добавляют: "По вере вашей да будет вам!", вот эта фраза все и определяет...
НН24 января 2016, 22:03
Лариса Воронина18 января 2016, 09:00, С праздником! Отдание праздника Богоявления - 27 января, так что время окунуться в крещенскую воду ещё есть. С Богом! Не понимаю, почему некоторым надо выбирать: служба в храме или прорубь? А что мешает после службы, в любой другой день окунуться, если желание есть и здоровье позволяет? Не надо ни на кого смотреть и сравнивать себя с другими - у каждого свой уровень и состояние, как физическое, так и духовное. У кого с сосудами проблема -можно в ночь с 18 на 19 в ванну налить тёплой воды и в 12ночи окунуться (в Иордане-то вода тёплая!). Простите!
Елена20 января 2016, 13:57
А я думаю, каждый человек должен сам почувствовать окунаться или нет в ледяную воду. Но конечно же достойно и с благоговением, это ведь не экстрим как с парашютом прыгать. И уж конечно уговаривать окунуться никто права не имеет, так сказать не в его (уговаривающего) это компетенции.
Сергей20 января 2016, 13:29
Насколько я понимаю, до революции не было той традиции, которая сейчас выработалась у нас. 18-го(5-го) освящали воду в Храме, а 19(6-го) после литургии шли на Иордань, где освящали источники(река,озеро) и затем люди набирали воды из иордани, потому что вода раньше в речке была почище. А купание было единичным, больше как озорство(кто-то пьяненький, кто-то на спор). Почитайте в литературе русской. Наши деды и прадеды были мудрее. И нужно возрождать утраченные традиции. Так же и с таинством Соборования, не было раньше массового соборования в храмах и в таком количестве. А сейчас часто священник вынужден идти на "поводу " у паствы,а не вести за собой. Те просят, и эти просят, ну как отказать. А сказал бы не положено и все, вопросов нет. От этого и возникают новые традиции и привычки, вредящие церковной дисциплине, да и самому верующему.
Галина19 января 2016, 23:51
Что-то меня уже совсем святые отцы запутали. Зачем тогда иордани святить, если в них грязным и грешным нельзя погружаться. И что тогда можно кропить Святой великой агиасмой, если в ней и новорождённых крестить нельзя. Ведь при окроплении она на пол капает, где её попирают ногами. И зачем тогда вообще окроплять, если сил с грехом бороться не придаёт, и не очищает?
А если очищает и освящает, то почему крещенские купания язычество или нечто не имеющее никакого смысла для духовной жизни. Господь знает сердце каждого, кто и с каким помыслом учавствовует в каком деле. И если дана Господом такая возможность, как Крещенские благодатные окунания, то почему по силе и возможности не приобщиться к ним не подменяя ими ничего из остальной православной духовной жизни?

Денис19 января 2016, 21:04
В Рождество услышал от знакомых девчонок, что гадать собираются и говорю им, что это тяжкий грех в Христианстве, а в ответ: "Знаем. Но в Крещение в проруби окунёмся и грехи смоем". Вот такое, увы, языческое представление. Но что говорить, если на центральном канале диктор говорит, что в праздник Богоявления при погружении в купель смываются грехи(((. Грустно становится.
Светлана19 января 2016, 14:36
Меня всегда пугали открытые купальни, где все на виду. И женщины и мужчины все вместе. Не очень-то получается картина, когда выходит из воды женщина в рубашке в облипку, все подробности её тела навиду, и все это видят мужчины. Не думаю, что в былые времена так было. Купаться надо ро-очереди
Иоанна АБ19 января 2016, 08:47
Ларисе: В житии блаженной Евфросинии Колюпановской есть такой эпизод: на Крещение она НЕСПЕШНО, в одежде, трижды окуналась в реку и потом, не переодеваясь, в замёрзшем рубище возвращалась в свою нетопленную хибарку.
Наталья19 января 2016, 02:47
С праздником! Хочу уточнить кое-что. Батюшка о. Филипп пишет, что на бывшем Оптинском подворье в Останкино всегда служилась ночная служба в этот день. Это не соответствует действительности. Со дня возвращения храма Живоначальной Троицы Церкви служилось всенощное бдение в 5 вечера, после которого шли Крестным ходом на Иордань - и освящали воду. До того было Великое освящение после службы Навечерия с утра. И в последний раз вода освящалась уже 19 числа после Божественной Литургии. Никакой ночной службы не было. Эти службы были введены епископом Солнечногорским Сергием, теперешним настоятелем храма 5 лет назад. Но чинопоследование Великого освящения воды в храме не поменялось и проходить так, как описано выше.
Лариса18 января 2016, 21:45
PS. А интересно, где-нибудь описано, что русские святые окунались на Крещение? Хотелось бы почитать.
Лариса18 января 2016, 21:41
Конечно же после купания на Крещение можно заболеть и очень серьезно. Мне кажется, считать, что Господь обязательно(!) нас сохранит целыми и невредимыми после купания - большая дерзость. Это личное дело каждого, и уговаривать никого не стоит.
Николай18 января 2016, 21:15
Вот отец Владимир все правильно объяснил, все как есть без всякого человекаугодия. Надо к этому таинству с благоговением относится, а не цирк устраивать, причём сами священники и это гумление устраивают, зачем это организовывать и воду освещать в прорубе. Если придти и посмотреть туда, то там вообще 90 процентов людей даже без крестиков. Люди которые весь год над тобой смеются что ты верующий человек и над церковью, потом туда и идут купаються. Может быть некоторые и подвыпившие и женщины в купальниках на показ, нормальное такое мероприятие при поддержке некоторых священников.
Георгий18 января 2016, 13:54
протоиерей Олег19 января 2015/, 13:00.Отец Олег точно выразил мои мысли,добавить не чего.
олег18 января 2016, 11:23
Я целиком согласен с последним священником про купание и крещение в статье .

Надо знать свои возможности и не лезть в воду будучи неуверенным и тем более без веры .
А кого то и действительно купание приведет в храм божий
Василий Обельченко18 января 2016, 11:21
Так быстро и ,извините на халяву ,не отмыть грех свой,но то,что окунемся и завтра станем другими,это мечта,сказка,но ментальность наша русская,может это шаг в лучшее
Людмила18 января 2016, 09:44
Согласна с комментарием ,что лучше идти в храм на службу ,чем окунаться.
Есть такая традиция окунаться и хотите очень -окунайтесь,и конечно лучше с благословения.
С удовольствием превеликим окунулась бы в реке Иордан,в холоднющих водах даже при плюсовой температуре вряд ли захотела бы....
Татьяне-Вы можете разрешить свой вопрос ,обратившись к своему священнику
С великим праздником Богоявления!
Лариса Воронина18 января 2016, 09:30
Фото к статье прямо заманивает. Кто в силах - обязательно окунайтесь! Я в состоянии только в закрытой купели. Ну и не в рабочий день, конечно.
Артем17 января 2016, 00:10
Если вместо купания в проруби, все кто планировал, пойдут в храм, я двумя руками за. Но…
Решайте сами, привлечет такая мера или наоборот, устранившись, Церковь потеряет будущих своих прихожан.
Чудо освящения воды есть? Есть! Связанно оно с Крещением Господа нашего Иисуса Христа? Да! Для многих ищущих Бога, это чудо может первый шаг к Богу и к Церкви. И что, церкви отстраниться от этого чуда? В таком случае, эту нишу в скором времени займут те же язычники. Многие окунаются именно в подражании Иисусу Христу, в какой то мере, пытаются пройти его путь. И на чудо тоже наедятся, это так. Участвуя в любом Церковном таинстве, мы надеемся на чудо. А как иначе? Для многих первоначальных, свеча является, что не наесть самым важным и необходимым, важнее чем все церковные таинства. А кто и магическое значение им придает. Так давайте и свечи отменим. Господь Крестился и через это осветилась вода по всей земле! Я искренне не понимаю, почему церковь должна абстрагироваться от этого. Мы все малыми шагами приближаемся к Богу. Для кого-то первый шаг, это в подражании Христа три раза погрузиться, с крестным знамением, в воду.
А вот, что бы таинство не перерастало с суеверие и необходима проповедь воцерковленных христиан, и в первую очередь духовенства.
Павел12 января 2016, 12:11
Если освящаются воды реки , а местным жителям необходимо использовать воду для бытовых целей : стирки белья , для бани и т.д. Может быть делать разные проруби для освящения (иордань) и для других целей ( включая купание )? Приведите мнение святых по этому поводу , кто знает .
Ольга21 декабря 2015, 22:22
Как хорошо, что батюшки поведали истину - это чин освящения воды, при чем тут наши тела грехами поросшие! Никогда не погружалась в воду на крещение, что-то останавливало. А тело от грехов в другом месте чистить надо - постом, покаянием и причастием по благословению отцов в храмах.
Мария 7 августа 2015, 23:47
Люди говорят: "Еще ни один человек после такого благодатного окунания не заболел и не простудился!"
Неправда это. Мой отец в 2013 году умер после того, как окунулся в прорубь. Оторвался тромб. Так что не надо тут псевдоправославной мифологии.
леся23 января 2015, 15:24
Искупалась на крещение, после разболелась, Мигрень, общая слабость. И вообще все пошло крахом .Знакомые говорят что это из меня все гадости выходят, и длится это будет целых пять дней. Понимаю, что это глупости, но немного встревожена.
Татиана23 января 2015, 10:30
Спасибо за разъяснения, но я не могу понять почему тогда священники ходят на это купание и благословлят купающихся. Ведь очень многие это делают по незнанию и сайты православные не читают, а помнят как бабушка когда-то рассказывала, нужно вести просветительную работу прямо при масссовом купании. Это мое мнение, пристите меня грешную.
Елена М22 января 2015, 16:55
Благодарю Вас, Михаил, что откликнулись на мой комментарий. Конечно же, я и в церковь хожу и в монастыри езжу и дома молюсь. И у меня в душе покой, всё, чтобы не происходило в моей жизни приемлю как должное и считаю, что поскольку у меня в жизни сложилась такая гармония с тем, к чему стремлюсь и что получаю, считаю, как раз, что вера у меня крепкая. И дай Бог и дальше будет так же, не отвернется от меня Господь. А вот такие вещи, как я в прошлом комментарии написала, в мою душу вводят дисгармонию, как и, например, страхи людей перед определенными числами.Я не из-за страха не купаюсь в холодной воде, а потому что четко знаю возможности и реакцию собственного организма на холод. Я-то считаю, что это у тех, кто чисел боится, нет достаточно крепкой веры, если они всего так боятся. Не должно в человеке быть страха, кроме страха Господня, а он должен возникать только в том случае, когда сознаешь, что живешь и действуешь вразрез Заповедям Божиим.
Елена22 января 2015, 12:25
Татьяне - права 1000 раз)))

Однажды наш духовник спросил нас :" Кому первому поставите тарелку с супом, если пригласили в гости священника - ему или мужу ? "
Мои подруги, только -только воцерковившись и по милости Божией уже имеющие духовником иеромонаха из Оптиной Пустыни - ответили : "Вам , батюшка !!!"
Батюшка вразумил их, кого первого кормить )))

- мужа !

Елена
Макс Чернов21 января 2015, 12:56
Согласен с отцом Олегом! Есть большая разница между просто купанием и святым Крещением. Блажен тот, кто знает эту разницу. Но тот, кто не ведает об этом, в чём провинился перед Господом? Ни в чём. Немногие, даже из воцерковлённых людей, знают смысл православных праздником. И, действительно, с чем пришёл к Богу, то и получил - также и на исповеди, и на Причастии.
Галина Б.20 января 2015, 09:19
Я согласна с комментарием, что купание в освященной проруби - ступенька к Богу. И вообще, надо прилепляться всем сердцем к любой православной традиции, православной обрядовости, и держаться за это "зубами и ногами", ведь зачастую именно так человек и приходит к Богу. Это те самые внешние труды и жертвы, которые мы только и можем дать по своей немощи Богу, а Его великий промысел - дать нам внутреннее преображение.
Татьяна20 января 2015, 00:55
Согласна почти во всем. Но у меня в семье дети приобщились к церковной жизни, а за мужа - только молюсь. Но на Крещение он зовет нас к проруби. Сама не могу решиться, но детям позволяю. И очень надеюсь, что что-то тронется в душе моего мужа. Было Крещение. Муж позвал нас к проруби. А я подошла к монастырю, куда обычно хожу на службу, и не зашла. А только в окно посмотрела, как служба идет, а у самой слезы градом - нужно с мужем рядом быть. Слезы вытерла и с улыбкой к нему обернулась. И все мучаюсь - права ли я?
Елена19 января 2015, 23:12
Спаси Господи! С праздником Крещения, братья и сёстры. Можно расскажу Вам историю,которая произошла со мной. Несколько лет моё тело было покрыто страшными красными болячками. Псориаз. Чем только не лечили. Не помогало. Два года назад случилась поездка в Дивеево. Окунулась там в источники. С верой большой. Болезнь отступила. Чудо. Спаси Вас Господь. Ангела всем Хранителя. А праздник Крещение всегда жду с великой радостью. И после крестного хода омываюсь в Волге.
протоиерей Олег19 января 2015, 13:59
То, что часто погружение в крещенскую прорубь делают зрелищем и непотребством - это верно! Но, для воцерковленных погружение только на пользу, не вижу ничего плохого. А вот на счет запрещения крещения младенцев, отец Владимир, очень сомнительно Ваше мнение. Вы забыли, что мы поем на литургии в этот день вместо "трисвятого", "елицы во Христа..." - в этот день как раз в древней Церкви и крестили всех, как оглашенных, так и целыми семьями. Согласитесь, не освещали же для крещения воду специально?! Мы обычно говорим у купели проповедь о празднике и о святой воде, люди слушают и что-то хоть узнают. А, вообще, мне кажется здесь дается каждому свое в "иордани" и от самой Великой агиасмы - верующим - Благодать, не верующим - только телесные ощущения, с чем пришел к Богу, то и получил!
Алексей19 января 2015, 13:23
Больше всего понравилось мнение Валерия Духанина. Мне тоже кажется что это окунание может стать ступенькой к храму невоцерковленному человеку. А воцерковленный и так знает, что намного важнее исповедаться и причаститься в эти дни. Будем добрее друг к другу, воцерковленные и невоцерковленные:)
Катя19 января 2015, 07:00
Это не только русский обычай. В греческой церкви устраивают ныряние за крестом на этот праздник.
Михаил19 января 2015, 02:46
Елене М:
Скажи подруге - "помолись обо мне грешной, ко Христу Вседержителю, да подаст Он мне истинною крепкую веру, по Своей Милости!". Вот и всё. Пускай поклоны кладет и обедни заказывает пока ты не уверуешь, раз такая благочестивая - стопроцентно, она тебя вымолит)
Если болеешь и чувствуешь слабость - не стоит, я видал как люди от святых источников простывали.
Просто бывает такое самочувствие, что ну никак нельзя. Например, если уже замерз сильно и переутомлен - несколько ночей не высыпался, недавно переболел гриппом. В таком случае ты просто заболеешь и всё. Ни к чему. Праздник же на радость, а не на скорби, верно?
Хотя опять же...Тут тонко всё. В любом случае надо в церковь идти, конечно, это минимум.
Мира19 января 2015, 00:45
Спасибо огромное за разъяснения о традиции крещенских погружений в воду. Проживая в местности, расположенной далеко от церкви, не имея возможности присутствовать на богослужении, я чувствую постоянно себя грешницей (хотя совершаю утренние и вечерние молитвы дома перед иконами). Всегда хотелось совершить погружение в Крещенскую прорубь, очиститься, но сомневалась в пользе, так имела поверхностное понятие об этом таинстве. Действительно, смыть грехи можно не водой, а покаянием.
Спаси и сохрани, Господи!
Светлана19 января 2015, 00:27
А все равно оооочень хочется окунуться в прорубь!!! Как и в святые источники.
Виктория18 января 2015, 23:52
Мы с 10-летним сыном были в Команах-саркофаг Иоанна Златоуста.место обретения3главы Иоанна Предтечи.могила и источник святого Василиска..кто бывал там-поймет меня.чувства описать не могу.А вода действительно целительной силой обладает.Может потому.что я верю.
Катя18 января 2015, 22:56
С праздником Крещения! Спасибо за вразумительные объяснения! Жаль, что узнают мнение священников только читатели данного портала. А вот по телевидению решительно заявляют, что крещенская вода дает здоровье и смывает все грехи (сегодня в новостях прорекли, насколько помню, по ТВЦ). Возможно, плохо они готовятся к эфиру, разъяснения РПЦ не читают. РПЦ пресс-релизы или какие-нибудь "агитки" на эту тему рассылало же всем, правда?
Думаю, такие "ляпы" промыслительны, как Господь в сети апостолов улов привел, так и сейчас ведет людей ближе к Церкви. Пресвитерам только остается сети вытащить самостоятельно.
С праздником!
Спаси, Господи!
Александра Дризо18 января 2015, 22:30
В Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри»). сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».
То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.
Елена М18 января 2015, 19:11
Слава Богу! Очень рада мнениям священников, которые имела удовольствие прочесть. А то ведь меня подруга совсем замучила: "Почему ты не окунаешься?!" А я заранее знаю, насколько плохо на меня действует холод! А она свое твердит: "Истинной веры в тебе нет, иначе бы не боялась окунуться. Еще ни один человек после такого благодатного окунания не заболел и не простудился!"Слава Богу, слава Богу, дай вам, уважаемые батюшки, крепкого здоровья!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×