29-30 января 2015 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся пленум Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви.
Межсоборное присутствие — действующий в периоды между проведением Поместных и Архиерейских Соборов совещательный орган Московского Патриархата. В его работе принимают участие как духовенство и монахи, так и миряне.
Патриарх Кирилл не раз подчеркивал важность такого состава Межсоборного присутствия: «В Русской Православной Церкви создан орган, которого не было никогда ни в одной Православной Церкви, но который в значительной мере отражает саму идею соборности, с широким участием не только епископата, духовенства и монашествующих, но и мирян разного пола и возраста. Это — Межсоборное присутствие».
Обращаясь со вступительным словом к участникам Межсоборного присутствия на открытие заседания пленума, Патриарх сказал: «Вы избраны Священным Синодом нести особое послушание в Церкви в ближайшие годы. Кто-то стал членом Присутствия, потому что имеет большой опыт церковного делания на высоких должностях, кто-то — потому что успешно трудится на общественном поприще, кто-то, не занимая видных должностей, приносит пользу на том месте, куда его поставил Бог. Это касается и священнослужителей, и монашествующих, и наших замечательных мирян, которые избраны для служения в Межсоборном Присутствии».
Помня эти слова Святейшего, мы решили попросить рассказать о своем опыте участия в работе Межсоборного присутствия нескольких его представителей именно из числа мирян.
Наталья Лосева, журналист, преподаватель факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, стратегический директор в «МосГорТур» (оператор детского отдыха)
Впервые — как член Межсоборного присутствия — я оказалась на очень закрытом совещании дьяконов, священников и епископов, небольшого количества мирян. Никаких СМИ, даже сопровождающих попросили выйти из зала.
Обсуждался один из важнейших документов Церкви и в общем-то эпохи — о Причащении. Накопились очень много вопросов, связанных с изменениями быта, темпа, технологий. Шла плотная, принципиальная дискуссия.
Что меня поразило:
1) Главное. Отсутствие даже малейших признаков «профессионального цинизма». Я слышала в интонации епископов и священников все что угодно: боль, озабоченность, встревоженность. Но не цинизм. «Достаточно ли в этом положении любви Христовой»- в закрытом постранстве, не публике и не в эфире спрашивал один из отцов.
2) Открытость . Корректно и сдержанно, но Патриарху возражали и Патриарх возражал. И это было с любовью и уважением. Даже когда подтрунировали.
3) Уровень и интеллектуальность дискуссии. Без книжек и шпаргалок оперировали датами, фактами, цитатами периода двух тысячелетий
4) Переживание. Глубокое, человеческое (я вообще никогда не думала, например, что именно монашествующие и епископы будут отстаивать право кормящей матери на послабления).
5) Абсолютная политическая отстранённость.
6) Наши украинские отцы и епископы. Вот где боль, любовь и смирение.
Я понимаю, что «межсобор» это выборка. Это не общий срез. Но раз такая выборка — значит это заявленный стандарт. Любовь, ум и непоказная, искренняя «паствоориентированность».
Сергей Худиев, публицист, директор Библиотеки христианской литературы в г. Москве
Для меня это был первый опыт участия в работе Межсоборного присутствия, и первое время я чувствовал себя несколько не в своей тарелке, как один из немногих мирян в зале, полном Епископов. Но вскоре это чувство пропало, когда я увидел, как проходит работа — в открытой и сердечной обстановке, когда люди (как клирики, так и миряне) принимали участие в обсуждении, и всякого, кто имел сказать что-либо по существу, внимательно и с уважением слушали. Патриарх внимательно выслушивал каждого, уточнял его мнение и проявлял искреннюю заинтересованность. Никто никого не подавлял авторитетом сана или личных заслуг, у каждого была возможность высказаться.
Мы не привыкли говорить о хорошем, как будто обязанность пишущего человека — бранить и критиковать, но Межсоборное Присутствие это пример того хорошего и правильного, что у нас есть в Церкви — соборного, братского обсуждения того, как нам всем лучше послужить Господу и ближним.
Я увидел пастырей, Епископов и священников, которые очень серьёзно и ответственно относятся к своим обязанностям. Ознакомился с документами, которые были подготовлены на высочайшем богословском и образовательном уровне. Одним из этих документов был «Об участии верных в Евхаристии». Он подробно рассматривает историю этого Таинства, как часто следует христианам приступать к нему, какие условия при этом должны быть соблюдены, содержит ответы на некоторые часто возникающие затруднения — и явно отражает пастырский опыт на местах, а не кабинетные размышления.
И в этом, и в других документах, которые обсуждались в Присутствии, видно, что для Церкви является приоритетом — люди, которых надо привести ко спасению, в том числе люди, находящиеся в затруднительных ситуациях.
Работа Межсоборного присутствия говорит о том, что люди, у которых есть что сказать и что предложить, будут выслушаны, те, кто хотят внести свой вклад и принести пользу, смогут это сделать. Церковь всегда открыта к живому обсуждению стоящих перед ней задач и трудностей.
Евгения Жуковская, сотрудник Управления делами Московской Патриархии, главный редактор портала «Приходы»
Межсоборное Присутствие — плод трудов Поместного Собора 2009 года. В то время я работала в Отделе внешних церковных связей, и вместе со своими коллегами входила в информационный пул сотрудников, освещающих деяния Собора. Мы находились в Храме Христа Спасителя во время заседаний, и я помню то соборное обсуждение актуальных вопросов современности, по которым важно услышать голос Церкви, точку зрения церковного разума. В тот момент всем членам Поместного Собора стало очевидно: за два, три дня, да даже за неделю, если бы Собор длился столько, ответить на всё не получится. Нужна работа системная и совершенно иного толка, с привлечением широкого круга специалистов по самой разной проблематике. Так и было создано Межсоборное Присутствие — постоянно действующий орган, готовящий проекты документов с выражением четкой церковной позиции — от внутрицерковных решений до внешнеполитической оценки событий мировой истории. И шесть лет назад, и сегодня все темы, которые рассматривают тринадцать комиссий Присутствия, связаны с реальной жизнью. Они выросли из нее.
Чувствовать соборность — это какая-то абстрактное отвлеченное понятие. Я не знаю, что такое чувствовать соборность. Но Межсоборное Присутствие — это форма проявления соборности. Хотя бы только потому, что в его составе представители всех категорий, если можно так выразиться, членов Церкви: архиереи, священномонахи, священники, диаконы, монашествующие, миряне. Когда собираются все члены Присутствия, Святейший Патриарх Кирилл подает нам всем пример неравнодушного отношения к рассматриваемым вопросам. Высказать свою позицию, согласие или несогласие с мыслями, изложенными в документе, приглашаются вне зависимости от сана и возраста. Полемика протекает очень конструктивно и динамично, никого не оставляя равнодушным. Это одно из проявлений соборности. Вообще, понятие это всеобъемлющее. Соборность ведь и в том, как реагируют люди на решения, принятые по итогам работы Присутствия. Какое они находят продолжение в жизни. Скажем, нынешнее развитие социальной деятельности и благотворительности в Русской Церкви, не соборность ли это? Ведь документ «Об организации социальной работы в Русской Православной Церкви» тоже был создан в Межсоборном Присутствии. Именно оно дало толчок к развитию системной работы по основным четырем направлениям церковного служения: социального, просветительского, миссионерского, молодежного.
Работа пленума всегда запоминается яркостью и искрометностью ума нашего Святейшего Владыки. Он всех буквально заражает способностью думать, размышлять. Он научает высокой словесности. Во время пленума кажется, что все собравшиеся в зале — один интеллект. Слово плоть бысть, во всех нас.
Александр Щипков — кандидат философских наук, политолог, главный редактор порталаRELIGARE
Очень хорошее впечатление производит творческая обстановка, которую создает Святейший Патриарх во время работы над документами. Межсоборное присутствие – это место прямого общения, где каждый из участников может «без чинов» высказать свою точку зрения. Мало выслушать мнение 193-х человек, сидящих в зале, нужно заставить их думать и плодотворно работать. Поверьте, это очень непросто, но Патриарху это блестяще удается.
Здесь все равны, миряне могут спорить с патриархом или своим правящим архиереем — работалось нам вполне комфортно.
Зал, где проходит заседание Межсоборного присутствия, похож на улей. Люди слушают патриарха, выступающих, тихо переговариваются между собой. Несколько человек, сидящие рядом, обсуждают свою позицию, а потом кто-то один выходит огласить «консолидированное мнение» этой группы участников.
Больше всего времени заняло обсуждение документа «Об участии верных в Евхаристии», так как этот текст касается каждого православного христианина. Он фиксирует как древняя церковная традиция Евхаристии соотносится с разными современными практиками, и как мы следуем этим традициям. Обсуждение длилось несколько часов и было довольно горячим.
Кроме этого Межсоборное присутствие рассмотрело проекты документов, в которых делается попытка определить отношение Церкви к образованию, культуре и экономике.
Документ посвященный отношению к современной глобальной экономике, к экономике ссудного процента и стремлению заработать деньги «из воздуха» тоже вызвал бурное обсуждение. Это важная богословская и философская проблема, которая требует еще широкого обсуждения.
Третий документ посвящен отношению Церкви к культуре. Сейчас это крайне актуальная тема. Недавний пожар в ИНИОНЕ стал символом современного отношения к культуре и науке в российском обществе, и это большая беда.
Четвертый документ касается образования. Обычно эта тема вызывает живой интерес, но на этот раз все было довольно сдержанно. Возможно, это связано со стилистикой документа с тем, что он требует еще доработок и обсуждения.
И последнее. Работа Межсоборного присутствия доказывает, что Церковь не боится широкого обсуждения своих внутренних документов. Даже нецерковный человек сможет принять участие в их обсуждении, например, с помощью интернета. И это очень хорошо. Мне сложно представить себе другую религиозную организацию, которая так открыто обсуждает свои внутренние вопросы.