Искусство мертвящее и искусство живительное

Размышления молодого человека по выходе из кинозала

    

Пару недель назад, 15 февраля, в праздник Сретения Господня, отмечался и Международный день православной молодежи. В этот день мне удалось побывать в Александро-Невской Лавре и услышать слова наместника обители епископа Назария: «Молодые люди в наше время требуют очень много внимания и особенно молитв, потому что они попадают в более неблагоприятные условия духовной жизни, чем люди старшего поколения, которые видели, что “враг есть враг, а брат есть брат”. Сегодня, казалось бы, с именем Бога на устах молодежи предлагают совсем иные, нехристианские ценности, проповедуют искушения и искусительные потребности, без которых якобы жить невозможно. Мы постоянно видим эти искушения на экранах телевизора, на улицах города, в интернете в различных социальных сетях и т.д. Их трудно распознать, поскольку они помещены в красивую и приятную упаковку».

Меня взволновали эти слова, так как они затронули то, что я сама, будучи человеком молодым, ощущаю довольно часто, – чувство уязвимости души.

При соприкосновении с «обличающим» человека искусством под ударом оказывается думающая молодежь, ищущая правды

Если говорить о кино – самом популярном виде искусства, оказывающем огромное, вплоть до формирующего, влияние на большинство молодых людей, – то одной из упомянутых епископом Назарием очень привлекательных «упаковок» будет «артхаус». Этот присваиваемый кинознатоками и критиками статус означает, что работа не для всех, а для избранных – материал для интеллектуалов. Говорить о таком кино, упоминать его, разбираться в нем является условием, негласно повышающим уровень молодого человека в глазах определенного круга сверстников. Чаще всего это ребята, получившие не только хорошее образование, но и воспитание. Искушения сериалами и другими подобными низкопробными материалами у большинства из нас нет – оценивать уровень качества предлагаемого нам кино и отличать талантливое от неталантливого мы уже умеем. И я подумала, что в этом и заключается наша уязвимость, потому что не все мы при этом способны отличить «живое», живительное искусство – от неживого, омертвляющего душу. Отличить не умом, а сердцем. Талантливое и красивое больше не равно возвышенному. Талантливое может быть завораживающе уродливым, низменным, но при этом – убедительным, как и всё талантливое. Омертвляющее искусство лишено всего того, что делает человека по-настоящему прекрасным: веры, надежды, любви – лишено света. Страшно, что особый статус, повышающий престиж в глазах зрителей, получает кино, главные герои которого по сути – обездушены и мертвы. При соприкосновении с таким «обличающим» человека искусством под удар попадает думающая и чувствующая молодежь – зачастую именно те, кто не ограничивается инерционным существованием, а ищет смысл, ищет правду: правду о человеке, правду о Боге. Главную правду, которая в дальнейшем определяет всю жизнь.

Из страшной правды о человеке без души рождается убеждение, что безбожие – удел мужественных людей

Сталкиваться с историями о «мертвом» и бездушном человеке и мире без Бога страшно и больно, но признавать это как единственную правду – абсолютное знание о человеке – губительно. Но такую «правду» перед молодыми людьми теперь отстаивают очень талантливые, умные художники, интересно и неравнодушно рассуждающие о судьбе России, о русской литературе, об искусстве. Речь идет о людях, режиссерах, которых при всем желании никто не сможет поставить в один ряд с авторами низкокачественных обездушенных телесериалов, наводнивших телевидение в 1990-е годы. Пугает, что одни из самых лучших людей – художники, работающие в разных областях искусства, – стали говорить о человеке совершенно страшные вещи, показывать его лишенным души, лишенным любого проявления красоты. И говорить об этом талантливо, порой внешне красиво и убедительно. Именно использование такой высококачественной «упаковки» пугает, потому что тому, что сделано талантливо и с умом, молодежь верит безоговорочно. Это действительно так. Я слышала от очень многих людей из своего окружения о том, что в «Левиафане» Звягинцева нам показана именно правда о человеке. И это ужасает: люди узнают не только внешние государственные институты, обстоятельства жизни в стране – люди узнают и признают себя, находя в этом признании определенный род мужества: «Пусть это уродливо, но это правдиво – такие мы и есть». И в том, что для такого признания нужны силы, также есть определенный соблазн. Ведь в очередной раз в моем отчасти атеистическом окружении высказываются мысли, что только сильный человек может признать, что и Бога нет. Из страшной правды о человеке без души рождается убеждение, что безбожие – удел мужественных людей, религия же – удел слабых и глупых, как и показывает современное искусство. От кино не отстает и театр. Когда я всё это слышу, мне припоминается схожая фраза из фильма «Облачный атлас»: «Самоубийство – дело невероятного мужества». Возникает мысль, что духовное самоубийство в наше время тоже может считаться мужественным поступком, и современное искусство предлагает много путей и средств для этого. Предлагает и обращается зачастую именно к тем, кто «ходит по грани», – к молодым людям.

Справедливости ради нужно сказать, что изначально меня удивил ажиотаж, поднятый именно вокруг картины Андрея Звягинцева. Тенденция показывать безысходность и «мертвого человека», в лучшем случае живущего в духовной пустоте, а в худшем – погруженного в самую страшную тьму, возникла не в российском, а в западном кинематографе, и это подается именно как интеллектуальное, особо статусное, психологическое кино уже давно. Заглянув в шорт-лист любой премии «Оскар» за последние десять лет, можно найти большое количество таких работ, зачастую отмеченных главными призами Киноакадемии. Я могла бы сходу привести около 20 названий зарубежных фильмов о человеке в куда более страшном состоянии, чем то, в каком предстают перед нами герои «Левиафана», – подчеркиваю: именно зарубежных фильмов. Поэтому я бы не стала обвинять А. Звягинцева в чем-то совершенно исключительном. Кинокартин, главные герои которых – убийцы, палачи, люди, погруженные в особые, болезненные состояния души, снимается довольно много. Защищая свое видение серьезными психологическими теориями, режиссеры таких фильмов и актеры, исполняющие в них главные роли, открыто говорят о том, что хотели бы показать именно правду о человеке, а не просто рассказать какую-то отдельную историю, – говорят уверенно и аргументированно. К сожалению, сложностью психологизма всё и ограничивается: человек предстает в самом страшном состоянии и остается в нем до конца – не показывается возможность возрождения человеческой души, отсутствует упоминание о Боге, человек лишается всего и остается в пустоте или сам становится этой пустотой. И то, что российское кино подхватило эту тенденцию показывать «мертвого человека» и безысходность человеческого бытия и достигло в этом успехов, не удивительно – при всех тех действительно сложных и подчас жутких реалиях российской действительности и порожденных ею страшных характерах и судьбах, рассказами о которых можно подкрепить свою правоту.

Я стала всё чаще ловить себя на том, что узнаю героев «Левиафана», черты «мертвых душ» в окружающих меня людях

Герои «Левиафана» мертвы изначально, еще до столкновения с теми внешними силами, которые символически выражены в образе чудовища. При этом фильм даже можно назвать визуально красивым. Я до сих пор помню удивительное по силе и странное ощущение от первого просмотра: фильм заворожил меня своей омертвленностью, именно какой-то совершенной, но мертвой красотой, которая царила в каждом кадре. Я знаю, что Звягинцева хвалят за смелость в том, как он обличил и показал государственные институты. Но, при всем искреннем уважении к режиссеру, я не понимаю, зачем при этом попутно «растаптывать» идею любви, идею дружбы, идею верности. Как будто человека с другим человеком никогда ничего не связывает – ничего не из внешних обстоятельств, а из базовых потребностей души. Вспомним хотя бы всего лишь об одном поступке героини фильма: как спокойно она предает близкого человека, изменяя ему с его другом. А тот, в свою очередь, также спокойно, почти механически принимает это предательство и участвует в нем. Именно спокойствие, с которым герои совершают чудовищные вещи – без всяких душевных переживаний, как само собой разумеющееся, – вызывает страх. И именно это, на мой взгляд, признак душевной смерти. Идеи любви, дружбы, верности последовательно уничтожаются в фильме даже не самими поступками главных героев, а тем, как ужасающе спокойно-естественно они совершают это. Мне казалось, что в моей душе такая страшная и опустошающая «правда» прижиться просто не может, но так сложились внешние обстоятельства, что к убедительной разумной аргументации в пользу правоты фильма, которую я слышала, прибавился и собственный опыт. И я стала всё чаще ловить себя на том, что узнаю героев «Левиафана», черты «мертвых душ» в окружающих меня людях.

Олег Погудин Олег Погудин
    

Спустя короткое время после просмотра фильма я попала на концерт в зал Церковных Соборов при храме Христа Спасителя – в тот вечер там выступал заслуженный артист России Олег Погудин. Всматриваясь в окружающих людей, которые ожидали начала концерта у входа в зал, я вспомнила, что в одном и эпизодов, где героиня «Левиафана» едет на работу, режиссер задействовал жителей поселка Териберка, где снимался фильм, а не актеров. Тогда, при просмотре этого эпизода, возникло ощущение, словно всю Россию посадили в старенький автобусик и везут как на суд – на суд всего мира. И теперь вокруг меня в основном были люди, которые мне показались похожими на эту «массовку из автобуса», – тоже довольно просто одетые, и их лица и взгляды казались мне в этот вечер опустошенными. К впечатлению добавилось то, что входили в зал медленно, только через одну дверь, и в ситуации вынужденного ожидания рядом со мной возник разговор, в котором один мужчина направил всё возмущение за ожидание на «хозяев зала» – представителей Церкви. По его словам, в первых рядах должно было оказаться привилегированное священство, и кто-то вставил в разговор фразу: «Правильно о них сняли “Левиафан”». Пораженная такими словами, я хотела обернуться к этому человеку, но тут заметила, как одна из ожидающих женщин – как раз из тех, в ком я в этот вечер «увидела» героев «Левиафана», – достала фотоаппарат и стала снимать падающий с неба снег, красиво сливающийся с полосой света от фонаря. Впоследствии познакомившись с ней, я узнала, что она – давняя почитательница таланта Олега Погудина, глубоко верующий церковный человек, но в этот момент я была заворожена «открытием красоты». То, что эта женщина увидела красоту в сочетании снега и света, открыло и мне, какая красота была в ней самой. Когда мы вошли в зал и заняли места, я обратила внимание на то, что в зале действительно присутствовали священнослужители, но занимали они далеко не первые ряды. В основном была обычная публика, внешне очень простые люди, но, получив такой опыт соприкосновения с красотой человеческой души, думать об окружающих людях как о героях «Левиафана» я уже не могла.

Именно для молодых сейчас так важно обретать защитников иной правды – той, в которой есть Любовь – Бог

Мне бы хотелось избежать описания концерта. Не всё можно переложить в слова, особенно когда звучит душа. В этот вечер была программа романсов – «Элегия». Но в моем понимании, любая программа в исполнении Олега Погудина – это, прежде всего, путь от любви к Любви, которым он каждый раз проводит за собой зрителей. Хотя разнятся залы, география выступлений, количество присутствующих, даже соотношения возрастных категорий среди слушателей… И мне кажется, что именно для молодых людей, об особой уязвимости душ которых и тяжелых условиях их духовного становления говорилось выше, сейчас так важно обретать защитников иной правды – той, в которой есть Любовь – Бог. И, так как на противоположной стороне теперь тоже стоят талантливые, умные люди, способные придать своему видению и убедительную аргументацию, и внешнюю «привлекательность», то и главную, душеспасительную Правду должны на светском поле деятельности, в области искусства защищать люди талантливые, способные сотворить настоящую, одухотворенную, более сильную по воздействию на душу человека красоту. Всегда есть и всегда были и «слепотствующие умом», и «зрячие сердцем», те, кто призван для служения главным христианским ценностям человечества. Если молодые люди ищут правду, ищут Бога, то эту правду нельзя открыть умом, и обязательно нужно живое искусство, обращенное к душе, к сердцу, искусство, в котором Красота и Правда.

В интервью с Андреем Звягинцевым ведущая программы «Белая студия» Дарья Спиридонова сказала: «Всегда же хочется не счастливого конца, но именно катарсиса, то есть ощущения того, что все-таки человек велик». Я бы сказала, что мне хочется верить, что человек прекрасен, по-настоящему прекрасен. Соприкоснувшись с искусством Олега Погудина, можно увидеть, услышать и почувствовать душой истинную Красоту. В одно мгновение, по одному движению руки артиста на сцене ты вдруг чувствуешь, что отдаляешься от того выжигающего душу знания о бездушном человеке – по сути о тебе самом – и приближаешься к иной Правде. И если после первого отделения концерта хотелось искренне помолиться за Олега Погудина, то в конце вечера было ощущение, желание заключить в эту молитву весь зрительный зал, всех людей – помолиться и за Андрея Звягинцева. Я верю, что он честный талантливый художник, который видит правду по-своему, страдает за нее и говорит о ней. Возможно, такие фильмы, лишенные живительной силы, нужны именно для того, чтобы молодые люди могли коснуться этой горящей, страшной почвы и, не признав в ней земли, как птицы, взлететь душой выше. Главное, чтобы были руки, которые помогут нам это сделать, были проводники к настоящей правде, открывающие новую землю. В моем случае таким проводником стал Олег Погудин, для других ребят, возможно, найдутся и другие художники, несущие живое искусство, живые родники сердец. Главное, чтобы такие люди также имели возможность свидетельствовать о своей правде.

Олег Погудин Олег Погудин
    

Помню, как впервые услышала исполнение Олегом Погудиным песен иеромонаха Романа – программу «Молитва»

Помню, как впервые, год назад, услышала исполнение Олегом Погудиным песен иеромонаха Романа – программу «Молитва», которая всегда звучит в Великий пост. Эти воспоминания не нужно переводить на слова, но была ассоциация с одним случаем из моей собственной жизни. Однажды в обычный день, когда не было службы, я пришла в храм, и мне никак не удавалось обратиться к Богу и помолиться от души. Икона Спасителя всё время казалась мне лишь внешним изображением – я не чувствовала отклика души и, оставив попытки помолиться, отошла от иконы. Вскоре к иконе подошла женщина, совсем не по-церковному одетая, и стала молиться. Я видела ее лишь издали и со спины, но почувствовала, что у нее что-то случилось, и, испытав сострадание к ней, я взглянула через ее плечо на икону и встретилась с живыми глазами Спасителя. Мне не удавалось помолиться за преодоление каких-то своих трудностей, но, испытав сопереживание и сопричастность молитве другого человека, я смогла почувствовать Бога. Мне кажется, что знакомство с «Молитвой» в исполнении Олега Погудина важно для всех зрителей, но в особенности для молодых, чей путь к вере еще не начался или не завершен, кому просто необходимо такое «оживление» в душах образа Бога, когда слово становится Словом. Иногда для того, чтобы это почувствовать, нужно посмотреть «через плечо» или в глаза человека, который соприкоснулся с истинной Правдой и может красиво и талантливо, но главное – искренне, обращаясь не к уму, а к душе, передать ее и другим людям.

Замечу, что я никогда не стала бы нарочно сравнивать двух художников, работающих в разных областях искусства. Но, размышляя о них, читая их интервью, можно найти много параллелей. И хотя режиссер рассказывает о своей правде через героев фильма, которых играют актеры, а певец, артист – на сцене один и он говорит о своей правде от первого лица, но это различие внешних форм выражения совсем не важно для главного. Так получилось, что в тот вечер в моей душе боролись не два человека и даже не два художника, а две правды. И в каждой была своя красота. Но в одной из них не было Бога. И мне было важно в очередной раз не только понять, но и почувствовать, как необходимо быть в поле истинной веры. Нужен лишь один импульс, чтобы в дальнейшем найти и иные примеры в более близкой и доступной для сравнения области игрового или документального кино.

Мне кажется, что хорошей картиной «в противовес» всем «безысходным киноработам» является документальный фильм «Русский заповедник» Валерия Тимощенко. Русская глубинка, сложные внешние условия жизни и одновременно с этим – живые души людей. Очень важно, посмотрев фильм, в котором царит безысходность и «мертвые души», не просто сказать: «Нет, я не такой», – а доказать это жизнью, как герои «Русского заповедника» или документального цикла «Письма из провинции», показанного по телеканалу «Культура». Среди зарубежных кинолент можно было бы назвать «Древо жизни» Терренса Малика. В каждом кадре этой работы для меня лично звучит гимном строка молитвы: «Всякое дыхание да славит Господа».

Никаким запретом нельзя добиться главного – утверждения в душе молодого человека настоящей красоты и правды

Если задуматься, можно с уверенностью сказать, что за любой из двух правд, о которых говорилось выше, всегда стояли и стоят талантливые люди: художники, артисты, музыканты. Нельзя добиться утверждения одной единственной правды через запрет или уничтожение другой. Уже было так, что в нашей стране запрещалось даже упоминание о Боге. Нужны ли примеры обратного? Слыша призывы запретить показ «Левиафана», я думаю о том, что никаким запретом нельзя добиться главного – утверждения в душе молодого человека настоящей красоты и правды. Просто ту правду, в которой Бог, должны отстаивать талантливые неравнодушные люди, способные своим искусством оживлять человеческую душу и показывать путь к свету. Тогда никакое соприкосновение ни с чем иным – сколь угодно внешне красивым или интеллектуальным, убедительным для ума, но пустым по сути и обездушенным – будет не страшно.

23 февраля по телевидению показали концерт по книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Среди других прекрасных, талантливых артистов выступал и Олег Погудин, исполнивший песню иеромонаха Романа «Радость моя». Кого-то удивил выбор трансляции концерта такого содержания и направленности в этот день, но я думаю, что если судьба нашей Родины немыслима без Бога, без Православия, то и отстаивать эту главную правду не на поле боя, а каждый на своем поле служения Отечеству должны не войны, но защитники. Радостно осознавать, что именно таких людей поддерживает и Церковь. Начав эти размышления словами епископа Назария, я не могу не вспомнить, что именно центр «Святодуховский» при Александро-Невской Лавре является местом, где проходят концерты многих православных певцов и музыкантов, в том числе и Олега Евгеньевича Погудина, и где он неоднократно был отмечен благодарностью за свое искусство. Когда видишь реальные примеры того, кого на самом деле поддерживает Церковь: прекрасных художников, артистов, певцов, музыкантов, – то заключительная сцена «Левиафана» воспринимается надуманной и неправдоподобной. В фильме можно «узнать» какой угодно обобщенный институт, но не священника из близлежащего храма и далеко не каждого полицейского, судью или чиновника. Всегда за любой социальной ролью есть просто человек и человеческая душа. И как раз этого – именно человеческой души – невозможно найти в «Левиафане». Если в жизни есть хотя бы один пример, опровергающий «левиафановский» образ, – значит, еще звучит живая человеческая душа, живы свет и надежда.

Есть наставление: «Помни, что по тебе судят о народе твоем, по поступкам твоим – о племени твоем». Возвращаясь к мысли об автобусике Звягинцева, в котором Россию «везут» на суд мира, радостно знать, что есть талантливые люди, отстаивающие иную правду о русской душе, среди которых и Олег Евгеньевич Погудин, находятся противоположные талантливые и красивые свидетельства – не только для нас самих, но и для людей, живущих в других странах. Но даже несмотря на это радостное знание, никогда не отрекусь от тех, кто ехал в этом автобусике в день съемок, – не отрекусь потому, что видела красоту души многих и многих, внешне простых и ничем не примечательных людей. Как для той женщины, которая поняла и запечатлела красоту тысяч снежинок, попадающих в полосу света, так и для меня в тот вечер души зрителей в зале, слившиеся с иным светом, расходящимся лучами со сцены, запечатлелись в одном понимании истинной красоты.

Могу ли я победить Левиафана? Нет, но я могу, даже оказавшись лицом к лицу с чудовищем, оставаться с живой душой, утверждая, что человек прекрасен

Могу ли я победить Левиафана? Нет, но я могу, даже оказавшись лицом к лицу с любым внешним чудовищем, оставаться с живой душой, утверждая, что человек прекрасен. Какой в этом смысл? Тот, что через прикосновение к настоящей правде и красоте достигается Бог, с Которым не страшно любое внешнее испытание. И это знание о Боге, стремление к Богу и есть то, что отличает великие произведения русской классической литературы от современного элитарного искусства, которое пытаются с ними сравнивать, чтобы придать еще большей статусности и внешней привлекательности в восприятии зрителей.

Несмотря на это, искренне верю, что талантливый, умный, тонко чувствующий Андрей Звягинцев еще «прозвучит» и иной правдой и создаст другое кино. Мне кажется, что такая вера – вера в человека до конца и любовь к нему – и есть как раз то единственное, не от ума, а от сердца, что способно до основания разрушить утвержденное самим художником в душе молодого человека ложное знание. Рада, если у него будет радость и он получит много желанных наград. Думаю, что Олег Погудин тоже получал немало наград, но важнее то, что каждый концерт этот человек не просто удерживает в руках, а поднимает к Свету сотни человеческих душ. Для многих из них в этом году впервые прозвучит «Молитва» на сцене, для некоторых это станет путем к молитве в храме. И я верю, что от тех, кто пришел в храм именно после знакомства со сценической стихотворной «Молитвой», благодарность к человеку, положившему начало пути, и церковная молитва за него будут звучать всегда.

А какая награда дороже и какую правду защищать художнику, каждый, кто обладает величайшим даром – талантом, решает для себя сам.

Мария Худякова

27 февраля 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна10 ноября 2016, 06:27
Но... КАК же вы не увидели СВЕТА в картине Звягинцева, драгоценные мои, возлюбленные мои братья-сёстры...?! А КТО смотрит на эту ужасающую картину СВЕРХУ?! И причём тут "весь мир", когда на всё вот ЭТО смотрит БОГ ЖИВОЙ?! - Который приходил на эту землю и УМЕР на ней за то, чтобы Его дети НЕ БЫЛИ такими - а они вот именно ТАКИМИ - ЯВЛЯЮТСЯ...?! Он же всё сделал. Он основал Церковь; Он дал Заповеди; Он дал, в конце концов, Самого Себя как Жертву за нас... и - ЧТО?! Да если бы Сверху не лился Свет вот этой Божией Любви и этой беспримерной БОЛИ за наше человеческое предательство этой Жертвы - мы ведь так и продолжали бы пребывать в полнейшей темноте собственного невЕдения нашей страшной правды. Ведь в своё время и "Страсти Христовы" Мэла Гибсона вот подобным же образом "благочестиво клеймили" за то, ЧТО он нам показал... И вот мы смешиваем с грязью имя несчастного художника, которому БОГ ПОКАЗАЛ эту картину и - Свои Кровавые Слёзы над ней?! - и ПОВЕЛЕЛ, как это только Он Один может, донести всё это до нашего сведения?! Да, разумеется - мы-то можем в любой момент отворотиться от подобного созерцания и сходить в ХХС полюбоваться на прекрасное лицо и прекрасный голос прекраснейшего человека. Мы имеем возможность такой приятной альтернативы. Но в то же время маленький сынишка главного героя - младше и нежнее возрастом той молодёжи, о которой говорится в - опять же прекрасной! - статье, а также сотни подобных ему, никакой такой альтернативы отнюдь не имеют изначально... не до каждого ведь "медвежьего угла" дано добраться верному рабу Божию Олегу Погудину... И, что самое страшное - такой приятной альтернативой не может воспользоваться Сам Господь. Ибо и они, вот такие - Его возлюбленные сирые РОДНЫЕ дети. И верный раб Божий Андрей по этой же причине не волен отвратить своего лица от боли Господа Своего... вот о чём свет этой картины говорит лично мне, простите великодушно.
Елена31 марта 2015, 20:06
Спасибо за статью! На концертах Олега Погудина всегда испытываю потрясение вот уже много лет, будь то песни ВОВ, романсы на стихи Лермонтова или Пушкина. Цикл песен на стихи иеромонаха Романа занимает особое место. Последнее время слушаю только в авторском исполнении, но О. Погудин составляет единственное исключение. Без слез слушать не могу, всякий раз ощущаю внутреннее очищение. Спасибо замечательному певцу!
Раиса16 марта 2015, 09:26
Потрясающая статья! Я расплакалась. Милый автор, мы разминулись в пути, но как были близки мне, в года моей юности, ваши размышления! Молодым всегда нужно всего коснуться и всё понять. Голубчик, но главное вы уже поняли: с Богом не страшны никакие чудовища. Пусть Он вас благословит и убережет!
Анна12 марта 2015, 08:27
фильм, "Левиафан",- незаконченный, есть тема несправедливого суда людей. Но нет темы суда Божьего, потому фильм, кажется каким-то безысходный. Мне понравилась природа... красивая.
Галина 6 марта 2015, 14:26
Знаете, Валерий, мне лично надоело это постоянное сваливание всех наших бед на советское прошлое. На минутку: Олегу Погудину 46 лет, он из того же "звягинцевского поколения интеллигенции". Но пришел к Богу и привел за собой многих людей. Почему же вам стыдно за всех? Выбор пути - всегда сугубо личное дело каждого человека. Это хорошо отражено в статье. В советское время кино тоже поругивали, только за наивное приукрашивание реальности. Мы выросли, оказалось, что это было не самое страшное. Теперь мы запели новую песню: искусство должно показывать не только, как есть, а как должно быть. Одумались наконец-то. Стали писать письма: президенту, думе, общественным организациям. Лучше уж сразу "на деревню дедушке". Убрать с экранов, запретить, вычистить авгиевы конюшни. Результат налицо. А СССР был самой читающей страной в мире. Подумайте об этом на досуге.
Алексей 6 марта 2015, 13:43
И насколько схожи ситуации! Звягинцев взял за основу библейскую ветхозаветную историю об Иове, режиссер скандального «Тангейзера» классическую оперу Вагнера. Благое превращают в пагубное и спекулируют на этом, обращают против душ людских. Ведь не с нуля же создают фильмы и постановки но охотно извращают призванное служить Богу!
Алексей 6 марта 2015, 11:46
Екатерина писала: Нельзя запрещать.Говорят же вам. Нельзя!

Уважаемая Екатерина, не хотел отвечать но вот вам новый пример из жизни. Молодой режиссер создал страшное действо - богохульную постановку Тангейзера. Неужели предлагаете и это не запрещать? Нет, нельзя нам закрывать глаза и предавать Христа! И уже не Москва а Новосибирск. Богоборческие идеи подхваченные современным искусством, расходятся по стране. Я уже писал, что не нужно судить авторов земным судом. Судить будет Бог. Но необходимо убирать заразу, чтобы люди к этому не прикасались. И не настолько это сложно.Все возможности в руках у государства есть.Спаси Господи.
Валерий 5 марта 2015, 11:48
Использовать  простых  людей в съемках, показав русский народ потом на весь мир, простите, скотами, низко и подло!
Не имеет ничего общего с большим художником, коим пытается казаться Андрей Звягинцев. Не говоря уж о том, что в данном случае речь идет о мужчине выставившем на камеру в неприглядном свете женщин.
Подлость, и еще раз: обычная подлость!!

Автор статьи по-христиански прощает плюнувшего в душу режиссера. Нужно бы похвалить, но кто будет просить прощения у людей за все его навороты и перекосы?  
Любит упоминать о Достоевском, хотя сам ровным счетом ничего в нём не смыслит.
Тем самым очень ловко запудривает мозги людям, прикидываясь интеллектуалом, а они ему верят и возводят на пьедестал. И на какой пьедестал! Подумать страшно! Читаю комментарий: "Звягинцев - бог".  
Кричать же иногда от такого хочется! Согласен, что годы советского безбожия роковым образом отразились на звягинцевском поколении русской интеллигенции.
За них становится откровенно стыдно. 
Александр 4 марта 2015, 18:45
Не в самом Левиафане дело. Об этом разговор.Неужели думаете, что одной картиной всё ограничится? Главное слово тут ТЕНДЕНЦИЯ. К тому времени когда забудут Левиафана, в струе его популярности создадут несколько похожих фильмов. При этом они будут стараться переплюнуть Звягинцева и падут еще ниже. Запомните ТЕНДЕНЦИЯ. Просто раньше это было сугубо фестивальное кино, теперь оно как говориться, пошло в народ. Если проникает в душу к молодым, то страшно. Или кто-то думает, что один Звягинцев открыл золотую жилу? На которой можно что ни фильм получать мешок наград? Не будьте так наивны. Это друзья мои, заблуждение. Таких много и станет еще больше. Каждый хочет быть обласкан славой. Развивать нужно искусство для души. Погудин хорошо исполнил песни на стихи Лермонтова. Смотрели по "культуре", порадовал. Россия богата и люди с совестью всегда найдутся. Нужно противоядие Левиафану и иже с ним.
марина 4 марта 2015, 15:43
Правильно, что не отрекаешься от простых людей. Красота человека не во внешнем.Спаси тебя Господи!
Владимир 4 марта 2015, 06:30
Вот бы этакие статьи хотя бы иногда - да по центральным каналам!!!
Алексей 3 марта 2015, 20:55
Хорошо что не посмотрел Левиафан. "Развидеть" не получилось бы. Пройдут два-три года и фильм забудут.
Елена 3 марта 2015, 19:23
Мария, прекрасная статья, глубокие мысли. Лишь в одном не могу согласиться-не верю, что Звягинцев, не смотря на то, что тонкий и талантливый, может изменить свой взгляд на мир и человека. неверующая и черствая душа.
Екатерина 3 марта 2015, 17:51
ДЛя Алексея: Нельзя запрещать. Говорят же вам. Нельзя! Только хуже от этого. Уж сколько раз твердили миру о сладости запретного плода и всё одно. К этому и потянутся. Да и как вы собираетесь запретить? В какое время живем? Телевидение в прошлом, везде интернет, расходится всё за секунды. Попробуй удержи! В таком поле шашкой махать вам жизни не хватит. Не будет возврата никогда. Да ведь и пройдено уже: цензура, застенки, головы рубили. Помогло? Да, тогда зачастую боролись с душеполезным. Где гарантия, что сейчас результат получите другой? Нет! Говорю вам, сами они должны учится отличать зло и противостоять ему. Сами должны утверждать в душе Бога. Тогда устоят. О том и речь.

Для Февронии.
Безысходность у Звягинцева как раз в том, что нет там ни Бога, ни души. И на раскаяние и покаяние ни намёка. Одно равнодушие.
Феврония 3 марта 2015, 17:05
А мне кажется у Звягинцева нет безысходности. Он показал, что с человеком происходит, когда в душе нет Бога. А в покаянии никому не отказано.
Алексей 3 марта 2015, 11:33
В кои-то веки на православном сайте не закидывают камнями режиссера. Правильно давно пора остановиться и задуматься. Умный и правдивый анализ современного искусства на срезе одного фильма. Из разряда «зри в корень». Только нужно было раньше бить в колокола. Началось давно. Левиафан-вершина айсберга потому сейчас так и выстрелил. Разошелся как зараза, нужно было как раз запрещать. Возразят "всего не запретишь", пусть. Но лживо поливать грязью Церковь позволять нельзя. Европа доигралась толерантностью и вседозволенностью. А нам завещано: Русь святая, храни веру православную! Будем или опорой христианства или очередными иудами. Звягинцева пускай судит Бог. Погудин достоин уважения. Спаси Господи.
Наталья К. 3 марта 2015, 00:21
Еще о живительном и живом искусстве Олега Погудина.

Приходя к Олегу Погудину на концерт, мы настраиваемся на ЕГО волну и с радостью принимаем то, чем он с нами делится, ведь каждый его концерт - это новый кусок жизни, и его, и нашей, и окружающей, что бы Олег ни пел - все происходит здесь и сейчас ( а не когда-то в 19м или Серебряном веке), все живет и меняется с течением времени, и в этом уникальность Олега, его постоянно живого творчества, и поэтому с ним всегда интересно, в отличие от всех почти остальных певцов, которые раз выучив свои, красивые пусть даже, песни, романсы так и поют потом "вещь", а не жизнь.
А Олег своей работой не развлекает своих слушателей для создания хорошего настроения, а вовлекает в свой процесс со-творчества, со-переживания, со-прикосновения души к прекрасному, поэтому так стремятся на его концерты многие и многие годы, что этот процесс светел и радостен. Если бы дело было только в красивом голосе - то таких пруд пруди, а Олег Погудин уникален.
Мы же тянемся к нему именно за прикосновением души - в Музыке и Слове, через которые он нам ВСЕМ раскрывает свою Душу-Вселенную со всей предельной искренностью, этого больше нет НИ У КОГО. По крайней мере, с первого концерта и по сей день я воспринимаю свое и других людей тяготение к Олегу именно так, и благодарность сердца ему - именно за то, что он ЕДИНСТВЕННЫЙ так поет и живет на сцене для ВСЕГО ЗАЛА!
Маргарита 2 марта 2015, 21:02
Мария подняла очень важный вопрос, особенно для молодого поколения. Как жить? Чем вдохновляться? Хотя человек всю жизнь раздумывает на поворотах своей жизни- куда идти дальше. Литература и искусство помогают людям понять свое сердце, понять свой путь в жизни. Но не всякое творение искусства и литературы направит их по верному пути. И здесь важно понять, с Богом ли сам Художник. Я не смотрела еще «Левиафан» и не могу судить об этом фильме. Но Мария пишет и о другом Художнике, певце Олеге Погудине, человеке, изменившем мою жизнь. Я услышала его в трудное для меня время. Воздействие его творчества на мою жизнь было чудотворным. Оно меня воскресило, наполнило жизненной энергией, привело к Богу.
К сожалению, СМИ до сих пор недостаточно делают для ознакомления людей с его творчеством. Мария права- его "искусство живительное". И все-таки воспитывать свое сердце, искать свой путь в жизни – дело каждого из нас. Желаю всем ощутить «Радость Божьего присутствия»(А. Шмеман), а также найти верного Проводника «в сумрачном лесу» жизни благодаря Искусству!
Екатерина 2 марта 2015, 18:29
Вот спасибо! Заставляет задуматься. Много интересных мыслей. Отдельные вопросы нужно было развернуть подробнее. Тема затронута серьезная. Господин Звягинцев талантлив, но ошибается в главном. С этим соглашусь. И не в первый раз. Его "Елена" о том же, даже страшнее. "Волчок" Сигарёва о том же. Общество лихорадит от творений новой русской интеллигенции. Молодежь болезненно реагирует и это закономерно. Всегда самые беззащитные это молодые. Чего мы от них хотим? чтобы они не смущались, не впадали в искушения? А мы сами для них что сделали, господа? Водите своих детей за ручку в церковь? Хорошо. А как те, кого не водят? С ними что будет? Из них кто потом вырастет; уж не новый ли Звягинцев? И скольких опять смутит. На нашем поколении лежит страшная вина. И грех безбожия и грех гонения на церковь. Духовная разруха. Связь прервана. Мы представить себе не можем, сколько еще будем пожинать. НА кого оставляем молодых? Опять государство, общество, церковь. Ан нет, не получается!
Да разве можно человека за руку к Богу привести? Молодежь мечется в поисках правды. И хорошо, что мучаются такими поисками. Так Бога и находят. Девочка умница. Молодец! Дай Бог, чтобы молодые выстояли, иначе опять рухнем откуда пришли. У меня стаж преподавания больше, чем многие на свете живут. Иногда не вижу просвета совсем. Тут читаю и понимаю, что есть еще для чего жить. Есть! Сами начинают думать. Вот оно главное! Сами начинают плыть, а не за ручку. Разрывается страшный круг безбожия.
Людмила 2 марта 2015, 14:49
Спасибо за статью! Даже не знаю, что добавить к очень вдумчивым комментариям. А пишу, чтобы поделиться параллелями, которые вызвала эта статья. Вы давно впервые читали (или перечитывали) А.И.Солженицына? Но не "... Иван Денисыча" или "Красное колесо" - это причитано было лет 25-35 назад и стало просто знаковым понятием для большинства. А небольшие рассказы, например, "Пасхальный крестный ход". Прочитала случайно два дня назад.Прочитайте его, он короткий, время не займет. Ассоциации те же самые - талантливо написанный рассказ про тотальное "русское быдло". Может, я не права?
Ольга 2 марта 2015, 11:00
Написано верно.Удивили такие глубокие серьезные мысли у молодой девушки. Есть еще надежда. Россия жива и будет жить. Молодежь нужно отстаивать. бороться за неё. Создавать молодежные православные организации, воскресные школы. Детей не защитить просто убрав из дома телевизор. Они будут жить в миру. Самостоятельно думают, самостоятельно принимают решения. Правильно написано, что нельзя запрещать даже не душеполезное кино. потянет как раз к запретному. Мои дети ходят со мной на службы, посещают воскресную школу. Выбираем спектакли с душеполезным содержанием, смотрим доброе кино и мультфильмы. но боюсь их взросления. Тогда им будет страшен "Левиафан". сама слушаю Жанну Бичевскую, Смольянинову, очень нравится когда поет песни отца Романа Олег Погудин. Опора есть, лишь бы в душах детей всегда был Бог. Искушений много, но ограждать бессмысленно. Нужно молиться за своих детей.
Наталья К. 2 марта 2015, 01:27
Присоединюсь к Сергею. Мертвящее искусство кино, мертвящее искусство многого в театре, даже (даже!) в музыке влияет на молодые души, ищущие уже пути. Но намного страшнее мертвящее не искусство - с искусством тут ничего общего нет - делание телевидения в еще более красивой упаковке, постоянно и ежечасно подаваемое и для ДЕТСКИХ душ в том числе! Скажу только о проекте "Голос. Дети". Не могу заставить себя просмотреть хоть один выпуск, может быть, там и можно услышать талантливого ребенка, мне пока не повезло. С самого начала меня потрясло не низкое качество "лучших детских голосов России", а установка ведущего Дмитрия Нагиева в каком-то из первых выпусков, объясняющего 10-летнему мальчику, что он должен "настроиться на победу и всех порвать!" Девочку, безголосую, безэмоциональную, лепечущую в слезах "я должна быть на сцене..." утешают - ты уже молодец, что сюда вообще попала (КАКИМ ОБРАЗОМ!!!), на будущий год ты сможешь! Не заходит даже речи и мысли ни у кого не мелькает о Добре, Красоте - только УСПЕХ, все равно какой! И это - ДЕТИ! На всю страну! Образцы УСПЕХА - упомянутый ДН плюс к нему - Наталья Водянова, одна из богатейших экс-супермоделей. Стремитесь, детки! Фабрика ЗВЕЗД!
Сергей 1 марта 2015, 17:47
Марие
Левиафан, Звягинцев, Левиафан, Звягинцев…
Буд-то заказ чей-то отрабатывается.
Извините, но - сколько можно об этом писать.
Если бы не множество статей о них, то об этом «шедевре» (каких за последние лет двадцать было бесконечное множество), узнали бы о них - единицы.
Если кто-то переживает за интеллектуальную часть населения, что она испортится - после просмотра Левиафана - то думаю зря.
Порядочный человек или уйдет с сеанса, или - досмотрев до конца - лишь пожалеет о потраченном времени. А тем, которые увидев фильм, найдут очередное для себя подтверждение, что жизнь де…, ни какой фильм не поможет изменить свое мнение.
Мария, не о том следовало бы написать.
Что за беда эти Единицы, которые увидят фильм Звягинцева , по сравнению с тем Миллионами которых «приучили» смотреть по телевизору Малаховщину, Гузеевщину, Нагиевщину, Камед-клабами и прочее, прочее. Отключи им ЭТО, и они пожалуй выдут на Болотную…
Вот где настоящий ЛЕВИАФАН.
Николай 1 марта 2015, 17:47
Спасибо! В сердцах и душах молодых сейчас идет война невиданная...
Наталья К. 1 марта 2015, 16:22
Прошел День защитника Отечества. Защитника в самом широком смысле этого слова.
Воина на том самом поле битвы – душе человеческой.

Пока не буду говорить о режиссере Звягинцеве, не посмотрев фильма. Но пока мне не верится, что он готов отстаивать такой «идеал» и взгляд на мир, что он – воин стороны мертвящего искусства. Может быть, это его страшная боль.

Хочется сказать о другом воине и защитнике души человеческой – Олеге Погудине.

Я верю, что человек от рождения прекрасен, как и задуман Творцом, но слишком многое с течением жизни глохнет, гаснет или не прорастает совсем. От Олега Погудина исходит такая сила Света животворящего искусства, что почти каждый узнает в нем - родное, первозданное; все лучшее вспоминается, опоминается ото сна, оживает в душе, и становится понятно, что Красота никуда не исчезла, она жила в нас всегда и ждала, наверное, такой встречи, чтобы пробудиться.
Вся музыка, поэзия, все искусство созданы и существуют от сотворения мира, и задача тех, у кого есть Дар от Бога, услышать, увидеть, понять и передать остальным.

А Дар в той или иной степени (если не передать, то, по крайней мере, чувствовать то, что передают другие) от рождения должен быть у всех, только быстро заглушается, если не поддержан (как способность плавать и нырять под воду у новорожденных младенцев).

И как же много людей, в которых Олегу Погудину удается пробуждать когда-то заглохший дар слышать и чувствовать!

Птица 1 марта 2015, 15:07
Фильм "Левиафан" плох еще и тем что он никого не подымает с колен, в отличии от параллельного фильма "Дурак" где главный герой из тех на ком еще держится мир...
Екатерина 1 марта 2015, 14:58
Спасибо статья понравилась.Все дело в душе самого Андрея Звягинцева душа больна,зло в душе перевешивает.Поэтому фильмы таковы.Можно сравнить режисера с художниками Босха Малевича Дали...!Тупик выхода нет! Дух болен и соответственно больное видение мира! Надо лечить душу! А врач Души известен Иисус Христос !Каяться,каяться,пожить в монастыре,Смотреть ну хотя бы пол часа ежедневно на древние иконы Андрея Рублева ! Помогает!!!
Сергей Французов 1 марта 2015, 07:48
Хорошая статья , все верно запретом ничего не изменишь...
Любовь 1 марта 2015, 06:55
Василию: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся". Это стихи не Пушкина, а Тютчева.
Валерия 1 марта 2015, 05:22
Я, как родительница, имеющая взрослого сына, по прочтении этой интересной и тревожной статьи очень задумалась над тем, как я воспитала его, достаточно ли я дала ему иммунитета на "цветную обертку" - и, должна признать - я не знаю. И это "не знаю" порождено тем, что мы не можем забежать вперед жизни и увидеть то, что "пригодится" в будущем, увидеть то, на что адресно обращать внимание.
И вывод из этого для меня только один - в жизни неизменны лишь заповеди Христа, только на них и упованье. Происки же неправды, вражды ко всему человеческому многообразны и многолики, не всегда сразу и распознаешь. Противостоять им может только сердце, в котором живет любовь и снисхождение, только вера в Спасителя. С удовольствием поддерживаю мнение автора о творчестве Олега Погудина, несколько концертов которого мне удалось посетить по сильному велению сердца. Окрыленность души - вот лучший термин для тех ощущений, которые испытываешь на его концертах. Возможно еще и потому, что помимо высокого профессионализма, зритель видит и слышит глубокого, умного человека, которому можно верить в каждом слове.
Илья28 февраля 2015, 19:51
Есть наставление, даваемое к исправлению человека. Дающий такое наставление должен любить того, кого хочет исправить, изменить в лучшую сторону. О есть убийственное укорительное, осуждающее слово, ввергающее в уныние и отчаяние. Фильм заявлен как "книга Иова". Однако это книга Иова не в православном прочтении, а похоже, в талмудическом, где "бог" - непонятная далекая сила. Звягинцев, снимая фильм по Ветхому Завету,сам, кажется, не является православным, из чего логически следует один вывод.
Клевета в сми на Церковь и правительство русского государства - давний метод борьбы ненавистников Христа. Результат - революции 1905, 1917 г., майдан на Украине. У нас хотят устроить тоже. Для этого необходимы толпы зомбированных людей, готовых убивать ради справедливости. Смотреть на Россию через призму левиафана равно с тем, чтобы изучать православную веру через талмуд
Василий28 февраля 2015, 14:48
Спасибо. Умная и правдивая статья. Фильмы Звягинцева, по большей части "без света". Что же, очень жаль, талантливый художник, а света в людях не видит. Его фильм "Елена", то же страшен, как и "Левиофан". Александр Сергеевич Пушкин писал "Нам не дано понять, как слово наше отзовется", а тут не поэзия, но кино...
Нина28 февраля 2015, 14:38
Мария, спасибо за Вашу статью.Она очень искренне написана и вопросы, поднятые в ней, чрезвычайно важны для общества, для молодёжи, в наше время особенно.
Фильм я ещё не видела, поэтому комментировать не могу, знаю лишь одно, что любой художник должен отдавать себе отчёт в том, во имя чего и для чего он творит.
Не представляла, как по книге "Несвятые святые", которая очень интересна молодёжи, можно было сделать такую мощную по воздействию концертно-театральную постановку. Спасибо её талантливым постановщикам.
Полностью разделяю Вашу оценку творчества Олега Погудина - оно возвышает, даёт надежду, призывает к Вере и Любви. Олег Погудин, глубоко верующий человек, и дар, ниспосланный ему свыше, несущий свет и добро, отдаёт без остатка людям.
Читательница (Подмосковье) 28 февраля 2015, 13:49
Читая о выступлении Олега Погудина, я вспомнила спектакль, показанный тоже в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя лет десять назад - «Апостол Павел» («Время собирать камни»), по пьесе И. Друцэ. Хороший, душеполезный спектакль. В зале тоже было много представителей Церкви. Согласна с автором, что театр «не отстает от кино» в плане «чернухи», но все же еще есть хорошие, «живительные» спектакли. Молодым обязательно нужно смотреть классику, только - поставленную «правильными» режиссерами, неизуродованную, первозданную. В свое время меня потряс спектакль Л. Додина «Братья и сестры» (по пьесе Ф. Абрамова), его «Бесы». Нередко в Церкви можно услышать, что ходить в театр – это грех, мол, святые отцы осуждали лицедейство. На это есть хороший ответ в одном выступлении о. Тихона (Шевкунова). Дословно сейчас не помню, но смысл тот, что в то время, когда жили те святые, не было пьес Чехова. Хорошо сказано - с правильным вектором для молодежи, в массе своей, к сожалению, не знающей классики.
Вера28 февраля 2015, 12:54
Мария, спасибо за Ваше искреннее и мудрое слово. Андрей Звягинцев, безусловно, очень талантливый режиссер, но его последний фильм вызвал много споров. Согласна с Вами, Мария - фильм «Левиафан» производит сильное впечатление, но угнетающе беспросветное, повергающее душу в мрачное уныние, омертвение – в нем нет надежды. И как Вы правы в том, что назвали имя другого большого художника, великолепного певца, чье творчество и целительно, и спасительно! Имя певца Олега Погудина. Его концерты, которые стараюсь не пропускать - это словно глоток чистого воздуха, луч света в надвигающейся непроглядной тьме. Это исповедь чистого сердца, призыв надежды, веры и любви! И спасибо Вам именно за понимание и за Ваше отношение к его творчеству.

Дамир Фахреев28 февраля 2015, 01:19
Замечательная статья! Сразу захотелось пересмотреть "Чапаева".
Нонна27 февраля 2015, 23:36
Осторожнее следует быть с такими фразами, как "внешне простые и непримечательные люди". Это наша русская ментальность. Выделиться. А если не выделяешься, то какой интерес может быть к тебе? В филармонию, музеи в основном и ходят внешне простые и непримечательные. И среди ученых таких чудаков много.Вот когда мы воспитаем молодежь в уважении к человеку вне зависимости от стоимости его "прикида" будет отлично. Где же примечательные деятели кино, чтобы рассказать о том, сколько прекрасных и удивительных людей живет в России? Почему принято только "чернить" свою страну? Когда вспомнят СМИ такие слова, как любовь к Родине, вместо принятого "в этой стране"? Как мы к себе относимся, так будут к нам и относится другие.
Анна27 февраля 2015, 22:25
Огромное спасибо автору. Живой прекрасный язык, интересные параллели, глубокий анализ и живой христианское чувство. Браво!
Таня27 февраля 2015, 21:39
Вчера всю ночь смотрела фильм 'ИДИОТ" и весь день прошел под впечатлением... Фильм потряс до самой глубины души! Нет, я и раньше его смотрела, но дошла суть лишь сейчас. Достоевский поведал нам притчу...Князь Мышкин это дитя больное и чистое - наша Богом данная душа. Все остальные персонажи - наши грехи и страсти, суть гордость, тщеславие, серебролюбие, блуд, ложь, убийство... Что произошло с"душой-Мышкиным" в конце-концов? Многие, наверное, помнят... Ищу Мышкина в себе и не нахожу: душа моя бедная , где ты? Боюсь услышать ответ: в земле-дальней, ни видит уже, и не слышит.....
Против нашего Достоеского "Идиота" весь Голливуд,все Оскары это пыль (пусть золотая, но ПЫЛЬ). Хватит смаковать "левиафана", давайте обсуждать "Идиота", тогда быстрее будем отличать истиный талант от фейка.
тамара27 февраля 2015, 21:21
Спаси БОГ,за такую статью. Всё верно.многая,Вам лета,дорогой автор.
Ирина27 февраля 2015, 19:58
Мария, спасибо за рецензию! Вы сформулировали то что я сама давно думаю о современном искусстве.
Только мертвые люди они не мертвые. Пока человек жив он может измениться, тем мы и отличаемся от демонов, нам, по милости Божьей доступно покаяние. Врядли мы бы увидели Марию Египетскую в развратной блуднице плывущий на корабле в Иерусалим или в выпивохе любовнике богатой госпожи мученика Вонифатия. Мы судим внешне, а что в человеке знает только Бог! Сегодня человек великий грешник, а завтра он может измениться!
По поводу священников, может и есть такие, которые пришли в храм не ради Иисуса а ради хлеба куса, только мне за 10 лет они не встречались.
Любовь Кантаржи27 февраля 2015, 16:13
Потрясающая статья - глубокая, тонкая, свежая... и очень христианская... Поражает не только позиция автора (что удивительно, учитывая её возраст), но и талант.
Родион27 февраля 2015, 15:53
Истоки звягинцевщины - в "Постороннем" Камю, а то и ещё раньше. Другое сравнение: это Кай в замке Снежной королевы, и что-то не видно Герды, которая бы своей любовью вернула его к людям.
Natalya Danilova27 февраля 2015, 15:27
Согласна с автором... сколько "мертвящего" во многих т. н. произведениях искусства. А ведь искусство должно возвышать, окрылять и - учить Добру, согласна с Владимиром. Как не хватает теперь чудесного, волшебного, способного потрясти высотой и чистотой! Вот и смотрю старые добрые фильмы или театральные постановки.
иеромонах Авель27 февраля 2015, 13:12
Спасибо автору за талантливое и точное описание проблемы души ищущей. Блогослови, Боже! :)
Ирина27 февраля 2015, 11:38
Браво автору! спасибо за статью!
Алевтина27 февраля 2015, 11:03
Спасибо! Спасибо за статью! а я никак не могла сформулировать характеристику подобным фильмам и спектаклям.Я использовала понятия "дно","быдло -мораль".
А ведь это же "мертвые люди"!Отсутсвие ощущения Души.Как точно сказано!

"Поднятие к Свету сотни человеческих Душ!Да!
Владимир27 февраля 2015, 11:01
Читаю дневники Шмемана. Он еще в далеком 1975 году писал, что все везде показывают и указывают на зло, учат искать зло, воспитывают детей с указанием зла, но никто не учит Добру, не указывают на добро. В нашем искусстве это было в 90-х, все фильмы -сплошная чернуха. Почему же сейчас нужен "Левиафан"? Может немного зажрались? И надо обострить уснувшие нервы? Я не смотрел этот фильм. И вряд ли буду. Не потому что бегаю от действительности. Просто не хочу. Наверно наелся в свое время...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×