Суздаль, 4 марта 2015 г.
«Православная икона Божией Матери византийского периода, которую турецкая семья обрела в Антакье и привезла с собой в Париж (хотя они и мусульмане), начала источать слезы», - пишет греческий портал Romfea. Как рассказывают сами Альдидароглу, эту икону им подарил православный монах-грек из Ливии в 2006 году. Помолиться чудотворному образу едут люди из разных стран. Узнали о нем и в России...
Но одного взгляда на фотографию чудесного образа было достаточно, чтобы сразу узнать: это копия великой святыни Покровского монастыря города Суздаля! Именно копия, не список. Список невозможно сделать полностью похожим на образец, как фотографию.
Дело в том, что иконография этой иконы совершенно уникальна. По ошибке ее некоторое время называли Грузинской из-за распахнутого на груди мафория, открывающего уголок туники Божией Матери. Она отличается от традиционной иконографии Одигитрии положением правой руки Богородицы: лежит на ножках Богомладенца, как на иконе "Богоматери Римской" или иконе "Млекопитательницы". Отличается позой Младенца, Его одеждами. И самое, казалось бы, неприметное отличие - благословляющая правая рука Младенца. Она полностью совпадает с каймой мафория! Богомладенец как бы сокрывает Себя, а являет нам Матерь Свою. Иконописец не повторил бы этого. Повторила это какая-то фототехнология. Поверх этой копии написаны глаза. Но об этом позже.
Сама святыня хранится в Третьяковской галерее, датируется шестидесятыми годами XIV века. В описи суздальского Покровского женского монастыря 1597 года подробно описывается драгоценный убор к этой храмовой иконе «Пречистыя Богородицы», состоящий из 225 предметов - все они принесены в благодарность за совершенное чудо.
По преданию, именно перед этой иконой молилась кроткая царица Анастасия Романовна о рождении наследника. И родила одного за другим трех сыновей. В 1552 г., перед походом на Казань, царь Иоанн Грозный, отслужив молебен в Покровском суздальском монастыре, услышал слова игуменьи Василисы, тихо сказанные ему вслед: «Вернешься царем Казанским».
Он обернулся и пообещал вложить в монастырь самый любимый свой образ, если сбудутся слова игуменьи. Взяв Казань в Покров, царь «на возвратном пути» исполнил обещание, позаботившись лично об украшении иконы, и привесив к венцу Царицы Небесной золотые с жемчугом, бирюзой и сердоликами серьги казанской царицы.
Анастасия Романовна в благодарность за рождение сына вышивает подвесную пелену и убрусы. Следующая жена Ивана Грозного - Мария Темрюковна - благодарит икону жемчужным ожерельем тончайшей работы. Юная царица, 18-летняя супруга царя Василия Шуйского, похоронившая первую дочь, пострижена в Покровский монастырь вместе с новорожденной дочерью, вскоре тоже отошедшей. О чем молилась она, как утешала ее Божия Матерь, знает только один молчаливый свидетель - царицын золотой сканый крест на груди у Царицы Небесной.
Покровский монастырь, ставший местом пострижения, монашеского подвига и упокоения многих именитых особ, в числе которых супруга Василия III Соломония Сабурова (святая София Суздальская), одна из супруг Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Лопухина... становится местом паломничества к чудотворной иконе, местом утешения.. К 1910 году, как мы видим на фотографии, сделанной В.Георгиевским, лик на иконе Богородицы становится практически невидим. А в 1920 году один из выдающихся реставраторов своего времени, любимец святого патриарха Тихона - Г.О.Чириков, бережно раскрывает икону от потемневшей олифы и записи XVII века. Напомню, что драгоценный убор иконы не давал возможности прикладываться к ней. Ее лик не мог быть «выцелован», как выцелованы изображения святых на иконе Покрова из этого монастыря. Прикладывались к подвесной пелене. Но на иконе глаза практически не видны. Видны зрачки. А глаза выплаканы. Вот почему она утешала и утешает. И в Париже Матерь Божия снова плачет.