Три года назад я услышала историю об удивительном мальчике, который самостоятельно пришел в храм, а вслед за ним к вере потянулись и взрослые родственники. Было известно имя — Борис, и что он алтарничал в храме Трех святителей поселка Поливановка. Тогда меня очень просили написать о подростке, которого Сам Господь привел в Свою Церковь, но собралась только теперь.
Борис принес с собой на нашу встречу толстую папку, в которой хранит материалы о своих земляках, жителях Невежкино. Планирует со временем написать о них книгу. Вот на старинной черно-белой фотографии — группа людей, стоящих у гроба. В ряду крестьян привлекает внимание батюшка в скромном, если не сказать ветхом, облачении. С этой фотографии, по словам Бориса, и началась его история…
Юноша разделяет свою восемнадцатилетнюю жизнь на два периода: неосознанный и осознанный. Из воспоминаний первого — наполненное солнцем и беззаботностью детство в Невежкино, где до сих пор живут его бабушка и дедушка по маминой линии. Бабушка по отцовской линии из Саратова, которая порой брала внука с собой в церковь. А еще — визит давнего товарища отца, который, как выяснилось за разговором, работает в православной гимназии.
— Отдайте Бориса к нам,— предложил он родителям.— Школа-то хорошая.
— Пойдешь? — спросил отец.
— Пойду! — не задумываясь, ответил мальчик.
Главные слова
Тогда он еще не осознавал свой порыв, но через неделю, став учеником православной гимназии, понял, что попал куда нужно — настолько его увлекла учеба, новые предметы, новые друзья.
Но Борис чувствовал, что в его жизни еще чего-то не хватает. И однажды юноша зашел в храм. Тот, который был ближе всех к дому, в Поливановке. Шла служба, молодой человек встал поближе к клиросу и неожиданно для самого себя начал подпевать, когда начался «Символ веры», когда зазвучала молитва «Отче наш»…
— Я никогда не учил эти молитвы, не брал в руки молитвослов, но слова словно были записаны у меня на подкорке,— вспоминает юноша.
Когда Борис пришел в храм второй раз, отец Сергий Лобанов пригласил его в алтарь и предложил помогать.
— Это было удивительно, но мое воцерковление шло параллельно с воцерковлением моего крестного, мы практически одновременно пришли в храм, начали узнавать свою веру, участвовать в таинствах,— говорит Борис. К моменту окончания гимназии он уже точно знал, что другого пути, как пойти в духовную семинарию, он для себя не представляет.
История одной фотографии
— Это было первое вполне осознанное мое желание, которое я запомнил,— говорит Борис.— Мне стало интересно, почему появилась эта фотография, ведь в те времена — в 30-е годы прошлого века — стоили они очень дорого. Люди, окружавшие гроб, вряд ли были зажиточными.
И Борис начал искать. Поиски увенчались успехом: на снимке оказался служивший с 1918 по 1931 год в храме во имя святых чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана Асийских села Невежкино священник Александр Перов. Он возглавил осиротевший приход после того, как был арестован и сослан в лагеря его родной брат, священник Николай Перов. Чтобы прокормить семью из восьми человек, батюшка совмещал служение в церкви с работой счетовода в колхозе «Октябрь». Но советскую власть такое положение дел не устраивало: в 1928 году отца Александра лишили избирательных прав, в 1929 году на его семью наложили непомерный налог — пять тонн картофеля, отбросив многодетную семью за грань выживания. В 1931 году священник был арестован за контрреволюционную деятельность и отправлен в концлагерь на пять лет. Отбыв срок, в 1945 году отец Александр поселился под Сталинградом. Работал в колхозах счетоводом, а затем вернулся к служению Богу сначала вторым священником, а затем настоятелем Покровской церкви (ныне кафедрального собора) Урюпинска Сталинградской области. 21 октября 1965 года батюшка отошел ко Господу в возрасте 78 лет. Сейчас Борис собирает документы для возможного прославления отца Александра в лике святых новомучеников и исповедников Российских и разыскивает его потомков.
Село Невежкино и его обитатели
Борис признается: ему больно смотреть, как угасает любимое село. Как уезжает из него молодежь, как теряется в безысходности никому не нужного дожития старшее поколение. Как прекратить этот процесс? Возможно ли это? Однажды Борис понял, что для того, чтобы остановить деградацию, селу нужен храм.
Юноша записался на прием к Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину и поведал ему о своем замысле. Владыка подсказал, с чего начать, как поговорить с местными жителями, с администрацией. И 16-летний школьник начал создавать общину. Надежными помощниками ему в этом деле стали несколько верующих, в основном пожилых людей.
Под временный храм общине отдали пустующий дом. За два дня группа энтузиастов привела ветхое строение в порядок, постепенно обзавелись церковной утварью и первыми иконами.
4 ноября 2013 года 20 человек собрались в своем новом храме на первую общую молитву, а через десять дней клирик храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского районного поселка Лысые Горы иерей Александр Подойко, который стал окормлять общину, привез в деревню Святые Дары.
— Невозможно предать словами чувство, которое мы все испытали, когда спустя 80 лет в село пришел Сам Христос! — говорит Борис.
Пасха Христова. 2013 год.
|
Галина Федоровна Коточигова звонит в колокола
|
Сейчас Божественная литургия служится в селе раз в месяц, а прихожане собираются каждое воскресенье и по большим праздникам. Активное участие в жизни храма принимают и жители соседнего села — Большие Копёны. Община хотя и маленькая, но очень дружная.
— У каждого есть свое послушание,— улыбаясь, рассказывает Борис.
Наталья Михайловна Лагутина — первый человек, к которому он обратился со своей идеей, она же коммуникатор, организатор и правая рука Бориса в сельской церковной жизни. Галина Федоровна Коточигова — звонарь. Ее сестра — Евгения Федоровна Булюкина — свой опыт учетчика в колхозе применила в ведении бухгалтерии храма. Нина Сергеевна Козынченко отвечает за атмосферу в церкви, а проще говоря, топит печь. В пять утра приходится вставать 75-летней женщине, чтобы к началу службы в храме было уже тепло. Татьяна Николаевна Вахлюева заботится о трапезной. После службы прихожане обязательно продолжают общение за общим столом с чаем и мастерски приготовленным Татьяной Николаевной угощением.
Анатолий Васильевич Голиков
|
Крестный ход
|
В день памяти преподобного Сергия Радонежского. Евгения Федоровна Булюкина
|
Свой вклад в переоборудование здания под храм внес и дед Бориса — Владимир Егорович Кравцов. Бабушка и дедушка юноши дожили до 75 лет некрещеными. И это обстоятельство огорчало их внука. «Страшно я переживал за их загробную участь,— признается Борис.— Бабушку креститься долго упрашивать не пришлось, а вот дед сопротивлялся». Но по просьбе внука он все-таки принял Святое Крещение вместе с супругой и еще шестью односельчанами. Это событие имело в жизни Владимира Кравцова серьезное продолжение: куривший с 10 лет и в больших количествах (порой и трех пачек в день не хватало) мужчина расстался с этой вредной привычкой.
Хотя временный храм в Невежкино появился недавно, у него уже есть свои значимые святыни. Причем появились они благодаря… тому самому священнику с фотографии — отцу Александру Перову. Например, иконы, полученные приходом от Владыки Лонгина: Божией Матери «Троеручица», а также святого Лонгина — в день его памяти община впервые собралась на общую молитву; Евангелие с напутствием «Доверяйте Христу», подаренное Архиепископом Элистинским и Калмыцким Юстинианом — во время визита Владыки в Саратов Борис рассказал ему о существовании общины, затем о поисках следов невежкинского батюшки, и с тех пор общение не прекращается; Урюпинская икона Божией Матери — подарок Епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея.
Есть у общины заветная мечта: чтобы в храме была частица мощей святых Космы и Дамиана Асийских. Такая частица, насколько известно прихожанам, имеется в Покровской епархии, и невежкинцы очень надеются, что когда-нибудь святые почтят своим присутствием их вновь отстроенный храм.
Новая жизнь старого храма
15 июня 2013 года в Невежкино произошло грандиозное событие. У разрушенного храма остановился автобус, и из него вышла многочисленная группа молодых людей. Это был отряд миссионерского отдела Саратовской епархии. Борис нашел это объединение в социальной сети и пригласил в свое любимое село. Руководитель отдела священник Павел Усов, выпускники семинарии и волонтеры встретились с жителями села, рассказали о Православии, о Церкви и ее Таинствах. Семинаристы исполнили церковные песнопения. В реке Медведице трое сельчан приняли Крещение.
Но самое главное, в тот день впервые за 82 года Божественная литургия совершалась в стенах храма, построенного в 1811 году. Куполом было само летнее небо. Хору подпевали местные воробьи, которые почему-то не испугались большой толпы людей, а расселись рядком на стенах храма и заливались соловьями.
Крещение в реке Медведице
|
Первая за последние 82 года Божественная литургия в храме села Невежкино
|
На Литургии собралось почти полсотни людей. И эта совместная молитва словно вдохнула жизнь в разрушенный храм. Один из местных фермеров принял решение восстанавливать церковь. Сегодня его стараниями на здании установлены несущие конструкции будущей крыши, каркасы куполов и колокольни. Работы еще предстоит очень много, но прихожане уверены, что с Божьей помощью, которая приходит через неравнодушных людей, храм будет достроен.
Когда Бориса спрашивают, стоит ли предпринимать такие усилия по организации церковной жизни, если Невежкино все равно угасает, он отвечает:
— Ситуация сейчас такая, что без крепкого, работоспособного села Россия с кризисом не справится. Российской глубинке словно Сам Господь посылает шанс на возрождение. А с чего ему начинаться, как не с возрождения духовной жизни?
Прихожане за трапезой
|
Престольный праздник во временном храме 14 ноября 2014
|
Фото автора и из архива Бориса Зозули
Газета «Православная вера» № 4 (528)