Ну вот, когда основные страсти выплеснуты, попробуем подвести итоги противостояния, зачинщиком которого является… РПЦ? Новосибирский театр оперы и балета? Прогрессивная (консервативная) общественность?
Согласитесь, все это звучит не только малосимпатично, но и вполне тревожно-угрожающе. Как многие понимают, последствия на первый взгляд локального конфликта могут быть непредсказуемыми. Достаточно вспомнить подобные прелюдии к нашей революции или недавние события во Франции.
Что увидело большинство православных людей в нежданно облетевшей всю страну оперной премьере в Новосибирском театре? Два знаменательных явления, касающихся нашей веры и нашей культуры.
Во-первых, стало окончательно ясно: кощунство — от неприкрытого до завуалированного, направленное в первую очередь против Православия, стало сегодня значимой составляющей культурной жизни части современного общества. Суд в Новосибирске оправдал авторов спектакля: эксперты и судья не признали, что известный плакат, где представлено Распятие в женской промежности, а также образ Христа, развлекающегося с путанами, может оскорбить религиозное сознание. Впрочем, какие бы решения ни принимали эксперты и судьи, думаю, только усердный самообман сможет заставить их поверить, что православные люди могут перестать видеть во всем этом сознательное и омерзительное глумление, как бы нас ни уверяли, что режиссер имел в виду совершенно другое. В лучшем случае можно заключить, что благонамеренный замысел у авторов не удался.
Другое дело — как нам, православным, реагировать на это и подобные события? Гражданский закон сегодня дает христианам возможность обращаться в суд в случае, если их религиозные чувства оскорблены. Закон Божий, превосходящий человеческие законы, призывает молиться за оскорбляющих нас, поскольку нет для христианина личного поругания большего, чем нанесенное Христу.
Затем в Евангелии нам повелено непременно, и со всей искренностью, предпринять попытки увещевания: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви». Но эти увещевания не должны простираться до бесконечности: «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).
Чтобы прояснить нашу позицию, представим, что у кого-то оскорбили мать, и он нашел в себе силы призвать к совести недруга. Его добрые побуждения были отвергнуты. Что мы посоветуем такому человеку? По-видимому, скажем, что он должен принимать решение, исходящее из его личной решимости и разумности. Кто-то в данной ситуации в конце концов покорится обстоятельствам. А кто-то и нет.
Снова переходя к нашей теме, приведу пример святителя Иоанна Златоуста, его слово «О том, как надлежит поступать с кощунниками»:
«Раз у нас зашла речь о хуле, то я хочу просить вас об одной услуге, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутьи или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить, не отказывайся, — ударь его по лицу, сокруши уста его, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд — иди».
Вот так. Наверное, не все сегодня представляют себе столь бескомпромиссное и нетолерантное христианство. Поэтому, думаю, и был принят встреченный гулом неодобрения закон об оскорблении религиозных чувств. В первую очередь закон этот призван, полагаю, стать буфером, возможностью сдерживания и минимизации конфликтов на столь древней, таинственной и сложной почве, на которую ступили авторы новой постановки оперы.
Несомненно, искусство живет по своим законам, и мы не собираемся в них вмешиваться; но искусство не обладает абсолютной автономией. Она заканчивается, когда произведение искусства соприкасается с обществом. Нас призывают быть толерантнее, проще, спокойнее. Без эмоций взирать на то, что, несмотря на решения экспертов и суда, было и остается для нас кощунством. Иные уверяют, что мы просто не можем разобраться в сути дела. Подобные позиции со светской точки зрения совершенно ясны и понятны. Но снова напомню: мы, христиане, нравится это кому-то или нет, живем по иным законам. И об одном из них в контексте призывов к толерантности говорит древний православный святой Василий Великий: «Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием». А мы как раз этого совершенно для себя не желаем.
Так что же делать? Можно только поприветствовать, что обсуждаемая сегодня проблема с провокативной постановкой «Тангейзера» вышла из судебно-процессуального пространства. Никому не нужная война против даже самых спорных направлений культуры бесперспективна и приведет только ко многим и бессмысленным потерям. Тем большая ответственность теперь ложится на тех, кто определяет направления сегодняшней российской культуры, кто принимает решения, какими должны быть поддерживаемые государством проекты. И эти решения должны стать настолько действенными, чтобы суметь максимально разрешить конфликт и противостояние.
Но все же в первую очередь главная ответственность остается на людях, избравших творческий путь, на авторах. Общество, читатель, зритель, не отягощая художника цензурой внешней, ждут от него благородства и высочайшей внутренней цензуры. Напомню, что Пушкин, даже в свои самые беспечные юные времена, не помышлял о том, чтобы выпускать «Гаврилиаду» или свои «частные» стихи на широкую публику. А в зрелые годы он и подавно не любил о них вспоминать. Вот отрывок из записок А.С. Норова:
«Дело было года за два до женитьбы Пушкина на Наталье Николаевне. Встретившись с ним, Пушкин дружески… обнял [Норова]. Присутствовавший при этом В.И. Туманский сказал: “А знаешь ли, Александр Сергеевич, кого ты обнимаешь? Ведь это твой противник. В бытность свою в Одессе он при мне сжег твою рукописную поэму”. “Нет, — возразил Пушкин, — я этого не знал, а узнав теперь, вижу, что Авраам Сергеевич не противник мне, а друг. А вот ты, восхищающийся такою гадостью, как моя неизданная поэма, настоящий мой враг”».
Именно такой метаморфозы я искренне желаю молодому и, как говорят, талантливому режиссеру Кулябину.
«Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...»
Сочувствия, понимания, желания не навредить, не ранить, не причинить несправедливую боль — вот чего вправе ждать зритель от по-настоящему талантливых авторов. Особенно это касается двух тем: религиозной и национальной.
Режиссер Тимофей Кулябин в интервью о своем «Тангейзере» заявил:
«Я искал тему, табуированную в современном обществе. Для нынешнего европейца таких тем, пожалуй, только две: холокост и религия… Все остальное уже сто раз пройдено, сегодня трудно кого-то чем-то удивить. Тема религии сегодня — одна из самых сложных, провокационных и спекулятивных».
Что ж, откровенно. В результате мы получили то, что получили. Возможно, Тимофей Кулябин для достижения успеха своего замысла легко и искренне действовал по своеобразно понимаемым им законам своего жанра. Но, снова: законы Церкви — совершенно другие. В одном из недавно принятых соборных документов — «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» — говорится о необходимости ответственного и в высшей степени бережного отношения именно к этим двум человеческим чувствам — религиозному и национальному. В соборном документе Церкви призывается всеми силами противостоять любым попыткам спровоцировать противостояние на религиозной и национальной почве, от кого бы подобные действия ни исходили и какими бы резонами ни прикрывались. Причина столь серьезного внимания — осознание той боли, которую причиняют унижения и надругательство над верой и национальным достоинством человека, а также понимание чрезвычайного и разрушительного для общества и страны потенциала этих проблем.
Церковь не вмешивается в свободу творчества. Тем более Церковь не хочет и не собирается брать на себя функции надзора. Но когда у нас пытаются отнять даже право протестовать против оскорбляющего нас кощунства, то есть права на простое чувство, заявляя, что происходящее в общественном пространстве не наше дело, — это явный перебор даже для либералов, господа.
От нас прямо требуют и носа не высовывать из-за своих церковных оград. «Нужно раз и навсегда этим мракобесам объяснить, чтоб они не лезли на чужие территории», — призывает режиссер Кирилл Серебренников. Как нам это собираются объяснить? Может быть, вот так: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий» (В.И. Ленин. Письмо в Политбюро от 19 марта 1922 г.). Не хочется заострять, но до грусти похоже.
Вторая огромная проблема, к которой хотелось бы привлечь внимание, состоит в том, что в сегодняшней России нет никакого механизма защиты классики от творческой вивисекции. Взять тот же случай с «Тангейзером». Произведение, главной мыслью которого является побеждающее все земные преграды прощение и милосердие Божие, превращено в полную свою противоположность.
Допускаю, что режиссер решил показать зрителям личное видение особого трагизма сегодняшнего мира. Но правомочны ли столь кардинальные переделки по отношению к зрителю? И порядочно ли все это по отношению к автору, у которого уже невозможно спросить разрешения на столь радикальную трансформацию его произведения?
Создается впечатление, что сегодня, чтобы достичь успеха, достаточно освоить весьма нехитрую технологию. Она действительно проста: нужно бестрепетно перекроить классическое произведение, что называется, на «современный» лад, наполнить его эротикой, прибавить безопасной по сегодняшним дням фронды по отношению к «режиму» и, наконец, все это обрамить антихристианскими сценами и выпадами. Вот произведение и готово. Их, таких однообразных и пошлых, сегодня хоть пруд пруди.
Тем более поражает, что подобные недалекие, злые пародии осуществляются за государственный счет и в государственных театрах. Можно ли себе представить, что плеяда неких художников год за годом пишет развязные карикатуры на лучшие полотна великих живописцев, а потом Эрмитаж и Третьяковка покупают их и вывешивают рядом с подлинниками? В страшном сне такое не привидится. Но, впрочем, если подобное происходит в государственных театрах, почему бы за ними через какое-то время не последовали галереи?
Конечно же, речь не идет о попытке оспаривания права талантливой режиссерской интерпретации драматического или оперного произведения. Но когда в постановку вносятся концептуальные, морально-нравственные, фактологические изменения, кардинально искажающие авторский замысел любимого и драгоценного для поколений зрителей спектакля, в угоду настроений и амбиций режиссера, то большой вопрос, насколько правильно, что все мы в лице государства вынуждены соучаствовать в подобных опытах.
Все это — наболевшие темы, благодаря постановке новосибирского театра приобретшие сегодня крайнюю актуальность, требующие непременного разрешения. И темы эти обращены в главную и первую очередь на суд сообщества деятелей культуры. Им их осмысливать, оценивать и принимать по ним решения.
Что же касается достойных сожаления конфликтных проблем, обсуждаемых сегодня, то самым верным путем к их разрешению может и должен стать открытый диалог, который в первую очередь необходимо предпринимать в подобных ситуациях, диалог, стремящийся к разъяснению позиций, взаимопониманию. Именно этим хотелось бы завершить мое сообщение.
И человекам и вещам
Золотарями называли
Служителей отхожих ям
И, так сказать "добро" людское
Текло подальше от людей
Не прорывалось к нам рекою
Не заполняло площадей
А ныне время не простое
Чему угодно путь открыт
И все такое золотое
С подмостков и страниц смердит
Коли поверхностно послушать
Все о душе, хоть невпопад
Но, к сожалению о душах
И душегубы говорят
О, золотарь, пером иль кистью
Почто обожествляешь срам
И из своих отхожих истин
Пытаешься построить храм?!
Иером.Роман
С глубоким уважением
Завершилась дискуссия выступлением А. Бурляева.
Где он расставил все точки над i, начав фразой "идет бой за души людей" и прочитав стихи полуторастолетней давности Языкова -
К не нашим
О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
******
******* (прошу прощения за сокращение)
Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живёт, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью к родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живёт
Любовь не к истине, не к благу!
Народный глас — он Божий глас, —
Не он рождает в вас отвагу:
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша —
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны!
Хулой и лестию своею
Не вам её преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надёжна Русь святая,
И русский Бог ещё велик!
6 декабря 1844
Выскажу только свое впечатление, без каких либо осуждений мнений там присутствующих.
1. Превалировало мнение светских личностей, что "С учётом того, что у нас светское государство, любая точка зрения имеет право на существование, даже если является кощунственной для какой-то группы людей."
Эта отмазка и тут в комментариях присутствует.
Татьяна
Ответ прост. ЗА СВОЙ СЧЕТ все что вы хотите.
Иначе получается, что верующие и я лично еще и платить деньги (мои налоги) должны на похоти данных кощунников.
2. Присутствуюшие кощунники от культурки претендовали (и на полной серьезе!) на то, что они ПАСТЫРИ народные.
Если этому не будет поставлен заслон на государственном уровне, закончится это очень плохо.
Я имею в виду для государства, а не для Церкви. Она то будет стоять до конца времен, не вопрос.
В 17 году и священников живьем закапывали, и иконы жгли и... много чего.
Церковь как стояла так и стоит.
Но вот где ноне РИ????
Не стоит скакать по тем же граблям.
"Меня вот удивляет, почему эти "режиссеры" не сделали подобную постановку на пророка Мухамеда - очевидно, боятся, что после выхода из театра их просто взорвут или расстреляют автоматной очередью."
Меня тоже это удивляет еще с выходки пуси - ведь не пошли же в синагогу или мечеть... Последствия сразу предсказуемы, а с православными можно все что угодно делать...
"Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам,"...
Согласна, лучше и не скажешь. Только при чем тут кощунники? Я, например, побила бы их без гнева, а С ЛЮБОВЬЮ!К чему и других призываю. Только ЛЮБЯ!
Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов, вот польза гнева, для этого Бог вложил его в нас.
Свт. Иоанн Златоуст
xiuli пишет:
..."При этом жесточайшая цензура и уголовные дела- это уж то, что само собой разумеется! Опять проснулся старый злобный зверь - ненависть к собрату! Кому это на руку? Ничего не понимаю".
Дорогой xiuli, во-первых, на мой взгляд, "жесточайшая цензура и уголовные дела", а уж тем более обсуждение, не помогут вразумить кощунников, не тот случай - им не нужна истина, а нужна слава и известность (скандальная даже интересней!) любой ценой.
И потом, кого Вы называете собратом?! Это Кулябкин для Вас - собрат? Или я не правильно поняла? Если правильно поняла - то мне жаль Вас... Тогда уж определитесь, с кем Вы: со Христом, или с Кулябкиным, который Христа хулит. Для христианина третьего не дано. Если назвать вещи своими именами, то станет понятно, что христианин, оправдывающий кощунника, становится рабом сатаны, чего бесы и добиваются.
Так что для вразумления кулябкиных только и годятся рекомендации святителя Иоанна Златоустого... Простите!
Я хочу сказать о своем г. Новосибирске, о нашем НТОиБ, которым много лет мы гордились и никогда не думали о том, что будет стыдно и мерзко думать о том, во что превращается наш театр.Жаль, что у руководства театра в глазах и голове только пиар, жаль актеров, которые не думают о душе своей, ведь она постепенно и безвозвратно гибнет, а думают о мамоне и служат ему.Жаль, что руководство культуры города и наш градоначальник не думают о своем городе, о его жителях,-можно их простить , они чужие и временные в нашем городе. А мы то, жители города, почему мы не думаем о себе самих и самое главное - о своих детях( о завтрашнем дне, когда мы , отправляя своих детей в театр -любой, не можем быть уверены в том, что наш ребенок там увидит духовный, хороший спектакль, а( дяди и тети-актеры, режиссеры, директоры театров "просветят" наших детей)-ОЙ КАК СТРАШНО!!! ТОЛЬКО ОТ ХОРОШЕГО ДЕРЕВА ПОЛУЧАЮТ ХОРОШИЙ ПЛОД, и что МЫ в детей своих вложим, то и получим потом для себя. А что мы можем предложить?-Тангейзер? СТРАШНО за НАШИХ ДЕТЕЙ и за Нас! Это только начало- это пробный шар, нас ВСЕХ верующих и атеистов начинают испытывать потихоньку,лиха беда -начало. ОЙ, КАК ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО!
С уважением, xiuli.
Точка зрения - это не публичный массовый показ в гос. учреждении. Каждый имеет право кощунствовать в пределах своей домашней (клубной) автономии, но не на гос. площадках.
Уголовный и адм. закон существует в светском обществе не для того, чтобы его нарушали, а затем судились, но для того, чтобы пресекать нарушения закона и судить нарушителей.
Если для Вас какой-то закон "идиотский", то это Ваша проблема, обращайтесь в Конституционный Суд по процедуре.
Дело не в том, что "ты заплатил деньги, ты пошел и посмотрел", а в том, что, то, что ты посмотрел в гос. театре, сделано на средства народа страны, равно как и сам театр содержится на все 100 государством. Театр - это не частная лавочка, не вотчина и не собственность отдельных физ. лиц, а общее гос. достояние. К посещению этих мест не подходит формула "не хочешь смотреть, уходи". Не нравится репертуар гос. театра "иди в клуб и смотри..." Вот так.
А точка зрения православных отличается от точки зрения либералов и имеет право быть, исходя из Вашей же точки зрения.
И последнее. Закон очень нежная вещь, но и очень суровая вещь.
Суть атеизма, можно изложить в следующих словах: "все чего нельзя увидеть, услышать, потрогать, понюхать, понять - не существует". Тот факт, что человек много чего не понимает, обычно атеиста не смущает. Некоторые, граждане например не понимают совершенно очевидных вещей, и обычные причинно-следственные связи для них являются случайностью и непостижимой загадкой. Так бывает.
Человека издревле пугает мрак, но почему-то мрак в собственной голове атеиста, его не пугает вовсе. Это парадокс. Для атеиста излишни мысли о том, что человеческий разум ограничен, а уж разум отдельных индивидуумов, ограничен их индивидуальными особенностями, а также особенностями их формирования. При этом до них не доходит, простая истина: Вера, является таким же инструментом постижения реальности, как и сознание.
Но зато, до них очень хорошо доходит, простая мысль: все, кто с ними не согласны, являются "мракобесами". Им очень нравится это слово, они его любят повторять.
P.S. У редакции и православных прошу прощения, не сдержался. Простите меня.
И чуть поразмышляв, в этом направлении мы придем к простым и очевидным выводам.
Во-первых: либерализм, это идеология. Как любая идеология, она несет в себе определенный набор ценностей, иными словами отвечает на вопросы: что такое хорошо, что такое плохо. Ценности эти весьма специфичны, так сказать на любителя.
Во-вторых: Православие, как Вера - величина неизмеримо большая, чем любая идеология. Но в этой Величине, содержится также набор ценностей. Чаще, мы говорим о них, как о Христианских ценностях.
В-третьих: будучи, честным нужно признать, что либеральные ценности конфликтуют с Христианскими ценностями. При этом, не выдерживая прямого столкновения, иногда они камуфлируются в псевдохристинскую обертку. Но при этом,им все равно не комфортно.
В-четвертых: не выдерживая прямой конкуренции, либеральная идеология, пытается Христианские ценности изгнать из поля общественного сознания, загнав его за церковную ограду. На вопрос, с какой стати? Слышим слабоумный ответ, про светское государство, как будто бы светское государство запрещает разделять и придерживаться Христианских ценностей. Нет, такого запрета.
Но наверно я не дальновиден, и не могу понять, что даст диалог с создателями Левиафана и Тангейзера.
К тому же благодаря им (или их коллегам) по всем телеканалам уже давно изливается сплошной Левиафан.
Тех, кто создает и смотрит телевизионный Левиафан - 100 к 1 - к тем, кто читает статьи на этом сайте.
Эти сотни, в лучшем случае, считают верующих – фанатиками.
Не уже ли эти сотни захотят говорить с единицами, и тем более соглашаться с единицами, и ущемлять свои права на грязь.
На этой земле не осталось ничего святого!
И это не ерунда!
Люди за Христа жизнь свою отдавали. И сейчас вот отдают.
Вот представьте - оскорбляют Вашу мать, сестру, отца, выставляют на поругание и на посмешище.
Мы скажем тогда то же самое на Ваше возмущение: "Сергей, кажется обращение на подобную грязь столько внимания, и то, что ты кладешь на это своё время и силы - это такой бред и мракобесие, что ужас. Лучше помогай тем, кому нужна помощь, любите друг друга и не трать время на ерунду."
Для меня Христос - это моя Душа, моя жизнь, мой свет! Без Него мир загнется! Поэтому как можно спокойно смотреть как какой-то там кулебкин или как его там, и иже с ним оскорбляют то, что мне больше всего дорого?!
Это нельзя ставить в один ряд с тем, если бы во время спокойной ночи малыши показали бы гей порно или ещё какую-нибудь резонансную вещь в прайм-тайм, от которой ты не застрахован и считай тебе это насильно "вкололи" в подкорку.
С точки зрения православия - мне кажется обращение на подобную грязь столько внимания, и то что люди кладут на это своё время и силы - это такой бред и мракобесие, что ужас. Лучше помогайте тем, кому нужна помощь, любите друг друга и не тратье время на ерунду.
С учётом того, что у нас светское государство (или мы пытаемся делать вид, что претендуем на это звание), любая точка зрения имеет право на существование, даже если является кощунственной для какой-то группы людей.
Это нормально. В этом и заключается наше отличие от животных - мы можем и должны держать себя в руках и не поддаватья эмоциям. Для решения проблем существует закон - что-то не нравится - подайте заявление в суд, в СК, прокуратуру, пусть беспристрастная (к сожалению, с этим тоже у нас в государстве проблема) группа, с учём экспертов разбирается.
Есть закон, которые преследует за оскорбление чувств верующих. С моей точки зрения, закон идиотский (формулировка), но с какой-то стороны очень полезный - он теоретически может помочь предовратить то, что было во Франции. Особенно, когда по-мира живёт (интеллектуально и морально) в средневековье.
Что же можно сделать? Вот одна ревнивая христианка пишет, мне бы хоть в лицо им плюнуть. Ну плюшешь ты - и что? Они ещё больше ожесточатся, скажут - совсем православные ошалели, руки распускают, плюются как верблюды.
Иоанн Златоустый, я уверен, никогда бы не повторил своих слов сегодня, когда градус ожесточения столь высок. Так что не думаю, что эта цитата тут на месте, тем более, что именно её всё время повторяют, будто он ничего другого никогда не говорил.
- это вы вторгаетесь в дела церкви;
- это вы используете религиозные символы не по назначению;
- это вы ничего не смыслите в прекрасном;
- это вы не понимаете что должно нести искусство;
- это вы своим нездоровым правосознанием наносите общественный вред.
Список не исчерпывающий.
А что делать, если народ не хочет прекращать свое бытие? Правильно, его нужно "подтолкнуть", развратить, поменять ему "систему координат". В народе нужно пробудить все самое низменное и "скотское". И тогда, народ сам себе сделает харакири. И вместе, с собой похоронит и созданное им государство. На деле, это одно из колесиков "тайны беззакония". Произойдет все не быстро, но зато надежно и гарантиованно. Диавол, никуда не торопится.
В двадцатом веке, этот механизм было поставлен, что называется "на поток".
Это очень опасно. По настоящему эта проблема должна быть осознана на государственном уровне. Осознано, именно как проблема, угрожающая государству. Ибо первейшая обязанность пастырей и власть предержащих заботиться о нравственном здоровье народа. Но слово "забота", подразумевает прежде всего запрет на развращение людей.
В этом смысле эти "режиссеры" и прочие "авторы" очень похожи на разбойника-хулителя, проклинающего Христа, бессильного в своей злобе и ненависти. Ужасная участь!..
Ясно, что ядовитая пена, изрыгаемая авторами подобных "постановок", не нанесет вреда Церкви Христовой, ибо Бог поругаем не бывает, а Церковь будет стоять вечно, "и врата ада не одолеют Ее", но все же каждый православный христианин имеет право выразить свое отношение к этим сатанинским действам, нравится это либеральным антихристианским деятелям или не нравится.
Что касается режиссера: что он имел ввиду такого высококультурного, чего мы не в состоянии понять? Может просто не зритель плохой, а режиссер некудышний? Бить их надо в слабые места: "вы, батенька, плохой представитель искусства, ибо я не понимаю, о чем вы".
И последнее: почему же Кулябин не выбрал холокост во всём "блеске" декораций? Страшненько стало... ведь тогда могут подключится структуры иного порядка, не столь благожелательные как РПЦ.
P.S.: в этом мире диалог возможен только если у тебя полки за спиной по полной выкладке. Слабых бьют и палачи больше не каются.
Отец Тихон, благословите на «Соборян». И низкий поклон Вам за «Несвятые святые»!
Первый симулякр, за которым не было реального мира, предложил Дьявол, когда в пустыне показал Иисусу все прелести Мира. Иисус отверг симулятивный мир. Но человек готов жить в самообмане, чтобы избежать сути явлений. Именно по этой причине две тысячи лет назад люди распяли Христа, потому что им было страшно вглядываться в его глубины. Но водрузив на него терновый венок и прибив над ним табличку «Царь Иудейский», они низвергли Бога в привычный мир воров и разбойников. От навешивания ярлыков до «Распни его!» один шаг. Бога распять нельзя – царя можно.
Нашим детям через телевидение, компьютерные игры, кино, «современное неискусство» ущербные творцы внушают ущербные мысли, в наши дома вламываются без спроса и оскорбляют нас, выдавая это за перформансы и инсталляции, и не ведая, что вопросы искусства и не искусства разрешаются в плоскости эстетики, а не вкусовщины или уголовного права. Что для искусства наипервейший вопрос - вопрос качества, и значит не "выделанности", а художественного вкуса и школы, уважения к традициям и истории. Иначе, мы превращаемся в общество "иванов не помнящих родства" и плюющих на свою мать, и манкуртов не знающих своей истории и Родины.
Мне кажется это и есть демократия. Таким же правом должны пользоваться и другие религиозные конфессии в отношении произведений, затрагивающих их вероисповедание Бога.
Для государства Церковь - это организация (юридическое лицо), обладающее огромным комплексом юридических прав.
Произведения искусства с религиозной составляющей, которое публично представляется в ГОС.культурных учреждениях или на средства государства обязаны проходить до сценическое согласование с авторитетными экспертами, уполномоченными на то Православной Церковью, как общественной организацией.
Разве может неверующий человек, создать произведение с религиозной составляющей, не только не понимая, что такое вера, но и не чувствующий сердцем, что есть вера.
Естественно этот художник подвержен ошибкам, а для этого нужна подсказка от эксперта. Если же художник захочет поглумиться над верой, то эксперт станет преградой еще до момента публичности.
Благодарю отец Тихон за статью! Верно Вы сказали, нужно общественное обсуждение проблемы. Тихое и спокойное.
В Церкви главное, чтобы произрастала молитва. Всё остальное-суета сует. Тем более лицедейство не очень хорошее поприще для христианина. Очень всё там зыбко, много страстей. Хотя в миссионерском плане безусловно надо снимать фильмы с пропагандой-рассказом о православии. Одним Островом и Старец Паисий и я,... эту свободную нишу не заполнить.Нет ни одного фильма крупномасштабного, где рассказывалась хотя бы одна история прихода к Богу, в Церковь (можно было бы разные истории людей всех возростов в один фильм сложить как мозайку). Очень жаль, конечно. Но видимо нет пока воли Божьей на это
Церкви в это влезать не надо.
Если серьезно, то это правильно: пусть как можно больше людей узнает об отношении Церкви к подобного рода модерну в культуре. Кощунство нельзя завуалировать и оправдать свободой творчества. Надо называть вещи своими именами. Спасибо Вам за принципиальность, за твердость позиции. Я уверена, что «пока есть в Церкви таковые – ей злые силы не страшны…» ) и власть тьмы не воцарится в нашей жизни, как бы этого ни хотели ненавистника Бога и Церкви.
Елене А.:
Елена, скорее всего, почвой для этой информации о Есенине стали строки из его поэмы «Инония». Но там не все так однозначно. Это был 1918 г. Есенин – трагическая фигура в русской литературе. У него есть хорошие стихи о Боге, о вере. Но это – другая тема.
Можно изложить своё мнение в письме президенту http://letters.kremlin.ru/send
Если театр государственный, судья, принимая сторону оскорбленных, невольно подтверждает, как минимум, безответственность государства. Судья ж не будет подтверждать, что минкульт дал "выразиться" за государственный счет одному, наплевав в душу тысячам. Церковь живет по иным законам. Вот только судится по этим, учитывать надо, что суд давно уже не то место, где истину устанавливают.
У соучастников этого действа хотелось бы узнать, а что государство приобрело в результате этой постановки, материальная (доход бюджета) и моральная составляющие бесценного "приобретения"? Кто-то из ненавистников Церкви стал умнее, добрее, чище, гуманнее после просмотра? И каков интерес государства в постановке этого "частного мнения"?
Марина, нет, это не приятно, это - тенденция, усиливающаяся тенденция. Нас попробовали так пнуть, промолчали, потом так, тоже, а потом вообще будут нацистские марши как в Латвии устраивать. Честно, я не знаю, что делать и не знаю, как поступлю в подобном случае, о котором пишет св. Иоанн Златоуст. НО! Если мы будем молчать, то все эти панк-молебны, Левиафаны и прочая гадость станут НОРМОЙ! А пока норма то, что люди называя себя православными, в храм-то не ходят и даже не собираются, вот на них и рассчитана вся эта разлагающая сознание агитка. Пустое место быстро заполняется, вот оно и заполняется.Разрушать легко, а восстанавливать как?
Из опыта "диалога" с органами государственного контроля. - Несколько лет назад в нашем городе, в самом центре и прямо напротив окон дома были установлены огромные баннеры с рекламой содомского содержания, и мы - жители обратились в комитет по контролю над качеством рекламы. Среди нас были не только православные христиане (в том числе и старого обряда), но и мусульмане. В оценке содержания все были единодушны. Мотивировали протест, между прочим, и тем, что стационарная уличная "реклама" имеет принудительный характер, и тем, что невозможно обезопасить детей. Однако сразу же встретили яростное сопротивление со стороны защиты рекламодателя. После этого комитет направил фотографии баннеров на "независимую экспертизу". Экспертом выступил... филолог из того же вуза, что и юрист, защищавший интересы рекламодателя, и в итоге мы получили потрясающее заключение комиссии: "Закон не предусматривает МНОГООБРАЗИЯ ЧАСТНЫХ РЕАКЦИЙ на такого рода произведения..." - Выражение мнения значительного числа людей (разных исповеданий) было отнесено к "частным реакциям".
Одновременно письма против "рекламы" были направлены и в администрацию города и края, и тогда ВСЕ БАННЕРЫ вдоль дорог в центре(!) единовременно демонтировали, объяснив это в СМИ тем, что истек срок уплаты за аренду. Видимо, опасались "обидеть" открытым выражением позиции власти представителей меньшинств".
Так, что ходы отработанные...
Так вот проблема наша в этой нечеткости границы Прихода и Церкви. Четко проведена эта граница только в евхаристических общинах коих немного. А в других приходах отпеть можно любого крещеного безбожника при желании родственников и отказать им никто не посмеет. Замалчивается эта граница Церкви сознательно ради заявленной "социальной работы" и миссионерства вне святоотеческой традиции. Ради некоторых земных выгод и целей внешние для Церкви люди объявляются членами Церкви. Сейчас эти кощунники радуются и веселятся о достигнутом эффекте. И это только начало. Такого же эффекта и еще большего захотят и другие креаклы. Пока внешние люди будут называться членами Церкви такие нападки будут увеличиваться и количественно и качественно...
Нужно покаяться.
Сильно удручило сообщение Тани из Новосибирска, значит эту войну мы проигрываем. Силы направленные на растление нашего народа велики и решать надо на государственном уровне, а нам приложить к этому свою волю. Но как, а главное КТО будет решать этот вопрос? Как я могу внести свою "лепту" и не остаться с лозунгом: Моя хата с краю... Против нас русских воюет вражеская армия, а где наща армия, кто наши командиры? Знаю "генералисимуса" Христа, а ведь зовем себя воины Христовы. Все больше теряем и отступаем...Проснись, Русь православная! Вспомни своих Великих Отцов!
"... Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутьи или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить, не отказывайся, — ударь его по лицу, сокруши уста его, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд — иди".
Главное, чтобы хватило решимости и Веры. Подай, Господи!
Ну, поговорили. Поругали, посокрушались, беспомощно политкорректно дистанцировались. А дальше что? До следующего прецедента?
Вот, например, я бы очень хотела увидеть художественный фильм про такого современного горе-художника-творца-режиссёра-писателя и т.д. С очень подробной проработкой духовной и нравственной составляющей его характера, его творческих поисков. Ведь понятно, что, если человек "творит" ТАКОЕ, значит в его душе нет места Богу. Заблудился человек. И случилось это не внезапно. Человек к этому шёл. Как? Что происходило в его жизни? Кто его окружал? Был ли в его жизни опыт вхождения в Церковь? Пытался ли он задавать волнующие его вопросы священнослужителям? Чем это закончилось?
Если будет снято такое кино, талантливое и глубокое, уверена, ситуация с провокационными прецедентами в адрес Церкви изменится.
И потом, "все таланты от Бога". Почему эти таланты не прорастают ВНУТРИ Церкви? Вот в чём вопрос.
Мы должны сейчас как можно больше молиться, как можно чаще посещать храм, исповедоваться и причащаться, как можно строже соблюдать Божьи заповеди и отвращатся от любых занятий, от любых развлечений, от любых разговоров, несовместимых с православной верой. И старательно, чутко и неустанно растить в святой православной вере наших детей.
Лучший способ разогнать мрак безбожия - светить самим. А в нас, церковных людях, свет нередко бывает заглушён тьмой грехов.
Именно это и будет достойным ответом с нашей стороны. А пытаться вразумить безбожников их же собственными методами - агрессивными нападками, оскорблениями и т.п. - значит вредить своей душе и репутации Церкви.
А если деятельность направлена на слом устоев и извращение человеческих взглядов - то здесь не только прекращать финансирование следует, но и "удалять нагноение". И тут уже не важно, кем оплачивается данная деятельность.
Людей нужно беречь. Враг не дремлет.
Предложение:
- сделать обязательным точное и неукоснительное соблюдение авторского текста;
- при желании отойти от оригинала, добавить "современности" или как-то исказить, но при этом ссылаться на изначальный источник ("по мотивам") - обязательно получать статус "одобрено Советом при Президенте РФ по культуре и искусству (его подразделением)";
- за нарушение порядка - административное наказание театру (лишение права заниматься театральной деятельностью в течение одного театрального сезона).
С удовольствием бы поучаствовал в подготовке проекта поправок в законодательстве.
Отец Тихон!
Желаю Божией Помощи вам!
раб Божий иоанн
Поверьте,
прохого дитя не бывает!
Есть дети,
которые Бога не знают.
Не знают,
что связаны с Богом душой,
Что дан им,
с рождения, Ангел Святой:
За чадо свое
Богу молится он.
Не знают,
что есть в мире Божий Закон.
Закон нарушая,
пред Богом греша,
Не ведают,
что погибает душа!
Родная, своя...
где-то сжалась в груди,
А лютая злоба
хозяйкой сидит.
Поверьте,
плохого дитя не бывает.
Есть дети,
которые Бога не знают.
Так что - все еще только начинается. Этот новосибирский постановщик и г-н Серебренников - не режиссеры. Они - пиарщики, маркетологи, тусовщики. К Профессии отношения не имеют.
Очень верно сказано. Спасибо!
Ну что ж, будем молиться... А как насчет соблазнителей народа? Не пора ли следовать рекомендациям святителя Иоанна Златоуста?
Теперь о "защите классики от творческой вивисекции". Необходимое, наиважнейшее дело! Но начать надо с православных - в том числе и прямо у себя под боком, измывающихся над классикой, превращая это измывательство в тенденцию. В качестве примера - публикации к последнему юбилею Чехова, в том числе и в православной сети.
Пока что Большой театр пригласил Кулябкина ставить... Тем самым присоединился к его чудовищным кощунствам.
Неужели мы не понимаем, что если колокольный звон или Крестный ход освящает- в том числе и физически! - округу, если иконы святые - это наш Свет, то что же творят с нашей землей и людьми такие кощунники?!
А мы все никак не можем выбраться из тисков гламура - в том числе и в нашей родной среде...
Если следовать этому принципу до конца, то диалог с подобными авторами должен заканчиваться или их покаянием или отлучением от церкви. Если они крещены, конечно. И пусть это отлучение формально для самого отлучаемого, но мы, как христиане имеем право надеяться, что с помощью Божией отлучённый постигнет, что на самом деле оно далеко не формально и сделает всё, чтобы оно было снято. А если нет, то он сам лишает себя даже и номинального места в Церкви...
Спаси Господи!