Поездка, о которой я хочу рассказать, прошла месяц назад. Я и мой коллега по Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД) Иван Парфенов побывали в Якутской и Ленской епархии для презентации ОЦАД семинаристам и их педагогам и для участия в IV православном съезде молодежи Якутии. Пригласил нас якутский архипастырь, епископ Роман, а благословил на командировку митрополит Волоколамский Иларион, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
Оформить дневниковые заметки сразу не вышло: понадобилось время, чтобы собраться с мыслями. В Якутию я попал во второй раз и вновь был поражен удивительной атмосферой самого крупного региона России (3.083.523 км²), где расположена и самая крупная епархия Русской Православной Церкви в пределах ее канонической территории. Главным в этом путешествии считаю то, что побывал рядом с замечательными людьми. Именно они сделали четыре дня, проведенные в Якутии, запоминающимися и полезными, и всем им, как упомянутым в тексте, так и нет, адресую искреннюю благодарность.
День первый
Самолет приземлился в аэропорту Нерюнгри, когда часы показывали не многим более семи утра. На летном поле нас взбодрил морозный воздух, и мы быстро зашагали в здание аэропорта. Внутри нас тепло встретили благочинный Нерюнгринского округа иеромонах Аркадий (Мамай) и клирик местного Казанского храма священник Сергий Паршин.
Как рассказал отец Аркадий, в Нерюнгри нет отелей в нашем обычном понимании. Обычно в гостиницу переоборудуют пару-тройку квартир жилого дома. Нас разместили в просторном номере такого мини-отеля. На отдых мы получили час, а затем батюшки повезли нас и музыкантов фолк-группы «Ихтис», прилетевших одним рейсом с нами, за 60 км от Нерюнгри, в село Иенгра, что на берегу одноименной реки. Дорога заняла примерно час. Кругом были белоснежные просторы. Глаза приходилось то и дело отводить из-за слепящего северного солнца.
В Иенгре нам предстояло посетить торжества в честь Дня оленевода, или Ухтывун, знаменующего приход весны. Праздник длится четыре дня, его кульминация наступает в последний день зимы, когда мы и оказались в Якутии. Оленеводство — основное занятие в селе, подавляющее большинство населения которого составляют эвенки. У названия села эвенкийское происхождение: «ийэ» — рог, «-нгра» — аффикс, означающий наименования гор, рек, озер или местностей. Поскольку в верховьях реки Иенгра много развилок, походящих, если смотреть с гор, на рога оленя, этот топоним переводят как «ветвистая».
Выйдя из автобуса на льду реки, мы увидели тьму оленей, автомобилей и палаток, там и тут продавали сувениры вроде унтов и вязаных шапок, шашлыки из оленьего мяса и прочие угощения. Этим действом заведовали эвенки в красочных национальных костюмах. Мы ринулись фотографироваться с рогатыми обитателями тайги. В Якутии живут северные олени: они значительно меньше того образа, который растиражирован кинолентами и мультфильмами о Санта-Клаусе. Одни олени кротко терпели поглаживания шерсти и мохнатых рогов, щелканье фотокамеры, другие недовольно отходили в сторону, правда, не демонстрировали никакой агрессии. Не отказали мы себе и в удовольствии прокатиться в нартах (узких длинных санях), запряженных оленями.
А на деревянной сцене тем временем разворачивалась официальная церемония, по ходу которой мы пожалели, что не обзавелись унтами. Хотя зима, по оценкам якутов, выдалась мягкой, мы и в самой утепленной по московским меркам одежде страдали от мороза. Наконец Нерюнгринского благочинного и его сопровождающих пригласили в палатку для почетных гостей. Там, благодаря тепловой пушке, мы отогрелись. После трапезы нас повели в этнографический музей.
За обедом и осмотром музея мы, увы, упустили оленьи гонки. Впрочем, впечатлений от визита в Иенгру и так было немало. Один час в автобусе, и мы вернулись в Нерюнгри, где нас ожидал ужин.
День второй
Воскресный день, пришедшийся на праздник Торжества Православия, начался с Божественной литургии в храме Казанской иконы Божией Матери. Церковь с золотыми куполами, стоящая на возвышении, — достопримечательность Нерюнгри. Освятили ее в 1993 году. Воздвигли храм из красного кирпича, но позднее покрасили в белый цвет. Храмовая территория довольно обширная: на ней уместились и часовенка, и приходской дом с трапезной, и дом священника, и парк, и ледяная горка для детей.
На богослужении храм был полон. Среди прихожан преобладают представители славянских народов: русские, украинцы, белорусы. Вообще в Южной Якутии собственно якутов не так много. Чем севернее, тем больше можно встретить коренных жителей. Хотя несколько якутов попали в поле моего зрения, например, мальчик-алтарник. По окончании литургии отец Аркадий угостил нас трапезой и устроил экскурсию по храму.
Далее наш путь лежал к филиалу ОАО «ЯкутУголь», на разрез «Нерюнгринский» — крупнейшее угледобывающее предприятие Дальнего Востока. По дороге я рассматривал город. В ноябре этого года ему исполнится 40 лет. Построен он на склонах и плоских вершинах. Исконным населением считаются якуты и эвенки. На эвенкийском «Нерюнгри» значит «река хариусов» (рыб семейства лососевых). Дома преимущественно блочные, невысокие. Обрадовало, что зимой помещения хорошо протапливаются, по ночам я даже распахивал окна, спасаясь от излишнего тепла. Нерюнгринцы заняты в таких областях, как добыча угля и золота, выработка электроэнергии.
Посетить разрез «Нерюнгринский» просто так нельзя. Требуется предварительная договоренность. С отцом Аркадием на его машине мы доехали до офиса «ЯкутУгля», где в компании гида, инженера предприятия, пересели на ПАЗ-32053 с надписью «Южная Якутия» на лобовом стекле. «Павловский автобус» по каменистой дороге повез нас в эпицентр разреза. Навстречу проносились громадные машины, груженые углем. И вот мы у одной из точек, в которых происходит загрузка: экскаватор зачерпывает ковшом горные массы и сгружает их в кузова сменяющих друг друга машин. Мы вышли из автобуса. Экскурсовод дал сигнал водителю одного из исполинов, тот подъехал к нам, и мы смогли сфотографироваться стоя вплотную к гигантскому колесу.
Следом нас повезли на противоположную сторону разреза. Тот участок, откуда мы приехали, оказался холмом с террасами. Внизу, в котловане, сновали знакомые нам машины и экскаваторы, а также портативные генераторы электроэнергии, подзаряжающие технику (бензин здесь не используется). Работа не прекращается ни на минуту. Пройдет каких-то 20 лет, запасы угля истощатся, и вместо разреза появится озеро. Вода уже упорно сочится из земли.
По возвращении в Нерюнгри мы встретились с учащимися Библейско-богословских курсов при Казанском храме. Своей задачей я видел донести до нерюнгринцев мысль о том, что миссия Русской Православной Церкви разнонаправленна и простирается далеко за пределы России.
День третий
Заключительный день в Нерюнгри был отдан визитам в учебные заведения. Сначала — в Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, ведущего вуза Якутии с центром в Якутске. Там была запланирована моя лекция «Лошадь vs ягуар. (Об этнокультурных связях коренного населения Якутии и Латинской Америки)». Лошадь и ягуар — священные животные для якутов и автохтонных племен южной половины Нового Света. Мне хотелось понаблюдать, как университетская молодежь воспримет версию ряда исследователей о происхождении американских индейцев от древних якутов.
Если верить этой гипотезе, люди несколько тысяч лет назад перешли по Берингову перешейку, соединявшему нынешний российский Дальний Восток и Северную Америку, на неизведанный континент и приступили к его освоению. О существовании кровных уз между столь удаленными друг от друга народами говорят параллели в культуре, религии, внешнее сходство. В 2007 году группа ученых установила генетическую близость индейцев с якутами и ненцами. Студенты слушали мое повествование, перемежавшееся с показом фотографий, со вниманием и были явно озадачены.
Из филиала СВФУ мы переехали в Южно-Якутский технологический колледж. Первым делом нас приняла директор, Ирина Подмазкова. Она и ее муж — археологи, бывали в Латинской Америке. К версии о якуто-индейском родстве Ирина Юрьевна относится с уважением, но не разделяет ее. Вместе с директором мы прошли в актовый зал, где нас ждали около ста учеников и преподавателей. Я был уверен, что заявленная тема — история контактов России с испаноязычными странами (казалось бы, куда более «реалистичная», чем связи якутов и индейцев) — привлечет некоторое внимание. Но быстро стало ясно, что Испания, не говоря о Латинской Америке, — совершенно незнакомый студентам мир, вроде как иная галактика. Лекцию я поспешил свернуть, вырулив на пересказ занятных, отчасти анекдотических сюжетов из прошлого российско-латиноамериканских отношений.
Заскочив в отель, мы покидали вещи в чемоданы и вместе с отцом Аркадием, его помощником Лешей, который планирует поступать в семинарию, и фотографом Андреем отправились в Алдан — второй пункт нашей якутской программы. Никогда бы не подумал, что мне доведется колесить четыре часа по тайге. Между разговорами, фотографированием и сном время пролетело стремительно. Мы сделали остановку, чтобы сфотографироваться на фоне заката, опускающегося на молчаливую тайгу. Кроме того, отец Аркадий притормозил у поклонного креста на перевале Тит, на границе Нерюнгринского и Алданского районов. Крест был установлен в 2013 году в честь 20-летия возрождения Якутской епархии.
В Алдан въехали затемно, часов в восемь вечера, и сразу направились в храм Новомучеников и исповедников Российских. В приходском доме шла трапеза, которую возглавлял епископ Якутский и Ленский Роман. Владыка сердечно приветствовал нас, усадил рядом и представил другим участникам ужина, среди которых были секретарь Якутского епархиального управления иеромонах Никандр (Горбатюк), клирики епархии, глава администрации Алданского района Сергей Кузнецов, музыканты ансамбля «Ихтис». Дружеская беседа помогла преодолеть усталость от активно прожитого дня.
Распрощавшись, мы поехали в отель. Благочинный Алданского округа иеромонах Макарий (Золотавин), прежде чем мы занесли чемоданы, проинспектировал отведенные московским гостям номера. Там, как и в нерюнгринской гостинице, было тепло и уютно.
День четвертый
Проснулся я в четыре часа. Действовала разница во времени: в Якутии на шесть часов больше, чем в Москве. Почему-то привыкнуть к новому часовому поясу так и не получилось; еженощно я пробуждался до рассвета. Ничего не оставалось, как работать на компьютере или смотреть на падающий снег. Из окна алданского отеля виднелись низкие домики. Алдан, известный, главным образом, золотодобычей, размерами и архитектурным стилем напоминает поселок. И это придает ему свое очарование.
Финальный день путешествия был посвящен мероприятиям IV православного съезда молодежи Якутии, на который прибыли ни много ни мало 250 человек из двадцати улусов, представляющих все благочиния. Идея таких форумов принадлежит епископу Роману. Юноши и девушки из разных уголков региона собираются под омофором епархии, берущей на себя основные организационные и финансовые обязательства. Некоторые из них едва ли не впервые молятся за богослужением, общаются с батюшками, видят воочию церковную жизнь. Просветительское значение подобных встреч в Якутии, где в советский период Православие было почти искоренено, — огромно.
Мероприятие началось молебном в храме Новомучеников и исповедников Российских. Владыка рассказал молодым жителям Якутии о значении съезда. Среди прочего он произнес простые, но всем понятные слова: «В ближайшие дни мы все вместе будем жить по евангельским принципам — молиться, общаться и помогать ближним». Потом все расселись по автобусам и машинам и двинулись к Дому культуры Алдана. У входа, на ступеньках лестницы, была сделана совместная фотография участников.
Церемонии открытия, без которых не обходится любой конгресс, конференция или форум, как правило, однообразны и скучны. Но этот случай стал исключением. Тон съезду задал часовой концерт фолк-группы «Ихтис». В репертуаре коллектива, состоящего из семи человек, христианские песни народов мира в современной акустической обработке. Ведущим исполнителем является лидер группы Адриан Гусейнов. Прозвучали композиции на церковнославянском, русском, сербском, болгарском, английском, грузинском и корсиканском языках. В завершение «Ихтис» представил свой коронный номер — песню на стихи святителя Николая Сербского «Вера наша». Зал встал и хором подпевал: «Вера вечна, вера славна — наша вера православна».
Проводив аплодисментами замечательных музыкантов, мы пошли на кофе-брейк, а затем получили причитающиеся нам папки участников и фирменные майки съезда. Через полчаса все вернулись в зал. Я оказался в числе приглашенных в президиум. Первым слово взял епископ Роман. В его пастырской речи-напутствии мне особенно запомнилась притча: «Молился один юноша: “Господи, помоги мне изменить мир к лучшему!” — в ответ тишина. Через некоторое время он стал просить: “Господи, помоги мне изменить моих родных и близких — мне так сложно рядом с ними!” — в ответ тишина. Через некоторое время он снова стал молиться: “Господи, помоги мне изменить самого себя”. И тогда Бог ответил: “Теперь наконец пришло время тебе помочь”».
Зачитав послания ректора Московской духовной академии, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения, и руководителя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского Игнатия, Владыка передал микрофон мне для приветствия от имени митрополита Волоколамского Илариона. Выполнив свою официальную миссию, я обратил внимание аудитории на вселенский характер Православия, проявившийся и на нынешнем форуме: на него съехались русские, якуты, представители других этносов и даже человек с испанским именем и фамилией; сказал, что все мы, принадлежа к различным культурам, исповедуем одну веру, читаем одни молитвы, только на разных языках. И произнес первые строки «Отче наш» по-испански.
Вслед за мной выступили должностные лица из Якутска и Алдана, а также гости из Москвы — ректор библейского колледжа «Наследие» Владимир Стрелов и руководитель волонтерского движения «Даниловцы» Юрий Белановский.
Отобедав в трапезной храма, мы поспешили в Центр спортивной подготовки зимних видов спорта, где в конференц-зале состоялась моя лекция о международном служении Русской Православной Церкви. Пересказывать ее нет смысла: пресс-секретарь Якутского епархиального управления инокиня Евгения (Сеньчукова) подготовила репортаж для официального портала епархии «Православная Якутия», озаглавив его цитатой: «Каждый член Церкви — дипломат».
Вечером мы провели презентацию Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия для руководства, преподавателей и учащихся Якутской семинарии. Открывая встречу в нижнем пределе храма Новомучеников и исповедников Российских, иеромонах Никандр отметил, что здесь присутствуют 90% студентов — 16 человек. Семинария, созданная на базе духового училища в 2011 году, — небольшая, но, как я успел убедиться, по уровню образования и устремлений воспитанников занимает хорошие позиции.
Пообщавшись с ребятами, мы поднялись в верхний предел храма, где вот-вот должна была начаться Литургия Преждеосвященных Даров. Владыка еще на утреннем молебне предупредил, что служба, по древнему обычаю, состоится вечером, пояснил ее особенности и попросил тех, кто желает причаститься Святых Даров, воздержаться от ужина. Накануне Литургии священники беседовали наедине с участниками съезда, помогая подготовиться к исповеди. После Литургии и трапезы, за полночь, мы вдвоем с отцом Аркадием выехали в Нерюнгри, откуда утром был мой рейс на Москву. Дорогу затягивала туманная поволока, возникающая, когда температура воздуха опускается до минус сорока градусов. К семи утра я был в аэропорту. Через два часа самолет авиакомпании «Якутия» взмыл в небо, оставляя за окном уже привычный для меня пейзаж таежного леса.
Якутский вояж завершился. В последующие дни число моих контактов в Facebook заметно возросло за счет тех, с кем я познакомился в Нерюнгри и Алдане и кто слушал мои выступления в этих городах. Надеюсь, что дружба наша будет не только виртуальной и что Господь даст мне возможность возвратиться на землю народа саха.