Александра Ивановна Климанова была одной из духовных чад отца Иоанна (Крестьянкина). Этой уже очень пожилой женщине, живущей в Рязани, очень хотелось сохранить свидетельство о дорогом для всей России батюшке. Свои воспоминания она просила переслать к нам, в Сретенскую обитель.
В 1992 году я впервые сознательно переступила порог Церкви. Все знают, какое это было трудное время не только для нашей страны, но и для всего народа, населяющего ее: был не только кризис экономики, но и кризис в умах людей: разочарование в советской идеологии, желание обрести новый смысл жизни. Измученное, исстрадавшееся сердце, всегда искавшее настоящей жертвенной любви, нравственности, духовности, смогло понять, что надо начать поиск другой жизни, новых ценностей. Умом я понимала, что дать это мог не человек, пусть даже нравственный, а Господь Бог.
Вот о том, как обрести Его в своей жизни помогал мне батюшка Иоанн (Крестьянкин), я и хочу рассказать. Все мы приходим в Церковь со своими страстями и грехами, обезображенные греховными пороками, духовно больные. Немоществует наше тело, немоществует и душа. Трудно ей, мается, страдает она. Она не понимает еще, что такое добро и что такое зло, ибо в падшем человеке всё перемешано.
На меня напали хульные помыслы. Я часто и долго плакала, страдала от этого греха. Но выхода из этого тяжелого положения не знала. Я была в отчаянии. Думала: кто же мне поможет, как быть, как жить, как бороться с грехом? Матушка Анастасия, моя дорогая монахиня, подсказала мне, что надо обратиться за помощью к отцу Иоанну (Крестьянкину) – с ним она служила в с. Летово, была у него алтарницей. Он, по ее рассказам, был добр, внимателен и любил всех людей, всегда готов был прийти им на помощь. Он находился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Я долго раздумывала, как написать ему письмо, рассказать о своих проблемах в семье. Они так измучили меня, что мысли о них содрогали мое изболевшее сердце, и только плач мой о том, что я никак не могу найти выхода из создавшегося тяжелого положения, давал мне возможность понять, что я нахожусь в состоянии поиска, что не всё еще пока потеряно. С трепетом в душе, с содроганием в сердце – у меня дрожали даже руки – я написала письмо отцу Иоанну (Крестьянкину). И только необходимость в помощи меня подталкивала это сделать, мне было трудно очень писать, ведь это был Старец, а не то что я, падшая грешница.
Потом пришло письмо от батюшки, в котором он писал, что хульные помыслы на меня напали из-за тяжелого смертного греха, и посоветовал, как его преодолеть, и обещал за меня молиться. Он не отринул меня, такую греховную и падшую, не ругал меня – ибо, наверное, знал, что от этого я буду горько-горько плакать, так как я тогда не знала жизни православного христианина, не смогла найти сама выхода из греховного плена, – а постепенно раз за разом учил и учил меня духовной жизни, писал письма, вкладывал в них духовные руководства из своих проповедей, учений святых отцов, учил жить в миру как в пустыне, не обращать внимание на грехи других людей, следить за своими грехами, прощать обиды, наносимые мне ближними людьми. Никогда не давил на меня, ибо знал, что приказов в духовной жизни быть не может, человек свободен в своем выборе. Трудное это духовное дело – прощать обиды, оскорбления, побои. К тому же я была тяжело больна.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «У нас обычно принято жалеть человека, которого обидели, а истинной жалости достоин тот, кто обидел». Это я поняла намного позже. Батюшка Иоанн (Крестьянкин) благословил меня на терпение. Прислал мне статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «Скорбящим инокам», в которой прямо было сказано, что в скорби, болезни очищается наша душа, слезает с нее вся греховная короста. Сам претерпевший от одного священника предательство (когда для очной ставки к нему привели завербованного властями священника, он настолько обрадовался ему, что бросился приветствовать его так искренне, что тот, не выдержав укора совести, потерял сознание и упал), он знал, что такое ложь и клевета. За следователя, искалечившего ему руки, он молился всю свою жизнь. Он таким своим примером учил меня прощать предательство, ложь, клевету, обман. Учил прощать брань и побои, но не идти на поводу мужа, который своим поведением оскорблял Господа Бога.
Батюшка дарил мне свои фотографии. На одной из них, последней, ему было 95 лет, и он радовался жизни
Он никогда не реагировал на злобу и хамство, сохранял к людям любовь и доброту. Его глаза всегда излучали радость. Он дарил мне свои фотографии. На одной из них, последней, ему было 95 лет, и он радовался жизни. Татьяна Сергеевна Смирнова, келейница батюшки, мне говорила: «Смотри на фотографию батюшки и радуйся».
А еще он мне прислал статью «Кто печального утешит, кроме Господа?». Когда я читала ее, у меня невольно лились слезы из глаз. Отец Иоанн (Крестьянкин) писал мне, что «крест – это всегда боль, без креста нет спасения». Итак, жизнь на земле – это подготовка к Вечной жизни, крестная жизнь, а «без креста, – повторял батюшка, – нет спасения».
«Надо жить для Бога, ради Бога и делать всё во славу Божию», – учил батюшка.
Никто из людей и священников не называл меня так, как он: «Дорогая о Господе Александра!» – всегда писал он мне в письмах. А людей в проповедях он звал: «Други мои!» – обращаясь к ним.
Вот такая его была любовь, искренняя, часто жертвенная. Она поражала меня, но не только меня, но и других людей, знающих его. Когда я приехала к нему больная (сильно болело сердце), мне срочно по его благословению оказали медицинскую помощь.
Батюшка сам больной, лежа в постели, молился за меня. Я такого еще не встречала в своей жизни, чтоб больной батюшка молился за ближнего человека! Это была Любовь с большой буквы, настоящая, о которой писал апостол Павел и неустанно повторял апостол Иоанн Богослов, призывая людей любить друг друга.
Подарки, которые дарил мне отец Иоанн, были для меня самые дорогие: конфеты, мармелад, яблоки и другое, полученное от него, без преувеличения я могу сказать, были для меня самыми вкусными, которые я больше в своей жизни никогда не кушала. Это ощущала не только я, но и дочь моя, которая была со мной. Эти подарки я берегла долго, а потом решалась наконец и съедала их.
У меня есть книга, подаренная отцом Иоанном: «Видевше Свет вечерний. Встреча со старцем». Такую же книгу он подарил и патриарху Алексию II, который его сердечно поблагодарил за это. Чтобы учиться духовной жизни, он благословил меня читать Псалтырь Ефрема Сирина. Книга эта была также подарена им. У меня из глаз часто льются слезы, когда я читаю ее, так сильно она трогает душу.
Есть у меня в комнате полочка с батюшкиными фотографиями, он всегда присутствует со мной, ему я молюсь, особенно когда мне трудно, и получаю от него поддержку и помощь. Как раньше он заказывал обедни о моем здравии, так и я заказываю ему обедни и панихиды об его упокоении. У меня есть диски с его проповедями, я слушаю их.
Трудно, а порой невозможно оценить роль батюшки в моей жизни, она просто неоценима. Благодаря его молитвам я живу, дышу и радуюсь, хотя жизнь на земле нашей трудна, скорбна и горька, ибо мир лежит во зле, лукавстве, но есть еще на ней такие люди, как отец Иоанн, которые молятся за весь мир. Благодаря им как-то держится мир на земле, и Господь Бог еще терпит нас грешных. Эти люди – соль земли, без них бы мир давно погиб.
Миром правит Бог и только Бог и никто другой, – неустанно повторял отец Иоанн. – Трудно нам, но с Богом нам легко
Батюшка Иоанн учил меня благодарить Господа не только за радости, но и скорби. Особенно, как говорят святые отцы, Бог любит, когда Его благодарят за скорби, ибо всё хорошее и плохое в нашей жизни от Него. «Миром правит Бог и только Бог и никто другой, – неустанно повторял отец Иоанн. – Трудно нам, но с Богом нам легко».
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 28–30).
Батюшка был добрым, любящим всех людей священником, молитвенником. И я низко склоняю перед памятью о нем свою голову и выражаю ему сердечную благодарность за то, что он направил мою жизнь к Богу, учил, что ради Него надо жить. Жаль только, что мы, обладающие самостью, не всегда слушали его. А он был прав, когда давал нам советы, как правильно надо жить. Эту правду понимаешь не сразу, а со временем, но всё равно понимаешь. Но, несмотря на наши ошибки, батюшка продолжал любить людей. А еще меня всегда удивлял и до сих пор удивляет тот факт, что батюшка Иоанн не только одаривал людей подарками – их он часто называл «гостинцы», радуя при этом людей, – но и посылал им поздравления с Рождеством Христовым и Пасхой. Каждое его поздравление отличалось не только новизной по содержанию, то есть не повторяло предыдущее, но и глубиной, емкостью содержания, учило людей, как надо жить по Божьему Закону, и прославляло торжество праздника.
Последнее его поздравление я получила в январе 2006 года с Рождеством, это было незадолго до его ухода в Вечность. Я не знаю, не встречала в своей жизни такого человека, который так глубоко, искренне жертвенно любил Бога и людей. А все его праздничные карточки, присланные мне, отличались чистотой, простотой, так и трогали и умиляли сердце, что невольно хотелось вобрать в себя все то чистое, светлое и целомудренное, что нарисовано было там. Он был не только священником и Старцем, но, по-моему, это был еще духовный поэт и писатель, хотя стихи он не писал. Светлая, чистая и притом многогранная личность! Благодаря ему многие находили правильный путь в жизни, шли к Богу. Как говорят, память о праведнике будет жить в веках.