Москва, 10 мая 2015 г.
10 мая 2015 года, по окончании Литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл посетил концерт на площади перед Храмом Христа Спасителя, посвященный 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Московский синодальный хор и Академический хор МГУ имени М.В. Ломоносова под управлением Владимира Федосеева исполнили два сочинения Чайковского — кантату «Москва» и торжественную увертюру «1812 год».
Кантата «Москва» была написана по заказу Московской городской коронационной комиссии к коронации императора Александра III, ее первое исполнение состоялось 15 мая 1883 года в Грановитой палате Московского Кремля.
Увертюра была заказана композитору к освящению Храма Христа Спасителя, приуроченному к 70-летнему юбилею Победы в Отечественной войне 1812 года.
По окончании концерта Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со словом:
«Уважаемый Владимир Иванович, дорогие участники замечательного события — исполнения двух выдающихся произведений Петра Ильича Чайковского здесь, у стен Храма Христа Спасителя, в день когда мы молитвенно и торжественно празднуем 175-летие со дня его рождения.
О Чайковском много было сказано и написано. Но достаточно послушать эти два выдающихся произведения, чтобы было ясно, каков масштаб таланта и какая высокая духовная идея сосредоточены были в личности нашего великого композитора.
Когда я слушал замечательные слова кантаты "Москва", посвященной коронации Александра III (это было время расцвета России), то невольно задавался вопросом: какая же была атмосфера в обществе, в стране, чтобы можно было приветствовать царя, восходящего на престол, словами о принятии креста, о смирении перед Богом, о восприятии своего служения и своего царства как служения. И когда слышишь дивное сочетание в гениальной идее Чайковского, противопоставившего и одновременно сочетавшего звуки нашего молитвенного гимна "Спаси, Господи, люди Твоя" и "Марсельезы", невольно задаешь себе вопрос о самых сложных и самых, может быть, трудно решаемых конфликтах европейских цивилизаций. И все это выразил дивным языком музыки Петр Ильич Чайковский. Нам остается только преклонить перед ним, перед его памятью наши главы и поминать его в наших молитвах.
Сердечно благодарю Владимира Ивановича Федосеева, нашего великого дирижера, и его замечательный оркестр. Вы являетесь хранителем чистоты русской и мировой классики в то самое время, когда многие пытаются эту классику, как говорят, переформатировать. Но поскольку в классике присутствует ясное понимание того, что есть добро, а что зло, и услышанные сейчас музыкальные произведения нам явно это показали, то всякая попытка переформатировать классику связана с разрушением способности человека отличать добро от зла, прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного.
Дай Бог всем нашим выдающимся деятелям культуры сохранять приверженность тем великим заветам, которые своим творчеством донесли до нас композиторы, художники, актеры, режиссеры, писатели, поэты великой России. Будем верны тому историческому тону, той ценностной ориентации, которая была со времен князя Владимира заложена в душу нашего народа, и постараемся, чтобы никто и никогда не разрушил в нас эту систему ценностей. Этому служит сегодня Церковь Русская, этому служит сегодня замечательное русское искусство и культура. И дай Бог, чтобы сплав духовности и культуры оплодотворял сознание современных людей, помогая им всегда сохранять способность отличать добро от зла.
Большая благодарность прекрасному творческому коллективу. Поздравляю всех с великим и замечательным праздником!»