21 июня 2015 года, в праздник Собора Белорусских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Воскресенском соборе г. Бреста. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси! Ваше Преосвященство, владыка Иоанн, епископ Кобринский и Брестский! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Отцы, братья и сестры!
Для меня большая радость совершить в этом величественном соборе города Бреста торжественную Литургию в день памяти Белорусских святых. Сегодня канун дня, скорбного для всей нашей земли, для всего нашего народа, — годовщины начала Великой Отечественной войны, но вместе с тем день очень радостный, когда мы празднуем 1000-летие со дня упокоения святого благоверного и равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси.
Мы находимся на самом западном рубеже страны, которую летописцы и святые угодники Церкви нашей называли Святой Русью. Называли так не потому, что наши люди были более святыми, чем те, кто жил в других местах. Всякое бывало на нашей земле — и святость, и грех, и любовь к Богу, и богоотступничество, да и по количеству храмов Русь не всегда превосходила своих соседей. Но в чем-то она превосходила многие народы, почему и стала именоваться Святой Русью, — а именно потому, что святость была общенациональным идеалом. Не было более яркой и более привлекательной цели для людей, как уподобиться святым. Эта ценностная доминанта жизни во многом определяла и культуру нашу, и направление нашего образования, и литературное творчество, и, наконец, мироощущение людей, их понимание того, что есть добро и что зло, и каких жизненных целей нужно достигать. Редко где святость является национальным идеалом и национальной идеей на протяжении столетий. Но такой идеей жило наше Отечество, которое мы именуем Святой Русью.
Мы и сегодня употребляем это наименование, чтобы, отказавшись от всякой политической конъюнктуры, назвать самым священным именем ту общность славянских народов на огромных евразийских пространствах, которые объединены православной верой и составляют единую Русскую Православную Церковь.
А с чего все началось? А началось все с князя Владимира, с удивительного правителя нашей земли, который не только умозрительно, но и на опыте собственной жизни понял, что такое святость. До принятия крещения он был обычным языческим князем — грозным, распутным, коварным, который с легкостью убивал своих братьев и сестер, который с легкостью порабощал племена, соединенные общей историей и кровным родством, который не щадил никого, распространяя свою власть, который делал несчастными людей, соединивших с ним свою жизнь. Но Господь каким-то таинственным образом прикоснулся к уму, а потом и к сердцу князя Владимира. Ни один историк, ни один писатель, изучающий Древнюю Русь, не может рассказать, что и в какой момент произошло в глубине души этого человека. Но он понял, что нужно изменить свою жизнь, что она идет по неправильному пути.
И, конечно, как государственный деятель Владимир очень хотел объединить все эти завоеванные племена. Он понимал, что единство людей кровью не сохранишь, что через насилие не станешь отцом для народа. Нужна другая мотивация, другая сила, которая скрепляла бы людей добровольно в огромную общность, и уразумел князь Владимир, что такой силой может и должна стать народная вера.
Понимая суетность и греховность язычества, он обратил свой взор к христианству и, в первую очередь, к Византии, которая была центром тогдашнего мира, возвышаясь над всеми остальными странами своей духовной, интеллектуальной, культурной и военной мощью. И князь Владимир понял: чтобы почерпнуть из этого духовного источника огромной силы, нужно быть единоверным с народом Византии. Потому и сделал он исторический выбор в пользу Православия, восточного христианства.
С момента его личного крещения, которое состоялось в Херсонесе, в результате чего князь Владимир обрел, как говорится в тропаре, исцеление от слепоты не только душевной, но и телесной, — начинается духовный подвиг князя, завершившийся христианизацией всего нашего народа. Вместе с верой в жизнь народа пришел и этот идеал святости. Конечно, оставалось и много греховного — и рудименты язычества, и междоусобная брань, и чего еще только не было, — но, как яркая свеча, горел этот идеал перед мысленным взором наших пращуров. И знаем: если бы не этот идеал, то вряд ли мы с вами праздновали бы сегодня 1000-летие со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира.
Владыка уже привел замечательные слова из читавшегося сегодня отрывка из Послания святого апостола Павла к Римлянам (Рим. 5:1-10), где говорится о том, что от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, а от опытности — надежда, которая не посрамляет, потому что любовь Божия вошла в сердца наши силой Духа Святого. А разве не было в истории наших народов этой борьбы со скорбями? Разве не возрастали они в терпении? Разве не обретали они удивительную опытность, ставшую народной мудростью? А разве когда-то они теряли надежду? Никогда! Потому что любовь Божия силой Святого Духа через купель Крещения прикоснулась и прикасается к каждому последующему поколению наших людей, помогая сохранять великий, блистающий красотой идеал святости, покоривший святого князя Владимира и до сих пор покоряющий разумных, мыслящих людей, способных отличать добро от зла и пшеницу от плевел.
Именно во всем том, о чем мы сейчас говорим, сила нашего народа, его непобедимость. И страшные испытания Великой Отечественной войны, 70-летие Победы в которой мы отмечаем в этом году, — разве это не доказательство и терпения, и опытности, и надежды, и любви Божией, которая Духом Святым вошла в сердца наши? Поэтому и праздник Победы для нас не просто исторический день, не просто светский праздник. Он имеет огромное духовное значение, потому что война стала страшным экзаменом для всего народа. Того народа, который оступился, потерял веру, стал разрушать свои храмы и монастыри, почти отказался от Бога… Но перед лицом страшного врага произошло возрождение веры. В окопах на передовой, в Брестской крепости не было неверующих людей. Мне приходилось много раз говорить с ветеранами, и они повторяли одну и ту же фразу: в окопах на передовой неверующих не бывает. Потому что ничто, кроме силы Божией, не может спасти человека, который, следуя приказу и будучи верным присяге, идет навстречу смерти.
И мы знаем, какое возрождение веры произошло во время и после войны. Вспоминаю переполненные храмы послевоенного Ленинграда. Большие соборы вмещали по 3-4 тысячи человек, вокруг собиралось еще столько же и даже больше, петербургские магистрали перекрывала милиция — и это после десятилетий богоотступничества, после закрытия храмов, разрушения монастырей, после того, как были расстреляны, умучены, отправлены в ссылку тысячи верующих людей!
Сила Божия присутствует в человеческой истории. Господь испытывает нашу веру и нашу верность. Он проводит нас через трудности. Сегодня, конечно, нет того, что было во время Великой Отечественной войны. Но ведь так много вызовов нашей вере! Так много соблазнов, так много того, что похищает души у Господа, превращая верующих христиан в язычников, забывающих единое на потребу (Лк. 10:42), забывающих красоту нашего народного идеала святости.
Сегодня наступило время, когда мы, живя в относительном благополучии, должны обновить нашу веру. Мы строим храмы, мы укрепляем церковную жизнь. Это значит, что мы должны укреплять свою веру, помня, что силой благодати Божией любовь входит в наши сердца. А любовь укрепляет надежду, опытность, терпение и избавляет от скорбей.
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за те труды, которые Вы несете в качестве Патриаршего экзарха всея Беларуси. Много было сделано Вашим предшественником владыкой митрополитом Филаретом и епископатом, который трудился здесь уже многие годы. И Вы призываетесь к тому, чтобы не просто продолжать это дело, но во много крат его приумножить.
Благочестивый белорусский народ отмечен какой-то особой Божией харизмой, спокойствием, смирением, которое отнюдь не является слабостью, способностью слушать и слышать, благочестием. И в этом народе особым образом должен сегодня расцветать дар Духа Святого, дар веры, а вместе с тем — и терпения, и опытности, и надежды.
От всего сердца желаю успеха Вам, владыка, и всему епископату. Пусть Господь хранит всех вас в мире и в единомыслии. Не допускайте разделений между собой. Работайте как одна семья, памятуя о том, что вы несете великую ответственность перед белорусским православным народом. В память о сегодняшнем торжественном богослужении и моем визите я хотел бы вручить Вам, владыка митрополит, юбилейный крест с панагией, которые были изготовлены в память о 1000-летии со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира.
Хотел бы сердечно поблагодарить Преосвященного Иоанна, владыку Брестского и Кобринского. Вы много мне рассказывали о Вашей епархии с большой гордостью и большой любовью. Сегодня, приблизившись к этому замечательному храму, я вспомнил Ваши рассказы и убедился, что, действительно, на западном порубежье Святой Руси существует духовная твердыня — православная церковь Бреста. Всех вас, мои дорогие, во главе с владыкой Иоанном, я сердечно приветствую и призываю на вас благословение Божие. Вам, владыка, в память о сегодняшнем богослужении хотел бы преподать такую же юбилейную панагию в честь 1000-летия князя Владимира. А для кафедрального собора — этот старинный образ с 12-ю праздниками. Пусть каждый, кто будет прикладываться к этому образу, вспоминает, в том числе, своего Патриарха. Молитесь за Патриарха, потому что я очень нуждаюсь в вашей молитве, в вашей любви и в вашей поддержке. Каждому из вас я хотел бы передать маленький образочек князя Владимира с Патриаршим благословением. И попросил бы духовенство сразу по окончании богослужения раздать всем присутствующим эти Патриаршие благословения.
<…>
Еще раз, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, всех вас поздравляю с великим праздником. Храни вас Господь!