Церковная рутина, или Святых по осени считают

Беседа с иереем Сергием Ермолаевым

О. Сергий Ермолаев О. Сергий Ермолаев
    

Постовые потрясения, пасхальная весна, свежесть и новизна Пятидесятницы – всё сменилось ровным, строгим, спокойным течением церковного календаря. Даже Типикон возвращает нас в привычные богослужения: всё, казалось бы, знакомо. Ничего нового: знай служи по трафарету, когда если что и меняется, то только в святцах – всё одно и то же… Скукотишша. Так и представляешь себе эту самую ортодоксально-типиконовую «скукотишшу» с ее однообразной житухой, одинаковыми службами, одинаковыми же лицами и безрадостными, дежурными улыбками. И так – до следующего года? Не верится, правда? Не может же так быть, чтобы совмещались скука, я и Церковь. Если разобраться по-настоящему, и не только в Типиконе, то скучно нам быть вообще не должно.

В постоянной новизне церковной повседневности, которая оказывается вовсе не повседневной, мы разбираемся с иереем Сергием Ермолаевым, который служит в вологодском храме Иоанна Предтечи.

«Фарисеи оглашенные»

    

– Отец Сергий, сейчас мы видим возвращение церковного календаря в привычное, казалось бы, русло: позади главные посты и праздники, теперь всё «успокоилось». Но так ли всё спокойно, рутинно, пресно и несолоно в церковной жизни? Приведу слова священника Александра Ельчанинова из его «Записей»: «Примерный год “нормального” православного: “удачная” исповедь – некоторый подъем на олин-два дня. Уже на другой день – срыв: спохватываешься. Через час (день) – новое грехопадение. Спохватываешься, но не так энергично. Потом – одно за другим, машешь рукой и погружаешься в беспросветную “безболезненность” на весь год – до следующего Великого поста. Тогда снова подтягиваешься, вспоминаешь о предстоящем говении и т.д. Таки образом, Богу, духовной жизни по-настоящему отдается семь-десять дней из всего года».

Наверное, вам приходилось сталкиваться с таким мнением со стороны «внешних», нецерковных людей, номинальных христиан, которых, если верить статистике, большинство: вся церковная, богослужебная жизнь – унылое, однообразное кивание головами – в платочках и без. Ничего нового, всё рутинно, серо, никакого полета мысли, поиска новизны – обычная стагнация, самолюбование, перемывание костей всем неверующим, ну и далее по списку. Можно ли назвать таких номинальных православных всё еще оглашенными?

Человек радость не там ищет: для него радостно то, что тленно, – какие-то праздники светские, вечеринки, возведенные в религиозный культ

– Не думаю: оглашенные осознанно становились христианами. А номинальных захожан нам нужно еще оглашать и оглашать. К сожалению, пока мы не ощутим духовную радость, для нас всё будет однообразно и пресно в церковной жизни. Какие-то постоянные посты, всё время надо ходить с кислой физиономией, никакой радости нет – очень многие, по моему опыту, так считают. Всё это оттого, что человек радость-то не там ищет: для него радостно то, что тленно, то есть иллюзия, – какие-то праздники светские, вечеринки-застолья, возведенные в религиозный культ. Конечно, иногда это радостно, но если такая радость претендует на религиозное поклонение, то к чему в итоге человек придет? В конце концов такая радость обернется горем, разочарованием. Всю жизнь нельзя же радоваться – постигнет какая-нибудь болезнь или беда; в любом случае радость прекратится, от нее ничего не останется.

А вот духовную радость никто не отнимет у нас, и посты как раз и служат проводниками к этой радости – хотя бы на эти семь-десять дней. Для кого-то это уже может быть большим подвигом: неделю внимательно относиться к себе и пытаться бороться со своими грехами. Уже знать, почувствовать, что есть настоящая добрая реальность, которая не ограничивается сиюминутной, моментально исчезающей пародией на радость. А коснение в такой иллюзии неизбежно приводит к тягчайшему похмелью – это страшное духовное состояние. Привыкание к иллюзорной радости, как к любому наркотику, страсти, добром ведь никогда не заканчивается.

– Вы говорите о желательности, а то и необходимости христианского образования, просвещения, в том числе интеллектуального, людей в Православии. Участие в богослужении должно быть осознанным, проще говоря, мы должны бы знать, о чем вообще идет речь на Литургии, да и на любой другой службе. В советские годы призыв «Оглашеннии, изыдите!» звучал не без грустной иронии: если и были оглашенные, то, может быть, из числа покаявшихся сотрудников антирелигиозных отделов обкомов, – в большинстве-то своем народу в храмах либо было крайне мало, либо там были люди, прекрасно знавшие и хранившие, несмотря на испытания, христианство. Если верить статистике, номинальных православных в России чуть ли не 70% жителей, а тех, кто действительно участвует в церковной жизни, – хорошо, если 5% наберется. Так не пора ли, на ваш взгляд, начать поступать в соответствии с этим призывом к оглашенным, не пора ли проявить известную строгость: сначала, будьте добры, выучите хоть что-то о Православии, а потом участвуйте, и участвуйте осознанно, в богослужении?

– В какой-то степени строгость необходима, да. Но чтобы выгонять со служб… не думаю. Что, будем вычислять 5% осознанно молящихся, а остальных гнать подальше? Если уж на то пошло, то, честно всмотревшись в свое собственное сердце, мы дальше паперти или притвора заходить не имеем права – с такими-то мыслями и чувствами, которые мы носим на богослужение и которым так легко поддаемся, а то и лелеем их. Прежде всего, строгим, и очень строгим, надо быть по отношению к себе любимому – вот тут милости знать не надо вообще никакой. У вас получается?

– Нет.

– Я тоже не в лидерах. Внешне человек может быть благочестивым на загляденье просто: строго следовать богослужебному уставу, исправно класть поклоны, регулярно исповедоваться и причащаться. И при этом мы можем быть совершенно далекими от христианства, абсолютно чужими Христу. Вышли из храма, и понеслось: тиран в доме, подхалим на работе, хам в транспорте – до следующего прихода в церковь, где мы такие супер-пупер-смиренные. Вот это «супер-пупер» – разве не лицемерие, не актерство? Вот и думай, кто оглашенный на самом-то деле… Так легко скатиться в фарисейство: внешне всё здорово и правильно, а внутри – ад кромешный.

Настоящий христианин сохраняет христианские качества всегда и везде

– Звучит: «оглашенный фарисей».

– Ага. Качество, которое отличает святых – прославленных и непрославленных, известных и безвестных, – это целостность личности, целомудрие. Настоящий христианин сохраняет христианские качества всегда и везде – будь то в храме, транспорте, банке, в Москве, на Афоне, на Барбадосе. Апостол Павел, например, оставался христианином всегда. Стиль общения мог меняться: «с иудеями – как иудей, с эллинами – как эллин» и т.д., но и с теми, и с другими он оставался христианином – что с немцами, что с ненцами, что с канцлерами, что с рыбаками. Преподобный Серафим Саровский также не делал различия и не актерствовал, с одинаковой любовью встречая и наставляя на спасение аристократов и разбойников, – пасхальное приветствие он честно обращал ко всем людям. Такая цельность и говорит о серьезном восприятии Православия.

Радость – подлинная и мирская

Вербное воскресение. Фото: Юрий Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru Вербное воскресение. Фото: Юрий Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru
    

– Мы определили существование двух радостей. Одна – мирская, иллюзорная, которая, при погружении в нее, при религиозном ей поклонении становится какой-то адской пропастью. Другая радость – настоящая, подлинная. Тогда объясните, пожалуйста, какая радость в постных лицах, однообразных службах, отсутствии каких-либо перемен. Так ведь кажется многим людям. Если вежливее сказать, какая радость от постоянного нахождения в Церкви?

– Тут слабым подобием будет сравнение с искренней любовью к человеку – к невесте или жениху, мужу или жене, детям или родителям. Ну какая радость любящим постоянно находиться вместе, жить по законам этой – часто жертвенной – любви? Ан нет: живут и радуются и считают это необходимым условием своей жизни, а расставание воспринимают как ненормальность какую-то. Вот так и с Богом, Церковью: для христианина это ненормально – не общаться с Богом, это ненормально – не быть в Церкви.

Человек, искренне участвующий в Литургии, на самом деле находится не здесь, не на земле – он чувствует Вечность

Человек, искренне участвующий в Литургии, на самом деле находится не здесь, не на земле: время, пространство больше не имеют власти над ним, уступая место вечности. Общаясь с Богом, источником любви, мы возносимся над земными условиями. Вспомним жития святых подвижников: какие непостижимые нашему уму лишения терпели всерьез относящиеся к Богу люди, чтобы не терять с Ним связи! Столпники годами жили в своих столпах, другие, «которых не был достоин весь мир, скитались в милотях и козьих кожах» и т.д. – люди ни во что вменяли земные условности и условия ради сохранения живой связи с Богом, которую однажды почувствовали. С мирской точки зрения, все такие люди, как сейчас говорят, «неадекватны» – неадекватны они тем ценностям, которые мир ставит выше всего, своей реакцией на эти ценности. Помните тропарь блаженной Ксении Петербуржской: «Безумием мнимым безумие мира обличивши…»? Так вот, если мы говорим об искренней вере в Христа, о честном следовании Ему, то обольщаться особо не стоит: такие люди всегда будут для мира, чувствующего себя обличаемым их чистой верой, неизлечимыми безумцами. То, что безумие – мнимое, по-настоящему безумный мир бесит еще больше.

«Царство Божие внутри вас» – и если мы не нашли ключ к этому Царству в своем сердце, тогда, действительно, «скукотишша»

«Царство Божие внутри вас» – если мы не нашли ключ к этому Царству в своем сердце, то всё внешнее становится бесполезным, и, естественно, тогда окаменение духа даже на Литургии – богослужение не касается моей души, следовательно, и Бог тоже. Тогда, действительно, «скукотишша». Но если попросить Господа, чтобы Он помог нам отворить эту дверь, а она открывается, кстати, только вовнутрь, тогда всё встает на свои места и мы понимаем, почему эти странные люди постоянно ходят в храм, почему это им необходимо.

Не дай Бог привычки!

    

– Кто-то действительно проникся высотой Литургии, начал чувствовать вечность, а кто-то, не дойдя еще до таких высот, просто чувствует себя в храме защищенным. Как у того же отца Александра Ельчанинова говорится: будучи в церкви, человек меньше грешит снаружи, в миру – уже какая-то польза. Другое дело, чтобы посещение храма не превратилось в самодостаточную привычку: мол, кроме этих стен, этого запаха, этого пения, этого прото- или просто иерея, мне ничего уже в жизни и не надобно – вот тут, конечно, скрывается опасность. Тогда посещение другого храма, а уж тем более другой страны, где всё по-другому, будет серьезным испытанием искренности веры человека, и дай Бог, чтобы мы не превращали свое христианство в привычку!

Святой ответил, пожав плечами: «И тут Бог, и там Бог»

Старец и ученик идут вдоль морского берега, ученик изнемогает от жажды и просит святого дать воды. Тот говорит: «Зачерпни воды из моря». Благословляет эту воду, ставшую пресной, – напились вдоволь. Ученик черпает еще, старец спрашивает: «Зачем ты это делаешь, чадо?» – «Как же, отче, нам идти еще далеко – пить захочется. Надо чтобы запас был». Святой отвечает, пожав плечами: «И тут Бог, и там Бог», – то есть если здесь Господь напоил пресной водой жаждущих, то что Ему мешает сделать то же в любом другом месте? Вот это нам надо бы помнить не только тогда, когда мы молимся в разных храмах, но и вообще всегда: не случайно же Христос призывает молиться на всяком месте.

И это касается нашего отношения не только к месту молитвы, но и к священникам. Прекрасно, когда у человека есть духовник, с которым установлены добрые, молитвенные отношения, когда человек сверяет советы духовника со святыми отцами и поступает так. Но когда мы говорим: «У такого-то священника я буду исповедоваться, а у этого не буду, потому что он мне не нравится, потому что он такой-сякой и т.д.», – это уже, на мой взгляд, опасно. Мы же читаем перед исповедью о роли священника: «Аз же точию свидетель есмь». Давайте представим: случилось какое-нибудь неприятное происшествие, не дай Бог. Нам, чтобы доказать нашу невиновность, нужны свидетели – что, мы будем интересоваться тем, постится ли он в среду и пятницу, обращать внимание на его внешний вид и придавать значение каким-либо субъективным факторам? Сильно сомневаюсь. Так же и здесь: свидетель готов помочь засвидетельствовать то-то и то-то в твоей жизни. Ты же Богу исповедуешься, а не человеку. Священник – только свидетель. Уж хорош он или плох – честно говоря, его дело: он сам за себя будет отвечать, причем «по полной».

Такие «рутинные» святые

    

– В храм мы часто ходим по сугубо утилитарным соображениям: только тогда, когда что-то неприятное в жизни случится. Грубо говоря, «Господи, дай мне печенку, дай мне селезенку» – а о том, чтобы дать Господу свое сердце, что Он и требует, мы как-то не очень задумываемся.

– Поразительная вещь все-таки: человек, который пытается бороться со своим «эго» ради Христа, становится настоящей личностью, отдавая Ему вот это свое «я», – Бог любит парадоксы, похоже. Такой – настоящий, цельный человек – всегда интересен в общении, он не похож на пресловутую серую массу с ее унылым эгоизмом. И, кстати сказать, достижению этой цельности, на мой взгляд, способствует постоянное смиренное участие человека в богослужении – при условии, что это участие осознанно и искренно. «Сыне, даждь ми сердце твое», – обращается Бог к человеку: Литургия – прекрасная возможность для этого дара, пожалуй, единственного, который человек может и должен сделать Богу в жизни.

– Привычность, «рутина» церковного календаря: время от времени праздники, а между ними – просто памяти святых. Скучно же.

– «Просто» памяти святых… А если опять-таки всерьез всмотреться в календарь? Как писал отец Александр Ельчанинов: «Отчего так важно чтение житий святых? – Среди бесконечного спектра путей к Богу, раскрытого в различных житиях, мы можем найти свой путь, получить помощь и указание, как из дебрей нашей человеческой запутанной греховности выйти на путь к свету». По моему опыту, всегда, читая жития святых, знакомясь с ними, можно найти ответы на, казалось бы, самые сложные вопросы нашей жизни. Ссоры, недоразумения, нестроения – мы же в этом плещемся постоянно: что в «рутинном» времени церковного календаря, что во время праздников. Плещемся, тонем и не знаем, как выбраться из этой трясины. И, читая жития, мы можем найти ответ, как из нее спастись, – опять-таки, при искреннем и рассудительном желании следовать примеру святого человека.

Не соскучишься, открывая всё новые и новые поводы для покаяния, знакомясь посредством святых с самим собой

Жития открывают нам глаза и на собственную греховность. Сколько раз уже, пытаясь следовать примеру какого-то святого, просил прощения у людей, которые, как мне казалось, целиком и полностью виноваты в свалившихся на мою голову испытаниях, – и мир воцарялся и внутри и снаружи, но оказывалось, что виноват-то по большей части ты сам. Это всё к слову о «скучности» церковного календаря, его «рутине»: будет ли тебе скучно, если ты всерьез погружаешься в духовную жизнь, что настойчиво предполагает наш календарь? Не соскучишься тут, открывая всё новые и новые поводы для покаяния, знакомясь посредством святых с самим собой и получая помощь от них и прощение от Бога, – нет, скучно точно не будет: веселая у нас «рутина»!

Да, еще о примерах святых: тут почти всё так, как в криминалистике, только со знаком «плюс»: как нет совершенно новых преступлений, всегда что-то подобное уже было, так и пути преодоления греховности, похожие на твои собственные, уже кто-то когда-то прошел – воспользуйся опытом проводника, обязательно пригодится.

Байкал, вулканы, гейзеры – ску-у-чно…

    

– Будет ли скучно, если мы честно пытаемся исполнять заповеди Божии? «Ад и рай в небесах утверждают ханжи. / Я, в себя заглянув, убедился во лжи: / ад и рай – не круги мирозданья. / Ад и рай – это две половинки души», – как писал Омар Хайям. Рай и ад сейчас, в нашем сегодняшнем положении – это не место, а именно состояние души. После Литургии мы читаем молитву: «Исполни радостью сердца наша» – имеется в виду молитва об установлении Царства Небесного внутри человека. Да, можно, конечно, считать, что Православие – это скукотища, сменяющаяся еще более скучными и унылыми постами. Но, знаете, опровергать это мнение – то же самое, что рассказывать с воодушевлением пьяницам за гаражами о, скажем, столбах выветривания Маньпупунёр, о Байкале или камчатских гейзерах: ты им про красоты – они тебе: «давай бухнём лучше». Поэтому, чтобы оценить красоту, которой ты воодушевлен, человек должен сначала, скажем так, выйти из-за гаражей, протрезвиться. А если он пленен сомнительными увеселениями и ценностями, ты сколько угодно можешь скакать вокруг него и вещать о подлинной красоте – у него свои ценности, и до твоих ему дела большого нет, они ему просто скучны.

Узнай Церковь сначала, увидь себя в ней – только тогда, если будет желание, выноси какое-то суждение

Ну не надо, не зная какого-то города, утверждать, что он плохой или, там, скучный, серый. Съезди, познакомься, узнай – потом уж говори. Бывает, приедешь в город и буквально влюбишься в него и на какие-то там недостатки, которые встречаются на пути, особого внимания-то уже не обращаешь. Да, в Москве есть мавзолей – фу, противно. Но в Москве же есть и Сретенский монастырь, например, или Никольский храм в Кузнецах – ты там был вообще? Нет? Тогда чего говоришь, что вся Москва – гадость? То же и с Церковью: узнай ее сначала, увидь себя в ней – только тогда, если будет желание, выноси какое-то суждение. А так, со стороны судить – так даже первоклассники не поступают. Сильно повлияет взяточник-чиновник или хамоватая продавщица на твое отношение к любимому городу, если у тебя в нем полно примеров обратного? Жалеть будешь, может, и возмущаться тоже, но город ты любить продолжишь. То же с Церковью. Какая уж тут скука?

Но даже в «утилитарном» обращении к Богу есть своя польза. Если человек разумен, он поймет, что болезни или какие-то другие испытания свалились на него не просто так, а если он начинает воспитывать в себе смирение, то он видит и их пользу: или они оказываются логичным следствием его печальных увеселений, или поводом взглянуть на мир критически, по-евангельски. Приходить в церковь и просить у Бога здоровья для продолжения прежней вольготной жизни? Как-то не очень разумно. Так что даже наш довольно примитивный «утилитаризм» можно трансформировать в ступени к более высоким, настоящим ценностям, по сравнению с которыми все болезни и пресловутый «дискомфорт» – ничто. Христос приходил не для нашего «комфорта», скорее наоборот – так дай нам, Боже, «дискомфортной» тоски по Небесному Отечеству! Благодаря ей и жили святые, и становились таковыми.

Дождемся «осени» – тоски не будет точно

    

– Всё же иногда накатывает уныние, тоска даже и на ревностных прихожан.

– Нет, совсем не пресна наша церковная жизнь, если мы постоянно солим ее. И не стоит с излишней строгостью подходить, мне кажется, к большинству людей, которые, может, не входят в счастливые «соленые» 3–5%: во-первых, и сами «соленые» иногда теряют силу, а во-вторых, и из кажущегося косным большинства иногда вдруг выходят настоящие светильники, тем самым помогая другим приблизиться ко Христу.

Давайте снова прочитаем «Записи» отца Александра Ельчанинова: «Когда исполнятся времена и сроки, когда наступит мировая осень и Бог пошлет ангелов на жатву – что найдут они на бесплодных полях наших сердец? А ведь эти времена и сроки наступают для каждого из нас еще до времени общей жатвы. Но не будем унывать. Смотрите, сеятель все-таки сеет и на камень, и в терние при дороге. Значит, есть у него какая-то надежда и на такие поля. И мы знаем из житий святых, как часто душа, которая казалась окончательно засоренной грехом, ослепленной страстями, упорной во зле, становилась почвой глубокой, полной плодотворных сил, чистой от вредных примесей и чужеродных семян».

Путешествия по закоулкам своей души – да они по-настоящему захватывающи!

Мы – довольно странная земля. Мы – адамы («адам» – земля), обладающие свободной волей. Следовательно, эту волю мы можем употребить и на устроение – ладно, пусть не пышного сада – хотя бы скромного, но приносящего плоды огорода в своей душе. Устроить такой огород нам очень помогает ежедневное – подчеркиваю: ежедневное – несение своего креста. Тут крест будет и плугом тебе, и лопатой, и чем еще полезным. Скукотища? Давайте опять на апостолов, на их последователей всех времен посмотрим, как «скучна и тягостна» была их жизнь, связанная с ежедневным несением своего креста. Да это ж настоящие приключения, перед которыми всякие Монте-Кристо, Робинзоны и прочие ребята смущенно улыбаются! Причем все эти приключения происходили с христианами в действительности, в жизни, а не на страницах книг или на экране – настоящая христианская жизнь просто кипит, она наполнена приключениями от начала до конца. Дело тут не только в физическом перемещении собственного организма по миру, это вообще второстепенно: я говорю о путешествиях по закоулкам своей души – вот они по-настоящему захватывающи! Тут тебе и ужасы самые настоящие – Господи, спаси (и, слава Богу, спасает), и мелодрамы, и военная тематика, а есть и комедии. Причем всё это, повторяю, не выдумано, а в действительности. Поэтому Православие, на мой взгляд, предлагает человеку прекрасную возможность ощутить подлинную реальность – что Вечности, что своего места в ней. И дай Бог нам сил и желания сделать собственную вечность доброй, благой.

– Постоянный упрек нам, грешным христианам, – то сострадательный, то произносимый с издевкой: «Ни по чему не видно вашей веры. Если бы вы действительно верили в такие изумительные, потрясающие вещи, вы жили бы иначе».

– Давайте вспомним притчу Христа о посеянном зерне, которое до поры до времени незаметно – ни людям, ни самому посеявшему. Оно скрыто от глаз. Ты посеял зерно, надеешься на всходы, Бог занимается его ростом – странно было бы даже в ответ на каверзные издевательские вопросы о состоянии твоего посева каждый день вырывать его из земли, чтобы дать полный отчет: «Сегодня мною посеянное зерно выглядит так-то». А еще насмешки звучат совсем не для того, чтобы обличить человека, а для того, чтобы извинить самого насмехающегося: «Я не христианин, потому что вы, христиане, все такие плохие. Я не тружусь над своим спасением, потому что вы все, как говорят, разгильдяи» – ну, Бог тебе судья. А лучше бы разгильдяям пример показал, коли сам такой труженик, – разгильдяи бы низко поклонились в знак благодарности и твоему примеру бы последовали.

«До рая доходит тот, кто после каждого падения встает и идет дальше». Амбициозно? – Скорее, спасительно. И уж совсем не скучно

Что же касается самих плохих христиан, то давайте признаем, что этот упрек практически всегда справедлив. Но тут важно не только знать о своей греховности, но и бороться с ней. Обижаться на такой упрек глупо: он же правдив. А вот бороться надо. Это как в спорте: чтобы стать чемпионом, нужно постоянно упражняться. Разумный юниор не будет впадать в праведную истерику, когда слышит насмешки, что он всё еще не чемпион, – он будет упражняться, стараться, бороться. В борьбе требуется терпение, настойчивость, настырность, если хотите, – особенно в такой, самой важной в нашей жизни борьбе. И не будем отчаиваться, борясь и падая: святых по осени считают. По слову святителя Иоанна Златоуста: «До рая доходит тот, кто после каждого падения встает и идет дальше». Амбициозно? – Скорее, спасительно. И уж совсем не скучно!

С иереем Сергием Ермолаевым
беседовал Петр Давыдов

25 июня 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Богословие деятельное Богословие деятельное
Диак. Павел Сержантов
Богословие деятельное Богословие деятельное
Диакон Павел Сержантов
Святитель Иннокентий замечает: «Всякий… должен непрестанно, в продолжение всей своей жизни, подвизаться и никогда не мечтать, будто он достиг всего того совершенства, к которому стремится».
О духовной жизни О духовной жизни
Игум. Нектарий (Морозов)
О духовной жизни О духовной жизни
Игумен Нектарий (Морозов)
Человек уподобился перевернутой пирамиде: должен был быть выше всего дух, затем душевные потребности, и лишь потом потребности плотские. Оказывается же всё совершенно иначе...
В поисках Бога внутри себя В поисках Бога внутри себя
Иерей Стивен Фриман
В поисках Бога внутри себя В поисках Бога внутри себя
Иерей Стивен Фриман
«Главное – чтоб Бог был в душе» — говорят многие современные люди и... отворачиваются от храма. А ведь представление о Боге внутри нас присутствует в православном учении и дает основание для полноценной церковной жизни. Об этом статья американского священника Стивена Фримана, которую мы предлагаем Вашему вниманию.
Комментарии
НАТАЛЬЯ13 ноября 2015, 22:08
КАК ЖЕ ВЫ ПРАВЫ,АНДРЕЙ.
ЕН29 июня 2015, 13:19

Да какая ж рутина?!
После недели, проведённой в суете мира, в его спешке, эмоциях, лжи, агрессии, где у каждого своя правда, приходишь в субботу на тихую вечернюю службу, и как в родной надёжный дом возвращаешься. Это завтра будет Литургия, будет праздник. А в субботу тихо возвращаешься к себе.Наносное отходит.
И вспоминаешь: "Житейское море, воздвизаемое зря, напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек..."
От правды к истине в этой "рутине" шагать учимся.
Кирилл29 июня 2015, 10:17
Отец Сергий хороший священник, многие вологжане это знают.
Игорь28 июня 2015, 09:14
А мне очень нравятся такие вот "рутинные", "скучные" и будничные богослужения. На таких службах, где за отсутствием шума и хождения в храме четко слышны молитвы священника и чтеца, плывет "белеющим парусом" (такая вот романтика) голос единственной певчей и в храме стоишь один - особо чувствуется сопричастность священнику в его служении Господу, особо ощущается твое собственное личное предстояние Ему, на таких службах погружение в молитву происходит глубже. Спаси Господи за статью.
Олег26 июня 2015, 15:39
Ну, это же просто превосходно! Все-таки когда священник мыслящий, внимательный (и к себе и к людям), учится (соответственно и возрастает) и ему все интересно, это настоящая милость Божия!!!
А когда зацикленный на на нескольких обиходных лозунгах, невнимательный (люди для такого, всего лишь неинтересные ходячие двухмерные схемы), это плохо. Потому что попав к такому пастырю,прихожанин (особенно новоначальный), действительно становиться двухмерным.
А если такой пастырь еще и харизматичный и тоталитарный, то тушите свет. Придется расстаться с половиной сердца. Любить и сострадать уже не получается, потому что ты схема и все вокруг схемы. И с половиной мозга. Потому что ты так запуган ересями, бесами и неканоничностью, что любое шевеление извилиной воспринимаешь как "не влезай! Убьет!". Отсюда потом и вопросы "какую козу покупать камолую или рогатую...". Отсюда и ненависть, в том числе и к нецерковным людям, музыке, литературе и т.д. Из-за всепоглощающего страха. Привитого, бесами же и таким вот гуру в сане.
Но, к счастью, таких не много. Слава Богу за все! И за то, что, все же, таких как о. Сергий большинство.
Сергей Агапо25 июня 2015, 13:15
"Церковная рутина" разве это не кощунственно?
Маргарита Семина25 июня 2015, 11:56
Спасибо за интересную публикацию.Из личного опыта скажу, что, когда делаешь только первые шаги и начинаешь бывать в храме, то скучно бывает и это нормально. Потом это постепенно проходит. Но у меня была ошибка - ничего не понимая я старалась быть до конца и это рождало скуку. Но в храм тянуло, там , постояв немного, наступало умиротворение, становилось хорошо,когда не было даже службы. Но хотелось в храме не стоять столбом и украдкой смотреть на часы, но чтобы с пониманием и радостью. И тогда конечно стала молиться и просить о вразумлении Господа. Молилась своими словами и помощь пришла. Конечно ещё и большой труд учебы и чтения Слава Богу. Маргарита
Ольга25 июня 2015, 11:44
Спаси Господи! Жизнь в Церкви не может быть скучной, если мы ею действительно живём. Родными по духу становятся прихожане, близкими - святые. Пребывая в Любви, невозможно не любить, и тогда каждое богослужение становиться радостью и песней сердца.
Андрей25 июня 2015, 11:11
Спасибо. Мне приходится вот уже лет 15 жить в Вологодской области, хоть сам я из Подмосковья. Сначала роптал, но потом огляделся вокруг - сколько же святых из земли вологодской вышло! И батюшки здесь все замечательные. Часто на этом сайте статьи от наших священников и репортажи отсюда. Я исцеление получил в храме во имя преподобного Филиппа Ирапского в Кадуе. Полтора года больше 10 минут спокойно стоять не мог - боли дикие - зашёл в храм, вышел уже здоровым. Вот уж скоро два года как копаю, тяжести таскаю, с сыном в футбол и баскетбол играю... Ни за что (потому грешен я сильно), только лишь по милости Своей Он меня исцелил. Роптать перестал (почти), что от дома оторван - Господь и на работу устроил приличную. Да и дома то толком у меня не было - много где пришлось пожить до Подмосковья - отец военный. Не так важно, где здесь на земле жить. Где бы не пришлось - сразу ищите церкви православные. Господь всё устроит. Слава Богу за всё.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×