Протоиерей Владимир Агриков: «Все наши беды от неумения слушаться»

Протоиерей Владимир Агриков. Фото: Сергей Миронов, 2013. Протоиерей Владимир Агриков. Фото: Сергей Миронов, 2013.
    

Протоиерей Владимир Агриков, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском, рассказывает о послушании и духовничестве:

Мой духовник — архимандрит Тихон (Агриков)

— У меня духовник похоронен за моим храмом. Он скончался в 2000 году. Брат моего отца — архимандрит Тихон, в схиме — Пантелеимон. При нем я поступил в Московскую духовную семинарию в 1957 году. Я очень любил учиться. Окончил семинарию, академию, трехгодичную духовную аспирантуру, но я всегда слушался своего духовника.

Он мне советовал еще участвовать во всех кружках, которые у нас были — во всех этих кружках я и занимался. Был кружок скрипки — я играл на скрипке. А еще были кружки фортепиано, английского языка, иконописи и регентства. Больше меня как-то в регентство тянуло, я был регентом среди узкого круга в академии, и мне дали потом удостоверение, что я могу хором управлять.

Но мне все это нравилось. Вся учеба в духовном плане мне очень нравилась. Я учился с большим внутренним удовлетворением. Одиннадцать лет я изучал богословие и так его полюбил, что сейчас участвую в Богослужебной комиссии Московской епархии по благословению митрополита Ювеналия. Эта комиссия заседает в Сергиевом Посаде, нас несколько человек. Мне это очень нравится, мы редактируем церковные службы.

А моей жене это очень не нравится, она говорит: «Что ты можешь там сказать хорошего?» Она меня на эту комиссию порой не пускает, и я вынужден слушаться, чтобы не было семейного конфликта. А мне так хочется на эту комиссию!

Что касается духовника, я его слушал во всем

Два друга-архимандрита: Тихон (Агриков) и Кирилл (Павлов) Два друга-архимандрита: Тихон (Агриков) и Кирилл (Павлов)
Но что касается духовника, я его слушал во всем. Он был преподавателем в семинарии и академии, следил за моим образованием. Он говорил: «Так! Что-то у тебя “троечки”». Я сразу подтягивал, чтобы у меня были «четверки». Но любовь к учебе у меня была просто необыкновенная.

Я уже оканчивал академию, когда пришло время принимать сан, а для этого надо было жениться. Девочки у меня никакой не было, и духовник мне так говорил: «Ты сначала учись, а невесту тебе преподобный Сергий пошлет». Понравилась мне одна девушка. Пришёл я к отцу Тихону и говорю: «Вот, батюшка, мне такая девочка нравится». Он отвечает: «Вера? Нет, она тебе не годится, она тебе не подойдет». И я его послушался и на ней не женился. А он был духовником, всех девчонок знал. Потом я привел к нему свою будущую жену. Он говорит: «Ну, вот эта тебе подойдет, поговори с ней». Я с ней поговорил — и создался наш брак. Мы живём вместе пятьдесят два года, у нас трое детей родилось. Мы их вырастили. Все они получили высшее образование, все врачи.

Я старался и стараюсь свою жену слушать. Пусть это мне порой не нравится, но я никогда не настаиваю.

Мне семьдесят шесть лет. Я сам уже являюсь духовником для тех, кто ко мне приходит. И я вынужден сказать, что у многих из них нет полного послушания, а для меня это очень большое испытание. Я очень расстраиваюсь от этого, потому что вижу, что их жизнь неправильно сложится.

Вот, была сегодня одна девушка, которая при мне выросла. Выбрала себе мальчика и ко мне его привезла. Я посмотрел: а она превосходит его по развитию и не будет им в жизни довольна. Я ей и говорю: «Ты не будешь довольна своим выбором. Разочаруешься — и его сделаешь несчастным и себя». Она заплакала. Сидит и плачет. Или она его уже любит? А я смотрю на него и вижу, что он ей просто не подходит. Говорю девочке: «Поищи ещё!» Она-то окончила юридический институт, а он человек недалекий. Ей нужен муж по развитию.

Духовное руководство — никакое не начальствование, а мука

Вы поняли, что духовное руководство — это никакое не начальствование, а мука? Потому что видишь судьбы людей, знаешь, к чему может привести их выбор, и ничего не можешь исправить. Вот в этом трудность духовничества.

Архимандрит Адриан (Кирсанов). Фото: Анатолий Горяинов Архимандрит Адриан (Кирсанов). Фото: Анатолий Горяинов
    

Есть в Псково-Печерском монастыре архимандрит Адриан. Я его помню ещё по лавре. Ходила около него одна девочка небольшого росточка, непривлекательная, и говорила (я просто слышал это): «Хочу замуж выйти!» Батюшка ей: «Нельзя тебе замуж выходить! Не будет тебя муж ценить». А ей очень хотелось. И она родила ребенка. А потом я видел, что она с этим ребенком ходит за отцом Адрианом. То есть у нее не сложилось что-то семейное, и она опять пришла со своими горестями к батюшке, хотя он ее предупреждал и говорил, что у нее не сложится жизнь. Она его не послушала.

Сейчас духовников мало, потому что люди стали все своевольные

Поэтому сейчас духовников мало, конечно. И почему мало — потому что люди стали все своевольные. Все живут так, как им хочется, и поступают так, как им хочется. Поэтому Господь и не дает духовников.

Я тоже духовник посредственный. Какие вопросы решаю? Да, бытовые какие-то: квартиру разменивать — не разменивать, от мужа уходить или нет (смеется). Ну, это простейшие вопросы! Что я от своего скудного ума могу посоветовать? Просто какой-то жизненный опыт наработался: все-таки пятьдесят лет священства за плечами.

Сейчас очень трудно управлять. И людям очень трудно, потому что они не воспитаны слушаться. А ведь надо обязательно уметь слушаться. Неслучайно послушание является одним из обетов монашества с самой древности. И в молитве венчания священник молится и говорит (сейчас я вам прочту): «Сам и ныне, Владыко, Господи Боже наш, низпосли благодать Твою небесную на рабы Твоя сия (и перечисляются имена, кто венчается) и даждь рабе сей (то есть невесте) во всем повиноватися мужу, и рабу Твоему быти во главу жены, яко да поживут по воле Твоей!»

Люди не слушаются — таков результат нашей эпохи

Вот только повиноваться и слушаться — очень трудно. Люди не слушаются — таков результат нашей эпохи. И все наши беды, все беды нашей молодежи, наших детей — в том, что их не приучили слушаться.

Протоиерей Владимир Агриков с детьми из воскресной школы Протоиерей Владимир Агриков с детьми из воскресной школы
    

Вот, дети сейчас не хотят учиться в школе. Ну, как в школе не учиться? Детство должно быть посвящено учебе, юность также должна быть посвящена образованию. А некоторые на это не хотят «время тратить».

— А у каждого ли должен быть духовник?

— Я не знаю. Сейчас просто нет старцев. Старца надо бы, конечно, каждому, но люди сейчас сами управляются. Духовником может быть и мать, и отец - не обязательно священник. Родители имеют право на то, чтобы детьми руководить: у них есть жизненный опыт. Они могут, исходя из этого опыта, посоветовать что-то хорошее своим детям.

— Говорят, что современный человек очень гордый...

— У меня в Пятигорске живет друг отец Иларион. Он, хоть и слепой, но исповедует, с народом общается. Он говорит: «Самый главный недостаток нашего времени — это гордость. Люди не хотят ничего слушать, не хотят ничего принять, даже веру. Не умеют верить, не умеют доверяться Богу. А ведь что бы ни случилось, надо довериться Богу! А они не хотят. Хотят своими силами. Говорят обычно: “Я — сильная женщина! Я сильная! Я все могу!” — а вот не получается...»

— Как бороться с гордостью?

— Это очень непросто. Это воспитывается. Уважение к Богу, к Церкви — часть нашей культуры. У нас в советский период целый пласт культуры утаили от современных поколений и не воспитали должным образом. И сейчас невоспитанные люди не знают, как по-другому жить. Если их обижают, то это их оскорбляет. Они считают, что этого не заслужили. Это очень непросто.

— Можно с ума сойти...

— Не знаю. Слава Богу! Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «С ума сходят только умные люди».

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игум. Нектарий (Морозов)
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игумен Нектарий (Морозов)
Значительная часть вопросов, задаваемых священнику, начинается словами: «А можно ли…» Есть в них что-то очень детское… Но всегда ли хорошо – простое и детское?
«Альфа и омега монаха – это послушание» «Альфа и омега монаха – это послушание»
Беседа с благочинным мон. Дохиар архим. Гавриилом
«Альфа и омега монаха – это послушание» «Альфа и омега монаха – это послушание»
Беседа с благочинным афонского монастыря Дохиар архимандритом Гавриилом
Отец Ефрем из Катунакии был отцом послушания и покаяния. Когда к нему кто-то приходил, он не удивлял человека, называя его по имени, он говорил только о покаянии и послушании. И отец Паисий тоже говорил только о послушании. И отец Амфилохий тоже. И наш настоятель, когда к нему обращаются, также говорит о послушании. Альфа и омега монаха – это послушание.
Протоиерей Георгий Бреев: «До послушания надо дорасти» Протоиерей Георгий Бреев: «До послушания надо дорасти»
Смысл послушания духовнику – в доверии. Подлинные отношения между людьми невозможны без доверия. Тем более в духовной жизни. Только если человек почувствует, что пастырь понимает его душу, ведет его ко Христу, он поверит ему и постарается исполнить его совет. Но многое зависит и от мирянина, от его запросов.
Комментарии
Гость17 октября 2015, 11:32
Более подробную информацию о батюшке Владимире можно узнать на сайте «Православная копилка» в разделе «Храм в Тайнинском»
Инна Ермакова12 июля 2015, 20:59
Мария 2-я
"И буду вам Отцом и вы будете Мне в сыны и дщери,глаголет Господь Вседержитель"(2Кор.18).В ответе Е.Славиной,которого нет в комментариях,хотя я отправила его раньше вашего (может быть не дошел)я вкратце написала на счет духовного руководства и "духовных чадах'из своего опыта.Повторяться не буду,только замечу,что св.старец Паисий-память которого впервые празднуется сегодня-в принятом у нас понятии не может считаться духовником,т.к.не был священником.А "Чтобы не попасть вместо врача на больного" очень советую прочитать книгу Архимандрита Лазаря (Абашидзе) "ГОЛОС ЗАБОТЛИВОГО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ"-Учение о послушании свт.Игнатия еп.Кавказского, в свете аскетического опыта святых отцов последних веков.Да поможет Вам Господь!
Мария 2-я10 июля 2015, 21:52
Оглядываясь на десятилетие с лишним назад, с грустью говорю, что у меня нет духовника. Есть священники, которых уважаю, исповедуюсь, доверяю им, но назвать духовниками - извините.Согласна с Инной Ермаковой. Священники обожают абсолютное послушание, когда входишь в труд в церкви, помогаешь везде. Я стараюсь послушаться. Но к сожалению они плохо знают Библию, даже книгу Апостол, путают все.О Ветхом Завете речи нет, а ведь там столько замечательных жизненных примеров, как надо поступать по воле Божьей. Один священник на исповеди уже много лет приводит в пример себя- а вот я, вот я, я... Мне не интересно о нем. Я хочу поступать, как говорит Слово Божие. Он его почти не знает- так, отрывками. Другой все время обвиняет в грехах, не разобравшись. Третий, молодой и дерзостный, тоже от себя говорит, рубит. Решила послушаться, в нескольких важных обстоятельствах поступила точно по советам священников. Облилась слезами в одном случае, в другом- попала в большую беду. Священник, не знающий или плохо знающий Слово Божие, святых отцов, не может быть духовником. Это жрец, что бы вы там ни говорили.
Е.Славина 9 июля 2015, 03:56
Инне Ермаковой.
Браво, Инна!
Если только вследствие переводов Евангелия "слушать" и "повиноваться" не слишком изменились, это действительно не одно и то же.
Действительно, если задуматься о обязанности повиновения, уже не так грустно смотреть на социальную (социумную) иерархию.
Единственно мне хотелось бы заметить, что если речь идет о духовнике (если кому-то посчастливилось стать духовным чадом), а не о чередном священнике, то в этом случае, все-таки надо слушаться. Говорят, что духовники молятся о своих чадах, и, наверное, им о чадах открывается.
Александра Боровик 8 июля 2015, 21:00
Марине:
Что Вы, Марина! За что же мне спасибо?
Только отцу Владимиру - за духовный опыт!
Авидзба Марина 7 июля 2015, 23:26


Во всем облике отца Владимира какая-то плавность и успокаивающая тишина. Говорит он всегда спокойно, мягко, не настаивает, оставляя свободу выбора человеку,помогая ему выйти из младенчества духовного и вырасти в сознательную личность. Спросишь иногда его о чем-то, ждешь однозначного ответа, а он скажет:не положено. "Не положено"- это не "нет", а значит,решать тебе. Пастырь от Бога,духовный психолог, который всю жизнь работает над собой и помогает людям стать лучше и жить светлее.

Спасибо Александре Боровик и редакции за интервью с отцом Владимиром. Столько хочу рассказать об этом человеке, сердце переполнено, а сказать не могу....., не могу выразить, что чувствую, потому что это больше слов, потому что отец Владимир дарит жизнь, а жизнь не расскажешь в комментарии.
Андрей 7 июля 2015, 22:47
Natalya Danilova, буйные и свободолюбивые в миг становятся кроткими и послушными, стоит только замаячить перспективе реального наказания. А о том, что вечность на самом деле находится всего в одном шаге от каждого, задумываются лишь не многие.
инна ермакова 7 июля 2015, 15:40
По-моему,не следует путать послушание и повиновение-это не одно и то же. Послушание полное может быть только Богу (свт. Игнатий Брянчанинов) или тому,кто знает Волю Божию о человеке,от которого требуется послушания. Повиноваться следует всем старшим по должности,положению:властям,родителям,священникам,духовникам,начальникам, жене-мужу и т.д.,в том,что не противоречит заповедям Божиим и Воле Его. В Евангелии говориться, что Сам Господь был послушлив Своему Отцу,Отец сказал Его (Иисуса Христа) послушайте и Сам Иисус Христос нам сказал,что Он слышал от Отца.По отношению же к земным родителям Матери Божией и св.прав.Иосифу) по Евангелию Он был в повиновении и нам заповедовал повиноваться наставникам нашим.К сожалению, сейчас зачастую происходит подмена особенно часто среди священников, которые требуют к себе послушания,а сами не слушают священноначалия и говорят от себя или своего опыта,почему и говорят по разному,а то и прямо противоположно.Научить можно тому, чего сам умеешь, а самая большая помощь и поддержка-это Молитва(о которой говорил прп.Силуан и др.святые отцы).Как говорил приснопамятный владыка Алексей:"Любви нельзя научить,ее можно только показать".А много ли видно любви даже среди священников между собою,даже в монастырях? Прошу прощения,если кого обидела или что-то не так сказала
Natalya Danilova 7 июля 2015, 13:17
Андрей:
"Быть слышимым, но не быть услышанным - наверно это удел всякого человека, обладающего знаниями, навыками и опытом, но не реальной властью" - поддерживаю вас. Только не совсем во власти дело - дело-то в гордыне. Все мы порой "сами с усами", никто нам не указ. А раз никто не указ - тут уж и до осуждения ближних недалеко.
Елене Башковой спасибо за историю про кирпич осуждения!
Очень полезная статья! Спасибо!
Е.Славина 7 июля 2015, 02:00
Я почему-то думаю, что сегодня будет хороший день.
Спасибо!
Сергий 6 июля 2015, 20:26
Ну как сказать... В нашем храме священники учат, советуют, выслушивают людей, люди - это видно - постепенно духовно растут. Хотя нет такого духовничества, как здесь описано. А знаю другой приход, тоже очень любил там молиться, есть знакомые. Так вот, там все слушаются батюшку, мало читают святых отцов (а зачем?). Батюшка там духовный человек, прозорливый (на самом деле), но увы! Святые Отцы не зря учат, что и прозорливость без рассуждения - это немного. "Человеческий опыт" подсказывает, что от этой замечательной общины, увы, увы, увы, скоро останется лишь штукатурка на стенах. Враг умеет прельщать суетой, он свое дело, как это ни печально, знает.

Надо много думать, сверять свои поступки с Христовым учением и не слишком полагаться на людские авторитеты, в том числе на свой собственный. И не торопиться ни в чем. Полетишь как молния - упадёшь как гром.
Андрей 6 июля 2015, 20:16
"И я вынужден сказать, что у многих из них нет полного послушания, а для меня это очень большое испытание. Я очень расстраиваюсь от этого, потому что вижу, что их жизнь неправильно сложится."

Чтобы испытать похожее чувство не требуется быть священником или хотя бы иметь собственных детей. Достаточно хорошо понимать в том ремесле, которым зарабатываешь на жизнь. Точно также видишь как люди несведущие, а то и несколько менее опытные коллеги идут не в ту сторону. Чётко осознаёшь последствия, говоришь, доказываешь, поясняешь на доходчивых примерах, только всё без толку, ибо люди вольны поступать по собственному выбору. Потом сбывается всё то, о чём ты предупреждал, только от этого не легче.
Быть слышимым, но не быть услышанным - наверно это удел всякого человека, обладающего знаниями, навыками и опытом, но не реальной властью.
Елена 6 июля 2015, 17:47
Спасибо отцу Владимиру за истинно отеческую боль за наш народ, не приученный слушаться. Поддерживаю, что в неумении слушаться правильных советов, большой недостаток нашего времени. И мы в молодости не всегда прислушивались к советам родителей, что уж пенять на современную молодежь... Хотя по большому счету всех жалко: и тех, кто не берет на себя ответственность учить послушанию (правильному, а не подчинения своему эго), и тех, кого с младенчества якобы приучают делать собственный выбор (ребенок не достиг двух лет, но родители фактически не хотят принимать решение самостоятельно о покупке каких то детских вещей, спрашивают ляльку "что ты хочешь, что тебе нравится?". Бедный ребенок, он, конечно, в итоге приучается требовать своё, но какая у него нервная система, если он, пусть не осознает, но чувствует, что перекладывая на дитя право решать самостоятельно, родители обрекают его на внутренне сиротство. Послушание, это ведь полное доверие, где то, даже отказ от своей воли. И, уже далеко не в молодом возрасте, а так хочется склонить голову и получить четкий совет, и не посметь ослушаться. И какое радостное чувство испытываешь при послушании, будто ребенком становишься. Мне кажется, что где то в глубине души у людей присутствует тоска по послушанию, её надо просто разбудить.
Как замечательно отец Владимир слушается свою матушку, залюбуешься: так хочется на комиссию, но важно мир в семье поддержать. Казалось бы, жена должна мужа слушать. Храни Вас Господь!
Елена 6 июля 2015, 16:43
могу только сказать, что если бы я пять лет назад прислушалась к мнению батюшки, и не поддалась бы на призыв мамы приехать к умирающему отцу, то сейчас бы, возможно, была здоровее и счсастливее, а тогда я поехала, до смерти перепугалась, болею уже 5 лет...отец жив
Елена Башкова 6 июля 2015, 15:26
Батюшка прав! Жили мы однажды в монастыре, когда нас разбомбили, как беженцы. Почти три месяца. Стала я каждый день ходить на монастырские службы, наисповедовалась за всю, кажется жизнь. А нас там таких много жило, ну и грех осуждения присутствовал у всех. И у меня. Пришла я к отцу Лаврентию, говорю грех осуждения есть. А он мне посоветовал взять кирпич, написать "осуждение" и носить с собой везде, и в душ,в туалет,даже спать когда, под подушку ложить. Сшила я сумочку и на вечернюю службу пришла с обновкой. Он даже удивился, от такой скорости. Стала я с кирпичиком ходить. Поначалу никто внимания на меня не обращал, а потом какие-то странные взгляды стала на себе ощущать. Спросить вроде бы стеснялись, да и мне не очень хотелось объяснять епитимию.Хожу так дня три, и не хочется уже ни на кого внимания обращать,осуждать. Потому что вот он - кирпичик рядышком, родненький. К вечеру третьего дня, пожалел меня батюшка. Хватить с тебя, говорит. А я уже так привыкла, как к подружке. Попросила еще денек поносить. А потом и домой его забрала. Случается, конечно,поосуждать. Но гляну в угол с иконами, вот он лежит под столиком, смотрит на меня, просится поносить. Я и остываю. Слава Богу за все!И батюшке Лаврентию спасибо.
Елена Кравчук 6 июля 2015, 10:37
Мне искренне понравилась статья,заканчиваеться на позитиве.
Я не знаю или я права,но теперешняя современность воспитала взбалмошных,самоуверенных эгоистов.Это хорошо если у кого были достойные учителя,
которые хоть както заложили в человека основы благородства по духу совести.
Мария 6 июля 2015, 10:35
"Видишь судьбы людей, знаешь, к чему может привести их выбор, и ничего не можешь исправить" - и это о человеке немощном сказано.
Но, если задуматься, то Бог еще больше это, может быть, ощущает, потому что пред Ним открыты все тайны наших сердец.
Мы имеем Крест Христов и пример Христов ("научитесь От меня"), но воспользоваться всем этим желает не каждый.

"Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,
любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих" (Втор. 30, 19-20)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×