Если мы всмотримся в русскую историю, то увидим, что она чудесна и необычайна. Начнем с самых ее истоков – Крещения Руси, события весьма актуального для нас хотя бы в силу того, что в этом году мы празднуем 1000-летие со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира.
Летописный рассказ «Повести временных лет» показывает, что обращение святого князя Владимира и его народа было чудом. Действительно, всего за восемь лет до крещения Руси, в 980 году, князь Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась жертвоприношениями земля Русская и холм тот»[1].
И это – после крещения святой Ольги, после начала созидания храмов на Руси. Более того, эти жертвы были человеческими. Вот как обошлись с христианином Иоанном, сыном варяга Феодора, на которого пал жребий быть принесенным в жертву Перуну:
«Люди, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: “Дай сына своего, да принесем его богам”. Он же ответил: “Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?” И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили»[2].
Из летописного рассказа мы видим, как до последнего момента в душе князя Владимира зверь борется с человеком: проникнувшись убеждениями некоего монаха-философа и послав посольство для испытания вер, он, тем не менее, идет походом на христианскую империю, на жителей Херсонеса, не сделавших ему никакого зла. И лишь целая цепь чудесных событий приводит ко крещению его и народ русский. Одно из них – временная слепота равноапостольного князя Владимира, которую, увы, ряд наших ослепленных лжеученостью современников считают простым агиографическим топосом, параллелью к деяниям апостола Павла, несмотря на то, что она засвидетельствована ранними западными агиографическими источниками[3].
Для современников святого князя Владимира его крещение действительно было необычайным и необъяснимым событием. Вот что говорит митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати»:
«Как уверовал? Как воспламенился ты любовью ко Христу? Как вселилось и в тебя разумение превыше земной мудрости, чтобы возлюбить Невидимого и устремиться к Небесному? Как взыскал Христа, как предался Ему? Откуда повеяло на тебя благоухание Святого Духа? Откуда <возымел> испить от сладостной чаши памятования о будущей жизни? Откуда <восприял> вкусить и видеть, “как благ Господь”? Не видел ты Христа, не следовал за Ним. Как же стал учеником Его?»
Митрополит Иларион справедливо удивляется обращению святого князя Владимира, который не слышал ни апостолов, ни даже выдающихся проповедников, ни чудотворцев:
«Как разверзлось сердце твое? Как вошел в тебя страх Божий? Как приобщился ты любви Его? Не видел ты апостола, пришедшего в землю твою и своею нищетою и наготою, гладом и жаждою склоняющего к смирению сердце твое. Не видел ты, как именем Христовым бесы изгоняются, болящие исцеляются, немые говорят, жар в холод претворяется, мертвые восстают. Не видев всего этого, как же уверовал?
О дивное чудо! Другие цари и властители, видев всё это, святыми мужами свершаемое, <не только> не веровали, но и предавали еще тех на мучения и страдания. Ты же, о блаженный, безо всего этого притек ко Христу, лишь благомыслием и острым умом постигнув, что есть единый Бог, Творец <всего> видимого и невидимого, небесного и земного, и что Он послал в мир, ради спасения <его>, возлюбленного Сына Своего. И сие помыслив, вошел в святую купель».
Откуда у вчерашнего язычника “ум Христов” и столь глубокое понимание Христовой веры? Разве это не чудо?
С одной стороны, чудо это объясняется разумом святого князя. Однако, с другой стороны, откуда у вчерашнего язычника возьмется «ум Христов» и столь глубокое понимание Христовой веры? Разве это не чудо?
Чудом явился и мирный характер крещения – то, что киевляне с радостью пошли ко Днепру, говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». Это были те же киевляне, которые за несколько лет до того с оружием разбивали двор варяга Феодора. К сожалению, некоторые современные публицисты, не разбирающиеся в реалиях русской истории, считают, что дружинники князя Владимира силой загоняли киевских мужей в Днепр. Подобное невежество весьма печально: понятие «муж» подразумевает свободного человека, имеющего меч и владеющего им. Небольшая дружина святого князя Владимира была не в силах заставить большинство населения Киева креститься. Крещение могло быть только добровольным актом.
Что же касается крещения Новгорода, где якобы «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем», то сообщение об этом происходит из крайне ненадежного источника – так называемой «Летописи Иоакима Корсунянина».
Разве не чудом является подвиг святых страстотерпцев Бориса и Глеба? У святого Бориса в распоряжении была дружина, которую он мог легко бросить против своего коварного старшего брата, отстраненного, к тому же, отцом от власти. Но святой Борис не захотел идти путем братоубийства и гражданской войны, не захотел лить братскую кровь и предпочел пролить свою. И этот подвиг впоследствии неоднократно останавливал готовую было загореться братоубийственную рознь.
Если бы в Киеве утвердился Святополк Окаянный – зять князя Болеслава Храброго, – то Русь была бы полонизирована и окатоличена
Другим чудом Киевской эпохи является правление Ярослава Мудрого. Ведь если бы утвердился Святополк Окаянный – зять польского князя Болеслава Храброго, – то Русь скорее всего была бы полонизирована и окатоличена. Но Бог даровал победу Ярославу над братоубийцей и предателем веры Святополком. Тот расцвет веры и благочестия, христианского просвещения, который наступает в эпоху Ярослава и его сыновей, явление первоначального монашества в лице Антония и Феодосия Печерских, расцвет русской святости – тоже чудо. Вот как поэтически говорит о нем святитель Иларион Киевский:
«Труба апостольская и гром евангельский огласили все грады; фимиам, возносимый Богу, освятил воздуха. Встали на горах монастыри, явились черноризцы. Мужи и жены, малые и великие, люди все, наполнившие святые церкви, восславили <Господа>, взывая: “Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь! Христос победил! Христос одолел! Христос воцарился! Христос прославился! Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои! Боже наш, слава Тебе!”».
К сожалению, русские люди в то время не смогли оценить то великое сокровище, которое им было даровано, и почтить Бога через единомыслие и братолюбие. И наследие святого князя Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба, Ярослава Мудрого бездумно расточалось в усобицах и братоубийствах. К сожалению, древний славный богатый и златоглавый Киев не смог стать объединяющим центром для Руси. Таковым суждено было явиться бедной и лесистой Владимиро-Суздальской земле, малой и мизинной. На ней исполнилось древнее библейское благословение: «Больший да будет в подчинении у меньшего». Отметим, что и святой князь Владимир был младшим сыном Святослава.
Андрей Боголюбский действовал в русле той политики, которую завещал князь Владимир: единодержавия
Из Владимирских лесов и выросли начала русского единодержавия. Князь Андрей Боголюбский предвосхитил многие черты русских великих царей – как их истовое благочестие и мужественное стояние за Русь, так и борьбу за уничтожение всякой обособленности и любых конкурирующих центров власти. Благоверный князь Андрей Боголюбский действовал и мыслил в русле той политики, которую завещал равноапостольный князь Владимир, а именно – единодержавия.
Согласно достаточно аргументированной точке зрения, святой князь Владимир незадолго до своей кончины решил провозгласить неделимость Руси и передать власть потомку ромейских василевсов по матери – святому князю Борису, который должен был в конечном счете стать первым русским царем.
Если бы князь Андрей Боголюбский прожил дольше, кто знает, может быть, ему удалось собрать Русь воедино и в ΧΙΙΙ веке она остановила бы натиск монголов. Но современники и подданные не оценили его замысла и убили великого преобразователя Руси. Русь после правления его брата Всеволода Большое Гнездо вновь погружается в кровавый хаос междоусобий, которые подготовили вначале потерю Прибалтики, а затем и кровавое и опустошительное монгольское нашествие.
Во время, когда рушились великие города и беда грозила с Востока и Запада, когда казалось, что Русь погибает, Господь совершает чудо. И оно явлено в лице святого князя Александра Невского.
Символично, что Невская битва 1240 года произошла в день памяти равноапостольного князя Владимира
Само по себе это имя значимо. «Александр» означает «защитник мужей». И святой князь Александр своим мечом защитил Русь и мужей русских от порабощения с Запада, а своим смирением – от конечной погибели с Востока. Символично, что Невская битва 1240 года произошла в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, и небезосновательно многие исследователи связывают с ней начало официального почитания святого князя Владимира. По его молитвам святому Александру Невскому была ниспослана помощь свыше и в Невской битве, и в Ледовом побоище. Значимо и то, что перед битвой на Чудском озере святой князь Александр, по примеру святого князя Ярослава, обращается со следующей молитвой к Богу:
«Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка».
Сравним это с молитвой князя Ярослава:
«Ярослав стал на место, где убили Бориса, и, воздев руки к небу, сказал: “Кровь брата моего вопиет к Тебе, Владыка! Отомсти за кровь праведника сего, как отомстил Ты за кровь Авеля, обрек Каина на стенания и трепет: так возложи и на этого”».
Отметим, что выбор святого князя Александра Невского глубоко сроден решению святого равноапостольного князя Владимира, который не принял католических миссионеров, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого». Сходными словами благоверный князь Александр выпроводил посланцев Римского папы Иннокентия: «От Адама… до Вселенских соборов всё по порядку сведали, а от вас учения не приемлем».
Отметим, что незадолго до кончины, в 1013 году, святой князь Владимир бросает в темницу своего сына Святополка Окаянного и его советника католического епископа за намерение узурпировать власть и окатоличить Русь.
Облик равноапостольного князя Владимира как милостивого правителя вдохновлял его преемников
Наконец, облик равноапостольного князя Владимира как милостивого правителя вдохновлял его преемников. Вот что о нем говорит митрополит Иларион:
«Ко всему тому кто поведает о множестве милостынь твоих и щедрот, денно и нощно творимых убогим, сиротам, вдовам, должникам и всем взывающим о милости? Ибо слышал ты слова, изреченные Даниилом <царю> Навуходоносору: “Да будет благоугоден тебе совет мой, царь Навуходоносор: искупи грехи милостынями и беззакония твои щедротами к бедным”. Слышав это, о досточтимый, не довольствовался ты только слышанием, но на деле исполнил сказанное, просящим подавая, нагих одевая, жаждущих и алчущих насыщая, болящих утешением всяческим утешая, должников выкупая, рабам даруя свободу.
И щедроты и милости твои и поныне поминаются в народе, но тем более – пред Богом и ангелом Его».
А вот что пишут о святом князе Александре Невском в его житии:
«После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исаия-пророк: “Князь хороший в странах – тих, приветлив, кроток, смиренен – и тем подобен Богу”. Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие Свое».
Из этого краткого экскурса можно видеть, насколько велико было значение личности и подвига святого князя Владимира, который был образцом для многих русских князей, и не только для них, но и для сербских правителей, поскольку «Житие святого Симеона Немани» составлялось под сильным влиянием «Слова о законе и благодати». Неслучайно в службе святому князю Владимиру о нем говорится: «Яко же отец духовно, царь же чувственно». Воистину святой равноапостольный князь Владимир явился духовным отцом русского народа. И одним из первых чудес русской истории.
Сколько в нашей истории было умных, мудрых правителей? Наверное не очень много, но и не мало.
А сколько в нашей истории было правителей-воинов, правителей-защитников, защищавших свой народ от иноземцев? Много. Правителей-защитников в нашей истории было действительно много. Наша история богата ими.
А сколько в нашей истории было справедливых и милосердных правителей, по христиански с заботой, относящихся к своему народу, как пастырь к овцам? Или говоря современным языком, сколько в нашей истории было правителей, выполняющих социальные обязательства власти перед своим народом? Мало, очень мало.
А сколько в нашей истории было правителей, объединивших в себе все эти качества? Ответ - пока, только два: Святой равноапостольный князь Владимир и Святой Александр Невский. И оба были ниспосланы нам в самые критические моменты нашей истории.
Но на деле, на них, чудеса Божии, в нашей истории не заканчиваются.