Мирт, 28 июля 2015 г.
Журналисты посетили оккупированный монастырь великомученика Пантелеимона в Мирте, Северный Кипр, пишет Romfea.
Они описали состояние икон, брошенных в опустошенной обители, которые вызывают чувства горечи и гнева. Внутренняя часть монастыря ничем не напоминает былое величие. Иконостас постройки 1780 года, считавшийся самым красивым на Кипре, просто исчез. Пол разобран, зато на всех стенах хорошо видны надписи, сделанные спреем.
А о судьбе иконы великомученика 1798 года, которую привезли из Понта основатели монастыря, не знает никто. После варварского вторжения в 1974 году она просто исчезла.
Все, что есть внутри храма теперь - это три маленькие деревянные иконки святого Пантелеимона и лампадка перед ними. Теперь это все, что напоминает о том, что когда-то здесь был храм.
Еще большую скорбь вызывает и фреска на внешней стене монастыря - она уже наполовину обвалилась снизу.
Нынешний храм, возведенный в 1710 году на месте более древней церкви, имеет два придела, купол и украшен фресками, которые еще видны по сторонам.
В 1976 году монастырь был обращен в воинскую часть, но в 2004 году турки покинули его по причине аварийного состояния.
Недавно в комиссии ООН по культурному наследию было принято решение о восстановлении монастыря, поскольку до 1974 года он являлся самым важным местом паломничества на Кипре.
Стоимость первого этапа работ оцениваются в €900.000, а общая сумма восстановления составляет примерно €2 млн. Работы планируется начать наступающей осенью.
В конце июля здесь раньше проходили большие торжества, длившиеся две недели. Приезжали тысячи паломников помолиться святому Пантелеимону и получить его благодатную помощь.
История монастыря начинается в V в. по Р.Х. Двое монахов с Малой Азии прибыли в Мирту, привезя с собой икону великомученика Пантелеимона, в которой хранились мощи (палец) святого.
В начале XX века здесь жило 10 монахов, последним из них был Софроний (Михаилидис), который скончался здесь в заключении 27 июля 1976, в день памяти святого Панелеимона.
Из монастырской ризницы усилиями заключенных в Мирте что-то было спасено и теперь хранится в Киринейской митрополии. Остальное было разрушено или разворовано.