О разжиженном христианстве, стремительной исламизации, новых «европейских ценностях», ненависти к христианству истинному и о том, во что это может вылиться.
«Комфортное христианство – это нежелание нести крест»
– Владыка, что такое «комфортное христианство» и «розовое христианство», о котором вы говорили в своей проповеди, опубликованной у нас на портале? Можно ли сказать, что комфортное христианство – это духовная болезнь нашего времени?
– Как Господь сказал? – «Возьми крест свой и следуй за Мной». Вот смысл всего христианства. А комфортное христианство – это в первую очередь нежелание нести крест.
И это болезнь не сугубо нашего времени, это началось сразу: как только появилось христианство, были христиане ревностные и христиане ленивые.
Первые века христианства сами по себе были очень некомфортные: шли гонения, и христианами оставались только самые ревностные. А те, кто случайно оказывался в их рядах, или отрекались от Христа или же – из философов, ученых мужей – не хотели себя перестраивать под христианское учение, а христианское учение перестраивали под себя.
Так в среде гностиков появляются первые ереси: это ведь тоже своего рода комфорт – чтобы удобно было им мыслить именно так, как они хотят, ни от чего не отказываясь.
А когда христианство стало разрешенной религией, со времен Константина Великого, вот оно и начинается: возникает феномен «комфортного христианства». Почему монастыри получают тогда такое массовое распространение? Потому что ревностные христиане уходили из городов, где эту ревность сохранять было уже невозможно.
Комфортное христианство было всегда. Но то, о чем я говорил в своей проповеди, – это «розовое христианство». Этот термин появился в XIX веке, в среде славянофилов, думающих людей, которые пробудили в уже довольно секулярном обществе интерес к христианству (так же, как и в конце советской эпохи), – и появились люди, которые захотели жить, как они хотят, ни от чего не отказываясь, и в то же время называться христианами.
«Розовое христианство» – это такое разбавленное, разжиженное христианство. Оно вылилось в начале XX века в обновленчество, но попало под жернова атеистической идеологии и, не найдя сочувствия в народе, сгинуло на бескрайних просторах советской империи.
В конце XX века – в 1980-х – начале 1990-х годов – тоже многие из интеллигентов побежали в Церковь. Но побежали зачем? Не за Христом, а потому что это было модно, Церковь воспринималась как оппозиция власти, – хотя в большей степени в советские времена власть была оппозиционной Церкви, а не наоборот.
И вот в Церковь хлынуло огромное количество людей из интеллигентной среды, которые пришли не за Христом, а за чем-то другим. И сейчас эти люди из Церкви уходят.
Похожая картина наблюдается и в монастырях. В 1990-е годы много людей пришло в монастыри. Прожили по 10–15 лет, кто-то даже сан принял, и вот теперь уходят. Потому что пришли не ради Христа, а из-за сложных условий жизни, потому что деваться было некуда, – особенно из очень неблагополучных республик шли в российские монастыри. Так духовники благословляли: иди в монастырь. И человек, не имея монашеского призвания, оказался в монастыре, промучился там 10–15 лет и всё равно ушел.
Уходят сейчас люди, которые пришли в Церковь за чем-то другим, а не ради спасения души – и, естественно, рано или поздно разочаровываются. А если люди приходят в Церковь не за Христом, сразу начинаются соблазны.
Эти бабушки – грубый фильтр церковный: они отфильтровывают тех, кто пришел в Церковь не за Христом, а за чем-то другим
Некоторые даже и не доходят: придут, на них какая-нибудь бабушка налетит, и человек сразу же уходит. Эти бабушки – грубый фильтр церковный. Их часто ругают, они критике подвергаются, а они отфильтровывают тех людей, которые пришли в Церковь не за Христом, а за чем-то другим.
Многие сегодня хотят, чтобы Церковь была «церковью хороших людей». А Церковь – это лечебница. Здесь все маски, все завесы спадают, человек становится виден таким, какой он есть. И, естественно, что такой, какой он есть, он довольно-таки непригляден.
Приходя в Церковь, мы должны терпеть, носить немощи друг друга. Ведь и наши немощи тоже носят! Мы почему-то всё время думаем о том, как мы других терпим, чужие немощи несем, не задумываясь о том, что нас самих еще больше терпят и носят наши немощи.
Люди, которые приходят в Церковь не за Христом, ищут какого-то комфорта, спокойного состояния. Но будет и спокойное состояние, и комфорт – но другой. Только до этого состояния еще нужно дорасти.
– Но, владыка, как разбудить людей? Люди ходят в храм, участвуют в Таинствах, но всё это… как бы по инерции. Какой там крест! Нужно, чтобы всё было удобно: и служба не длинная, и на посты послабление, и вообще чтобы не мешало жить, потому что завтра на работу.
– В благоприятное время – как сейчас у нас: все могут ходить в храм, гонений нет – большая часть христиан будет именно такой. Она и всегда была такой.
Процент настоящих христиан в истории Церкви не менялся – он всегда был небольшим: 3–6 процентов от общей массы называющих себя христианами. Он обозначался именно во время гонений. Как в советское время: начались гонения, и эта вся масса, которая просто ходила в храм, ходить перестала. А разбудила людей война – Божие посещение. А когда нет войны – скорби и болезни приближают человека к Богу, заставляют задуматься о скоротечности и непостоянстве земной жизни.
«ИГ – это сила, которая должна снести антихристианскую Европу»
– Вы живете в исламском регионе. Скажите нам о ревности мусульман. Приходилось читать – отец Димитрий Смирнов в частности говорил, – что часто русские уходят в ислам потому, что там есть ревность, горение по вере.
Принимают ислам как раз те, кто только по имени христиане. Настоящий христианин никогда не примет ислам чисто из вероучительных мотивов
– Принимают ислам как раз те, кто только по имени христиане. Настоящий христианин, конечно, никогда не примет ислам чисто из вероучительных мотивов: те, кто хорошо знает наше вероучение и хотя бы поверхностно знает ислам, понимают, что спасения в исламе нет. А уходят как раз те, кто этих основ не знает. И это наша беда.
Сейчас в Таджикистане мощная исламизация. Давно процессы идут, но сейчас они всё больше и больше набирают темп. Причем исламизируется молодежь. Если люди старшего поколения, которые еще помнят Советский Союз, не очень ревностно соблюдают посты или какие-то внешние установления, то молодежь, подростки фанатично это выполняют.
Двигателем является в основном гордыня: эти мальчишки, юноши, молодые ребята, они друг перед другом напоказ себя выставляют: для них это позор, если ты не держишь уразу.
В последние годы ураза[1] выпадает на самое жаркое время года. А здесь температура доходит до 60 градусов на солнце – а они на солнце работают, тяжелым физическим трудом занимаются – и им нельзя ни есть, ни, самое страшное, пить. Они фактически сознание теряют, их из шланга поливают, но они не пьют! «Вам же разрешили – в мечети разрешают пить воду в такую жару!» Нет, они не могут себе позволить выпить воды, потому что для них это позор.
– А почему для наших-то не позор? Как пост, начинается: ваш Типикон для монахов, а мы все болящие и машину водим, нам нельзя реакцию терять.
– Да, у нас постоянно берут благословение на послабление поста. (Смеется.)
– Почему так?
– Знаете почему? Может, мы как христиане уже состарились? Как вот греки в свое время. У нас уже много веков христианство – а когда нация только крестится, только принимает христианство, вот тогда появляются подвижники и все очень ревностно всё соблюдают. Пассионарность зашкаливает.
А не исключено, что стремление исламского мира ревностно соблюдать свои обряды – это залог того, что, когда они примут христианство (а есть такие пророчества, что третья часть исламского мира примет христианство), они будут очень ревностными христианами, и нам тогда будет очень стыдно, и, может быть, их ревность подстегнет и нас.
Вы знаете, я вспоминаю слова святителя Григория Двоеслова. Он спрашивал: как правильно – или же соблюдать ревностно пост, аскезу и при этом гордиться, или же смиряться и почти ничего не соблюдать?
– Конечно, не соблюдать!
Григорий Двоеслов говорит: нет, пусть лучше будет гордость, но человек будет нести подвиги, а Господь Сам найдет, как его смирить
– (Смеется.) Нынешние христиане именно так и отвечают! А Григорий Двоеслов говорит: нет, пусть лучше будет гордость, но человек будет нести подвиги, а Господь Сам найдет, как его смирить.
А у нас мало кто всё ревностно соблюдает – ну разве что монахи. Хотя нет, есть и миряне. Иногда бывает стыдно, когда исповедуешь мирян, и они каются, например, что во время Великого поста среди недели поели пищу с растительным маслом. А мы сами едим с растительным маслом и даже забываем в этом исповедаться – это для нас уже стало нормой. А вот миряне бывают очень ревностные.
Еще очень важно, чтобы рядом был пример. Если не будет примера, человеку очень сложно самому себя на что-то понуждать.
Всегда нужен учитель. Мало кто из подвижников вырос без учителя – это величайшее подвижничество, кто смог сам себя понудить. Да и то, мне кажется, всё равно у них был какой-то учитель, который заставлял себе подражать.
Но трагедия нашего времени в том, что мы не можем быть учениками.
Про это хорошо говорил отец Рафаил (Карелин): последние Глинские старцы умирали, эти гиганты духовные, имевшие огромный опыт, бесценные богатства, которые они хотели передать нам, а мы, говорит, не могли это вместить, не могли взять по своей немощи[2].
Люди стали слабые, не могут воспринять богатый духовный опыт – потому что это крест, очень тяжелый крест.
Этот разрыв между старцами и послушниками сейчас и наблюдается: почему и старцев уже практически не осталось – потому что нет послушников, нет людей, которые могли бы этот богатый опыт перенять.
Информационная среда, технологии современные, компьютеры парализует волю – именно в подвижничестве
Очень все стали расслабленными. Вся эта информационная агрессивная среда, технологии современные, компьютеры – всё это очень расслабляет. Молодежь не вылезает из телефонов, постоянно что-то смотрят, во что-то играют – а это парализует волю.
Всё это направлено на то, чтобы опутать человека хитро расставленными сетями так, чтобы он не мог из них вырваться.
Парализуется воля именно в подвижничестве. Все это прекрасно знают и понимают, но сделать с этим ничего практически не могут. Потому что это паутина уже всех нас опутала. Если только Господь как-то не вмешается и не изменит всё это. А так мы все в этих сетях зависли – в том числе и мы сейчас с вами тоже.
– Владыка, с одной стороны, мы видим агрессивный ислам в виде ИГ. С другой стороны, в Европе новые «европейские ценности», гей-браки и прочая, которые потихонечку подбираются и к христианским странам. Что можно этому противопоставить?
– Да, две силы, вы сейчас очень хорошо обозначили: антиислам и антихристианство.
В исламском мире появляется антиислам в виде политизированной идеологии Исламского государства. Он разрушает ислам изнутри, взрывает его, потому что если такой ислам будет распространяться, то долго он не продержится.
Изначально ислам был не такой. Он не уничтожал христиан полностью.
Мы знаем, что когда турками завоевывалась Византийская империя, остались Константинопольский и другие Патриархаты – да, разгромленные, лишенные былого величия, сильно сократившиеся до этих 3–6 процентов верующих, но остались церкви, в которых разрешалось молиться и приносить бескровную Жертву. Более того – балканские Церкви жили под турками лучше, чем под греками-фанариотами.
Турецкое иго оказалось лучше греческого: то, как греки подавляли проявления в лучшем смысле национализма, совершенно неприемлемо: не разрешали совершать богослужения на национальных языках, не рукополагали священников из местного населения – много такого было. А турки всё это разрешали, если им не сопротивлялись.
Ты платишь налог[3], откупаешься от них, и всё – они тебя не трогают. Коран запрещает убивать людей Писания – христиан и иудеев. Они должны быть в униженном положении и должны платить дань, но убивать их нельзя.
ИГ действует совершенно по-другому, оставляя после себя горы трупов и груды развалин.
А что происходит в Европе? Если здесь – антиислам, то там – антихристианство.
Посмотрите, как начала строиться эта пирамида: антихристианство стало захватывать Европу, и тут же возник ИГИЛ – возникает сила, которая должна снести антихристианскую Европу.
ИГ – наказание Божие Европе за содомские грехи, которые она сделала легитимными
Расстановка сил уже определилась. И это наказание Божие безбожной Европе за содомские грехи, которые она сделала легитимными. А это уже вопиет об отмщении.
Долго это продолжаться не может: это грехи, которые Бога вынуждают действовать. И наказание будет – об этом говорят многие афонские старцы.
Они говорят, что Европу и весь западный мир ждет страшная кара, наказание, и орудием является как раз «Исламское государство».
– А нас в России это как касается?
– И у нас в России тоже далеко не всё благополучно. Вы знаете, когда я приезжаю в Россию и ловлю такси, сколько раз замечал: от меня водитель отворачивается, он меня видеть не хочет, ненавидит, сквозь зубы еле-еле говорит. Я с трудом доезжаю до места назначения.
– Ну а вы, естественно, в подряснике? Извините, что я так спрашиваю.
– Да, я всегда ношу подрясник. И хотя не всякий догадается, что я – епископ, но сразу видно, что священнослужитель.
– Имеется в виду наш московский водитель, не приезжий?
– Подмосковный, местный – не гастарбайтер. Один или два раза мужчины меня возили, один раз женщина… Это ужас какой-то, с чем приходится сталкиваться. Они ненавидят Церковь, они не могут видеть священнослужителя. У них заметно такое отвращение, что они даже разговаривать со мной не могут. Здесь (в Таджикистане. – А.Р.) такого вообще нет. Мусульмане относятся с уважением: «Да-да, Русская Церковь, мы вас уважаем, пожалуйста, пожалуйста». Небо и земля.
Приезжаю в Россию православную и вижу, что меня там ненавидят, многие ненавидят, большинство, я бы даже сказал.
Понимаете, в России огромное количество людей ненавидят Православие, истинное христианство
Я сам из Сергиева Посада, там вырос. Удивительный феномен таких городов: там живут подчеркнуто нерелигиозные люди. Вот у меня сосед: в течение десятилетий он жил рядом с Троице-Сергиевой Лаврой – первый дом от Лавры – и, как говорят его же родственники, ни разу там не был. Это просто парадокс. В это с трудом верится. Он не выносит колокольного звона. Кончилось тем, что он просто уехал, не смог там жить.
Понимаете, в России очень много проблем. Огромное количество людей, которые ненавидят Православие, истинное христианство.
А «розовое христианство», которое их не раздражает, которое им удобно, они примут.
Борьба со строительством храма в парке «Торфянка» обнажила очень серьезную болезнь российского общества, в частности в Москве. Москвичи ведь тоже особые люди. Они всегда возмущались какими-то неудобствами.
«Перед революцией люди тоже как будто не понимали, что они творят»
– Вы очень точно сказали: «всегда возмущались какими-то неудобствами».
– Но надо знать меру протеста и понимать, против чего ты идешь. Против чего ты борешься. Совершенно немыслимо бороться против того, чтобы в сквере или парке построили храм.
Храм немного места занимает по сравнению со всем парком. Если там будет храм, это не значит, что вырубят все деревья, – наоборот, еще посадят.
У храма всегда очень красиво бывает, и храм, как правило, хорошо вписывается в окружающий ландшафт. Это же, наоборот, украшение парка!
Я вообще не понимаю тех людей, которым важнее выгулять свою собаку или ребенка, но чтоб храма не было.
Это что же за ребенок-то вырастет, если ради него ты не разрешишь построить храм?
Понимаете, нужно учитывать один момент, таинственный, метаисторический, если хотите. Сейчас ситуация очень схожа с той, которая была накануне революции 1917 года.
– Я хотела вас спросить про это. Очень интересно.
Перед революцией люди как обезумевшие были – боролись за свободу. Причем все сословия. В том числе и многие из духовных
– Ведь перед революцией люди тоже как будто не понимали, что они творят. Они совершенно представить себе не могли, что их ждет впереди – эта катастрофа жуткая, – чем всё закончится. Как обезумевшие были – боролись за свободу. Причем боролись все – все сословия. В том числе и многие из духовных. Боролись против самодержавия. Лучшие потом новомучениками стали, в лагерях поняли, что это за свобода.
И есть один аспект, который специально почти не исследовался: очень интересно проследить судьбы этих людей. Как высказывались, о чем говорили те, кто был против самодержавия, и как у них сложились судьбы после революции.
Как будто каждый готовил себе жуткую трагедию в будущем – те, кто в этом участвовал.
А тех, кто не участвовал, Господь сохранил. Большинство из них эмигрировало.
Да вот яркий пример – Анна Вырубова[4]. Уж казалось бы, кого первого должны были расстрелять и уничтожить, так это ее. А она смогла уехать, оказалась в Финляндии. Тоже через многие скорби, искушения прошла, но умерла своей смертью. Человек был предан Царской Семье – и вот за эту преданность Господь ее сохранил. Как и многих других – и иерархов, и простых людей.
Это важно – проследить судьбы людей, как им потом пришлось расплачиваться за то, что они сделали в состоянии ослепления.
И те, кто сегодня борется со строительством храма, готовят трагедию в будущем. Личную трагедию.
Понимаете, эта сила (ИГИЛ. – А.Р.) готовится пойти не только в Центральную Азию, но и на Россию, и в Москву, и куда угодно. А в Москве сколько их потенциальных союзников! Туда и идти не надо, просто бросить клич, и всё.
Как будет распространяться эта кара Божия, зависит от того, что мы сейчас делаем
И как будет распространяться эта кара Божия, зависит от того, что мы сейчас делаем.
Мы сейчас закладываем тот код, ту программу, которая потом будет разворачиваться. Людям нужно думать о том, что с ними будет в будущем. Зачем вы накликаете на себя беду?
Потому что как начнется эта кара, придет этот «день лют», всё – уже не остановишь. Вот как сейчас на Украине: попробуй, останови. Три года назад кто об этом думал: процветающий Донбасс был на Украине!
А тоже расслабились. По первым беженцам, которые оказались в России, мы же видим, какие у них были претензии: давайте нам курортные условия. Люди не понимали, что с ними произошло, какая трагедия и что теперь ее уже не остановишь – это трагедия на всю жизнь.
Также и в Таджикистане было. Я вижу людей, которые пережили гражданскую войну[5]: это страшно, они повреждены на всю жизнь. У них психика повреждена. Их расстреливали, они под пулями бежали. Это накладывает отпечаток на всю жизнь.
А молодое поколение, которое не видело войны, бредит ИГИЛом!
Буквально сегодня информация прошла, что на юге Таджикистана подростки вывесили флаг ИГИЛа. Они не понимают, им бесполезно что-то объяснять. Для них появилась цель, смысл их существования.
Это происходит прямо на глазах – еще полгода назад ничего этого не было. Самых горячих сносит в радикализм, в экстремизм. Они мечтают быть боевиками, поехать в Сирию, хотят, чтобы сюда пришел ИГИЛ и они стали воинами халифата.
Нам нельзя сидеть – они исламизируются, они-то активные, а мы чего?
Процессы происходят, причем происходят стремительно. И нам нельзя сидеть – они исламизируются, они-то активные, а мы чего?
А мы – расслабленные, а у нас из монастырей люди побежали, а у нас из Церкви интеллигенция уходит. У нас наступает полный паралич.
Но Господь как в таких случаях всегда поступал? Кара, наказание, война – чтобы люди как-то встряхнулись и обратились к Богу. Но не Бог посылает наказание, а сами люди развязывают войны и бывают виновниками катаклизмов – Бог попускает этому произойти, когда других средств к исправлению не остается.
Это же мы сами приближаем наказание своей расслабленностью, этой своей борьбой со строительством храмов, спорами какими-то.
Сейчас спор возник по поводу выставки в Манеже. Опять нас втягивают в этот спор. Получается, что и те, и другие грешат. Нас, православных, тоже разделяют. Часто такое бывает. Им главное втянуть, разделить на две партии – «за» и «против».
Не могу согласиться с методами, к которым прибегает Дмитрий Цорионов (Энтео): бегает и выискивает, где бы оскорбили его чувства. Это с одной стороны. А с другой стороны, нельзя терпеть то, что происходит. Такое кощунство ни одна религия терпеть не будет, кроме православных. Ну, а католики с протестантами – так они и сами могут такое сделать, такую выставку, даже еще хуже. Позорный марш «Я Шарли» – яркое свидетельство тому.
«Развратное общество неизбежно превращается в Содом»
– Так и православные тоже уже могут.
– Мы тоже идем по пути западного христианства. Апология греха. Почему у них стала возможной легализация «однополых браков»?
– Почему?
– Почему Протестантская церковь это приняла? А потому, что она этим людям не может ничем помочь. К их пасторам приходят эти несчастные, а пасторы не знает, что с ними делать. Они не могут никакую рекомендацию дать. Им проще сказать, что это не грех, – и проблема решена. Так вот они решили. И это очень немилосердно по отношению к этим людям.
А ведь их становится всё больше и больше, потому что само западное, а вслед за ним и наше, российское общество стало крайне развратным. А развратное общество неизбежно превращается в Содом.
Когда в нескольких поколениях накапливается нераскаянный грех, он превращается в извращение. Если родители были еще просто блудники и развратники, то дети становятся извращенцами.
Их дети – несчастные люди. Они говорят: мы такими родились, мы не можем ничего с собой сделать, мы не можем завести нормальную семью. А это действительно трагедия. В трагедии этой виноваты по большей части их родители. И что теперь этим детям делать?
У них степень-то повреждения больше – они не могут семью создать. Но зато и награда от Господа им, если они будут жить в полном воздержании, в целомудрии, будет больше, чем всем остальным.
Только им нужно это объяснить.
Я в проповеди часто привожу такой пример из жития Серафима Саровского. Когда у него спросили, кто в Саровском монастыре выше всех, он сказал: «Повар», – и все ужаснулись: «Как это повар? Он злой, он на всех набрасывается!»
А преподобный ответил: «Да, у него такой нрав от природы, что если бы он себя постоянно не сдерживал, то всех бы в монастыре переубивал. А Бог смотрит на человека, какие усилия он над собой делает».
Здесь – то же самое. У нас разные страсти, разные наклонности. Будем делать усилия – значит, Господь будет нас награждать.
И даже этих людей. Они могут венцы себе стяжать. И надо их так и настроить: сказать, что это подвиг, тебя Господь призывает на подвиг, чтобы ты исправил всё и, может быть, искупил вину своих родителей, чтобы Господь и их тоже помиловал.
У нас случай был в 1990-е годы, в Троице-Сергиевой Лавре. Постригли несколько монахов, и одному из духовников явился Христос и говорит: «Из-за того, что они приняли ангельский образ, решились на это, Я и их родителей тоже помилую, хотя они этого недостойны».
Такие вещи удивительные у нас в Церкви происходят.
У Бога-то совершенно другой суд. Весь мир у Него вне времени.
Это мы живем в какой-то короткий исторический промежуток. Мы находимся в данном отрезке времени и пытаемся что-то понять, что-то оценить. А у Бога – полнота времени, и Он знает, как, что и почему, все первопричины, все взаимосвязи явлений.
Мы можем наблюдать за действием Промысла Божия, удивляться ему, и больше ничего.
И благодарить Бога за то, что мы такие. В том числе и вот эти люди, которые такими родились, тоже должны Бога за это благодарить. Но ни в коем случае не давать волю проявлениям греха.
А западные, протестантские Церкви – многие из них, не все, конечно, – решили проблему так: «разрешили» грех. А это уже подход антихристианский.
Церковь антихриста разрешит любой грех
Когда будет церковь антихриста – а она будет, потому что он себя объявит богом, – она разрешит всё, любой грех.
Антихрист скажет: «Христос вам запрещал всё, а я всё разрешаю, будете жить райской жизнью». Он будет «добрее» Христа. И эта проповедь «любви» давно уже слышна.
Нас, христиан, упрекают: у вас нет любви. Ставят нам это в претензию. Но прежде, чем говорить о любви, нам нужно определиться в Истине. Нам говорят: давайте объединим все Церкви в любви.
Нет, давайте, прежде чем у нас будет диалог о любви, определимся в Истине.
Бог не только Любовь, но и Правда, и Справедливость, и Истина.
«Аз есмь Истина», – Господь сказал. Поэтому мы сначала должны определить моменты, для нас принципиально важные, – истинное это вероучение или нет, правда в этом или ложь.
А нас хотят соединить в любви без Истины – а это любовь уже прелюбодейная. Этого ни в коем случае нельзя допускать.
О чем говорят все эти либеральные сообщества? Что они любят друг друга – у них любовь. «А у вас любви нет, у вас одна ненависть», – говорят они нам. А это не ненависть – просто Истина жжет. Истинная любовь их обжигает – именно своей правдой.
Даже приблизиться к ней невозможно – когда начинается проповедь истинной веры, мы наталкиваемся на сопротивление, на ненависть, на преграду. А проповедь слащавой любви никакого сопротивления не вызывает, в худшем случае равнодушие: ну, ходят сектанты какие-нибудь и предлагают первому встречному слиться в объятиях их липкой любви.
Прелюбодейная любовь – именно с такой любовью придет антихрист, всех обольстит, обманет.
Это нужно понимать: где Любовь, там должна быть и Истина.
Они вместе: Любовь и Правда. Ни в коем случае не должна быть Любовь в ущерб Истине или Истина, не согретая Любовью
Это два крыла, на которых человек поднимается в небо, два сущностных свойства Божия. И не может быть одно свойство в ущерб другому, умалять другое. Они вместе: Любовь и Правда. Ни в коем случае не должна быть Любовь в ущерб Истине или Истина, не согретая Любовью: она убивает, такая Правда, которая не согрета Любовью. Давайте я вам специально напишу статью об этой любви без правды, которая становится всё более и более востребованной даже в православной среде.
Прочла,когда её автор почила о Господе.Вот такой свет оставила о себе новопредставленная монахиня Иулия.
Спаси Господь всех вас,братья и сестры во Христе.Укрепления в Вере православной, любви к ближнему!Всё про нас знает Господь.Знает всё что нам нужно ,а что не полезно.Любите Его всем сердцем и душой и никогда не покинет он нас в любой наш час!
нас-то они просто презирают - за платки, за длинные юбки.
По-моему, я брала у Вас благословение в московском аэропорту, возвращаясь из паломнической поездки в Алма-Ату.(некоторое время назад)
Дай Вам Бог здоровья ! Я рада, что Вы совсем не похожи на вельможу
Радуешься видя, какие мудрые есть епископы.
Думаю,мы очнемся от благоденствующего состояния тогда, когда беда стоящая у порога перейдет его. А ведь одна нога уже здесь. Виной тому наше безразличное отношение к нашим истинным ценностям - Православию и патриотизму, а также патологическое нежелание или лень доводить начатое до логического конца. Пример? Пожалуйста! Почему до сих пор существуют - Ленинградская и Свердловская области. Абсурдность очевидна. Сказали А, Б говорить необязательно? И так можно привести множество примеров. Увы, если нам безразлична наша история, за будущее волноваться нет смысла. Оно будет для нас самым неожиданным.
Протоиерей Николай Гурьянов
Только бы нам помнить это и стремиться жить по христиански! Помоги нам, Господи! Погибаем!
В буквальном смысле луч правды в темном царстве.
"Дорогой(ая)НН. Не хочу Вас обидеть, но у Вас какая-то удивительная мешанина из Православия и социализма-коммунизма. Очень напоминает бредовые идеи кургиняновской секты"....
Роман, я ничего не знаю про кургиняновскую секту...
А вот эти слова мне очень близки:
От Матфея,гл.20
"25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом"...
Я что-то не помню, чтобы Иисус Христос говорил о том, что если весь народ будет жить хорошо - то это плохо, не по-христиански; а если богатые угнетают бедных, то это хорошо. Само собой разумеется, что материальное благополучие не должно быть самоцелью. Только не надо достойную жизнь людей считать раем на земле, это передёргивание в пользу богатых угнетателей. Простите!
Замечу лишь, что "фильтр" в виде свечниц или уборщиц - это не слишком хорошо. И не всё знают, и промахнуться могут. Вот если "фильтром" является настоятель, тогда другое дело. А еще лучше - сами прихожане, но это уже я размечтался.
Неужели Вы не видите что это вещи абсолютно НЕСОВМЕСТИМЫЕ?
"Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?" (2 Кор., VI, 14, 15).
Это во-первых.
А во-вторых, Вы совершенно напрасно не принимаете во внимание национальность исследователя. Я бы даже сказал это очень странно и наивно. Возьмем, к примеру, два исторических исследования на одну и туже тему. Ну, скажем, на тему геноцида армян. Одно будет написано историком-турком, другое историком-армянином. Думаю Вы догадываетесь, что даже при условии ссылок на одни и те же документы их работы будут ДИАМЕТРАЛЬНО противоположными в плане выводов и трактовка событий. Такова же разность во взглядах русских и еврейских исследователей при оценке событий 1917 года в России. Принимая во внимание ключевую роль этнических евреев в революционных событиях.
В общем, говоря Вашими же словами "не стыдно не знать - стыдно не хотеть знать и давать себя одурачивать всяким проходимцам."
Помоги Вам Бог.
Войков - это просто свеженький пример ВРАНЬЯ. В советское время нам врали про Столыпина и царскую семью - и что? На Украине сейчас всю историю перевернули с ног на голову, посмотрите, кого они вырастили.На вранье не построится ничего хорошего. Лично я верю только тем историкам, кто работает в архивах, и в своих работах дают ссылки на: 1.архив, 2.опись,3.дело, 4.том, 5.страница. Фамилия и национальность исследователя меня не интересует. Повторюсь в последний раз - не давайте себя оболванивать, ЗНАНИЯ ещё никому никогда не вредили... Не стыдно не знать - стыдно не хотеть знать и давать себя одурачивать всяким проходимцам. Цель всякой лжи - деньги и власть, власть и деньги - любой ценой! И ничего другого!
Опорочить тех, кто действительно думал и добивался(увы, тоже любой ценой) достойной жизни для подавляющего большинства народа, доказать полуграмотному населению, что государственный социализм для всех - это кроввь и обязательно борьба с религией; а капитализм и эксплуатация маленькой кучки богатых обездоленного народа - это хорошо, только так и может быть! Они даже храмы строят, только кто в них молиться будет... Разве что мусульмане. Простите!
Войков, он же Пинхус Лазаревич Вайнер, конечно не был главным мозговым центром ритуального убийства русского царя. Он лишь исполнитель. А ниточки, как теперь хорошо известно, ведут к главным заказчикам - Лейбе Бронштейну, Янкелю Мираимовичу Сведлову и конечно Якову Шиффу. Именно Шифф и стоявшие за ним еврейские финансовые и религиозные круги и были главным звеном всей этой истории. Впрочем, это, конечно, только надводная часть айсберга...
Да Вы меня простите, больше я ничего не нашел про Войкого, в книжке про спецслужбы этого Колпакиди, может плохо искал. Почему мы должны вообще разбираться с этим Войковым? Кто этот любитель спецслужб Колпадаки? Совесть нации? Господь с Войковым Сам разобрался, убивал- не убивал. Для меня комиссары все одинаковые - воры и убийцы. Почти век моя страна не может выбраться из этого безумия. Может и были виноватые, что создались предпосылки для революции, может неправильно вел себя царь, Керенский, духовенство, союзники. В войну ввязались зря... НО, устраивать новый богоборческий порядок начали такие как Войков. Там ошибка, глупость, трусость, алчность, тут грех куда страшнее. Думаю, не будь большевиков, не было бы и Гитлера.
Не хочу Вас обидеть, если Вы думаете иначе, возможно Вы просто верите не тем, кто достоин доверия, этого сейчас много,
храни Господь.
Никто и не говорит, что Войков был ангелом во плоти, но и всё то зло, особенно убийство царской семьи, которое ему приписал Беседовский, он не совершал! Вы процитировали не Колпакиди, а Беседовского! Колпакиди на основании документов совершенно твёрдо говорит как раз о том, что Беседовский, мягко говоря, написал неправду. И Колпакиди готов придти в Мосгордуму и рассказать о Войкове правду, предоставить все материалы и доказательства....
Извините, и я Вас не понимаю... Если Вы специально процитировали Беседовского - тогда хоть можно понять, а если опять наступаете на те же грабли - то это обидно.
Я не настолько глупа, чтобы отсылать Вас к "воспоминаниям" Беседовского... может, наивна в своём желании донести тревогу и озабоченность о том, как легко мы поддаёмся на провокации и готовы верить всему подряд, особенно предателям и проходимцам. Простите!
Вот нашел про убийцу царя по Вашей ссылке:
Колпакиди пишет:
процитируем снова Беседовского: «Войков стремился сделать из советского посольства центр «великосветской жизни» дипломатического корпуса. Начались рауты, приемы, балы. Из Москвы в громадном количестве выписывалась икра, разные балыки, деликатесы. Завезены были российские настойки, «рябиновка», «спотыкач» и т.п. Одновременно Войков пытался играть роль «льва» в дамской части дипломатического корпуса. Он был твердо уверен, что ореол «цареубийцы» придает ему особое обаяние в глазах женщин, и настойчиво добивался своего появления на разных дипломатических приемах и церемониях, причиняя этим не мало огорчений устроителям, так как именно дамская часть дипломатического корпуса упорно не хотела с ним знакомиться из-за пресловутого «ореола». Впрочем, Войков брал реванш среди женщин — сотрудниц посольства».
Я Вас не понимаю....
НН
"По поводу господина Войкова"....
Очень коротко: Наберите в поисковике: А.И.Колпакиди о П.Л.Войкове. Послушайте архивную запись на сайте радио "Говорит Москва" передачи Л.Володарского (вроде 23авгаста, с 11 до 13). Оговорюсь, что личность самого Л.В. Володарского меня не интересует. Не давайте продолжать себя оболванивать, посмотрите на Украину. Простите!
Теперь по теме, живу в Москве,родилась в Тульской области,крестили в таком храме,который не смогли закрыть,в который люди ездили со всего района молиться. В храме Благодать- физически ощущаешь,так ,что не надо путать веру и политику.
И мне сложно представить,что мои очень верующие бабушки,"работали фильтром" в храме,там любовь, какой еще "фильтр"?
По поводу господина Войкова.... Ну по существующей информации дядька в компании с Юровским убивал царскую семью... Википедия утверждает, что лично добивал штыком женщин. Что с ним разбираться? Профессиональный революционер. Палач. Есть другое мнение? Дайте ссылки, почитаем.
По поводу сборов и церковных расходов... я точно знаю, что в целом положение Церкови сейчас между бедностью и нищетой. По словам священников десятину платят единицы. Все что Вам не нравится- следствие этого.
Наверное Вы правы, слово "дискредитировать" не точно, надо "опорочить и разрушить". Одолеть в общем.
Валерию
в 17-м несколько десятков умников "с прыщавой совестью"... - нужно было дискредитировать не только Церковь, но и веру, как таковую. А потом идти дальше - мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем.
А царь им так- символ системы. Ничего личного ( кроме Ленина конечно).
Изучайте матчасть. Например, "Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918гг".
А ВЕРУ дискредитировать могли только те, кто считал себя верующими, но никак не НЕверующие. Как по-Вашему, почему в конце 80-ых и начале 2000-ых гг не было таких наездов на РПЦ (разве кроме табачно-водочной истории)? Можно согласится с тем, что народ темнее стал, но и РПЦ стала другой, и не всегда в лучшую сторону. Мне очень горько говорить об этом! Например, почему приезд Патриарха в Н-скую Епархию становится для епархии НЕПОМЕРНО дорогостоящим мероприятием, после которого она несколько месяцев Финансово оклематься не может? Это что за церковные нужды такие? Почему ещё не сформировавшийся приход ещё не построенного храма должен отдавать благочинному 25тыс.р. каждый месяц? Где их брать бедному священнику? Некогда ему паству окормлять, он должен носится пО миру, деньги искать. Не хочу углубляться. И, прежде чем рассуждать про "мировой пожар", для начала хотябы с П.Л.Войковым разобрались! Стыдно мне, что церковные деятели ввязались в эту историю, не потрудившись проверить ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ факты. Ложь всё равно всплывёт. Нельзя так бездарно подставлять Церковь! Простите!
О чем Вы? Да масса примеров, когда община строит храм на свои, собранные с мира по нитке деньги. И что? Все равно всегда находятся персонажи, поднимающие крик, мол "на наши народные денежки деньги попы себе церкви строят".
Тем, кто ненавидит Церковь, повод не нужен, они его сами придумают...
в 17-м несколько десятков умников "с прыщавой совестью" решили, что для достижения власти им нужно мобилизовать темное, необразованное большинство народа, натравить их на богатых, их руками присвоить себе богатство и власть. Чтобы народ не рефлексировал ( не убий, не укради, не прелюбы сотвори) - нужно было дискредитировать не только Церковь, но и веру, как таковую. А потом идти дальше - мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем.
А царь им так- символ системы. Ничего личного ( кроме Ленина конечно).
В чем она схожа? У нас что православное государство и революционеры грозят свергнуть православного царя? Или в том что наши пастыри и архипастыри занимаются не тем к чему их призвал Господь,а именно приводить людей ко Христу,быть для них примером.
(Всегда нужен учитель. Мало кто из подвижников вырос без учителя) Так вас Господь и поставил учить не только словом,но и делом чтобы могли сказать вместе с апостолом Павлом:"Подражайте мне,как я Христу."
А иначе всегда будут люди которым не нужен храм,потому что в этих храмах околоцерковные старушки фильтруют прихожан на тех,кто пришел ко Христу и на тех кто по другой причине,потому что храм больше нужен священнику,как средство его материального благополучия,чем прихожанину.
Спрос рождает предложение.Если людям нужен храм,то они объединяются в общину,находят благотворителей для постройки,покупают землю и только потом пишут прошение Епархиальному архиерею чтобы он предоставил им священника,а не наоборот архиерей назначает священника,чтобы тот изыскал средства на строительство храма и проводил митинги среди "ревностных" православных и сеял смуту.Душа человека по своей природе христианка и она прекрасно видит где правда,а где ложь и лучше поменьше заниматься геополитическими рассуждениями а заняться своими собственными страстями и нуждами своей паствы.
Так и о плясках в храмах в течении 20 лет слышно не было, и ещё много о чем. Просто началась мощная, скоординированная атака на Церковь. Не замечать это может только слепой. Ну, или тот, кто носит "розовые очки". Вот вам как раз и пример "розового христианства"...
На мой взглял, очень хорошо просматривается связь этого интервью и интервью о событиях в Греции...
Ещё лет 15-17 тому назад очень хорошо знакомые мне иеромонахи рассказывали о паломничестве в Грецию и на Афон. Одному понравилось и в Греции, и на Афоне, а другому - только на Афоне. На мой вопрос, почему так? - он ответил: греческие монахи могут с легкостью себе позволить и покурить, и пост нарушить и мясо в ресторане съесть... И о службах в греческих храмах, поведении и внешнем виде прихожан, причастии без исповеди, стирании грани между священством и прихожанами отозвался очень и очень нелестно. Я была поражена и даже расстроена, не не верить моему знакомому у меня нет оснований. А теперь мы и сами наблюдаем, что повальное увлечение религией (и православием тоже)и приучением ходить в храм с детсва (традиция) с верой мало соотносится. Нужны живые примеры! Особенно в стоице и больших городах... Простите!
Ненавидят, может это одержимые люди, я вот мирянин, в подряснике не хожу, но может видно, что православный, часто бывает негатив и злоба, если узнают, что верующий, но с другой стороны таких и не много, большинство индифферентно и всегда, где есть ненавистники, так появляются сразу и защитники, те кто резко на мою сторону становится.
Чаще всего это сектанты или экстрасенсы. "Простые" люди нейтрально относятся.
В интернете ещё возникают, но я даже не могу представить, что это за люди. Может и вовсе не люди.
Порадовало о "розовом" христианстве. Ну правда же, ну действительно ведь нельзя блудить, нельзя наркоманить и делать аборты, нельзя ходить бабе в брюках. А они нет, можно, Бог есть Любовь, всепрощение. Прости давай и прими давай.
А как сильно такая мягкотелосьть подростков соблазняет. Ведь они хотя быть героями. А мы в их глазах со всем согласные добренькие мямли.
Примера подвига (в семьях на бытовом уровне) мы не даём.
Тема "храмоборцев" возникла совсем недавно!
В Москве сегодня числится 800 с лишним храмов, из которых около 10 было вначале. То есть в течение 20 лет храмы массово восстанавливались и строились, но о храмоборцах слышно ничего не было. И вдруг год или два назад это явление появилось. Почему? Да полезли уже в парки! А на дворе "кризис" -- народ-то злой становится.
У нас в Волгограде есть такой "неудобный" батюшка - не любят его за резкие слова, за обличения - но его паства за ним уже в третий храм переходит, да ещё и новых прибавляется. Потому что он - от Бога!
Храмы есть, они доступны, только попасть в них трудно.
Они работают днем, когда люди работают.
Куда я могу попасть после 19.00 вечера, все храмы закрыты.
Поэтому и пустуют они в будни.
Можно же хотя бы несколько раз в неделю сделать более поздние службы, до 8-9 часов вечера?
Раздражённые, враждебные отклики содержат мало разумных доводов. Хотя, конечно, можно согласиться с тем, что внутри Церкви много проблем, и в конфликтах между церковными и нецерковными людьми, церковные не всегда правы. Но ведь никто из отцов Церкви и не утверждал, что православные всегда правы или безгрешны. Мало того, св. Дмитрий Ростовский в 18 веке утверждал, что немало таких, кто ходит в церковь, исповедуется и причащается, в глазах Божиих членами Церкви не являются. И недостойное поведение тех или иных церковных людей никак не влияет на истинность православной веры или святость Православной Церкви. А причина этого недостойного поведения очень часто именно в том, что и мы, церковные люди, боимся подвига и ищем комфортного "христианства", позволяющего нам тешить наши страсти.
В целом же, статья владыки Питирима разумная, взвешенная, полная подлинной христианской любви и знания жизни.
От всей души благодарю Вас, Владыко!
Но по комментариям у меня странное ощущение: а что никто не знал, что закрыли журнал "Благодатный огонь", который освящал эту проблему систематически и аргументированно, который был награждён орденом при патриархе Алексии (где мы были тогда?),а сейчас работает только сайт этого журнала и надо сказать, не легко ему (где мы сейчас?). Освещённых вопросов о православиилайт (европравославии, розовом православии, конформизме в православии) и обновленчестве там масса. Причем освещены авторами традиционно грамотно. Вопрос. Так нам это действительно актуально? Или только охи-вздохи?
Остаться христианином среди мусульман-подвиг(имхо,и мусульман прошу понять правильно,сам там вырос,и видел твердых в вере мусульман,отчего задача вдвойне сложней).
Владыка все правильно разложил,по взрослому.Дай Бог ему сил!Спасибо!
Написано все честно,владыке очень тяжело нести службу,кто был в Таджикистане,знает.Мусульмане внимательно смотрят на христиан и внимательно сравнивают,насколько те устойчивы в вере,пусть даже внешне,сначала надо достичь уровня фарисея(уже это подвиг,имхо),законника,а Всевышний,как правильно заметил владыка,найдет способ смирить.
С ИГ там пытаются бороться на государственном уровне-старшие офицеры силовых ведомств ходят в мечети в пятницу и проводят ликбез.Спасает еще,что экономика слабая(цены московские,зп 3-7тыс.на рубли),нужно пахать,семью кормить,нет времени и сил на "джихад"(в широком объеме понятия),хорошо,если получится в пятницу в мечеть сходить и рузу(пост) выдержать(летом ОЧЕНЬ тяжело,см.статью).Кстати говоря,тех же "салафитов", которых в Таджикистане(кроме Гармского района,это особстатья) днем с огнем(деятельность этой религиозной организации запрещена законом),в Подмосковье полно,со всеми вытекающими.А поскольку у тех же таджиков с детства привито уважение к старшим,в особенности к священнослужителям,да свои старики далеко,т.е.в данном случае выключено критическое мышление,делаем выводы.
(Ссылок не привел,кому интересно,погуглите,все в открытом доступе).
Очень интересная!
Меня всколыхнул термин "розовое христианство". Псевдоправославие.
Меня трясти мелкой тряской начинает, когда я вижу крестик на груди и знаю, что человек живет в блуде и не видит в этом греха, как он причащается, сожительствуя, и при этом я от него слышу: "мы ведь не в каменном веке живем"...
за отца святого Питирима его мудрость ТОБОЮ
дарованная просветляет нас......
сохраняй Твоих отцев для народа Православного и для всего мира безумствующего в это время
я много узнала о
мусульманстве и анти мусульманстве об антихристианстве также
Слава ТЕБЕ ГОСПОДИ
Господи Иисусе Христе Сыне Божий помоги приведи в церковь святую ТВОЮ детей моих и родных моих
маму мою
они в России живут у них церкви повсюду даже рядом с домом Просвети их Господи
Спасибо за публикацию статьи.
Спасибо за слова:
"Это два крыла, на которых человек поднимается в небо, два сущностных свойства Божия. И не может быть одно свойство в ущерб другому, умалять другое. Они вместе: Любовь и Правда. Ни в коем случае не должна быть Любовь в ущерб Истине или Истина, не согретая Любовью: она убивает, такая Правда, которая не согрета Любовью".
Особо обращают на себя внимание три вещи:
Об эмиграции "А тех, кто не участвовал, Господь сохранил. Большинство из них эмигрировало." Ни слова о "национал предателях"!
О рассудительном отношении к иноверцам, о том, что иногда и так бывало, что "балканские Церкви жили под турками лучше, чем под греками-фанариотами". Ни слова о том, что таджика с дынями надо гнать из Москвы арматурой!
О том, как относиться и что делать, с гомиками - "У них степень-то повреждения больше – они не могут семью создать. Но зато и награда от Господа им, если они будут жить в полном воздержании, в целомудрии, будет больше, чем всем остальным.Только им нужно это объяснить." Ни каких указаний, что их надо превратить в радиоактивный пепел!
Ну и конечно про "православных активистов".
Во всем прав отец- епископ. Нигде ни слова "святой" ненависти. Читайте его внимательно, товарищи- патриоты. Вот так надо Родину любить! Вот это значит быть Русским и быть Православным.
"Тогда пожалеют отступившие ныне от путей Моих, и отвергшие их с презрением пребудут в муках. Те, которые не познали Меня, получая при жизни благодеяния,и возгнушались законом Моим, не уразумели его, но презрели, когда еще имели свободу и когда еще отверсто было им место для покаяния, те познают Меня по смерти в мучении.
Ты не любопытствуй более, как нечестивые будут мучиться, но исследуй, как спасутся праведные, которым принадлежит век и ради которых век, и когда.
Я отвечал и сказал: я прежде говорил, и теперь говорю, и после буду говорить, что больше тех, которые погибнут, нежели тех, которые спасутся, как волна больше капли...
" 3-я книга Ездры 9:9-15
В 1917 произошла страшная трагедия, избавь Бог, побывать в такой мясорубке и стоять перед таким выбором. По-моему, не нам судить то время, только претит тенденция героизировать эмиграцию. В духе статьи напрашивается вывод, что ее как раз предпочли любители комфорта и удобного христианства. А крест достался оставшимся, которые принимали власть, навязанную "пассионариями".
Что касается ислама, то христианству было VII веков и вдруг "101 ересь" отвоевала у него полмира. Теперь второй всплеск. Мало рассуждений о достоинствах "настоящих" и перегибах экстремистов. Глубже изучать следовало бы подобный "феномен", если он приобретает устойчивую тенденцию.
Христианин должен нести свою Веру во всех своих действиях, на улице, дома и на работе. Дабы не было так, прослушал воскресную проповедь, вышел и "расслабился" и далее все пошло по накатанной колее до следующего воскресенья. Но для того, чтобы вести себя так, а на службе государевой, принимая ответственные решения, вести себя, как Христианин, нужно "гореть" внутри. Это "горение" внутри должно стать доминантой поведения. И эта доминанта поведения, помогает помощью Божьей четко расставлять жизненные приоритеты, отвечая на вопросы, что важно, а что не важно и без чего вообще можно обойтись. И в таком случае, человек уже даже не ставит для себя вопрос "Родина или хамон". Ибо в нем уже есть понимание, что Отечество это дар Божий, данный нам для благоустроения, защиты и передачи в целости и сохранности потомкам. Будет так, выживем. Нет, значит скатимся к скотству, наблюдаемому нами в Европе.
И еще, по моему глубокому убеждению христианское понимание слова Любовь, невозможно вне смыслового ряда состоящего из слов Служение и Самоотречение.
Огромное спасибо!
13:26
...
Неужели ничего нельзя сделать? Может быть,у кого-то есть совет, как укрепить волю против Интернета?
Как только устанешь или уныние найдёт - тут же за монитор."
Как только устанешь или уныние найдёт - тут же за ..Псалтырь,хотя бы одну "Славу",для начала. Можно ещё поклончиков-с десяток.И молитву св. Ефрема Сирина.
Всегда переживаю, смогу ли сохранить веру.
Многое стало понятно. Компромиссов нет и быть не может.
"Храм немного места занимает по сравнению со всем парком. Если там будет храм, это не значит, что вырубят все деревья, – наоборот, еще посадят"- в Воронеже при постройке Благовещенского собора вырубили солидную часть парка. Причём массу территории отдали под левые постройки, стоянку и здание облсуда и просто закатали под плитку.
Потом, церковные приходы могут иметь спонсоров, которые и проталкивают такие вещи. А тень потом падает на всю церковь. Может быть просто пообщаться с местными жителями, глядишь и можно прийти к общему мнению, чай не звери. А то ситуация с застройками и так - чистой воды рейдерство, жаль, что и строители храмов в этом замешаны оказались.
Ситуация и так сильно запущена, может лучше и не доводить до ситуации 1917 года?
Слава Богу, воздвизающему нам пастырей верных и благочестивых.
Храни Вас Бог, Владыка.
________________
Хорошее средство от уныния - генеральная уборка (проверено многими).
Храмы заполнены в воскресенья и праздники (а в будни пустые). Но на такую массу населения этого мало.
Активная часть интернет-аудитории новостных сайтов, исходя из комментариев, настроена к Православию скептически, если не враждебно.
В "православности" фильма "Остров" легко усомниться. Тема покаяния и милосердия Божия (прощения греха Богом) не выдержана, монашество показано карикатурно. Грубейшие ошибки (или подмены): предлагается принять, что верующая женщина может просить благословения на аборт, а прозорливый старец так и не достиг мира душевного...
Так что, рано надевать розовые очки.
Помоги нам всем Господь.
Умная и содержательная статья. Странные и страшные вещи происходят сейчас в Европе и мире.Только что прочитала другую статью о мигрантах в Германии и подумала, а что же будет с нами? Почему мы ничего не предпринимаем в этой ситуации и нет никакой информации? Что мы должны делать, чтобы спасти от разрушения себя и свою страну?
И вот сразу как ответ - Ваша статья.
Спаси, Господи, и сохрани.
Владыка, пожалуйста, напишите нам специально статью "об этой любви без правды".
Слава Богу за все.
Благодарю за очень пространное и информативное интервью.
Насчёт извращений - очень правильно. Надо ориентировать на борьбу, а не на согласие.
Насчёт ненависти к Православию в России среди русских (!) людей - тоже верно подмечено. Откуда?!? Да оттуда, что истина стала недоступна.
Но и хотелось бы, чтобы церковь не сводила работу с прихожанами лишь к молитве и таинствам. Приход должен "втянуть", "всосать" человека, ему нужно показать как жили первохристиане, у которых было всё общее. А сейчас получается так - живите как первохристиане, но "по-отдельности". Ведь когда в церковь приходил новый член, то он был уверен не только в своей безкорыстности, но и в поддержке братьев и сестёр. Так что надо подумать о том, чтобы научить прихожан видеть друг друга, помогать друг другу, налаживать горизонтальные (а не только со священником) связи - чтобы приход постепенно объял всё общество!
И по последним событиям в мире, мне кажется, что мы к тому же находимся и в ситуации как будто накануне 1941 года
Но по-своему, в своих схемах, автор абсолютно прав. Христианство запросто может превратиться в "розовое". Опять же причин тут много, в т.ч. когда оно начинает существовать в тепличных условиях. К примеру, мэр подарил землю (общенародную), олигарх дал денег (наворованных), бери да нанимай рабочих (мусульман) и строй храм.
По поводу ислама тоже не совсем можно согласиться. Эта религия совсем другая -- она "ортопроксическая", т.е больше сводится к бытовым манипуляциям и простым нравственным упражнениям. Христианство же неизмеримо сложнее на идейном уровне. Здесь требуются такие вещи, которые сложно даже осознать.
Так что, дорогие братья и сестры, пожалуйста не надо ничего пугаться, что статья страшная. Опыт у нас есть, как действовать в страшных обстоятельствах. Лишь бы только не мешали!
Само название мне уже очень понравилось. Вижу широкий охват проблемы -- вообще хорошо, что владыка всем этим озабочен. Но если бы всё было так просто! Если бы!!!
Конкретно в этой статье видно и упрощенчество, тенденценциозность, искажение фактов, перекладывание с больной головы на здоровую, запугивание и вообще обычное религиозное многословие, которое никогда никого ни к чему не обязывало.
Ситуацию с пресловутым парком, я извиняюсь, владыка просто не понял. Ведь среди тех, кто вышел на защиту парка, достаточно было и православных людей. Можно подумать, что такие люди ищут "комфортного христианства" (наверное очень комфортно сидеть там по ночам под угрозой административных репрессий). Не то же ли было и во время революции? Ведь Красная Армия состояла в массе из православных. Серьёзно вникать в эти вещи... это религиозному сознанию, искусственно сведённому до примитива, не по силам, слабо :) Проще расклеить ярлыки и успокоиться. Но поскольку вникать всё равно придётся, лучше бы начинать делать это раньше! Святое Евангелие не отменяет классовую природу общества и социальные процессы в нём... увы :(
Но по-своему, в своих схемах, автор абсолютно прав. Христианство запросто может превратиться в "розовое". Опять же причин тут много, в т.ч. когда оно начинает существовать в тепличных условиях. К примеру, мэр подарил землю (общенародную), олигарх дал денег (наворованных), бери да нанимай рабочих (мусульман) и строй храм.
Стоит выехать за МКАД, как люди становятся нормальнее.
В церковь у нас, конечно, мало ходит народу, но на службах гораздо больше молодых людей и семей с детьми, чем в любой европейской стране, даже в Италии или Греции.
И в какой стране Запада возможен такой успех у книги такого рода как "Несвятые святые"? Кто из европейских или даже американских режиссёров способен снять фильм такого духа, как "Остров"?
Конечно, это не значит, что мы в безопасности, что всё у нас чудесно. Проблемы у нас огромные. Но православная вера у нас жива. Чтобы в этом убедиться достаточно побывать в воскресный день в Троице-Сергиевой Лавре или съездить в Оптину или Дивеево.
Парализуется воля именно в подвижничестве. Все это прекрасно знают и понимают, но сделать с этим ничего практически не могут. Потому что эта паутина уже всех нас опутала. "
Неужели ничего нельзя сделать? Может быть,у кого-то есть совет, как укрепить волю против Интернета?
Как только устанешь или уныние найдёт - тут же за монитор.
Я живу в Казахстане, здесь тоже чувствуется разница с Россией в отношении к православию. Таких вещей, как Тангейзер или Пусси,у нас в принципе не может быть. К любой религии самое уважительное отношение.
И параллель с 1917 годом тоже очень верна. Тенденция к глумлению над сакральным в РФ такая же, как тогда.
В молодости я много ездила по России, пыталась прижиться в разных местах, но всегда приходилось возвращаться на Родину, в Казахстан. Думаю, не спроста так Бог устроил, для спасения души.
Читая Ветхий Завет, думаю о простых людях, женщинах, которые погибали среди провинившегося перед Богом народа. Если бы даже они были несогласны со своими родичами, могли бы они спастись?
Уважаемые модераторы портала - возьмите на вооружение эту честность. У вас тоже наглядно прослеживается тенденция избегать правду в угоду розовой вселюбви.
Эта статья должна быть прочитана ВСЕМИ РУССКИМИ (российскими, если угодно).Пусть будет очередное раздражение и неприятие от большинства. Но не они - "соль земли". А сколько людей укрепить может!
Помогай Вам Господь, владыка Питирим!
Спасибо за статью. Нелицеприятная правда про нас.