Очень символично, что в Москве этот день совпал с общегородским крестным ходом, прошедшим от Кремля к Высоко-Петровскому монастырю, и многие люди вновь увидели: православные христиане – это одна из самых активных частей общества. Это люди, которые готовы свидетельствовать о своей вере и словом, и делом, и собственной жизнью, и жизнью достаточно крупного социума. Да, некоторые – те, кто не привыкли и не хотят видеть христиан общественно активными людьми, – спрашивают: а почему Церковь рассуждает об экологии? Почему проявляет озабоченность вопросами, которые еще недавно считались полем деятельности тех общественных кругов, которые ориентируются на зарубежные страны и вырабатывают некую глобальную, но узко ориентированную на избранные центры повестку дня? В ответ на это нужно еще и еще раз сказать: нас волнует все, что происходит в мире, в стране, на улице, где мы живем, в нашем городе или селе. Более того, когда Церковь говорит об экологическом кризисе, она старается вскрыть его глубинные причины: безудержное потребление, приоритет прибыли и «экономической эффективности» над остальными сферами жизни, прагматизм, который не считается с необходимостью сохранения той красоты окружающего нас творения, которая создана Богом и дана нам в назидание, дана для того, чтобы мы, созерцая мир, устроенный разумно и гармонично, прославляли сотворившего все это Господа. Одна юная девушка, страдающая от тяжелой болезни, недавно написала такие слова: «Мир – это взгляд Бога вокруг себя». Нам нужно посмотреть на него с этой точки зрения, впустить в себя взгляд Бога и ответить на Его любовь нашей любовью.
Природоохранная проблематика сегодня весьма политизирована. Глобальные экологические организации проявляют максимальное внимание к одним причинам экологических катастроф и проблем – и забывают о других. Иногда это делается определенно в угоду лишь избранным странам и даже избранным коммерческим структурам. Нам не нужно идти этим путем. Нам нужно прямо говорить о том грехе, который заставляет страдать человека и природу. И напоминать – спокойно, но прямо: человек и общество должны вернуться к идеалам самоограничения, умеренности, в том числе в потреблении, к умению довольствоваться тем немногим, что веками обеспечивало человеку жизнь в гармонии с окружающими, с природой и со своей совестью. Не бесконечный экономический рост, а умение вовремя остановиться в потреблении, не хищничество по отношению к полям, лесам, рекам, воздуху, животным и растениям, а такое к ним отношение, какое было у древних святых, не политизированные экологические акции, а доброта к каждому Божию творению – вот какой образ мысли и действия мы можем и должны предложить окружающему нас обществу, в том числе в контексте экологического мышления.
Хочется надеяться, что от года к году, от одного церковного дня молитвы о творении к другому мы сможем и малыми делами, и нашим глобальным, вселенским мышлением помогать примирить человека и окружающий его Богом созданный мир.