8 сентября 2015 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. По окончании богослужения Его Святейшество обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник, архимандрит Тихон! Дорогие братья, зде начальствующие, учащие и учащиеся! Дорогие прихожане и все, кто сегодня принял участие в этой торжественной праздничной Литургии!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником, имеющим очень большое значение для города Москвы и для всей нашей Церкви, — как и сам Владимирский образ Божией Матери.
Основные этапы истории этой иконы хорошо известны. В далеком 1131 году византийский Патриарх направляет этот образ, бережно хранимый в Константинополе, в Киев, князю Мстиславу Киевскому, и святыня устанавливается в Девичьем монастыре в Вышеграде, удельном городе, принадлежавшем некогда святой равноапостольной Ольге. Но недолго этот образ находился на земле Киевской. Через 24 года князь Андрей Боголюбский, прозревая скорби, которые могут обрушиться на Южную Русь и на Киев, перевозит Вышеградский образ в город Владимир, где начинает формироваться новый центр политической власти единой Руси. А почему туда? А потому что на северо-востоке, в дремучих лесах, не могла действовать конница степняков — основная ударная сила полчищ, которые стремительно завоевывали пространства и земли, подчиняя себе народы. Надо было уберечь центр Руси, великокняжескую власть, а вместе с ней и великую святыню земли Русской, которая была помещена в Успенский собор города Владимира (отчего и получила наименование Владимирской) и пробыла там ровно 240 лет — в десять раз дольше, чем в Киеве. Это свидетельствует о том, что город Владимир действительно был центром Руси, и главная святыня земли Русской, икона Божией Матери, присланная из Константинополя, хранилась именно там.
Но в 1395 году Тамерлан подошел к реке Дон и разбил там свой лагерь. От верховьев Дона до Москвы рукой подать, и мощная конница могла обрушиться на стольный град Москву. Хотя все это было уже после Куликовской битвы, когда русские испытали вкус победы и осознали, что Русь может одолеть Орду, тем не менее полчища Тамерлана представляли смертельную опасность и для Москвы, и для всей Руси. Тогда великий князь Василий Дмитриевич, выдвинув войска к Коломне и разбив лагерь на берегу Оки, обратился к митрополиту Киприану, святителю, возглавлявшему тогда Московскую кафедру, с просьбой весь Успенский пост посвятить особым молитвам о спасении Москвы и Руси и привезти чудотворный образ в город Москву. Великим крестным ходом начала шествовать Царица Небесная с северо-востока Руси, от Владимира, до Москвы, и люди падали на колени и обращались к Ней с горячей молитвой о спасении Руси. И мы знаем, что Божия Матерь приклонила Свою милость, и непобедимый Тамерлан, по непонятным для историков причинам, покинул свой стан на Дону и отказался от дальнейшего похода на север. В сказаниях об иконе Божией Матери и ее сретении здесь, на этом месте, говорится, что Тамерлану было видение и что явилась ему Жена, во власти Сущая, в окружении духовенства, а наутро сон растолковали, сказав, что это Мать Бога русских сказала: «не иди на Москву»...
Наверное, все так и было, потому что ни с тактической, ни со стратегической точек зрения не было причин отказываться от победоносного похода на Москву, от окончательного закабаления Руси, от наказания этого града и великого князя за победу на Куликовом поле. Но великий и могущественный Тамерлан резко меняет свои планы, так что икона Божией Матери, именуемая Владимирской, остается в нашем Первопрестольном граде, а на месте, где ее торжественно встречали, основывается Сретенский монастырь.
Ничто в истории рода человеческого, что имеет отношение к жизни людей, особенно к их духовной жизни, не бывает случайным. Удивительная духовная скрепа является нам в этом чудотворном образе, который соединил Византию, Киев, Владимир и Москву. Одно это движение святыни из Византии до Москвы через Киев и Владимир свидетельствует о единстве духовного пространства Восточной Православной Церкви. Мы знаем, какие огромные силы были брошены на то, чтобы нанести удар по этому пространству и разрушить Византию, православную империю, являвшуюся твердыней и опорой Православия во всем мире. И, наверное, неслучайно прибыла чудотворная икона на Русь, свидетельствуя о том, что это духовное пространство неразрушимо. Само движение Божией Матери в ее Владимирском образе от Киева до Москвы через Владимир свидетельствует о том, что Она прошла этот путь, соединяя все эти княжества и земли, утверждая духовное единство Святой Руси.
И сегодня, когда огромные силы снова брошены на разрушение этого духовного единства, мы на месте, где москвичи встретили благоговейно сей святой образ, снова взываем к Ней и просим: «Не оставь земли Русской! Не допусти поношения, разделения, междоусобной брани, ослабления веры православной! Не допусти кощунств, извращающих саму природу Православной Церкви! Даруй мир братским православным народам, живущим на территории Святой Руси!» И сегодня, когда до нас доносятся тревожные вести с братской Украины, мы не ослабеваем в наших молитвах, молясь об украинском народе, как и о русском народе, о Белоруссии, о народах Святой Руси, чтобы хранил Господь всех нас в мире, в любви, в единомыслии, и чтобы Царица Небесная, Которая ограждала землю Русскую от страшных напастей и скорбей, и в нынешнем тяжком веке помогла нам хранить духовное единство наше, единство Церкви и веры православной.
Верим, что наши молитвы услышаны будут настолько, насколько они будут искренними и сердечными. И потому я призываю всех вас, мои дорогие, и в церковных, и в частных молитвах молиться о сохранении единства Церкви нашей, о сохранении духовного единства всех наследников Святой Руси, предки которых с таким благоговением преклоняли колена душ и сердец своих пред чудотворным Владимирским образом Божией Матери.
Предстательством Царицы Небесной да хранит всех нас Господь в вере, в благочестии, в чистоте, в духовном единстве и крепости. Аминь.