Книги иеромонаха Иоанна (Лудищева) в интернет-магазине "Сретение"
Рейтинг: 10|Голосов: 3
25 мая – это особый день для Сретенского монастыря и Академии, в этот день в 2017 году, на который тогда приходился праздник Вознесения Господня, было совершено освящения нового собора нашего монастыря Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 416
Иеромонах Иоанн (Лудищев)
В своем обращении отец Иоанн отметил труды братии и прихожан, а также попросил оказать помощь Сретенской духовной академии.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 625
Он был очень отзывчивым человеком, открытым и порядочным, обладал хорошим чувством юмора, при общении с ним чувствовалась открытость и честность.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 865
Протоиерей Вадим Леонов, иеромонах Иоанн (Лудищев)
К Богу приводят конкретных личностей – и это не «работа с людьми» по PR-технологиям. А замещение духовной работы психологической помощью десакрализует пастырское попечение.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 810
Уважаемые авторы пытаются подменами нивелировать тот факт, что среди членов новой кафедры «Пастырское душепопечение» пастырей меньше, чем светских людей.
Сегодняшнее Евангелие учит нас живой вере Богу и надежде на Него.
Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, отцов Первого Вселенского Собора
Святые непрестанно размышляли о страданиях Христовых.
Жизнь преподобной Марии Египетской показывает нам путь, который проходит душа в своем возрождении, обращении к Богу.
Не имея доброго помышления, доброй мысли, человек не получит пользы даже от святых, даже Сам Бог не может помочь такому человеку.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 51
Любовь Проценко
Такого "Делового завтрака" - в действующем мужском монастыре - у "Российской газеты" еще не было. Но именно сюда пригласил журналистов Владимир Ресин. Строя Москву почти шесть десятков лет в самых разных должностях, от мастера до главы стройкомплекса, первого вице-мэра Москвы и до нынешней - депутата Государственной Думы, он всегда знает лучшие точки, откуда особенно хорошо видно: чем старше российская столица, тем краше она становится.
Явлению Святой Троицы, бывшему в Крещении Господнем на Иордане, каждый человек становится причастным в совершаемом над ним Таинстве Крещения.
Чувство благодарности связано с живой верой Богу, с преданностью святой воле Его и является ее плодом: только утверждающееся в сердце доверие Промыслу Божию способно увидеть окружающие человека Божии милости. (MP3 файл. Продолжительность 14:41 мин. Размер 13.5 Mb)
Как прошла Матерь Божия сквозь трудности и бедствия? Без сомнения, с непоколебимою твердостью, потому что сохраняла в сердце глаголы обетований о Господе. И сохраняя их, Она во всем возлагала упование на Бога. (MP3 файл. Продолжительность 12:34 мин. Размер 11.6 Mb)
Слово Божие, явившееся через добрую мысль, при содействии самого человека способно прежде тернистую землю его сердца сделать «доброй землей». Пришла благая мысль – уговори себя не отлагать исполнение ее, заставь себя сейчас же действовать по указанию ее. (MP3 файл. Продолжительность 13:14 мин. Размер 12.2 Mb)
Свой собственный каждого крест, когда соединяется с Крестом Христовым, силу и действие последнего переносит на нас, становится как бы каналом, через который из Креста Христова переливается на нас всякое даяние благо и всяк дар совершен. (MP3 файл. Продолжительность 14:18 мин. Размер 13.1 Mb)
Душа каждого человека имеет свое сияние, свой отблеск в зависимости от той жизни, которую ведет, и, по словам святых, принимает вид, соответствующий ее внутреннему душевному настроению, состоянию, которое она имеет. (MP3 файл. Продолжительность 15:55 мин. Размер 14.6 Mb)
Святые видят в образе слепых наши души, когда они живут вне исполнения заповедей Божиих.
Забота о слуге привела сотника к Спасителю, так и каждый человек, который берет на себя заботу о другом человеке, обязательно приходит к Богу и ясно видит многие милости Божии, которыми окружен каждый человек. (MP3 файл. Продолжительность 12:00 мин. Размер 11 Mb)
Решимость, готовность делать все, что потребуется для спасения, для исполнения дела, заповедей, в которых осознается воля Божия, – есть, по словам святых, настоящая деятельная сила во спасение. (MP3 файл. Продолжительность 11:25 мин. Размер 7.9 Mb)
Познание собственной нищеты с упованием на Бога есть признак общения души с Богом. Это видение своей нищеты рождает в человеке видение обилия милостей Божией, являемых Богом в Промысле о человеке. (MP3 файл. Продолжительность 8:40 мин. Размер 8 Mb)
Приходит благая мысль – но как много надо и нам самим придать ей внимания, чтобы она возобладала над душою! Как важно заметить эту благую мысль и дать ей место в нашем сознании. (MP3 файл. Продолжительность 10:37 мин. Размер 7.3 Mb)
Об этом учит апостол Петр: «Пасите Божие стадо,… не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:2-3).
В статье подобраны наиболее важные мысли о пастырстве и духовничестве из Евангелия и творений святых и известных пастырей.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 410
Епитимия, как существенная принадлежность таинства Покаяния, тесно связана с решимостью исповедавшегося грешника удаляться от греха.
В том, что кающийся человек переступил порог Церкви, священник видит несомненную Божию любовь к самому заматеревшему во грехе грешнику.
Именно это мужество, эта твердость духа, эта решимость всегда жить с Богом и в Боге, эта стойкость должны быть основой нашей духовной жизни, несмотря на все наши претыкания и падения. (MP3 файл. Продолжительность 8:17 мин. Размер 6 Mb)
Рейтинг: 8.9|Голосов: 17
В статье представлены новые архивные материалы по жизни Сретенской обители в 1925 году. Изучение архивных первоисточников дает возможность увидеть те трудности, с которыми пришлось столкнуться в это время Русской Православной Церкви.
Бог есть Свет. И тем, кто соединяется с Ним, Он сообщает соразмерное их очищению сияние.
Рейтинг: 9.2|Голосов: 10
11 ноября 1937 года в г. Вязьме Смоленской области был расстрелян наместник Сретенского монастыря архимандрит Сергий (Плаксин), разделивший с обителью все тяготы революционного времени.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 9
Мы беседуем о духовном образовании, «семинарских стенах», важности той атмосферы, в которой идет обучение.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 111
О духовном образовании, «семинарских стенах», важности той атмосферы, в которой идет обучение, – беседа с профессором А.Н. Ужанковым, преподавателем Сретенской духовной семинарии.
Рейтинг: 10|Голосов: 103
Монахиня Амвросия (Горбунова)
Небо помню: сначала просто голубое, а потом уже позднее, черное со звездами – и луна светит. Нас не пускают в храм кочетковцы, но Господь нам дверь открыл.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 13
Когда этап шел пешком по Иркутску от вокзала до тюрьмы, владыка Гурий был встречаем у каждой приходской церкви колокольным звоном.
Рейтинг: 8.7|Голосов: 18
Священник Сретенского монастыря, верный своему Государю и правилам совести, во всех молитвах возносил имя Александра. Бонапарт, узнав о сем, послал к нему грозный приказ исключить сие имя из церковных молитв и впредь упоминать в них Наполеона.
22 марта 1924 года Моссовет рассматривал ходатайство Московского окружного управления Союза связи «о закрытии так называемого Сретенского монастыря и передаче союзу помещения монастыря для устройства в нем центрального спортивного клуба рабочих и служащих».
Рейтинг: 9.3|Голосов: 6
«В храме Сретенского монастыря 05.07.1923 года совершалась всенощная епископом Иларионом, известнейшим проповедником, по своим способностям превосходящим известного проповедника Храповицкого. Иларион пользуется громаднейшей популярностью среди верующих и любим за свои проповеди, проникнутые чистой тихоновщиной… Идут разговоры, что власти не управиться, что такая масса верующих и духовенства идут за Тихоном…» – доносил осведомитель ГПУ.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 241
Постриженник Сретенского монастыря, он стал одним из героев так полюбившейся читателям книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».
Рейтинг: 10|Голосов: 2
Особое место среди трагических событий в истории Русской Православной Церкви занимает развернувшаяся особенно в 1922 году кампания по изъятию церковных ценностей. В архивах сохранились документы, связанные с изъятием церковных ценностей из Сретенской обители. Изъятие проходило 24 апреля 1922 года. Настоятель обители епископ Иларион был арестован за месяц до этого. В графе «Повод к аресту» опросного листа Политического Красного Креста он писал, что, по его предположению, это изоляция его на время изъятия церковного имущества.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 19
Московский житель Николай Окунев писал 19 апреля / 2 мая 1921 года в своем: «На Страстной неделе тянуло в церковь. Несколько раз ходил в Сретенский монастырь. Привлекал туда епископ Иларион – не своим пышным архиерейским служением, а участием в службах в качестве рядового монаха. Однажды (за всенощной со среды на четверг) он появился в соборном храме монастыря в простом монашеском подряснике, без панагии, без крестов, в камилавке, и прошел на левый клирос, где и пел все, что полагается …»
Рейтинг: 10|Голосов: 1
В московских монастырях молились о заключенных. Московский житель Николай Окунев в своем дневнике от 26 июля / 8 августа 1920 года писал: «Вчера был в Сретенском монастыре, где дьякон в ектенье упоминал о “заключенных епископах Феодоре и Гурии”. Дьякон такой тощий, голодный на вид».
20 сентября / 3 октября 1919 года состоялось заседание Священного Синода под председательством Патриарха Тихона, на котором рассматривался и доклад Московского епархиального совета об обращении Сретенского монастыря в миссионерский. Это связано было с тем, что новым настоятелем обители назначался архимандрит Гурий (Степанов), автор многочисленных трудов по миссионерству, активный участник Поместного Собора 1917–1918 годов, будущий архиепископ.
В апреле 1820 года иеромонах Израиль писал митрополиту Московскому и Коломенскому Серафиму: «В означенном Сретенском монастыре церковь во имя преподобной Марии Египетской в нашествие неприятельское была выжжена внутри. Ныне, с помощью Божией, паки обстроена, внутри святого алтаря престол и жертвенник вновь устроены, потребные для священнослужения ризничные и прочие вещи имеются, и к освящению состоит в готовности».
Рейтинг: 7|Голосов: 1
Сегодня празднуется рождество величайшего из людей, когда-либо живших на земле, – святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Церковь хранит память о всех событиях его жизни: о его зачатии, рождении, и о его миссии Крестителя Спасова, и о его мученической смерти. И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. (MP3 файл. Продолжительность 8:00 мин. Размер 3.9 Mb)
Рейтинг: 2|Голосов: 1
7 марта 1760 года вдова Прасковья Корина писала митрополиту Тимофею: «Обещание мое есть в московском Сретенском монастыре в трапезе (храма святителя Николая), для поминовения предков моих, построить придел во имя Димитрия Ростовского, который и благолепием украсить, а когда придел построен и освящен будет, тогда в придел свечи и ладан и прочее потребное буду производить своим иждивением».
Архимандрит Антонин (Державин), будущий епископ Псковский и Порховский, настоятельствовал в Сретенской обители недолго – чуть больше полугода, но и за это малое время он успел многое сделать для монастыря. А о его архипастырском служении в Псковской епархии с благодарностью вспоминали псковичи еще долгое время.
Рейтинг: 8.9|Голосов: 15
Отец Иоанн (Крестьянкин) сказал очень точно: «В человека грехи входят вагонами, а выходят чайными ложками». Так когда же я от своих грехов избавлюсь чайными-то ложками? На это сомнение батюшка отвечал так: «Ты постарайся только загореться обрести чайную ложку, чтобы Господь увидел твое решение». А не каясь или стесняясь каяться, мы тоже грешим.
Рейтинг: 10|Голосов: 7
Выбор жизненного пути для меня был непростым, а сам путь тернистым, но я бы, не задумываясь, повторил его вновь. Я счастливый человек, потому что Господь терпит меня всяким, и я сполна сознал: нет ничего сильнее милосердия Бога. А в трудные минуты жизни у меня всегда Спаситель стоит перед глазами, и Он мне помогает.
В 1815–1819 годах в Сретенской обители с помощью пожертвователей были произведены многие работы. Так, в 1816 году переделан двухэтажный постоялый двор, выстлан во всем соборе пол и переделана паперть, отремонтированы четыре кельи и братские печи, в церкви сделана новая печь, в поварне сделаны из сеней келья и две печи с полами, переделана баня в жилые покои.
Рейтинг: 4.8|Голосов: 4
Иеромонах Феофилакт происходил из московских мещан. Он был пострижен в монашество в Николаевском Пешношском монастыре 21 апреля 1801 года. В том же году рукоположен во иеродиакона, а 21 апреля 1802 года – в иеромонаха. В январе 1806 года определен в Сретенский монастырь строителем. На годы управления строителя Феофилакта Сретенским монастырем пришлось тяжелое время Отечественной войны.
В 1784 году церковь во имя преподобной Марии Египетской Сретенского монастыря была возобновлена. В память об этом событии при входе в храм находилась доска с надписью: «Возобновлен бысть храм сей в лето от воплощения Бога Слова 1784-е… иждивением г-на коллежского асессора Афанасия Абрамовича Гончарова, а освящена бысть онагож года месяца ноембрия в 18-й день; а освящал сея обители игумен Арсений с освященным собором».
Архимандрит Никон 5 апреля 1772 года по указу консистории принимал по описи Сретенский монастырь, причем в связи с предшествовавшей в 1771 году эпидемией чумы, от которой погибла вся братия обители, было предписано: что окажется «сомнительно или в зараженных местах состоит, то по очищении их из данных на то узаконений освидетельствовать».
В 1764 году при учреждении монастырских штатов Сретенский монастырь сделан заштатным. Но заштатные монастыри впоследствии нередко преобразовывались. К счастью, не было исполнено постановление от 15 марта 1764 года, в котором планировалось «освобождение от монашествующей братии московского, что у Сретенских ворот, Сретенского монастыря», сам монастырь передать Военной коллегии, разместив здесь учеников Московской гарнизонной школы, что близ Варварских ворот.
Приняв управление Сретенским монастырем, игумен Софроний в сентябре 1742 года писал, что обитель находится в крайней бедности: «В некоторых церквях как церковные утвари и образы, так и прочее имеющееся строение в случившийся в 1737 году великий пожар погорело, а починить того погоревшего церковного и прочего строения нечем»; братства в монастыре только десять человек, и в церковнослужении из-за этого имеется немалая нужда, и для церковных потребностей необходимо как иеромонахов, иеродиаконов, так и монахов прибавить.
Рейтинг: 7.4|Голосов: 10
Архимандрит Вениамин к братии относился всегда со строгою внимательностью и отеческою заботливостью. Все его отношения были растворяемы христианскою кротостью и терпением. В заботах о Церкви и монастыре он пребывал даже и тогда, когда его одолевали тяжкие недуги.
Архимандрит Вениамин (Петухов) – один из замечательных церковных деятелей XIX века. Он был ближайшим помощником Московского митрополита Филарета (Дроздова), наместником кафедрального Чудова монастыря и одновременно настоятелем Сретенского – в 1859–1872 годах, а затем Покровского и Высокопетровского монастырей в Москве, о коих он заботился весьма деятельно.
Рейтинг: 7.3|Голосов: 3
В документах Святейшего Синода за 19 июня 1738 года говорится, что Сретенский монастырь в Москве находится без настоятеля, и, чтобы не последовало каких «непорядков и монастырскому иждивению расхищения и чрезвычайных расходов», велено было, согласно ходатайству братии монастыря, произвести по церковному чиноположению иеромонаха Александро-Невского монастыря Петра (Котляревского) игуменом в Сретенский монастырь.
Рейтинг: 6.8|Голосов: 5
29 мая 1737 года в Москве случился пожар, охвативший почти весь город. Пламя не обошло стороной и Сретенский монастырь. О разрушениях, причиненных обители большим московским пожаром, свидетельствуют документы того времени.
13 мая 1736 года неизвестные люди ворвались в келью игумена Евсевия, избили его, разграбили имущество и оставили его при смерти. В Сретенском монастыре в это время проживало шесть человек монахов, «да из них половина дряхлых и престарелых». Высказывались опасения, как бы «от такого малолюдства и одиночества не учинилось бы церкви какого расхищения». Для охраны монастырского имущества вытребованы были от Коллегии экономии четыре солдата.
Святейшим Синодом в апреле 1744 года было велено определить к мощам святителей Ионы и Филиппа в Успенском соборе четырех «достойных и благоговейных мужей» из монашествующих московских монастырей. Архиепископом Московским Иосифом среди прочих был представлен и игумен Исаакий, бывший в 1721–1731 годах настоятелем московского Сретенского монастыря.
Игумен Лаврентий скончался 22 ноября 1757 года в возрасте 60 лет, а московским Сретенским монастырем руководил 14 лет. Это были тяжелые годы частичного восстановления разрушенного пожаром хозяйства. Погребен он под спудом внутри придела Рождества Иоанна Предтечи, у входа, рядом с Моисеем Великосельским.
В конце этих кратких моих воспоминаний, я намерен сказать несколько слов о той деятельности, о тех особых трудах – публичных моих беседах с народом, которые я предпринял с благословения митрополита Московского Иннокентия. А именно: что побудило меня беседовать с народом, есть ли от этого польза, видны ли плоды этого делания и, вообще, нужны ли такие занятия с народом?
Рейтинг: 8.4|Голосов: 10
Архимандрит Серафим (Богоявленский) – один из удивительных церковных деятелей XIX века, чье имя незаслуженно забыто за годы смуты минувшего столетия. Он служил и полковым священником, и настоятелем домовой церкви Матросской военной богадельни на Сокольничьем поле в Москве, и настоятелем московского Сретенского монастыря. Он первым организовал публичные народные чтения и общенародное церковное пение, которые по его примеру распространялось и во многих других городах и селах нашей обширной России. Благодаря ему был издан «Краткий исторический очерк московского Сретенского монастыря» и началась реставрация фресок собора.
Рейтинг: 8.3|Голосов: 30
Серьезнейшую проблему духовного образования я усматриваю в следующем: некоторые ребята приходят в семинарию, чтобы просто провести время. И в этом, прежде всего, нужно видеть корни непослушания и гордости. Ведь если человек приходит учиться в духовную школу осознанно, если он искренне верует в Господа, значит, всякое послушание, которое ему дают, послужит ему на пользу. Пускай сегодня сложно, больно, со слезами, но это делается для него, для его спасения. И тут нет места гордости, поскольку она является предвестником погибели.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 43
В жизни моей особую роль сыграли два человека: патриарх Ефрем и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Это два моих духовных отца, которые меня сохранили от этой тяжелой смутной жизни, которые сделали все, чтобы я был таким, какой я есть. Если бы мне сейчас задали вопрос: «Отец Антоний, если начать все заново, кем бы стали?» – я ответил бы: «Я бы стал священником». Несмотря на то, что в священстве много искушений, а Церковь испытала страшные гонения.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 90
Послушание священнослужителя можно описать известными словами: «Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Полнее и точнее не скажешь. Конечно, большое значение имеет то, что после рукоположения служу в монастыре. Есть с кого пример брать. Всегда подскажут, поддержат, предупредят.
I am grateful to the Lord, to the Mother of God and to Batiushka Tikhon that they gave me such joy and happiness—the chance to study. Knowledge is a firm foundation to use in building the salvation of one’s soul. Of course, such spiritual building is based on firm faith and fulfillment of the Gospel commandments. For us, the path of ascension to God is traveled under the guidance of the holy fathers. They teach us how to correctly fulfill the Gospel commandments.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 86
Я благодарен Господу, Божией Матери и батюшке Тихону, за то, что они мне дали такую радость и такое счастье – учиться. Знания – прочный фундамент для того, чтобы использовать его для строительства спасения своей души. Конечно же, духовное строительство основывается на твердой вере и исполнении евангельских заповедей. Для нас путь восхождения к Богу – это путь, который мы проходим под руководством святых отцов. Они учат, как правильно исполнять евангельские заповеди.
Рейтинг: 6.9|Голосов: 12
В книге устами духовников XX века говорится о насущных проблемах духовного водительства в современном обществе. Она учит на основе правильного понимания духовной жизни строить отношения в семье и между людьми, в различных житейских обстоятельствах видеть Промысл Божий и совершать свой ежедневный жизненный выбор.
Рейтинг: 10|Голосов: 10
Пастыри ведут своих духовных чад не к поиску духовных восторгов, а к пониманию, что Господь дарует благодатные ощущения за глубину смирения. Они советуют постепенно входить в духовную жизнь и строить ее исходя из своего положения в обществе и образа жизни.
Рейтинг: 8.6|Голосов: 14
Вера — это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью. Муж и жена — плоть едина и нельзя отсечь свою половину из-за того, что один из супругов пришел к вере, а другой нет. «Когда вера становится причиной разорения, то тут уж явно что-то не то и скорее своеволие, когда помощь Божия отступает».
Есть крест во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, потому что нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение.
Рейтинг: 8.9|Голосов: 7
Порой человек, пришедший к вере, пытаясь исправить других, приступает к этому слишком ревностно. Непонимание возникает, когда мы пытаемся насаждать в людях то, что принять сейчас они не могут. Мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любовь и справедливость, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми.
Рейтинг: 10|Голосов: 14
«Вера не только в выстаивании на молитве и в хождении в церковь проявляется — вера истинная свидетельствуется в благонадежии на Бога и в принятии от Него всего того, что Он благоволит послать для нас на нашем жизненном пути. Наш критерий добра и счастья не всегда совпадает с Божиим благожеланием для нас, а потому молитесь и благодарите Бога за все, без страха идя по жизни в землю обетованную»
Рейтинг: 10|Голосов: 5
«Нашему времени дан особый путь спасения, соответственно состоянию всего человечества. Подвиг должен состоять в сохранении веры, безропотного терпения скорбей и искушений, в осознании своей немощи и смирении. Этот подвиг — сознавать свои грехи и бессилие, каяться в них и терпеть без ропота все, что Господь попустит — мы можем совершить, только испрашивая постоянно помощи от Господа. Нашему времени нельзя дать подвигов вследствие гордости, проникшей в каждого человека».
Рейтинг: 7.9|Голосов: 8
Рейтинг: 9|Голосов: 11
Во многих письмах люди, которые обращаются к своим духовникам, жалуются на смущение, когда обнаруживают в себе действие старых привычек. Схиигумен Иоанн (Алексеев), говоря о трудностях духовной жизни, приводит слова Иоанна Лествичника, в которых последний удивляется: почему, имея помощниками для добродетели всесильного Бога, и ангелов, и святых людей, а на грех только одного беса лукавого, все же удобнее и скорее преклоняемся к страстям и порокам, нежели к добродетели?
Апостол не хочет, чтобы мы, взирая на почивших наших ближних, посещая их могилы и совершая о них воспоминание, предавались неутешной скорби, подобно как предаются ей не имеющие упования язычники, язычники именем и делом, или хотя и одним делом. Мы должны растворять скорбь верою с благою надеждою, а где вера и надежда, там — утешение.
Рейтинг: 9.1|Голосов: 9
«Нынешние чада Церкви совершенно особые… они приходят к духовной жизни, отягченные многими годами греховной жизни, извращенными понятиями о добре и зле. А усвоенная ими правда земная восстает на оживающее в душе понятие о правде Небесной».
Рейтинг: 8.8|Голосов: 20
Великое дело духовничества продолжается и будет до конца дней. Но опыт духовничества древних отцов и даже нового времени нельзя перенести в новейшее. И верим, несомненно, благости Божией, что как приводит Он ныне овец духовных, пусть больных и израненных, на пажити Свои, так даст и дает уже и пастырей, в которых духовная благодать уврачует их болезни, и вразумит, и восполнит оскудевшие духом сосуды душ.