Нужно ли христианину светское искусство? Разве не достаточно ему того духовного богатства, которое явлено в творениях отцов Церкви и православных подвижников, в иконописи, церковной архитектуре и музыке? Тем более что светское искусство не всегда благочестиво, если не напрямую богохульно, как, например, современное, а жизнь многих мирских художников далека от христианских идеалов. Да, конечно, с этим трудно поспорить. Но… На светское искусство можно посмотреть и с другой точки зрения. Об этом размышляет Дмитрий Владиславович Менделеев, читающий в Сретенской семинарии будущим пастырям курс «Искусство, литература и культура как тема для миссии». Он убежден: «Любой художник в своем высоком творчестве молится Богу».
Так чем полезно искусство христианину? Почему появляется искусство кощунственное и отвращающее? Как пригодилось апостолу Павлу знание поэзии? И зачем герой К. Льюиса Аслан пел, сотворяя Нарнию?
Любое настоящее произведение искусства, любой шедевр, созданный с участием и по вдохновению Святого Духа, может быть использован для того, чтобы человеку, знающему искусство, но не знакомому с Евангелием, проложить мостик к Богу, помочь ему от простого перейти к сложному.
Искусство надо изучать, потому что это послание для современников и для потомков. Поэты и художники в лучших своих произведениях выступают как пророки. Многие из них вели достаточно аскетичную жизнь. Пусть даже в молодости у них случались какие-то падения, всё равно их жизнь была подвигом, безусловной жертвой. А некоторые из них умерли в буквальном смысле под забором. Мы не знаем, например, где могила Моцарта. В полной нищете скончались Вивальди, Пиросмани… К ним в какой-то мере применимы слова апостола Павла о пророках: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались в милотях».
Каким бы ни был густым кажущийся мрак в душе другого человека, в ней всегда светит Божий свет
Все мировые и человеческие трагедии, всю боль пропускают через свои сердца поэты и художники. Внимательное прикосновение к их судьбам, к их жизненному пути, а в основном к их душам (ведь их произведения – это обнажение их души) учит терпимости, пониманию, любви к людям. Культура и искусство способны воспитать христианский взгляд на брата своего: каким бы ни был густым кажущийся мрак в душе другого человека, в ней всегда светит Божий свет, Христов свет, просвещающий всех. И тем радостнее бывает найти что-то прекрасное в человеке, чем более невероятной казалась такая возможность.
Вот мы берем жизнеописание или какое-нибудь художественное произведение автора, который кажется нам не слишком благочестивым, начинаем читать… – и вдруг что-то такое узнаем из его жизни, из его поступков или его мыслей – исполненное любовью к Богу, к Матери Божией, к людям… И испытываем радость, похожую на радость того пастыря, который пошел за одной-единственной овечкой, оставив девяносто девять, и нашел ее.
Вырваться из сиюминутности
Искусство всегда играло воспитательную роль. Катарсис, очищение – это то, что испытывает человек при знакомстве с каждым хорошим творением. Искусство должно вырывать человека из сиюминутности, из суеты, заставлять его подумать о высоком, о себе самом как о грешном. В настоящем искусстве всё это есть. И, конечно, Церковь просто обязана пользоваться этим «оружием».
Апостол Павел, например, явно был знаком с греческой поэзией. Излагая перед афинянами суть христианского учения, он ссылается на поэтов: «Как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род» (Деян. 17: 28), а в Послании к Титу, оставленному для проповеди на Крите, цитирует местного автора (см.: Тит. 1: 12). Апостол знал поэзию, знал философию, знал жизнь Сократа…
Найди то, что близко твоему собеседнику, и говори с ним на его языке
Можно сказать: «Апостол Павел – исключительный случай! Он миссионер». Но ведь каждый христианин должен быть миссионером. Господь сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). А к людям не придешь же просто так, им не скажешь: «А ну-ка все креститесь!» – «А зачем?» – «А вот так!» Это не аргумент. В лучшем случае выйдет, как некогда в Афинах: ну что ж, приходи, послушаем тебя… в другой раз. И Господь дает нам такое великое подспорье в проповеди – всю мировую культуру. Найди то, что близко твоему собеседнику, и говори с ним на его языке. Как апостол Павел учит: «Я был всем для всех».
Мироздание держится… на песне
Всё самое прекрасное человек всегда посвящал Богу! Поэтому абсолютно всё искусство выросло в храме: музыка, живопись, хореография вышли из богослужения. Сама по себе культура возникла от слова «культ». Так что, осознаёт это человек или нет, всё искусство идет от Бога.
К примеру, что такое поэзия? По-гречески ποίησις – это «творчество, сотворение». И поэт – «творец». Главный Поэт – Господь, главный Художник – Господь.
Царь Соломон замечает в Книге притч: когда Господь творил, премудрость была при Нем художницей (см.: Притч. 8: 30). А в Книге Иова Бог говорит, что мир творился при общем ликовании утренних звезд, когда все ангелы восклицали от радости (см.: Иов 38: 7). И вот современный нам автор К. Льюис рисует такую картину в одной из книг «Хроник Нарнии» («Племянник чародея»): когда Аслан творит Нарнию, он… поет! Это – попытка передать то, что происходило на самом деле с нашим миром.
Что делают в самые важные исторические моменты жизни народа Моисей, царь Давид? – Поют!
А что делают в самые важные исторические моменты жизни народа Моисей, царь Давид? – Поют. Прощаясь со своим народом перед смертью, Моисей поет, вкладывая в свою песнь проповедь о грядущем Спасителе, о Мессии. Царь Давид во время переноса Ковчега Завета – пляшет и поет.
Песня – это то, на чем держится жизнь и мироздание!
Вредно ли читать Андерсена?
Существует мнение, что для православного христианина неполезна или даже вредна культура, созданная представителями других религий или конфессий. Господь, мне кажется, дал ответ на этот вопрос. Вспомните библейские притчи. Что такое притча? Это художественное произведение, через которое Господь дает нам образы, проникающие в наше естество, запоминающиеся на всю жизнь. Знал ли Господь в реальности героев Своих притч – блудного сына, милосердного самаритянина, злых виноградарей, – не так уж принципиально. Главное – образ, который помогает понять то, что Господь хочет до нас донести. Притча – это художественная Правда.
Кто оказался ближним для человека в беде из притчи о добром самарянине? – Самарянин. То есть в нашем контексте это Андерсен – протестант; или К. Льюис – англиканин, или Дж. Р. Толкин – католик. Более того, мы можем искру Божию найти в откровениях, которые давались мусульманам, например, или японцам. У Акутагавы Рюноскэ есть потрясающе христианские произведения.
Любой художник в своем высоком творчестве обращен к Богу всем своим существом. Он молится. Он может не знать православных молитв, богословия, но сердце его раскрыто Богу, и, конечно, он получает что-то важное от Бога. Безусловно, мы не должны рассматривать эти произведения с точки зрения учебника по богословию. Но ясно, что есть что-то ценное, что Богом открыто для всех людей на свете. Поэтому искусство не имеет границ ни национальных, ни временных, ни пространственных.
Господь дал искусство людям, уже далеко отошедшим от Него: дал им то, что они могут принять без сопротивления, без отторжения
Кто был «отцом» всех играющих на свирелях и гуслях? Иувал, сын Ады и Ламеха, потомок Каина. Он изобрел это искусство. А почему? Да потому что люди перестали уже сердцем общаться с Богом, а это средство общения было для них еще доступно. Господь дал искусство людям, уже далеко отошедшим от Него: дал им то, что они могут принять без сопротивления, без отторжения. Как апостол Павел говорит: «Вы были младенцами, я давал вам молочное». Точно так же происходит и сейчас: есть люди, которые только такую духовную «пищу» могут принимать.
Царь Давид «воцерковил» искусство. Мы знаем псалом 150: «Хвалите Его [Господа] в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе…», то есть пойте хором, пляшите, стучите в бубны. «Всякое дыхание да хвалит Господа». Так что «всякое дыхание», включая протестантов и католиков, может славить Господа. И нам надо, как учил недавно прославленный святой Паисий Святогорец, уподобляться пчелкам, которые находят и собирают мед везде, где могут, а не мухам, видящим везде только мусор и навоз.
«Роллтон» или монастырская трапеза?
Довольно многие из христиан считают, что им не надо изучать светское искусство. Но наша душа, как и тело, нуждается в пище – в качественной и хорошей. В пище нуждаются чувства, и воля, и эмоции, и ум – то есть всё, что составляет человеческую душу. Но, конечно, встает вопрос чистоты, качества пищи: «Роллтон» ты будешь есть или на трапезе в монастыре угощаться, где всё приготовлено вкусно и с любовью?
Конечно, монахи и подвижники, чья жизнь вся устремлена к Богу, которые одним Богом живут – и Бог питает их телесно и духовно, не испытывают нужды в искусстве. Матушка Матрона Московская видела всю красоту Божиего мира, во всей полноте получала ее непосредственно от Бога – как радость, как откровение. Но большинство из нас, увы! не таковы.
О кощунственном искусстве
К художникам и писателям, хулящим Господа, надо относиться так же, как к людям, в которых образ Божий сильно помутнен
А как быть с искусством, которое кощунствует, что сегодня не редкость? Как относиться к художникам, которые сознательно и декларативно отворачиваются от Бога? Я думаю, точно так же, как мы относимся к человеку, в котором образ Божий сильно помутнен: мы должны помнить, что это наш брат, что он создан по образу и подобию Божию, что душа у него христианка и она готовится к вечной жизни, жаждет ее. Конечно, чудовищное искусство вызывает у нас боль, но это должна быть и боль за человека, учинившего подобное, любовь к нему, сострадание к его состоянию. Мы должны прилагать все усилия, чтобы человек этот обратился, молясь о нем, стремясь донести ему Истину. Главное – идти навстречу, выходить к людям, как делали это святые апостолы Иоанн Богослов и Павел.
Выходить к людям зачастую страшно, больно, но их состояние – это же и наша вина, в конце концов. Глядя на нас, люди не видят света Христова! Мы сегодня живем не в эпоху гонений, мы у всех на виду. И если задать себе вопрос, почему же появляется богохульное искусство, то ответ, возможно, будет и таким: потому что эти художники и писатели в нас, христианах, не видят света Божиего, не чувствуют той самой радости, которую Господь дал Своим ученикам на Тайной вечере. И самое главное: любви не видят между нами! Редко слышишь: «Они – христиане: они все любят друг друга» (хотя, конечно, есть те, кто являет пример истинной христианской любви). А не видя любви у тех, кто проповедует Любовь, люди раздражаются. «Ради нас, – говорит апостол Павел, – хулится имя Христово у язычников» (ср. Рим. 2: 24). И это раздражение принимает подчас протестные формы.
А враг не дремлет, он тут как тут. Сам он лишен каких бы то ни было творческих способностей. Отторгнув себя от Божией благодати, он, естественно, потерял и творческие энергии, лишился сил, стал просто немощным духом, на которого мы плюем во время Таинства Крещения. Но ему так хочется участвовать в нашей жизни! Как он может это сделать? С помощью людей, у которых есть творческие способности: поставив себе на службу эти дарования. Чем более одарен человек, тем больше в него вцепляются бесы. Мы знаем это из жизни, из свидетельств Пушкина, Достоевского, Блока – огромного количества людей, иногда просто напрямую страдавших от бесов…
Для проповеди Истины надо пользоваться всеми инструментами, которые дает нам Господь, в том числе и искусством
Искусство – это Божий дар человеку, но он может быть поставлен на службу диаволу, а может – на службу Богу. Так что если мы, верующие, не хотим «монополизировать» радость жизни в Церкви, не хотим получать ее только сами, а всё-таки желаем нести её людям, надо пользоваться всеми теми инструментами, которые Господь дает в руки.
Могу назвать и личный пример из своей жизни. В детстве к вере отношение было уважительное, но в храм ходила раз в год, заповедей не знала, молитвы не читала. Зато увлекалась книгами. Было много плохих книг, но я их как-то отсеивала и запоминала только хорошие. И благодаря тому, что я очень любила романы про возвышенную жертвенную любовь: "Джейн Эйр", произведения Остен, Луизы Олкотт, писателей 18-19 вв., у меня сложилось представление о любви, как о чём-то таком романтичном, когда даже целоваться до свадьбы нельзя, когда любимого нужно терпеливо ждать и чем-то жертвовать ради него (особенно запомнилось как Джейн Эйр в одноимённом романе предпочла нищую полуголодную жизнь - роскошной жизни любовницы человека, которого она очень сильно любила. Потому что понимала - от этого разрушится любовь). И я чуть-чуть, хотя бы на уровне идеалов, но старалась соответствовать героям этих романов. Потом я стала ходить в Церковь, узнала про блуд и прочее. Но изначально именно романы подготовили почву и благодаря им возможно не было многих ошибок.И сейчас, уже будучи замужем, я и мужу стараюсь читать эти романы и показывать фильмы, по ним снятые. Потом пытаюсь писать сама, чтобы может быть хоть кто-то начал подобно мне подражать героиням романов и это уберегло бы их от ошибок.
Потому что у нас есть самые высокое наслаждение, самое полное бытие и самая сбыча мечт, если угодно сверхнакотик круче которого нет, суперпесня песней, прекраснее которой нет и наслушаться которой нельзя.
Зачем нам ещё какое-то там блеяние бесноватых овец сатаны? Я не про Моцарта или Гоголя, но искусство, это не такая уж и молитва, чтобы имеющему молитву и причастие ко Христу питаться этим.
Другое дело, когда уже благодать отходит, когда Бог как бы удаляется от человека, когда наступает не то, что даже уныние, а уже некое негорение. Как бы тление угля вместо пожара. Просто уже совсем остывает человек.
Тогда он будет читать с интересом всякий худлит, фэнтази, слушать музыку, смотреть картины, всё это будет будить в нем какие-то унылые чувства уныния, а он их будет принимать за радости и экстазы. Катарсис Каина, для того, кто должен наречься сыном Света.
Свет звезд вместо света солнца. Кто понимает.
Сомнительная тема, спорная.
Вообще лучшие проповедники слышанные мною были малограмотными монахами. Зачем пробовать героин чтобы лечить наркоманов? Ну.
Хотя конечно и читаем и слушаем и смотрим, но это от уныния ТОЛЬКО.
Если хотите понять отношение православных к искусству,советую почитать, что на эту тему писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Надеюсь, вы его не считаете малознающим?
Здесь, конечно, сиюминутного согласия не найти. Пусть всё идет своим чередом, по воле Божией. Возможно, кого-то и приведёт Господь, через опыт, к покаянию и вере.
И вряд ли стоит объяснять, что, вкусив, по милости Божией, полноты жизни во Христе, потеряет человек былой интерес ко всему ограниченному, временному, тленному. Как ни банально, но всё действительно познается в сравнении.
Помоги, Господи, всем.
Может быть, вот для чего: когда началось возрождение Церкви, откуда взялось бы столько певчих, регентов, не говорю уже о дьяконах и батюшках?
Так Божиим Промыслом искусство помогло возрождению церковной жизни.
Склонность к творчеству безусловно имеет Божественную природу, по образу и подобию, вот только не является ли это попыткой вернуть утерянную радость, заменить её чем-то другим?
Не могу утверждать не помню источик, но Леонардо да Винчи и Буаноротти были разочарованы невозможностью достичь совершенства. Косвенно этому может служить картина Мона Лиза которую мастер, как ему думалось, не закончил.
Сам я учился в художественной и музыкальной школе. Так что знаком с предметом не по наслышке. И сейчас моя работа связана с прикладным творчеством. Как ступенька к храму - ДА!
Но не надо преувеличивать возможности.
Если твоя работа - миссионерство, и хотя бы минимальные культурологические знания для неё необходимы - пожалуйста, овладевай. Но в разумной мере и обязательно с молитвой.
Если искусство, литература, наука, спорт и т.д. тебя захватили чуть не целиком и вызывают бурю восторгов, а при лишении их - неудовольствие и уныние, - то, извините, это уже страсть. Сигнал опасности для души, для дела её спасения.
Талант, дарованный Богом, на то и дан, чтобы приводить людей к Богу. А не уводить от Него. И не подменять собой - Его.
Кощунственные же произведения способны соблазнить многих. К сожалению, элементы кощунства нередко проникают и в нейтральные на первый взгляд вещи.
Строго говоря, не знаем, доживём ли до завтра. А нам предлагается взвалить на себя кучу малополезных сведений, впечатлений и образов "века сего" (если речь не идёт о духовном искусстве). Но в чём застанет, в том и будет судить Господь.
Думается, миссионерская задача каждого христианина - стать живой проповедью Евангелия. Образом жизни своей.
Господина своего но ещё и употребил его против Его.
Святитель Иоанн Златоуст, его слово «О том, как надлежит поступать с кощунниками»: «Раз у нас зашла речь о хуле, то я хочу просить вас об одной услуге, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить, не отказывайся, — ударь его по лицу, сокруши уста его, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд — иди.»
Протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя события в «Манеже» сказал: "Мое личное мнение, как священника, ущерб от произведенного шума (без драки и оскорблений) с разбитием неценной вещи (тарелки) не сопоставим с актом богохульства в государственном учреждении. Если терпеть этот грех, то он будет всеобщим, так как он не на дому делался, а народными деньгами оплачен (Манеж -федеральное учреждение)".
Автор:"Так что, осознаёт это человек или нет, всё искусство идет от Бога."
Искусство древней Греции и древнего Рима, посвящённое языческим божествам (то есть бесам), тоже от Бога???
Очень странная статья.
А статья хороша. Не превращайте православие в секту, пожалуйста.
Про искру Божию слышал, только не могу вспомнить у каких святых отцов, да и в Библии сего выражения не припомню. Т.е. выражение явно светского характера.
Про всякое "деяние благо..." можно список деяний "благих" начать с вкушения запретного плода и т.д. по списку.
Про Господа как поэта - ну это вообще что то новое, до сего дня знал Его как Творца, а тут такое сужение возможностей и понятий.
И последнее, творческий дар человеку, заложен подобием и образом Божим в нас и нацелен только на одно "религаре" воссоединение с Богом, а не на глупости культурки.
Как писал святитель Феофан Затворник - "Оттенки и отличия сей многопопечительности зависят от свойства образовавшихся в душе пустот. Пустота ума, забывшего о Едином, Который есть все, рождает заботу о многознании, разведывании, пытание, пытливость. Пустота воли, лишившейся обладания Единым, Который есть все, образует жажду удовольствий многих и разнообразных, или искание тех бесчисленных предметов, в коих чаем найти услаждение своих чувств внутренних и внешних. Так, грешник непрестанно в заботах о многознании, многообладании, многонаслаждении; услаждается, овладевает, пытает." (Наставления в духовной жизни, свт. Ф. Затворник)
С неофитским приветом.
Это как раз о наших родителях-шестидесятниках, которые "обожествляли" культуру; они прививали нам любовь к поэзии, музыке, таскали по музеям и выставкам, подсовывали всякие книжки и альбомы... Ну и хорошо, и спасибо им за это. В безбожное советское время это было уже много. Для меня и многих моих ровесников это стало той "клумбой", тем "навозом", на который потом упали семена - "глаголы жизни вечной". И (надеюсь!) дали свои всходы.
Вы беретесь рассуждать о том, в чем не смыслите. В какой-то степени оправданием этому может служить неофитство, на время.
Выражение "Божья искра" слышали?
Или: "Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть"?
А что Господь наш "Поэт неба и земли"?)
Творческий дар в человеке от Бога, никакой сомнительной схоластикой этого не извести
Это - церковь, божий храм,
сюда старухи приходят по утрам.
Сделали картинку,
назвали - "бог"
и ждут,
чтоб этот бог помог.
Глупые тоже -
картинка им
никак не поможет.
Это - дом комсомольцев.
Они - умные:
никогда не молятся.
Когда подрастете,
станете с усами,
на бога не надейтесь,
работайте сами.
Кого жальче: Маяковского или отравленных этим ядом детей?
Вывод очевиден: должен быть разумный фильтр. Не со всех цветов моя пчела может собрать мёд.
Один мастер как то сказал мне:"Начинай делать только тогда, когда поймёшь, что не можешь уже не делать! И спроси себя - зачем ты это хочешь сделать! Ответишь - делай!" Я больше специализировался на женских украшениях, шкатулках. И когда понял, что не хочу просто показать, как я могу, а увидел, как может засветится радость в глазах увидевшего...
Не могу вспомнить, что или кто меня просветил или что меня озарило, но постепенно я начал понимать, кого надо благодарить за возможность отдать людям всё, что смог сделать.
Слава тебе, ГОСПОДИ! Слава ТЕБЕ!Спасибо за заботу ТВОЮ о нас, детей неразумных твоих.