23 апреля 1985 года Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв сообщил о планах широких реформ, направленных на всестороннее обновление общества, краеугольным камнем которых было названо «ускорение социально-экономического развития страны».
И ровно 30 лет назад, 15 октября 1985 года, очередной Пленум ЦК КПСС рассмотрел и одобрил проект основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986–1990 годы и на период до 2000 года. Так был дан официальный старт новому экономическому курсу, известному как «перестройка».
Последствия многочисленных «реформ» и «преобразований», начатых в те годы и продолженных в последующие, сказываются по сей день. О том, какую экономику «перестраивали», к чему хотели прийти и почему получилось «как всегда», в каких преобразованиях наша страна действительно нуждалась, чему может научить «опыт» тех лет и что делать каждому из нас, православных, мы беседуем с игуменом Филиппом (Симоновым), доктором экономических наук, профессором, заслуженным экономистом РФ, заведующим кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
– Отец Филипп, говорят о двух типах экономических систем: командно-административной и рыночной. В чем их принципиальная разница? В чем плюсы и минусы?
– Сначала скажем пару слов о некоей общности, которая объединяет эти два понятия. Эта общность состоит в принципиальной экономической безграмотности тех, кто эти термины ввел из политических соображений, потом подхватил и использовал в рамках политической борьбы, и тех, кто донес эти понятия – совершенный исторический и политэкономический хлам – до нашего времени.
Любой здравомыслящий человек, даже без высшего экономического образования, не говоря уже об ученых степенях и званиях, рассуждая о чем-то, обычно выясняет его основные характеристики. То есть, пытаясь ответить на вопрос «что это?», выясняет, какое это, каковы его особенности, которые и делают его именно этим, а не чем-то другим.
Поэтому, говоря о «рыночной экономике», сразу хочется спросить: а какая это рыночная экономика?
Рынок ведь существовал и опосредовал обмен и в рабовладельческой античности, и на стадиально непонятном Востоке, и в феодальной Европе, и в раннем капитализме, и на поздних его стадиях.
Общественные деятели, отказавшиеся от политической экономии как науки ввиду ее «темного советского прошлого» и вбросившие в общество термин «рыночная экономика» в качестве основной идеи светлого будущего, поступили сами очень политико-экономически: они использовали этот бессодержательный термин для борьбы за власть, но никому не объяснили, о какой именно «рыночной экономике» идет речь.
Все думали, что о социально ориентированной, с сохранением тех достижений, которые общество уже имело (бесплатное образование и здравоохранение, полная занятость, 8-часовой рабочий день при 41-часовой рабочей неделе и т.д.), и с приобретением тех преференций, которые дает рынок (частнохозяйственная инициатива, рост эффективности управления, повышение качества на основе конкуренции и т.п.).
Но именно этого-то, как оказалось, никто и не гарантировал. Потому что в 1990-е годы получилось то, что получилось: полное попрание прав трудящихся, разгул «бандитского капитализма» в духе эпохи первоначального накопления капитала на основе никем не доказанной догмы «рынок решит всё», возникновение системы почти феодальных «кормлений» и прочие прелести, вполне вписывающиеся в «рыночное хозяйство» – при условии, что точного определения этому явлению никто не дал. Что выросло, то выросло.
Теперь о «командной системе». Вы не чувствуете экономическую ущербность самого термина? Это ведь не язык экономической науки, это чистая политика! Кстати, и научно дефиниции этому термину тоже никто не дал – потому что это с точки зрения теории просто невозможно.
Экономическая наука говорит не о “рыночной” и “командной” экономике, а о системах директивного и индикативного планирования
В науке же шло обсуждение преимуществ и недостатков систем директивного (как в СССР) и индикативного планирования – последнее было основой отраслевого развития стран послевоенной Европы. На базе индикативного планирования голлистская Франция, например, создала собственную конкурентоспособную аэрокосмическую промышленность. Разве это не показатель эффективности метода? Кстати, модель межотраслевого баланса, на котором основывалась советская модель планирования и прогнозирования, была разработана американским экономистом русского происхождения, Нобелевским лауреатом Василием Леонтьевым. Это сейчас мы спохватились, приняли неудобочитаемый закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», только система этого стратегического прогнозирования за 25 лет оказалась разрушенной настолько, что этот самый межотраслевой баланс не только некому посчитать, но некому и научить, как его считать.
При этом основная проблема состояла в границах применения той или иной модели, чем, в сущности, и определяется эффективность обеих. Коротко говоря: можно ли запланировать производство по максимуму номенклатуры, или есть всё же некоторые границы, за пределами которых начинается неэффективное использование ресурсов экономики?
Западный мир ограничился индикативным планированием, в рамках которого планировалось не производство (в натуральных единицах), а ресурсы, необходимые для развития этого производства – тех отраслей, которые признаны для экономики приоритетными на текущий момент. При этом предусматривалось сочетание государственного и частного финансирования: государство осуществляло первоначальные инвестиции в приоритетные для себя отрасли, задавая определенный вектор развития, а частный капитал, имея этот ориентир, присоединялся к инвестиционному процессу, повышая его эффективность.
Отечественная экономика даже в условиях того странного «рынка», переход к которому начался при Горбачеве, не смогла отказаться от догм директивного планирования «сверху» (предприятия при этом не участвовали в процессе подготовки плана, но получали из центра уже готовые плановые задания), несмотря даже на то, что оно стало очень наглядно демонстрировать свои изъяны на фоне роста благосостояния населения и соответствующего повышения спроса: возникла «экономика дефицита», под знаком которой прошли все горбачевские годы. Оставим в стороне вопрос о том, насколько этот дефицит был следствием объективных факторов и насколько – делом рукотворным, сознательно организованным. Дело не в этом. Вопрос – в том, что правительству того времени не удалось обеспечить эффективное претворение в жизнь того умозрительного межотраслевого баланса, над которым трудился в последние свои годы Госплан; не удалось сочетать собственные представления об уровне жизни населения страны с представлениями этого самого населения; не удалось отделить экономику от идеологии (как это сделал, например, Китай).
– Мысль о том, что «всем нам, товарищи, видимо, надо перестраиваться», впервые была высказана Горбачевым в мае 1985 года. Но еще раньше, в 1983 году, в ведущем партийном журнале «Коммунист» тогдашний генсек ЦК КПСС Ю.В. Андропов поставил задачу ускоренного «прогресса производительных сил», которая впоследствии эксплуатировалась Горбачевым под аморфным лозунгом «ускорения».
В сущности, горбачевская «перестройка» свелась к трем мало увязанным друг с другом потокам ситуативных реформаторских мероприятий: «гласность» (которая свелась к пережевыванию в СМИ негативных моментов советской истории и быта, без разработки в результате сколько-нибудь значимой концепции дальнейшего развития общества) – «кооперация» (к которой нужно добавить эпопею по созданию совместных предприятий с иностранным капиталом, завершившуюся, в общем, бесславно и не внесшую существенного вклада в экономический рост; апологеты «перестройки» говорят о том, что именно через кооперацию и СП в социалистическую экономику «были внесены элементы рынка», – но эти элементы существовали и до них, а вот что кооперация действительно внесла в экономику, так это элементы дикого рынка, «серых» схем, рейдерства, обмана потребителя – всего того, что пышным цветом процвело уже потом, в 1990-е годы) – «новое мы́шление» (ударение – М.С. Горбачева) во внешней политике (фактически оно означало отказ от идеологического императива в дипломатии и определенное «потепление» отношений с Западом).
Реформы, навязанные МВФ, были рассчитаны на экономику развивающихся стран. К развитой экономике России они были не применимы
В конечном итоге для Советского Союза всё это вылилось в неконтролируемое наращивание заимствований на мировом рынке ссудных капиталов, где в то время очень охотно давали «кредиты под Горбачева», вступление в кризис внешнего долга и получение стабилизационной программы МВФ (такая программа с 80-х годов ХХ века осуществлялась во всех странах, попавших в «долговую спираль»), условием финансирования в рамках которой стали те «реформы», что разрушили экономику страны. И не только по какому-то злонамеренному умыслу (хотя 1991 год на Западе был вполне резонно воспринят как блестящая победа в «холодной войне», с которой, правда, долго не могли понять, что делать), но и потому, что, по обычной западной лени, эта программа, основы которой разрабатывались для развивающихся стран, не была рассчитана на развитую экономику, а этого не поняли ни те, кто ставил задачи, ни те, кто их бездумно выполнял.
Простейший пример: «аграрная реформа», согласно стабилизационной программе, подразумевает ликвидацию крупного неэффективного землевладения (типа дореволюционного помещичьего), образование на основе фактически конфискованных земель мелких крестьянских (фермерских) хозяйств и потом их кооперирование с перспективой создания агропромышленного комплекса, способного обеспечить потребности страны в продовольствии. Эта модель справедлива, например, для Верхней Вольты.
Но в бывшем СССР не было крупного землевладения типа помещичьего. Но зато были кооперация и агропромышленный комплекс. Этого никто не заметил.
В итоге крупная земельная кооперативная собственность была раскассирована, и на ее месте образовалось именно то, что может быть сравнено с неэффективным помещичьим латифундиальным землевладением, не дающим товарного продукта. Бывшие пахотные поля и кормовые территории – те, что не застроены коттеджами, – заросли за 25 лет подлеском, фермеры не удались, и теперь нам предстоит восстанавливать сельское хозяйство и кооперацию – это слово, кстати, все 1990-е годы было под запретом, даже статей не публиковали на эту тему. И теперь наш Минсельхоз планирует начать реформу уже по типу Верхней Вольты, чтобы смикшировать последствия той глупости, которая под диктовку МВФ была совершена в 1990-е годы: вернуть неиспользуемые сельхозугодья в государственный земельный фонд и найти эффективный способ обеспечить восстановление их производственного потенциала.
В народе это всегда называлось: «Дурная голова ногам покоя не дает».
В целом же для СССР «перестройка» означала фактически полный отказ от той политико-экономической и идеологической модели, которой придерживалась КПСС в послевоенный период, – говоря ленинским языком (который был остёр на ярлыки): оппортунизм и ревизионизм. С вполне предсказуемыми последствиями: «кооперация» (вернее, те капиталы, которые возникли на ее основе и, естественно, проявили свои политические амбиции) убрала Горбачева с внутриполитической арены, а «гласность» его окончательно похоронила как политика вместе с разрушенным его руками СССР.
– К каким итогам привела «перестройка»? Были ли достигнуты поставленные цели? Справедливо ли говорят, что это привело к развалу СССР?
“Перестройка” не могла привести ни к каким реальным итогам: это была волюнтаристская политика, ситуативно устраивавшая ее творца
– Собственно, я уже ответил на этот вопрос. «Перестройка» не могла привести ни к каким реальным итогам: это была волюнтаристская политика, ситуативно устраивавшая ее творца, который пытался усидеть на всех стульях сразу: и социализм усовершенствовать, и директивное планирование сохранить, и ввести в эту экономическую систему капиталистический рынок, так и не реализовав при этом идеи хозрасчета, быть и генсеком ЦК КПСС, и президентом – и всё в одном флаконе. Собственно, научно обоснованных целей и не было – были какие-то импульсивные благие пожелания «между лафитом и клико», которым Академия наук судорожно пыталась придать наукообразие.
А когда нет реальной – не ситуативной, а научно обоснованной – цели развития, из которой следуют инструменты ее достижения, позитивного результата быть не может по определению.
– В каких изменениях действительно нуждался Советский Союз? И чему нас учит опыт последнего десятилетия существования Советского Союза с точки зрения организации хозяйственной жизни?
– Надо сказать, что «кремлевские старцы» последнего советского времени сделали одну большую глупость: они сочли глупым весь народ.
Поясню. Я начал выезжать за рубеж по служебным делам в конце 1980-х годов. Да, там всё было хорошо и красиво. В общем, поприличней, чем у нас при Горбачеве. Но там, в благополучной Вене, я впервые увидел бездомных с колясками, в которых помещался весь их скудный скарб. Людей, которые в не менее благополучном Лондоне зимой устраивались на ночь спать под мостами в картонных коробках, для которых под Рождество владыка Антоний (Блум) призывал собрать хоть что-нибудь, что дало бы им почувствовать радость Христова Рождения. Людей, которые рылись в мусорных баках в поисках пропитания.
Если бы «старцы» не считали советских людей безголовыми идиотами, они разрешили бы им свободный выезд за границу – не по турпутевкам в сопровождении КГБ, а свободно, просто взяв визу. Мы ведь не идиоты, мы, кроме джинсов и уличных кафе, увидели бы еще кое-что, что дало бы нам понять: туризм с эмиграцией путать не надо. Мы прекрасно понимали, что нам никогда не грозило стать бездомными или безработными. Мы понимали, что нам не надо платить за образование, а образование наше таково, что наши доклады на международных конференциях слушали со вниманием. Мы понимали, что нам не нужно платить в поликлинике или в больнице, что мы за это уже заплатили в виде подоходного налога.
А теперь мы понимаем, что за всё нужно платить, – а где взять? Вот сейчас, в кризис, по опросам, людям уже не хватает денег на еду, доля расходов на эти цели в общих расходах растет, кто-то залезает уже и в накопления, а качество питания ухудшается. А побороться за зарплату никак не возможно, потому что, в отличие от Европы, у нас нет нормальных профсоюзов, которые отвечали бы на запросы трудящихся, а не удовлетворяли бы свои потребности.
В здоровом обществе государство берет на себя функцию социально ориентированного распределения средств
Вот мы говорим о церковной благотворительности, работаем по помощи неимущим и бездомным – но ведь эта помощь сама по себе является показателем нездоровья общества, потому что в здоровом обществе не должно быть социально незащищенных слоев, а задачу обеспечения социальной защиты (включая обеспечение полной занятости населения) берет на себя государство, выполняющее функцию социально ориентированного распределения средств, полученных от населения в качестве налогов. И если Церковь, не имеющая налогового источника доходов, вынуждена брать на себя функцию социальной защиты, выполняя ее за счет добровольных пожертвований (то есть фактически повторного налогообложения населения: ведь налоги государству уже уплачены, и мы вправе ждать, что государство выполнит свои социальные функции, коль скоро именно в этой связи оно и существует), это означает, что государство своих конституционных функций не исполняет, а общество его не контролирует.
Что касается опыта времени «заката и падения СССР». Тогда много говорили о китайской модели – но, к сожалению, никто реально так и не удосужился ни изучить в деталях эту модель, ни обосновать возможность применения ее элементов в условиях советской экономики: одни с вожделением смотрели на Запад, другие – вперед «назад к Ленину», экономика тем временем задыхалась от неэффективной модели управления, а там, где под видом «социалистического рынка» модель управления менялась (первоначально на микроуровне, потом, со складыванием организованных группировок, – уже и уровнем выше), начались процессы первоначального накопления капитала с жестокостью позднего средневековья и раннего Нового времени.
Не было предложено и реальной модели на основе собственного хозяйственного комплекса, с учетом его особенностей: ЦК КПСС, фактически управлявший страной, переписывал «от съезда к съезду» старые догмы, а ученый мир пытался – путем медитаций – открыть в них «новое содержание». Вмешивались и какие-то «неведомые силы»: я хорошо помню, как в одной из рабочих групп на Старой площади готовили проект указа о внешнеэкономической деятельности, горячились и спорили, к ночи сделали наконец и разошлись по домам – а следующим утром прочитали в газете «Правда» текст, где все наши мысли были прописаны «с точностью до наоборот»… Кем? И зачем?
Вывод может быть только один: нужно твердо знать, что именно делаешь и что именно из этого должно получиться
Таким образом, вывод из этого негативного опыта может быть только один: нужно твердо знать, что именно делаешь и что именно из этого должно получиться, причем не сегодня‑завтра («а после нас хоть потоп»; «да ямы и пием, утре бо умрем» – 1 Кор. 15: 32), а на годы вперед. Если говорить об экономике – должна быть сознательно выбранная в качестве цели модель развития с известными характеристиками, определенными научно, а не «от ветра главы своея» (слишком ведь часто у нас руководствуются не экономической реальностью, а собственными представлениями об этой реальности); должны быть определены направления, способы и инструменты достижения поставленной цели, обеспечивающие, помимо прочего, устойчивость национальной экономики к внутренним и внешним стрессам, которые никто не отменял, как бы нам этого ни хотелось; наконец, должны быть нужные люди, которые не рассказывали бы приятные уху сказки, составленные из своих собственных представлений о действительности, но эффективно работали бы именно на эту цель, а не против нее.
А иначе мы будем постоянно сталкиваться с неприятными для себя неожиданностями: то вдруг внезапно выяснится, что нет у нас самообеспеченности продовольствием, то вдруг поймем, что какая-то отрасль у нас развалилась, и в результате ракеты падают, то окажется, что уровень образования понизился до нуля (кстати, по опросам, чуть ли не половина респондентов в связи с отменой школьной астрономии сейчас уверена, что солнце вращается вокруг земли), а то вдруг случится озарение, из коего станет ясно, что мировое сообщество с нами просто заигрывало, как кошка с мышкой: показывали пиаровские фантики от сладких конфеток (вроде пресловутого мифа о «G-8», которая на практике никогда не переставала оставаться «G-7»), а на деле вели старую политику вытеснения конкурента с рынка. И число таких открытий может множиться до бесконечности.
– Какая экономика должна быть в России? К чему мы должны стремиться? Какой потенциал для развития экономики, если можно так сказать, заложен в Православии, его этике?
– Эффективной, то есть обеспечивающей рост произведенного национального дохода и его распределение и перераспределение для достижения целей развития – и не отдельных секторов, отраслей или производств, а всего хозяйственного комплекса страны.
Основанной на научно-техническом прогрессе, без чего мы будем обречены плестись в хвосте мирового развития.
Социально ориентированной, как это и положено экономике «социального государства», которое прописано в нашей Конституции, то есть удовлетворяющей основные законные потребности населения – не некоей части его, а всех граждан, коль скоро мы так полюбили говорить о «гражданском обществе».
Диверсифицированной, то есть настроенной на обеспечение широкого спектра национальных потребностей и различных сфер национальной безопасности.
Интегрированной в мировую экономику не как сырьевой придаток, а как равноправный партнер в складывающемся глобальном разделении труда.
Какое место в этой системе может занять Православие – покажет жизнь. Экономика – явление неконфессиональное. Религиозная этика (а это – единственное и главное, что может предложить вера участникам экономического процесса) начинает работать тогда, когда начинают действовать организационные процессы: в организации производственного процесса и всего, что с ним связано (время отдыха, нетрудоспособности, пенсии и т.д.), а также в организации распределения, обмена и потребления произведенного продукта (в обобщающем смысле). Насколько справедливыми будут эти организационные процессы, насколько нацеленными на указанную апостолом равномерность (см. 2 Кор. 8, 14), насколько подготовленным к этой справедливости окажется человек в процессе образования и воспитания – всё это не просто небезразлично для религиозной этики и ее носителей, но и является открытым полем для влияния.
А дальше всё будет зависеть от того, насколько нам самим, носителям религиозной этики, все эти проблемы небезразличны, насколько мы сами укоренены в Христовом учении, насколько оно для нас – не внешнее и временное (то есть существующее только тогда, когда мы входим из мира в церковные стены для того, чтобы, как сейчас говорят, «удовлетворить свои религиозные потребности»), а внутренне, опытно пережитое и усвоенное, ставшее даже не частью жизни, а самой жизнью, насколько мы сами «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19).
Те, кто – свои Богу, не могут быть абсолютно чуждыми экономической действительности
Посмотрите, как звучит по-гречески это «свои»: οἰκεῖοι (ики́и). Те, кто населяет Божий οἶκος (и́кос), кто – свои Богу, οἰκεῖοι, domestici, домашние Его, те не могут быть абсолютно чуждыми экономической действительности. Они, как члены дома, в силу своих прав и обязанностей непременно участвуют, в свою меру, в его созидании и организации – икономии.
А какого еще участия ждет от нас Хозяин дома, как не свидетельства, не проповеди Евангелия возлюбленного Сына Своего – «не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3: 6), – «даже до края земли» (Деян. 1: 8).
Вот автор пишет: «Общественные деятели,.. вбросившие в общество термин «рыночная экономика» в качестве основной идеи светлого будущего,.. никому не объяснили, о какой именно «рыночной экономике» идет речь. Все думали, что о социально ориентированной, с сохранением тех достижений, которые общество уже имело,.. и с приобретением тех преференций, которые дает рынок...»
Может быть, кто-то так и считал, но я, в ту пору старшеклассник, увы, ждал от рыночной экономики совершенно иного. Как и многие другие, насколько я знаю, в том числе люди существенно старше меня, многое повидавшие на своём веку. Думалось так: вот есть среди нас дураки, есть карьеристы, есть взяточники, есть лодыри. Социализм решил массу проблем, но от таких людей нас не избавил. А вот рыночной экономике эта задача, кажется, вполне по силам: «невидимая рука» имени Адама Смита пролезет в любую щель, лишит всех «плохих» глотка кислорода, ну а всех «хороших», то есть, конечно же, нас, поддержит и облагодетельствует. И ведь как удобно: никого не надо сажать в тюрьму, никого не надо расстреливать — рынок сам сделает всю грязную работу. А на крики «заслуженно утопающих» всегда можно ответить: не мы такие — жизнь такая…
Как вы понимаете и как сейчас очевидно мне, такой взгляд, во-первых, резко расходится с православным пониманием мира и человека, а во-вторых, основан на гордыне. Но в том-то и дело, что за годы Советской власти наше общество, отказавшись от православия, почти полностью утратило способность разбираться в людях и понимать, что движет их поступками. Происходило это постепенно, вместе со сменой поколений. Результаты заметны не только в литературе того периода, но и, например, в случае того же Горбачёва: аппарат ЦК КПСС не обратил внимания ни на постоянную тягу будущего Генсека к реформам, ни на постоянные его неудачи в своих начинаниях...
Так или иначе, всё, что произошло, было неизбежным. Чуть раньше или чуть позже. С Горбачёвым или с кем-то другим. Многие десятилетия до распада страны советская школа выпуск за выпуском отправляла в будущее людей, перед которыми никто никто никогда не ставил вопросы ни о великой тайне жизни, ни о грешной природе каждого из нас, ни о различиях между человеком и машиной... Кстати, и российская школа всё это время продолжает делать то же самое.
А если в добавление ко всему вспомнить, что звучало в советский период по радио и телевидению, то станет понятно: такие вроде бы безобидные песни, как «Вспомните, как много есть людей хороших, их у нас гораздо больше — вспомните про них» из «Карнавальной ночи» или «Не зря я за добрых болею, а зловредных терпеть не могу» сделали для разрушения СССР больше любого из политических деятелей.
Как мне кажется, ложное представление о человеке (а по большому счёту отсутствие целостного понимания места человека в мире) и стало подлинной причиной перестройки.
Дарвинизм только в нашей стране превозносится как гениальное, революционное научное учение. Отечественные коммунисты и ученые советского периода сделали дарвинизм основой диалектеко-материалистического мировоззрения. Во всем мире происходит постепенный отказ от него. Хотя следует признать, что эволюция и естественный отбор присутствуют в живой природе
Сам Ч.Дравин считал свою теорию ошибочной и долго сопротивлялся публикации книги «Происхождение видов…» однако молодежь и научные круги того времени горячо откликнулись на книгу в Великобритании и Франции. Не малую роль здесь сыграла французская революция, и либерализм охвативший после неё Европу середины XIXв.
Чарльз Дарвин любил говорить: «Одним концом цепочка эволюции прикована к престолу Господню, другого конца нет!». Материалисты обычно предпочитают замалчивать такой факт, и вырывать слова Дарвина из контекста.
Согласен с "Печальником Руси" Аксаковым, что процесс разложения нашего Государства начался в 1862 году, после отмены крепостного права.Одним ударом были уничтожены Дворянство и Крестьянство, началось внедрение дарвинизма, как основы атеизма, закончившееся кровавым большевистским переворотом и разгромом Православной Церкви! Очень ёмко об этом сказал американский автопромышленник Генри Форд: "Большевизм суть еврейский Кагал!".
Кагал и выдвинул Горбачева-пустослова. Вместе с гайдарами и чубайсами. Когда народ их не воспринял, был продвинут Ельцин, страдавший грехом винопития. Но Борису Николаевичу хватило ума пойти против кагала и назначить своим преемником Путина. Остальное все знают: кагал, в лице США и марионетки-Европы, по-прежнему старается задушить Россию...
Приход к власти М.С. Горбачева произошел после глубокого политического и управленческого кризиса в Советском союзе. После смерти Брежнева несколько ген.секретараей (вождей) скоропостижно скончалось.
Последним из них был Ю. Андропов.
В конце правления Брежнева погибают Ф. Кулаков, а затем В 1980-м в странной автомобильной катастрофе на сельской дороге погиб П. Машеров.
Их можно было рассматривать, как одних из наиболее вероятных претендентов на роль национального лидера в будущем. Многие современные исследователи сходятся в том, что они были ликвидированы!
Число смертей в руководстве страны за 1976-1982 годы было рекордным. События эти похожи на чей-то кошмарный план…
Затем после смерти Андропова и Черенко в 1985г. к власти приходит Михаил Горбачев. Он становится ген.ском., а затем и первым президентом СССР.
Объявленная им «ПЕРЕСТРОЙКА» стала одним из самых трагичных событий в истории государства Российского. Ее итог потеря территории, людские потери, крах экономики...
Я не знаю сможет ли наша страна оправиться от гибельной «перекройки», но очень хочется верить что сбудутся многочисленные пророчества о православном монархе!!!
Благодарю за ликбез. Удивительно доступно для непрофессионала. Восхищена широтой мысли. Буду очень признательна, если у Вас будет время и Вы для всех нас, пусть кратко, изложите в отдельной статье Ваше личное видение цели-модели развития страны и инструментов ее достижения на перспективу.
Мы- Ваши духовные братья и сестры. Спасибо.
Н.Н.
Вот и вернулись, к тому, с чего начали, все те же мантры...
Отсылаю к моему комменту от 2015-10-19.
Только Вы не ответили, что не так и что плохого в этих "мантрах". И потом, Моисей водил израилетян, а мы - какие-никакие, но всё же христиане... Считаете, что более, чем за 2000лет так ничему и не научились? Простите! Всего Вам доброго, спасибо за диалог и неравнодушие!
"Птице живущей в клетке крылья мешают жить"
Раз вы увели тему в неведомую сторону, отвечу: аналогия не ясна. Если вы обо мне, то я не птица, и даже не танцор. Если о себе - ну что ж... Если еще о ком-то, ответ тот же.
Социальные птицы в клетке не живут, как то: гуси, куры, лебеди, журавли, фламинго и т.д. И когда вся стая полетит зимовать на юг, вовсе не обязательно отрываться от коллектива и лететь прямо на солнце.
Вот и вернулись, к тому, с чего начали, все те же мантры...
Моисей водил евреев 40 лет, а мы ходим только тридцать. Подожду.
"Хотя конечно, если вы о пресловутом ущемлении «прав и свобод личности», то мне сказать больше нечего"
Отвечу:
"Птице живущей в клетке крылья мешают жить"
..."И никому из христиан не позволительно навязывать Божьи заповеди людям насильно, как и требовать с ножом к горлу исполнения добродетелей. Это просто дискредитирует их как христиан. Себя спасите сначала".
А Государственные законы государству позволительно навязывать и требовать их исполнения? Да оно, государство, просто ОБЯЗАНО это делать! А что есть добродетель, а что - зло - воспитывается с младых ногтей, вкладывается в голову детей и молодёжи ТЕМИ самыми законами и нормами морали; учится четко различать, "что такое хорошо и что такое плохо": воровать - плохо, не работать - плохо, врать - плохо, обижать слабых -отвратительно, вступать в половую связь до брака - стыдно, пошло и позорно - и тд и тп. И не допускать на российские каналы познеров и собчачек. Да-да, заменять идеологию потребления и вседозволенности на другую - морально и социально ориентированную на воспитание нравственно и физически здорового НАРОДА. Воспитывать гордость за страну и любовь к ней, не скрывая ничего, что было в нашей истории. (Да, Россия была когда-то не права - НО ЭТО МОЯ СТРАНА!)Что здесь не так или плохо? Мало свободы оставим гомикам, психам, и бездельникам всех мастей? И правильно!А всех недовольных выпустить из страны и даже денег на дорогу дать! В один конец. И обратно не впускать. Простите!
Я очень рада, что есть ещё преподаватели, которым небезразлично духовное и нравственное состояние их студентов. Да поможет вам Господь!
Л.К., а что, лучше принудиловка?
К:
И никому из христиан не позволительно навязывать Божьи заповеди людям насильно, как и требовать с ножом к горлу исполнения добродетелей.
***
Вы путаете насилие и насаждение. Откуда эти крайности в словах? Если не так, то непременно эдак! Римляне поступали мудро, окружая беременных женщин, например, прекрасными вещами, музыкой. Они считали, что так нужно создавать аристократию. (Только я вас умоляю, не скатывайтесь опять к абортам! Здесь не об этом). Насаждение - это когда всё вокруг напоминает о Боге, чести, дружбе, долге и так далее без насилия над человеком. Вершиной этой пирамиды в государстве является закон и идеология, всё остальное спускается вниз по вертикали и закрепляется горизонтальными связями… Хотя конечно, если вы о пресловутом ущемлении «прав и свобод личности», то мне сказать больше нечего.
Мне искренне не понятно как можно самих себя так проклинать? Еще и выплескивать в эфир. Ведь ваши послания читает не только брат, но и враг. Собственно, поливая свое советское прошлое, вы рискуете стать могильщиками РФ. Пример одной бывшей советской республики показывает, что это гораздо проще, чем мы думали. Всё держится на исторической памяти, традициях, обрядовости, если хотите. Убери внешнее - не станет и внутреннего. Оно мутирует под то, что нам предложат взамен.
/Очень много звуков, очень много информационного шума, очень много самостости и маловерия! В комментариях к статье практически нет диалога с автором, нет профессиональных оценок!/
Очень интересно, можно с этого момента поподробнее? Что в вашем понимании есть профессиональная оценка? На обсуждение макроэкономических теорий всегда готова на «равняйсь-смирно!». Например, на мой взгляд специалиста в области экономики, а также государства и права, Вы предлагаете какую-то утопию среди радуг и розовых лошадок на голубых облаках.
Совершенно согласен с написанным в последних Ваших постах.
Это вовсе не тоже самое, сильно отдававшее большевизмом, что вы писали до этого.
Знаете, чем глобально христианство отличается от любых тоталитарных учений? Оно предлагает дорогу, в конце которой свет, идти по которой хоть и трудно, но радостно. И главное - право по ней не идти вовсе.
И никому из христиан не позволительно навязывать Божьи заповеди людям насильно, как и требовать с ножом к горлу исполнения добродетелей. Это просто дискредитирует их как христиан. Себя спасите сначала.
..."И, простите, называть свой народ "плебсом" у христианина язык вряд ли повернется. Это всё наши братья и сестры, именно - ближние".
Только в двух случаях мне люди братья и сёстры: во Христе и по крови. Никогда мне не будут братьями такие, как Познер, Собчак и иже с ними сатанисты, иеговисты, атеисты и пр., коих не перечесть, т. к. имя им - легион. Есть много друзей и товарищей (подруг) вне Христа, но это совсем другое. Например, у меня хорошие отношения с соседями-иеговистами, но они мне не братья!
И даже национальность у людей различная, и только во Христе "нет ни иудея, ни эллина", хотя от человека она не зависит (например, А.Ахматова до 7ми лет не говорила по-русски, но всю жизнь была русской). Простите!
Глеб, а свобода совести не означает веру в Бога. Наоборот, она дает право верить во что угодно, хоть в лукавого. По сути, это узаконенная 'свобода ОТ совести'. Рекомендую по этому поводу почитать Шахова О., статьи есть на сайте.
Л.К., а что, лучше принудиловка? Разве Бог не хочет, чтобы мы приходили к Нему СВОБОДНО, путем осознанного выбора?
В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были Авраам и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни — не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве. Апостол Павел призывает «памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20. 35). Святитель Василий Великий считает вором того, кто не отдает часть своего имущества в качестве жертвенной помощи ближнему. Эту же мысль подчеркивает святой Иоанн Златоуст: «Не уделять из своего имущества есть также похищение». Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним.
И, простите, называть свой народ "плебсом" у христианина язык вряд ли повернется. Это всё наши братья и сестры, именно - ближние. Как, собственно, все люди на земле - потомки одной человеческой пары (Адама и Евы). Господи, прости!
Я очень хорошо понимаю, что мы ничего друг другу не докажем. (На всякий случай: человек я не бедный, живу в престижном районе, всё у меня есть. Слава Богу!).
Во-первых, точно знаю, что люди делятся (грубо) на: 1. тех, кто видит в мозаичном панно только отдельные фрагменты (красные, белые, синие и т.д. кусочки) и не считают нужным или не умеют смотреть с другого расстояния; 2. тех, кто способен разглядеть отдельные фрагменты (глаз, нос, ухо и т.д.), отойдя на какое-то возможное для них расстояние или приподнявшись на цыпочки (зайдя на бугорок); 3. и тех, кто смотрит сверху или издалека и видит всю картину. Как правило, последним мало кто верит и даже стараются всячески опорочить, осмеять, навешать ярлыков и т.д.
А во-вторых, редакция не всегда пропускает мои комменты, где предельно ясно и на пальцах показывается то, как я вижу ситуацию и возможное (на мой взгляд!) её развитие.
Общество советское не было идеальным, но это был НАРОД, а вот сейчас - плебс. Когда-нибудб Вы это признаете. В СССР был хотя бы МОРАЛЬНЫЙ кодекс, на котором воспитывалась молодёжь. Всё равно для неверующих это лучше, чем совсем ничего! А верующие Заповеди и так знали. Простите!
Большинство всегда хочет двух вещей - хлеба и зрелищ и называется "плебс".
Когда появился этот постулат? В период заката дряхлеющей Римской цивилизации. И отражает он состояние очень больного общества. Даже в молодой Римской империи и затем, во время ее расцвета, не было такого слоя населения как плебс. И выражения такого не было. Зачем нужно брать от Запада не лучшее, а худшее?
И вообще, разве это христианское отношение к людям? Как Господь относится к обычным жителям Ниневии? "Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не
умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?" (Иона 4:11).
Где в Евангелии сказано, что благословляется земное (материальное) богатство? Напротив, говорится: раздай имение своё. Говорится, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому спастись. Притча о Лазаре и богаче очень прямая и понятная в Святом Евангелии есть.
И канон ко Святому Причащению нам напоминает: "Не надейся, душе моя, на тленное богатство... вся бо сия не веси кому оставиши..."
Старец Тихон Голенков со Святой Горы Афон (духовник преп. Паисия Святогорца) говорил: "Золото - это кровь бедных людей".
А одному святому старцу было видение рая: люди там сидели вокруг одного общего котла и кормили с ложечки друг друга.
В первых христианских общинах у людей было всё общее, как и сейчас в общежительных монастырях.
Если государство принимает христианские нравственные ценности как часть своей идеологии, то оно неизбежно реализует идею социальной справедливости.
Попытка усидеть на двух стульях (и спастись, и по-земному, материально, преуспеть) обречена на провал. Сказано: нельзя служить Богу и мамоне.
Бедному, чтобы спастись, надо терпеть, благодарить Бога за всё и безропотно нести свой крест.
Богатому, чтобы спастись, надо раздавать.
А какой клевете речь? Вам к примеру не вполне по душе непрогрессивная шкала налогообложения. Возможно я ошибся, простите. Если всё же так, хочу напомнить, что Библия учит платить десятину, без всякой прогрессивной шкалы. Нет никакой дискриминации богатых. Напротив, есть притча о талантах, где успешный инвестор получает большую похвалу, а бездельник- казнь. Пусть притча совсем не про деньги, однако показывает правильное отношение к земной жизни, труду и старанию.
Вы пишите, что богатым надо объяснять правила христианского поведения, призывать их к благотворительности и меценатству.
Простите, но я не знаю бедных благотворителей. А так же не знаю богатых, которые бы кому нибудь не помогали, Церковь ли, больные ли, просто нуждающиеся и т.д. Не худо бы этот ликбез провести среди "ущемленных" слоев населения.
В целом же, обидеть никого не хотел, просто скорбно слышать необольшевистские лозунги в стране, где столько крови пролили эти "борцы за социальную справедливость". В моей семье только убили 9 человек.
Храни Господь!
"Мы предлагаем не отнимать и делить, а ГОСУДАРСТВУ заботится о ВСЕХ гражданах, принимая ЗАКОНЫ, основанные на морали и нравственности, НЕ допускающие ограбления и эксплуатации граждан, чудовищного расслоения общества, защищающие интересы здорового большинства"
Вы мне сначала покажите это "здоровое большинство". Большинство всегда хочет двух вещей - хлеба и зрелищ и называется "плебс". Где государство возмет этот хлеб, плебсу безразлично. Проще всего ограбить богатых издав какой нибудь закон. Можно ограбленных бросать львам, под ликующие крики плебса- будет зрелище. И несытые души будет пылать двойной радостью от унижения того, кому всегда завидовали.
Вы действительно предлагаете не "отнимать и делить", а чтоб в интересах большинства (плебса) это делало государство. В чем разница с личным грабежом?
Только в том, что этот грабеж будет иметь вид законности, а руки и совесть грабителя будут КАК БЫ чисты.
Конечно, все это должно происходить под риторику о социальной справедливости. Возвращаю Вас к 10-й заповеди.
Равенство - это когда все имеют право добиться успеха в честной конкуренции на своей стезе, не боясь расправы проигравших.
Образование наше, и школьное, и вузовское (а я училась на гуманитарном факультете), было "отфильтровано" настолько, чтобы даже пылинка сомнения в том, что "Бога нет", не закралась в детские души. Вы правы, государство создало прочный "идейный купол, не пропускающий никакие тлетворные идеи", главной из который была ВЕРА.
И только в 89 или в 90-м году, когда мои однокурсники начали ездить по выходным в Оптину (таскать кирпичи), я с удивлением узнала о том, что Церковь существует и сегодня. Это было потрясением. Оказывается, самому главному-то нас не учили...
Но нет никакого смысла пытаться навязать христианские ценности обществу, которое в основной своей массе безразлично к Христианству и даже враждебно ему. Ведь и Господь Наш Иисус Христос никому не навязывает Себя, никого не берёт за горло, никого не тащит в Царство Небесное против его воли.
Христианские ценности давно уже "проартикулированы" в самом Евангелии. Но вот сделать так, чтобы они действительно стали ценностями для всего нашего (нецерковного) общества, увы, нереально.
Как я Вас я понимаю. ) Да еще за эту зарплату с головой завалили преподавателей совершенно ненужной печатной работой – ФОСы, то и дело меняющиеся формы рабочих программ (поколения РП - 1,2, 3, 3 ), разного рода отчеты, подсчет баллов, рейтингов и т.д. Тупеешь от такой работы. ) К сожалению, просвета не видно, а только идет нарастание этого безумия. Сейчас еще возьмутся объединять вузы, закрывать факультеты и кафедры, и давно подкосившаяся система высшего образования окончательно рухнет, - что чревато очень серьезными последствиями для нашей страны.
И хорошо что сейчас кризис, есть настоящий шанс сделать рывок вперёд, исправить ошибки прошлых лет и откровенное предательство интересов своей страны и народа.
Нужны волевые решения руководства и будет своё производство чипов, своя операционная система, свои заводы и фабрики с товарами пользующимися спросом на мировом рынке, даже с учётом того, что произведены в наших климатических условиях.
Для этого нужно использовать потенциал народа - сделать высшее образование без оплаты. Можно и дальше интегрироваться в мировую экономику, но какая цена этой интеграции? Уничтожение отраслей и, как следствие, сокращение чмсленности населения страны. Всё взаимосвязано. А если наоборот? Поднятся с колен? Правильно - будет конфликт, рынки заняты, даже внутри своей страны. Место под солнцем и будущее России нужно отстоять. Или нет? Тогда - медленное загнивание, дальнейшее разложение государства, деградация соцаильных институтов и населения.
Поразительно, но внимательно прочитав и задумавшись, мы поймем, что только в Служении лежит Начало объединяющее Всех. Иными словами, служение несет в себе мощный потенциал, объединяющий общество.
Если, мы вдумаемся в прочитанное, мы увидим, что Христианство дарит нам понимание “модели” справедливого социального устройства общества, построенного на Служении. Служение это не работа для себя и на себя. Служение это обязанность перед Богом. Служение, это Долг. Служение это труд, на пользу всех. Доведенная до абсурда, работа на себя разъединяет – Служение объединяет.
P.S. На мой взгляд, нам давным давно пора, четко и ясно проартикулировать, что есть Христианские ценности. И какое они имеют значение в нашей повседневной жизни и в земном устроениии нашего общества. Ибо на мой взгляд: Служение, Равенство, Ответственность, Справедливость, социально-ориентированное общество это те ценности, которые дарует нам Христианство. Придерживаясь, которых в нашей земной жизни, мы приуготовляем себя к ответу перед Господом.
При этом: “Никто не ищи своего, но каждый пользы другого” (Послание Коринфянам гл. 10, 24) и “Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других” (Послание Филиппийцам гл.2, 4).
И все это, есть Служение.
При этом, “никто не должен притязать на то, что выходит за пределы его дарования и призвания”, просто “пусть каждый делает порученное ему дело, и делает так, как того требует указанное ему место”.
Примечательно, что существует также и требование к качеству служения: “в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите” (из того же послания апостола Павла Римлянам гл. 12, 11). По сути, это, требование - работать “не спустя рукава”, и “не за страх, а за совесть”. И распространяется это требование на всех - исключений нет.
И еще: “Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех ….”. (Послание Коринфянам гл. 12, 4 - 11). Поразительно, но внимательно прочитав и задумавшись, мы поймем, что только в Служении лежит Начало объединяющее Всех. Иными словами, служение несет в себе мощный потенциал, объединяющий общество.
Александру Г
"Не призывает нас Господь к построению социально ориентированного общества. Всё Евангелие - вообще МИМО социальной проблематики".
Дорогая, Иоанна АБ мне хотелось бы привести слова апостола Павла: “По данной мне благодати, всякому из Вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие, составляем одно тело Христово, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество – пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение – пребывай в служении; учитель ли – в учении; увещеватель ли – увещевай; раздаватель ли – раздавай в простоте; начальник ли – начальствуй с усердием; благотворитель ли благотвори с радушием.” (Послание Римлянам гл.12, 3 - 8).
Кто-то может сказать, что апостол Павел, говорил о устройстве Церкви. Но если мы внимательно прочитаем и задумаемся над его словами, мы поймем, что это некая “модель” земного устроения общества, основанного на социальной ориентированности и справедливости. Общества, в котором: каждый должен служить на своем месте и плодами труда своего, приносить пользу Всем. Иными словами: хлебопашец должен сеять и собирать хлеб, пекарь должен печь хлеб, учитель должен учить, врач должен исцелять, служащий пребывать в служении, начальник – начальствовать с усердием в интересах всех.
Не призывает нас Господь к построению социально ориентированного общества. Всё Евангелие - вообще МИМО социальной проблематики. Господь призывает нас только к личному СПАСЕНИЮ. А вот для личного спасения и для спасения наших детей сейчас несравнимо более благоприятные условия, чем в Советском Союзе даже брежневского образца.
Мы просто забыли, под каким гнётом жили; вспоминаются только низкие коммунальные платежи и бесплатная медицина.
Другой вопрос: какую позицию Вы пытаетесь отстоять с такой эмоциональностью? Вас задели за живое? Значит, Вы в чем-то неправы?
Не надо искать соринки в чужих глазах, у каждого свой багаж грехов за плечами. И духовные наставники у каждого уже есть. Слава Богу.
"Александр Г., крымчанин, Н.Г. со товарищи, как то странно вы понимаете христианство...
"Отобрать у богатых, взять все и поделить" это, друзья мои большивизм. От большевизма ничего кроме разрухи ( и в головах тоже) быть не может"...
Не передёргивайте! Ваша "заштампованность" поражает.
Мы предлагаем не отнимать и делить, а ГОСУДАРСТВУ заботится о ВСЕХ гражданах, принимая ЗАКОНЫ, основанные на морали и нравственности, НЕ допускающие ограбления и эксплуатации граждан, чудовищного расслоения общества, защищающие интересы здорового большинства, и контролируя исполнение этих самых законов и т.д. Согласитесь, это совсем не то, о чём говорите Вы. Внимательно прочитайте Евангелие от Матфея,гл.20:25 и далее. Так что в чьих головах разруха - большой вопрос! Простите!
"Отобрать у богатых, взять все и поделить" это, друзья мои большивизм. От большевизма ничего кроме разрухи ( и в головах тоже) быть не может. Ничего то вы не поняли.... Учите азы 10-я заповедь Божья "Не возжелай дома ближнего своего, ни жены его ни раба его ......
Разъяснение: В данном случае Библия использует еврейский глагол хамад (жаждать, вожделеть, зариться на что-то). Значение этого слова в данном контексте - страстное желание обладать тем, что имеют другие.
От себя добавлю, что зависть - родная сестра гордости, и то и другое превратило Святого Архангела света Деницу - в сатану. Что уж говорить о странах, народах и людях.
Александр
Но уже провозглашено: строим рынок. Правда, почему-то без прогрессивной шкалы налогообложения (на данный момент).
В этих условиях приходится рассчитывать на сознательность стяжавших значительные материальные ресурсы (а лучше молиться за них, да вразумятся), может, проникнутся христианскими ценностями и добровольно начнут делиться с нуждающимися (в форме благотворительности, меценатства и т.п.).
Богатому трудно спастись, это общеизвестно. Дарить блаженнее нежели принимать. Видимо, как-то эти вещи надо доносить до людей, и на приходах тоже.
При этом, давайте попытаемся ответить на вопрос: а почему так много людей с ностальгией вспоминают СССР? Что это? Воспоминания по ушедшей молодости? Наверное да. Но еще это и сожаление о том обществе социальной справедливости, к которому было максимально близко общественное устроение позднего СССР. Бесплатное образование, бесплатная медицина, щадящие тарифы на коммунальные услуги. Все это было. И это факт. Но, одновременно с этим было и притеснение верующих. И это тоже факт.
Но есть очень простой вопрос, который всеми силами пытаются изгнать из общественного сознания: а вообще возможно построение социально ориентированного общества и государства, в центре которого были бы христианские ценности? На мой взгляд, построение такого общества и государства возможно. И именно это, в том числе, то к чему нас призывает Господь, в нашей земной жизни. И если, мы внимательно почитаем Новый Завет, мы все это увидим.
А касательно, вопроса: является ли современная экономика, наукой? Ответ нет, не является, ибо это по своей сути наукообразное объяснение целесообразности банальной человеческой алчности.
Да, было в СССР много чего хорошего - те же бесплатные медицина и образование. Но если брать в общем и целом, то вот лично я не хотел бы возвращения советских порядков - с тотальной цензурой, засильем одной идеологии, запретом частной собственности, подчинением личности государству. Кстати, то, что происходит в стране в последнее время, очень напоминает как раз попытку вернуть худшее из советских времен.
.." А то что начались материальные трудности, так не хлебом единым...Я безмерно благодарна Богу, потому что в период безденежья и экономической безнадеги Господь меня и многих других привел к Своей Церкви. ВОТ ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ!"
С этим трудно не согласиться.
Самое главное - как поведём себя все мы, такие независимые и свободные, если всё же к власти прорвуться либералы типа Познера (Медведев - это цветочки!), с такими же убеждениями, что выбор Православия было ошибкой, и это мешает России нормально жить и развиваться... Поэтому "эту философию" поддерживать никак нельзя, а надо с ней бороться, т.к подавляющему большинству она не подходит. А все остальные "завоевания" после развала СССР останутся.
Нет-нет, расстреливать не будут, и храмы не закроют, а вот кислород нам, нашим детям и внукам перекроют. Что тогда? Что станет с нашей свободной совестью? Неужели опять будем на строй и власть пенять, что это они не дают нам в Бога веровать?
Поменьше пишите о "социальной помощи церкви" (людям). Вы раздражаете тупиц и лодырей. Работаю в храме, знаю, что кому надо, отцы помогают регулярно. Спаси Бог.
У нас в Крыму есть такие же пустые поля - демократия при украине шагала широко и радостно мертвые села. Если говорят о национальной безопасности, то пусть власти решат продовольственную - восстановят разрушенное хозяйство дотации из бюджета, организуют колхозы, купят технику, активные люди будут работать и деревня постепенно оживёт. Со временем перекрыть кислород чиновникам лоббирующим импорт.
...Интегрированной в мировую экономику не как сырьевой придаток, а как равноправный партнер в складывающемся глобальном разделении труда, - слоабо верю в партнёрскую мировую экономику, да и санкции показали, кто есть на самом деле партнёры. Выход - в самодостатчности во всём. А то не дай Бог заварушка и всё - голод, т.к. карттошку нам Египет везёт, персики (в Крыму!) есть турецкие - вот дичь.
Хорошо, что этот дурдом распался.
Я не согласен про выстрелы из пушки и ружья.
Просто те, кто сейчас у власти, заностальгировали по молодости - вот и повеяло. Сейчас в самой силе те люди, детство и юность которых пришлись на "совок".
Они думают - "сделаем как было и всё будет как надо". Просто у них ещё было сердце чистое и поменьше болячек.
А почему бы тогда монархию и рабовладение не восстановить? Общество пращуров, так сказать. Уж тогда-то точно постабильнее жили. Во всяком случае уверенность в завтрашнем дне была 100%.
Восстановить нравственность надо, семью, патриархальную иерархию общества, Церковь, если мы это сделаем, всё станет на свои места.
Что до СССР, то: если выстрелишь в свое прошлое из ружья, оно выстрелит в тебя из пушки. Думаю, когда рухнул царизм, многие тоже радовались...
..."потребление - это лишь крохотная часть транс-национальной политики".
Да-да, потребление - это то, что лежит на поверхности, полностью согласна.
Глеб:
" Для меня главное в перестройке и в крахе СССР - возможность свободно веровать в Бога! А дальше, хоть камни с неба. Никакие материальные блага для меня не перевесят свободу совести, которой в СССР не было".
Неужели это плоды ЕГЭ? СССР "грохнули" в какам году, помните? А 1000-летие Крещения Руси отмечали на ГОСУДАРСТВЕННОМ уровне в каком году? А покойный владыка Питирим (Нечаев) свою просветительскую и общественную деятельность (Депутат Верховного Совета (как и Патриарх Алексий2), сопредседатель Советского Фонда культуры и т.д.) ни в СССР ли осуществлял?
НИКАКАЯ ВЛАСТЬ И НИКАКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ВЕРОВАТЬ В БОГА НЕ МЕШАЕТ! Карьере - да, и то не всегда, примеров оч. много! Не надо оправдывать свою трусость и желание усидеть на 2-х стульях отсутствием свободы совести у чего-то или кого-то. Если через какое-то время "прижмут" -что, ваша свободная совесть улетучится?!
Простите!
/идеологию, которой нет, нам успешно "впарили" - это потребление. БезУдержное./
Да, да, я так раньше тоже думала! Потом была необходимость изучать глобализацию, и я наткнулась на то, что потребление - это лишь крохотная часть транс-национальной политики. Ведь то, что мы потребляем, относится к легкой (лё-егенькой) промышленности, тяжелая и недродобывающая потребителей мало касается. Соответственно, размах существенно сужается, ибо находясь в рамках конкуренции, не каждое государство может позволить себе финансирование тяжелого машиностроения и станкостроения. То есть промышленность и производство в глобальной системе становится уделом избранных. Естественно, такие отрасли требуют и технологий и подготовленных кадров. Исключить же из клуба избранных довольно просто – через инвестиции. Предприятие настолько сковывается денежно и политически (имеется в виду политика управленца-инвестора), что любое неповиновение карается банкротством.
В плохой мы системе живём… хрупкой. Союз разваливали с 1954 года, и посчитайте какой был запас прочности, если мы упёрлись в тупик только сейчас, когда «партнёры» нас начали откровенно «душить» по всем фронтам. Прошлого не вернешь, но разъяснять надо... чтоб будущее своё не профукать.
Никакой процветающей промышленности (за исключением ВПК, который оттягивал на себя все силы и средства), и тем более сельского хозяйства не было и в помине.
Понравились комментарии Ильи.
Дай Бог сил, терпения, мудрости, здоровья Путину.
Не могу не присоединиться: здоровья, сил, осмотрительности, мудрости и второго президентского срока Владимиру Владимировичу!
Сейчас все силы надо на ВПК и ВКС, и, паралельно, сельское хозяйство поднимать, промышленность возрождать и плановую экономику.. Трудно... Дай Бог сил, терпения, мудрости, здоровья Путину. Помогать ему нужно. Молитвой, и каждому - на своем месте. Помоги, Господи!
Нам сейчас нужно всем миром молиться о здравии Президента России В.В.Путина, о Божией помощи ему. О его соратниках, о его окружении. Сегодня, спустя почти 25 лет после развала страны, о чем можно говорить?
- мне кажется, что вот здесь ошибка. Главное, что Церковь может предложить здесь - система ценностей. А уже из нее следует и структура потребления, и модели поведения, и т.д. Экономика будет работать в зависимости от того, что нужно населению сверх очевидных минимальных жизненных потребностей.
Что же всё только об экономике? Человек ведь, как писал Гоголь, "не материальная скотина, а высокий гражданин Небесного Царства" (цитирую по памяти).
Но все, что осталось людям в такой ситуации - ценности семейного и личного благополучия, в первую очередь измерявшиеся материальным благосостоянием. А с этим на Западе дела обстояли не в пример лучше, и скрыть это от советских жителей никакой возможности не было.
Хуже же всего оказалось то, что понятие о "капитализме" в СССР получали из совковой пропаганды. Которая десятилетиями талдычила, что на Западе человек человеку волк, капиталист за копейку пойдет на любое преступление, чиновники и полиция там продажны насквозь, и т.д. Вот по этим-то рецептам советские люди, воспитанные на книжках про Незнайку на Луне, и начали строить рай земной в своем представлении.
Отец-игумен всю свою теорию строит на ложном ( с моей точки зрения) базисе. А именно, что интересы государства первичны, а личности вторичны. Хотя отец-игумен забывает (видимо), что государство во первых созданная человеком ( не Богом) тварь, а во вторых - что оно фантом, его по сути нет, с ним нельзя поговорить, потрогать.
Интересы твари всегда вторичны! Авраам может принести в жертву сына, сын отца - никогда.
Горбачев строил свою стратегию (не вполне продуманную, конечно) на совершенно ином базисе - праве и желании людей преследовать свои личные цели. На свободе человека и на оставлении государству задуманной и минимальной роли - служебной и координационной. Жалко, что у него не получилось. Действительно, компетентных помощников не было, а врагов - саботажников - пруд пруди. Он не учел главного, бывшие заключенные советского лагеря не смогли быстро научиться жить в условиях свободы. Свобода это же не только права, но и обязанность самому заботиться о себе. А они этого делать не умели!
Спасибо Вам за внимание. По всему, мы одного поля ягодки...
Только я ещё считаю, что идеологию, которой нет, нам успешно "впарили" - это потребление. БезУдержное.
И это называется цивилизованным миром, куда СССР под руководством сначала Горбачева, а потом и Ельцина тащили также, как сейчас Украину в ЕС. Под руководством тех же "консультантов". И сценарий - один в один. И результаты: Развал СССР и Украины. Нам потребовалось более 20лет, чтоб хоть немного придти в себя (и это с нашими-то рессурсами!), а про Украину даже думать страшно.
А настроение и реакцию народа на перестройку оч.хорошо и точно, на мой взгляд, передано у И.Талькова:
/Вот сверкнул надежды луч/Дождалась Россия/Уж отчаялись и ждать/Что греха таить/Мы теперь должны зажить/Честно и красиво/Мы должны зажить счастливо/Правильно зажить. Но/ Стоп! Думаю себе/ Тут опять загвоздка/Кто вчера стоял у трона/ Тот и ныне там.......
Осмысленный, профессиональный разговор об экономике очень полезен. Будем ожидать его продолжения.
Дай Вам Бог мудрости и всяческих благ!
Развалили этот кошмар без мировой войны и слава Богу!
/Вот в том-то и беда, что образование и воспитание у нас сейчас НАПРАВЛЕНО на то, чтобы убедить народ, что социальной справедливости нет и БЫТЬ НЕ МОЖЕТ/
Это принцип капитализма, удивляться тут нечему. Если система управления капиталистическая, то все отрасли будут подчинены ей. Те люди, которые выступают против идеологии, просто не знают, что идеология-то есть, только скрыта под личиной "свободы, гласности и прав человека" и это - чужая идеология. Поэтому снова и снова встает вопрос о собственной идеологии, направленной на интересы государства. А вот из нее и должны исходить такие мировоззренческие посылы как социальная направленность, воспитание и образование, экономика и многие другие.
Спасибо огромное! (Слава Богу, не я одна за социальную справедливость...Игумен Филипп случайно не из кургиняновской секты? Шутка). Вот в том-то и беда, что образование и воспитание у нас сейчас НАПРАВЛЕНО на то, чтобы убедить народ, что социальной справедливости нет и БЫТЬ НЕ МОЖЕТ; а кто с этим не согласен - такииих ярлыков навешают! Можно понять, когда это ПРОПЛАЧЕНО, но когда по доброй воле такое лепят (в т.ч. и православные) - не понятно и даже страшно... Это, пожалуй, хуже, чем "старцы" из Политбюро. Простите!
Помню этапы своих разочарований в «Перестройке»:
- в кооперативах, которые не производили реальной продукции, за что их у нас прозвали «Артель «Напрасный труд»»;
- в фермерах – было не понятно как одна семья сможет вытянуть задачи колхоза-миллионника;
- в роли инвестиций, через которые удобно выкачивались ресурсы из страны…
Но особенно ярко помню разочарование в рыночной модели экономики в 1990-х. Вскормленная марксистской теорией капитала (деньги-товар-деньги’), политэкономией народного хозяйства и теорией межотраслевых балансов, я приступила к изучению иностранных финансовых теорий (деньги-деньги’-деньги’’). И никак они мне не давались. Не понимала я как индексы, основанные на сомнительных формулах – могут быть экономикой целой страны. «А может у них и нет теории?», - пронеслось в голове, - «тогда куда мы идем??».
Слова автора: «А когда нет реальной – не ситуативной, а научно обоснованной – цели развития, из которой следуют инструменты ее достижения, позитивного результата быть не может по определению» нужно выбить в камне золотыми буквами и повесить в каждом учреждении и учебном заведении. Сегодня какова наша цель не дает ответа даже Конституция РФ.