Обновлять свою веру в бессмертие
Но как важно, посещая храм и молясь о том, чтобы Господь избавил нас от бед, болезней и всякого зла, как важно в храме обновлять свою веру в бессмертие. Если мы верим в то, что земной жизнью не кончается наша жизнь, то эта жизнь наполняется особой силой, мужеством, способностью побеждать, способностью свою жизнь полагать за други своя, как учит нас Священное Писание. Но, что самое главное, вера в бессмертие наполняет бесконечным смыслом нашу человеческую жизнь.
Перспектива жизни и смерти ускользает из сознания современных людей
Вот почему не может быть великих свершений, когда человек не верит в бессмертие. Не может быть жизненного оптимизма подлинного, когда он не верит в бессмертие. Не может быть победы над страхом смерти, если не верим в бессмертие.
<…>
В наше время сознание людей от этих самых главных мыслей отводится в сторону путем перенесения жизненных акцентов, ценностей, когда перспектива жизни и смерти как бы ускользает из сознания современных людей, а современная культура уводит эту тему в сторону и, может быть, только ради одного – развлечь человека, увлечь его остротой сюжета – говорит о смерти в наших фильмах и литературных произведениях. А цивилизация развивается так, как будто смерти нет, как будто мы будем жить вечно. Нам предлагают жить богаче и богаче, покупать все больше и больше, тратить все больше и больше. И никаких других целей. Живи весело, богато, если можешь иметь власть, держи и руками, и зубами эту власть, наслаждайся жизнью. И здесь не нужна тогда никакая вера в воскресение, потому что акценты жизненные перенесены в другое место. Но а что же означает тогда такая жизнь, в том числе и перед лицом смерти?
Религиозная вера дает нам ответы на самые важные вопросы: зачем же человек живет? Как нужно относиться к этой жизни? Какие подлинные ценности нужно беречь? Ради чего стоит жить? И Церковь Божия, умело или неумело, по-разному, но исполняя те обязательства, которые она приняла от Самого Спасителя, проповедует людям на протяжении двух тысячелетий великую истину в то, что душа человека бессмертна, а целью жизни является жизнь вечная.
Из слова после всенощного бдения
в Воскресенском войсковом соборе
станицы Старочеркасская Ростовской области
13 октября 2015 года, в канун праздника
Покрова Пресвятой Богородицы
Быть на передовой линии защиты веры и Отечества
Как во времена, связанные с былинным героизмом казаков, их задачей была защита веры и Отечества, так и сегодня перед казаками должна стоять та же задача. В старину она решалась, в первую очередь, силой оружия. И сегодня могут быть обстоятельства, когда Родину надо защищать силой оружия, но чаще всего опасность приходит вне всяких военных действий. Мы знаем, как изнутри подрываются основы веры и Отечества. И где же здесь, в этой невидимой брани, русское казачество? Говоря «русское», я имею в виду не только Российскую Федерацию, но и весь великий Русский мир. Где это казачество? Оно должно быть на страже и должно быть готово защитить и веру, и Отечество – в первую очередь, своим образом жизни, своей верой, воспитанием своих детей, способностью отражать всякие искушения, несущие опасность и для веры, и для Отечества.
Но для того чтобы защищать, нужно знать. Нужно быть верующим православным христианином не только по анкетным данным, но и по убеждениям. Нужно знать основы своей веры, нужно знать историю своего Отечества, любить Родину и знать, почему мы ее любим. Нужно любить казачество, знать его историю и знать, почему казаки любят свое казачье общество. Все это требует от современных казаков не только умения скакать верхом и владеть шашкой, но и знаний, убежденности, способности воздействовать на молодежь, воспитывать ее, в первую очередь, в собственных семьях. Вы должны сегодня, в новых условиях, так же быть на передовой, как на передовой линии защиты веры и Отечества были ваши благочестивые предки.
Из слова к участникам смотра парадных расчетов
казачьих округов и кадетских корпусов
Всевеликого войска Донского
на соборной площади Новочеркасска
14 октября 2015 года
Вера – вот основа жизни казачества
Казак всегда мыслил себя вольным человеком, но понимание свободы в православном казачестве носило глубоко христианский смысл: она воспринималась не как вседозволенность, не «что хочу, то и ворочу», а как добровольное и самоотверженное подчинение казацкой дисциплине, служение Богу, Отечеству, Церкви Христовой.
Хотел бы особо подчеркнуть: определяющей характеристикой казака является именно его внутренний мир, не штаны с лампасами и хромовые сапоги, не шашки и нагайки, не какая-то другая внешняя атрибутика, о чем я уже сказал сегодня после Литургии, но подлинно христианское мировоззрение, христианское понимание своего долга и служения.
Вера – вот основа жизни казачества. Если этого нет, если у казака нет полноценной церковной жизни, если нет участия в Таинствах, ежедневной молитвы, христианского образа жизни, то такой человек лишь ряженый, он носит казачьи одежды, но душою остается далек от того, чтобы называться казаком. Казачество призвано быть авангардом православного воинства, и осознание столь высокой ответственности должно придавать вам силы и мужество, чтобы с достоинством нести свое непростое служение.
Если сравнить процесс возрождения казачества с ростом некоего древа, то благие усилия государства задают здесь, образно говоря, темп роста корневой системы. Между тем, крепостью эта система будет обладать благодаря питательным процессам. Не сами по себе корни питают дерево – они впитывают полезные вещества, передают их, и потому древо живет и развивается. В нашем случае, если казаки постоянно пребывают в единстве с Церковью, тогда они впитывают эти полезные элементы, без которых древо казачьей жизни засохнет и ни на что не будет годиться… Повторяю: Православие – это образ жизни для казака, и по-другому быть не может.
Атаман должен быть воцерковленным человеком
Все слова и рассуждения о Христе будут восприниматься рядовыми казаками как совершенно мертвые фразы, если сам атаман – нечастый гость в храме. Атаман должен быть примером для казачьей общины, являя образец подлинно христианской жизни. А если у кого-то из атаманов нет понимания этого, сложите с себя обязанности. Казак, а тем более атаман должен быть воцерковленным человеком, духовным лидером своей казачьей общины.
Из слова к участникам V Всемирного конгресса казаков
«Казачество: единство, Церковь, Родина»
14 октября 2015 года