Давайте посмотрим правде в глаза и признаемся: многие посещают огласительные беседы «для галочки», чтобы формально отбыть положенное время, получить соответствующую бумагу и покрестить наконец своего ребенка. А если есть возможность, то и вообще стараются найти такой храм, где оглашения не требуют. Священники сетуют, что вот, народ-де ленивый, не хочет знать свою веру, а некоторые как о какой-то особой своей заслуге говорят: «Мы месяцами не наполняем нашу купель».
Между тем проблема оглашения, как я думаю, более глубокая, чем кажется на первый взгляд. Очень легко и просто обвинить людей, не желающих слушать огласительные наставления, в том, что они равнодушны к получению знаний о вере. И потом с чувством выполненного долга смотреть, как эти люди уходят из Церкви. Ну как же, они же сами виноваты! Не хотят, им не интересно.
А ведь, возможно, они не хотят слушать оглашение не потому, что равнодушны ко Христу или им ничего не хочется знать о нашей вере. Причина-то может быть и другой. Возможно, они не увидели Живого Христа в нас, в нашей жизни. Ведь если человек ходит в храм или служит в храме в чине священника, говорит о Боге, это еще совсем не означает, что он служит Богу. Читать молитвы по Служебнику, возглашать нечто с амвона и служить Богу в духе и истине всё же не одно и то же. И чаще всего мы сами изгоняем людей из храма своим морализаторством и фарисейством, подчас даже не понимая, что же происходит на самом деле, и думая, что мы выполняем свой долг.
Странно и весьма больно осознавать то, что Христа некогда предали на распятие люди, которые по внешнему образу жизни казались более всего приближенными к Богу. Почему-то это проходит мимо внимания многих. Кто больше всего знал Закон Божий и исполнял букву Закона? Книжники и фарисеи. Они посещали храм, постились, молились, давали десятину. Образец воцерковленности, не так ли? Чего еще надо-то? И вот эти-то люди восстали против Воплотившегося Бога и потребовали распять Его. А знали ли они Бога на самом деле? Или всё ограничивалось лишь внешним исполнением правил?
Многие священники говорят будущим восприемникам: «Собрались быть крестными – будьте христианами: каждый воскресный день – в храм на всё богослужение как минимум; регулярная исповедь и причастие; молитва дома; пост и т.д. и т.п.» И всё касается только внешнего исполнения правил.
О, сколько нас таких, которые и каждый воскресный день в храме проводят, и молитвы читают, и постятся, некоторые даже в священнических одеждах по алтарю ходят и что-то оттуда возглашают, а на деле весьма далеко отстоят от Христа и даже, возможно, никогда и не знали Его!
Внешние моменты отнюдь не показатель духовности. Они не могут нам сказать о том, что на сердце у людей. Это может знать только Бог и более никто. Он смотрит в самую глубину души. А нам Он сказал: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16).
Крестить надо по вере.
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16).
Крестить надо по вере. А как это – веровать?
А как это – веровать? Это очень важный и глубокий вопрос. Ответить на него в полной мере нельзя. Господь нам приводит примеры в Евангелии. Вот пришел к Нему сотник с просьбой исцелить своего слугу. И что же он говорит Господу? «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». И «услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8: 8, 10).
А кто такой сотник? По мнению фарисеев, презренный язычник да еще и римский воин, оккупант. А как Господь вознес его веру! Знал ли сотник Писание и Закон? Мы не можем сказать точно. В Евангелии не говорится об этом. А Христос его об этом и не спрашивал. Но сказал, что такие, как этот сотник, придут в Царство Христово: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». А о «правильных», знающих Закон фарисеях сказано: «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8: 11, 12).
Женщина-хананеянка, просившая об исцелении своей бесноватой дочери, знала ли закон? Вряд ли. А «Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя». Знание закона и вера – не одно и то же. А мы подчас смешиваем эти понятия.
Вот приходят люди окрестить ребенка, чтобы он не болел, а мы им: «Вы закона не знаете, потому недостойны крещения. А крестить дитя, чтобы не болело, – суеверие». Не похоже ли такое на это: «Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» (Ин. 9: 34)?
Когда сотник просил Господа исцелить своего слугу, что это было: суеверие или упование на всемогущество и милосердие Божие?
А как же тогда сотник пришел просить у Господа исцеления для своего слуги? Что это было? Суеверие или упование на всемогущество и милосердие Божие?
Может быть, нам надо больше думать не столько о букве Закона, сколько о том, как в том или ином случае поступил бы Христос? А Он всегда поступал по Любви, потому что основой Закона является Любовь. Вот это самое главное.
И никакие катехизаторские лекции не будут иметь успеха, если мы не покажем людям эту Любовь.
И здесь возникает весьма важная проблема: при честном и внимательном рассмотрении самих себя мы видим, к своему ужасу, что этой истинной Любви нет в нас, и ее нет ни в ком.
Что же делать? Прежде всего, нужно быть честными перед собой, признаться самим себе, что в нас нет настоящей любви. Мы не умеем любить. И искать Того, Кто умеет. К Нему прибегать, у Него просить. А любить по-настоящему может только Бог. Как нас назидает апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20).
И когда в нас будет жить Христос, только тогда люди увидят в нас то самое важное и драгоценное, ради чего можно будет изменить свою жизнь. Если мы сможем им помочь встретиться с Господом, тогда они пойдут за Христом. А чтобы в нас жил Христос, нужно всегда сораспинаться Ему. Как апостол Павел говорит: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу» (Гал. 2: 19).
Христос никого не прогонял от Себя. Даже к Иуде-предателю Он относился с Любовью
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). И нести эти бремена надо до самой смерти. Ведь если мы присмотримся, как Христос поступал с людьми, то увидим, что Он никого не прогонял от Себя. Даже к Иуде-предателю Он до самого конца относился с Любовью. Когда Иуда пришел в Гефсиманский сад предать Христа, Господь сказал ему: «Друг, для чего ты пришел?» Сколько любви в этих словах! Иисус не осуждает, не говорит, что вот какой ты негодяй-предатель, а смиренно вопрошает, при этом называя предателя другом: «Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Меня?» Это был призыв к покаянию.
Если даже Иуду, о котором всё было известно заранее, Христос не прогоняет от Себя, но проявляет к нему великую любовь, то почему мы можем позволить себе прогонять людей, приходящих в храм?
Они не к нам приходят туда, не для того, чтобы услышать наш суд о них, – они приходят к Богу, их туда приводит Сам Господь. И если даже в большинстве случаев они не могут выразить то, что они переживают, и еще ничего не знают о жизни Церкви, то это не означает, что у них нет веры. И когда их спрашивают, почему они пришли креститься, они зачастую просто не знают тех слов, которыми можно выразить их внутренние переживания. Причем эти переживания бывают настолько глубоко личными и сокровенными, что и поделиться ими подчас бывает страшно. Особенно когда холодным менторским тоном их начинают поучать и расспрашивать об этом.
Господь как сказал? «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Он же не говорил: кто знает Закон, спасен будет. Для крещения нужна вера.
Приход человека к Богу – это всегда тайна, ведомая только этому человеку и Богу.
Я вспоминаю, как я пришел к Нему. Когда я осознал, что есть Бог и что жить нужно с Ним, я был очень счастлив, но никому не смел об этом говорить. Это было настолько сокровенным, что я не дерзал никому открыть эту тайну. И молился я так, чтобы никто ни в коем случае не увидел этого. Я так делал совсем не потому, что стыдился своей веры, нет. А потому, что обретенная вера виделась мне такой драгоценностью, таким сокровищем, которое показывать никому нельзя. И, в общем, это так и есть. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Тогда, при советской власти, когда всё мое окружение было безбожным и даже родители не сразу бы поняли меня, я молчал и никому не говорил о своей вере. Но надо было креститься. Я сказал родителям, что хочу креститься. Они были удивлены и, конечно, задали вопрос: зачем? А что я мог сказать, как объяснить? Ничего толкового сказать не мог, поэтому отделался словами, что вы все крещенные и я тоже хочу таким быть. И я очень рад, что в то время (а это был 1981 год) в храмах не проводились никакие огласительные беседы. Особенно в том виде, как они проводятся сейчас в некоторых местах, – формально и неинтересно. Я знаю, о чем я говорю. И говорю я не обо всех храмах, конечно.
Я хранил тогда в себе эту великую радость как малый росток, который хозяин закрывает от животных, чтобы они не погубили его.
Часто можно слышать от священников, что мы несем ответственность за людей и ответим перед Богом за то, что допустим к Таинству кого-либо недостойного. Да, конечно, ответим, если с нашего согласия и по нашей вине кто-то будет глумиться над нашей верой. Но больше всего мы ответим за то, что отогнали кого-то от Церкви Божией, за то, что соблазнили многих и не показали людям Христа. И как мы сможем дать ответ перед Богом хотя бы за себя?
Нас, священников, подстерегает одно искушение: подчас мы думаем о себе, что мы распорядители Таинств
Здесь нас подстерегает одно незаметное на первый взгляд искушение. Если мы считаем, что мы несем ответственность перед Богом, то подчас мы думаем о себе, что мы есть распорядители Таинств, что мы хозяева положения, мы решаем, кого можно допустить, а кого нельзя. Но это не так, не мы несем ответственность. Ее взял на Себя Сам Христос, когда пришел на землю, распялся за нас и дал нам Свои Пречистые Плоть и Кровь. Он принес в дар Себя всему недостойному человечеству, Он поверил в нас. И достойных среди нас нет ни одного. А священники – это Его служители, которые должны людей привести к Господу, привести через сораспятие Ему.
Как на иконе Пастырь добрый несет заблудшую овцу на Своих плечах, вот так мы должны на себе принести своих пасомых ко Христу. Они приходят в храм со своими немощами, неумело, они порой вообще ничего не понимают, но нам, пастырям, их надо взять на свои плечи и нести ко Христу, не прогоняя их, не обвиняя, а исцеляя их Любовью Христа. Вот этот труд пастырей, как я думаю, и есть сораспятие Христу, потому что это тяжело, пасомые бывают упрямы, ничего не знают, норовят убежать и т.п. Но мы должны их нести. И любить их.
У меня был один, можно сказать, вопиющий случай. Ко мне обратился один мой хороший знакомый и попросил совершить заочно чин погребения его отца. При разговоре выяснилось, что отец его большую часть жизни был атеистом, но перед смертью долго болел и к радости своих детей пришел к вере, он слушал какие-то христианские радиопередачи, что-то читал о вере и очень захотел креститься и причаститься. Дети пригласили домой священника, так как их отец сам в храм прийти не мог.
Священник стал расспрашивать этого человека, задавал ему вопросы о том, что он знает о вере, а что нет. Спросил, какие он знает молитвы. А тот человек какую-то молитву не знал и не мог ее прочитать, и тогда священник вынес вердикт: «Вот когда выучите, тогда и покрестим». И ушел, не совершив Таинства.
Случилось так, что отец моего знакомого на следующий день умер, так и не приняв Таинства Крещения. Его дети обратились в храм, рассказали обо всем, попросили отслужить чин погребения, но им отказали. Формально, по букве Устава, как бы всё правильно. Некрещенных отпевать нельзя; крестить тоже нельзя, если человек не прошел оглашения. Умирающим тот человек вроде бы еще не выглядел, хотя был очень болен.
Этим случаем священник оттолкнул от своего прихода (хорошо, что не от Церкви) целую семью. Для них самой великой печалью было то, что их отец под конец жизни захотел креститься и ему в церкви отказали и он умер некрещенным. Своим холодным формализмом священник навсегда лишил человека Таинства Крещения. Это показательный случай. А сколько таких, когда, видя подобный фарисейский подход, люди уходят из храмов. Вот за эти случаи с нас, священников, больше всего взыщет Господь! А не за то, что мы кого-то окрестим, а он не знает какой-то молитвы. От нас в большой степени зависит, узнает он ее потом или нет.
Если человек почувствует, что ему рады в храме, он снова и снова будет стремиться туда прийти
На одном из форумов «Правмира» как-то прочитал слова одного священника (не буду называть его имени), который, рассуждая о подготовке к крещению, высказался так: «С готовящимся ко крещению взрослым другой разговор, чем с шоблой, которая принесла младенца». При таком отношении к людям у нас не получится привести их ко Христу. Так мы только оттолкнем их. Если пришедших в храм мы будем считать шоблой, а не детьми, за которых распялся Христос, то мы будем врагами Божиими. За них Христос взошел на Крест, претерпел страдания, пролил Свою Пречистую Кровь. А мы позволяем себе с таким пренебрежением называть их шоблой. И как же мы ошибаемся, когда думаем, что люди не видят и не понимают нашего пренебрежения. Сердце не обманешь. Когда человек чувствует, что ему рады в храме, не потому, что он деньги принес, а по-настоящему рады, как сонаследнику Царства Христова, как носителю образа Божиего, то он снова и снова будет стремиться туда прийти. Может быть, вначале и не так часто, но если мы посеем в нем доброе зерно благодати, то в свое время оно принесет плод.
Вот это должно быть основой оглашения. И как нам этого сейчас не хватает! Так много образованных, много успешных, но так мало тех, кто живет со Христом.
Спаси Вас Господи!
Прочитал статью, прочитал комментарии. А вот этого стиха из Писания так и не прозвучало. А ведь это очень важный и чуть ли не главный момент для жизни во Христе: "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия."
(Иоан.3:3)
О рождении свыше вообще почему-то не говорят, а без этого невозможно даже увидеть Царствия Божия. Можно быть и крещёным, и в храм ходить, и исповедоваться, и даже причащаться, но не иметь рождения свыше. Советую всем найти проповедь о рождении свыше протоиерея Геннадия Фаста.
Спаси Христос.
Я автор статьи. Благодарю всех за отзывы.
Считаю нужным пояснить некоторые моменты.
Здесь некоторые ошиблись с авторством. Я протоиерей Андрей Ткаченко, а не Андрей Ткачев. Мы разные люди и не знакомы друг с другом. И я не в Москве служу, а в Ставропольской епархии.
Далее. Некоторые читатели поняли меня так, что я против огласительных бесед. Но это не так. Я ничего не имею против катехизации и огласительных бесед. Но считаю, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы формат этих бесед сводился к обычному формальному отбыванию людей на беседах. Это должна быть проповедь Живого Христа.
Все остальное в статье.
С уважением ко всем читателям,
протоиерей Андрей Ткаченко
И Господь, назирая жизнь нашу, видит, полезно ли нам продление жизни, во благо ли мы иждиваем дни свои, есть ли еще надежда на покаяние.
Относительно же последнего несчастного случая с несостоявшимся Крещением вспомним, как сказано в «Слове огласительном » святителя Иоанна Златоуста, Господь «и дела приемлет, и намерение целует», то есть Он с радостью принимает просто даже направленность человеческой души ко спасению, желание спастись — и это уже очень много для Бога. А еще преподобный старец Лаврентий Черниговский о таких вот случаях говорил: "За нерадивых священников служат Ангелы". Будем надеяться, что любящий нас Господь и в этом случае все управил ко спасению этого человека.
"Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним ...
Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий".
Вот как-то не спрашивал, выучил ли какую молитву или нет, собирал овец, благовествовал, наставлял, а не овцы бегали в поисках пастыря и наставлений. Простите.
Конечно, без любви никуда. Не воспринимает человеческое сердце фарисейства, рано или поздно любой человек почувствует ложь, если нет любви и искренности в словах и действиях, обращенных к нему. Это что касается грубого обращения в храмах. Такое встречается, особенно в провинции, где не распространена культура общения. Не должен священник отталкивать людей от церкви.
Вероятно, в случае крещения, важно соблюдать баланс между строгостью и любовью. Конечно, подготавливать людей нужно.
Не только крещаемые нуждаются в оглашении и просвещении, но и уже крестившиеся. Знания лишними не бывают, на протяжении всей жизни человек возрастает в вере. К сожалению, мало где существуют при храмах воскресные школы и лектории именно для взрослых.
"Напомню еще раз, как и в прошлом году, что по решению Священного Синода, одобренному Архиерейским Собором 2013 года, огласительные беседы следует проводить не только с теми взрослыми, кто желает креститься, но и с будущими крестными и с родителями детей, которых готовят к принятию Святого Крещения.
Да, к сожалению, всегда будет некоторое число недовольных этими «сложностями» и даже тех, кто будут говорить, как недавно поделился катехизатор одного храма на своей странице в социальной сети: «Таинства?… Заповеди?… Нам этого ничего не надо, мы хотели просто креститься! Ну, раз верить в Бога так тяжело, мы, наверное, откажемся».
Что же, в таких случаях надо молиться о том, чтобы Господь привел этих людей к Себе иными, вйдомыми Ему путями. Но такие реакции — отнюдь не повод отказываться от огласительной работы, со ссылкой на то, что, дескать, мы покрестим, а там само собой все образуется, душа «сама» будет тянуться к Богу."
1. Испытать веру и решимость желающего креститься человека. Если ему не интересно познакомиться с Православием, будет – ли он жить его идеалами? Если нет желания посетить несколько огласительных бесед, сохранит – ли он верность Христу на всю жизнь?
2. Познакомить с основными вероучительными истинами Православия. Ведь Крещение – Таинство, предназначенное для введения человека в Церковь. И логично при этом будет узнать: а чему – же эта Церковь учит?
3. Помочь желающему принять Крещение выработать правильные к тому мотивы (о неправильных коротко было сказано выше).
4. Создать благоприятные условия для получения человеком личного опыта Встречи с Богом. С этой целью оглашаемым предлагается в ходе подготовки регулярно посещать богослужения в храме.»
«… Крестят своих детей и крестятся по самым диким и ни какого отношения к Христианству не имеющим мотивам: по традиции, для здоровья (что – бы после Крещения лечиться у экстрасенсов), на удачу, для защиты от порчей и сглазов, что – бы благополучно жениться или выйти замуж (разрушить так называемый, венец безбрачия), что – бы взять себе новое имя (есть такое суеверие, что от правильно выбранного имени, яко – бы, зависит счастливая или несчастливая судьба). Поэтому, вполне естественно, что Церковь, обеспокоенная такими тенденциями, пытается остановить профанацию великого христианского Таинства. Напомню случай из истории Христианства, имеющий к затронутой нами теме самое непосредственное отношение. В первые века существования Церкви в городе Александрии произошла эпидемия и многие от нее умирали. И тогда люди, не планировавшие креститься, язычники, опасаясь смерти, спешно принимали крещение, но умирали и они. И так продолжалось до тех пор, пока епископу Александрии было видение, в котором Господь сказал ему: «Зачем вы посылаете Мне пустые мешки?» То есть, Крещение, принимаемое без любви к Богу, не приводящее человека к жизни по Евангелию, к общению с Церковью, это - «пустой мешок». Вот эти «пустые мешки» и посылаем часто мы, священники, Богу. …»
Название статьи указывает на первоочередную мотивацию при оглашении – любовь. И каждый случай прихода человека к Святому Крещению индивидуален и уникален, и с позиций любви и нужно делать вывод о необходимости крещения людей, уклоняющихся от огласительных бесед. Очень тонкая грань, и любовь подсказывает, что в первую очередь нужно быть действительно хорошим, а не «хорошеньким».
Если человек пришел креститься, почувствовав некий внутренний зов, можно ли вмешиваться в эту тайну? Принудительной катехизацией, которая через людей осуществляется, а значит, несовершенна?
Если человек пришёл крестить детей, потому что "так надо", а сам невоцерковлен, значит, он крестит своих детей по вере своих ближних, которые точно знают, что так надо и знают, почему.
"Господь намерение целует" (свт. Иоанн Златоуст), а нам, получается, одного намерения мало. Мы, выходит, больше Господа знаем, кого допускать, а кого нет. То есть берёмся судить о чужом достоинстве или недостоинстве.
И, конечно, бывают случаи, когда с Крещением медлить нельзя, понимает человек что-то в догматике или нет. Например, умирает человек. Или погибает в грехе, а сам не может выбраться: нужны благодатные силы, одних слов мало, и нельзя терять время, чтобы помочь. Или отправляется в армию, на войну...
Оглашение должно проводиться с учетом ситуации, требует индивидуального подхода и в ряде случаев может быть сведено к минимуму. А при желании оглашаемого - может растянуться надолго, на несколько лет даже. Но без принуждения, без директивы.
Крещение в любом случае не пройдет даром. Ибо это не человеческое, а Божие действие. О котором не нам, грешным, судить.
Простите.
Не факт, что человек на оглашении что-то услышит, хотя попытка не помешает. Глупо и не правильно требовать спецподготовки от человека желающего родиться во Христе. Он может и молитв не знать, но интуитивно любить Бога и верить сильнее тысячи крещеных. А говорить о том, что на душе никто не станет, рано еще говорить. Зачем то он пришел?
Господь при Святом Крещении может селиться в сердце крещаемого и меняет его в секунду (так было со мной) не спрашивая его, согласно Собственного Промысла. Не забывайте, это - Таинство, не вашего ума дело, зачем Господь привел человека к Крещению и куда Он его поведет.
Хорошая статья и много плохих и злых комментариев. Что с людьми? Покрестили благоразумного разбойника, ни его ни зрителей не спросили, а он только и знал, что "Помяни мя Господи во Царствии Твоем!" Спастись не помешало.
Меня крестили дома,в 15 лет, без моего согласия. Священник пришел и даже слова не сказал о Христе. Крестили маму, брата и меня. Я тут же сняла крест. Два года жила без Бога. А потом произошли события, которые резко развернули меня к Спасителю, к храму. И начался мой путь воцерковления - долгий и трудный. Но я убеждена, что Таинство Крещения спасло меня от погибели, и мой Ангел Хранитель привел душу к покаянию.
У каждого свои времена и сроки. Надо просто с уважением относиться к чужому пути.
http://www.pravoslavie.ru/put/59834.htm
Кажется, Крещение без оглашения, исходящее исключительно из любви, несет в себе опасность потворства духовной и душевной лени человеческой. Об этом я говорю с уверенностью, поскольку был крещен во младенчестве, а воцерковился уже во взрослом возрасте, ничего не зная о вере и не понимая ни духа, ни буквы Православия; из-за этого незнания и нежелания что-либо знать я допустил и до сих пор допускаю множество серьезных духовных ошибок (возможно, и то, что я сейчас пишу, также ошибочно).
В конце концов, про любую составляющую нашей уставной, "внешней" христианской жизни, будь то посты, молитвенные правила, огласительные беседы -- все, что угодно! -- можно сказать, что она является не более чем формализмом и фарисейством, а потому нужно этому предпочесть любовь, под которой нередко подразумевается нечто весьма сходное с попустительством.
Простите, отец Андрей.
Я как священник устал крестить дзен-буддистов, которые и после крещения остаются дзен-буддистами, поэтому я за серьезный подход и не разделяю розового христианства, которое пытается явить о. Андрей.
Как же трудно и страшно быть пастырем!
...«Если человек почувствует, что ему рады в храме, он снова и снова будет стремиться туда прийти"...
- Ох, не знаю... Помню, первые несколько лет я в храме вообще ничего не замечала, а только с большим уважением взирала на стоящих там людей и думала, какие они все хорошие и обязательно спасутся, не то, что я. И целый год выбирала духовника, который не по головке меня бы гладил, а строгого, способного отругать так, чтоб мне стыдно было во второй раз подходить к нему с теми же грехами. И почему меня кто-то должен любить, если я сама никого не люблю?
Может и замуж выходить без т.н.конфетно-букетного периода,без желания получше узнать избранника? А то вдруг не понравится что-то и передумаешь замуж выходить? А так утром познакомились,а в обед по венчались! А любовь придёт в процессе, с каждым днём всё больше и больше!
Христос повелел - И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:15-16)
Люди не слышали Евангелия, во что крестить? В его "личного бога"? А священник вместо Евангелия и Христа - требу. И все довольны, попу деньги и благодарность за " человеческое" отношение и не формализм, пришедшие окрестили младенца, можно забыть о Христе и церкви,ещё на многие годы, или пока питух жареный не клюнет... Зачем тогда поп нужен? Чтобы требы исправлять? Да быть "классным" батьком? Или ещё обязан Слово Божие нести? Проблем полно с соглашением, но оно нужно, и нужно неформальное.
Тот, кто хочет узнать, узнает и тогда, когда не встретит нежного приема на приходе. А кто не хочет и так легко поворачивается и уходит, чтобы никогда не вернуться... Значит, ему ещё не время.
Православие либерализовалось до точки, нельзя усугублять и без того грустную ситуацию. Да, христианам не хватает любви. Но это проблема всеобщего охлаждения в вере и к огласительным беседам она имеет лишь косвенное отношение. Беседы нужны, хотя бы для того, чтобы прекратить языческие верования на тему Православия и дать человеку ответ на главный вопрос - нужен ли ему Христос.
Человек, когда приходит впервые в храм, очень чувствителен именно к этому духу любви: есть ли он здесь? Если есть - он со временем всё сделает: и молитвы выучит, и постоянным прихожанином станет, и храм отреставрирует, если небедный...
Но вот если нет, если пришёл к Богу, а попал как будто в какое-то учреждение - всё, этот человек больше не придёт. В лучшем случае долго не придёт. Иногда, как ни горько, - никогда...
Так же нерассудительно церковному человеку брать на себя перед Богом обеты воспитывать в христианской вере младенца, родители которого не только вне Церкви, но и не собираются воцерковляться, прививать своё чадо ко Христу-Спасителю." (http://azbyka.ru/m-obyazannosti-krestnyx-i-molitvy-za-krestnikov.shtml)
2. Не обманывайтесь! Если люди не хотят идти на огласительную беседу - они не думают о Боге, как Смысле жизни, для них таинство крещения на данный момент - лишь формальность!
3. Господь Бог каждому человеку дал свободу выбора! Мы знаем, что жизнь - борьба с самим собой, со своими помыслами! Уговорами к вере Истинной никого не приведёшь.
4. Остаётся молиться! Господь милостив, Сам приводит к вере тех, кто открывает дверь сердца на Его стук!
Т.е. богословски тут вопрос один: допустимо ли среди крещаемых и крёстных такое богословское мнение, что вся внешняя церковность является НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЙ? Вообще, если я пренебрегаю внешней стороной жизни Церкви: не посещаю службы и не пощусь - то это требует покаяния-изменения, или это просто в жизни у меня такой период, когда мне нужно, может быть, принимать другие "духовные лекарства", а молитвословия на славянском, стояние на службах, исключение творога и сала в ср и пт - это м.б. просто я могу отложить до лучших времён? Или всё-таки в храме я не просто стою как пень, а Богу молюсь и получаю душе моей крепость и утешение, а священник голову мою бедную м.б. не просто эпитрахилью сонно накрывает, а совершает Таинство!
У крещения очень много общего с получением водительских прав. Пришел ученик в хорошую автошколу, к классному водителю, увидел как он водит профессионально авто и попросил права и ему тут же их выдали (без практики, без экзамена) и сказали, приезжай к нам 1 раз в неделю, ждем. А он попросил еще выдать права своим близким, и сказал, что он им передаст ваши пожелания и им тоже наверняка понравится, как вы водите авто. Результат такой выдачи прав примерно понятен, одна надежда на Бога, что Он и права не всем выдает и учит езде.
Это я к тому, что крестины - событие сакральное. Как Причастие творит невидимую работу в человеке, так и крестины, и соборование, и венчание - вообще, все Таинства. Поэтому - по моему скромному мнению - крестить уклоняющихся от огласительных бесед нужно в первую очередь. Глядишь, через год-другой начнут прозревать их мысленные очи - именно благодаря свершившемуся над ними Таинству. А ставить благоприобретённое мировоззрение отдельного человека выше Таинства - это, извините за резкость, всё равно что отвергать благодать.
Я крестилась, слава Богу, без бесед. Иначе я после 2-3 уже передумала креститься бы. Зачем? Я ведь жила как-то без этого раньше. Господь это предвидел и отправил меня туда, где нет этих бесед. А беседы я потом прошла, перед Таинством Причащения. И вот знаете, друзья, после того, как я покрестилась, необыкновенная сила меня вытолкнула из бездны на поверхность. Не знаю, как словами описать благодарность, которую испытываю к Господу за то, что Он принял меня... И никакие беседы мне бы этого не дали.
А на беседах нам рассказывали, что нужно Бога призывать, когда борщ варишь и скачать приложение какое-то про воздушные мытарства. Игра мол такая есть...
Беседы ведь тоже люди ведут и оглашают они со своей жизненной позиции и своего опыта... А к Богу можно всю жизнь идти... Крещение же - это только начало этого пути. И правильно батюшка в статье сказал, что Тайна эта только самому человеку доступна и Богу...
Вот такие вот мысли у меня на этот счет.
Не раз приходилось общаться с людьми, которые не захотели двигаться дальше сквозь фарисейскую завесу.
Слова "глупым здесь не место" интереса не прибавляют.
Не "дипломы" надо проверять о прослушанных курсах (так мы до продажи в метро таких удостоверений дойти сможем), а именно показать всю красоту православной Веры, которая неизбежно вдохновит стремящегося к Богу человека в том числе и на изучение Священного Писания.
Слава Богу за всё!
раб Божий иоанн
и если Вы, как священник имеете любовь к человеку, имейте и рассуждение, что лучше человеку креститься ничего не ведая о вере и без желания узнать, уйти на следующий день после выгонки беса из сердца, обрести семь злейших? и тем самым дав поистине великий подарок бесам - воина христова (новорожденного) не знающего как защищаться и, что он на войне - отправляете его в погибель....
Очень ждем новых встреч с Вами на сайте Православие.ру.