Как священник переживает исповедь убийцы? Почему одна из его главных задач — научить не мстить? Чем могут помочь заключенным волонтеры? Почему стены «Бутырки» — «намоленные»? Что помогает тюремному священнику нести свое служение? О жизни тюремного прихода и духовном окормлении заключенных мы поговорили со старшим священником храма Покрова Пресвятой Богородицы в бутырском изоляторе протоиереем Константином Кобелевым.
Основное помещение храма закрыто на ремонт, но служба все равно совершается ради престольного праздника Покрова Божьей матери — пусть и в пономарке, подсобном помещении при алтаре, где не так много места.
— Мы совершаем службы три раза в неделю, — рассказывает старший священник в храме Покрова Пресвятой Богородицы в бутырском изоляторе, протоиерей Константин Кобелев. — За последние 12 месяцев мы провели 143 Литургии, и на них было более 1600 заключенных.
— На службы приводят заключенных, но так как заключенных много, и не все могут прийти одновременно, их приводят отдельными группами. А также, уже самостоятельно, сюда приходят осужденные, избравшие местом своего пребывания отряд хозяйственного обслуживания. Они и составляют основу прихода. Из их числа в храме есть и алтарники, и чтецы, и звонари. Руководство тюрьмы идет навстречу и назначает в хозотряде людей, которые постоянно находятся в храме: у них есть и другие задания, но на время службы их всегда отпускают в храм.
—Но тюремное служение невозможно без участия уже воцерковленных мирян. Поэтому к нам приходят волонтеры. Например, сотрудники недавно открывшегося Центра помощи семьям осужденных, участники движения «Сорок сороков», волонтеры по переписке, участники кружка по изучению новомучеников, семинаристы и другие.
—В последнее время к нам часто приходят ребята из Николо-Угрешской семинарии. Не только на службы: уже много лету нас существует евангельский кружок, начало ему положила Наталья Пономарева, руководитель Центра духовной поддержки православных общин в заключении при миссионерском факультете православного Свято-Тихоновского государственного университета; она со своими помощниками тоже была на Празднике. Заключенные готовятся к занятию заранее, читают Евангелие, а потом разбирают и обсуждают прочитанное вместе со студентами или со священником, рассказывают, как они понимают Евангелие. Студенты иногда приглашают на встречи и своих преподавателей. Например, недавно с лекцией приходил доктор исторических наук Владимир Михайлович Лавров. Он рассказывал историю начала XX века и старался изложить как-то попроще— мол, заключенные, вдруг не поймут. А после занятия ему стали задавать вопросы — и настолько глубокого уровня, что он даже сказал: «Если бы я знал, я бы иначе построил свою лекцию!»
—Эти же семинаристы летом провели у нас товарищеский матч по футболу между студентами и осужденными — и, кстати, основное время закончили вничью, 7:7, и только по пенальти победили семинаристы.
—К празднику Покрова наша гостья Людмила Куликова, автор книг о преподобноисповеднике Гаврииле (Игошкине), организовала для нас небольшую выставку, посвященную этому святому. Он был священником Марфо-Мариинской обители милосердия, его очень любила великая княгиня Елизавета Федоровна. Сидел в Бутырке трижды, а в общей сложности в тюрьмах и лагерях он провел 17,5 лет.
Людмила Куликова привезла в наш храм ковчег с его мощами и некоторые документы: протокол обыска, справку об освобождении, рукописные молитвы, которые прошли с ним через заключения. Среди них три молитвы, которые будущий святой сочинил сам — Спасителю, Божьей Материи Архангелу Михаилу. Это молитвы о свободе — и мы даже решили прочитать их на молебне.
По традиции после Литургии священники и волонтеры посещают камеры, поздравляют всех заключенных и дарят им подарки — книги, иконы, крестики, сладости.
Это рисунок на стене одной из камер: преподобный Серафим Саровский, мечеть и надпись: «Спокойно, терпеливо, без возмущения и недовольства, не теряя надежды на милость Творца, молись, терпи, молчи». Отцу Константину этот рисунок кажется очень символичным: «В противоположность всем политическим и религиозным конфликтам в тюрьме никакой вражды нет. Когда в Бутырке был только православный храм, —рассказывает отец Константин, — на службу приходили люди целыми камерами, в том числе и мусульмане. Хотя бывало, мы идем с крестного хода, а они в стороне кричат: «Аллаху акбар» (что значит “Аллах—величайший”). Но они делали это, скорее, не из агрессии, а из-за того, что хотели показать: они тоже верят.
Мы поздравляем с праздниками и православных, и мусульман. Заходим в камеру, благословляем православных, а мусульманам просто жмем руки. И это всегда всеобщая радость. А несколько лет назад в тюрьме открыли и мечеть, и обстановка стала еще более миролюбивая».
—Многие люди спрашивают, как мы служим при тюрьмах, окормляем заключенных, ведь это так тяжело. Но, на самом деле, гнетущего ощущения здесь нет — ведь это место очень намоленное, и мы постоянно чувствуем молитвы новомучеников, которые прошли через заключения в этих стенах. Этим мы и живем.
— Однажды я под гнетом каких-то житейских обстоятельств в унынии шел на службу и думал: вот, мол, идти еще исповедовать — а не известно, кто еще попадется, не дай Бог, какие-нибудь страшные убийцы… Пришел — и один за другим мне стали попадаться осужденные за убийство! Но служба заканчивается, я иду по территории изолятора и вдруг чувствую величайшую радость. Для меня это было большим чудом.
Заключенные и сами приходят к тебе очень угнетенными, на кого-то обиженными — а ведь на Причастие нельзя идти с обидой в душе. Поэтому в тюрьме мы обращаем особое внимание на то, чтобы за время исповеди они смогли простить своих обидчиков, перестать думать о мести. И когда батюшкам удается снять эти узы с души, что-то объяснить, открыть другой путь. Когда они видят, как на их глазах люди выходят на свободу — пусть отбывать свой срок им еще много лет, но в душе они уже свободны — это окрыляет и придает силы.
Поэтому неизвестно, кто больше получает — сидящие или приходящие. С одной стороны, мы, приходящие, приносим им Христа, а с другой стороны, через это мы сами деятельно постигаем Евангелие, исполняем заповедь о посещении узников, которую дал Господь — в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25:36).
Фото Владимира Ештокина