Накануне годовщины событий октября 1917 года мы беседуем с князем Зурабом Чавчавадзе о том, случайны ли они были или же трагедию России ХХ века обусловили определенные причины. Советский период российской истории – это повод только для проклятий, или нужно уметь видеть и положительные стороны того времени? И как не допустить возможных очередных страданий Отечества?
– Зураб Михайлович, обернулся ли 1917 год трагедией для России? Или, может быть, все-таки освобождением от нежизнеспособного общественного строя с его недостатками? Не были ли эти события своеобразной «хирургической операцией» по удалению «раковой опухоли»?
– С духовной точки зрения, события 1917 года явились масштабной катастрофой не только для России, но и для всего вселенского христианства. Потому что с момента крушения Византии вплоть до уничтожения Российской империи наша страна оставалась единственным в мире государством, национальные идеалы которого прочно зиждились на христианском вероучении. В знаменитой уваровской триаде «Православие, самодержавие, народность» принципиально не только то, что Православие стоит в ней на первом месте, но и то, что два других ее члена насквозь пронизаны православным содержанием. Ведь самодержавие здесь обусловлено богоданностью власти Помазанника Божия, а народность мыслится как соборное единение государствообразующего народа, ответственного перед Богом за устроение общенационального дома на христианских основах справедливости и милосердия.
Россия лишилась апокалиптической функции «удерживающего», развязав тем самым руки апостасийным силам
С потерей своего статуса всемирного христианского бастиона Россия лишилась апокалиптической функции «удерживающего», развязав тем самым руки апостасийным силам, обрекшим народы мира на неисчислимые страдания в ходе жесточайшего ХХ столетия и продолжающим ныне сеять повсюду вражду, разделения, духовное и моральное растление.
Тезис о том, что русская революция, возможно, явилась «освобождением от нежизнеспособного общественного строя с его недостатками», напоминает мне анекдот о гильотине как эффективном средстве от головной боли. Назвать «нежизнеспособным» общественный строй, который обеспечил России небывалый взлет в царствование Николая II, у меня лично язык не поворачивается. А по поводу «устранения недостатков» хорошо высказался великий Столыпин, предвидевший всестороннее процветание России при условии обеспечения ей мирных 20 лет. Понятно, что такое процветание не мыслилось без устранения недостатков.
И, наконец, о революции как хирургической операции по удалению «раковой опухоли». Такое сравнение правомерно только, если допустить, что хирургом оказался не доктор-целитель, а медик-изверг, который вместо «раковой опухоли» удалил из организма все его здоровые жизнетворные органы. Так случилось с уникальнейшим русским генофондом, который оказался на грани полного исчезновения после большевистской «операции» по физическому истреблению или принуждению к бегству из страны лучших представителей всех сословий – трудолюбивого крестьянства, образованной аристократии, просвещенного духовенства, предприимчивого купечества, вольнолюбивого казачества, земской, творческой и научной интеллигенции.
– Если это была беда, трагедия, катастрофа, то пришла ли она вдруг, незаметно, нежданно-негаданно? Жил себе народ-богоносец, и вдруг беда на него свалилась – можно ли здесь провести какие-то параллели с историей ветхозаветной, а то и с Византией, с христианским Римом?
Беда на народ-богоносец, конечно, свалилась. Только не извне, а изнутри
– Беда на народ-богоносец, конечно, свалилась. Только не извне, а изнутри. Народ в своей совокупности, начиная с верхов, средних прослоек и, наконец, в широких массах крестьянства, начал постепенно отходить от традиционных основ жизни, которые веками теснейшим образом были связаны с церковными установлениями, требовавшими поверять свои поступки непреходящими вероучительными принципами. Именно поэтому не можно, а нужно проводить параллели с ветхозаветными и христианскими эпохами, дабы внушать общественному сознанию мысль о том, что любое массовое отступление от божественных заповедей неизбежно оборачивается трагическими событиями в жизни народа Божия.
Однако «незаметно, нежданно-негаданно» эти беды приходили только для тех, кого уроки истории переставали учить. Этот момент хорошо исследован в фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар». Вспомним лучезарного мальчика, который, соблазнившись революционным духом, из ангелоподобного существа превращается в отъявленного убийцу. Эта трагедия одной отдельно взятой личности становится прообразом гигантской трагедии целого народа. И главное здесь в причинно-следственной связи: обе трагедии предопределены фактом отступничества. Для бывшего семинариста, как и для многих «рефлексирующих» (сегодня их назвали бы «креативными») и духовно оскудевших интеллигентов, трагические события в России действительно явились незаметно.
Но были и другие русские люди, которые не порывали с жизнью во Христе. Они неустанно призывали общество задуматься и предупреждали о неотвратимости Божией кары за отступничество.
– Святитель Феофан Затворник писал в конце ХIХ века: «Знаете ли, какие у меня безотрадные мысли? И не без основания. Встречаю людей, числящихся православными, кои по духу вольтериане, натуралисты, лютеране и всякого рода вольнодумцы. Они прошли все науки в наших высших заведениях. И не глупы и не злы, но относительно к вере и к Церкви никуда негожи. Отцы их и матери были благочестивы; порча вошла в период образования вне родительского дома. Память о детстве и духе родителей еще держит их в некоторых пределах. Каковы будут их собственные дети? И что тех будет держать в должных пределах? Заключаю отсюда, что через поколение, много через два, иссякнет наше православие». Кричали о предстоящей беде и святой праведный Иоанн Кронштадтский, и святитель Игнатий (Брянчанинов), и великие русские писатели. Чем же, на ваш взгляд, была вызвана их тревога, предчувствие грядущей катастрофы? Ведь Русь, Россия может, наверное, служить достойным примером мужественного и христианского перенесения всевозможных материальных трудностей – какие причины побуждали наших святых со скорбью говорить о предстоящем времени?
– Именно этих перечисленных вами русских святых я и имел в виду, когда говорил о тех, кто тревожился за судьбы русского Православия. К ним бы я еще добавил и Оптинских старцев, и большинство наших знаменитых славянофилов. Их тревога была основана как раз на умении извлекать уроки из горьких исторических примеров как ветхозаветного, так и христианского периодов, не исключая и тех печальных страниц отечественной истории, которые связаны с междоусобицами русских князей и Смутным временем. С великим сожалением следует признать, что большая часть русского дореволюционного общества не прислушалась к тревожным предупреждениям наших духовных гигантов, лишний раз подтвердив справедливость известного положения о том, что «нет пророков в своем отечестве».
С каждым поколением всё усиливалось пренебрежение этим призванием русского народа – быть верным Христу и Его учению
Не могу не согласиться, что, действительно, Россия не раз являла образцы стойкого христианского несения тяжелого креста, когда на нее обрушивались всевозможные материальные невзгоды и трудности. Но этот факт ни в коей мере не мог ослабить тревогу наших святых, со скорбью возвещавших о предстоящих временах. Потому что скорбели и тревожились они не об изъянах в чертах русского характера, таких как, скажем, малодушие, слабоволие или трусость, а о верности народа Христу и Его учению. Именно в этом они усматривали главное призвание русского православного человека. А всё усиливавшееся с каждым поколением пренебрежение этим призванием и побуждало их скорбеть о грядущем.
Кстати говоря, та же озабоченность хранением верности Христову учению звучит и из уст практически наших современников, прославленных ныне в сонме российских Новомучеников и Исповедников. В своих наставлениях пастве и в письмах духовным чадам из заточения они постоянно призывали укреплять веру, учили не искать иных причин воцарившегося безбожия, кроме оскудения на Руси веры православной, и говорили, вслед за преподобным Серафимом Саровским, о важности стяжания «духа мирного» как залога не только личного спасения, но и восстановления православного отечества на путях духовного возрождения.
– В советское время страна достигла многих успехов, начиная с электрификации (газификация, правда, отстает) и кончая освоением космоса и прочая, и прочая, – этим всем мы можем гордиться. Так, может быть, именно благодаря советской власти были достигнуты эти успехи? Да, ценой, как говорят, многочисленных жертв, но, может, они оправданны, эти жертвы?
– Как бы ни относиться к советской власти, трудно не признавать тех объективных успехов, которых ей удалось достичь. Зацикленные на ненависти к этой власти люди нередко высказываются в том смысле, что успехи-то достигались вовсе не благодаря, а вопреки ей, имея в виду, что народные таланты, воля, трудолюбие и энтузиазм делали свое дело наперекор беспомощной государственной власти. Трудно себе, однако, представить, как можно, помимо государственной власти, воплотить в жизнь архисложные план ГОЭЛРО или, скажем, ядерные и космические программы?
Речь, на мой взгляд, надо вести вовсе не об отсутствии успехов у советской власти, которые она несомненно демонстрировала, а о том, каких успехов добилась бы Россия, скажем, к 1930 году, не случись революции в 1917-м, а значит: а) когда Россия стала бы победительницей в Первой мировой войне; б) когда в ней не произошло бы гражданской войны, революционного террора, оттока и гибели ценнейших людских ресурсов, голода, разрухи, утраты церковных и музейных художественных ценностей и т.п.; в) когда победный дух овладел бы всей нацией и воодушевил бы ее на послевоенное восстановление экономики!
Мне представляется, что, вопреки расхожему мнению о том, что у истории нет сослагательного наклонения, подобная постановка вопроса вполне корректна. Именно с этого ракурса становится понятной нелепость идеализации советской власти и умилительных рассказов о том, что «Сталин принял Россию с сохой, а сдал с атомной бомбой». Никакие революционные перемены не в состоянии обеспечить благоденствия и процветания, они всюду деструктивны и всегда отбрасывают страну назад по всем параметрам государственного бытия.
Советская власть вела политику ликвидации православной первоосновы России – и потому неприемлема
Для меня лично отрицательное отношение к советской власти, при всём признании ее объективных достижений, определяется тем, что она продолжила антинациональную линию революции на уничтожение фундаментальных ценностей исторической России и на ликвидацию ее православной первоосновы.
Что же касается «оправданности многочисленных жертв», то сошлюсь на глубокую мысль Федора Михайловича о том, что никакие благие, пусть и самые великие, цели не оправдываются слезой даже одного младенца. Я бы предложил говорить не об оправданности жертв, а об их духовном значении в том возрождении веры на Руси, которое сегодня осуществляется и таинственно, и явственно. Поклонимся благодарно их жертвенному подвигу и их молитвам!
– Мы беседуем накануне дня примирения и единения. Вы, как человек, которого напрямую коснулись последствия Октябрьского переворота, можете ли сказать, что и примирение, и единение в нашем обществе есть? Нет ли у вас тревоги за будущее России – не очевидны ли симптомы духовной болезни общества, не слишком ли они похожи на те, что были накануне 1917 года?
– Увы, утвердительного ответа относительно воцарения в нашем обществе примирения и согласия я дать не могу. Но не отметить положительных сдвигов в этом направлении не могу тоже. Вспомните лихие 1990-е годы. Тотальная либерализация общественных настроений, доведенный до абсурда культ западного образа жизни, низведение высокого патриотического чувства до уровня «последнего пристанища негодяев», шельмование человека в военной форме вне зависимости от его ведомственной принадлежности, идеализация поколения, «выбравшего пепси», разнузданная пропаганда насилия и разврата... Какому оптимисту-мечтателю могло тогда прийти в голову, что спустя всего-то 10 лет это самое общество подавляющим (более 80%) большинством изберет своим национальным лидером человека, публично и последовательно низвергающего все эти уродливые антирусские и антиправославные псевдоценности?!
Растущее число молодых людей в православных храмах вселяет надежду
И всё же вы правы относительно присутствия тревоги за будущее России. Духовное состояние нынешнего общества действительно напоминает ситуацию накануне 1917 года. Но утешают два обстоятельства. Во-первых, тот неоспоримый факт, что доморощенные горе-либералы, алчно понаслаждавшись властью в 1990-е годы, напрочь и надолго дискредитировали либеральную идею в умах и сердцах наших современников. И, во-вторых, фактор прогрессивно растущего числа молодых людей, наполняющих православные храмы по всей Руси великой. Эти два обстоятельства принципиально отличают предреволюционную ситуацию от нынешней. Они же, на мой взгляд, явились первопричиной сокрушительного краха «белоленточной» пятой колонны: либеральные лозунги всем изрядно поднадоели, а молодежь в основной своей массе отказалась поддержать «болотное» движение.
– Ваше мнение: предотвратима ли возможная катастрофа? Что можно сделать, чтобы ее не допустить?
– Нам заповедано не унывать и жить по принципу «поступай по-христиански и будь, что будет». Попустит ли Господь катастрофе обрушиться на русскую землю, если на ней, как в былые добрые времена, будут подвизаться праведники? Вопрос, на мой взгляд, риторический. А праведники – это ведь не только те, кто уходит из мира на подвиг отшельничества, затвора и молитвы. Это и активно живущие в миру добросовестные труженики, воспитывающие и обучающие детей, защищающие отечество, исследующие тайны мироздания, создающие облагораживающие душу произведения искусства, добывающие полезные ископаемые, – то есть люди самых обычных профессий, но живущие со Христом, сторонящиеся греха и соблюдающие главную Христову заповедь о любви к Богу и ближнему. Таких людей у нас по всей стране, слава Богу, многие тысячи. Подобное соработничество русских людей с Божиим замыслом о сотворенном мире – основа нашего упования на благовремение и торжество вечных христианских истин.
Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою.
И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих.
Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою.(Иезекииль,3:18-21)
Вот подлинное человеколюбие и исполнение воли Божией! А становиться "вместе с народом" - духовным или еще каким содомитом,чтобы понять,что это плохо - и есть сатанинское безумие. Хотя в 1-й главе послания к Римлянам,Апостол пишет,что можно дойти не только до одобрения подобного для себя,но и до утверждения в этом безумии и других. Спаси нас от этого Господь!
Вот ещё что: призывы к объективности и не плевать и не растаптывать нашу историю заодно с нашими же предками - это ещё не оправдание, увы. История и наши предки предстанут перед Высшим судом, и только Он их будет судить! "Лучше ошибиться в любви, чем в ненависти". Это что, с христианской точки зрения неправильно?
Кому сейчас мешает название станции метро? Да и кто знал до всей этой шумихи о Войкове? Раньше были попытки с переименованием, да как-то само собой затихало, не хотели народ будоражить. А именно сейчас, когда "непримиримые" примирились после возвращения Крыма, кому-то потребовалось бросить очередную кость раздора.
Для чего? Смотрите утверждённый бюджет, "преобразования" в медицине, налог на землю и др. Простите!
..."Значит оправдывать парижские теракты "законным возмездием". Значит предавать контртеррористическую операцию российских войск в Сирии. Вам это ничего не напоминает из прошедшей истории России? Значит поддерживать Майдан и быть пятой колонной англо-саксов,стремительно несущихся к своему антихристу..."
Известный демагогический приём: приписать человеку то, чего он не говорил (не писал) - и вдохновенно обличать и спорить! Это мягко говоря. А если называть вещи своими именами - то это клевета. Вот так она родимая и рождается, прямо на наших глазах. А что уж об исторических персонажах говорить!
Это Вы написали, не более. А мне очень близки и дороги вот эти слова:
..."Анализ ошибок, уроков и заветов прошлого – когда жестокого, когда вдохновляющего – не должен нас смущать, но должен приводить к выводам, к изменению самих себя и, в конечном итоге, способности оправдать прошлое в подвиге нынешнего свидетельства, творчества, созидания и движения вперед. Потому что это не чье-то, это наше прошлое".
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов).
1917-й: апофеоз трагедии русского духа.
PS. В случае смены власти имена Сахарова и Солженицына убрать с карты Москвы - правильно будет? Памятник Ельцину снести, орлов с кремлёвских башен скинуть? Ваш ответ?
не делайте на мой счет личных поспешных выводов. Я здесь пишу исключительно как специалист в области экономики и права. Моё личное останется при мне. Мне известно как преподают курс психологии в институтах (а вы, скорее всего, учились не так давно), так вот: человека нельзя запихнуть в рамки стереотипного поведения. Когда вам покажется, что вы кого-то "раскусили" или "вывели на чистую воду" в интернете - это будет ошибка.
Не надо пугать Украиной, у нас этого близко нет и, уверена, не будет! Моё собственное объяснение таково: всегда в России жили трудно и бедно, рассчитывая только на свои собственные силы. Поэтому русский человек ДРУЖИТ С РЕАЛЬНОСТЬЮ, и заморочить голову ему очень трудно. Даже если его вынуждают лицемерить, в глубине души он всё равно прекрасно различает чёрное и белое и не мешает одно с другим.
/силовое превосходство и военно- политическая мощь.../
это очень просто: если представить государство в виде матрёшки, а за ядро принять Церковь, традиции, культуру, то вы придете к выводу, что чем мощнее составные части этой "матрешки" (т.е. государственные институты), тем крепче и неприступнее национальное ядро. Крепкие стены не дают расхищать ценности. Это азы ТГП, ничего нового здесь нет.
Страна медленно скатывается в тартарары, а главная проблема - опять борьба с советским прошлым? Поверьте на слово: на Украине начиналось так же. И никто до последнего не верил в гражданку... Вы же сами сейчас взращиваете раскол врагу на радость. И вся эта шумиха раздувается не правды ради.
Хочешь узнать секрет фокуса: смотри не на фокусника, а в другую сторону.
"Зло забытое, сокрытое и нераскаянное становится источником новых зол." (Патриарх Сербский Павел)
По поводу Вассы Железновой - со стороны виднее, возможно. Жалость и доверчивость очень присущи русским женщинам...
Только я не поняла: пр.Сахарова и ул.Солженицина переименовывать будут? И памятник Ельцину сносить? Дело большевиков, которых тут обличаем, пусть живёт и продолжается?
Между прочим, именем Войкова объекты называли за его героическую смерть во благо страны, которой он служил.
С глубоким прискорбием наблюдаю разделение народа ещё и по поводу убийства царской семьи с одной стороны и СОТЕН ТЫСЯЧ убийств семей с детьми с другой стороны... Как ни крути, но красный террор возник в ответ на белый. Белые зверствовали, по крайней мере, ничуть не меньше красных. Фактов предостаточно.
А царскую семью не пожелали освободить... Почему? Боялись? - Нет! Там было очень много мужественных людей.
По поводу ложных идей: а в душу им кто-нибудь из нас, судей из настоящего времени, заглядывал? Положить голову за независимость страны и достойную жизнь своего народа - нехорошо? А может Войков до самой смерти винил себя за то голосование, и своей кровью искупил ту вину? Точно знаете, что нет? Господь рассудит, и только Он! Согласна, промолчать лучше, спокойнее, но о нашем с вами спасении тоже Господь решать будет. Простите!
НН. Причастность Войкова здесь вполне доказана. Поэтому речь идет о том,что нельзя только "бесстрастно отражать историю" так или иначе. Это отражение должно носить воспитательно-образовательный характер. Мы не протестанты,хотя бы на генетическом уровне,не сумели они привить нам "все сами по-себе" в 90-е. Нам важен институт восприемничества и духовичества. Надо говорить об обмане и дьявольском обольщении войковых,поставивших свои твердость и мужество на служение ложной идее. В жертву которой и была принесена царская семья в т.ч. Безумное мужество - дело дьявола,зверство,он не герой,а обезьяна Бога. Попытавшаяся и нас сделать себе подобными. А теперь возрождающаяся Церковь вымаливает обольщенных им. Все очень хрупко,будьте осторожны. Помолчите лучше! Человечность ваша понятна,но ее недостаточно для спасения! Вы как Васса Железнова,пожалевшая матроса и оставившая его на корабле,который он напившись сжег.
Сейчас же всё известно в ужасающих подробностях; что это, возможно, было ритуальное убийство. Что цареубийцы чувствовали себя героями, бравировали участием в этом преступлении. В бывшем Музее Революции хранится револьвер, из которого был застрелен Государь, подаренный Музею одним из убийц, который спокойно доживал свой век в СССР почётным пенсионером.
Поэтому тех, кто сейчас против "Никольской" или "Космодемьянской" вместо "Войковской", совершенно справедливо "записывают в сторонников цареубийц", вы же сами это и написали.
"Евгений, Соборянин, АлександрГ,
Учите матчасть! Ну не убивал Войков царскую семью! Голосовать за расстрел - голосовал (единогласно было принято), но не убивал."
Потрясающе. Проголосовать за убийство беззащитных детей, женщин и монарха, это не значит убить. Следуя этой логике и те кто нажимал на курок, также никого не убивали, ибо убивали пули.
Но особенно, вот это: "голосовал ......, но не убивал." А он что голосовал за то, чтобы отправить монарха с семьей на курорт? Или все-таки, он голосовал за казнь царской семьи? Если так, то он соучастник убийства. Смотрите в уголовном кодексе статью "Соучастие в преступлении". Раньше это была статья 17 УК РСФСР, в соответствии с которой соучастниками преступлений признавались: организаторы, пособники и т.д. Почитайте, крайне занимательная статья. Если, формулировки статьи, покажутся Вам недостаточно ясными, обратитесь к "Комментарию к УК", там все достаточно хорошо расписано. Уверяю, Вас в 17-ю статью Войков вписывается в полный рост, даже место остается.
Учите матчасть! Ну не убивал Войков царскую семью! Голосовать за расстрел - голосовал (единогласно было принято), но не убивал. Ни у кого в воспоминаниях тех, кто принимал участие в расстреле, Войков не упоминается. Друг друга они упоминают, а его не было. Только у Беседовского, воспоминания которого многие историки признают фальшивкой, есть о том, что Войков якобы сам рассказывал Беседовском о своём участии.
Станция метро была названа по месту - там был посёлок Войкова (это место между Соколом и Иваньковым)и завод им. Войкова.
Корнилий:
Лариса Воронина, а на Страшном суде, когда вы увидите царя-мученика с семьёй, Вам не стыдно будет смотреть им в глаза?
А как царь-мученик посмотрит в глаза сотням миллионов русских людей, которых он своим правлением и отречением обрёк на муки ещё при жизни? Простите за постановку вопроса. Вот точно так и Вы не имеете права писать подобное.
Лариса Воронина совершенно права: пора уже остановиться! Страну свою и историю её, равно как и свою, надо принимать такой, какой она была... Что это за постановка вопроса - что НАМ в ДАННЫЙ МОМЕНТ не нравится - смести с лица земли и переименовать? А через 10-20 лет придут к власти другие, и что, будем пр. Сахарова и ул.Солженицина переименовывать, памятник Ельцину сносить, орлов с кремлёвских башен скидывать? Так что ли? Тогда не будет в России ничего хорошего, если только она сама при таком подходе устоит. Простите!
Поясняю, народ почитает за своих героев, людей принесших своим служением пользу Отечеству. И среди них: воины, военоначальники, ученые, деятели культуры и писатели, художники и музыканты и наконец (очень редко) политические деятели. О воинах и военоначальниках - их служение признается за подвиг только и исключительно, в борьбе с внешним врагом. Подчеркиваю, внешним врагом, угрожавшим бытию самого народа. В гражданских войнах, героев не бывает. Какое же это геройство убить своего соседа или родственника? Гражданская война, это не ристалище для героизма, это трагедия. И как к трагедии, к ней и нужно относиться.
А если так, то почему мы грудью встаем в защиту палача, возводя его в ранг героя? Войков не воин, ибо он не защищал наше Отечество от внешнего врага. Он палач, ибо он казнил беззащитных: детей, женщин и Царя. Чем они России угрожали? Какую угрозу они несли для русского народа? Кто-то мне сможет это объяснить?
И еще. На деле, в Советском периоде нашей истории достаточно людей, чьими поступками и подвигами мы действительно можем гордиться.
Все-таки, когда мы говорим о том стоит или не стоит переименовывать улицы, мы должны, хотя бы себе честно ответить на один простой вопрос. А кому мы ставим памятники, в чью честь мы называем улицы? И поразмыслив, над этим мы придем к единственно верному ответу. Памятники ставятся людям, которых народ почитает героями. А что значит для народа герой? Некий идеал, к которому нужно стремиться, или хотя бы стараться ему подражать. Можно ли, и главное нужно ли воспитывать себя и младое поколение на идеале цареубийства? Убийство само по себе дурно пахнет. А уж убийство детей, женщин и монарха, это вообще за гранью. Мне даже слова подобрать трудно, за гранью чего подобные убийства. Но раз уж люди настаивают на этом, то возникает следующий вопрос: ребят, а вы собственно говоря кого снова убивать собираетесь? Существует также и вопрос к нашим хитромудрым чиновникам. Точнее не вопрос, а просто напоминание. Прежде, чем убили Царя и его семью, "революционеры-бомбисты" отстреляли кучу чиновников, а оставшихся выгнали из страны, чтоб под ногами не путались. Ну, а тех кого не выгнали, деклассировали по полной программе, заставив их поработать на стройках социализма.
Кто-то может сказать, что названия улиц, памятники - это все наша история и прочая и прочая. .... А история у нас, как известно разная. Но тогда следуя этой логике, почему бы не поставить памятник Власову? Ну, или на худой конец Ежову? Тоже ведь, какая-никакая, а память.
/Все голосуем на сайте активный гражданин за переименование Войковской/
Есть вопросы:
а) зачем?
б) почему сейчас?
Что это за истерия с памятниками, названиями? Неужели в 1990-е не перебесились? Одни объекты рушили, другие лихорадочно ставили. Зачем разрушать и вносить этим раскол в общество? Предлагали умные люди: будет новая улица, назовёте ее в честь В.Высоцкого. Нет. Переименовали Таганский тупик. Зачем?? На мой взгляд, для того, чтоб опробовать технологию. На Украине на днях памятник Чапаеву переименовали в "Козака". Все это идет из одного источника.
И получается, что если люди против, их сразу записывают в "сторонников цареубийцы", не рассматривая других мотивов. Найдите другого Войкова и придайте названию станции новый смысл! Хватит уничтожать историю!
Видимо царский режим и духовенство того времени на столько прогнили, что другого варианта очистки России у Бога не осталось. Всё приходит по грехам нашим.
Было бы при царе хорошо, революции не было бы.
Вы в статье говорите только про хорошие стороны царизма, и что то не слышно ничего про плохие. Плохие же в том, что у руля в то время стояли в основном бездари, казнокрады, и прочие ничтожества, которые и довели Россию.
Регистрация занимает всего минуту. Собянин пообещал что как решит голосование так и будет. Никольская, это историческое название села в том районе. http://ag.mos.ru/poll/view/1428
А как Вам вот такое определение:
"ПЕРЕВОРОТ - это когда меняется только верхушка власти, но более никаких кардинальных изменений не происходит.
Свержение Петра 3-го и восшествие на престол Екатерины 2-й - это переворот.
РЕВОЛЮЦИЯ - это когда происходят кардинальные изменения в социальном устройстве общества. Кстати, изредка бывает и РЕВОЛЮЦИЯ СВЕРХУ, когда революционные изменения происходят по инициативе властей, без их смены, а бывает, что революция начинается с переворота.
Так что события как февраля, так и октября 1917 года - революции.
Ну а в глазах тех..., что постоянно упирают на "Октябрьский переворот", различие между революцией и переворотом ещё проще.
Если событие нравится - революция.
Если не нравится - переворот.
Хотя декларируют различия они самые разные".
Мне так очень нравится! Простите!
..."Только неужели духовный облик нашего народа на начало 20 века был хуже чем то, что имеем сейчас? Даже не смотря на безусловный внешний массовый интерес к православию...Простите."
А давайте посмотрим. Российская империя имела какие границы? А сейчас? Сколько народа эмигрировало тогда и сколько сейчас, во-первых, остались за границей не по своей воле (25млн!); во-вторых, сколько выехало ученых, (даже и нобелевские лауреаты), врачей, инженеров и тд, это ведь не "голубая кровь и белая кость", а реально лучшие специалисты в своих областях. Если тех лучших представителей брали на работу таксистами и модистками, то этих - в лучшие фирмы на оч. хорошо оплачиваемые посты! Образование, полученное в СССР - это вам не дворянский титул... В СССР население было порядка 250млн. человек, а сейчас - порядка 145. Это сколько войн и революций? А сколько молодых спилось, "снаркоманилось"? А сколько народа оказалось за чертой бедности? Про разделение русских и украинцев вообще молчу. Это далеко невсё и ведь конечный итог ещё не подведён... Не так? Простите!
Об'ективно противостояние крестьянства и землевладельца существовало всегда, а с момента крепостного права(вот тебе бабка и юрьев день)оно конечно обострилось. Однако бунты Пугачевский и тп не были безбожными, а вот уже когда положение крестьян стало не сравненно лучше люди стали безбожниками. Те же крестьяне христиане грабили монастыри и церкви.Наверное все-таки,что-то произошло внутри людей.
Мы всю жизнь помогали этим "православным братьям-славянам", а смысл? Где они сейчас? Болгария участвовала на стороне Тройственного Союза Центральных Держав в первой мировой войне и на стороне Гитлера во второй и сейчас она в НАТО! России нужно заниматься своими делами, своим народом, а не помогать всем подряд, это крайне не умно!
Отдельное спасибо Сергею и Сергею Юрьевичу! А то у меня уже складывалось впечатление, что православные посетители сайта изучают историю исключительно по Солженицину, Сванидзе да Чубайсу. Хотя Александр Исаевич честно предупреждал, что его книги - не исторические, не документальные, а в основе их - ВОСПОМИНАНИЯ порядка 240 человек (извините, точно не помню).
И при всём уважении к автору, всё же история не имеет сослагательного наклонения, этот путь тупиковый! Могу предложить другую версию: не произойди этого очищения кровью (а мы помним, что на всё ВОЛЯ БОЖИЯ), то Господь мог бы испепелить землю, а людей истребить. Или посылать египетские казни... И о каком промышленном росте, науке, культуре, образовании и медицине могла бы идти речь?
"История есть отражение духовной реальности".
И история учит тому, что НИЧЕМУ она не учит. Как бы нам через несколько лет ни припомнили, что от переворота, совершенного в 1993г, пострадвли: рабочий класс, крестьянство, научная и техническая интеллигенция, военные, студенты и тд. Нет? Простите!
Утверждение Сергея, что русский генофонд уничтоженный революцией, якобы «изрядно подгнил» из-за того, что часть интеллигенции в конце XIX века увлекалась эзотеризмом и теософией, не выдерживает критики! К тому же С. явно смешивает Промысел Божий с попущением Божиим…
Зураб Михайлович!
Хотелось бы почаще иметь возможность общения с таким умным,
знающим, светлым православным человеком.
И надо молиться за власти.
Более того именно этот самый экономический подъём и был обеспечен отходом от христианских норм. Про положение рабочего класса, которое есть положение во гроб, сказано капиталистом Морозовым.
Ко всему прочему Советская власть спасла нашу страну от полной анархии февралистов в условиях мировой войны. Здоровые силы страны были направлены на улучшение жизни всего народа. И если не помнить этого, то это абсолютная неблагодарность по отношению к нашим предкам, которые жили в то время, а если ей попустительствовать, то это обернётся не меньшими бедами, чем пережитые нашей страной в прошлом веке.