«Черный квадрат» Льва Толстого

Л.Н. Толстой был очень дружен со своей сестрой, шамординской монахиней, и за несколько дней до смерти приезжал к ней, желая остаться в Оптиной… Но сильнее его предсмертных желаний оказалось завещание, данное в ответ на отлучение от Церкви: не подпускать к нему священников на смертном одре.

О трагических последних днях Льва Толстого, о его во многом биографическом романе «Анна Каренина», испытанных им бесовских нападениях и попытках вернуться в Православие – рассказывает в беседе с сотрудниками нашего портала Дмитрий Владиславович Менделеев.

М.В.Нестеров. Портрет Л.Н.Толстого. 1907. Хост. Масло М.В.Нестеров. Портрет Л.Н.Толстого. 1907. Хост. Масло

Недавно была годовщина смерти Льва Николаевича Толстого – 105 лет со дня его трагической кончины. Трагической – потому что ему так и не удалось исповедоваться и причаститься перед смертью: близкое окружение, дочь, к сожалению, не пустили старца Варсонофия к умирающему Льву Николаевичу.

Всё могло бы быть по-другому, если бы их встреча состоялась. И многое говорит о том, что сам Толстой хотел этого. 10 лет, которые он прожил в отлучении от Церкви, он чувствовал себя живым трупом – это название его пьесы само говорит о многом. Он ощущал эту свою оторванность и страдал, хотя публично высказывался совсем в ином духе. Надо понимать его характер: у Льва Толстого было очень развито чувство противоречия. Из дневников Толстого видно, что он искал возвращения ко Христу. Вот, к примеру, один из отрывков, записанный 29 октября 1910 года:

«29 октября. Оптина пустынь – Шамордино. Спал тревожно, утром Алеша Сергеенко. Я, не поняв, встретил его весело. Но привезенные им известия ужасны. Софья Андреевна, прочтя письмо, закричала и побежала в пруд. Саша и Ваня побежали за ней и вытащили ее. Приехал Андрей. Они догадались, где я, и Софья Андреевна просила Андрея во что бы то ни стало найти меня. И я теперь, вечер 29, ожидаю приезда Андрея. Письмо от Саши. Она советует не унывать. Выписала психиатра и ждет приезда Сережи и Тани. Мне очень тяжело было весь день, да и физически слаб. Гулял, вчера дописал заметку в “Речь” о смертной казни. Поехал в Шамордино. Самое утешительное, радостное впечатление от Машеньки, несмотря на ее рассказ о “враге”, и милой Лизаньки. Обе понимают мое положение и сочувствуют ему. Дорогой ехал и все думал о выходе из моего и ее положения и не мог придумать никакого, а ведь он будет, хочешь не хочешь, а будет, и не тот, который предвидишь.

Да, думать только о том, чтобы не согрешить. А будет, что будет. Это не мое дело. Достал у Машеньки “Круг чтения” и как раз, читая 28, был поражен прямо ответом на мое положение: испытание нужно мне, благотворное мне. Сейчас ложусь. Помоги, Господи».

В конце концов писатель сбежал не куда-нибудь, а в Оптину Пустынь! Он искал встречи со старцем. Но старец болел. Толстому предложили остаться, подождать, пока старец его примет… Кто знает, может быть, тогда бы уже состоялась его исповедь. Но…   

Знаете, как в жизни бывает: когда муж после ссоры ушел из дома, хлопнув дверью, он перед тем, как вернуться к жене с букетом или тортом, должен час, два, три походить кругами по улице, «выпустить пар», прийти в себя. А Лев Николаевич – могучая натура, ему нужно было 200 километров пройти, чтобы «выпустить пар»! Он, хлопнув дверью, уходил пешком из Хамовников в Ясную Поляну и из Ясной Поляны в Хамовники. Придя тогда в Оптину, он не успел еще выпустить весь этот «пар» и сказал: «Нет, я не буду ждать до утра, пойду к сестре». А его сестра, Мария Николаевна, была духовной дочерью преподобного Амвросия и монахиней Шамординского монастыря. Он пошел к ней.

Лев Толстой с сестрой, монахиней Марией. Ясная Поляна. Фото из архива ИТАР-ТАСС Лев Толстой с сестрой, монахиней Марией. Ясная Поляна. Фото из архива ИТАР-ТАСС

У Толстого с сестрой были очень близкие отношения. Он как-то навещал сестру еще задолго до того своего прихода, она познакомила его с монастырем, с игуменией, и он, выходя от матушки, сказал: «Знаешь, Маша, у вас тут живет 600 дур и одна умная» – остался под большим впечатлением от беседы с игуменией. Мария Николаевна подарила ему подушечку (она до сих пор хранится в Ясной Поляне), очень красивую, вышитую золотом и красным, с надписью: «Дорогому брату от одной из 600 шамординских дур». Такая вот дружеская братско-сестринская поддевка.

Но вернемся в тот осенний день 1910 года. В ужасную погоду, в дождь, пешком, не очень тепло одетый пожилой 82-летний человек пришел из Оптиной Пустыни в Шамордино. Между ним и сестрой тогда состоялся замечательный разговор, который записан: о том, что Лев Николаевич хочет остаться в Оптиной, в скиту – жить с монахами, учиться у них. «Лишь бы только в церковь не заставляли ходить», – говорил он, а Мария Николаевна, смеясь, отвечала: «Кто тебя будет заставлять? Тебя только одно попросят: чтобы ты не учил».

У Льва Николаевича была эта страсть к учительству – очень тяжелая страсть, с ней трудно справиться. Надо всегда помнить, что мы ученики, а не учителя, но удерживать себя от учительства очень тяжело даже для глубоко церковных людей. А уж если ты обременен даже не всероссийской, а уже всемирной славой…

Толстой тогда сказал своей сестре: «Да что ты? Какое “учить”? – Я буду у них учиться: буду ходить за ними, записывать каждое их слово». Он был на таком душевном подъеме, надеялся остаток дней провести в монастыре.

Лев Толстой с сестрой Лев Толстой с сестрой

В ту последнюю встречу Мария Николаевна напоила брата чаем с вареньем, уложила спать. Наутро они должны были поехать в скит – на исповедь к старцу. Но ночью в обитель примчалась дочь Льва Николаевича Александра Львовна, с воплями, в панике: «Надо бежать, папа! Мама знает, где ты, она сейчас за тобой приедет! Тут будет завтра скандал, журналисты… Надо бежать, собирайся!» И она больного отца потащила ночью на вокзал, посадила в первый попавшийся поезд… Это поспешное бегство из Шамординской обители ускорило кончину Толстого. У него поднялась до 40 градусов температура, началось воспаление легких. На станции Астапово сошли. Толстого уложили в одной из комнат начальника станции. Лев Николаевич умирал.

Туда к нему и приехал старец Варсонофий. Преподобный писал потом, как он пытался пробиться к Толстому: и с родными говорил, и с врачами, и записки передавал… Даже то, что в Астапово приехал старец, скрыли от Толстого. А Лев Николаевич хотел встречи с батюшкой, желал исповедоваться – об этом говорится в воспоминаниях и его врача, и впоследствии даже самих толстовцев.

Но за 10 лет до кончины Толстой завещал родным, чтобы, когда он будет умирать, к нему не пускали священника, не позволяли совершать над ним никаких таинств и обрядов, – это был его ответ на отлучение от Церкви. И его последователи решили быть верными этому распоряжению. Преподобный Варсонофий говорил потом: «Хотя он и Лев был, а не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана». Действительно, история трагическая…

Похороны Льва Толстого. Ясная Поляна. 1910 год. Фото из архива РИА-Новости Похороны Льва Толстого. Ясная Поляна. 1910 год. Фото из архива РИА-Новости

В свое время мне посчастливилось посмотреть два фильма о Толстом вместе с патриархом Илией. И Святейший Илия сказал: это ужасное наказание для человека – отлучение от Церкви, ведь Церковь не может о нем молиться, и хорошо было бы найти возможность вернуть Толстого в Церковь, снять это прещение, признав, что он был духовно болен.

Толстой пытался молиться, пытался призывать Господа на помощь, но… тщетно: ужас не отступал

Были такие обстоятельства: преследовавший писателя так называемый «арзамасский ужас». Когда он поехал покупать землю, где-то под Арзамасом (это было в 1869 году), он остановился в комнатке, маленькой такой, полугостиничной, которая показалась ему жутко страшным, черным квадратом – совсем как у Малевича. И этот «черный квадрат» был для него адом, областью смерти – он не мог уснуть, не мог никак от него отделаться; какой-то голос твердил ему – тихо, почти беззвучно: «Я – смерть». Такое вот диавольское наваждение (оно повторилось потом в Москве, тоже в гостинице). Толстой пытался молиться, пытался призывать Господа на помощь, но… тщетно: ужас не отступал. Когда он вернулся домой, ему вызвали врача. Его не поняли близкие, даже Софья Андреевна. Она была верующей, но решила, видимо, что это медицинская проблема.

Преподобный Амвросий Оптинский Преподобный Амвросий Оптинский
К преподобному Амвросию Оптинскому Толстой, скорее всего, ездил после второго случая, когда он попал в явно адское окружение. Был этот «черный квадрат», который как бы засасывал его, он испытывал леденящий холод, свидетельствующий о бесовском присутствии, – когда враг близко подходит к человеку, это очень неприятно. И нужно, чтобы рядом оказался ангел-хранитель, чтобы Господь не дал случиться чему-то более страшному, потому что сам человек не в силах бороться с бесами. Если такое происходит, ему остается только сжаться в кулачок и говорить: «Господи, помилуй!» Потому что не у всех есть силы с врагом сражаться. И не был Толстой монахом, святым. Но встреча со старцем Амвросием ему помогла, сыграла свою положительную роль.

О третьем приступе ужаса мы читаем в романе «Анна Каренина», не в дневниках. Потому что, когда Толстой писал «Анну Каренину», он не вел дневник – настолько это было исповедальное произведение. Один из главных героев романа – Лёвин: его фамилия образована от имени Лёв – именно так, а не привычным нам именем «Лев» родные звали писателя. Это alter ego самого Толстого, очень автобиографичный персонаж: ему Толстой «подарил» многие эпизоды своей собственной жизни; его размышления и поиски смысла жизни – это размышления и поиски самого писателя. Лёвин – голос Толстого в романе. И, собственно, очень важный для понимания сути романа эпиграф – цитата из Второзакония «Мне отмщение, и Аз воздам» – связан не с жизнью и гибелью Анны, а именно с историей Лёвина, который весь роман ищет Бога и в конце Его обретает.

И обретает он Бога как раз тогда, когда его терзает ужас – тот самый толстовский «арзамасский» ужас, который почти доводит Лёвина до самоубийства: «Счастливый семьянин, здоровый человек, Лёвин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться», – так мучил враг человека. Толстой писал о себе. Но это бесовское нападение сыграло положительную роль, потому что помогло укрепить веру: раз бес есть, то уж, конечно, есть и Бог… Господь дал ему силы справиться с этим ужасом. Он окреп в своей вере, смог победить, отогнать врага – как и Лёвин: такой у романа «Анна Каренина» счастливый конец.

В то время, мы знаем, Толстой ходил в храм, исповедовался, причащался, был церковным человеком, христианином, в отличие от огромного числа людей его круга.   

Я упомянул эпиграф к роману – цитату из Второзакония, хочу привести этот фрагмент пятой книги Моисеевой: «И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби… У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их. Ибо близок день погибели, скоро наступит уготованное для них» (Втор. 31: 16–17; 32: 35). Это – тема «Анны Карениной»: не только личная трагедия Анны – но трагедия русского общества!   

Один из ярких примеров – Лёвин венчается с Кити. Ему надо взять справку о том, что он говел и причащался, чего он не делал долгие годы, не имея потребности в этом. Он не может пойти на обман, будучи честным человеком, но венчаться ведь надо, а без справки нельзя. И вот по сути за взятку он получает эту справку, причем на исповеди он откровенно говорит священнику, что сомневается в существовании Бога, и священник его, в общем-то не верящего в Бога, и благословляет, и грехи ему отпускает, а позже и венчает. Что ж, всё нормально, обычное дело.

Вот показатель мерзости запустения там, где не должно! Общество еще может как-то волнами быть то верующим, то не верующим, но священник не может допустить человека к Причастию, когда тот говорит, что он не верит в Бога. Конечно, такие беззакония не могут остаться без ответа. И Анна Каренина, бросающаяся, перекрестившись, под поезд со словами: «Господи, прости мне всё!», становится символом всего общества. В своем мысленном монологе перед смертью она говорит себе, что всё кругом – ложь, обман, зачем всё это, зачем эта жизнь, если ничего нет? Для нее единственная святыня – любовь. Она – словно символ России, очертя голову несущейся броситься под товарный вагон…

Лев Толстой Лев Толстой

Дерзаю думать, что на Страшном суде у Толстого будут ходатаи, в том числе и святые люди. Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) свой духовный путь начал с толстовства. «В это же время я страстно увлекся этическим учением Льва Толстого, – пишет он в своей автобиографической книге «Я полюбил страдание», – и стал, можно сказать, завзятым толстовцем: спал на полу на ковре, а летом, уезжая на дачу, косил траву и рожь вместе с крестьянами, не отставая от них. Однако мое толстовство продолжалось недолго, только лишь до того времени, когда я прочел его запрещенное, изданное за границей сочинение “В чем моя вера”, резко оттолкнувшее меня издевательством над православной верой. Я сразу понял, что Толстой – еретик, весьма далекий от подлинного христианства».

И всё же многие современники Толстого, будут, наверное, просить Господа о нем, потому что, как и святитель Лука, первые свои шаги от абсолютного безразличия и безверия к Богу они сделали через Толстого. Через общение с ним, через его произведения. «Война и мир» – ведь это христианский роман, как и «Анна Каренина».

Враг своими нападками в какой-то степени помог писателю окрепнуть в вере. Но, видимо, эти нападения не закончились в жизни Льва Николаевича, только стали другими, более изощренными, и это в конце концов привело его к отступничеству.

Вновь хотелось бы обратиться к словам Святейшего Илии о том, что было бы хорошо церковно освободить Толстого от отлучения, потому что Господь дал право Церкви вязать и решать, не дожидаясь Страшного суда. Освободить хотя бы для того, чтобы иметь возможность молиться о Льве Николаевиче Толстом не раз в году в Троицкую родительскую субботу, когда поминаются все от века рожденные люди, а чаще. Очевидно, что душа Толстого в молитвах нуждается очень сильно.

Нет достаточно веских оснований для того, чтобы Церковь могла снять отлучение с Льва Толстого

Еще будучи митрополитом, Святейший Патриарх Кирилл откликнулся на письмо, которое я ему написал, передавая суть сказанного Святейшим Патриархом Илией. И владыка Кирилл поручил тогда одному из сотрудников ОВЦС собирать материалы, которые могли послужить какой-то опорой для того, чтобы хотя бы начать процесс снятия отлучения. Но не нашлось, к сожалению, достаточно веских оснований для такого решения Церкви. Хотя и есть записи о его вере, но не такие уж неоспоримые, как те заявления, который Толстой сделал в письме, написанном в ответ на свое отлучение.

А у Толстого есть и такие слова: «Да, я отлучен. Правильно, может быть, сделали. Но у меня только один вопрос: а почему меня одного? Разве не вся читающая Россия думает точно так же? Можно взять любого читающего человека – все думают точно так же, как я! Только вслух этого не произносят, не пишут». И в этом тоже была часть правды. Не вся, конечно, русская интеллигенция думала, как Толстой. Далеко не вся. Но многие – увы, разделяли его взгляды…

Многие вещи, в которых обвиняла Церковь Льва Толстого – а обвинения были серьезные, не голословные, – он совершал не как враг, он это делал с болью.

В 1889 году он пишет: «Почему моя проповедь не имеет успеха? Потому что я говорю от себя. Я говорю свое, а не от Бога. И не по Богу» – понимание это у него было.

В дневнике Толстого мы находим много свидетельств его правильного христианского устроения. Например, у него были бесконечные скандалы с Софьей Андреевной, он много раз хлопал дверью, уходил из дома, но при этом он пишет: «Я должен найти жену в свой же жене». У писателя было православное понимание своей жизни как креста. Но, к сожалению, всё это: дневниковые записи, пожелания, намерения – только косвенные доказательства веры Толстого.

Лев Толстой с женой и детьми Лев Толстой с женой и детьми

Да, был его приход в Оптину, разговор с сестрой, воспоминания родных о том, что он раскаивался… Но всё же, как сказал преподобный Варсонофий, не смог Толстой разорвать это кольцо бесовской цепи.

И потому во время встречи с митрополитом Иларионом по этому поводу владыка сказал: «Я тоже очень люблю Толстого, но давайте оставим это до Страшного суда. Господь решит судьбу Льва Николаевича, мы же давайте келейно его поминать, молиться о его судьбе, о его загробной участи». И мне хотелось бы попросить об этом же и читателей, особенно тех, кто любит лучшие его творения.

Худшие его произведения Церковь нашла смелость признать далекими от Православия – и она должна была эту черту провести, потому что авторитет писателя был огромным, он уже обрел мировую славу. Необходимо было разграничить: это христианское произведение, а это – не совместимое с христианством. Что и было сделано. И нужно было мужество, чтобы так сделать. Как мы помним, началась настоящая травля Церкви за анафематствование Льва Толстого. Хотя анафемы-то как раз и не было – в формуле отлучения были слова: «в надежде на покаяние». Церковь очень надеялась, что писатель изменит образ своих мыслей и тогда, конечно, будет принят обратно в ее объятия.

Вот такая грустная история жизни и смерти Льва Николаевича Толстого. И давайте келейно молиться о том, чтобы Господь простил отлученного от Церкви Льва Николаевича.

Дмитрий Менделеев

16 декабря 2015 г.

Смотри также
Ответ на письмо С.В. Степашина о Л.Н. Толстом Ответ на письмо С.В. Степашина о Л.Н. Толстом
Архим. Тихон (Шевкунов)
Ответ на письмо С.В. Степашина о Л.Н. Толстом Ответ на письмо С.В. Степашина о Л.Н. Толстом
"Канонически церковное поминовение Толстого невозможно. Но сострадательное сердце любого христианина не может быть закрыто для искренней, смиренной молитвы о его душе", – по благословению Патриарха ответил президенту РКС архимандрит Тихон (Шевкунов).
Евангелие Льва Толстого Евангелие Льва Толстого
Елена Лебедева
Евангелие Льва Толстого Евангелие Льва Толстого
Елена Лебедева
Перевод Евангелий и трактовка их смысла сделаны Толстым, этим выдающимся мастером слова, нарочито упрощенно и грубо. Думается, что это художественный прием: нарочитая грубость и простота выражает презрение к окружающей «ложной жизни», намеренно опрощая суть христианской истины и демонстрируя всю простоту и ясность жизни по ней в противовес сложному мистическому церковному вероучению.
Споры о Толстом Споры о Толстом
Архим. Тихон (Шевкунов)
Споры о Толстом Споры о Толстом
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Прошел уже год, как с нами нет Вячеслава Михайловича Клыкова — великого скульптора и замечательного человека.
Комментарии
Татьяна28 сентября 2024, 08:31
лучшее исследование о Толстом -это книга отца Георгия (Ореханова), написанная с любовью к этому великому человеку: пророк без чести: хроника катастрофы. Книги писателя-это часть нашей русской культуры. А то, что произошло с ним-это предчувствие действительной катастрофы элиты России.. Рассказы Толстова потрясают и меняют душу... Два старика, например. Эта вещь действует так сильно, что понимаешь, как и зачем и почему добрые дела надо делать тайно.. Пример Толстого это яркий срез внутреннего состояния интеллигенции предреволюционных лет той поры.. Отлучить от церкви вполне можно было большую часть зараженной антицерковными и антимонархическими настроениями публику.
Ольга Забудкина17 февраля 2016, 09:00
Очень интересная статья в связи с искажением фактов, которые дают нереальную оценку Льву Толстому, я понимаю, что автор данной статьи пытается оправдать его, но "истина дороже". например о том, что по приезде в Оптину Пустынь его не приняли в связи с болезнью старца. привожу воспоминания преподобного старца Севастиана Карагандинского (в миру Стефан Васильевич Фомин) который был непосредственным участником данных событий. И если на весы положить ваш рассказ об этом и его, я всё-таки отдам предпочтение о Севастиану. "В 1910 году в Оптину Пустынь, после тайного своего отъезда из Ясной Поляны, приехал Лев Толстой. Стефан был свидетелем этого события.   
Лев Николаевич приехал в Оптину из Козельска уже поздно вечером и ночевал в монастырской гостинице. Гостиник о. Михаил потом рассказывал, что за чаем, Толстой расспрашивал его о старцах, спрашивал, кто принимает из них, принимает ли старец Иосиф, говорил, что он приехал повидаться, поговорить со старцами. «А приехали, - рассказывал о. Михаил,- они вдвоем. Постучались. Я открыл. Лев Николаевич спрашивает: «Можно мне войти?» Я сказал: «Пожалуйста». А он говорит: «Может, мне нельзя: я - Толстой». «Почему же, - говорю,- мы всем рады, кто имеет желание к нам». Он тогда говорит: «Ну, здравствуй, брат». Я отвечаю: «Здравствуйте, Ваше Сиятельство». Он говорит: «Ты не обиделся, что я тебя братом назвал? Все люди - братья». Я отвечаю: «Никак нет, а это истинно, что все - братья». Ну и остановились у нас. Я им лучшую комнату отвел. А утром пораньше я служку к скитоначальнику о. Варсонофию послал предупредить, что Толстой к ним в скит едет». О дальнейшем о. Севастиан рассказывал так: «Старец Иосиф был болен, я возле него сидел. Заходит к нам старец Варсонофий и рассказывает, что о. Михаил прислал предупредить, что Л. Толстой к нам едет. «Я, - говорит, спрашивал его: а кто тебе сказал? Он говорит - сам Толстой сказал». Старец Иосиф говорит: «Если приедет, примем его с лаской, почтением и радостью, хоть он и отлучен был, но раз сам пришел, никто, ведь его не заставлял, иначе нам нельзя». Потом послали меня посмотреть за ограду. Я увидел Льва Николаевича и доложил старцам, что он возле дома близко ходит, то подойдет, то отойдет. Старец Иосиф говорит: «Трудно ему. Он ведь к нам за живой водой приехал. Иди, пригласи его, если к нам приехал. Ты спроси его». Я пошел, а его уж нет, уехал. Совсем еще мало отъехал, а ведь на лошади он, не догнать мне было. Затем сообщение старцам от сестры его, монахини Марии, было, что и от нее из Шамордина он уехал. Потом со станции Астапово пришла телеграмма нам о болезни Льва Николаевича. В ней от его имени просили старца приехать к нему. О. Варсонофий сразу выехал, но окружающие Толстого не допустили его ко Льву Николаевичу. О. Варсонофий письмо дочери его Александре передал. Писал ей, что это ведь воля Вашего отца, чтобы я приехал. Все равно не пустили. И жену его Софью Андреевну тоже не допускали. Она в своем вагоне приехала и жила на станции в нем. О. Варсонофий очень тяжело пережил это все, сам почти больной вернулся и всегда волновался, вспоминая это. И говорил: «Хоть он и Лев, а цепей порвать не мог. А жаль, очень жаль». И старец Иосиф сокрушался о нем. «А что кто-то посылал меня, то это неправда. Только по одному желанию самого Льва Николаевича я поехал в Астапово», - утверждал о. Варсонофий».
Lyudmila Toll27 января 2016, 06:22
Господи прости раба Божия Льва он был бы рад
попросить прощения при жизни но враг так его давил
и иной раз враг побеждает я так думаю
это как такой очень трагический урок всем нам чтобы помнили что прежде всего
слезная исповедь покаяние
и причастие у священника Твоими Святыми Тайнами
прости меня Господи грешную
да будет Твоя Святая Воля во веки веков
Иоанна АБ21 декабря 2015, 11:12
Никогда я не любила Толстого. Может, и есть в его романах "правда характера", вот даже отец Серафим Роуз говорит, что есть. Но он не любил никого из своих героев. Даже Наташу Ростову, даже Левина. Анна - так это сплошная ПОЗА, никакого сочувствия не вызывала она у меня даже тогда, когда я была чувствительной девушкой. Помню, всё хотелось, чтобы вся эта неправда как-нибудь побыстрее закончилась, только Серёжу было страшно жалко. Позже, когда дети учились читать, всё как-то попадались толстовские рассказики. Но и они вызывали непонятное отторжение. Позже я прочла у кого-то из Святых Отцов фразу: "Можно подделать букву, но ДУХ подделать невозможно". Вот это в точку. Дух толстовский - холодный и бестрепетный.
Василий Н.20 декабря 2015, 22:00
Спасибо, Дмитрий! Ваши статьи - как бальзам на душу.
Мария20 декабря 2015, 14:21
ГОСПОДЬ НЕ ДОПУСТИЛ ДО ПРИЧАСТИЯ(ПРЕП.БЫЛ СО СВ.ДАРАМИ),ИСПОВЕДИ..ПРИЧЕМ ТУТ РОДНЯ-ОНИ ОРУДИЕ БОЖИЕ..АВТОР СКРОМНО НЕ УПОМЯНУЛ О "ЕВАНГЕЛИИ"ТОЛСТОГО,А ЗРЯ,СОЛИДНЫЙ АРГУМЕНТ.
Наталья19 декабря 2015, 18:46
Если Господь не допустил Толстого до исповеди, то молитва о нем может быть противлением Божьей воле, так ясно выраженной.
Людмила 18 декабря 2015, 20:03
История действительно очень грустная...
СвЯтой Иоанн Кронштадский называл Толстого не просто злым гением, но предтечею антихриста, а его борьбу с Церковью — делом дьявольским, за несколько лет предсказал несчастное бегство Льва Николаевича из родного гнезда, неудачную попытку покаяния и смерть в полном духовном одиночестве.
Молиться ,даже келейно ...тяжеловато будет нам простым грешным.
Если только потомки возьмут на себя такой груз ответственности.
Эмигрант18 декабря 2015, 15:53
Большое спасибо за статью! Сразу видно, что автор ЧИТАЛ "Анну Каренину", в отличие от многих других. Очень интересено!
Эмигрант
Анастасия17 декабря 2015, 18:46
"И давайте келейно молиться о том, чтобы Господь простил отлученного от Церкви Льва Николаевича".Разве уважаемый автор - духоносный прозорливый старец, чтобы знать - понесет ли подвиг молитвы за отлученного от Церкви каждый откликнувшийся на этот призыв? По слову старца Паисия, молитва за страждущего ближнего (живого еще и находящегося в Церкви), чтобы быть услышанной, должна сопровождаться болью сердца и жертвой. За умерших вне Церкви людей (некрещенных, отлученных, еретиков, раскольников, самоубийц) по канонам не совершается церковных молитв, даже на Троицкую родительскую субботу(ведь тогда поминаются не "все от века рожденные люди", а все православные христиане по-разному скончавшиеся). Келейная же молитва за умерших вне Церкви разрешается не иначе как с благословения духовного отца. Молящийся за таковых должен быть готов на серьезную жертву. Вот все пишут о келейной молитве за самоубийцу, данной своему ученику прп. Львом Оптинским, но почему-то умалчивают о том, что ученик буквально душу свою положил за погибшего отца - вскоре умер сам. А что же может быть в случае самовольной и самонадеянной молитвы? Отлученные подобны самоубийцам по отношению к Церкви. О самоубийцах митр. Игнатий Хабаровский сказал так: "Но упоминания самоубиенных там нет. Помочь здесь могут только родственники, но с благословения священнослужителя, т. к. молитва за самоубийц вызывает нападки демонов. Если человек духовно слаб, священник не даст благословения. Знаю лично людей, которые, самовольно молясь за самоубийц, впадали во многие грехи — пьянство, игроманию, наркоманию". Поэтому, конечно, молиться по любви за умерших вне Церкви - дело великое и благородное, но следует не забывать и слов Христа:"кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним" (Лук.14:28,29).
А вообще Л. Толстой, без сомнения, великий писатель, обаятельная личность, но страшный человек. Мы живем рядом с Ясной Поляной,и знаем это не понаслышке. Как ломаются судьбы у людей, связавших свою жизнь с именем Л. Толстого и его усадьбой! Какое тяжелое чувство испытывается многими у его одинокой могилы на краю оврага!
Поэтому, прежде чем молиться за Льва Николаевича, надо хорошенько подумать и оценить свои силы. Не лучше ли, по слову митр. Илариона, оставить это до Страшного суда?
Татьяна17 декабря 2015, 14:38
А если все же изучить медицинские документы, ведь семью пользовал психиатр. И если у Л.Н. было какое-то психическое повреждение на склоне лет, то это меняет картину.Но представляя его семью, вполне может быть, что документы о таком нездоровье Л.Н. были скрыты.
Изучен ли досконально этот вопрос? Наверное, но всякое может быть...
Тяжелая русская рана.
Юрий17 декабря 2015, 11:04
Вольтер умирал в страшных муках и на смертном одре просил ученика позвать священника.
Тот в силу безбожного учения своего наставника не сделал этого. Не правда ли случай наводит на определенное сравнение?
Почему-то в статье всё время ссылаются на якобы фатальные случайности.., а дальше думайте сами, люди православные!
А может и Ленин не виноват, а все он Толстой, как зеркало русской революции.


Елена17 декабря 2015, 09:47
несколько лет назад мне приснился Лев Толстой и просил помолиться о нём, проснувшись, я конечно не восприняла серьёзно сон, даже подумала ну и присниться же.... а потом в этот же день маленький сын приносит книгу раскрытую и просит почитать, смотрю в книгу, а на расскрытой странице, биография Льва Толстого, и смотрю буквально через несколько дней у него день рождения. теперь в домашней молитве его иногда поминаю.
Галина Б.17 декабря 2015, 03:05
Спасибо автору статьи. Все легло на душу. Толстой не теплохладен - горяч, от этого все его метания. А все же, пожалуй, дневники - более документальны, чем все его громкие заявления. Господь разберется в намерениях каждого.
тамара17 декабря 2015, 01:34
Господи,прости р.Б. Льву все его согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие небесное.
СахИрина17 декабря 2015, 00:16
все это оправдание Толстого притянуто за уши. Господь знает сердце человека и всегда откликается на зов о помощи. Если бы Толстой хотел примириться с Богом, Бог принял бы его и никакие родственники не смогли бы воспрепятствовать тому, чтобы Т. перед смертью встретился со священником, исповедался и причастился. Если этого не произошло- значит на то была Божья воля, а не препятствия родственников. А эти мнимые желания Т. примириться с Богом и церковью высосаны из пальца, не понимаю, посему столько священников так переживают за этого Толстого. он столько хулы изрыгал на Христовы Тайны, что удивляет такое мягкосердечие к этому хулителю со стороны священников. А как же "ревность по доме твоем снедает меня?" по-моему такая забота о Т. должна "обижать" Бога, ведь мы всегда радеем за тех кого любим. а здесь радение не о Божьем имени, а о том, кто Его хулил. И кроме того, в своих хулениях Т. виноват тем более, что зная о своем таланте и влиянии его на людей он своими хулениями навредил огромному количеству народа и то, что после революции храмы разрушались- во многом его "заслуга": подготовил почву.не зря его большевики так превозносили.
Александр16 декабря 2015, 21:28
По поводу цитаты из Второзакония - ведь для Толстого Бог так и остался карателем греха, а это бывает только, когда человек не знает Христа, либо сознательно идёт против Его воли. Для сравнения, Достоевский в качестве эпиграфа в двух своих последних великих романах неизменно цитирует Евангелие. Перед всяким человеком рано или поздно встаёт выбор - остаться со своей праведность (иудейской) или отвергнуть её и "остаться со Христом", а не со своей праведностью.
Антюхов16 декабря 2015, 21:12
Очень искусительная статья во время поста, не находите? Это теперь модно стало, посмертное притягивание всех в лоно Церкви, игнорируя волю самого жившего человека. Келейно ведь никто не может запретить его поминать, хотя совсем не факт, что это так безопасно для человека. Но вот поминание за Богослужением, опускание частицы, вынутой в память о Л.Толстом, в кровь Христову, так кощунственно, так отвратительно осмеянную этим писателем... Разве так мы сами не приобщимся его кощунству? Поймите наконец, что пытаясь примирить всё и вся, мы можем незаметно отречься от Христа. Да, писатель он великий, да, много у него не противоречащего христианству, но его Богоборчество было вполне осознанным делом в последние годы жизни. Молитесь келейно, пожалуйста, если душа ваша многое нашла в книгах Толстого, но не затягивайте пожалуйста насильно в Церковь ни Толстого, ни Оригена, ни кого другого из тех, в ком Церковь увидела иной дух. Анафема- это ведь только печать Церкви на документе, составленном самим человеком. Простите.
Инна16 декабря 2015, 18:07
Не могу согласиться с автором, что священник, допустивший к причастию Левина, виновен. Священник понял Левина глубже, чем тот сам себя, увидел его сердечную глубинную религиозность, а не внешние умствования, поэтому и не стал чинить препятствия, чтобы не не оттолкнуть от Церкви
Елена Заварихина16 декабря 2015, 16:01
В том духовном и душевном состоянии, в котором Толстой находился, нельзя было жениться церковным браком. Переступив через ложь, невозможно удержаться в Свете - темная сила тянет дальше. И там, где Толстой искал спасения, оказалась погибель.
НН16 декабря 2015, 15:32
Спасибо за статью. Хоть я и небольшая поклонница творчества Л.Толстого (больше всего мне нравится "Кавказский пленник")и в отсупничестве Толстого от Церкви сомнений нет, я с огромным удовольствием прочитала книги Павла Басинского "Бегство из рая" и "Святой против Льва". Всем интересующимся очень рекомендую. Мнение современника Толстого, св. пр. Иоанна Кронштадского, расставит всё по своим местам, а сомневающиеся будут всегда. (Я не молюсь о графе, так как он не заблуждался в своих взглядах, а совершенно сознательно их исповедовал и проповедовал. О.Иоанн даже молился не о выздоровлении Л.Н., а о его скорейшей смерти! вот насколько он считал вредоносными взгляды великого писателя! Величайший талант, антицерковные взгляды Толстого и огромный общественный интерес принесли огромный вред российскому обществу и раскололи его... А верил ли Л.Н. в Бога - не наше это дело... Господь Сам с ним разберётся... Простите!
Валентина Баранова16 декабря 2015, 15:27
Скорее всего Л.Н.Толстой пожалел о своем решении.
Раиса16 декабря 2015, 14:54
"И давайте келейно молиться о том, чтобы Господь простил отлученного от Церкви Льва Николаевича." - это,я думаю, опасный и безответственный призыв и, на мой взгляд, может быть обращен только к высоко духовным людям, а не к рядовым читателям сайта. Велика опасность духовно повредиться и погибнуть. И автор за это несет ответственность.
Иван16 декабря 2015, 13:57
У нас хранится книга Л.Н. Толстого "Детство, отрочество и юность", подаренная моей прабабушке А.А. Покровской (в замужестве Нелазской) игуменьей Леушинского монастыря матушкой Таисией.
Это был подарок прабабушке в честь хорошей учебы в Леушинской Церковно-учительской школе.
Дата - 29 мая 1903 г. Граф Толстой к тому времени уже был отлучен от церкви. Но видимо матушку Таисию (которую, надеюсь, вскоре наконец-то канонизируют) это не смутило.
Светлана16 декабря 2015, 13:56
Очень...очень печальная судьба великого писателя.Не берусь судить,но, всё же,возникло какое-то смутное сомнение ( личное) - в душевном не спокойствии Льва Николаевича: многолетние ссоры и скандалы способны расшатать нервы любого человека, тем более престарелого. Согласна с мнением автора, Дмитрия Менделеева, о нашей совместной молитве келейной до Страшного Суда.Как знать, ведь Господь может преклонить Свою милость на всех грешников.По нашим грешным молитвам,прости его, Господи. И на всё, да будет Святая Воля Твоя!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×