Москва, 15 декабря 2015 г.
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, вносящий поправки в федеральный закон "О Конституционном Суде РФ", передает ТАСС.
Согласно документу, Конституционному суду (КС) РФ разрешается признавать неисполнимыми решения международных судов, в первую очередь, Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в случае их противоречия российской Конституции.
Конституционному суду разрешается признавать неисполнимыми решения международных судов, в первую очередь, Европейского суда по правам человека, в случае их противоречия российской Конституции
Законопроект был принят Госдумой 4 декабря и одобрен Советом Федерации 9 декабря.
Поправки вносятся в федеральный конституционный закон о КС РФ во исполнение июльского постановления самого Конституционного суда.
Ими предусматривается, что "по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против РФ на основании международного договора, Конституционный суд РФ разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека". В частности, компетенцией для таких обращений в КС наделяется президент РФ и правительство РФ.
В случае если КС РФ принимает постановление о невозможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека в целом, или в его части, какие-либо действия (акты), направленные на исполнение его соответствующего решения в России, не могут осуществляться (приниматься).
В середине июля КС РФ постановил, что решения ЕСПЧ могут исполняться на территории РФ лишь в случае, если они не противоречат основному закону страны.
В постановлении КС отметил, что в большинстве случаев коллизии между Конституцией РФ и Конвенцией по правам человека не возникают. Однако в случае, если конфликт возникнет, и ЕСПЧ даст трактовку, противоречащую Конституции РФ, Россия будет вынуждена отказаться от буквального исполнения решения ЕСПЧ. Суд тогда также указал, что законодатель вправе создать специальный правовой механизм обеспечения верховенства Конституции в таких случаях.