17-й год верующие Свято-Владимирского прихода молятся в крошечном помещении напротив захваченного раскольниками кафедрального Владимирского собора.
– Первое время раскольники сюда часто захаживали, – рассказывает настоятель Владимирского прихода, что при 18-й городской больнице, протоиерей Андрей Миткалик. – Им покоя не дает наш маленький больничный храм. Ведь сюда приходят и студенты Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, и преподаватели, и врачи, и пациенты больницы. Все, кто понимает, что во Владимирском соборе нет благодати Божией, приходят к нам. Среди нашей паствы и медицинские работники, и профессора, и писатели, и пенсионеры, коренные киевляне, которые выросли под сводами Владимирского собора и уже состарились. Туда ходили их родители, деды и прадеды. А теперь эта великая святыня, величественный храм, построенный в честь 900-летия Крещения Киевской Руси исключительно на пожертвования дореволюционной паствы Российской империи, где покоятся мощи великомученицы Варвары и священномученика Макария, митрополита Киевского, уже более двух десятилетий пребывает в плену раскола. Захват Филаретом в 1992 году Владимирского кафедрального собора – величайшее преступление нашего времени!
Сама история обличает раскол и задает вопросы
И в самом деле, почему ряженые раскольники во главе со своим одряхлевшим 88-летним лидером, изо дня в день поносящие все «русско-имперское» (начиная с церковно-славянского языка, который никакого отношения к современному русскому не имеет, и заканчивая постоянным обливанием грязью канонической Украинской Православной Церкви), преспокойно восседают на кафедре и в алтаре Владимирского собора?
Собора, в истории которого, увы, нет и намека на украинско-националистическую идею, с которой уже столько лет носятся филаретовцы, подхватившие знамя УАПЦэшной «липковщины», родившейся из кровавой пены революции 1917 года? Почему Филарет, в свое время называвший украинский язык «польско-еврейским диалектом» и призывавший появившихся из-за океана в начале 1990-х автокефалистов «давить танками», метивший в «патриархи Московские и всея Руси» в 1990 году (будучи тогда еще законным украинским экзархом РПЦ), силовым методом присвоил себе Владимирский кафедральный собор, строительство которого было утверждено в 1853 году Российским императором Николаем І?
Следует вспомнить также, что и архитектурный проект, и строительство, и сбор средств, а затем и роспись собора – все это осуществлялось архитекторами и художниками все той же ненавистной империи. Архитектором этого уникального собора был Иван Васильевич Штром – российский зодчий, академик архитектуры и тайный советник. Построенные по его проектам храмы и другие сооружения стали украшением городов: Санкт-Петербурга, Киева, Житомира, Острога, Тамбова, Самары, Тульской губернии, Саратова, а также за границей – Греции, Германии, Франции. Для росписи собора в 1885 году были приглашены из Санкт-Петербурга и Москвы выдающиеся художники того времени – Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель.
1 сентября (20 августа) 1896 г. в присутствии всероссийского императора Николая II и императорской семьи, сановников, высшего духовенства Свято-Владимирский собор был освящен митрополитом Киевским Иоанникием.
В 1929 году Владимирский собор был закрыт и превращен в музей антирелигиозной пропаганды. Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института. Во время немецкой оккупации богослужение здесь возобновилось, храм стал кафедральным собором митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.
В 1992 году Владимирский собор был захвачен бывшим митрополитом Филаретом, который объявил о создании так называемой УПЦ КП, непризнанной во всем мире (в том числе и католиками), самозваным религиозным формированием.
Однако происхождение собора и его роль в истории мало волнует раскольников. Бесстыдно называя себя православными, они нарушают не только историческую преемственность, но продолжают нагло, как тати и разбойники, захватывать храмы, иллюстрируя всему миру свое настоящее лицо, которое к истинному христианству не имеет никакого отношения.
В связи с этим возникает элементарный вопрос: а что построили раскольники в Киеве за эти годы? Ответ однозначный: раскольники ничего не строят, раскольники присваивают чужое, захватывают, отбирают, обманывают.
Последний кульбит филаретовцев – сбор электронных подписей под петицией о передаче Киево-Печерской Лавры «анафеме» Михаилу Денисенко (лжепатриарху Филарету).
Несколько месяцев назад подобный сценарий разыгрывался в Тернопольской областной организации, где некий филаретовский расстрига Зинкевич в облсовете «руководил» голосованием о передаче Почаевской Лавры «для пользования другими конфессиями».
Подлог, политические интриги, клевета, рейдерские силовые захваты храмов – вот испытанное оружие раскольников.
На западной стене внутренней росписи собора изображены адские муки нераскаявшихся грешников. Среди скрежета зубов и огня неугасимого изображен летящий в преисподнюю человек в священническом облачении. Не мешало бы новым "хозевам" захваченного собора почаще останавливаться перед этим апокалиптическим сюжетом: ведь есть о чём подумать!
Свято-Владимирская община
И все же Владимирская община живет, молится, оказывает милосердие, просвещает и миссионерствует. И 17-й год добивается выделения места под строительство нового Владимирского храма. Пока безрезультатно. Но это тема уже другой публикации.