Последний раз ступавшая по русской земле в 1920 году, еще до исхода Белой Армии из Крыма, баронесса Ирина фон Дрейер вернулась в Москву, где родилась 100 лет назад – 15 декабря 1915 года. 17 декабря она посетила Сретенский монастырь и семинарию.
Ирину Владимировну увезли из России пятилетней девочкой. Ее отец, Владимир Николаевич фон Дрейер, генерал-майор царской армии, воевал с большевиками три года, затем семья бежала в Париж, где барон, пользуясь дореволюционными связями, открыл бакалейную лавку на Елисейских полях и учил французов пить вино.
Это сейчас баронесса долетела до Москвы за три часа, а когда семья фон Дрейеров покидала Россию в начале 20-х годов прошлого века, их путь во Францию занял несколько мучительных лет с долгими необустроенными остановками в Стамбуле и Берлине, где их никто не ждал.
Франция тоже не была благосклонна к эмигрантам, девочка Ира спала на дорожном чемодане. Затем – в келье: ее отдали на обучение католическим монахиням. Но там ей было не лучше – к ней плохо относились, потому что русская девочка отказывалась от перехода в католичество.
Позже, повзрослев и выйдя замуж, она объездила почти весь мир, но в России не была с 1920 года.
Накануне своего столетия Ирина Владимировна поняла, что время пришло, и пора вернуться на Родину. Она написала письмо Владимиру Путину с просьбой о получении гражданства.
«Для меня важно быть русской, я не хочу быть никем другим. Я хочу умереть русской, предстать перед Богом русской, – объясняет она причины своего поступка. – А столетний юбилей – это дополнительный сильный стимул к этому».
Президент России подписал указ о предоставлении баронессе российского гражданства, и вот 15 декабря она прибыла в Россию – уже с новым паспортом.
Кажется, она не может поверить своим глазам: «Невероятно, что со мной все это происходит! Сидела у себя во Франции, – у меня ничего уже не было, я была одна! И вот я в России. Тут все так необычно, столько внимания, любви и тепла. Я как в сказке!»
95 лет она не была в своем Отечестве, которое на все эти годы заменила ей Русская Церковь. «В Париже мы всегда ходим в русскую церковь, – рассказывает баронесса. – Это с детства вложили в нас наши родители. Для нас это важно. Все эмигранты из России ходят в русские церкви».
На третий день своего пребывания в Москве баронесса посетила и Сретенский монастырь. В соборном храме обители была совершена заупокойная лития о всех погибших в междоусобных войнах.
После литии Ирине Владимировне показали монастырь и семинарию. Наибольшее впечатление на дочь генерала Белой Армии произвела главная фреска семинарии «Христос и ученики», где изображены русские святые, писатели, мученики первой половины XX века и наши ушедшие современники.
Во время краткой экскурсии семинаристы устроили для гостьи сюрприз, исполнив небольшой хоровой концерт в одной из учебных аудиторий. Особо впечатлило гостью исполнение гимна «Боже, Царя храни!»
Ирина Владимировна сердечно поблагодарила братию обители и воспитанников семинарии за теплый прием.
И на весь наш век она- одна,
Оттого и так душа страдает
Тех, кто с Родиной расстался навсегда..."
"...Тот - русский, чья душа живёт в России,
Чьи помыслы - о матушке, о ней." ( Константин Фролов-Крымский "Мы русские")
Низкий поклон баронессе Ирине за её целеустремлённость к воссоединению с Родиной. И преклонный возраст для неё не помеха! Аплодирую ей стоя!!!
Иные Родину утратили невольно,
И сбывшееся счастье - русским быть и лечь в родную землю.
Тем самым Богу главное отдать.
Другие- так и не поняв, что православный - русский априори,
Уехали не от несчастной доли.
Особо не терзаясь мукой, надеясь , все еще успеть....
На верность присягнуть любому.
Не думать даже, что за это получить....
Не буду никого критиковать, хвалить иль обелять. Ведь главное, чтоб было Богу, что сказать....
Радости и покоя сестре нашей Ирине, возвратившейся из долгого странствия...