По образу и подобию Свиблова
Недавно из США вернулась небольшая российская делегация, которую американцы приглашали для помощи в очень важном деле. Речь о проекте в штате Мичиган. Там прихожане местной Свято-Владимирской церкви решили построить новый храм, а при нём школу и Русский центр. За образец взяли московский культурно-православный комплекс в Свиблове при храме Живоначальной Троицы.
Настоятель свибловского храма протоиерей Сергий Киселёв был в этой поездке и по возвращении едва успевал отвечать на вопросы прихожан. Они знают об этом не понаслышке. Минувшей весной встречали в Свиблове американских гостей во главе с настоятелем Свято-Владимирского храма протоиереем Григорием Джойсом. Тогда американцы и презентовали здесь свой проект. Так что он, по сути, стал совместным.
Церковь в кампусе
Всё началось несколько лет назад, когда отец Григорий услышал о православной общеобразовательной школе в Свиблове. Он как раз размышлял над перспективами своего прихода. И московский пример пришёлся кстати.
Храм, где настоятелем служит протоиерей Григорий Джойс, находится в городе Энн-Арбор. Это — крупнейший образовательный центр США. Здесь действует знаменитый Мичиганский университет.
Расположившийся в огромном университетском городке приход принадлежит Русской Зарубежной Церкви. Он был основан в 1981 году девятью семьями. Сначала службы совершали в подвале католической церкви, затем прихожане купили гараж, который перестроили под храм. А недавно удалось приобрести участок земли — несколько гектаров, где может разместиться не только новый храм, но и что-то ещё. Вот это «что-то» и стало проектом.
Прихожане-миссионеры
— Наш приход уникален для Мичигана, — говорит отец Григорий, — до последнего времени он состоял из русских людей всех волн эмиграции. Недавно перешёл в жизнь вечную наш последний прихожанин, который родился ещё до революции. Теперь у нас 40 процентов прихожан — чистые американцы, не имеющие ни русских корней, ни связей с Россией. Я, например, вырос в семье русских эмигрантов времён Гражданской войны. А вот моя супруга — американка. Но у нас много и новообращённых. Мы живём в студенческом городке, поэтому к нам часто приходят новые прихожане — те, кто приезжает в Энн-Арбор учиться или преподавать, и те, кто ищет истинную веру. Такая «текучка» придаёт особый колорит.
Отец Григорий и его прихожане очень многое делают для того, чтобы сохранить и распространить русское православие в Америке. Они активно идут в народ: не только как волонтёры в различных социальных проектах, но и как пользователи соцсетей — в этом тоже специфика университетского окружения.
«Остров» стал хитом
Но особая надежда у Григория Джойса на будущую школу и культурный центр, которые, по его словам, «помогут просвещению православных людей, а также обращению новых людей в нашу веру».
— Здесь ведь очень востребовано всё, что связано с русской культурой, особенно с православной, — говорит он. — Перевод книги «Несвятые святые» как раз печатался в нескольких милях от нашего прихода. Он стал здесь своеобразным хитом, так же как и фильм «Остров», когда тот только вышел. А воспитание детей для нас — ключевой вопрос, учитывая, что живём в стране, которая не является православной. Контакты с московским приходом нам очень помогают. По возвращении из России уже начали строительство.
А настоятель московского храма протоиерей Сергий Киселёв рассказал, что между приходами наладился и постоянный человеческий контакт.
— Одна выпускница нашей школы теперь учится в колледже Мичиганского университета, — сообщил он, — и помогает в приходе детям учиться пению на церковнославянском языке и хореографии. А они прислали к нам своего прихожанина, Эндрю, выпускника Мичиганского университета. Он изучал и русский язык, и наш опыт.
Однажды в Америке
— В нашей семье, — говорит отец Григорий, — всегда надеялись, что православная Россия когда-нибудь восстанет из пепла коммунизма. Это казалось несбыточной мечтой. Но вот теперь своими глазами вижу возрождение веры в России.
Есть у протоиерея Григория Джойса и другая мечта.
— Один из моих студентов однажды сказал, что Америка — это христианская страна, которая становится атеистической, а Россия — атеистическая страна, которая становится христианской, — говорит священник. — Думаю, это довольно точное наблюдение. А нам остаётся только молиться о спасении нашей страны от атеистического будущего и чтобы однажды здесь восторжествовала истинная вера, а страна стала по-настоящему православной.