За 30 с лишним лет, что я сталкиваюсь с теми или иными сторонами календарного вопроса, мне еще не приходилось слышать не только убедительных доводов, но и даже сколько-нибудь разумных соображений в пользу введения нового стиля с последовавшим раздором в церковной жизни. Давайте ответим на аргументы, которые обычно приводятся в защиту календарной реформы.
Несостоятельность аргументов реформаторов
1) Точность. Якобы календарь старого стиля не соответствует астрономическим данным, а новый стиль исправляет ошибку.
Ни один календарь не может соответствовать астрономическим данным с абсолютной точностью. Отцы Церкви, установившие церковный календарь, прекрасно знали о неточности привязки весеннего равноденствия к определенной календарной дате и, тем не менее, пошли на это. Нелишне также будет заметить, что и само понятие «точности календаря» нуждается в уточнении. Календарный год воспроизводит по меньшей мере два различных интервала времени – тропический и звездный год; разница между ними составляет около 20 минут. Григорианский календарь (новый стиль) хорошо приближает истинную продолжительность тропического года, а старый стиль делит разницу между тем и другим примерно пополам. К сожалению, эти сведения из школьного учебника астрономии лежат далеко за пределами кругозора современных «новостильников».
Церковный новый стиль (так называемый «исправленный юлианский календарь», или новоюлианский календарь) порочен в принципе: при новом календаре неподвижных праздников и неизменной православной Пасхалии о такой мелочи, как церковный устав, приходится забыть. Уже сейчас Петровский пост сокращается на две недели, а в иные годы и вовсе «отменяется». Со временем же Пасха, а с нею и все подвижные праздники совпадут с Петровым днем, с Преображением, с Успением, а там и с Рождеством (это будет нескоро, через 35 тысяч лет – если мир простоит до тех пор, – но существо дела от этого никак не меняется).
Астрономы не пользуются григорианским календарем из-за «пропавших» в 1583 году 10 дней
Между прочим, астрономы не пользуются григорианским календарем из-за «пропавших» в 1583 году 10 дней. Программисты для календарных расчетов вычисляют юлианские даты. Среди астрономов, не согласных с календарной реформой папы Григория, был Николай Коперник. И еще 100 лет назад Российская академия наук сообщила, что не находит научных доводов в пользу перехода на новый стиль.
2) Время празднования Пасхи. Если следовать старому стилю, то через некоторое время Пасха будет праздноваться осенью.
Во-первых, новый стиль в Православной Церкви не изменил времени празднования Пасхи (что и было главнейшим условием его принятия в некоторых Церквах). Во-вторых, православные Южного полушария Земли уже сегодня празднуют Пасху осенью. Со временем, может статься, нам покажется вполне справедливым, что наши братья в Африке, Латинской Америке и Австралии тоже будут встречать Светлый Праздник весною.
То же самое, кстати, относится и к разновременности церковных событий из-за различия временных зон на земном шаре: хотя мир устроен так, что строгая одновременность по всей Земле невозможна, единство сохраняется за счет следования общему уставу и совершения общих праздников в течение установленных суток.
3) Дисциплина. Верующие должны подчиняться решениям церковной иерархии.
Разумная мысль. Она относится к тем, чья церковная иерархия перешла на новый стиль. Но к самой календарной реформе 1924 года она не имеет ни малейшего касательства.
Что при этом удивительно: в некоторых юрисдикциях отдельным приходам дано право выбирать себе календарь! Печальный пример отказа епископов от своих прямых обязанностей. На прихожан без богословского образования, без знаний и опыта в канонических и литургических вопросах возлагается ответственность за изменение церковного календаря, составляющего неотъемлемую часть Священного Предания вот уже более полутора тысяч лет!
В американском ВМФ недавно произошел характерный случай. После долгого похода капитан предложил команде корабля выбрать порт для недельного отдыха. И что же? За этот поступок его отстранили от командования и лишили звания: капитан не имеет права перекладывать на подчиненных принадлежащую ему ответственность. Не то же ли самое происходит, когда прихожане пересматривают решения Вселенских и Поместных Соборов? Иначе, как карикатурой на демократию, это не назовешь.
4) Гражданский календарь. Якобы мы должны привести церковный календарь в соответствие с гражданским, если всё общество живет по гражданскому календарю.
Разумеется, гражданские власти устанавливают всеобщие стандарты мер, в том числе и времени (для чего и служат атомные часы в Управлении стандартов). Но им ли надлежит устанавливать церковные праздники? Как же быть с отделением Церкви от государства?
С какими только гражданскими властями не сосуществовала Церковь на протяжение веков, какие только календари не были приняты в обществе – а церковный календарь сохранялся в неизменном виде. Ведь церковный календарь в принципе отличается от любого гражданского: он изнутри регулирует таинственную богослужебную жизнь Церкви.
Гражданский календарь, как и многие другие стороны нашей социальной жизни, находится в полном распоряжении гражданских властей: они могут менять его как и когда угодно. Одно время всерьез рассматривался всемирный календарь из тринадцати месяцев по 28 дней плюс один или два «дополнительных» дня в конце года. У такого календаря есть ряд преимуществ; но что же, мы должны вслед менять и церковный календарь? Заметьте, что евреи, мусульмане, китайцы и многие другие, где бы они ни жили, никак не приспосабливают свой религиозный календарь к гражданскому. Так почему же это требуется от православных?
Патриарх Мелетий и подлинная цель календарной реформы
Итак, мы не видим серьезных доводов в пользу календарной реформы в Церкви. Никто не дал нам ответ, зачем понадобилось отказываться от церковного Предания и нарушать литургическое единство Церкви. Никто не объяснил нам, как можно было пренебречь анафемой трех Всеправославных Соборов XVI века против еретического папского календаря. Никто не обосновал применение «исправленного юлианского календаря», в котором уничтожается Петров пост и Пасха съезжается с Рождеством, вместо прекрасного своей стройностью церковного календаря.
Однако самое интересное не в этом. Самое интересное в том, что за всей демагогией об «астрономической точности», о «послушании епископам», о «календарном идолопоклонстве» или о том, что «на небе вообще нет календаря», тщательно скрывается подлинная причина календарной реформы 1924 года. А причина эта, между тем, хорошо известна, и она не имеет ничего общего ни с одним из обсуждавшихся выше предметов.
Объединить Православие с западными вероисповеданиями – новый стиль был введен именно ради содействия этой цели
Константинопольский патриарх Мелетий Метаксакис, которому принадлежит сомнительная честь разработки и проведения в жизнь календарной реформы в Церкви, никогда не скрывал своей цели: объединить Православие с западными вероисповеданиями. Новый стиль был введен именно ради содействия этой цели – такова печальная реальность.
Что же это был за человек – патриарх Мелетий, взошедший на Вселенский престол, опираясь не на властолюбивого императора, коварного заговорщика или жадного визиря (как это, к сожалению, часто бывало в истории), а на штыки Британского экспедиционного корпуса в Стамбуле? Мелетий, бывший архиепископ Афинский и будущий (по изгнании из Константинополя) патриарх Александрийский – не так уж, видимо, крепка была древняя независимость Восточных Церквей, – был активнейшим модернистом. В 1923 году он признал обновленческую церковь в России и потребовал низложения Патриарха Тихона. Мелетий готовил созыв Собора, на котором помимо нового календаря должны были быть приняты другие меры аналогичного характера: ослабление постов, сокращение служб, второбрачие духовенства и прочее. Он настаивал на гражданской одежде для духовенства, предпочитал сам носить костюм, галстук и шляпу и утверждал, что Священное Предание Православной Церкви «устарело, изжило себя и стоит… поперек объединению христиан». Вот кто дал Православной Церкви новый стиль!
У Мелетия Метаксакиса, конечно, могли быть и другие задачи. Новое республиканское правительство Турции представляло угрозу самому существованию Константинопольского Патриархата, лишившегося могучего защитника в лице императорской России. Приходилось искать поддержки и помощи на Западе. Не заплатил ли за это Метаксакис принятием западного календаря? Вполне вероятно.
Так или иначе, он не достиг своей цели: новый стиль не вытеснил собою церковного календаря и не привел к объединению с инославными. Но один результат был определенно достигнут, а именно глубокий и длительный раздор в Православной Церкви. Сам Мелетий, умирая мучительной смертью, горько сожалел о том, что он «расколол Церковь» новым стилем.
Горькие всходы раздора
Некоторые обвиняют меня в «излишней эмоциональности», с какой я защищаю церковный календарь и призываю к его восстановлению. Но обстановка, в которой оказались православные в результате календарной реформы, совершенно немыслимая. Прохожий спросит вас где-нибудь в Лос-Анджелесе: «Скажите, сегодня праздник?» – и что вы ему ответите? «Понимаете ли, какая сложность: у одних православных еще продолжается Успенский пост, а другие в некотором роде уже отпраздновали Успение…»?
В равной мере немыслимо, чтобы епископ, объезжая приходы епархии, приспосабливался к тому или иному календарю, принятому в том или ином месте. А кое-кому из епископов приходится совершать церковные праздники и торжества два раза: по новому стилю и по старому. Не слишком-то вдохновляющий пример уважения к церковному уставу, а попросту сказать – безумие.
Что дальше?
Споры о календаре причиняют нам много вреда и боли. Уже сам этот факт ясно говорит о том, что календарную реформу проводить было нельзя
Споры о календаре причиняют нам много вреда и боли. Уже сам этот факт ясно говорит о том, что календарную реформу проводить было нельзя – по крайней мере, в том виде, как она была проведена. Я люблю и ценю Священное Предание Церкви и церковный календарь как неотъемлемую и важнейшую его часть; но я по-другому бы отнесся к новому стилю, если бы он был установлен соборным порядком, всеми Поместными Церквами и православными епископами. Этого, однако, не произошло.
В календарном вопросе есть три альтернативы:
- возвратиться к церковному календарю старого стиля;
- принять реформу папы Григория, с ликвидацией Петрова поста, со сдвигом Пасхи, с обновленчеством патриарха Мелетия и с пренебрежением решениями трех Православных Соборов;
- остаться, как сегодня, двумя группами православных христиан, которые не могут вместе совершать церковные праздники.
Мне совершенно ясно, какая из этих альтернатив приемлема с церковной точки зрения, а какие нет. Надеюсь, что ясно и вам.
Протоиерей
Александр Лебедев
Журнал «Русский пастырь»
Перевел с английского иеромонах
Макарий (Маркиш)
***
Вместо послесловия: Ответ иеромонаха
Макария (Маркиша)
одному из тех, кто ратует за календарную реформу
Уважаемый г-н NN,
мы получили Ваше письмо касательно календаря вообще и Рождественских праздников в частности.
> Новый год – это уже следствие Рождества Христова. Ведь не было бы Рождества Христова, не было бы и Нового года.
Заблуждение. Новый год имеет астрономический и общественный смысл, Рождество – религиозный и вечный. Новый год отмечался людьми во все времена и во всех странах и отмечается сегодня в нехристианских обществах; Рождество же стало реальностью всего лишь 2 тысячи лет назад, после Воплощения Бога.
> Отмечать Рождество Христово по старому стилю можно только тогда, когда и вся страна живет по такому же стилю.
Глубокое заблуждение. Хранить христианский образ жизни и мысли мы обязаны независимо от внешних обстоятельств, тем более в условиях свободной страны, какой в последние годы стала Россия. Тем, кто называет себя христианами, неплохо бы задуматься о соблюдении постов и других принятых Церковью обычаев, а не подыскивать себе оправдания, что, дескать, «все так делают».
> Православная церковь … привлечет к себе еще больше людей.
Цель и мера церковности – не в количестве, а в качестве. Ночные клубы и публичные дома привлекают к себе еще больше людей. Ну и что?
> Давайте изменим нашу жизнь к лучшему, будем жить все вместе по единому календарю.
Давайте. См. на эту тему прилагаемую статью протоиерея Александра Лебедева из журнала «Русский пастырь».
> Очень надеюсь на Ваше понимание.
Взаимно.
> Встретим Рождество Христово в этом году правильно!
Ни вам, ни кому бы то ни было ничто не мешает этого сделать.
С уважением,
иеромонах
Макарий (Маркиш)
Простите, но выскажу свое соображение по вопросу правильности календарей, решается очень просто.
Православные день Праздника Пасха, рассчитывают по Юлианскому календарю. Каждый год в субботу перед Пасхой, причем каждый год по разному, в Иерусалиме над Гробом Господнем, сходит Святой огонь. Я думаю это подтверждение правильности Юлианского календаря, который использует Православная церковь.
Я православный и смотрю на вопрос календаря с уважением,но непониманием!
Главное непонимание -это вообще по сути ,что наш календарь знаменует!!!
Если посмотреть на календарь по простому ,то мы ведем свое время исчисление от Обрезания Господня,т.к.1 января и есть Обрезание и новый год а Рождество Христово отмечаем только через 351день согласно календаря как Юлианского так и Григорианского.По приданию Церкви РХ было установлено в первый день после зимнего солнцестояния(символически увеличение света для людей как видемого так и Божественного учения)
та вот вопрос:
Почему новый год не отмечают на РХ,ВЕДЬ говорят такойто год от Рождества ХРИСТОВА,а по сути от Обрезания!
СПАСИБО
Сергей, орбитой Земли называется траектория ее вращения вокруг Солнца. И Земля проходит этот путь за 365 сут. 6 ч 9 мин 9 с. Этот промежуток времени называют звездным (сидерическим) годом.
Очень земной подход, Сергей. Рациональный. Входя в пространство храма, мы попадаем, выражаясь современным языком, в иное измерение. В котором Земля вообще не вертится, и мы не должны вертеться, а внимать Преданию Церкви. Вы пишете о том, что Всевышний установил (!) такой-то интервал. Но можно рассуждать и по-иному: Господь наш Иисус Христос воплотился, вошел в нашу, земную, реальность, когда в ней действовал Юлианский календарь, и все, в том числе календарь освятил.
А можете поверить практике священников и мирян Поместных Церквей, перешедших на новоюлианский календарь. Что церковная жизнь по такому календарю – мука. Почему не меняют обратно (хотя вопрос возникал в той же Болгарии и не раз)? Да из-за обилия светских, нецерковных и малоцерковных людей, для которых Новый год удобнее вне поста (будто многие из них постяться!), и рождественские каникулы – вместе с Западной Европой.
А несогластным я посоветую подумать над словами пана Турчинова о Рождестве... и почему именно он озвучил это.
"Когда мы пришли в «Панагуду», Старец, радостно улыбаясь, угостил нас лукумом и посадил меня рядом с собой. Я был в растерянности. Он вел себя со мной так, словно знаком со мной многие годы и знает обо мне все.
Его первый вопрос был таким: «Ну как ты там в Америке справляешься со своими автомобилями?» Я растерялся. (Забыл сказать, что в Америке я работал на автостоянках, и, естественно, вся моя работа была связана с автомобилями.)
«Справляюсь...» — только и мог пробормотать я, глядя на Старца глупыми глазами. «Сколько в вашем городе православных храмов?» — «Четыре», — ответил я и изумился еще раз.
«Там служат по старому стилю или по новому?» — спросил Старец, и меня ударила третья молния. Однако эта «молния», вместо того чтобы увеличить мою растерянность, как бы сроднила меня со Старцем, «приземлила» меня к его дарованию.
— В двух — по старому, а в двух — по новому, — ответил я.
— А ты в какой храм ходишь?
— Я хожу к старостильникам, а моя жена — к новостильникам.
— Слушай-ка, — сказал Старец, — ты тоже ходи в тот храм, куда ходит твоя жена. — Старец произнес эти слова «со властью», авторитетно и хотел объяснить мне что-то еще. Однако вдруг я осознал, что этот вопрос для меня уже закрыт. Объяснения и аргументы были уже не нужны. Со мной произошло что-то необъяснимое, что-то Божественное, с души упал тяжелый камень и улетел далеко-далеко. Как по ветру разлетелись все старостильнические аргументы, угрозы и «отлучения» новостильников. Я ощущал в себе Благодать Божию, которая через этого святого мужа действовала во мне и наполняла меня миром, к которому я стремился много лет. То необыкновенное состояние, которое я переживал, наверное, отразилось и на моем лице.
Скорее всего, выражение моего лица заставило Старца на какое-то время остановиться. Но потом он продолжил свою речь и дал мне некоторые объяснения. Возможно, он сделал это для того, чтобы я передал его слова другим. А может быть, для того, чтобы я использовал эти доводы для себя самого во время искушения, когда состояние переживаемой мной в те минуты небесной радости пройдет.
«Конечно, — говорил Старец, — и мы на Святой Горе живем по старому календарю. Но мы — другое дело. Мы едины с Церковью, со всеми Патриархатами, со всеми Поместными Церквами — как с теми, кто живет по новому календарю, так и с теми, кто придерживается старого. Мы признаем Таинства этих Церквей, а они признают наши Таинства. Их священники сослужат с нашими священниками. А вот несчастные зилоты от Церкви откололись. Большинство из них имеют и благоговение, и бескомпромиссность, и подвижнический дух, и ревность по Богу. Только их ревность нерассудительна, она «не по разуму». Некоторые были вовлечены в этот раскол по простоте, другие — по незнанию, третьи — по эгоизму. Тринадцать дней разницы между юлианским и григорианским календарями они посчитали догматическим вопросом и всех нас записали в прельщенные, а сами ушли из Церкви. Зилоты не имеют общения с Патриархатами и другими Поместными Церквами, придерживающимися нового календаря. Но ведь с Патриархатами и Церквами, которые придерживаются старого календаря, они тоже не имеют общения — якобы потому, что те «осквернились» общением с новостильниками. Но это еще не все. Зилотов-старостильников осталось немного, но и эти немногие, я уж не знаю как, раздробились на мелкие группировки. И они не могут остановиться: все дробятся и дробятся, предают друг друга анафеме, отлучают друг друга от Церкви, низвергают из священного сана. Ты не можешь себе представить, как я исстрадался и как много молился из-за этого искушения. Мы должны любить зилотов-старостильников, нам должно быть за них больно, мы не должны их осуждать. Больше всего нам надо молиться о том, чтобы Бог просветил их, а если иногда кто-то из них, будучи расположен по-доброму, попросит нас о помощи, мы можем ему сказать то, что мы знаем»
А вопрошающий о. Маркиша похоже просто не был понят. Если мы отсчитываем года (и мыслим начало нашей эры) от Рождества Христова, то логично новый год и праздновать в день этого самого Рождества. Почему его надо праздновать через 7 дней или за 7 дней до нового года, я так и не понял.
В принципе, я совсем не за переход на новый календарь и вообще против нововведений.
Что же касается перехода на "мирской" календарь, то он по факту практически и так произошел. Поскольку в основном все церковные календари, по крайней мере для мирян, пишут даты по мирскому календарю, чтобы люди могли с ними реально соотносится, то множество людей просто и не в курсе, что на самом деле Преображение не 19 августа, и Рождество не 7-го января. Вместо этого возникает ощущение, что есть разные праздники "католическое Рождество" и "православное Рождество".
/Наталиа26 декабря 2015, 14:00. НН24 декабря 2015, 18:00 Вы по своей семье не судите всех остальных/.... При чём тут суд? Это живой пример, правда, чтоб достичь результатов, надо ОЧЕНЬ потрудиться и чем-то самой поступаться ОЧЕНЬ часто (второстепенным). Тут все средства хороши, вплоть до пути к сердцу мужчины через желудок. "Кто хочет - ищет способ (средства, возможности); кто не очень хочет - причины". Если у вас в семье ТОЛЬКО дата празднования Рождества - камень преткновения - так это не страшно, а если есть и другие - тогда сложнее. Сочувствую. Простите!
"От себя добавлю: воцерковленный православный человек ничего не теряет, если отметит Рождество 25 декабря, а не 7 января. Он является в некотором роде миссионером в собственной семье."
Ага, наплевав на пост? Этакое модернистское "миссионерство"! А Благовещение тоже предлагаете подвинуть, да?
"Буквоед с ветхозаветным мышлением отметив, по сути дела, семейный праздник, не учитывая интересы ближних не приблизится к Богу ни на йоту."
Какие громкие слова! Так можно и Пасху также подвинуть, и "праздновать" её вместе с еретиками. Особенно здорово это будет выглядеть, когда вы будете её "праздновать" на Страстной седмице.
"Огромное количество поместных церквей отмечает Рождество 25 декабря... не слышала, чтобы кто-то из греков осуждал русских старостильников. У нас ПРАЗДНИК, нам нет дела до ваших косых взглядов!"
Может быть поэтому у греков сейчас в стране такое беснование?
Я с Вами абсолютно согласна в том, что Вы написали НАТАЛИИ. А вот у ЛАРИСЫ не написано, что закон исключает любовь. Если, например, дитя лет 15-ти любит кошку, но ему захотелось, чтоб она была ещё красивее (на его взгляд), без хвоста, - и отрубает топориком хвост любимой кошке. Не смотря на то, что это обсуждалось с родителями и он точно знает, что они запретили ему это делать. Разговоры - уговоры не помогли...И будет упорствовать в том, что он прав... Как с ним надо поступить? По-моему, надо ЛЮБЯ, обязательно наказать, по закону. Нет?
Александр Волошин: согласен
В мире вообще нет ничего точного. Вопрос приближений. Юлианский календарь это первое приближение, григорианский второй, новоюлианский календарь максимально точен (разность между тропическим годом и годом в новоюлианском календаре составляет менее 2 секунд, для сравнения разность между тропическим годом и годом в юлианском календаре 11 минут).
"Отцы Церкви, установившие церковный календарь, прекрасно знали о неточности привязки весеннего равноденствия к определенной календарной дате и, тем не менее, пошли на это." Докажите это. Где это документально зафиксировано????
Аргументация "звездным годом" вообще нелогична. А давайте жить по звездным суткам которые составляют 23ч 56м.
2) Я не буду заглядывать в будущее на 3000 лет как хочет автор. Я загляну всего лишь на 85 лет вперед. Начиная с 2101 года Пасха будет праздноваться по понедельникам. Как мы будем совмещать работу и праздник? Как Церковь выйдет из этой ситуации?
Вот здесь и будет карикатура. Начиная с 2101 года Церковь будет жить по григорианскому календарю с разницей в 13 дней, но это уже будет не юлианский календарь. Также как например открываешь молитвослов, а там карикатура на славянский язык, русскими буквами записана транскрипция церковнославянского. Самая беспощадная карикатура!!! Вы боитесь раскола? Вы просто откладываете вопрос и перекладываете ответственность на плечи потомков.
Нашим консерваторам необходимо умерить пыл!
Не встал бы вопрос о календаре, если бы на православных страницах не появлялись бы "статьи-инструкции" как встречать Новый год, если бы пастыри отнеслись с должным пониманием к людям, проявили должную икономию к большинству тех кто новый год празднует!!!
Обсуждать вопрос календарной реформы всеправославный собор возможно и будет, однако проводить такую реформу не в его силах. Да и в связи с последними событиями, непонятно, состоится ли он.
Мы так стремимся угодить нашим ближним, что в этом стремлении скоро сравняемся с толерантным обществом, которое, чтобы угодить своим ближним, готово отказаться от Христа, и от Рождества, в том числе.
Ничто, кроме нашей нерадивости и маловерия не мешает нам вечером 31декабря сходить на Новогодний молебен, в 23ч. тихо-мирно проводить старый год, перед боем курантов послушать президента, встретить Новый год бокалом шампанского, закусить легкими салатами, фруктами - да и лечь спать под грохот канонад. (Если не идёте на ночную Литургию). В чём тут грех? А 5января вечером поставить ёлку, положить под неё подарки, приготовить сочиво, 6 утром сходить в храм, до первой звезды попоститься, потом поесть сочиво, приготовить угощение на праздничный стол, а в полночь пойти в храм на праздничную Литургию и Причаститься! И потом разговеться! А 7 вечером, на Рождество, пригласить гостей и весело-весело (без излишеств!) отметить праздник! Ну а православным, проживающим за рубежами своей Родины, надо приспосабливаться, знали, на что шли, когда покидали Россию... Да, это издержки, но с ними приходиться мириться. Мало ли православных работают на праздники? И принимают это как послушание. Сочувствую, но такова жизнь, на всё воля Божия. Простите!
Некоторые благочестивые приходы устраивают ночные богослужения 31 декабря, чтобы отделить церковное от мирского.
То есть, когда календарь учитывает не просто движение Земли вокруг Солнца (как григорианский), но еще и расположение Солнца относительно звезд (юлианский или старый стиль), то он больше соответствует Св. Писанию.
Конечно в быту очень трудно удержаться от новогодних соблазнов, но если я согрешу, то лучше пойду на исповедь и покаюсь, чем приму новый календарь. Помощи Божией всем: и мирянам, и пастырям
От кого это зависит - не вводите новый церковный календарь!
Благодатный огонь не сходил бы на нашу Пасху Православную, если бы у нас неправильно было!
У нас даже погода соответствует старому календарю.
Простите, если резко. И Патриарх Пимен был против!
У нас в семье есть финны, так они празднуют Рождество и 25 декабря, и 7 января. И никаких проблем.
К сожалению, автор статьи не ответил на несколько других аргументов в пользу отказа от старого стиля.
1) Это избавило бы всех нас от "календарного раздвоения личности", когда мы заявляем, что живём по юлианскому календарю, а фактически живём по новому стилю: новым стилем датируются все церковные документы, даже в официальном патриархийном календаре указываются две даты.
2) Вернуло бы символику установленной церковью дате празднования Рождества Христова.
"25 декабря в северном полушарии – день зимнего солнцеворота, день начала наступления света на темноту ночи после зимнего солнцестояния. Т.о. теряется знаменательная богословская символика победы Солнца над зимней тьмой, которая явилась для великих христианских богословов решающей в определении времени празднования дня Рождения Христа.
«В этот день, – говорит святитель Григорий Нисский, – тьма начинает уменьшаться, и при возрастающем солнечном свете мера ночи сокращается. Не случайно, братья, и не сам собою установлен такой порядок во время праздника, когда Христос является среди человеческой жизни, но сотворенный Богом мир через эти явления открывает внимательным людям свою тайну»".
3) Постепенно удалось бы преодолеть "большевистскую рокировку" НГ и РХ, которая привела к тому, что главным праздником стал НГ и он перетянул на себя рождественские традиции (ёлку, звезду, атмосферу главного праздника в году для многих православных в т.ч.). Даже консерваторы признают, что это привело к "маргинализации церкви", вытеснению её из общественной жизни.
Избавило бы нас от компромиссов, которые лишают Рождество Христово миссионерской составляющей. Например, ёлка становится новогодней, а не рождественской; молебны служатся по случаю новостильного Нового года, Святейший Патриарх поздравляет россиян с Новым годом так же по новому стилю.
4) Нам (не живущим в монастырях и уединении), а особенно нашим детям, не пришлось бы думать о второстепенном (как бы и ближних не обидеть, и не оскоромиться) в преддверии Рождества Христова.
5) Восстановилось бы календарное единство с большинством поместных Православных церквей.
Их с каждым годом становится всё больше, "кузница кадров" о.Георгия Кочеткова действует безотказно, с очень хорошей отдачей... Увы. И они очень активные!(Это как молодая Америка. Наглая и напористая). Поэтому надо с ними держать ухо востро, постоянно отслеживать малейшие колебания и незамедлительно давать отпор. Простите!
по моему мнению Христос пришел для всех и в первую очередь для грешников и мы(Христиане) как Христос должны помогать людям стать на путь истинный.Конечно ,что главнее должны выбирать люди наделенные церковной властью с помощью Божей.Мы молимся о соеденении церквей а хотим все свое а других которые тоже хотят свое мы осуждаем.Всем приятного поста
/Есть четвертая альтернатива (я отнюдь не призываю этому следовать)- вычислять пасхалию астрономическим образом. Правило вычисления Паси вообще никакой календарь не упоминает./ А календарь на чем построен? На движении небесных (астрономических) тел? Или это такая картонка с циферками, которую изобрели в типографии? Вы вообще себя читаете, Елена Михейлис? У вас одно предложение отрицает другое.
/Когда храмы строить и военными успехами на Украине и Сирии тешится так мы вроде и с государством а как календарь ни,ни.// Это какие у нас военные успехи на Украине? И когда это государство требовало запретить старый стиль? //Еще раз простите меня и пожалуста не проклинайте за то что вякнул.// На вашей совести.
/Прости меня, Господи, но что же у нас, православных в мыслях.../ - да кто сказал, что это православные пишут? «Мы хотим как лучше, это всё ради объединения, ради детей»… ложь и лицемерие. А если не ложь, то недальновидная инициатива. Чтобы отпрыску своему угодить подарочком сегодня, готовы с лёгкостью разрушить завтра.
Пастыри чем меньше паствы тем лутше наверно.Как хорошо- церковь для бабушек,ладно когда гонения а счас полутше но не совсем.
Скоро Новый год и милионы христиан в РФ будут тешить врага рода человеческого своим поведением.
Когда храмы строить и военными успехами на Украине и Сирии тешится так мы вроде и с государством а как календарь ни,ни.
Еще раз простите меня и пожалуста не проклинайте за то что вякнул.
Буддистский Праздник Белого месяца - восточный Новый год по лунному календарю, официально отмечаемый в некоторых регионах России, каждый год приходится на разные зимние дни, но никто не просит установить его в один конкретный день, например рядом с 23 февраля - чтоб продлить праздники. Никому в голову не приходит просить совместить его с китайским новым годом (они часто в разные дни)... Прости меня, Господи, но что же у нас, православных в мыслях...
Кстати, по поводу задачки: увидел в некоторых источниках, что Рождество (без претензии на изменение календаря) относят к осенним месяцам, основываясь на сомнительных вычислениях служения Захарии из Авиевой чреды. Найдя более или менее точные данные, которые относились к разрушению Второго храма, написал небольшой скриптик, который вычислял возможные даты начала служения Захарии для заданных годов. Впрочем, учитывая жребий, данные могут быть не точны, плюс, не известен точный год Рождества, но для нескольких предположительных годов получилось, что Рождество на сентябрь-октябрь точно выпадать не может. Вопрос, скорее, логических задач, поскольку в нашем случае событие важнее даты.